001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Тем самым Фридрих принял на себя звание защитника папы, в чем действительно нуждался Адриан, против норманнов и римлян. Однако общность интересов у нового императора и папы проявилась лишь в отношении Арнольда Брешианского и народного движения, против которых они выступали вместе. Арнольда люди императора схватили еще в 1155 году, и по приказу папы он был сожжен, а прах его брошен в Тибр. Против норманнского королевства Фридрих не был склонен выступать, несмотря на настояние папы. Император со своим войском быстро вернулся в Германию, но и папа не мог оставаться в Риме, он примкнул к уходящему войску. Разочаровавшись в императоре, папа попытался действовать самостоятельно. Осенью 1155 года войско папы совершило вооруженное нападение на владения норманнского короля Вильгельма. Весной 1156 года Вильгельм уничтожил союзников папы, но Адриан и часть его кардиналов застряли в Беневенто (кстати, считавшемся папским владением). В результате начавшихся переговоров был заключен мир между папой и норманнами. В июньском 1156 года Беневентском конкордате, заключенном на 30 лет, папа признавал норманнское королевство Вильгельма (которое включало в себя наряду с Сицилией также Апулию, Капую, Неаполь, Палермо и Амальфи, практически всю Южную Италию). В то же время норманнский король признал папу своим сюзереном и обязался платить ему налог в размере 1000 золотых. Он гарантировал папские привилегии в церковных делах Сицилии и Южной Италии и, наконец, обещал ему вооруженную защиту против императора и римлян. Император, естественно, посчитал Беневентский конкордат нарушением Констанцского соглашения, что давало ему новый повод для завоевания Италии. В 1156 году Адриан IV с помощью норманнов возвратился в Рим. Папа привел в порядок расстроенную администрацию Папского государства и заключил компромисс с населением Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

Но когда Адриан прибыл в Афины, чтобы посвятить себя в эллинские мистерии, – там два ученых христианина Кодрат и Аристид представили ему свои апологии, т. е. сочинения в защиту христианства. К тому же и проконсул Малой Азии язычник Серенний Граниан писал государю, что несправедливо, только в угоду народу, предавать смерти людей, не уличенных ни в каком преступлении, а за то только, что они – христиане. Тогда Адриан приказал «принимать только правильные доносы на христиан, за справедливость которых доносчик мог бы отвечать пред судом, а изветы и вопли народа оставлять без внимания, и если обвиняемые действительно окажутся виновными, – то наказывать их по мере преступления; если же окажутся невинными, – то наказывать доносчика». Таким указом гонение на христиан значительно было ослаблено. Зато поднялось жестокое гонение на них от иудеев. Между иудеями явился один дерзкий человек, который назвал себя Варкохеба, что значит сын звезды ( ) и выдавал себя за Мессию. Последователи его, иудеи, подняв мятеж, предавали жестоким мучениям не только язычников, но и христиан в Палестине и сопредельных областях – за то только, что они не хотели участвовать в их мятеже и изуверстве. Но Адриан для подавления мятежа выслал многочисленное войско, – и тогда целые тысячи иудеев погибли; Иерусалим снова был разрушен и на развалинах его построен был новый город с названием: Элия Капитолина.На Голгофе и над пещерой Вифлеевской поставлены были капища языческие. Иудеям запрещено было, под смертной казнью, селиться вокруг Капитолины и даже входить в город. Антонин Пий (138–161) был государь кроткий и человеколюбивый. Но в его время много бедствий постигло римскую империю: голод, наводнение Тибра, землетрясения, опустошительные пожары.

https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobronravin/oc...

Адриан – римский император (117–138 гг. н.э.). Являясь наместником Сирии, был провозглашён императором сирийскими легионами. Политика Адриана сильно отличалась от завоевательных принципов, которые проводил Траян. Адриан отказался от Ассирии и Месопотамии, вернув их парфянам, Армения тоже вышла из состава провинций и считалась только протекторатом Рима. Очень много путешествовал – Галлия, Британия, Испания, Африка, Сирия. В 130 году Адриан посетил Иерусалим, который лежал в развалинах с 79 года и принял решение возвести на этом месте город под названием Aelia Capitolina, а на месте храма Соломона возвести храм в честь Юпитера Капитолийского. Иудеи подняли новое восстание, которое было подавлено с огромным трудом. Основное внимание новый император отдавал экономическому развитию провинций. По всей стране строились театры, библиотеки, города украшались множеством статуй. Адриан высоко ценил греческую культуру, поощряя искусства, поэзию, философию. Умер в 138 г., оставив наследником усыновленного им Антонина Пия. Марк Аврелий – римский император (161–180 гг. н.э.), в 138 г. был усыновлен Антонином Пием, который был его предшественником на троне (138–161 гг.). Подобно Антонину Пию, опирался на сенаторское сословие и во внутренней политике стремился к упорядочению законодательства и бюрократического аппарата. Марк Аврелий известен как высоконравственный, гуманный, хорошо образованный человек. По своим философским взглядам был убежденным и непреклонный стоиком, ненавидевшим насилие и войны, но по иронии судьбы беспрерывно воевавший. С 162 г. по 166 г. вел войну с парфянами, окончившуюся восстановлением протектората над Арменией и захватом Месопотамии; с 166 по 180 гг. – т. н. Маркоманскую войну с вторгшимися в придунайские провинции германцами и сарматами. Постоянные войны привели к ослаблению империи, вызвали эпидемии и обнищание населения. Умер в 180 г. Каракалла – римский император (211–217 гг. н.э.), старший сын уроженца Африки, императора Септимия Севера. Получил отличное образование, прекрасно знал греческую литературу, однако впоследствии стал презирать ученость и ученых. Отличаясь грубой внешностью и жестоким характером, Каракалла явился прямым или косвенным виновником смерти своих тестя, жены, зятя и брата, его подозревали также в попытках приблизить смерть отца. Финансовая политика Каракаллы, его постоянные подачки армии, от которой он полностью зависел, и возведение огромных общественных сооружений, таких как грандиозные термы Каракаллы в Риме, истощили государственную казну. В 217 г. Каракалла был убит в месопотамской пустыне одним из своих полководцев.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tserkvej-apo...

Дело в том, что в истории религий есть такой феномен: одна религия всегда заботится о том, чтобы закрыть другую своими храмами, праздниками, памятниками и т. д. То есть стремится стереть память о ней. Парадоксально, но именно благодаря этому христиане точно знают места евангельских событий. Как такое может быть, и в чем здесь феномен? Когда религиозная традиция хочет укорениться, то она обычно используует как опору для этого укоренения более древние религиозные традиции. Для нас важно, что язычество попыталось укорениться на евангельской, библейской традиции, но потерпело неудачу. Римляне были народом точным и дотошным. Когда империя при Константине Великом стала христианской, то оставалось только поднять архивы и посмотреть, что происходило во II веке в Иерусалиме. Когда в 135 году в Иерусалим приехал император Адриан , то он решил построить на месте Иерусалима новый город и переименовать его в Элию Капитолину (Aelia Capitolina). Таким образом, Иерусалим был посвящен Юпитеру Капитолийскому. Вернее, Капитолийской триаде языческих богов: Юпитер, Юнона и Минерва. Соответственно, в самом центре города должен был быть построен храм Юпитера Капитолийского. Бывший Иерусалим строился по новой планировке. На самом деле, это была, конечно, вовсе не новая планировка. Если вы посмотрите на карту современного Нью-Йорка, то поймете, как римляне строили города. Широкие авеню и пересекающие их «стриты» – это изобретение вовсе не современных американцев... Существует довольно устойчивый стереотип, что Адриан полностью разрушил все, что оставалось от старого Иерусалима, и даже приказал распахать это место перед строительством нового города. Император действительно распахал город. Но в каком смысле? Дело в том, что в древнеримский ритуал основания города обязательно входило следующее действо: его по периметру обязательно надо было пропахать плугом, в который был запряжен черный бык и белая телица. Точно так же основывался и сам Рим в 753 году до Р. Х. Таким образом, новый губернатор Иерусалима, одетый в белую ритуальную рубашку, запряг быка и прошелся с плугом по периметру города.

https://foma.ru/uverenie-neveruyushhego.html

Не имея вечного увольнения, старец жил всегда в опасении подвергнуться взысканию от исправника 5 или других начальников и потому возвращался к братьям своим и проживал у них тайно, пока новый возьмет паспорт, и опять уходил от братьев на пустынное житие. Он беспокоился, что сам собою управляет; тужил о сем, желая быть в повиновении у какого-нибудь доброго отца. Один из странствующих братий рассказал Василию, что в брянских лесах живет в пустыне с учениками иеромонах Адриан 6 , ведущий богоугодную жизнь, а недалече от него живет другой старец простой, Варнава монах, с учеником Илларионом. Случилось, что как-то ночью пришли разбойники прежде к отцу Варнаве и потребовали у того денег. Но у него не было ни полушки; они же, не веря монаху, били его немилостиво, едва живым оставили; ученик его Илларион бежал к иеромонаху Адриану повестить о нападении разбойников. Услышав о нападении, ученики того отца разбежались: одни в село сказать, другие скрылись в лесу. Пришедши к отцу Адриану, разбойники также требовали денег; думали, что он, как иеромонах, берет от господ деньги за исповедь. Но он ни от кого денег не принимал, а брал только что нужное для жизни, съестное и на одеяние, но разбойники и ему не поверили и били и мучили отца бесчеловечно. Видевши же, что нет у них денег, обобрали всю одежду и ушли, оставив тоже и отца Адриана еле живым. Ученики, возвратившись и увидевши своих отцов без милости избитых, всех в крови и ранах, крепко измученных, восплакали горько; и с того времени во всякую ночь весьма боялись вторичного разбойничьего нашествия. От лютых побоев отец Варнава не мог выздороветь и умер; там в пустыне и погребли его. Отец Адриан через долгое время едва выздоровел... К этому-то иеромонаху Адриану в брянские леса и отправился Василий. Пришедши к нему и видя в нем простоту нрава и смиренное мудрование, весьма полюбил его, возжелал при нем жить, и просил принять его в ученики себе. Когда же Адриан принял его, в старце моем опять пробудилось желание на уединенное житие, и очень он скорбел о том, что должен ежегодно возвращаться домой для перемены паспорта, а вечного увольнения не надеялся никогда получить за бедность и несмелость свою.

https://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovskij/zhiti...

Но свидетельств того, что на рубеже тысячелетий эта область была большой погребальной землей достаточно. Гробница напротив Церкви была вырезана в скале, которая обычно называется Голгофой, где был распят Иисус. Возможно, что скальные породы Голгофы были nefesh, или мемориальным монументом . Однако эта гипотеза нуждается в более тщательном исследовании, прежде чем можно будет утверждать это с уверенностью. Следующая эпоха, свидетельства которой находятся в церкви Святого Гроба, — это период правления римского императора Адриана. В 70 г. н.э. римляне подавили первое иудейское восстание; тогда они разрушили Иерусалим и сожгли храм. Менее 70 лет спустя, в 132 г. н.э., евреи снова подняли восстание под предводительством равви Акибы и Бар Кохбы. Римлянам понадобилось три года, чтобы подавить второе иудейское восстание. Затем император Адриан изгнал иудеев из Иерусалима и полностью перепланировал город, основав в его границах новый город — Элия Капитолина. По этой же причине он изменил название страны с Иудеи на Палестину. На месте карьера и сада с кладбищем Адриан сконструировал гигантскую возвышенную платформу, почти сравняв с землей прямоугольные стены. На вершине платформы он построил небольшой поднятый подиум, а на вершине подиума храм. Хотя останки стен Адриана являются незначительными, их существование бесспорно. Поскольку область имела неровности, карьер и была изрезана гробницами и торчащими неотесанными скалами, для построения этой платформы было необходимо поднять уровень этого места. Многие из блоков (ashlar), использованных Адрианом для сохранения стен платформы, были в действительности старыми блоками эпохи Ирода, оставшимися после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э . Они идентичны по размерам и виду тем, которые найдены на Храмовой горе.

http://bogoslov.ru/article/398967

Оружие Фридриха Барбароссы подавило эту революцию и папа снова явился обладателем прав, которых за ним не только не хотели признавать, но которые у него были даже и отняты. За эту услугу Фридрих Барбаросса заставил Адриана VI (1054–1159) возложить на него императорскую корону. Новый император впрочем никак не допускал, что папское помазание ставит его в политическую зависимость от того, кому он возвратил власть силою своего оружия. Поэтому он неприятно поражен был картиною, где коленопреклоненный император Лотарь изображен был принимающим лен от Иннокентия II, и настаивал, чтобы она была уничтожена. Папа обещал подчиниться этому желанию императора, однако картина осталась цела и на прежнем месте. И мало того. Едва Фридрих Барбаросса удалился за Альпы, как Адриан VI передал королю обеих Сицилий в лен области, ленным господином которых император считал себя. А когда Фридрих выразил свое неудовольствие по этому случаю, то папа в своем послании к нему самое императорское достоинство назвал бенефицией (beneficium) апостольского престола. «Ужели, писал Адриан, император забыл благодеяния св. престола? Не верховному ли первосвященнику он обязан императорским венцом»? Император не соглашался с этими доводами и в своем письме к Адриану поставил имя императора выше имени папы. На это унижение папского достоинства папа отвечал угрозою лишить Фридриха дарованной ему короны. Конечно, эти и подобные проявления папского высокомерия имели свое действие. Высокомерие пап толковалось в смысле самоуверенности, а от самоуверенности заключали к правоте того дела, за которое стояли епископы Рима. Заявляя подобную притязательность по отношению к императорам, папы опирались главным образом на том, что силою практики, начиная со времен Пипина и Карла великого, за ними упрочилось право помазания на царство.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyaev/dogmat-...

Решая таким образом свои задачи, немецкие миссионеры старались не допустить развития славянского книжного языка и славянской письменности. Их целью было сохранить общую латинскую направленность в церковной и культурной жизни Моравии, не принимая во внимание самобытность славянского населения. Ситуация, сложившаяся в Моравии во второй половине IX столетия, похожа на современное положение дел в отдельных славянских государствах, когда намеренно уничтожается славянское единство в культуре, в письменности, в истории… Но это было только началом того, что в дальнейшем пришлось пережить солунским братьям ради культурного просвещения славян. Уже совсем скоро им пришлось отправиться в Рим для объяснений Римскому первосвященнику, недовольному их переводческой деятельностью, цели моравской миссии. Путь в Рим лежал через Паннонию, население которой было по большей части славянским. Алфавит и переводы, сделанные солунскими братьями, весьма понравились местному князю Коцелу. Источники утверждают, что за короткий период времени славянское язык и византийская литургическая практика стали вытеснять латинский устав в Паннонии, что не могло не раздражать немецкое духовенство. К моменту появления равноапостольных Мефодия и Кирилла в Вечном городе произошли серьёзные перемены. Умер папа Николай, у которого были непростые взаимоотношения с патриархом Фотием, организовавшим моравскую миссию. Новый папа Адриан был настроен менее враждебно. Кроме того, солунские братья передали Римской церкви мощи святителя Климента Римского, что позволило им снискать благодарность и уважение римского священноначалия. После богословских объяснений, предложенных в защиту славянского языка, папа Адриан официально подтвердил легитимность славянского богослужения. Были также совершены хиротонии моравских ставленников. Но пребывание в Риме было омрачено кончиной равноапостольного Кирилла. Частые путешествия и богословские диспуты подорвали его жизненные силы. Теперь равноапостольному Мефодию предстояло одному в полной мере ощутить противодействие тех, кто видел в создании славянской письменности угрозу своим амбициям.

https://www.pravmir.ru/arhierey-narodov-slovenskih...

Единственное, что огорчало папу, была старая бархатная шкатулочка, ни на что не годная, но она очень полюбилась маленькой Иде. Девочка сложила в нее свой наперсток, ножницы, красивое голубое стеклышко и красную ленту для волос. А из шкатулки выбросила на пол связку старых писем. Выйдя из столярной в субботу вечером, Эмиль явился на кухню и сразу увидел в углу эти письма. Он их тут же и подобрал. Альфред расхаживал по кухне с хлопушкой и усердно бил мух, чтобы Лина в воскресенье могла спокойно отдохнуть. Эмиль и показал Альфреду связку писем. может сказал Коли мне когда-нибудь понадобится послать письмо, у меня будет целая груда уже написанных. Первым в связке лежало письмо из Америки, и Эмиль даже присвистнул, увидев его. в решете, Альфред, глянь-ка, тут письмо от Адриана! Адриан был старший сын хозяев Бакхорвы, который давным-давно уехал в Америку и за все время только разок написал домой. Об этом знала вся Леннеберга, и все были сердиты на Адриана и жалели его бедных родителей. Но что написал Адриан в этом письме, которое наконец пришло в Бакхорву, никто не знал. В Бакхорве об этом помалкивали. теперь все можно сказал Эмиль. Он сам научился читать как по-печатному, так и по-письменному. Мальчик-то он был толковый! Эмиль открыл конверт, вынул письмо и прочел его вслух Альфреду. На это не ушло много времени, так как письмо было коротким. Вот что в нем было написано: «Я видил Мидведя. Шлю вам адрэсс. Гуд бай покедова». этого письма вряд ли мне будет какой молвил Эмиль. Ну да это еще как сказать! Наступил вечер. Суббота, двенадцатое июня, подходила к концу, ночь спустилась над Каттхультом, даруя покой и тишину всем, кто там жил, и людям, и животным. Всем, кроме Лины, у которой болел зуб. Она лежала без сна на своем деревянном диване, не в силах уснуть, стонала и причитала, а тем временем короткая июньская ночь пролетела, и настал новый день. Еще один новый день в жизни Эмиля! ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 ИЮНЯ Как Эмиль трижды храбро пытался вырвать у Лины коренной зуб, а потом выкрасил маленькую Иду в фиолетовый цвет

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=71897

04 июня 2022 г. Сети богословия Тема недели: Паломничество: смысл, история, современность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Высокие технологии для иконописания: «Новый сводный иконописный подлинник» Недавно вышел новый мультимедийный компакт-диск, созданный при Иконописной школе Московской Духовной Академии. Руководитель Иконописной школы игумен Лука (Головков) подробно рассказал корреспонденту портала «Богослов.Ru» о новом информационном продукте, который предназначен не только для иконописцев. Статья Иеромонах Адриан (Пашин): Совсем недавно Иконописная школа при Московской духовной академии выпустила в цифровом формате компакт-диск «Новый сводный иконописный подлинник» . Какую цель вы ставили перед собой, планируя выпуск этого диска? Игумен Лука (Головков): Для создания своих образов иконописцы используют различный материал. Уже очень давно, начиная, по крайней мере, с IX века, использовали различные иллюстрированные минологии, краткие прологи с иллюстрациями для копирования. Затем, как мы знаем, иконописцы использовали так называемые «таблетки» – иконы, написанные на грунтованном холсте. Уже на рубеже XV– XVI веков такие иконописные «таблетки» повторялись и использовались для создания всё новых и новых икон. Кроме того, создавались лицевые иконописные подлинники, состоящие в первую очередь из прорисей. Самым известным из таких сохранившихся подлинников является Строгановский иконописный подлинник, в котором представлены святые и праздники каждого дня. Были и более поздние иконописные подлинники. Кроме того, создавались и описательные иконописные подлинники. Сейчас многие иконописцы пользуются печатными изданиями фотографий икон, появившимися в XX веке. Раньше при создании новых икон часто приходилось вспоминать, где же находится пример того или иного изображения. Необходимо было иметь большую библиотеку, хорошее собрание фотографий. Наш диск призван облегчить эту работу и способствовать тому, чтобы в качестве примеров выбирались лучшие образцы, наиболее адекватно отображающие иконографию святого.

http://bogoslov.ru/article/369006

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010