001    002    003    004    005    006    007   008     009    010
457. Ефрата (Ephratha), область Вифлеема, города Давидова, в котором родился Христос; он находится в колене Иудине, хотя многие неправильно полагают, что он в колене в Вениаминове; лежит возле дороги, где погребена Рахиль, на пятом милиарии от Иерусалима, в том месте, которое Семьдесят зовут гипподромом. В книге Паралипоменон читаем Ефрату (Ephrathan), как сказано выше. 458. Ефраим ( близ пустыни, куда пришел. Христос с учениками; помещен и выше, под словом Ефрон ( 458. Ефраим (Ephraim) возле пустыне, куда пришел Господь Иисус с своими учениками. О нем мы сказали выше, под словом Ефрон (Ephron). 459. Ефрон ( колена Иудина, и ныне есть большое селение Ефраим ( к Северу от Элии, приблизительно на 20 милиарии. 459. Ефрон (Ephron), в колене Иудине; есть большое селение, называемое Ефрея (Ephraea), на двадцатом милиарии к С. от Элии. 460. Ехела ( где скрывался Давид, ныне называется Енкила, ( отстоящая от Елевферополя на 7 милиариев; вблизи указывается гробница пророка Аввакума. 460. Ехела (EclUela), где скрылся Давид; теперь Еккела (Eccela) называется селение на седьмом милиарии от Елевферополя, возле которого указывается гробница пророка Аввакума. 461. Занауса ( колена Иудине; и ныне находится в пределах Елевферополя. 461. Занногуа (Znnohua), в колене Иудине; доныне есть селение, называемое Зануа (Zanua) в пределах Елевферополя, по дороге в Элию. 462. Заред ( дебрь Заретова в части пустыни. 462. Заред (Zared), дебрь Заред в части пустыни. 463. Зафоим ( страна, старейшин Едома, в нынешней Гевалине ( 463. Зафоим (Zaphoim), страна старейшин Едома в земле, ныне называемой Гевалена (Gebalena). 464. Зив ( знойная гора Зива, где сидел Давидь, и к которой прилежит Хермала (Хер) переводимая: Кармил, так зовется доныне, селение Иудеев, откуда был Навал Кармильский. Зив назывался и один из сыновей Халева, как (писано) в Паралипоменон. 464. Зив (Ziph), гора грязная, или темная, или облачная, возле Зифа, где, сидел Давид, близ Хермелы (Chermela), которая в Священном Писании зовется Кармил, ныне селение Иудеев, откуда был Набал Кармельский; и один из потомков Калеба назывался Зиф; читай Паралипоменон.

https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/o-p...

Упомянув о возмущениях иудеев при Веспасиане, Тите и Адриане, св. Златоуст продолжает: «При Константине они опять покушались на то же; но царь, в наказание, обрезал им уши и, положив на теле знак возмущения их, водил их всюду, как беглецов и негодяев, обращая на них всеобщее внимание упомянутым искажением и вразумляя живших повсюду соплеменников их не отваживаться на подобныя дела. Но, скажете, все это относится к давно минувшим временам? Однако, об этом известно еще вашим старикам. А вот, что я скажу сейчас, то известно и самым молодым, потому что произошло не при Адриане и Константине, но при царе, жившем только двадцать лет тому назад. Когда, превзошедший нечестием всех своих предшественников, Юлиан сперва приглашал иудеев к идолослужению и склонял их к собственному нечестию, потом предлагал восстановить древне-иудейское богослужение, говоря, что и предки ваши так служили Богу; тогда они и поневоле исповедали то самое, что мы доказывали теперь, т.е., что им не позволено приносить жертвы вне города, и что те поступают беззаконно, которые совершают священные обряды на чужой земле. И так, говорили они, если ты, царь, хочешь, чтобы мы приносили жертвы, возврати нам город, восстанови храм, открой нам святая святых, возобнови алтарь, – и мы будем приносить жертвы, как прежде»... «Допустим, однако же, иудеи, что царь возвратил бы вам храм и восстановил алтарь: но мог ли бы он низвести вам свыше и огонь небесный? А без огня ваша жертва была бы и нечиста, и нечестива. Но Запинающий премудрым в коварстве их ( 1Кор.3:19 ) тотчас показал на деле, что Божия определения сильнее всего. Ибо, как только иудеи взялись за это беззаконное дело и начали расчищать основание, намереваясь приступить к постройке, – вдруг вышедший из земли огонь сожег многих людей, и даже камни, лежавшие на том месте, и остановил эту неблаговременную дерзость, так что не только принявшиеся за работу, но и многие иудеи, при виде этого, были приведены в стыд и удивление.

https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilonov/o-sio...

301. Гаади (Gaddi), который поразил Азаил, царь Дамаска; помещен выше под словом Гадда. 302. Гадира ( колена Иудина; есть ныне селение Гидора ( в пределах Элии, около Теревинфа. 302. Гадера (Gadera), в колене Иудине; ныне названием Гадора (Gadora) именуется селение, принадлежащее к области города Элии, около Теревинфа. 303. Гадер ( башня, где жил Иаков и где Рувим спал с Валлой. 303. Гадер (Gader), башня, в которой жил Иаков и где Рувим осквернил ложе отца; по-еврейски она пишется Адер, без буквы Г. 304. Гадер ( и его царя поразил Иисус; и Иаков поставил кущу свою за столпом Гадер. 304. Гадер (Gader), и его царя умертвил Иисус. Мы читаем, что Иаков поставил свою кущу по ту сторону столпа Гадер. 305. Гадерот (Gaderoth), в колене Иудине. 306. Газа ( город Евеев, где жили Каппадокийцы, истребившие Евеев; в древности был пределом Хананеев, граничившим с Египтом, и был отделен колену Иудину, но оно не овладело им и не истребило бывших в нем иноплеменников; и до сих пор существует известный город Палестины. 306. Газа (Gaza), город Евеев, в котором жили Каппадокийцы, умертвившие прежних обитателей; у древних был предел Хананеев со стороны Египта и достался в жребий колену Иудину; но оно не могло его удержать, потому что этому воспротивились Енакимы, т.е. гиганты, сильнейшие из иноплеменников; и доныне известный город Палестины. Спрашивается, каким образом у одного из пророков говорится, что Газа расхищена будет на век; это разрешается так: местность древнего, города не указывает даже, следов оснований, а ныне существующей город находится на другом месте, нежели тот, который разрушен. 307. Газер ( жребия Ефремова, отлученный Левитам; и его завоевал Иисус, умертвив его царя; его выстроил Соломон. И ныне Газара ( зовется селение; отстоящее на 4 милиария к С. от Никополя. Колено Ефремово не истребило бывших в нем иноплеменников. 307. Газер (Gazer), в жребии колена Ефремова, город, отлученный Левитам; и его завоевал Иисус, умертвив его царя; впоследствии он был выстроен Соломоном; теперь Газара (Gazara) зовется селение на четвертом милиарии, к С. от Никополя. Следует однако знать, что Ефрем не мог изгнать оттуда иноплеменников.

https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/o-p...

Он совершенно отказался от виноградных плодов и даже от уксуса и изюма; не употребляет он также и молока в любом виде, блюдя заповеди великого Публия. А елей, по его правилам, допустимо употреблять лишь во время Пятидесятницы; в другое же время вкушать его непозволительно. 10. Рассказанное мною о великом Публии я частично узнал, внимая повествованиям о нём, а частично сам, лицезрея его учеников — и в учениках познал учителя , а через подвижников — наставника в подвижничестве. Считая великой несправедливостью и неблагонамеренностью оставить втуне столь полезные вещи, я и предложил своё повествование тем, которые не знали Публия, заботясь и о духовной пользе их, и для себя ожидая духовного приобретения от подобного воспоминания. Ибо ведаю я о словах Господа, глаголащего: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим» (Мф. 10,32), и твёрдо уверен, что если сохраню у людей память о таких мужах, то удостоюсь быть помянутым ими пред Богом всяческих. VI. СИМЕОН ДРЕВНИЙ 1. Если бы кто-нибудь преднамеренно не упомянул бы о старце Симеоне и предал бы забвению память о его любомудрии, тот не избежал бы, пожалуй, обвинения в несправедливости и зависти и упрёка в том, что он не хочет восхвалять достойное похвалы и предложить стремящимся к пользе духовной пример, достойный любви и подражания. Поэтому я, боясь осуждения и желая почтить его достойными похвалами, расскажу об образе жизни сего великого мужа. Он непрерывно, в продолжение многих лет, проводил жизнь пустынную, поселившись в маленькой пещере; не видел ни одной человеческой души, потому что желал быть один, чтобы постоянно беседовать с Богом всяческих. 2. За эти труды он был одарён свыше обильной благодатью, так что мог повелевать даже самыми сильными и свирепыми зверями.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=85406

Решение первого в случаях христианских процессов было заранее известно. Форма второго давала больший простор субъективности должностного лица, имевшего jus coercitionis («право принуждения»), и в нем формальностям придавалось гораздо меньшее значение. Поэтому официальное отношение к христианам в пределах одной провинции зачастую определялось личными воззрениями на христианство местных начальников. Это обстоятельство ставило в еще более тесную зависимость популярное мнение и официальную реакцию на него. Форма coercitio (принуждения) стала применяться шире, по мере возрастания опасности христианства. Однако независимо от формы разбирательства зрелшцность государственного правосудия давала власти и ее подданным возможность угодить друг другу. Такова была вторая стадия в последовательном развитии отношений христианства и языческого государства. В царствование Траяна, помимо многочисленных безымянных мучеников и исповедников, о которых, например, упоминает Плиний в своем послании императору, принял мученическую кончину епископ Игнатий Антиохийский (до 117 г.). Возможно, его смерть связана с событиями в Антиохии, вызванными сильным землетрясением, когда ожесточенный бедствиями народ мог потребовать смерти безбожникам. Епископ тамошней церкви был отправлен в Рим (по невыясненной причине) и там был отдан на съедение зверям. Приблизительно в это же время пострадал епископ иерусалимский Симеон. Вероятно, его смерть нужно рассматривать в связи с событиями иудейского восстания 115—117 годов, когда особое значение могло иметь происхождение из рода Давида. Ко времени Траяна значительно более поздняя христианская традиция относит и казнь Климента, епископа Римского, хотя историческая достоверность этого факта невелика. При Адриане (в 135 или 137 г.) мученически скончался епископ римской церкви Телесфор.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=80220

По его сообщению, Афинагор процветал в царствование Адриана и Антонина Пия и этим императорам представил свое прошение о христианах; первоначально он хотел на основании книг Священного Писания опровергнуть христианство, но обратился в христианство и был первым начальником александрийской школы; его учеником был Климент Александрийский, учеником последнего был Пантен. Это свидетельство об Афинагоре полно несообразностей и противоречий: Афинагор не мог быть в расцвете своей деятельности уже при Адриане и Антонине Пии, и апология его была адресована не этим императорам, а Марку Аврелию и Коммоду; точно так же Афинагор не был первым начальником александрийской школы, как и Климент не был учителем Пантена, а наоборот, и именно в то время, когда, по указанию названного автора, Афинагор должен быть начальником александрийской школы, во главе ее стоял Пантен. Из всего этого сообщения можно признать вероятным только что Афинагор написал апологию и был в Александрии; находит подтверждение и в том, что александриец Боэт после 180 г. посвятил Афинагору книгу «О темных выражениях у Платона» Photius, Biblioth. 155), если этот Афинагор тождествен с он мог находиться в какихнибудь отношениях и к катехизической школе. Как показывает надписание «Прошения о христианах», Афинагор, подобно другим апологетам, был по профессии философом и был родом из Афин, или, по крайней мере, долго проживал там. Афинагор, как и другие апологеты, видит в христианстве истинную философию, потому что основание в совершенной, Божественной истине, и она имеет рациональное содержание, давая удовлетворяющее и общепонятное разрешение вопросов, над которыми трудились все истинные философы; в противоположность обычной философии, христианская философия происходит из Откровения и продолжает распространяться по воле Божией.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114393

Быстрые переходы от одних фактов к другим или пробелы в повествовании, по мнению Юинболля могут быть объясняемы, во-первых, состоянием источников, которыми пользовался автор, а во-вторых, поставленной им себе целью: как видно из первой главы, автор не имел в виду излагать полной истории самарян, а желал отметить только те события, которые наиболее могли удержать от нарушения закона и возбудить ревность к соблюдению его. Фильмар, впрочем, не без основания полагает, что отдел книги, начиная с гл. 43 или 45 и до конца не принадлежит к первоначальному составу книги. Рассказы о Новохудоносоре, Александре и Адриане внесены в книгу другою рукою, так-как не соответствуют задаче автора. Кроме того, Абульфат, пользовавшийся кн. Иисуса, отмечает что легендарный рассказ о Баббе-Раббе он взял из древней еврейской хроники. Между тем, этот рассказ вполне совпадает с рассказом о том же, содержащемся в теперешней арабской кн. Иисуса. Отсюда Фильмар заключает, что в то время, когда писал Абульфат, рассказа о Баббе-Раббе в кн. Иисуса еще не было 181 . Представляя собою одно целое, самарянская книга Иисуса в своем настоящем виде есть произведение, составленное в эпоху господства ислама . В предисловии автор сообщает, что он дает перевод с еврейского, т. е. самаритянского языка. Но это указание может относиться только к части книги, именно к гл. 9–26, излагающей историю Иисуса Навина. Остальное же содержание книги является самостоятельной обработкой имевшихся в распоряжении автора материалов. По мнению авторитетнейшего исследователя кн. Иисуса, Юинболля, она, в своей нынешней редакции, всюду показывает, что автор знаком с кораном, с магометанскими преданиями и вообще живет в эпоху господства ислама.

https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybinskij/sama...

Если блуд и ропот были столь гибельны, то чего не произведут наши (грехи)? Если же Бог не посылает теперь не потому что те не знали о геенне, и потому немедленно подвергались наказанию; а ты, когда согрешишь, хотя бы здесь и не подвергся никакому наказанию, будешь там наказан. Затем, ужели Тот, Кто подверг столь строгому наказанию тех, которые менее были опытны и не так много согрешали, простит нас? Это было бы несогласно с разумом. Мы заслуживаем большего наказания, хотя бы совершили такие же грехи, как и они. Почему? Потому что мы сподобились большей благодати. А когда мы согрешаем и больше и тяжелее их, то какому наказанию мы должны подвергнуться? Те (впрочем, пусть никто не думает, что я, говоря так, удивляюсь им, или извиняю нисколько: когда Бог наказывает, то тот, кто держится противоположного мнения, делает это по наущению от диавола; следовательно, я говорю это не с тою целью, чтобы хвалить или извинять их, но чтобы показать собственное наше развращение), те, говорю, если и роптали, то (делали это) когда странствовали по пустыне; а мы ропщем, живя в отечестве и пребывая в собственных домах. Те, если и блудодействовали, то (делали это) когда едва удалились от египетских мерзостей и почти еще не слыхали этого закона; а мы блудодействуем, приняв от предков спасительные заповеди; следовательно, достойны большего наказания. Хочешь ли знать и другие казни, какие они претерпели в голод, мор, войну, плен как у вавилонян, так и у ассириян, бедствия от македонян, при Адриане и Веспасиане? Хотелось бы мне, возлюбленный, рассказать тебе еще нечто; но боюсь, чтоб ты не удалился от и потому прежде того расскажу другое.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=68224

Ириней свидетельствует, что этот разрыв с Церковью произошел только после мученической кончины Иустина, так как, находясь вместе с ним, Татиан «не высказывал ничего такого», еретического. Конечно, отпадение подготавливалось постепенно, и если допустить, что начало внутреннего брожения падает только на время после мученичества Иустина (ок. 165 г.), тогда нет основания сомневаться в относительной точности свидетельства Евсевия, что расцвет деятельности Татиана в качестве еретика относится к 12 году царствования Марка Аврелия (Chron. ad an. Abrah. 2188; у Иеронима точнее: Tatianus haereticus agnoscitur [Татиан признан еретиком]), к 172-173 гг. Епифаний (Haer. XLVI, 1) полагает этот факт в 12 году царствования Антонина Пия [свою школу он сначала основал в Междуречьи, около 12 года (царствования) Антонина Кесаря, прозванного Благочестивым]). Упоминание об Антонине, конечно, ошибочно, но ввиду свидетельства «Хроники» позволительно думать, что цифра для обозначения года указана точно, если исправить ошибку относительно царствования и отнести в действительности к Марку Аврелию. Епифаний, поместивший смерть Иустина при Адриане [(ibidem)], допустил и вторую ошибку такого же рода. Епифаний обозначает собственно время основания Татианом еретической школы в Месопотамии. Где произошло отпадение Татиана от в Риме, или уже на Востоке, куда он удалился мы не знаем. Большей частью полагают, что это случилось в Риме, и этим объясняют, почему он оставил столицу империи, но можно думать, что его вынудило к удалению из Рима подозрительное отношение к нему, и он ушел, не доводя своих разногласий с представителями римской Церкви до формального столкновения. Местом последующей деятельности Татиана, по свидетельству Епифания, был Месопотамия, вероятно Эдесса.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114393

Время жизни монаха Адриана исследователями различно. Селлье относит цветущий период жизни Адриана к 553 году, Каве-к 433-му, а Креднер Адриана современником бл. Августина 6 . Первое об Адриане мы имеем у Кассиодора 7 , умершего в 575 г. В своем перечислении экзегетов, труды могут быть руководством при чтении Священного Писания , Кассиодор поставляет Адриана после Тихония и Августина, но прежде Евхерия Лионского и Юнилия. По-видимому, делается у Кассиодора в хронологическом порядке. Поэтому можно думать, что год смерти Адриана падает на время между 430-м г. и 452-м, а цветущее время приходится, как полагает Гесслинг, на 425 год. Введение Адриана в древности, как видно, значительным уважением. Так Кассиодор, как выше, ставит труд Адриана наряду с герменевтическими трудами Тихония, Августина и Евхерия. В «Библиотеке» Фотия Введение Адриана книгой, «полезной для тех, кого нужно ввести в изучение Писания» 8 . Из позднейших писателей Флюгге и Лютц 9 , отмечая слабые стороны руководства Адриана, тем не менее также признают его не бесполезным и имеющим значение для экзегетики. Новейший ученый Меркс ставит даже руководство Адриана выше всех трудов подобного рода, оставленных древностью 10 . Естественно поэтому предположить, что Введение Адриана в древности часто переписывалось, и было во многих рукописях. До настоящего времени, впрочем, рукописей Введения сохранилось немного, и после тщательных изысканий Гесслинг нашел их только восемь. Кроме того, существует еще переводной латинский текст Введения, в основе которого лежат две редакции греческого текста. По исследованию Гесслинга, все рукописи Введения Адриана имеют значительные недостатки, – именно глоссы, пропуски и орфографические погрешности. Что касается печатных изданий рассматриваемого то их существует несколько.

https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybinskij/perv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010