001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Адрианримский император (117–138 гг. н.э.). Являясь наместником Сирии, был провозглашён императором сирийскими легионами. Политика Адриана сильно отличалась от завоевательных принципов, которые проводил Траян. Адриан отказался от Ассирии и Месопотамии, вернув их парфянам, Армения тоже вышла из состава провинций и считалась только протекторатом Рима. Очень много путешествовал – Галлия, Британия, Испания, Африка, Сирия. В 130 году Адриан посетил Иерусалим, который лежал в развалинах с 79 года и принял решение возвести на этом месте город под названием Aelia Capitolina, а на месте храма Соломона возвести храм в честь Юпитера Капитолийского. Иудеи подняли новое восстание, которое было подавлено с огромным трудом. Основное внимание новый император отдавал экономическому развитию провинций. По всей стране строились театры, библиотеки, города украшались множеством статуй. Адриан высоко ценил греческую культуру, поощряя искусства, поэзию, философию. Умер в 138 г., оставив наследником усыновленного им Антонина Пия. Марк Аврелий – римский император (161–180 гг. н.э.), в 138 г. был усыновлен Антонином Пием, который был его предшественником на троне (138–161 гг.). Подобно Антонину Пию, опирался на сенаторское сословие и во внутренней политике стремился к упорядочению законодательства и бюрократического аппарата. Марк Аврелий известен как высоконравственный, гуманный, хорошо образованный человек. По своим философским взглядам был убежденным и непреклонный стоиком, ненавидевшим насилие и войны, но по иронии судьбы беспрерывно воевавший. С 162 г. по 166 г. вел войну с парфянами, окончившуюся восстановлением протектората над Арменией и захватом Месопотамии; с 166 по 180 гг. – т. н. Маркоманскую войну с вторгшимися в придунайские провинции германцами и сарматами. Постоянные войны привели к ослаблению империи, вызвали эпидемии и обнищание населения. Умер в 180 г. Каракалла – римский император (211–217 гг. н.э.), старший сын уроженца Африки, императора Септимия Севера. Получил отличное образование, прекрасно знал греческую литературу, однако впоследствии стал презирать ученость и ученых. Отличаясь грубой внешностью и жестоким характером, Каракалла явился прямым или косвенным виновником смерти своих тестя, жены, зятя и брата, его подозревали также в попытках приблизить смерть отца. Финансовая политика Каракаллы, его постоянные подачки армии, от которой он полностью зависел, и возведение огромных общественных сооружений, таких как грандиозные термы Каракаллы в Риме, истощили государственную казну. В 217 г. Каракалла был убит в месопотамской пустыне одним из своих полководцев.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tserkvej-apo...

Восемнадцатый день. Поучение 2-ое. Св. мучен. Леонтий. (Побеждающая сила христианской доброты). I. Св. мучен. Леонтий, память коего совершается ныне, был грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедывал христианскую веру. Вот как он удостоился венца мученического вместе с двумя воинами – христианами, из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал трибуна Ипатия с воинами за ним. Около города сам Леонтий встретил их с воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха, предложил им трапезу, принял их с таким радушием, с каким принимаем своих дорогих друзей, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий, друг не языческих богов, а христианскаго. Тогда Ипатий и воин Феодул упали к его ногам и сказали: «и мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; св. Леонтий призвал имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и таким образом крестил их. Но вот прибыл в Триполи и сам Адриан, и сильно разгневался на Леонтия, Ипатия и Феодула. «Кто ты таков и какими волшебными средствами отвратил верных царских слуг от язычества к христианству?» спросил Адриан Леонтия. «Я воин Христов и сын Света, просвещающего всякого человекаа. – «А вы ради чего отреклись от отеческих преданий и изменили царю?» спросил также Адриан Ипатия и Феодула. – «Ради того, что мы получили гораздо лучшую награду от Царя небеснаго»; отвечали они. Адриан приказал жестоко мучить всех их, и затем Ипатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами. II. В этом рассказе видите вы, братия мои, «силу христианской доброты», побеждающей самых грубых, самых черствых язычников – врагов. Эта доброта христианская весьма содействовала успехам распространения христианского учения между язычниками.

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/poln...

АНТОНИН ПИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Голова Антонина Пия. Мрамор. II в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия-Климента, Зал греческого креста, 67 Цезарь Тит Элий Адриан Антонин Август (лат. Antoninus Pius; Caesar Titus Aelius Adrianus Antoninus Augustus; 86 - 161 ), римский император с 19 июля 138 года Родился 19 сентября 86 года в Немаузе (совр. Ним , Юж. Франция), в галльской сенаторской семье. Его дед, Тит Аврелий-Фульвий, был консулом. В 120 году Антонин принадлежал к числу тех консулариев, которых Адриан поставил во главе четырех образованных в Италии судебных округов; затем в 128 году Антонин был наместником в Азии. В 130 - 135 годах - проконсул провинции Азия. От брака с Фаустиной у него было четверо детей, которые все рано умерли, за исключением дочери Фаустины, ставшей впоследствии женой Марка Аврелия . 25 февраля 138 года император Адриан усыновил Антония, а тот, с своей стороны, в том же году усыновил Л. Вера и М. Анния Вера (Марка Аврелия). После смерти приемного отца, имп. Адриана , Антонин добился его обожествления, за что получил от сената титул Пий (лат. pius - благочестивый, исполняющий долг в отношении богов). 19 июля 138 года провозглашен римским императором. Провел административные реформы: разделил четыре округа под управлением проконсулов, отдал Италию под управление римского сената, что несколько ограничило полномочия императора. Его мудрая бережливость позволяла ему быть щедрым и благотворительным; тем не менее, он накопил большую казну. Антоний вел мало войн на окраинах государства, но все же расширил римскую область в Британии. При нем Римская империя сохраняла свои владения и укрепила границы (строительство оборонительного Антонинова вала к северу от вала Адриана в совр. Шотландии ), но восстания в некоторых провинциях предвещали конец стабильности. При Антонине Пие не проводилось систематических преследований христиан, хотя были отдельные случаи произвола местных властей. По сообщению Мелитона, еп. Сардского , в нескольких рескриптах, отправленных в Азию, Антонин Пий запрещал прибегать к насильственным мерам против христиан. Христианские философы святые Иустин и Аристид Афинский обращались к императору с апологиями христианства .

https://drevo-info.ru/articles/13680064.html

Адриан П. Элий, римский император (117–138); род. в Риме 24 января, 76 г.; испанского происхождения; родственник Траяна, который усыновил его на смертном одре. Это был блестяще одаренный и хорошо образованный человек, превосходный воин, знакомый почти со всеми науками, обладавший чудесною памятью и бойким остроумием, красивый и благодушный. При всем том, в его характере не было цельности и твердости, и поддаваясь различным увлечениям, он наконец потерялся в самопротиворечиях. Свое царствование он начал тем, что отказался от завоеваний Траяна, – Месопотамии, Ассирии и Армении, – что представляло дотоле неслыханное явление в летописях Рима. Его политикой было сплотить, а не расширять империю, и первым условием для такой политики было достигнуть строго естественных границ. Время с 121 по 134 г. он провел в путешествии, причем сам смотрел за всем, восстановлял, что находилось в упадке, и начинал новые предприятия. В течение его царствования было воздвигнуто множество новых зданий, и его влияние на римское законодательство, касавшееся положения рабов, военных дел, способов судебной процедуры, администрации и проч., было весьма замечательно. Но он возвратился в Рим, пораженный неизлечимой болезнью, и поддался меланхолии. Он умер в Байях, 10 июля 138 г., будучи бременем для себя и для своих друзей, и погребен был в огромном мавзолее, – Moles Hadriani, теперешнем замке Ангела, который он построил себе в Риме. Касательно его отношений к евреям, см. п. сл. Бар.-Когба, и Израиль, в отделе после-библейской истории. Что касается его отношения к христианству, то некоторые писатели считают его ежесточенным врагом, и говорят о четвертом так называемом Адриановом гонении; другие считают его другом их, и делают его виновником первого эдикта о веротерпимости.

https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-b...

Лучшим доказательством толерантного отношения Адриана к христианству является его письмо к Минуцию Фундану, малоазийскому проконсулу. Содержание его следующее: «Я получил письмо знаменитого предшественника твоего Серенния Грациана и не считаю возможным это дело оставить без ответа, чтобы и людей не подвергать тревоге и клеветникам не давать повода грабить. Если жители провинции открыто желают вести дело против христиан и в состоянии будут на суде уличить их, то я им этого не запрещаю; только крики и вопли не дозволяются (precibus autem in hoc solis et acclamationibus uti eis non cp. vanae vocis populi). Во всяком случае, если кто пожелает обвинить их, то нужно справедливо расследовать возводимые на них обвинения. Таким образом, если кто обвинит вышеупомянутых людей и докажет, что они делают что-нибудь противозаконное, то ты наложишь наказание, смотря по силе преступления. Но, если кто обвинит кого-нибудь из них и окажется клеветником, клянусь Геркулесом, ты должен наказать его за такое негодное дело». Подобно Траяну, Адриан хочет новым своим узаконением поставить процесс против христиан в строго-формальные рамки и этим ограничить их число, уничтожая наказуемость христианства по существу. Против христиан бывали взрывы народной ненависти. По ним не нужно учинять процесса против христиан. Траян, ограничивая процесс против христиан (conquirendi non sunt) оставил способы обвинения не разъясненными. Адриан идет дальше и, отвергая вопли (acclamationes) и клевету, узаконивает единственно правильную формулу обвинения чрез accusator a, ограждая наказанием возможность клеветы (calumnia) с противной стороны… Мучеником при Адриане был 7-ой римский епископ Телесфор (Евс. V,6). Преемником Адриана был Антонин Пий человек мягкий и доступный для всех.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69777

Адриан в ответе преемнику Граниана проконсулу Минуцию Фундату ставил в обязанность правильное судопроизводство, «чтобы и людей не подвергать тревоге и клеветникам не дать повода грабить». «Если жители провинции, — пишет Адриан, — желают открыто вести дело против христиан и в состоянии будут на суде уличить их в чем-нибудь, я этого не воспрещаю им. Но только просьбы и только вопли (толпы) не дозволяются». Добросовестные правители провинции так и поступали. Проконсул Веспроний Кандид отпустил одного христианина на свободу с замечанием, что незаконно уступать воплю черни. Другой, Пудент, поступил таким же образом, когда он из присланного ему протокола увидел, что на обвиняемого сделано было нападение с яростными угрозами, и объявил, что, не имея определенного обвинителя, он не может по законам подвергать человека суду. не все наместники так поступали. Мученические акты упоминают о мучении этого времени. По свидетельству св. Иринея, епископа Лионского, при императоре Адриане претерпел мученическую кончину римский епископ Телесфор (около 135 г.). Рассказывают и о мученичестве матери семи сыновей, напоминающей мать братьев Маккавеев. Она называлась Симфороза. Муж ее Гетулий и брат ее Аматий были казнены за веру Христову, и ей с сыновьями предоставлено было на выбор — или принести жертву, или умереть. Она осталась твердою и отвечала судье: «Ты думаешь обратить меня страхом, между тем как я питаю единственное желание упокоиться в мире с моим мужем Гетулием, которого ты умертвил ради имени Христа». Она была утоплена, и затем все семь ее сыновей один за другим были умерщвлены различным образом. Малой Азии проконсул Аррий Антонин (впоследствии император Антонин Пий) предал мученической смерти нескольких христиан.

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/3048

Однако нельзя подходить к разным людям с одной меркой, и поэтому мы отнюдь не требуем насильственного отречения от мирского и светского искусства. Это не должно быть преждевременным. Религия – это новая жизнь, и душа ищет в ней живого содержания, которого не может дать ей мир. О храме Венеры на Голгофе После распятия Христа Спасителя Голгофа стала главной святыней Новозаветной Церкви. По преданию, туда часто приходила молиться Божия Матерь. К Голгофе совершали паломничество христиане, жившие в Палестине и за ее пределами. Это было вскоре замечено врагами Христа, и они решили превратить Голгофу в свалку для вывозившегося из города мусора. Но Голгофа оставалась святыней. В глазах христиан это надругательство было как бы продолжением страданий Христа. Поруганная Голгофа напоминала о том, что Сын Божий был предан самой позорной и унизительной казни, но это унижение стало вечной славой Спасителя. Во II веке римский император Адриан, сломив отчаянное сопротивление иудеев во главе с Варкохбой, овладел Иерусалимом. Иерусалим – мир Божий – он переименовал в Элий – город солнца и, чтобы прекратить паломничество христиан к Голгофе, расчистил ее от мусора и поставил на холме храм Венеры. Знал ли Адриан, что он делал – неизвестно. Римский император по своему положению был главным жрецом Империи – понтификом и поэтому находился включенным в поле демонических сил, являясь медиумом осознаваемых или неосознаваемых им сатанинских планов. Если он сознательно поставил на месте Голгофы храм Венеры-Афродиты, то мы должны приписать ему сатанинскую проницательность и демоническую гениальность. Культ Венеры – концентрат чувственных наслаждений – чувственным огнем угашает огонь Духа в сердце человека, ночными темными призраками изгоняет из души свет Божества. Культ похоти и блуда парализует волю человека, делает душу глухой к голосу вечности, ввергает человека в рабство материи и вещества. Блудник за пригоршню грязи, как Иуда за 30 сребренников, продает Христа; как Исав за похлебку, отказывается от своего человеческого достоинства и Божественного благословения. Демон знает, что для того, чтобы отнять у человека Бога, достаточно нравственно растлить его. Существует три вида борьбы с христианством. Во-первых – его физическое уничтожение огнем и мечом. В такой борьбе рождаются герои и трусы, мученики за веру и отступники от нее.

https://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180/html

протоиерей Виктор Ильенко Избранные жития святых для юношей Святые Мученики Адриан и Наталия Память 26 августа Римский император Максимиан был жестоким гонителем христиан. Он издал приказ разыскивать их и предавать мучениям. Однажды, когда был он на Востоке, его воины в одной из пещер, близ города Никомидии, нашли спрятавшихся там христиан. Их было более двадцати человек. Максимиан приказал мучить их до того, пока не отрекутся они от Христа. Их жгли огнём, терзали их тела крючьями, били камнями по губам, грозили отрезать языки за то, что они громко славили Христа и не хотели кланяться идолам. Потом привели их, измученных пытками, в преторию, чтобы записать их имена, как осуждённых на смертную казнь. И тут увидел святых мучеников Адриан – молодой язычник, бывший начальником того судебного учреждения, куда привели осуждённых христиан. – Скажите мне, – спросил их Адриан, – какой награды ждёте вы от Бога за все причинённые вам страдания? Не может же быть, чтобы напрасно страдали вы и умирали! – Наши страдания, – ответил один из святых мучеников, – ничего не стоят в сравнении с той славой, которая ждёт нас на небе. Нет у человека слов, чтобы рассказать о том, что приготовил Господь для любящих Его. И при этих словах Сам Господь прикоснулся к душе Адриана, и тот сказал писцам просто и спокойно: – Запишите и меня. Я христианин. Если нужно, умру с ними за имя Христово. Об этом сразу же донесли царю, и Максимиан в гневе закричал на приведенного к нему Адриана: – Ты что, сошёл с ума? Хочешь погибнуть с этими несчастными? Выбрось-ка все глупости из головы и скажи мне прямо теперь, что ты образумился. – Нет, царь, – ответил Адриан. – Именно теперь-то я и стал умным, когда поверил во Христа. Мне лишь остаётся просить Господа, чтобы простил он все мои прежние заблуждения. Тогда Максимиан, видя твёрдость Адриана, приказал заковать его в цепи и бросить в темницу с христианами. Слуга Адриана, бывший свидетелем всему этому, поспешил известить жену его Наталию обо всём, что произошло в тот день и претории в царском дворце. Ни слёз, ни рыданий – никакой скорби не проявила Наталия при этом известии. Она сама была тайная христианка, когда-то по любви вышла замуж за Адриана и была очень счастлива в семейной жизни. Она нежно любила мужа, но с ещё большей нежностью любила Господа и жила в большой надежде привести и Адриана к истиной вере. При известии, что муж её объявил себя христианином, она лишь радостно воскликнула:

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/izbran...

Дезидерий добился того, чтобы Пипин Короткий более не вмешивался в итал. дела, поручив установление контактов с лангобардами своему представителю в Риме Фульраду , аббату мон-ря св. Дионисия (Сен-Дени). Не вступая в открытое столкновение, кор. Дезидерий постепенно устанавливал контроль над городами, принадлежавшими к папским владениям или формально присоединенными к ним по договорам 754 и 756 гг. Пытаясь предотвратить конфликт с франками, Дезидерий выдал дочь замуж за сына Пипина Короткого, кор. Карла Великого (768-814, император с 800). Однако во время смуты, последовавшей за кончиной Карломана, младшего брата Карла Великого (771), Дезидерий принял его вдову Гербергу и потребовал от папы совершить коронацию его сына Пипина. Эти события совпали с разводом Карла Великого и династическим кризисом в королевстве франков. Римский папа Адриан I (772-795) подтвердил отказ предшественника короновать Пипина и настаивал на соблюдении условий договоров 754 и 756 гг. Когда лангобардское войско стало разорять папские владения, Адриан I приказал убить сторонников Дезидерия из числа рим. знати. В кон. 772 г. лангобарды вторглись на территорию Римского дуката, после чего папа отлучил Дезидерия от Церкви и обратился за помощью к Карлу Великому. Несмотря на то что король франков был вовлечен в конфликт с саксами, он лично возглавил поход франков в И. Причиной поспешной реакции Карла было не только стремление оказать поддержку Римскому понтифику и т. о. подтвердить статус короля как защитника Папского престола, но и желание избавиться от сыновей Карломана, к-рые могли претендовать на часть Франкского королевства. Франки разбили войско кор. Дезидерия; король, покинутый герцогами, укрылся в Тицине. Опасаясь нападения франков, сполетийцы обратились к папе Адриану I, который принял их под свое покровительство и назначил нового герцога. Подобным образом под власть папы перешли и др. города Центр. Италии. В 774 г. пал Тицин, после чего плененный Дезидерий был вывезен в королевство франков и заточен в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Самые рослые и красивые юноши были отобраны для триумфального шествия римлян, остальные – отправлены в оковах в Египет на каторгу, либо в Рим, где они погибали от меча гладиаторов, либо продавались в рабство. В честь своей победы римляне выпустили специальные медали, а в Риме соорудили триумфальную арку, которая сохранилась и поныне. Для охраны в Иерусалиме был оставлен десятый римский легион. В 130 г. римский император Адриан пообещал евреям восстановить город и Храм, но оказалось, что он решил посвятить его себе и поставить там статую Юпитера, а Иерусалим переименовать в Элию-Капитолину (имя Адриана – Публий Элий, Капитолий – святилище Юпитера). Его решение послужило основной причиной восстания Бар-Кохбы (132-135гг.), после которого евреям было запрещено жить в городе. Иерусалим переименовали в Элию-Капитолину, а всю Эрец-Исраэль – в Палестину, и это название оставалось до 1948г. В Назарете, как сказано в Евангелии от Матфея, Ангел Господень принес благую весть о чудесном рождении сына, имя которому будет Иисус (на иврите Иисус – спаситель).В 30 лет Иисус начал проповедовать в синагогах обновление иудейской веры. У него появились последователи. Но во многих городах его не признавали и он отправился в Иерусалим. Здесь он продолжает проповедовать, собирает своих учеников на пасхальный ужин, который вошел в историю под названием Тайная Вечеря. Здесь, согласно христианскому преданию, от него отступились ученики, здесь его судили и распяли, здесь он воскрес. Но так как римляне, правители Палестины, были язычниками, первые христиане подвергались жестоким гонениям почти 300 лет. Только в начале 4 века, когда Римская империя разделилась и восточная стала самостоятельной Византийской империей со столицей Константинополь, официальной религией в обеих империях стало христианство.

http://sedmitza.ru/text/406767.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010