Вьеннский архиепископ активно боролся за признание практики светской инвеституры незаконной. Неизвестно, участвовал ли Гвидо в разработке плана созыва Собора франц. духовенства в Ансе (не состоялся), где должны были обсуждать «Pravileg». На Латеранском Соборе в марте 1112 г. только делегат Гвидо, еп. Гало Леонский (Бретань), и еп. Жерар Ангулемский представляли франц. клир. Согласно решению Собора, «Pravileg» отменили как насильственно навязанный Церкви документ. Решения Латеранского Собора не удовлетворили мн. радикальных сторонников григорианской реформы , в т. ч. и Гвидо: светская инвеститура так и не была признана противоречащей каноническому праву, а император не был отлучен от Церкви. Недовольство итогами Латеранского Собора 1112 г. послужило поводом для созыва 16 сентября Собора во Вьенне (его инициатором стал архиеп. Гвидо). Вьеннский Собор не был достаточно представительным: в нем приняли участие 3 франц. и 14 бургундских епископов, но его решения отразили радикальный настрой французского духовенства - светскую инвеституру Собор запрещал как еретическую практику, а Генрих V, за которым не признавалось императорское достоинство, был отлучен от Церкви. Гвидо направил папе Римскому Пасхалию II письмо с призывом утвердить решения Собора. (LP. Vol. 2. P. 373-374). В ответном послании папа согласился признать соборные постановления, однако перефразировал их и представил в весьма обтекаемых формулировках. Папа Римский Каллист II на троне в окруже-нии епископов. Копия утраченной фрески (1122–1124) в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 105v) Папа Римский Каллист II на троне в окруже-нии епископов. Копия утраченной фрески (1122–1124) в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 105v) Архиеп. Гвидо Вьеннский в последние годы правления папы Пасхалия II приобрел большое влияние и сохранил его при папе Римском Геласии II (1118-1119). Впрочем, папа так и не возвел Гвидо в достоинство кардинала, что свидетельствует о том, что архиепископ не был особенно близок к папе и вряд ли рассматривался как возможный преемник.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЬЕННСКИЙ СОБОР (16 окт. 1311 - 6 мая 1312), XV вселенский Собор католич. Церкви. Проходил в эпоху «Авиньонского пленения пап» под председательством папы Римского Климента V в г. Вьенне (совр. Вьен, близ Лиона, юго-вост. Франция). Собор был созван под давлением франц. кор. Филиппа IV Красивого в условиях конфликта между Францией и Папским престолом (см. ст. Бонифаций VIII ). Буллой «Regnans in coelis» от 12 авг. 1308 г. папа Римский Климент V объявил о созыве Собора, к-рый должен был рассмотреть обвинения против ордена тамплиеров , вопрос о защите христ. святынь в Св. земле и перспективы церковной реформы. Помимо 20 кардиналов в Соборе приняли участие 4 католич. патриарха (в т. ч. Александрийский и Антиохийский), 39 архиепископов, 79 епископов, 38 аббатов из Франции, Италии, Венгрии, Англии, Ирландии, Шотландии и др. стран - всего ок. 300 участников, среди к-рых французы и итальянцы были в большинстве. Преследование тамплиеров, обвиненных в ереси идолопоклонства, черной магии и содомском грехе, было инициировано королем Франции, арестовавшим всех членов ордена на территории королевства (1307), достояние ордена было конфисковано в пользу королевской казны. Папа Климент V, недовольный арестом членов ордена, хотел перенести рассмотрение дела в папскую курию, однако содержание и допрос 2 тыс. заключенных представляли определенную трудность, поэтому в своей компетенции папа оставил принятие решения о дальнейшем существовании ордена. Позиция папы по делу тамплиеров соответствовала задуманной им реформе рыцарских орденов, к-рая должна была покончить с их соперничеством и подготовить крестовый поход для защиты христ. святынь, необходимый в связи с утратой владений крестоносцев в М. Азии (в 1291 пал последний оплот крестоносцев - Акра). Предварительное расследование дела тамплиеров явилось поводом для отсрочки В. С. 12 авг. 1308 г. папа назначил комиссию по делу об ордене. В ходе расследования (папа ездил по еп-ствам, допрашивал заключенных) мн. члены ордена отказывались от данных под пытками прежних показаний.

http://pravenc.ru/text/161137.html

Сочинения К. единым корпусом впервые были опубликованы Р. Пайпером в 1891 г. (CSEL. 23), к-рый атрибутировал их некоему поэту Киприану Галлу. До этого они издавались по отдельности под именами различных авторов. Первый издатель Г. Морель, опубликовавший часть поэтического переложения кн. Бытие в Париже в 1560 г. и обнаруживший в используемой им рукописи (Paris. lat. 14758) имя Киприан, приписал этот фрагмент из 165 стихов сщмч. Киприану , еп. Карфагенскому. Сходным образом поступил иезуит Ж. Сирмон, нашедший другие фрагменты этой поэмы. Однако Э. Мартен опубликовал 1276 стихов переложения кн. Бытие под именем др. близкого К. по времени поэта - Ювенка , т. к. обнаружил это имя в самой ранней из использованных им рукописей IX в. Впосл. помимо упомянутых авторов стихи К. публиковались под именами Тертуллиана , Пруденция , Сальвиана Массилийского , свт. Авита , еп. Вьеннского (последний также известен как автор поэтического переложения части библейской истории «О деяниях духовной истории»). Следуя Мартену, в пользу авторства Ювенка склонялись Ж. П. Минь (PL. 19. Col. 345-380) и кард. Ж. Б. Ф. Питра, заслугой которого является издание всех произведений К. (с 1855 по 1888). Питра ссылался на то, что Ювенк указан в качестве автора в 2 рукописях, одна из которых, относящаяся к каролингской эпохе, была известна Мартену; кардинал аргументировал свое мнение, исходя из сходства стиля, словарного запаса, синтаксиса, особенностей метрики и близости этих произведений к «Евангельской истории» Ювенка. Пайпер восстановил под корпусом этих поэтических сочинений имя автора - Киприан, указав, что речь идет не о сщмч. Киприане, еп. Карфагенском, а об одноименном поэте, жившем в нач. V в., по мнению издателя, в Галлии. Средневековая рукописная традиция весьма часто приписывала сочинения малоизвестных поэтов одноименным, более известным писателям и богословам, тем более что произведения К. переписывались вместе с сочинениями др. авторов, обращавшихся к тем же темам, напр. свт. Авита, еп. Вьеннского, и это порождало их смешение в рукописях.

http://pravenc.ru/text/1684750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЙ [лат. Eutropius] († ок. 494), свт. (пам. зап. 27 мая), еп. г. Аравсион (ныне Оранж, Франция). Житие Е. на рубеже V и VI вв. по просьбе некоего еп. Стефана составил Вер. В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) составитель Жития также назван епископом. Согласно позднейшей средневек. традиции, зафиксированной у Петра Наталиса , Вер - преемник Е. на епископской кафедре ( Petr. Natal. CatSS. V 57). В Житии Е. сказано, что он был родом из Массилии (ныне Марсель) и принадлежал к местной знати. Рано овдовев, он по совету местного еп. Евстасия (Евстахия) стал клириком и был рукоположен во диакона. Е. обратился к подвигам монашеской аскезы, умерщвляя плоть постом, трудами и ночными молитвенными бдениями. В это время Е. было 2 видения, знаменовавшие прощение всех его предшествующих грехов. На кафедре Аравсиона Е. (избран до 463) стал преемником еп. Юста. Согласно Житию, святитель хотел уклониться от этой чести, считая себя недостойным, а также не желая ехать в город, постоянно подвергавшийся нападениям вестготов. Однако некий подвижник Апр (традиционно отождествляется с одноименным подвижником из Вьенны, уроженцем обл. Арверния (ист. обл. Овернь, Франция) - Sidon. Apol. Ep. IV 21; V 14) посоветовал Е. согласиться на избрание. Среди посланий свт. Сидония Аполлинария сохранилось дружеское письмо, адресованное Е., к-рое датируется началом епископского служения Сидония ( Idem. Ep. 6. 6). Он послал письмо, пользуясь благоприятными обстоятельствами: вестготы прекратили враждебные действия и путь между Арверном и Аравсионом оказался свободным. Подпись Е. стоит под петицией южногалльских епископов (463) против действий Вьеннского архиеп. Мамерта, к-рый пытался распространить юрисдикцию Вьенны на кафедры, входившие в состав митрополии Арелата (ныне Арль). Епископы требовали вернуть Арелатской кафедре привилегии, к-рых она лишилась после того, как Римский папа св. Лев I Великий назначил Вьеннского архиепископа митрополитом всей рим. пров. Вьенна. Е. присутствовал на Соборе в Арелате (между 470 и 475), где было осуждено учение пресв. Луцида Рейского о предопределении.

http://pravenc.ru/text/187598.html

Затем П. короновал Генриха как императора (13 апр.). Уступка папы вызвала протест кардиналов, остававшихся на свободе (в т. ч. Иоанна Тускуланского и Льва Остийского), а также мн. др. сторонников григорианской реформы : аббата Монте-Кассино Бруно Астийского , архиепископов Гвидо Вьеннского (папа Римский Каллист II в 1119-1124), Иоцелина Лионского, Адальберта Майнцского. В марте 1112 г. в Латеране состоялся Собор, на котором П. пришлось объявить подписанное им соглашение «неправильным законом» («Pravileg»), и публично исповедовать свою приверженность католич. вероучению и постановлениям пап Римских Григория VII и Урбана II. Вместе с тем он отказался нарушить обещание и отлучить от Церкви имп. Генриха V. Недовольный компромиссными, с его т. зр., решениями Латеранского Собора, архиеп. Гвидо в сент. того же года созвал Собор французских и бургундских епископов во Вьенне. На этом Соборе светская инвеститура была объявлена еретической практикой, а имп. Генрих V отлучен от Церкви. П. пришлось утвердить решения Вьеннского Собора, однако в папском документе использовались иные, менее четкие формулировки. В 1112-1115 гг. против Генриха V вспыхнуло восстание в Саксонии. В 1115 г. о церковном отлучении императора объявили папские легаты в Германии - Куно, кард.-еп. Палестрины, и Теодерик, кард.-пресв. рим. ц. Сан-Кризогоно, но сам П. не оказывал мятежникам поддержки. На Соборе в Риме (март 1116) он отказался одобрять или осуждать действия кард. Куно. На Соборе присутствовали французские, испанские и немецкие епископы, а также Понтий, аббат Клюни (он выступал как представитель императора). Осенью того же года имп. Генрих V начал поход в Италию, чтобы закрепить за собой «наследство» маркгр. Матильды Тосканской. Одновременно с этим в Риме началось восстание, вызванное намерением папы назначить новым префектом города Гугуччо, сына Петра Леони. В итоге П. пришлось признать префектом Петра, сына покойного префекта Петра из рода Тускуланов. Когда имп. Генрих V прибыл в Рим (весна 1117), П.

http://pravenc.ru/text/2579159.html

В ПСТГУ пишутся и другие иконы новомучеников и исповедников Российских. В частности, здесь были созданы образы св. Патриарха Тихона, сщмч. Петра Крутицкого, сщмч. Кирилла Казанского, сщмч. Серафима (Звездинского) , исповедника архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) , Царственных мучеников, сщмч. прот. Иоанна Восторгова и др. Приложение к теме 3 Сведения о святых мучениках 1 . Мученики Лионские и Вьеннские. 2 . Фиваидский легион. 3 . Прп. Максим Исповедник . 4 . Свв. Феодор и Феофан Начертанные. 5 . Свв. русские князья мученики и страстотерпцы. 6 . Свв. Гавриил Слуцкий и Артемий Веркольский. 7 . Преподобномученики Афонские. 8 . Балканский преподобномученик Иларион Новый. 9 . Косовский Завет. 10 . Китайские мученики. 11 . Свв. мученицы Евпраксия Рязанская и Яглика Пивская. 1. Мученики Лионские и Вьеннские О подвиге этих святых известно из послания христиан городов Лиона (Лугдуна) и Вьенны церквам Асии и Фригии. Послание сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Памфила (книга V, 1,2). Гонения датируются 177 годом и относятся к царствованию Марка Аврелия (161–180). Историки отмечают, что оно произошло по инициативе черни, а отнюдь не по указу императора 325 . Сначала христиан перестали пускать в бани и на рынки, потом запретили вообще показываться в общественных местах. В отсутствие правителя области (легата) озверевшая толпа грабила и избивала христиан, многие из них были заключены в тюрьму до его приезда. Легат обошелся с арестованными «со всей жестокостью» 326 . «Тут среди остальных обнаружилось различие: одни были готовы к мученичеству и со всей охотой произносили исповедание веры». А другие не выдержали и произнесли отречение. Их было около 10 человек. «Они доставили нам великое огорчение и неизмеримую скорбь и надломили мужественную решимость у тех, кто еще не был схвачен и кто, хотя и с великим страхом, но помогал мученикам и не оставлял их», – пишут очевидцы. Обвинения, которые предъявляли христианам, были под страхом пыток подтверждены их рабами – язычниками. Это были немыслимые «Фиестовы пиры, Эдиповы связи и вообще такое, о чем нам не то что говорить, но и думать нельзя; нельзя и поверить, чтобы такое бывало когда-либо у людей». Когда распространились эти ложные слухи, «все озверели; даже те, кто раньше был к нам скорее расположен в силу дружеских связей, в ярости на нас скрежетали зубами».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть из него одно изречение и в послании Лионской и Вьеннской Церквей к Церквам асийским и фригийским о гонении. Обыкновенно, приводя тексты из Апокалипсиса, святитель Ириней выражается так «Иоанн (иногда прибавляется: ученик Господа) в Откровении говорит» 91 . Называет святитель Ириней Апокалипсис и «Писанием» 92 , считая его откровения возвещенными от Духа Святого 93 . Писанием ( γραφ) назван Апокалипсис и в послании Церквей Лионской и Вьеннской 94 . Святитель Ириней говорит и о происхождении Апокалипсиса. «Откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век ( π τς μετρας γενε ς), под конец царствования Домициана 95 . Упоминает святитель Ириней даже о лучших и древних списках Апокалипсиса, где число зверя 666, а не 616 96 . Из прочих соборных посланий святитель Ириней определенно говорит лишь об одном Первом послании апостола Петра, на которое у него насчитывают до 9 ссылок. Иногда тексты из этого послания святитель Ириней приводит так «Как Петр говорит в своем послании» . Это, конечно, не значит непременно, будто святитель Ириней имел в своем Новом Завете только одно Петрово послание; однако совершенно неизвестно ничего и о том, было ли в его Новом Завете и Второе Петрово послание. О посланиях Иуды и Иакова святитель Ириней не упоминает и текстов из них не приводит. О Послании Иуды еще можно предположить, что оно святителю Иринею было известно. Предположить это можно на том основании, что, как мы увидим, это послание вообще было известно на Западе (в Риме и Карфагене) среди новозаветных книг. О Послании же Иакова, наоборот, можно предположить, что его в Новом Завете Лионской Церкви не было; оно неизвестно и в других западных Церквах не только во II веке, но долгое время и после. Кроме того, есть основание предполагать, что святитель Ириней в своем Новом Завете имел и еще некоторые книги в качестве авторитетных и священных. В одном месте своего сочинения «Против ересей» святитель Ириней доказывает, что мир сотворен Богом, и доказывает это различными текстами Священного Писания .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Целидоний рассчитывал добиться своего в Риме и там доказывал, что он осужден с несправедливой жестокостью. Когда блаженный муж узнал это, то таким жаром возмущения, такой вышней ревностью был он воспламенен, что не принял во внимание ни жестокости зимы, ни альпийских ветров и обвалов, не испугался ни острой, как стекло, ледяной коры, от которой нужно было очищать путь, ни ледяных игл, свисающих подобно острию меча, сросшихся от сильного мороза и вибрирующих подобно дрожащей руке, ни ужаса несущего смерть мороза! Воистину, постоянно вдохновляемый непоколебимой твердостью веры, не побоялся он совершить путь пешком (тем более что он по собственной воле дошел до такой бедности), без коня, без вьюченной лошади [и даже без короткого плаща]. Бесстрашно преодолев все трудности, он поспешно прибыл в Рим. 22 . Совершив поклонение мученикам и апостолам, святой Иларий предстал перед блаженным папой Львом94, с почтением показывая покорность и со смирением прося, чтобы он, согласно установленным правилам, упорядочил положение в церквях. Он указывал, что некоторые, заслуженно подвергнувшись осуждению в галльских провинциях, присутствуют в столице у святых алтарей95. Иларий предлагает и спрашивает, что если он [папа] охотно примет его предложения, то он прикажет [эти неустройства] тайно исправить; так как он пришел для дел, а не для суда, чтобы в порядке доклада, а не обвинения, сообщить, что было сделано. Но если на то не будет воли [папы], он не будет впредь надоедать ему. И поскольку я не решаюсь в этом повествовании всесторонне обсуждать решения таких значительных людей, тем более же призванных к вышней милости 85 , достаточно коснуться Этого кратко: он один противостоял многим, он ничуть не боялся угрожающих, допрашивающим подробно объяснял, что в течение всей своей жизни он всегда удалялся от общения с тем, кого он осудил совместно со многими мужами; он превзошел 86 обвиняющих и не уступил перед сильными. И, наконец, он посчитал, что следует покинуть это [судилище] тех, кто не направляется разумом, несмотря на свирепство зимнего холода и приставленную стражу. Сведения о конфликте св. Илария с папой Львом содержатся также в послании последнего к галльским епископам и в рескрипте императора Валентиниана III на имя магистра армии Аэция. Свт. Лев Великий в своем послании обвиняет Илария в превышении административных полномочий. Он не только оправдывает Целидония, признавая все возведенные на него обвинения неправомерными, но также лишает Илария прав митрополита, так что отныне он не имел права утверждать поставлення епископов во Вьеннской провинции, а также созывать провинциальные соборы и председательствовать на них. Права митрополита во всей Вьеннской провинции были переданы епископу города Вьенна (см. LeoMagnus. Epist. 10). Император Валенти-ниан III, в свою очередь, предписывает Аэцию поступить с Иларием как с врагом государства, если тот откажется подчиниться решениям римского папы (см. LeoMagnus. Epist. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТ, ОРОНЦИЙ И ФОРТУНАТ [Юст, Оронтий и Фортунат; лат. Iustus, Orontius, Fortunatus], мученики (пам. последнее воскресенье авг.). Мученичество И., О. и Ф. известно по пересказу Ф. Феррари в «Каталоге святых Италии», к-рый сделан по рукописи, вероятно XII в. Согласно Мученичеству, И. сопровождал ап. Павла во время его путешествия в Рим. Высадившись в обл. Апулии, И. встретил О. и его племянника Ф., жителей г. Лицея (ныне Лечче), и обратил их в христианство. Впосл. ап. Павел поставил О. 1-м епископом Лицеи. При имп. Нероне (54-68) И. и О. приняли мученическую кончину, 2-м епископом стал Ф., к-рый впосл. также был казнен. Возможно, в действительности О. и Ф. были в числе африкан. мучеников, пострадавших в эпоху «великого гонения» (нач. IV в.) в г. Гадрумет (ныне Сус, Тунис). В Мученичестве (BHL, N 2298-2302), составленном предположительно в VIII в. в Беневенто, они упоминаются вместе с 12 братьями во главе с Донатом и Феликсом (впосл. их останки оказались в разных городах Юж. Италии). Мощи О. (Аронция) вместе с мощами Ф., Гонората (Гонория) и Сабиниана (Савиана) были положены в лодку, к-рая чудесным образом пристала к берегу близ г. Потенция (ныне Потенца) в пров. Лукания. Почитание О., Гонората и Сабиниана в Потенции засвидетельствовано в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) под 27 авг. Отождествить И. с к.-л. из одноименных мучеников, упомянутых в Иеронимовом Мартирологе, сложно. Возможно, речь идет об одном из мучеников в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.), пострадавших в Кампании. В Римском Мартирологе (XVI в.) уточняется, что они скончались при имп. Диоклетиане . Однако в данном случае речь идет о 10 христианах из Мученичества св. Севастиана (BHL, N 7543), к-рых Римский еп. (папа) Гаий убедил бежать в Кампанию. Сведения об их мученичестве впервые стали известны из Мартиролога Адона Вьеннского. О почитании в Лечче мучеников И., О. и Ф. известно с XII в. В датированной 1181 г.

http://pravenc.ru/text/1237919.html

Алцим Экдиций [лат. Alcimus Ecdicius Avitus] (ок. 450, Овернь, Центр. Франция - ок. 518 или 525), свт. (пам. зап. 5 февр.), еп. Вьеннский. Род. в галло-рим. патрицианской семье; среди его родственников были западнорим. имп. Авит Эпархий (455-456), Сидоний Аполлинарий (430-488), неск. сенаторов. Кроме А. у его отца Изикия , еп. Вьеннского, и матери Ауденции было еще двое детей: Аполлинарий , впосл. еп. Валенции (ок. 453 - ок. 520 до 534), и дочь Фусцина, в 12 лет давшая монашеский обет. А. получил блестящее образование, был женат и имел сына. После кончины отца овдовевший к тому времени А. был избран его преемником на кафедре Вьенна. Это было сложное время для правой веры и рим. культуры в Юж. Галлии: в варварском королевстве бургундов (443-532) процветало арианство , по стране волнами прокатывались войны, сложно складывались отношения с Вост. Римской империей (см. Акакианская схизма ). В это время на ряд ключевых епископских кафедр взошли молодые, образованные и деятельные пастыри: брат А. Аполлинарий, Викторий Гренобльский, Вивентиол Лионский и др., с к-рыми А. поддерживал активную переписку. Из нее сохранилось ок. 90 писем, где обсуждаются в основном вопросы церковной дисциплины. А. настаивал на необходимости назначения пресвитеров епископом, отказывая в этом праве народу (Ep. 66), на принятии в общение с сохранением сана священников, бывших еретиками и перешедших в правую веру (Ep. 26); с др. стороны, он убеждал не использовать в богослужебных целях церкви и часовни, оставленные еретиками (Ep. 6), советовал сохранять принцип дисциплина аркана (Ep. 26). Активная пасторская деятельность святителя обеспечила ему широкую известность. Во время поездок в Бургундию А. установил тесные отношения с кор. Гундобадом, сын и наследник к-рого Сигизмунд под влиянием Вьеннского епископа обратился из арианства в правую веру вместе со всем своим народом, что было закреплено на проходившем под председательством А. Соборе в Эпаоне (517). А. подчеркивал исключительный авторитет Рим. кафедры ап. Петра, о чем свидетельствует его знаменитая фраза: «Если папа Города подвергается сомнению, то не епископ, а само епископство окажется поколебленным» (Ep. 34). Он также весьма способствовал восстановлению отношений с К-полем (Ep. 87; Ep. 36). Вьеннский епископ был грозным врагом совр. ему ересей: арианства, полупелагианства (Ep. 4), евтихианства (Epp. 2-3) и др.

http://pravenc.ru/text/62774.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010