Начало гонения описывается как христ. погром с попытками линчевания. В отсутствие легата инициативу проявили местные власти, военные (трибун 13-й городской когорты) и гражданские (дуумвиры); они провели предварительный допрос обвиняемых и заключили их под стражу. На этом этапе единственным обвинением была принадлежность к христианству ( Euseb. Hist. eccl. V 1. 8). После прибытия в город легат открыл формальный судебный процесс (cognitio). В Послании неоднократно говорится, что наместник нарушал законность, уступая требованиям фанатичной толпы, и жестоко обращался с подсудимыми (см.: Lanata. 1973. P. 131). Веттий Эпагат выступил с протестом, вероятно, намереваясь стать адвокатом христиан, но был немедленно арестован. Пытки рабов с целью получить показания против их хозяев допускались только в особо важных делах, гл. обр. связанных с гос. изменой (crimen maiestatis). Обвинения в кровосмешении и каннибализме, предъявленные Л. м., упоминаются в христ. апологиях II в. как распространенные в народе заблуждения (см.: Frend. 1965. P. 7, 25). Эти обвинения стали поводом для того, чтобы подвергнуть христиан пыткам, хотя необходимости в этом не было. В Послании подчеркивается, что гонители жестоко пытали мучеников и содержали их в нечеловеческих условиях. Возможно, легат стремился избежать завершения процесса и рассчитывал, что обвиняемые умрут до вынесения приговора (Ibid. P. 7). Пытки могли применяться не только для получения информации (так было с Санктом, к-рый отказался отвечать на вопросы), но и в качестве наказания. Из Послания непонятно, почему легат сначала приговорил к смерти только 4 христиан, при этом казнь Бландины была отложена. Вызывает вопросы и наличие среди Л. м. христиан из Вьенны ( Euseb. Hist. eccl. V 1 13, 17), т. к. этот город находился в сенатской Нарбонской пров., его жители не подлежали юрисдикции лугдунского легата. Возможно, были арестованы только те вьеннские христиане, к-рые по к.-л. причинам находились в Лугдуне ( Frend. 1965. P. 6). После казни Матура и Санкта легат попросил у императора указаний относительно рим.

http://pravenc.ru/text/Лугдунские ...

1908. P. 55, 504) (текст 1-й редакции Мартиролога после 25 июля не сохр., но запись о поминовении увенчанных мучеников содержится во 2-й редакции Мартиролога Беды и в более поздних «исторических» мартирологах). По свидетельству Беды, при архиеп. Меллите (619-624) в г. Доруверн (ныне Кентербери) существовал «мартирий» увенчанных мучеников (martyrium beatorum IIII Coronatorum - Beda. Hist. eccl. II 7). В мартирологах, составленных Рабаном Мавром (он опирался на Мученичество «четверых увенчанных» - St. Gallen. Stiftsbibl. 457. P. 159) и Вандальбертом Прюмским (MGH. Poet. T. 2. P. 598), а также в большинстве франк. календарей эпохи Каролингов, восходящих к рим. богослужебной традиции, увенчанными мучениками верно названы Клавдий, Никострат, Семпрониан, Касторий и Симплиций. Однако в Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда, а также в некоторых календарях увенчанные мученики отождествляются с 4 мучениками, пострадавшими в Альбане (Die karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 3. S. 1477-1479. (MGH. Libri Memoriales; 2)). По этой причине в средневек. богослужебных книгах встречаются противоречивые сведения об именах и о числе увенчанных мучеников. Частицы мощей мучеников были среди реликвий, подаренных в 1063 г. аббатом Мегингозом мон-рю Бенедиктбойерн (MGH. SS. T. 17. P. 322). С XIV в. известно о мощах мучеников, хранившихся в базилике св. Сатурнина (Сен-Сернен) в Тулузе (ActaSS. Nov. T. 3. P. 763). В позднем средневековье мученики считались покровителями каменщиков, скульпторов и строителей, в основном в Италии, во Фландрии и в Нидерландах. В 1368 г. в кафедральном соборе в Сиене на средства городских каменщиков была устроена капелла во имя мучеников, в Риме члены корпорации каменотесов собирались в ц. Увенчанных мучеников, в капелле св. Сильвестра. В честь мучеников называли профессиональные братства и гильдии, напр. корпорацию каменотесов и кровельщиков в Антверпене (ActaSS. Nov. T. 3. P. 763-765; Beer J., de.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ († нач. IV в.), мч. Антиохийский (пам. 10 мая; пам. греч. 2 марта). Несохранившееся греч. Мученичество И. послужило источником кратких греч. синаксарных Житий и лат. Мученичества. Еще одна греч. редакция Жития содержится в дометафрастовском Минологии за янв. Patm. 273, Х в., в заголовке которого вместо имени И. стоит имя мч. Гордия . В Синаксаре К-польской ц. Житие И. помещено дважды - под 4 марта (более пространная версия) и под 10 мая, где указывается, что И. пострадал 4 марта (SynCP. Col. 674). И. был первым человеком среди приближенных имп. Максимиана (по мнению исследователей, Максимиана Галерия , зятя Диоклетиана ), имел звание магистра. Когда Максимиан приказал служившим в армии христианам отказаться от воинского звания и перейти в положение наемных слуг (видимо, в 303), И. снял дорогие одежды сановника и надел власяницу. Император велел ему пребывать в числе жен. прислуги. Когда Максимиан спросил И., не стыдится ли он своего униженного положения, тот ответил, что «царская честь является временной». После этого император велел привязать И. на шею жернов и утопить в р. Оронт. Согласно редакции Жития И., содержащейся в рукописи Patm. 273, мощи мученика хранились в антиохийском пригороде Килихия. Б. де Гефье сомневался в существовании И., предполагая, что агиограф перенес в Антиохию события, происшедшие в 303 г. в Никомидии и описанные Евсевием Кесарийским в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4) и Лактанцием в соч. «О смертях преследователей» ( Lact. De mort. persecut. 10). Память И. помещена в Сирийском Мартирологе 411 г. под 29 мая и под 26 авг., в лат. Мартирологе блж. Иеронима - под 15 февр., 3 и 4 марта, 29, 30 и 31 мая, 1, 2, 3 и 10 июля, 18 нояб. Т. о., дата 29 мая зафиксирована в обоих древнейших Мартирологах. Впосл. в лат. Мартирологах утвердилась дата 18 нояб.- в Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда и в Римском Мартирологе, в к-ром память И. отмечена вместе с памятью др. Антиохийских мучеников - Романа диакона и Варула отрока . В визант. календарях память И. празднуется 4 марта и 10 мая.

http://pravenc.ru/text/674936.html

Утром правитель приказал привести ее на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, но Варвара мужественно отвечала, что ее исцелил Христос. Тогда разгневанный правитель приказал подвесить мученицу, драть ее бока железными когтями, прижигать горящими свечами уже разодранное тело, и бить святую по голове молотом. Благочестивая женщина по имени Иулиания, ставшая свидетельницей чудесного исцеления и новых истязаний Варвары, в присутствии правителя заплакала, сострадая мученице. Узнав, что Иулиания христианка, Маркиан приказал взять и ее под стражу и подвергнуть тем же мучениям, что испытала Варвара. Когда мученицы мужественно выдержали пытки, игемон велел отрезать им груди. Затем Маркиан приказал заключить Иулианию в тюрьму, а Варвару выставить у всех на виду обнаженной и безжалостно бить, но Господь послал ангела, чтобы прикрыть ее наготу. Убедившись в тщетности уговоров и истязаний, правитель приговорил Варвару и Иулианию, которую также водили по городу обнаженной, к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы Варвара, преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки. Иулианию казнил один из воинов. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а Маркиан от пущенной в него стрелы; по др. версии, оба были убиты молнией. Сведения о времени и месте мученичества св. велмуч. Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что она пострадала в 237 г. при имп. Максимине (235-238), возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309-313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата 306 г., т. е. скорее всего св. велмуч. Варвара пострадала при имп. Галерии Максимиане (284-305, † 311), соправителе имп. Диоклетиана. В большинстве греч. текстов, в т. ч. и у Симеона Метафраста, а также в лат. житии (изданное Б. Момбрицием) местом кончины св. велмуч. Варвары назван Гелиополь (город с этим названием известен в М. Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.), в Мартирологах Узуарда и Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.), и др. указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам блж. Иеронима и Беды Достопочтенного (VIII в.) - Рим или Антиохия.

http://sedmitza.ru/text/532194.html

Corpus iuris canonici ). В 1311 г. папа Римский Климент V обнародовал на Вьеннском Соборе конституцию «Ne Romani», согласно к-рой кардиналам запрещалось избирать кардинала- камерленго Римской Церкви в период вакации Папского престола (Sede vacante). Существенный отход от процедуры К. состоялся на Констанцском Соборе в нояб. 1417 г., когда для преодоления схизмы в католической Церкви участниками К., избравшего папу Римского Мартина V , стали 23 кардинала от 3 сторон схизмы, а также 30 делегатов от христ. наций, представленных на Соборе. Современная редакция правил проведения К. восходит к папе Римскому Григорию XV : были установлены 3 возможные формы папских выборов (баллотирование, компромисс и единогласное одобрение), введено индивидуальное, письменное и тайное голосование при баллотировании (булла «Aeterni Patris» от 15 нояб. 1621), а также создан регламент проведения К. (булла «Decet Romanum Pontificem» от 12 марта 1622). Несмотря на практически полную изоляцию кардиналов во время К., с XVI в. светская власть получила возможность оказывать влияние на ход выборов папы Римского через т. н. кардиналов-протекторов, или «кардиналов короны» (см. ст. Кардинал ), к-рые от имени католич. монархов могли применить право вето (jus exclusivae) по отношению к неугодной по политическим соображениям кандидатуре. Впервые право вето было применено на К. 1644 г., когда кард. Хиль Каррильо де Альборнос от имени испан. кор. Филиппа IV наложил его на кандидатуру кард. Джулио Чезаре Саккетти, поддержанную «французской» партией. В последний раз право вето было использовано на К. 1903 г., во время к-рого кард. Ян Пузина от имени австро-венг. имп. Франца Иосифа воспретил избирать папой Римским кард. Мариано Рамполлу. Избранный в 1903 г. папа Римский Пий Х 20 янв. 1904 г. издал апостольскую конституцию «Comissum nobis», которой отменил право вето. Существенные изменения в порядок проведения К. были внесены папой Римским Павлом VI . Motu proprio «Ingravescentem aetatem» 21 нояб. 1970 г. он установил возрастной ценз для участников К.: с 1 янв.

http://pravenc.ru/text/1841930.html

После смерти Урбана II ситуация изменилась. Новый папа Римский Пасхалий II (1099-1118), дружественно настроенный по отношению к Гвидо Вьеннскому, в янв. 1107 г. сократил привилегии, дарованные каноникам его предшественником. После того как Гвидо Вьеннский был избран на Римский престол, одним из первых его посланий каноникат был вновь переведен в юрисдикцию Вьеннского архиепископа (привилегия от 28 июня 1119). С нач. XII в. Гвидо принимал активное участие в папской церковной политике в качестве легата. После избрания папой Римским Пасхалия II Гвидо был вызван к понтифику и назначен папским легатом в Англии. Летом 1100 г. он отправился туда, вероятно, с целью заставить англ. кор. Вильгельма II (1087-1100) отказаться от практики утверждения папских легатов королем (это право было присвоено кор. Вильгельмом I Завоевателем). Неудача папского посланника, вероятно, стала причиной отзыва легатских полномочий. Вскоре (точная дата неизв.) Гвидо был назначен папским легатом в Вост. Франции и Бургундии и неоднократно принимал участие в урегулировании конфликтов между франц. епископами. В 1107-1109 гг. был папским наместником в архиеп-стве Безансон, а позднее разрешил спор между 2 главными церквами Безансона, Сен-Жан и Сент-Этьен, за статус кафедрального собора (и соответственно за право капитула собора избирать архиепископа). После того как имп. Генрих V в послании (предположительно, 1112 или 1113) поддержал каноников ц. Сент-Этьен, конфликт приобрел характер затяжной борьбы между партиями сторонников императора и папы Римского. Противостояние каноников двух церквей в Безансоне обсуждалось на Латеранском Соборе в марте 1116 г., затем на Латеранском I Соборе в 1123 г. Отношения между Гвидо Вьеннским и папой резко обострились после принятия Пасхалием II документа о признании Церковью права светской инвеституры до епископского рукоположения, к-рый был навязан папе имп. Генрихом V (его уничижительное название «Pravileg» образовано от лат. слов pravus - кривой, неправильный и privilegium - закон, привилегия).

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Scr. Mer. T. 6. P. 369-370). Однако то, что убийца Л. был приближенным майордома Пипина II, дает основания видеть связь между гибелью епископа и борьбой аристократических кланов ( Werner. 1980. S. 272; ср.: Kupper. 1984. P. 18-19), возможно фракций рода Пипинидов ( Wood. 1994. P. 270-271). Брак Пипина II с Альпаидой, ставшей 2-й женой майордома (между 685 и 690), вызвал конфликт между сторонниками Альпаиды и Плектруды, 1-й супруги Пипина. В эпоху Каролингов агиографы считали, что 2-й брак Пипина, к-рый они представляли как незаконное сожительство, стал причиной убийства Л. Впервые об этом упоминается в мартирологе архиеп. Адона Вьеннского (составлен ранее 860): епископ обличал нравы правителя и его приближенных (regiam domum... increpasset) и был убит королевскими слугами. В нач. X в. это утверждение повторил хронист Регинон Прюмский ( Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon/Ed. F. Kurze. Hannoverae, 1890. P. 34). Вероятно, сообщение архиеп. Адона отражает его позицию в богословской и канонической полемике об аннулировании брака кор. Лотаря II (855-869) с Теутбергой. Поэтому исследователи называли легенду о причастности Пипина II к убийству Л. «политическим памфлетом», использовавшимся клириками в целях пропаганды ( Kupper. 1984. P. 27-47). Согласно поэме еп. Стефана, святой обвинил Пипина в незаконном сожительстве с Альпаидой, сестрой Додона, к-рая попросила брата отомстить епископу (см.: Ibid. P. 30-35). Однако в прозаическом Житии, составленном по указанию Стефана, об этом не говорится. Согласно Лоббским анналам, Л. публично выступил против Пипина и Альпаиды, после чего майордом разрешил Додону убить епископа (MGH. SS. T. 13. P. 227). Каноник Ансельм в «Деяниях епископов...» привел различные версии преданий о гибели Л., дополнив их вымышленными деталями. По его мнению, Л. долгое время упрекал Пипина за связь с Альпаидой, но майордом отказывался слушать епископа. В конце концов Альпаида разгневалась на Л. и велела брату убить его (Ibid. T. 7. P. 194-195). Развивая эту версию, Сигеберт из Жамблу представлял Л.

http://pravenc.ru/text/2462573.html

Главными событиями понтификата К., к-рый длился 8 лет и 10 месяцев, считаются созыв Вьеннского Собора , упразднение ордена тамплиеров и пополнение корпуса канонического права католич. Церкви 7-й книгой папских декреталий ( «Clementinae» ). В исторической традиции обычно даются уничижительные оценки деятельности К.: его понтификат связан с началом «Авиньонского пленения пап» , К. обвиняли в подчинении воле франц. короля, в слабохарактерности. Понтификат К. пришелся на драматичный и переломный период в истории папства, ознаменованный поражением папы Бонифация VIII в столкновении с франц. кор. Филиппом IV Красивым. Попытка Бонифация VIII отстоять примат духовной власти над светской и защитить идею папского универсализма, которая противоречила интересам оформлявшихся национальных гос-в, была неудачной. В правление Людовика IX Святого франц. монархия кроме экономической и политической мощи приобрела моральный авторитет, а король фактически стал сильнейшим монархом Европы. Только в союзе с франц. королем папа Римский мог обеспечить мир и реализовать политические планы, в т. ч. крестовый поход. Филипп IV и его советники отвергали тезис о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о папском превосходстве как во внутрицерковных делах, так и в отношениях с правителями (см. Двух мечей теория ). Франц. духовенство поддержало действия короля в конфликте с Папским престолом; в этом проявился национальный партикуляризм, ориентация на национальные интересы в ущерб универсализму папской власти, что было новым явлением той эпохи. Вынужденный учитывать эти настроения и новые политические реалии, предшественник К. папа Бенедикт XI снял обвинения с кор. Филиппа Красивого и стремился заключить с ним союз. Главная задача К. состояла в том, чтобы достичь окончательного примирения с франц. королем и найти новые формы взаимодействия духовной и светской власти. «Черная легенда» о К., сложившаяся у современников и в историографии, частично объясняется переломным характером понтификата К., когда обозначились основные тенденции политики Папского престола.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

После этой катастрофы остатки народа были по приказу все­сильного тогда в империи Аэция размещены в Сапаудии, или Савойе, расположенной вокруг Женевского озера и с южной сто­роны Юрского хребта. Их новой столицей стала Женева. Бур­гунды селились в занятой ими стране родами, так называемыми фарами, отчего принадлежащих к ним лиц называли фараманами. Местное население, страдавшее не от малоземелья, но от обременительных налогов в пользу имперского фиска, не враж­довало с пришельцами. По словам клирика V века Сальвиана, римский плебс просил о том, чтобы ему «было позволено жить с варварами» 1027 . Режим, установленный бургундами для местных галло-римлян, был относительно благоприятным. Король при­влекал образованных римлян к делам государственного управле­ния. Правда, при разделе земли бургунды, подобно вестготам, но в отличие от остготов, брали в пользование себе две трети, а не одну треть, но это были в основном земли, заброшенные свои­ми галло-римскими собственниками, так что это бремя не было разорительным для местных жителей. В 443 г. империя заключи­ла с ними новый союз – foedum. Бургунды сражались бок о бок с римлянами на Каталаунских полях в 451 г. Но в 456 г. они, действуя уже вопреки воле имперского пра­вительства, воевали в союзе с единоверными арианами вестго­тами против незадолго до этого принявших православие све­вов. Возвращаясь в следующем году с Пиренейского полуострова домой, бургунды по пути захватили две имперские провинции: Лионскую и Вьеннскую. Император Майориан приказал дать им вооруженный отпор – бургунды отступили, но когда римские войска ушли, они вернулись, вновь овладели этими провинциями и устроили свою новую столицу в Лионе, так что с этих пор у них было две столицы: одна в Лионе, а другая в Женеве. В последую­щие десятилетия территория королевства расширялась в север­ном и южном направлении по обоим берегам Ронны, в конце V века простираясь от Шампани до Приморских Альп. Первым королем бургундов после их поселения в Сапаудии был Гундиох. Григорий Турский называет его сыном вестготско­го короля Атанариха 1028 . Эта версия ни в каких других источниках не находит подтверждения и поэтому едва ли достоверна, можно предполагать, что этот король имел все-таки бургундское проис­хождение и, возможно, состоял в родстве с павшим при защите рейнской столицы королевства от гуннов Гундахаром, или Гунтиарием. В 473 г. он умер, после него осталось четыре сына: Гундобад, Хильперих, Годегизил и Годомар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Так, 7 мая 1318 г. в Марселе были сожжены 4 францисканца; в приговоре отмечается, что они почерпнули свои еретические идеи из многократно осужденных Церковью книг П. И. О., к-рого они почитали как праведного и святого мужа (текст см.: Stephani Baluzii Tutelensis Miscellanea novo ordine digesta/Ed. G. D. Mansi. Lucae, 1761. Vol. 2. P. 248-251; ср.: Burr. 1976. P. 81-82). С целью искоренения культа П. И. О. в 1318 г. его могила была уничтожена, а останки вывезены в неизвестном направлении (см.: Partee. 1960. P. 239). Инквизиционные процессы в Провансе продолжались в 20-х гг. XIV в.; в результате жесткой политики церковной администрации число приверженцев эсхатологических идей П. И. О. значительно уменьшилось (подробнее см.: Manselli. 1959; Burr. 2001). Принципиально отличающимся от эсхатологического направления является 2-е, францисканское, направление, у истоков к-рого стояли лидеры движения спиритуалов внутри францисканского ордена (Ангел Кларенский, Убертин из Касале и др.) и вне его ( Арнольд из Виллановы и др.). Для представителей этого направления наиболее важными были не эсхатологические построения П. И. О., а предложенное им богословское обоснование францисканского идеала евангельской бедности. Отвергавшие этот идеал конвентуалы, составлявшие большинство в ордене францисканцев и занимавшие адм. посты, на генеральных капитулах ордена проводили решения о запрете и об уничтожении сочинений П. И. О., а также стремились найти в них некие ереси, чтобы тем самым косвенно обосновать еретический характер учения о бедном пользовании. Напротив, спиритуалы в подаваемых Римским папам протестах и апелляциях настаивали на ортодоксальности П. И. О., отмечая, что предполагаемые ереси относятся к второстепенным и спорным богословским темам. Важный промежуточный итог этой дискуссии был подведен в решениях Вьеннского Собора (1311-1312). В принятой этим Собором и утвержденной папой Римским Климентом V (1305-1314) конституции «Fidei catholicae» (текст см.: CCCOGD. Vol. 2. Pt. 1. P. 405-407) без упоминания имени П.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010