001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Работа эта приписывается Юлию Африкану . Евсевий Кесарийский пишет, что она была частью «Историографии», однако из «Историографии» сохранились лишь фрагменты, и потому трудно с уверенностью утверждать, что история святой Симфорозы была написана Африканом. Впрочем, нет и достаточных оснований, чтобы оспаривать его авторство. Есть две святых Симфорозы – одна – Симфроза Римская, исповедница. Другая – Симфроза Тивурская, мученица. Здесь, вероятнее всего, речь идет о первой. Однажды император Адриан построил себе дворец, и пожелал посвятить его богам, прибегнув для этого к нечестивым языческим обрядам. Когда он принес богам жертвы, то жившие в идолах демоны сказали императору: «Вдова именем Симфороза и ее семеро сыновей день за днем притесняют нас, молясь своему Богу. Если она с детьми согласится принести нам жертву, мы обещаем исполнить всякое твое желание и благословим тебя». Тогда Адриан приказал привести вдову с сыновьями, и со всей вежливостью попросил их принести жертвы богам. Но благословенная Симфороза отвечала ему: «Мой супруг Гетулий с братом Амантием были народными трибунами, служа тебе и Риму. Оба они претерпели гонения за имя Христово, отказавшись принести жертвы идолам, и как добрые воины Христовы своей смертью победили твоих демонов. Они предпочли казнь отречению, решив, что лучше быть обезглавленными, чем быть идолопоклонниками. И в смерти своей, хоть и пережили они позор и бесславие со стороны людей, но обрели вечную славу и почет среди ангелов небесных. Сейчас, на небесах, они пожинают плоды своих подвигов, наслаждаясь вечной жизнью в присутствии Вечного Царя». Адриан ответил: «Либо ты с сыновьями своими принесешь жертву всемогущим богам, либо я сам принесу в жертву тебя с детьми». Благословенная же Симфороза сказала на это: «Откуда же мне выпала такая честь – что я сочтена была достойной стать жертвой для Господа Моего»? Император не понял: «Я принесу тебя в жертву моим богам».Симфороза же ответила: «Твои боги не могут принять меня в жертву, но если меня сжечь за имя Христово, то своей смертью я скорее уничтожу твоих богов».

https://azbyka.ru/otechnik/Julij_Afrikan/muchenich...

Но независимо от того кого выберет игрок – демонов или «добрых ангелов», он соприкасается пусть и с виртуальным, однако же, все-таки бесовским миром. Святитель Игнатий Брянчанинов сказал, что если мы даже невольно обратим свое внимание на дьявольские вещи, это так или иначе коснется нашей души. Вспоминаются слова доктора медицинских наук, врача-невролога, профессора иеромонах Анатолия (Берестова), который недавно предупреждал, что компьютерные игры подготавливают подростка к восприятию сатанизма и кабалистики как нормальной реальности жизни». Так и хочется добавить: «…реальной жизни, которой, юные геймеры не боятся!» Предупреждение преподобного Серафима Саровского о том, что, будучи сотворены с силой и свойствами Ангелов, бесы обладают для человека и для всего земного невообразимым могуществом, не воспринимаются подростками адекватно. Ведь они уже не раз встречались с бесами на виртуальном поле боя привыкли к мысли, что с ними можно справиться или, по крайней мере, улизнуть. В одной из статей о сатанинских компьютерных играх я прочитал, что такие игры воспитывают в подростках запанибратское отношение к сатанизму. И с этим утверждением сложно не согласиться. Нужно ли говорить, насколько серьезную опасность представляет это для души подростка? «Самое опасное - это то, что компьютерные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям», - утверждает иеромонах Адриан (Пашин). Сатанинские ролевые компьютерные игры обязывают играющего принимать на себя роль компьютерного персонажа, т.е. беса. И если даже обычные, неролевые компьютерные игрушки при злоупотреблении ими способны вызывать психологическую зависимость, то ролевые игры, требующие от играющих примерять на себя различные личины, особенно бесовские, тем более опасны для психики.

http://radonezh.ru/analytics/kompyuternye-igry-468...

Раввин Хальбо от имени раввина Самуила сказал: Не вечно воспевает горнее воинство, но ежедневно Бог творит новое воинство ангелов, которые воспевают Ему новую песнь «Отпусти», сказал ангел, т.е. приблизилось его время воспеть песнь Богу. Раввин Адриан вопросил однажды раввина Иошуа: вы говорите, что ни одно воинство ангелов не воспевает Богу дважды, но что Бог ежедневно творит воинство новых ангелов, воспевающих перед Ним песнь свою очередь исчезающих. Отвечал ему Иошуа: именно так. Куда же воспевшие ангелы идут? Отвечал ему: Туда идут, откуда они взяты. А откуда взяты? Отвечал ему: Из реки Динура. Итак грубые материалистические представления об ангелах во внебиблейском иудаизме несомненны. Такой физизм в учении об ангелах действительно привнесенное явление в еврейской ангелологии, равно ангельских собственных имен, поставляемое талмудом в связь с заимствованиями из парсизма: имена месяцев года, равно ангелов – из Вавилона (Рош гашшана). В завершение своего обзора иудейских экзегетических памятников по интересующему нас вопросу, мы приведем один уже позднейший (средневековый) Богослужебный гимн праздника кущей: «Каждое утро вновь создается верное воинство ангелов. Все они устремляются по назначению, чем должны служить. Но прошел более не раздастся хвала из их уст». Здесь ангелы описываются, как такие существа, которых бытие тесно сливается со служением: по исполнении своей служебной миссии, они исчезают без надежды на воскресение. Однако, при изучении еврейского Богословия нужно точно различать между не делать вывода de parte ad totum. При разборе 4 стиха 103 псалма мы, во-первых, остановимся на глаголе в еврейском осе. В масоретской вокализации этот глагол в рассматриваемом месте пунктирован как причастная форма, чему но сопоставляя 5 ст. того же псалма по еврейскому тексту с переводом LXX, мы находим, что той же причастною формой – утверждающий переданное слово ясад, пунктированное масоретами как perfectum каль (у Иеронима fundavit), таким образом ничто не препятствует допустить, что причастие у LXX носит логический характер perfectum, тем более, что в еврейском оригинальном языке псалма причастие способно обозначать все 3 времени глагола, отсюда возможен на основе аса=осе перевод creavit, создал.

https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voroncov/k-iz-j...

Есть две святых Симфроза Римская, исповедница. Симфроза Тивурская, мученица. Здесь, вероятнее всего, речь идет о первой. император Адриан построил себе дворец, и пожелал посвятить его богам, прибегнув для этого к нечестивым языческим обрядам. Когда он принес богам жертвы, то жившие в идолах демоны сказали императору: «Вдова именем Симфороза и ее семеро сыновей день за днем притесняют нас, молясь своему Богу. Если она с детьми согласится принести нам жертву, мы обещаем исполнить всякое твое желание и благословим тебя». Тогда Адриан приказал привести вдову с сыновьями, и со всей вежливостью попросил их принести жертвы богам. Но благословенная Симфороза отвечала ему: «Мой супруг Гетулий с братом Амантием были народными трибунами, служа тебе и Риму. Оба они претерпели гонения за имя Христово, отказавшись принести жертвы идолам, и как добрые воины Христовы своей смертью победили твоих демонов. Они предпочли казнь отречению, решив, что лучше быть обезглавленными, чем быть идолопоклонниками. И в смерти своей, хоть и пережили они позор и бесславие со стороны людей, но обрели вечную славу и почет среди ангелов небесных. Сейчас, на небесах, они пожинают плоды своих подвигов, наслаждаясь вечной жизнью в присутствии Вечного Царя». ответил: «Либо ты с сыновьями своими принесешь жертву всемогущим богам, либо я сам принесу в жертву тебя с детьми». Благословенная же Симфороза сказала на это: «Откуда же мне выпала такая что я сочтена была достойной стать жертвой для Господа Моего»? Император не понял: «Я принесу тебя в жертву моим богам».Симфороза же ответила: «Твои боги не могут принять меня в жертву, но если меня сжечь за имя Христово, то своей смертью я скорее уничтожу твоих богов». На это Адриан сказал: «Выбирай: или принеси жертву моим богам, или умрешь мучительной смертью». Благословенная же Симфороза отвечала ему: «Ты думаешь с помощью угроз изменить мое решение. Я жене боюсь смерти, но наоборот, желаю поскорее встретиться с моим возлюбленным супругом Гетулием, которого ты предал смерти за имя Христово». Тогда император повелел отвести ее в храм Геркулеса, где ее стали бить по щекам и подвешивать к потолку за волосы. Когда же ни уговорами, ни угрозами не удалось склонить ее к идолопоклонству, император приказал привязать ей большой камень на шею и бросить в Тибр. Брат же ее, Евгений, будучи управителем того района, выловил ее тело и предал земле за городом.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69877

Не сомневайтеся: откровенность ваша или исповедь, в силу заповеди Апостольской: исповедывайте друг другу согрешения, яко да исцелеете – будет полезна и целительна и для вас. Здесь во времена, как говаривал батюшка о. Адриан, принимается чрез исповедь малый стыд, чтоб избежать вечного стыда пред всею тварию. Не всякому духовнику подробности плотских падений можно говорить. Так хорошо, как вы: услаждением плотской сласти (или страсти) и в мыслях и осязанием. Да, падения бывают к смирению. Пока душа в этой плоти, без помыслов плотских и заботы о себе быть не может, – говорит Исаак Сирин . Плотский грех оттого й прискорбен, что унижает человека до скота, отнимает благородство духа, помрачает ум, разлучает с Богом, лишая дух стремления к Нему, как вода на искорку. Но к кающимся в этом грече Господь бывает снисходительнее других грешников, потому что это падение от врожденной немощи естества, говорит св. Димитрий Ростовский . Смысл Симеона Нового Богослова таков: вообще всякое пристрастие вредно христианину и разлучат его со Христом, а пользование нищею, покоем, одеждою, всякими вещами по нужде и обстоятельствам с благодарением по силе телосложения не вредит; на все рассуждение с благодарением и самоукорением. Господь – непостижимая благость, любовь и утешение, а не мучитель. А в расслаблении-то телесном и в пристрастиях-то что толку-то? Спаслись цари, князья, бояре, начальники, святители, воеводы, богатые купцы, а и нищие да гибнут, – разумеяй, да разумеет. Не завидуйте никому в свете, кто дает волю своим чувствам и себя не распинает и живет по своей воле, кто бы он ни был, – пастух ли, нищий ли, мужичок ли. Вот этим пастушкам бдительным и незлобивым, которые, быв на страже нощной (видите не спали), получили весть от ангелов о рождении Спасителя мира и поклонились Ему, – позавидовать, или лучше поревновать, можно; а как? – будьте и вы пастушком на страже своих чувств и мыслей день и ночь, внимайте построже к себе, и вы получите весть ангельскую о спасении и рождении в вашем сердце Спасителя, и мысленными очами узрите Родшагося Господа, и Он будет в вашем сердце, как в яслях, по написанному: «О, если бы ты сердце яслями учинил (т.е.

https://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij/pisma-tr...

В конце жизни, после 25 летнего заключения, преподобный Максим был переведен в Троицкую обитель, где и скончался. В 1551 году состоялся Стоглавый Собор Русской Православной Церкви, на котором Троицкого игумена Артемия обвинили в ереси. Впоследствии, игумен Артемий бежал из заточения в Соловецкой обители в Литву, где проповедовал против унии и различных ересей. 1552 год – начало игуменства Гурия (Лужецкого; 1552–1554), впоследствии – Епископа Рязанского. В том же году в начале июня – посещение Иоанном Грозным Троице-Сергиева монастыря перед выступлением в поход на Казань. Взятие Казани, при штурме которой присутствовал троицкий келарь Адриан Ангелов. В конце октября Иван IV держал свой обратный путь в Москву, изпод взятой Казани в Троицкий монастырь, в котором после усердной благодарственной молитвы святой Троице и Преподобному Сергию, «игумену и братье великия слова с челобитьем говорил за их труды и подвиги, (что) их молитвами (он) государь благая получил». Ноябрь 1552 года – крещение царевича Димитрия Иоанновича в Троице-Сергиевом монастыре. В мае 1553 года Иоанн IV с царевичем Димитрием и царицей Анастасией Романовной, в сопровождении князя Курбского посетил Троицкую обитель, после выздоровления от тяжелой болезни, в начале богомольного путешествия по отдаленным монастырям. Живший в Троце-Сергиевой обители на покое преподобный Максим Грек советовал царю не совершать такого длительного богомолья с супругой и младенцем, а лучше позаботиться о вдовах и сиротах воинов, погибших под Казанью. В противном случае преподобный Максим предсказывал царю смерть сына, что впоследствии и сбылось. 1554 год – начало игуменства Илариона (Кирилловца; 1554–1555). В том же году в монастыре построены каменные здания больницы и келарской палаты, выкопан Келарский пруд, названный так в память келаря Адриана Ангелова. 1555 год – 27 июля – кончина Митрополита Иоасафа (Скрипицына), Троицкого игумена в 1529–1539 годах. В том же году начало игуменства Иоасафа (Черного; 1555–1560). 1556 год – позолочена глава Троицкого собора; на здании трапезной XV века, устроены первые большие часы. Делал те часы старец Тихон Новогородец.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522537

Собор вменил Артемию в вину и то, что он нарушал пост к соблазну православных, и то, что ездил к немцам для означенной цели, ибо он сам ведает, говорил Собор, что наша есть истинная православная вера, а латинская вера отречена от православной святыми отцами и предана проклятию. Тот же Нектарий обличал Артемия во многих богохульных и еретических речах; но Артемий называл все это клеветою, и три старца-пустынника, на которых сослался Нектарий как на слышавших те богохульные речи, действительно не подтвердили его слов и сказали, что «про Артемия хулы на Божественное Писание и христианский закон не слыхали ничего». Третий свидетель, бывший игумен Троицкого Сергиева монастыря Иона, писал на Артемия, что он говорил хулу о крестном знамении: «Нет-де в том ничего; прежде-де сего на челе своем знамение клали, а ныне своим произволением большие кресты на себе кладут; да и на Соборе-де о том крестном знамении слово было да не доспели ничего». Артемий отвечал, что про крестное знамение Ионе не говаривал, а про Собор говорил, и именно про Собор нынешний,— и это поставлено Артемию в вину. Четвертый свидетель, келарь Троицкого Сергиева монастыря Адриан Ангелов, показал пред Собором: «Говорил Артемий в Корнильеве монастыре, в келье игумена Лаврентия, что нет пользы петь панихиды и обедни по умершим, тем они муки не избудут». Артемий отвечал: «Я говорил про тех, которые жили растленным житием и грабили людей, что когда начнут петь по них панихиды и обедни, то нет им пользы и чрез то им муки не избыть». Собор справедливо осудил эту ложную мысль и обвинил Артемия за то, что отнимает у грешников надежду спасения, подобно Арию, который учил, что не должно творить приношения за умерших.

http://sedmitza.ru/lib/text/435975/

Когда они входили в городские ворота, стражи спросили их, кто они и откуда? Мученики, не скрывая истины, отвечали, что они христиане и называли своим отечеством горний Иерусалим. Тогда они были схвачены, как злодеи и брошены в темницу. На следующий именно 16-го эти юноши выведены были из темницы вместе с вышеназванными Христовыми исповедниками, Памфилом, Валентом и Павлом и вместе с ними предстали пред судилищем нечестивого мучителя игемона Фирмилиана. Игемон сначала старался совратить юношей египетских, устрашая их различными муками. Одного из старшего по возрасту, он, поставив посреди, спросил, кто он? Святой мученик безбоязненно отвечал, что он и его христиане. Когда игемон спросил, как их зовут, сей юноша себя назвал Илией, Иеремией, Исаией, Самуилом, Даниилом. Ибо сии святые юноши, отрекшись от своих языческих имен, данных им неверующими во Христа родителями, вместо них называли себя именами пророков. Этим они хотели явно показать, что рабы Бога Израилева, не только по своим делам, но и по своим именам. Не зная таких имен, игемон Фирмилиан стал спрашивать их об отечестве. Тогда Илия, памятуя слова Апостола Павла: «вышний Иерусалим свободен: матерь всем нам» (Гал. 4:26). И другие его слова: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев» (Евр.12:22), назвал себя гражданином Иерусалима Небесного, разумея под сим городом свое отечество духовное, а не земное. Игемон же Фирмилиан не знал, что это за город Иерусалим и где он находится. Ибо в то время святой град не назывался Иерусалимом, а Елией. Это наименование дал ему нечестивый царь римский Адриан. Он на месте прежнего Иерусалима, разрушенного Титом, построил новый город и дал ему свое имя, ибо он назывался Елий Адриан.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519726

Начата каменная ограда монастыря еще в государствование В. К. Василия Иоанновича построением каменных ворот с надворотною церковью во имя Преподобного Сергия и с приделом во имя Св. Василия Кесарийского , соименного Великому Князю. В малолетство Царя Иоанна Васильевича, крещенного в Сергиевой обители, продолжалось сооруженье каменной ограды вокруг монастыря; Царь, для успешнейшего производства и окончания стены, освободил Троицких крестьян от своих пошлин и дозволил брать белый камень и обжигать известь везде, где монастырь найдет удобным, без всякого платежа в казну и владельцами. Царь Феодор Иоаннович в 1593 г. повелел возобновить монастырские укрепления, оказавшиеся непрочными. Ограда эта в окружности была 642 сажени, вышиною от 4 до 7 сажень, толщиною в 3 сажени, с двухярусными камерами, со сводами бойницами и башнями; на углах и посреди боков, с верхним, средним и подошвенным боями, также с осадными стоками. На башнях находилось 90 пушек и пищалей разной величины, до 20 орудий лежало под навесом; на водяной башне был медный котел во сто ведер, в коем варили смолу во время осады. Таким образом, Троицкий монастырь принадлежал к числу тех каменных монастырей, кои, по свидетельству Котошихина, «имели для осадного времени пушки и пушечные всякие запасы и всякое осадное оружие Царское, как крепость, служившая сообщением с северными странами». В нашествие Магмед–Гирея 1521 г. обитель Сергиева спаслась от разорения, тогда как окрестности Москвы пострадали от врагов. Пред взятием Казани 1551 г. Царем обращена была молитва о помощи к Преподобному Сергию и в часы решительной битвы, прибыл к нему предвестником победы из Троицкого монастыря инок Адриан Ангелов с крестом, образом, св. водою и просфорой. По взятии Казани, Царь повелел основать монастыри во имя Преподобного Сергия, в самой Казани и Свияжске, и по возвращении в столицу, ходил пешком благодарить Преподобного Сергия за дарованную ему победу. В 1556 г. сей же Царь у Троицы получил известие о решительном покорении Астрахани. Подтверждением тарханной грамоты, данной монастырю своими предками, он упрочил ему льготы и преимущества его, так что монастырские власти и люди освобождались от всяких таможенных сборов и податей, а крестьяне от всяких налогов и повинностей.

https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/putevodit...

04 февраля 2012 г. Обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского пам. 25 сент.) взрастила в течение веков сонм святых иноков и подвижников благочестия. Подобно дивным птицам, которых преподобный Сергий узрел в видении, бесчисленные насельники Троицкого монастыря несли в нем различные подвиги, сохраняя заветы родоначальника обители. Здесь были и известные в русской истории XVI-XVII вв. келари 1 обители: старцы Адриан Ангелов, Евстафий Головкин (1571–1593; 2 , Авраамий Палицын (1609–1620; 3 , Александр Булатников (1622–1641; 4 , Симон Азарьин (1646–1653; 5 , Арсений Суханов (1655–1659; 6 . Менее всего изучена деятельность первого из них – старца Адриана Ангелова 7 . Только академик Н. К. Никольский собрал краткие сведения о нем и связанных с ним книгах 8 . Довольно необычно фамильное прозвище троицкого келаря. У С. Б. Веселовского имеются интересные сведения, возможно, проливающие свет на происхождение старца Адриана: Эммануил и Иван, греки, выехавшие в Россию в свите кн. Софьи Палеолог. Ср. селение Ангелово под 9 . Очевидно, до своего пострига он был женат и у него был сын Димитрий 10 . Можно предположить, что монашество он принял в Троицкой обители, где в 1550–1560-е гг. был келарем 11 . Источники того времени свидетельствуют о его трудах на благо монастыря преподобного Сергия, встречается его имя и в описании церковных событий середины XVI в. В 1553 г., как сообщает летопись, на Руси ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о 12 . После соборных разбирательств в Москве еретики были осуждены. Среди осужденных находился также Артемий, бывший Троицкий игумен (1551 г.), сосланный после Собора в Соловецкий монастырь. В соборной грамоте, посланной на Соловки, подробно описываются лжемудрования еретиков XVI в. Келарь Адриан Ангелов, несомненно знавший Артемия, свидетельствовал на Соборе о некоторых его заблуждениях. О его возражениях келарю на Соборе было сказано: и сам Артемий на Соборе против Андрияновых речей отвечал 13 .

https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veretennikov/ke...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010