Он правил подданными с любовью и кротостью. Но в других областях западных правил злой и корыстолюбивый Максентий. В 312-м году подданные Максентия, не имея сил терпеть его притеснения, стали просить Константина избавить их от тирана. Константин пошел на Максентия, и когда он приближался к Риму, вдруг, среди дня, он и его войско увидели на небесах Крест, сияющий звездами, с надписью: сим побеждай. В ту же ночь Константину явился в видении Сам Христос и повелел ему сделать знамя наподобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Под знаменем Креста он победил Максентия, который, спасаясь бегством, потонул в реке Тибре. Приняв христианство, Константин победил Ликиния, правителя восточной римской империи, не расположенного к христианству, и таким образом сделался единовластным правителем всей римской империи. Желая всех подданных сделать христианами, он действовал на них не силою, а советами и убеждениями. Так как в Риме было еще сильно язычество, то Константин избрал себе новую столицу, в Византии, небольшом городке близ Черного моря. Этот городок он назвал новым Римом и Константинополем. Впоследствии город назван Царьградом. Ныне – это столица турецкой империи. В Константинополе император устроил множество великолепных храмов. При Константине Великом христианскую Церковь волновали язычники, еретики и раскольники, но защиту от них Церковь нашла в императоре, который, для поддержания православия, созвал первый Вселенский собор. При Константине возник из своих развалин Иерусалим, освященный проповедью, деяниями и страданиями Спасителя. Город этот более 150 лет был в запустении; на святых местах христианских были языческие храмы; город носил языческое имя Элии Капитолины. Мать императора, св. Елена, отправившись в 326 году в святую землю, обрела там животворящий Крест Господень и построила храмы на Голгофе, в Вифлееме, в Назарете и на горе Елеонской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вслед за этим он так вспоминает о голоде, бывшем при Клавдии: 12 «В это время в Иудее случился великий голод, и царица Елена покупала в Египте за большие деньги зерно и раздавала его нуждающимся». увидишь, что и это согласуется с Деяниями апостолов, в которых рассказано, как ученики в Антиохии постановили, чтобы каждый в меру своих средств посылал живущим в Иудее. Так они и сделали, послав пособие старейшинам через Варнаву и Павла. стелы Елены, упомянутой Иосифом, доселе показывают в предместьях нынешней Элии. Говорят, что она была царицей адиавинов. 13 Вера в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа уже распространялась повсюду, когда враг человеческого спасения, задумав захватить царственный город, привел туда вышеупомянутого Симона; помогая ему в его искусных, волшебных проделках, он увлек в заблуждение многих жителей Рима. этом говорит Иустин, живший вскоре после апостолов, человек, отличившийся в нашем учении. Я своевременно скажу о нем, что нужно. В Первой апологии, обращенной к Антонину в защиту нашей веры, он пишет так: Вознесения Господа на небо демоны побудили некоторых людей объявить себя богами, и вы не только не преследовали их, но удостоили почестей. Некий Симон, самарянин из деревни Гиттон, который при кесаре Клавдии с помощью действовавших в нем демонов проделывал в Риме, вашем царственном городе, чудеса своего волшебного искусства, был признан богом и почтен вами как бог статуей на реке Тибре между двумя мостами; на ней латинская надпись: «Simoni deo sancto», т. е. «Симону, богу святому». все самаряне и кое-кто из иноплеменников исповедуют его как первого бога и поклоняются ему. Некую Елену, которая в то время всюду с ним странствовала, а раньше в Тире финикийском жила в непотребном доме, они называли первой его мыслью».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

21. Об Иосифе, похоронившем Христа. 22. Об апостоле Иакове. 23. О дне Воскресения Господня. 24. О вознесении Господа и о гибели Пилата и Ирода. 25. О страдании апостолов и о Нероне г.]. 26. Об Иакове, Марке и евангелисте Иоанне. 27. О гонении на христиан при Траяне гг.]. 28. Об Адриане и о происках еретиков, и о мученической смерти святого Поликарпа и Юстина гг.] . 29. О святом Фотине, Иренее и о других мучениках лионских г.]. 30. О семи мужах, посланных в Галлию для проповеди г.]. 31. О буржской церкви. 32. О Хроке и о клермонском храме. 33. О мучениках, проливших кровь в окрестностях Клермона. 34. О святом мученике Привате. 35. О епископе Квирине-мученике. 36. О рождении святого Мартина и о том, как был найден крест 37. О епископе Иакове из Нисибиса. 36. О преставлении Антония-отшельника. 39. О появлении [в Галлии] святого Мартина. 40. О матроне Мелании. 41. О гибели императора Валента г.] . 42. О правлении Феодосия гг.]. 43. О гибели тирана Максима г.] . 44. Об Орбике, епископе клермонском. 45. О святом Иллидии-епископе. 46. О епископах Непоциане и Артемии, 47. О целомудрии любящих. 48. О кончине святого Мартина г.] . ВО ИМЯ ХРИСТОВО КОНЧАЮТСЯ ГЛАВЫ ПЕРВОЙ КНИГИ ВО ИМЯ ХРИСТОВО НАЧИНАЕТСЯ ПЕРВАЯ КНИГА ИСТОРИИ [ВТОРОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ] Намереваясь описать войны царей с враждебными народами, мучеников с язычниками, церквей с еретиками, я прежде всего хочу изложить свою веру, дабы будущий читатель не усомнился в том, что я католик 2 . Кроме того, ради тех, кто страшится приближения конца света, я решился, собрав воедино хроники минувшего, ясно изложить, сколько лет прошло с сотворения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Карта Юстиниановой Пентархии Экзархаты, именовавшиеся также «великими областями», оказались неустойчивыми, эфемерными образованиями. Процесс укрупнения Поместных Церквей на этой стадии не закончился. Исключительным положением Константинополя, «города царя и сената», обусловлено было и его церковное возвышение. Несмотря на возражения со стороны Рима, уже II Вселенский Собор постановил: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим» (3-е правило). Халкидонский Собор включил в юрисдикцию Константинопольского епископа, помимо Фракийского, также Азийский и Понтийский диоцезы (28-е правило). В латинской половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, кроме Равенской и Миланской Церквей, а затем и на весь Запад с тремя его префектурами. Впоследствии, в эпоху императоров-иконоборцев, восточная часть Иллирика, а также Южная Италия и Сицилия были переведены из юрисдикции Рима в юрисдикцию Константинополя. Римские папы смогли позже, опираясь на помощь норманнов, восстановить свою юрисдикцию над Южной Италией и Сицилией, но не над восточным Иллириком, который на века остался в пределах Константинопольского Патриархата и благодаря этому сохранил свою принадлежность к Вселенской Православной Церкви. Уже I Вселенский Собор предоставил первенство чести в Палестине епископу Элии-Иерусалима – матери всех Церквей (7-е правило), которая ко времени этого Собора оказалась в юрисдикции епископа Кесарии Палестинской. Это привело потом к полной самостоятельности – к автокефалии – Иерусалимской Церкви. В границах своего диоцеза осталась Александрийская Церковь , включавшая Египет, Сирию и Пентаполь. Так образовались пять Патриархатов. С этим числом и связан термин «пентархия», что в переводе на русский язык означает «пятивластие». Таким образом, «пентархия» – это всего лишь существовавший некоторое время факт церковной истории, подобно тому как в международных отношениях, какими они сложились после Венского конгресса, существовала «пентархия» великих европейских государств: России, Австрии, Великобритании, Пруссии, Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И вот у Феликса, без всякой видимой внешней причины, очевидно, в результате разрыва одной из наиболее крупных внутренних вен, внезапно хлынул изо рта поток крови; являя собою для всех окружающих ужасающее зрелище, он, не прожив и дня, под вечер, истекши кровью, испустил дух. Юлиан же, сраженный тяжкой и неизвестной болезнью, пролежал без движения целых сорок дней, совершенно бесчувственный и безъязыкий; потом, когда члены вновь понемногу стали повиноваться ему, начал он каяться в безбожных своих злодеяниях, будучи уверен, что именно за то постигла его кара; впрочем, недуг временно отступил лишь для того, чтобы сам он стал свидетелем собственной скверны, и вскоре, истерзанный покрывшими его чрево разного рода язвами, в муках изверг душу. Дольше всех оставался безнаказанным Элпидий, но в конце концов и он, будучи схвачен за соучастие в мятеже Прокопия против Валента, лишенный имущества, провел остаток дней в заключении и окончил жизнь в позоре, всеми проклинаемый и прозванный жрецом Элпидием. Заодно с вышеупомянутыми был еще один, вошедший вместе с ними в церковь , чтобы грабить и разорять, похищая священные сосуды и дары и чиня поношение тому, что предназначалось для служения Господу: сей же нечестивец, бесстыдно приподняв одежды, осквернил алтарь; и тотчас постигла его заслуженная жестокая кара. Ибо те органы, которые послужили ему для осквернения, прогнили до самых внутренностей, киша несметным множеством червей, и от этого он вскоре погиб жалкой и недостойной смертью. Что же до остальных, дерзавших на подобные богохульства, то и им воздалось по заслугам 1256 . 11. Император римлян Адриан, именуемый также Элием, дал городу Иерусалиму название Элии 1257 , чтобы тем самым удалить и отторгнуть от него народ иудейский, чтобы даже имя не позволяло иудеям почитать сей город своим отечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ [Флавий Аркадий; лат. Arcadius, греч. (377 или 378, К-поль - 1.05.408, там же), визант. имп. (август и соправитель имп. Феодосия I Великого с 16 янв. 383, самостоятельно правил в 395-408); старший сын Феодосия I Великого и императрицы Элии Флакиллы. А. получил в управление Восточноримскую (Византийскую) империю в 395 г. после смерти отца, в то время как его брат Гонорий стал править Западом. А. 6 раз был консулом (385, 392, 394, 396, 402, 406). Отличался слабым здоровьем и нетвердостью духа. Всеми делами в его правление ведали всесильные временщики: префект претория Руфин (392-395), препозит священной опочивальни Евтропий (395-399), главнокомандующий Гайна (399-400), префекты претория Востока Аврелиан (399-400) и Анфимий (405-414). На время правления А. приходится деятельность свт. Иоанна Златоуста , бывшего предстоятелем К-польской Церкви в 398-404 гг. и пользовавшегося в столице значительным авторитетом. Большое влияние на А. имела также его жена императрица Евдоксия, дочь знатного франка Бауто. У императорской четы было 3 дочери и сын, буд. имп. Феодосий II Младший . Правление А. и Гонория знаменует окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. В то время как на Западе главную роль играли видные военачальники, на Востоке, где имела место централизация гос. власти, возрастает значение гражданских чиновников, особенно префекта претория Востока. Для эпохи А. характерно обострение отношений К-поля с Западом, вызванное соперничеством временщиков при дворах А. и Гонория. Претензии Стилихона, опекуна Гонория, на право распоряжаться делами всей империи вызвали в К-поле упорное сопротивление.

http://pravenc.ru/text/76036.html

у Бандури, Orient. t. I. lib. I. p. 11; сн. t. II. p. 484. Дюканжа, Constantinop. chr. lib. IV. p. 113). Кажется, об этой церкви упоминается в 14 деянии шестого вселенского собора под именем св. Иоанно-Фоки Патр. Константий говорит, что по взятии Царьграда Турками, церковь св. Иоанна Богослова была обращепа в зверинец и стояла до 1809 года 32; сн. Р. Gyllii, De topogr. Const. lib. II. c. 23, у Бандури t. I. p. 388). 263 Церковь св. великомученика Феодора Тирона, пострадавшего в Амасии, при Максимиане (Чет. Мни. 17 февраля), находилась в III-й части города (Константия, 31), неподалеку от Великой церкви (Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 140). Она была построена при императоре Маркиане патрикием Сфоракием, от которого и самая местность называлась а потом была возобновлена при Маврикии и Льве философе (Кодина, ed. 1. р. 82. Anon. у Бандури, Imp. Orient. t. I. lib. I. p. 11; t. II. p. 484). Обращенная Турками в мечеть, она известна под именем Вефа-джамиси (Византия, 549, 550). 265 Память св. Елевферия, пострадавшего в Риме при Адриане, праздновалась в Царьграде в храме этого священномученика 15 декабря (Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. V. р. 465–467. Житие его см. в Чет. Мин. 15 дек.). Этот храм был построен в царствование Аркадия, каким-то патрикием Василием близ Ксиролофа (Кодина, ed. 1. р. 122. Anon. у Бандури, t. I. lib. III. p. 52; сн. t. II. p. 713), T.e. близ седьмого холма, занимавшего почти треть Царьграда (Византия, 286). 269 Церковь св. Богородицы – в местности, получившей название от епарха Онората, одного из пособников Константина Великого в построении Царьграда Anon, у Бандури, Imper.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

«Очерки» Н. о соловецких старцах XIX в.- Зосиме и Науме, целиком основаны на сведениях из «Соловецкого патерика» (СПб., 1873), об Адриане Андрусовском в «Олонецком патерике» - из брошюры иером. Иосифа «Андрусова-Николаевская пустынь Олонецкой губ.: Историко-статистический очерк» (СПб., 19054) и т. д. В др. трудах Н. изложил результаты собственных исследований ряда агиографических сочинений и истории почитания святых (работы об Антонии Сийском, Александре Ошевенском, Иове Ущельском, о Никодиме Кожеозерском и др.). Источниками для работ Н. служили рукописи из монастырских архивов (Кожеозерского, Сийского, Ошевенского, Спасо-Каргопольского и др. мон-рей) и приходских церквей, из рукописных собраний С.-Петербургской и Московской духовных академий, Троице-Сергиевой лавры, И. А. Вахрамеева в Ярославле и др. Рукописи из Соловецкой б-ки, хранившейся с 1855 г. в Казанской духовной академии, Н. присылали по его просьбе в С.-Петербург. Кроме Житий святых, Н. обращался и к месяцесловам, монастырским синодикам и описям, кормовым и хозяйственным книгам, иконописным подлинникам, «Книге, глаголемой Описание о российских святых…», автором к-рой он ошибочно считал патриарха Никона (согласно совр. исследованию, это памятник нач. XVIII в., имеющий, скорее всего, старообрядческое происхождение). Сведения о почитании нек-рых святых в XIX в. Н. получал от приходских священников (об Иове Ущельском - от свящ. Ф. Смирнова; о Диодоре Юрьегорском - от П. Пятницкого). Чудеса Иова Ущельского и почитаемого на Мезени неканонизированного старца Иуды Конещельского для Н. записывал в кон. XIX в. мезенский крестьянин Г. Я. Ситников. В петербургский период (1892-1904) большую помощь в решении задач агиологии оказал Н. профессор СПбДА Н. В. Покровский.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

«Так-как утвердился обычай и древнее предание ( чтобы чтить епископа, пребывающего в Элии, да...» 80 . Вследствие того, что некоторые епископы, пресвитеры и диаконы самовольно переходили из одной епархии в другую, тот же собор постановил уничтожить этот обычай ( укоренившийся во многих отдельных местах, вопреки Апостольскому правилу 81 . В некоторых местах диаконы совершали евхаристию вместо пресвитеров, и тот же Первый Вселенский собор опять осуждает это, так как ничего подобного не предано ни каноном, пи обычаем 82 , чем обычай по достоинству приравнивается к закону. Второй Вселенский собор установляться границы некоторых церковных областей восточной половины империи, относительно же церквей других народов, предписывает, чтобы они управлялись по обычаю отцов, соблюдавшемуся до тех пор 83 . Тот же собор предписывает как принимать в церковь обращающихся из какой либо ереси, и говорит, что в этом случае надо следовать обычаю 84 . Ефесский, Третий Вселенский собор, подтверждая преимущества Кипрской церкви, порицает притязания Антиохийского епископа на право рукополагать епископов в Кипре, главным образом, на основании того, что это противно древнему обычаю 85 . Трулльский собор определяет, чтобы епископы Геллеспонта независимо поставляли Юстинианопольского первопредстоятеля по древнему обычаю ( и чтобы вообще во всякой церкви хранились установленные обычаи ( 86 . Василий Великий в своем послании к Диодору, епископу Тарскому, по поводу вступающих в брак с двумя сестрами, положительно указывает важность обычая и ясно говорит, что известный обычай имеет в этом случае силу наравне с законом 87 . В номоканоне в XIV титлов третья глава I титла говорит, в частности, о том, что «неписаный церковный обычай должен быть уважаем как закон», для подтверждения чего и приведены относящиеся сюда каноны, свидетельствующие именно об этом; в кименоне же прибавлено, что и в гражданском праве, когда обычай подтвержден судом и не противоречит писанному закону, он имеет значение наравне с неписанным законом 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Юлиана) ( MacKay T. S. The Major Sanctuaries of Pamphylia and Cilicia // ANRW. 1990. Tl. 2. Bd. 18. Hb. 3. S. 2045-2129). Начало христианства в П. связано с иудейской диаспорой. Иудейская община в Сиде известна уже в 140 г. до Р. Х., а в IV - V вв. по Р. Х. там были 2 синагоги; со II в. иудейские общины существовали также в Перге, Термессе (визант. Термисс), Атталии. Известна должность архисинагога П. (вероятно, главы всех общин региона). Ап. Павел в 1-м путешествии вместе с ап. Варнавой проповедовал в Перге и Атталии, где были иудейские общины (Деян 14. 24-26). Визант. агиографические тексты сообщают о неск. мучениках в П.: в Атталии это были пострадавшие при имп. Адриане святые Еспер , его супруга Зоя и сыновья Кириак и Феодул из села Тритоний (ActaSS. Mai. Vol. 1. 739); при имп. Деции - пастухи, святые Папий , Диодор , Конон и Клавдиан (SynCP. P. 443). В Перге пострадали, вероятно при имп. Марке Аврелии, св. воины Феодор, Сократ и Дионисий и мать Феодора Филиппа (Ibid. P. 63, 65, 614-615, 619); при имп. Деции - еп. свт. Нестор Магидский и диак. св. Тривимий (Ibid. P. 493, 495, 500-501); в Талмении близ Сиды при имп. Диоклетиане - сщмч. Киндей из ликаонийской Ваманады (ActaSS. Iul. Vol. 2. 186). В П. обращал язычников в христианство св. Лукиан Антиохийский. Напряженные отношения между христианами и язычниками в 312 г. отмечены в сохранившемся в надписи из Колбасы (Корвасы) обращении жителей Ликии и П. к имп. Максимину II Дайе , св. равноап. Константину и Лицинию с просьбой окончательно заставить «замолчать» «безумных» христиан. Ответный эдикт имп.

http://pravenc.ru/text/2578772.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010    011