АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама 303-307 АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом 307-308 309-310 АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола АДОПЦИАНСТВО общее название христологических ересей, которые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа 310-311 312-313 314-315 315-316 316-317 317-319 319-320 АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) 320-321 АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 322-323 323-324 325-326 АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви 326-327 327-329 329-330 АЗАРИЯ (Азарий; после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств 330-332 АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом 332-333 333-334 334-335 335-337 337-338 АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни |
2 . Флорищева пустынь, Украина (Чернигов). 3 . Житие преподобного Илариона Суздальского; «Ди-ариуш» преподобного Афанасия Брестского, житие и описание его кончины; житие преподобного Макария Овручского. 3-е поколение 1 . Святитель Димитрий Ростовский , святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоанн Тобольский , Досифей Иерусалимский, блаженный Иларион Суздальский. 2 . Украина (Киев, Чернигов). 3 . Житие и творения святителя Димитрия Ростовского и других указанных святых и писателей. XVIII век 1-е поколение 1 . Старец Иоанн Саровский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, старец Иов Соловецкий (Анзер-ский), преподобный Акакий Афонский, святитель Димитрий Ростовский . 2 . Средняя Россия, Афон, Сибирь. 3 . Автобиография Иоанна Саровского, его «Устав Саровской пустыни» и другие творения; творения святителя Иоанна Тобольского , святителя Димитрия Ростовского (поздние), жизнеописания Иова Соловецкого и преподобного Акакия Афонского (Афонский Патерик и у Григоровича-Барского). 2-е поколение 1 . Молдавские старцы – Михаил, Василий Мерлополянский, старец Паисий Величковский ; святитель Иоасаф Белгородский , старец Ефрем Саровский, старец Досифей Киевский. 2 . Молдавия, Афон, Саров, Украина. 3 . Жизнеописание Паисия Величковского с приложениями (творения Василия Мерлополянского); житие и другие сведения о святителе Иоасафе Белгородском (собранные кн. Жеваховым); Описание Саровской Пустыни (о старце Ефреме и других Саровских старцах); Жизнь Досифея Киевского (в рукописи Синодальной библиотеки). 3-е поколение 1 . Саровские старцы – Пахомий, Назарий Валаамский, Феодор Санаксарский ; святитель Тихон Воронежский, митрополит Гавриил Новгородский, старец Паисий Величковский , подвижники Брянских лесов – старцы Адриан, Василиск, Никодим Святогорец . 2 . Саров, Воронеж, северная Россия, Афон, Молдавия. 3 . Описание Саровской Пустыни и житие преподобного Серафима; жизнеописание Феодора Санаксарского и воспоминания архимандрита Феофана Новоезерского; воспоминания келейника святителя Тихона Воронежского, его житие и творения; жизнеописание и письма митрополита Гавриила; жизнеописание и творения Паисия Величковского ; жизнеописание Зосимы Верховского и написанное им житие старца Василиска. XIX век |
Данный том не просто знакомит нас с памятниками русской агиографии, но и открывает в ряде случаев малоизученную, а порой и вообще доселе неведомую страницу истории словесности, ибо некоторые жития публикуются впервые, другие – по единственным сохранившимся спискам. Том отражает результаты источниковедческих и текстологических разысканий последних десятилетий. Большинство из публикуемых в томе памятников – это жития основателей монастырей, что придает материалам тома особую познавательную ценность: ведь речь идет не только о подвижниках и аскетах, но и об активных деятелях Русской церкви. И хотя описываемые в житиях события развертываются на бескрайных российских просторах, создается впечатление некоего замкнутого пространства, объединенного духовной общностью: все монастыри, и давно существующие, и вновь создаваемые, тесно связаны друг с другом, и этим связующим звеном оказываются преподобные подвижники и их ученики. Действительно, один из основателей знаменитого Соловецкого монастыря был постриженником монастыря Кирилло-Белозерского и, вероятно, учеником самого Кирилла. Основатель монастыря на острове Коневец Арсений – постриженник Лисицкого монастыря, что под Новгородом, прошедший к тому же школу духовного совершенствования и устройства монастырского жития на Афоне. Ученики Корнилия Комельского – Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский – основывали монастыри в Костроме, Пошехонье, на берегах озера Белого и в других областях Северной Руси, подобно тому как столетием ранее ученики Сергия Радонежского создали созвездие подмосковных монастырей. Но святые отцы не всегда оставались замкнутыми в тишине своих келий: они постоянно оказывались участниками бурной политической жизни: Мартиниан Белозерский приютил и духовно поддержал Василия Темного, свергнутого своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой, Кассиан Босой был приглашен стать восприемником от купели будущего царя Ивана Грозного, а соловецкий игумен Филипп, ставший митрополитом всея Руси, поплатился жизнью за то, что с величайшим достоинством и мужеством пытался отвратить того же царя от его кровавых деяний. В житиях этого времени мы встретим немало отзвуков мирской, политической и военной жизни эпохи. |
В то же время Его Величество изволил приказать, устроить за монастырем, на берегу близ пристани часовню, и в ней поставить Крест, которая по устроении и ныне существует в память первого его пришествия. По отбытии Его Величества из монастыря в Архангельск, вскоре по Высочайшему Указу выдано в сем городе, для монастыря ржи 3000 четвертей, за выданный хлеб из монастырских житниц Двинским стрельцам в помесячный корм, стоявшим на Соловецком острове и в Сумском остроге, во время мятежа рас- кольствующих монахов. Тогож 7202 (1694) года великий Господин Святейший Кир Адриан, Архиепископ Московский и всея России Патриарх, пожаловал в Соловецкий монастырь напрестольное Евангелие, печатанное на Александрийской буммге, в десть. 7203 (1695) Года, по Указу Великих Государей Царей Иоанна Алексеевич а, и Петра Алексеевича, всея России Самодержцев, выдано в Соловецкий монастырь на иконостасное в соборной Преображенской церкви строение денег в Москве 200 рублей, да на Двине из таможенных доходов 400 рублей; иконостас сей поставлен по благословенной грамоте Преосвященного Афанасия, Архиепископа Холмогорского, 7205 (1697) года, Мая 11-го дня. В том же году, по Указу Великих Государей, приписана к Соловецкому монастырио Аврамиева Чухломская великая пустынь положения Пояса Пресвятыя Богородицы, с принадлежащею к ней землею и крестьянами. 7207 (1699) Года Святейший Патриарх Адриан пожаловал в Соловецкий монастырь денег 50 рублей. Тогож года Великий Государь Царь Петр Алексеевич повелел приписать к Соловецкому монастырю Марчуговскую пустынь, находящуюся в Московском уезде Вохонския десятицы, на берегу реки Москвы, на месте называемом Красным холмом; а при ней пашенные и непашенные земли со всеми угодьями и крестьянами. |
В Патриаршество Адриана состоялись два Собора (оба в 1698 ). На Соборе в июне рассматривалось дело диакона Петра Артемьева , принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом – в Соловецкий монастырь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными. Важным памятником деятельности Адриана по управлению Церковью является «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (конец 1697 ), определявший сферы обязанностей, с одной стороны, выборных поповских старост и, с другой – назначавшихся архиереем благочинных. «Управители» (благочинные) должны были, в соответствии с «Наказом» разбирать определенного рода тяжбы между клириками, надзирать за епархиальным духовенством, за правильностью совершения богослужения, за благочестием паствы, а также за своевременным сбором податей. Сбором податей занимались поповские старосты, являвшиеся, по «Наказу», посредниками между «управителями» и духовенством. Поповские старосты должны были защищать интересы духовенства в суде, а также сообщать в Патриаршие приказы о злоупотреблениях «управителей». «Наказ» устанавливал сферы компетенции епархиального и Патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей. К «Наказу» прилагались 13 статей указа Петра о замене во всяких делах судов и очных ставок (т. е. состязательного судебного процесса) розыском (расследованием). В 1700 г. в связи с подготовкой нового государственного уложения по поручению Патриарха Адриана были составлены «Статьи о святительских судах» («О святых судах») с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве. Сохранилась обширная переписка Патриарха Адриана в связи с управлением Киевской митрополией. Своим невмешательством в церковный суд митрополии Патриарх Адриан способствовал укреплению авторитета Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) . Патриарх Адриан издал распоряжение запретить служение в церквах странствовавшим по Украине многочисленным «неведомым греческим архиереям» и определить их на жительство в монастыри. |
При его настоятельстве приписана была к обители пустынь Зосимо-Савватиевская, в архангельских пределах, и открыта новая епархия Холмогорская, для охранения поморья северного от раскола: таким образом, Соловецкий монастырь поступил из-под ведения митрополитов новгородских к архиепископам холмогорским; первый из них Афанасий, знаменитый защитник православия на Соборе Московском, посетил обитель, чтобы поклониться мощам преподобных ее основателей. Новый архимандрит Фирс, из казначеев соловецких, удостоился чести быть посвященным в сан сей патриархом Иоакимом и дважды имел счастье принимать в стенах своих Державного посетителя; великого Петра. В первый раз Государь прибыл на яхте из Архангельска, в 1694 году июня 7-го, вместе с архиепископом Афанасием и немногими боярами, и во время трехдневного пребывания осыпал царскими щедротами обитель. Еще прежде возвращены были ей, по указам обоих царей, Иоанна и Петра, 40000 рублей, заимообразно взятые из нее родителем их, на военные издержки; тогда же пожертвовал Государь более 1000 рублей на монастырь, велел выдать 3000 мер ржи из Архангельска, в подаяние братии, а на память своего посещения поставил крест в часовне, у самой пристани. По случаю сего царского посещения патриарх Адриан прислал со своей стороны богатое Евангелие, в благословение обители, и от обоих государей было пожертвовано до 600 рублей на устроение нового иконостаса в Спасском соборе, и приписаны еще две пустыни к монастырю, Чухломская и Маркучинская. В начале нового столетия произошло чудное знамение в обители Соловецкой: сентября 6-го 1701 года, на память чуда Архангела Михаила, во время божественной литургии, ударила молния в соборную главу Спасова храма и, к ужасу предстоявших, опалила местами иконостас, сорвала с цепи лампаду и выбила плиты из помоста; в алтаре, у служившего иеромонаха Маркелла, который впоследствии был игуменом, той же молнией разорвало сапог и, что изумительно, не повредило ему ноги; храм весь наполнился дымом, однако божественная служба не прекратилась и вся братия с умилением воспела благодарственный молебен за свое спасение. |
пустынь, Украина (Чернигов). преподобного Илариона Суздальского; «Ди–ариуш» преподобного Афанасия Брестского, житие и описание его кончины; житие преподобного Макария Овручского. 3–е поколение Димитрий Ростовский, святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоанн Тобольский, До–сифей Иерусалимский, блаженный Иларион Суздальский. (Киев, Чернигов). и творения святителя Димитрия Ростовского и других указанных святых и писателей. XVIII век 1–е поколение Иоанн Саровский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, старец Иов Соловецкий (Анзер–ский), преподобный Акакий Афонский, святитель Димитрий Ростовский. Россия, Афон, Сибирь. Иоанна Саровского, его «Устав Саровской пустыни» и другие творения; творения святителя Иоанна Тобольского, святителя Димитрия Ростовского (поздние), жизнеописания Иова Соловецкого и преподобного Акакия Афонского (Афонский Патерик и у Григоровича–Барского). 2–е поколение Михаил, Василий Мерлопо–лянский, старец Паисий Величковский; святитель Иоасаф Белгородский, старец Ефрем Саровский, старец Досифей Киевский. Афон, Саров, Украина. Паисия Величковского с приложениями (творения Василия Мерлополянского); житие и другие сведения о святителе Иоасафе Белгородском (собранные кн. Жеваховым); Описание Саровской Пустыни (о старце Ефреме и других Саровских старцах); Жизнь Досифея Киевского (в рукописи Синодальной библиотеки). 3–е поколение Пахомий, Назарий Валаамский, Феодор Санаксарский; святитель Тихон Воронежский, митрополит Гавриил Новгородский, старец Паисий Величковский, подвижники Брянских старцы Адриан, Василиск, Никодим Святогорец. Воронеж, северная Россия, Афон, Молдавия. Саровской Пустыни и житие преподобного Серафима; жизнеописание Феодора Санаксарского и воспоминания архимандрита Феофана Новоезерского; воспоминания келейника святителя Тихона Воронежского, его житие и творения; жизнеописание и письма митрополита Гавриила; жизнеописание и творения Паисия Величковского; жизнеописание Зосимы Верховского и написанное им житие старца Василиска. |
Высшей формой благочестия по-прежнему была жизнь монашеская; в XVII веке появилось до 220 новых обителей. Много было в них монахов недостойных, вызывавших против себя сильные обличения со стороны и духовной и светской власти, но не оскудевала Русская церковь и истинными подвижниками, которых по кончине их доселе чтит в лике своих святых. Таковы: Василий Мангазейский Галактион и Иосиф Вологодские Иринарх Ростовский Адриан Монзенский Прокопий Вятский юродивый Иринарх Соловецкий Дионисий Троицкий Никодим Кожеезерский Елеазар Анзерский Максим и Андрей Тотемские, Макарий Коневский и многие другие. Не упоминаем уже о высоких иноческих добродетелях многих русских святителей. Но высшая степень развития всего этого исключительно религиозного уклада русской жизни была вместе с тем и началом его разложения. В нем недоставало образования, которое сообщало бы ему должную сознательность, разумность и внутреннюю силу, и без которого сама религия превращалась среди него в одну слепую приверженность к формам, обрядам. Уклад этот мог безопасно держаться в стране замкнутой, не тревожимой ни внешними влияниями, ни сравнением своего с чужим, ни возникавшими отсюда беспокойными вопросами и критикой; но Россия стала терять свой замкнутый характер еще в XVI веке, а с XVII века подверглась непрерывному напору внешних влияний и с из Греции, и с от Польши и немцев. Неподвижная прежде жизнь ее всколыхнулась и пришла в сильное и беспокойное волнение. При царе Борисе в смутное время наплыв в Россию иноземцев чрезвычайно усилился и производил большой соблазн в православных людях; некоторые православные стали подражать иноземным обычаям и даже брить себе бороды. Но заимствуя иноземные обычаи, русский человек, по известному уже нам смешению внешних форм жизни с верой, заимствовал от иноземцев иногда и их религиозные верования, а особенно противообрядовое протестанское вольнодумство. |
Кроме этих пустынников в диком лесу Соловецкого острова, предание называет многих других подвижников, искавших спасения в самом строгом безмолвии. Таков был Адриан, живший близ озера в самой середине острова, в двух верстах от кельи, выстроенной игуменом Иринархом, и проводивший строгую подвижническую жизнь; здесь он скончался и погребен в пустыне. Мирянин Савва, бывший в числе труждающихся в обители, удалился в леса на Соловецком острове и подвизался одиннадцать лет, ведомый только единому Богу. По смерти же, в игуменство Рафаила, он был погребен близ Дамианской кельи (1633–1636). Подле Саввинской кельи отшельничал монах Нестор, день и ночь подвизаясь в молитве и посте. По смерти он также погребен близ Дамиановой пустыни. Никифор, сын новгородского иерея, пришел в обитель еще в молодых годах. Он молил настоятеля постричь его, но юность и красота его заставили отклонить такое желание. Отказ только усилил в юноше рвение к иноческой жизни. С приезжими из Новгорода он получил от своих родителей письмо, в котором звали его скорее воротиться домой. «Скажите родителям, – отвечал он подателям письма, – что они более не увидят меня в этой жизни: мы свидимся там, за гробом». Никифор продолжал трудиться для монастыря с другими, соблюдая строгий пост; для сна он никогда не ложился, но сидя отдыхал немного. В часы досуга он любил читать житие Марка Фраческого: образ этого пустынножителя глубоко впечатлился в нем и влек его к отшельнической жизни. Однажды, при всех, Никифор вскочил со стула, осенил себя крестным знамением, снял пояс, сандалии, в одной серой свитке побежал в лес и пробыл в пустыне на Соловецком острове 12 лет в посте, молитве и коленопреклонениях. Тогда один пустынник постриг его в иночество. Проведя три года в иноческих подвигах, он скончался в неделю цветоносную. Были отшельники, коих имена ведомы одному Богу. Соловецкий инок, по нуждам обители ходя по острову, от усталости хотел отдохнуть подле одной крутой горы. Собираясь прилечь на землю, он перекрестился и вслух произнес Иисусову молитву. Вдруг с высоты горы из расселины он слышит: «Аминь». Не веря своему слуху, он в другой и в третий раз произносит молитву и опять слышит то же: «Аминь». |
Означенная депутация после обычных приветствий патриарху от имени царя и духовного собора возвестила Иеремии о предстоящем наречении на российское патриаршество и просила его прибыть для того в собор, где дожидали уже пришествия патриарха. С соборной колокольни раздался благовест сначала в меньшой колокол, а в соборе протопоп с братией начал служить молебен. Иеремия теперь во второй раз выезжал с подворья ещё с большей торжественностью; перед ним во всю дорогу шёл свещеносец с большой зажженной лампадой «с двое шанданною» 113 . Как только дали знать, что патриарх въехал в большой каменный город, тотчас зазвонили в большой колокол. У собора назначены три почётных встречи, которые должны были затмить встречу, сделанную прежде антиохийскому патриарху Иоакиму. Правда, теперь не встречал патриарха сам митрополит Московский; последнему неудобно было присутствовать в то время, когда должно решиться близко касавшееся его дело; может быть и намеренно устранено было присутствие митрополита, с одной стороны чтобы не повторился случай, бывший при Дионисии, с другой стороны может быть желали, чтоб предстоятель Русской Церкви мог приветствовать константинопольского патриарха при другой более почётной обстановке с правом сохранять атрибуты и прерогативы своей власти. Когда Иеремия подъехал к углу собора, против дверей митрополичьего двора, его приветствовали крутицкий епископ Геласий, архимандриты – спасский Сергий, симоновский Тихон, свияжский Мисаил, казанский Гермоген, соловецкий Герман, переяславский горицкий Тит, ростово-богоявленский Иосиф, смоленский борисоглебский Адриан 114 и вологодский спасокаменный Филарет, игумены – антониевский Кирилл, духовской Иона, старожевский Феодосий и старцы – пафнутиевский Аввакум, свирский Герасим. Когда патриарх подъехал к соборным дверям и поднялся на крыльце, ему сделана вторая встреча; здесь его приветствовали три епископа – смоленский Сильверст, тверской Захарий и коломенский Иосиф, два архимандрита – юрьевский Мисаил и чудовский Феодосий и три игумена – хутынский Сильвестр, пафнутиевский Варлаам и иосифовский Левкий. |
|