001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама 303-307 АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом 307-308 309-310 АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола АДОПЦИАНСТВО общее название христологических ересей, которые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа 310-311 312-313 314-315 315-316 316-317 317-319 319-320 АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) 320-321 АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 322-323 323-324 325-326 АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви 326-327 327-329 329-330 АЗАРИЯ (Азарий; после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств 330-332 АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом 332-333 333-334 334-335 335-337 337-338 АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни

http://pravenc.ru/vol/i.html

Агапита Печерского Храмы в Каталоге Преподобный Агапит Печерский, врач ( лечец ) безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского Агапия мученика Храмы в Каталоге Агапий Римский – сын великомученика Евстафия, христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Адриана. Агафии Катанской Храмы в Каталоге Святая мученица Агафия была дочерью именитых и богатых родителей христиан из города Катании Агафона Печерского Храмы в Каталоге Православный святой, монах Печерского монастыря, преподобный. Агафопуса Критского Храмы в Каталоге Мученик Агафопус Критский, один из десяти Критских мучеников. Агнии Храмы в Каталоге Святая мученица Агния родилась в Риме в III веке от христианских родителей и была воспитана ими в правилах христианской веры. Агриппины мученицы Храмы в Каталоге Святая мученица Агриппина, родом римлянка, не пожелала вступать в брак, всецело посвятив свою жизнь Господу. Адриана и Наталии Храмы в Каталоге Адриан Никомидийский и его жена - Наталия Адриана Ондрусовского Храмы в Каталоге Преподобный Адриан Ондрусовский (в миру дворянин Андрей Завалишин) Адриана Пошехонского Храмы в Каталоге Адриан, игумен Пошехонский Азовской иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Икона Божией Матери написана в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов. Пресвятая Богородица изображена на фоне двуглавого орла – герба Российской империи: святой великомученик Георгий Победоносец поражает змия, символизирующего Турцию. По сторонам от Богородицы расположены святые молитвенники за землю русскую, внизу – русское воинство. В нижней части изображены освобождённые города и русские крепости на Азовском море. Акафистной иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Икона Божией Матери Акафистная находится в Хилендарском соборном иконостасе.

http://sobory.ru/lib/names.php

Из боярского рода происходили: преподобный Сергий (ростовских бояр), святые митрополиты Алексий (черниговских Бяконтов-Плещеевых), Филипп (Колычевых); архиепископы Казанские Гурий (Руготиных) и Герман (Полевых); преподобные Савва Вишерский (Борозды), Нил Сорский (Майковых). Кирилл Новоезерский г., из дворян Галича), Галактион Новгородский (кн. Бельских), Григорий Пельшемский (из галичских бояр Лопотьевых); Корнилий Комельский г., 24 августа (6 сентября), из рода бояр Сухаревых); Иаков Железноборовский г., 11(24) апреля, из рода бояр Аносовых); Адриан Ондрусовский г., 26 августа (8 сентября); из рода Завалишиных); Лаврентий Калужский, юродивый (из родах Хитровых), юродивые Николай Кочанов Новгородский и Иоанн Власатый Ростовский. Преподобный Варлаам Шенкурский (Своеземцев) был ранее новгородским посадником. Выраставшие по всему лицу Русской земли монастыри, помимо чисто церковного значения, оказывали огромное влияние на всю жизнь. Они являлись благотворительными учреждениями, принимая под кров свой страждущих и бездомных; они разносили просвещение, музыку духовную, архитектуру. Монастыри являлись также главным двигателем русской колонизации. Около монастырей, основывавшихся в самых диких местах, появлялись посады, обрабатывались поля, прокладывались пути сообщения. «Монастырь, – писал недавно И. М. Ярцев в газете «Слово,» – воспитал лучшее свойство русского характера: недоверие ко всему преувеличенному, так называемую нашу «простоту.» Монастырь прививал то прозрачное чувство мира и себя в мире, которое составляет достояние аскетики, «художества из художеств.» И которое стало достоянием русского искусства. Это «Русь монашествующая» заложила основы русской Правды о мире и русской в мире Красоты. Это она выносила «Русскую Идею»: идею святости земли под нашими ногами, покрываемой высоким Божиим небом. Это она взрыхлила художество прозрачное, такое, в котором сквозь образы земляные и темные просвечивает небо. Художество, избирающее своим предметом обычное, будничное и освещающее их нездешним светом. Ни с чем не сравнимый «русский реализм.» Послушание и Смирение

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talberg/svjataj...

Скоро добродетели его и способности по хозяйственной части сделались известны Александроневской лавре, и тамошнее начальство вызвало его на должность ключника лавры. Живя в лавре, о. Иннокентий скучал по Валааму. В 1782 году высокопреосвященным Гавриилом, митрополитом Новгородским, для восстановления Валаамского монастыря, из Саровской пустыни был вызван иеромонах Назарий. Отправляя о. Назария строителем на Валаам, святитель назначил ему в помощника и казначея о. Иннокентия, посвятив последнего тогда же в иеродиакона и иеромонаха. С великим усердием, с живейшей ревностью содействовал о. Иннокентий великому старцу в святом и незабвенном его труде, в восстановлении Валаамской обители. Начата была постройка каменного монастыря, средства были скудны; братия сами ломали мрамор и обжигали его в известку, сами на плечах своих носили на здание кирпич и исполняли все труднейшие работы по воссозданию обители; душой и примером во всех этих трудах был о. Иннокентий. Кроме трудов по построению монастыря, о. Иннокентий занимался рыбной ловлею; целую ночь трудясь на ловле, когда по окончании работы ловцы разводили огонь и варили для себя уху и потом ложились отдыхать, о. Иннокентий отправлялся в церковь к утрене. Вообще, при всех трудах, он неупустительно бывал на всех церковных службах. Часто ездил он также в Ладогу и другие места за разными закупками; не раз в этих поездках находился в опасности потоплений; не раз спасал его от погибели преподобный Адриан Ондрусовский, и однажды в видении повелел ему возобновить Ондрусовскую пустынь. О. Иннокентий дал обет 5 . Передав видение о. Назарию, о. Иннокентий просил благословения на исполнение обета, но старец советовал ему потерпеть.

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/valaam...

В одно время с преподобным Савватием пребывали на Валааме преподобный Евфросим, происходивший из князей Тепринских, в последствии возвратившийся в Саввину пустынь 11 , и инок Геннадий 12 , ученик преподобного Савватия, в последствии св. архиепископ Новгородский, ревностно подвизавшийся вместе с преподобным Иосифом Волоколамским против распространявшейся тогда ереси жидовствующих. В 1474 году, узнав от Валаамских иноков, что на Валааме есть «общежительное пребывание и особное по двема и трием, единодушное и отходное уединенное молчание», явился сюда преподобный Александр Свирский . «О, чадо!» – говорил ему бывший тогда игумен Иоаким, – «видиши ли, яко место сие зело скорбно есть и пребывающие в нем тесное и нуждное житие проходят, ты же юн сый, мню, яко не можеши терпети скорбей на месте семь». Слезами, поклонами и новыми просьбами отвечал на эти слова игумен преподобный. Тогда презирая, что «он сосуд избран хощет быти Богу», наконец, сказал ему игумен: «отселе буди служай братии со всяким терпением и послушанием». Преподобный Александр пострижен здесь в монашество, сначала трудился в общежитии, потом отшел на безмолвие на «Святой» остров, откуда в последствии вызвал его Божественный глас на берега Свири, где он основал существующий по ныне Троицкий монастырь 13 . По отшествии преподобного Александра подвизались на Валааме преподобные: Афанасий Сяндемскнй, Адриан Ондрусовский и Евфросин Синозерский 14 , в последствии первый из них основал на восточном берегу Ладожского озера Сяндемскую пустынь, второй – в 20 верстах от Олонца – пустынь Ондрусовскую и третий – на берегу Синичьего озера, в 30 верстах от Устюжны – Синозерскую пустынь. Такой дивный сонм святых светил монашества, воссиявших на горах Валаамских, показывает в каком цветущем состоянии была тогда здесь подвижническая жизнь.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/valaam...

Она сказала: «Вот Я пришла посетить тебя и посмотреть основание церкви Моей». При этом Она обещала Свою помощь и заступление обители, показала преподобному множество иноков, которые все несли строительные материалы. «Они тобою имут быть наставлены на путь спасения», — сказала ему Пречистая. Прп. Александр, памятуя слова Евангелия: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23, 11), подавал во всем братии пример: он сам рубил дрова, работал в поварне, месил и пек хлебы. Раз не хватило воды, и преподобный сам пошел за ней. Увидя это, иноки поспешили опередить его. По обычаю прп. Феодосия Печерского, он обходил ночью кельи иноков, и если заставал иноков беседующими между собой, то, призывая их утром, старался привести к покаянию и в случае необходимости налагал епитимью. По ночам он молол рожь и, измолов часть, назначенную каждому брату, клал ее на свое место. Одежду носил грубую, заплатанную. Перед кончиной прп. Александр поучал братию любви и снисходительности друг к другу. Скончался он со словами: «Господи, приими дух мой», 30 августа 1533 г., будучи 85 лет от роду, и в 1547 г. был причислен к лику святых. Святые мощи его были открыты в 1641 г. и почивали в открытой раке в Преображенской пустыни, откуда в день Пресвятой Троицы переносились в Свято-Троицкий монастырь и оттуда обратно. Прп. Адриан Ондрусовский, Никифор и Геннадий Важеозерские, Александр Куштский, Иона Яшезерский и многие другие подвижники Северного края были его учениками, и значение его можно сравнить со значением прп. Сергия Радонежского. Преподобный Иона Климецкий (+ 1534) Память его празднуется 6 июня в день преставления Прп. Иона Климецкий, в миру Иоанн Иоаннович Климентов, был сыном богатого новгородского купца. Раз он вез по Онежскому озеру в Новгород груз соли для продажи и был застигнут бурей. Тогда он дал обет стать иноком, если он и его спутники спасутся. Не успел он произнести эти слова, как судно его было выброшено на пустынный остров. Там он нашел в можжевеловом кусте икону Пресвятой Троицы и услышал голос, повелевавший ему основать в этом месте обитель и собрать братию. Через некоторое время он после пострижения в монашество (1490) исполнил волю Божию и в 1520 г. основал Свято-Николаевский остров, прежде называвшийся Кижским, стал называться Климецким. От священного сана и настоятельства прп. Иона отказался и всю последующую жизнь провел смиренным рядовым иноком. Он скончался в 1534 г., 6 июня. Святые мощи его почивали под спудом одной из монастырских церквей.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117390

Хозяевам, в избах которых он останавливался, он не позволял готовить для себя особую пищу и раз обличил своего ученика, когда тот сделал это от лица хозяина Так прошло много лет его подвижнической жизни. Он изнемог и, чувствуя приближение смерти, собрал братию и заповедал им взаимную любовь и хранение церковных и монастырских уставов, а сам, причастившись Святых Христовых Тайн, тихо скончался 24 августа 1550 г. Погребли его близ алтаря монастырской Через 100 лет была воздвигнута в обители, вместо первоначальной деревянной, каменная церковь с приделами во имя прпп. Сергия Радонежского и Арсения Комельского. Обитель прп. Арсения существовала до наших дней. На могиле прп. Арсения творилось много чудес. Среди подвизавшихся в Комельском лесу, на юге Вологодской земли, прп. Арсений был последним основателем в этих местах новых обителей. Освоение этого края монашествующими было начато и закончилось выходцами из Троице-Сергиевой В 1527 2. преподобный вышел из лавры и направился в Комельский лес. При слиянии речек Лежа и Кохтыш (ныне Грязовецкий р-н Вологодской обл.) была устроена первая келья После оставления этой пустыни — под давлением недобрых людей — преподобный обосновался в Шилегодском лесу на р. Шингур, где провел 7 лет до вторжения в эти места в 1538 г. казанских В 1541 г. по благословению епископа Вологодского был освящен храм в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы и основана Комелъская Ризоположенная обитель (в 25 верстах от совр. г. Грязовца). Преподобный Адриан Ондрусовский (+ 1550) Память его празднуется 26 авг. в день тезоименитства с мучеником Адрианам (+ 305—311) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117390

Потом, по наставлению преподобного, отправился на Валаам, где принял постриг с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился благочестием. Особенно знаменит он обращением на путь истинный многих разбойников. От разбойников же воспринял преподобный Адриан Ондрусовский мученическую кончину. Память преподобного – 26 августа. Андрей Завалишин не смог сдержать обета молчания. Широко разнеслась слава подвижника, и стали к нему стекаться иноки. Сначала пришел к преподобному его брат Иоанн, некоторое время они жили вместе, но потом Иоанн умер. Иноков становилось все больше. Завалишин привез им зерна. Иноки рубили лес, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. А преподобный уединился от всей братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130 саженях от общего жилища. Множество искушений противостало ему. Бесы принимали образ звериный, змеиный, свистали, свирепствовали, понуждали преподобного бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша» (1, с. 50). Однажды, когда преподобный Александр молился по обычаю в пустыни, ему явился светлый Ангел. В страхе преподобный пал ниц. Ангел поднял его и, приняв вид человека, сказал: «Я послан от Бога сохранить тебя от всех прелестей лукавого диавола, напомнить прежде бывшие тебе на этом месте, где ты вселился, Божественные видения, да совершишь повеления Его, ибо тебя избрал Господь путеводителем многим ко спасению. Возвещаю, что Бог благоволит тебе, и ты создашь на этом месте церковь во Имя Святой Троицы, и братию соберешь, и обитель устроишь». И Ангел стал невидим. В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповедном месте, было ему явление Живоначальной Троицы.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svirskij/prep...

Преподобный Геннадий был иконописцем, но оставил после себя также труды – «Завещание» и «Наставление духовного старца новоначальному иноку». Скончался он в 1565 году. Память преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского – 23 января. Ученики преподобного Александра – преподобные Никифор и Геннадий – подвизались на Важеозере и основали Задне-Никифоровскую пустынь (в 54 верстах от Олонца), скончался преподобный Никифор в 1550 году, преподобный Геннадий – в 1516 году. Память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских 9 февраля. Кроме них в Задне-Никифоровской пустыни покоятся и другие ученики преподобного Александра – преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Ферапонт, Корнилий и Афанасий, о житии коих достоверных сведений не имеется. Недалеко от названной обители находится Сяндомская пустынь, где подвизался ученик преподобного Александра – преподобный Афанасий Сяндомский (память его 18 января). Из учеников преподобного Александра основали монастыри также преподобный Макарий Оредежский и упоминавшийся ранее преподобный Адриан Ондрусовский. Перед кончиной своей проявил преподобный несказанное смирение. Призвав братию, он повелел: «Свяжите тело мое грешное по ногу ужем и совлецыте его в дебрь блата и, покопавше во мху, потопчите ногама своима». Братия отвечала: «Ни, отче, не можем сотворити сего» (1, с. 107). Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у деревянной церкви Преображения Господня. А жития преподобному было 85 лет, и в году 1533 отошел он ко Господу. В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных им. Печальных он утешал, больных исцелял, грешных направлял, имел дар возвещать будущее. Однажды после молебна собрался вокруг преподобного народ, и клали ему в фелонь приношения, он ото всех принимал. Лишь один, некто Григорий из селения Пидмозера, сколько ни старался положить, преподобный все отвергал. Наконец, подошел этот человек к преподобному, моля объяснить причину отказа. Преподобный отвечал, что хоть видит его в первый раз, но знает, что тот большой грешник: бьет свою мать; преподобный требовал покаяния. И потом, уже после покаяния, человек этот часто приходил к преподобному, и святой ласково принимал его. Некто Симеон, из того же селения, после смерти жены в тоске пришел к преподобному. Преподобный указал ему не жениться прежде прошествия 8 месяцев, добавив, что иначе худо будет. Тот обещал, да забыл об этом; женился раньше срока, но заболел и ровно через 8 месяцев после смерти жены скончался сам.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svirskij/prep...

Насельниками монастыря были, в основном, люди простые, собравшиеся из окрестных поселений, способные заниматься лишь сельскими и хозяйственными работами. Житие прп. Александра Свирского , составленное его ближайшим учеником – игуменом Иродионом спустя всего несколько лет после кончины Преподобного, – самое верное и ценное для нас свидетельство, более всех рассказывающее о его учениках. «Возсия днесь пресветлая и всепразднственная память твоя, богоблаженне, созывающи многочисленное постник сословие, и преподобных всех ликостояния...» Служба прп. Александру Свирскому . Стихира, гл. 6 Преподобномученник Адриан, игумен Ондрусовский, Олонецкий чудотворец Преподобномученик Адриан (в миру – Андрей, из рода дворян Завалишиных) стал первым путником, посланным Богом для открытия всему миру великого святого, вот уже семь лет скрывавшегося в глухих лесах Присвирья. Охотясь однажды, по обыкновению, со своей дружиной в лесу недалеко от своего поместья, Андрей погнался за оленем. Увлекшись охотой, он далеко оторвался от своих друзей и, очутившись один в диком месте, увидел хижину прп. Александра Свирского . Такова была первая встреча смиренного пустынника прп. Александра Свирского со своим будущим учеником. Не единожды приходил Андрей после этой чудесной встречи к святому подвижнику. Из его рассказов люди узнали о месте подвига прп. Александра и потянулись в глухое место – кто за советом, кто за утешением, иные же, оставив все, спешили послужить Богу на монашеской стезе. Так стала собираться братия. Андрей временами приходил со своими слугами, принося пропитание собравшейся около святого мужа братии. И все более душа его стремилась в пустыню, отрешаясь со временем от мирских дел. Родом Андрей был из московской земли. Служил в то время Андрей Завалишин при дворе Великого Князя Васильевича.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svirskij/prep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010