и стихи в Ветхом Завете. Первоначально в Библии не было разделения на главы и стихи. Только в XIII веке архиеп. Кентерберийский Стэфен Ленгтон (1155–1228) создал для удобства пользования Писанием систему глав, которая удержалась до наших дней. В 1240 году кардинал Гуго Сен-Шерский разбил главы на подглавы, но в 1551 году в парижском издании Библии Робера Этьена эти подглавы были заменены стихами. перевод. В VIII–IX веках к семье христианских народов стали присоединяться славянские племена. Географически они находились между двумя сферами церковно-политического и культурного влияния — Византией и Римом. В 862 году князь Великой Моравии Ростислав, сопротивлявшийся германскому натиску, обратился к византийскому императору Михаилу III прося прислать греческого епископа и священников. Через два года в Моравию из Византии приехали миссионеры св. равноапостольные Константин (в иночестве Кирилл) и Мефодий. Братья родились в городе Солуни (Фессалониках) и получили разностороннее и блестящее образование. Константин заведовал библиотекой и преподавал философию. Особенно обширными были его филологические познания. По тогдашним меркам он был настоящим полиглотом. Балканы в то время имели значительную славянскую прослойку, и Константин хорошо овладел славянским языком. Именно это и определило выбор его в качестве славянского миссионера. В Византии Библия читалась по Септуагинте, в западных странах — по Вульгате. Ни тот, ни другой перевод не мог быть понятен славянам. Поэтому солунские братья оказались перед задачей перевести для своей новой паствы богослужебные и библейские тексты. Еще в 50-х годах Константин ездил в качестве миссионера в Болгарию, Сирию и Хазарию и убедился, насколько важно иметь новообращенным Св. Писание на родном языке. С этой целью он составил славянскую азбуку, используя греческие и еврейские буквы. Первый перевод св. текстов на славянский, точнее на староболгарский , язык вызвал много протестов. Константина и Мефодия обвиняли в том, что они вышли за пределы трех священных языков, на которых якобы только и можно читать Писание (еврейский, греческий и латинский). В конце концов с новшеством смирились как в Византии, так и в Риме. Папа Адриан II санкционировал славянское богослужение и славянский перевод Писания. Наибольшее сопротивление солунские братья встретили со стороны германских князей и епископов, которые хотели удержать славян под западным влиянием. |
ФЕОДОР ТАРСИЙСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Свт. Феодор Тарсийский, архиеп. Кентерберийский Феодор Тарсийский (ок. 602 - 690 ), архиепископ Кентерберийский , святитель . Память 19 сентября (Кельт. и Брит.) Родом грек, происходил из города Тарса . Он родился, вероятно, в 602 году, и ему не было и 30 лет, когда он должен был узнать о захвате Антиохии арабами. Его родной город пал прежде 661 года и попал под власть халифов из династии Омейядов. Известно, что святой Феодор обучался в Афинах , был сведущ в светских и богословских науках, разбирался в математике и астрономии и, конечно, знал латынь. Точно неизвестно, когда он переехал в Рим . Тысячи греков в то время селились в Италии, особенно в Риме, скрываясь от мусульманских захватчиков и гонений со стороны еретиков- монофелитов , поддерживаемых императором Ираклием из политических соображений. Кафедра Кентербери пустовала, и папа Виталиан подыскивал для нее подходящего кандидата. Папа считал, что туда, в Британию , необходимо направить ученого монаха, способного примирить ее народы, имевшие различный подход к Христианству. Сначала его выбор пал на Адриана , монаха из византийской Африки, аббата монастыря возле грекоязычного Неаполя. Но Адриан отказался. Тогда папа подумал об иеромонахе Андрее, но здоровье того было слабым. Тут он обратил внимание на пожилого греческого монаха из Киликии Феодора, который принял его предложение. Папа попросил Адриана поехать вместе с Феодором в Британию. Возможно, святой Феодор сам попросил, чтобы Адриан поехал вместе с ним. Есть такое предположение, что Адриан знал два языка и принадлежал двум культурам, поэтому легко мог стать советником Феодора и помочь ему понять, следовало ли ему вводить какие-либо греческие обычаи или же такие неосторожные действия могут смутить новообращенных англов. Феодор был посвящен в иподиакона , подождал четыре месяца, пока его волосы отрастут для пострижения римской тонзуры , и после рукоположения его во диакона и во священника папа совершил над ним хиротонию во епископа . Это произошло в воскресенье 26 марта 668 года, на следующий день после праздника Благовещения. |
Это объясняет присутствие знаменитых ирландских ученых, таких как Мартин Хиберниенсис, Седулий Скот и Иоганн Скотт Эриугена, во французских центрах учености в IX веке. Своей ученой работой на континенте ирландские монахи положили конец «темным векам». Кельтский крест в музее Айонского аббатства Большая часть Западной Европы последовала за Римом в его разрыве с многонациональным Востоком, разрыв этот официально был подтвержден взаимным отлучением в 1054 году и завершился разорением католиками-крестоносцами Константинополя в 1204 году. Для западного христианства это отделение от среднеевропейских и греческих истоков оказалось по-настоящему бедственным со всех сторон: богословской, моральной, культурной и социально-политической. Но Ирландская Церковь в практическом отношении осталась полностью автономной Церковью, хотя она уже перестала находиться в официальном общении с Церквями средней Европы, Восточно-Римской империи и Киевской Руси. Англо-норманнское завоевание Ирландии, сначала под командованием Стронгбоу в 1170 году, а затем, год спустя, англо-норманна по происхождению Генриха II Английского (1154–1189), произошло с одобрения Римского папы Адриана IV – единственного понтифика из англичан, желавшего привести Церковь Ирландии под гнет Рима. В 1154 году Адриан издал папскую буллу, призывающую к норманнскому завоеванию Ирландии, чтобы «истинная христианская религия» (то есть римо-католичество) была насаждена в Ирландии. Первый шаг захвата Римом власти над Ирландской Церковью был сделан, когда поставленный норманнами архиепископ Кентерберийский итальянец Ланфранк заявил о господстве над Церковью Ирландии в 1172 году. В начале XII века Арма на севере и Кашел на юге были повышены в статусе как римские архиепископии, а Арма вскоре стала митрополией Ирландской Церкви. |
Такими местами являются Мальмсбери, Фром, Брэдфорд-на-Эйвоне, Уорхем, Шерборн и Сент-Элделмс-Хед. Несомненно, графства Дорсет, Сомерсет и Уилтшир особенно связаны с этим святым. Четыре древние церкви освящены во имя святого Альдгельма: в Даултинге и Бродвее графства Сомерсет, а также в Мальмсбери и Бишопстроу графства Уилтшир. Деревня Бишопстроу хранит древнюю традицию, связанную со святителем Альдгельмом. Однажды, когда святой пришел сюда проповедовать, он воткнул в землю свой посох, сделанный из ясеня. Он так долго проповедовал, что за это время посох пустил корни, и святой решил оставить его на этом месте. Со временем из него выросло дерево, и место это стало называться Бишопс-Три («Дерево епископа»), или Бишопстроу – на современный лад. Возможно, на самом деле и не было никакого посоха, а под корнями имеются в виду слова жизни, проповеданные святым епископом. Память о святителе Альдгельме сохраняет и милый старинный город Мальмсбери, названный так в честь святого. Здесь жители прогуливаются по лугу святого Альдгельма, где когда-то проходила ярмарка святого Альдгельма. Рядом находится колодец святого Альдгельма, а паломники переходят мост через реку Эйвон на том месте, где святой когда-то играл на арфе, пел и проповедовал. Поблизости до сих пор существуют остатки построенного святым Альдгельмом монастыря. Это место святое, оно освящено молитвами угодника Божиего, который в течение своей молитвенной и постнической жизни видел целый сонм других святых – своих современников, бывших словно живой гобелен, сотканный Святым Духом. Это Мэлдуб Ирландский, Феодор Тарсийский, Адриан Африканец, Иоанн Беверлийский, Кэдвала, Ине и Этельбурга Уэссексские, Эркенвальд Лондонский, Хильделита Баркингская, Сергий Сириец , Хедда Винчестерский, Бритвальд Кентерберийский, Кутбурга и Квенбурга Уимборнские и Эгвин Вустерский. |
Святитель Кутберт сначала стал епископом Хексема, а вскоре – епископом Линдисфарна. Епископ Эта вернулся в Хексем, а святого Кутберта перевели в Линдисфарн. Когда епископ Эта умер в 686 году, другой великий святой, Иоанн Беверлийский, стал епископом в Хексемской епархии. Святитель Кутберт На Соборе в Хертфорде присутствовали всего пять епископов, включая и Феодора, епископ Вини (грешивший симонией) и епископ Вилфрид не были. К концу 670-х годов в Англии было уже двенадцать епископов, многих из которых мы увидим в святцах. Кроме святых Кутберта 687; память 20 марта), Эркенвальда 693; память 30 апреля) и Иоанна 721; память 7 мая), епископы Эта (память 26 октября; его мощи, вероятно, находятся в церкви в Хексеме), Боза ок. 705; память 9 марта) и Трумвин ок. 704; память 10 февраля) тоже занесены в календарь. Прославлен в лике святых и главный помощник и соратник святого Феодора аббат Адриан Кентерберийский ок. 710; память 9 января). Это поистине необыкновенно. Все эти епископы воспитывались, проходили приуготовление и обучение в уже упомянутой нами монастырской семинарии во имя святого Петра в Кентербери. Архиепископ поощрял создание других, новых центров духовного образования. Очевидно, святитель Феодор вдохновил святого Бенедикта из Уирмута, который привез в Англию много икон и книг из Италии. Святой Бенедикт, житие которого написал святой Беда Достопочтенный, почитался по всей Англии. Он умер в 689 году на 61-ом году жизни, день его памяти – 12 января. Святитель Феодор помогал святой игуменье Хильде в Уитби; ее двойной монастырь подготовил пять епископов, из которых трое являются святыми: это Иоанн, Боза и Вилфрид . Святую Хильду называют «игуменьей английского народа». Она отошла ко Господу в 680 году, день ее памяти – 17 ноября. |
Новый архиепископ Кентерберийский был уроженцем Тарса Киликийского, учился в Антиохии, свободно читал на греческом и латыни и, судя по всему, был знаком не только с трудами восточных и западных отцов Церкви, но и с сочинениями античных авторов, каноническим правом и римским законодательством. В письме папы Захарии (741–752) к англосаксонскому миссионеру Бонифацию упоминается, что Теодор изучал богословие в Афинах; известен также его интерес к медицине. В середине VII в., когда многие монахи из Восточной империи бежали от набегов мусульман в Италию, Теодор поселился в Риме, где принимал деятельное участие в полемике с монофелитами. Вместе с ним в качестве помощника (и, возможно, для того чтобы следить за каноничностью его поучений с точки зрения западного богословия) отправился в Англию Адриан, настоятель монастыря Нерида в Италии. Главным достижением Теодора за время, когда он занимал кентерберийскую кафедру (670–690), было выстраивание системы английских диоцезов. В течение первого года он поставил трех новых епископов, а также разрешил проблему с Хаддом, епископское рукоположение которого вызывало сомнение. На собранном им в 672 г. Поместном соборе присутствовали уже 7 епископов (восьмой – Вильфрид отказался прибыть из-за конфликта с Теодором). Теодор открыл в Кентербери школу, где учились молодые люди, избравшие церковное поприще. Будущие клирики изучали латынь, греческий язык, компутистику (искусство исчисления подвижных церковных праздников), стихосложение, библейские толкования. Усилиями Теодора к 690 г. в южной части Англии были созданы 13 диоцезов: Кентербери, Рочестер, Селси, Винчестер, Шерборн, Лондон, Лестер, Вустер, Херефорд, Личфилд, Линдси, Дануич, Элмхем. Центры некоторых из них были впоследствии перенесены, но в целом эта структура сохранилась в английской церкви до нашего времени. |
Скан Patrologia Latina 95 PL 96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа римский); Бенедикт II (папа римский); Иоанн V (папа римский); Юлиан Толедский; Лулл Майнцский; Элипанд Толедский; Феликс Урхельский; анонимное «Житие испанских аббатов» (VIII век); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангильрамн Мецский; Адриан I (папа римский); Викбод; «Исидор Бежский», Скан Patrologia Latina 96 «Хроника 754 года»; Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения VIII века: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742—778) PL 97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт Левит, «Собрание капитуляриев» Скан Patrologia Latina 97 PL 98: Карл Великий; Лев III (папа римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I Фландрский; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа римский); Парижский съезд по иконам (824); монах из Санкт-Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2 кн., около 830); «Старые франкские анналы» (670—813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (около 867) Скан Patrologia Latina 98 PL 99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Людгер Мюнстерский; Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен-Дени; Ангильберт (аббат Сен-Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат; Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо Скан Patrologia Latina 99 PL 100—101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии Скан Patrologia Latina 100 PL 102: Смарагд из св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Санса); Лев III (папа римский); Пасхалий I (папа римский); Ремигий (епископ Кура) Скан Patrologia Latina 102 PL 103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов IV века: Антония, Исайи, Серапиона, Макария из Нитры, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсиесия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского, а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа римский); Бенедикт Анианский |
Святая мученица Винефрида с житием Епископ Адриан на острове Мэй в Шотландии вместе с другими пострадал от датчан в 875 году (память 4 марта). Священномученик Херефрит, епископ области Линдси, замучен датчанами в 869 году (память 27 февраля), его мощи почитались в городе Торни графства Кембриджшир. В 877 году в бою с языческими захватчиками своей страны был убит благоверный король Шотландии Константин I (память 2 апреля). В 866 году был убит датчанами святой отшельник Фремунд (память 11 мая), от его мощей в городе Данстабл совершались многочисленные чудеса. 1 июня совершается память убиенных датчанами мученика Уистана 850), мощи которого находились в Ившеме, и мученицы Виты (Кандиды) Дорсетской – отшельницы, жившей в IX веке, от ее мощей, находящихся в церкви деревни Уитчерч-Каноникорум, до сих пор происходят чудеса, к ним совершаются паломничества. Чуть ранее пострадал от рук датчан святой игумен Блатмак на острове Айона в Шотландии, принявший в 823 году мученический венец прямо у входа в алтарь (память 15 января). Святой мученик Феодор, король Уэльса (витраж) В то же самое время пострадал от датчан последний король восточных англов святой Эдмунд (841–869; память 20 ноября), впоследствии ставший покровителем Англии. Через несколько десятилетий после смерти святого Эдмунда датчане, убившие его, и их потомки сами стали почитать его как мученика. Святой Эдмунд был покровителем Англии официально до 1343 года, после чего новым покровителем стал великомученик Георгий Победоносец. В 1843 году упал дуб, к которому за 1000 лет до этого был привязан и расстрелян стрелами святой король. В нем были найдены острия датских стрел, что доказывает подлинность этого святого места и самого дуба, чудесным образом простоявшего так долго. В следующем X веке от тех же датчан пострадала святая отшельница Атильда в Йоркшире на севере Англии (память 27 марта). В 1012 году пострадал от датчан святитель Альфедж , архиепископ Кентерберийский (953–1012; память 19 апреля), отказавшийся заплатить за себя выкуп. В 1016 году пострадал святой Эднот Дорчестерский (память 19 октября): он был монахом в Вустере, затем аббатом в Рамси в Англии, в 1006 году стал епископом Дорчестера. Был убит датчанами и почитается как мученик. Самым последним православным мучеником, пострадавшим на Британских островах, был святой отшельник Малрубий из местечка Мернс в Шотландии 1040; память 27 августа) – его убили норвежские захватчики. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ предыдущая статья Т. 3 , С. 698 опубликовано: 28 ноября 2008г. АФАНАСИЙ (ок. 832, Неаполь - 15.07.872, Вероли), свт. (пам. зап. 15 июля), еп. Неаполя (с 850). Основные сведения о нем содержатся в 2 житиях, написанных вскоре после кончины святого: анонимном и приписываемом диак. Иоанну Неапольскому. А., сын неапольского герц. Сергия, с детства готовился к церковному служению и воспитывался сначала при ц. Санта-Мария, а затем у свт. Иоанна IV, еп. Неаполя, к-рый впосл. рукоположил его во диакона. После смерти наставника А., несмотря на свой юный возраст, возглавил епископскую кафедру и вел строгую аскетичную жизнь, все свое состояние пожертвовав на помощь бедным и выкуп христиан из мусульм. плена. А. восстановил мн. церкви и упорядочил церковную организацию, принимал участие в Римском Соборе 861 г. В 867 г. новый герц. Неаполя Сергий, племянник А., не желая мириться с высоким авторитетом епископа, требовал, чтобы он оставил кафедру. А. вынужден был бежать из города под защитой отряда префекта г. Амальфи, посланного на 20 кораблях имп. Людовиком II против арабов, привлеченных герцогом на свою сторону и разграбивших мн. церкви Неаполя. А. переправился в Беневент, где был с почетом встречен императором, а затем нашел прибежище у своего брата Стефана, еп. Сорренто. Папа Адриан II послал в Неаполь Анастасия Библиотекаря и аббата Цезария с целью убедить герц. Сергия вернуть А. на епископскую кафедру, после неудачи их миссии папа наложил на город интердикт. Имп. Людовик II во время похода в Юж. Италию восстановил А. на епископском престоле, но тот скончался по пути в Неаполь. Первоначально мощи А. покоились в Монте-Кассино, пока в 877 г. не были перенесены еп. Афанасием II в ц. св. Иануария в Неаполь. Позже их перезахоронили в кафедральном соборе города. Ист.: BHL, N 734-739; ActaSS. Iul. T. 4. P. 72-89; MGH Scr. Lang. P. 433-452, 1065-1076. Лит.: Aloe S. d . Storia della Chiesa di Napoli. Napoli, 1869. T. 1. P. 67-71; DHGE. T. 1. Col. 1388-1390; Mallardo D. Il Calendario Marmoreo di Napoli. R., 1947; NCE. T. 1. P. 999-1000; Boehm L. Athanasios // LTK. Bd. 1. Sp. 981-982. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЙДАН 651), еп. Нортумбрии (с 635), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), |
Скан Patrologia Latina 181 PL 182—183: Бернард Клервоский Скан Patrologia Latina 182 PL 184: Бернард Клервоский; Гиллеберт из Хойландии; Гвиго V (приор картезианцев); Гийом (аббат); Гауффрид (аббат Клервоский); анонимные теологические трактаты XII века; Элред (аббат Риво); Николай Клервоский; Огерий (аббат Лучедио); анонимные тексты XII века; Гверрик (аббат Иньи); Арнульф из Берийс Скан Patrologia Latina 184 PL 185: Гверрик (аббат Иньи); Гвиго V (приор картезианцев); Бернар Клервоский; Хербет с Сардинии; Филофей (монах); Николай Хоквилль; Батиста Мантуанец; Гоффрид (аббат Клервоский); анонимная «Клервоская хроника» (1147—1192) Скан Patrologia Latina 185 PL 186: Захария Хризополитан; Захария (епископ); Роберт Пулл; Сугерий; Гийом (аббат Сен-Дени); король Людовик VII; Жослен (епископ Суассонский) Скан Patrologia Latina 186 PL 187: Грациан (юрист) Скан Patrologia Latina 187 PL 188: Ордерик Виталий; Гверрик (аббат Иньи); Анастасий IV (папа римский); Ансельм (епископ Хафельбергский); Жильбер Порретанский (епископ Пуатье); Гуго Метелл (каноник); Амедей (епископ Лозаннский); Николай Клюнийский; Адриан IV (папа римский); Одо (аббат Моримонский); Иоанн Кирита (аббат Тарауканский); Альфонс I Португальский Скан Patrologia Latina 188 PL 189: Пётр Достопочтенный (аббат Клюни); Роберт Ретельский; Вибальд (аббат Ставло); Эрнальд (аббат Бонневалльский) Скан Patrologia Latina 189 PL 190: Томас Бекет (архиепископ Кентерберийский); Жильбер Фолио (епископ Лондонский); Герберт де Босхем; Алан (аббат Тьюксбери) Скан Patrologia Latina 190 PL 191: Пётр Ломбардский Скан Patrologia Latina 191 PL 192: Пётр Ломбардский; Бандин (магистр); Гуго (архиепископ Амьенский и Руанский) Скан Patrologia Latina 192 PL 193: Вальтер Сен-Викторский; Герхох, препозит Райхерсбергский Скан Patrologia Latina 193 PL 194: Герхох, препозит Райхерсбергский; Арно, препозит Райхерсбергский; Иоанн Диакон; Гуго из Пуатье; Исаак Стелла (аббат цистерцианцев) |
|