Епископ Кводвультдей скончался в 453 или в начале  454 года в Неаполе , поскольку уже в октябре 454 года на Карфагенскую кафедру с дозволения короля Гейзериха, уступившего настойчивым просьбам имп. Валентиниана III, был избран еп. Деограций . Погребен в монастыре св. Гаудиоза в Неаполе . О кончине Кводвультдея упоминает Адон Вьеннский в своем Мартирологе . Местное почитание епископа Кводвультдея, как и его друга святителя Гавдиоза , распространилось в Неаполе уже в V веке, а оттуда перешло в Северную Африку . В древнем Карфагенском церковном календаре VI века память Кводвультдея помещена под 8 января , а в Неаполитанском " мраморном " календаре IX века и в Римском Мартирологе (ред. 1922 года) - под 19 февраля (в старой редакции Римского Мартиролога 1586 года Цезарь Бароний поместил его память под 26 октября , вероятно, стремясь приблизить её ко дню памяти святителя Гавдиоза - 27 октября . День памяти 19 февраля может указывать на обретение мощей Кводвультдея, происшедшее в конце VIII века (между 764 и 798), при Неаполитанском епископе Стефане II . В 1799 году, после пожара в монастыре св. Гавдиоза, мощи Кводвультдея были перенесены в капеллу св. Сусанны в кафедральном соборе Неаполя . Учение Догматические воззрения епископа Кводвультдея сложились под сильным влиянием богословской мысли блж. Августина . Обращаясь к осмыслению веры как таковой, Кводвультдей прежде всего указывает на ее связь с другими основными христианскими добродетелями - надеждой и любовью: " все понятие о вере (omnis fidei ratio) завершается надеждой и любовью; ведь только любя обетование [Божие], в которое кто-либо верит, он питает веру до тех пор, пока не получит все, на что он надеялся "   . Обращаясь к " вещам невидимым " своим духовным взором (mentis acies ), вера является необходимым усилием (opus), которое Бог требует от верующих до тех пор, пока не вознаградит их за верность непосредственным «созерцанием» Себя (ipsa visio). Кводвультдей замечает, что " откладывая созерцание Себя (visionem suam), Он вверяет тебе Свой дар, а не лишает его, чтобы ты еще сильнее желал отложенного и не наскучило бы тебе быстро дарованное. Однако тебя не оставляет Тот, Кто с пользой удерживает ныне от созерцания Себя, ведь твои [телесные] очи не воспринимают Его, а Он всегда видит тебя. Поэтому предоставь [Ему] свои очи веры (oculos fidei) " . Т. о., вера в Бога является необходимым условием Его познания, ведь, по убеждению Кводвультдея, которое он разделяет с блж. Августином, " нам следует верить, чтобы познать (credamus ergo, ut intelligamus), и следует молиться, чтобы удостоиться созерцать то, во что мы верим " . Истинная вера возможна только в православной Церкви, а основанием этой веры (fidei catholicae fundamentum) является ее Символ, на котором «воздвигнуто здание Церкви (aedificium Ecclesiae), сооруженное руками апостолов и пророков; это здание есть Дом Божий, камни которого - живые» .

http://drevo-info.ru/articles/7244.html

Расхождения с сообщениями Евсевия Кесарийского и Руфина Аквилейского заключаются в обстоятельствах смерти Г. и Д. и в определении времени события. По тексту «Мученичества Инды и Домны» это произошло на 2-м году правления имп. Максимиана Галерия, т. е. в 307 г. Центральное место в повествовании отведено Д., Г. упомянут только 1 раз. Отсутствует он и в заключительном списке всех мучеников, о к-рых говорилось в тексте. Этот список в неск. измененном виде воспроизведен также в «Мученичестве Анфима» (пам. 3 сент.; BHG, N 134y-135c), приписываемом Симеону Метафрасту (BHG, N 135). Однако там отсутствуют имена Г. и Д. Свт. Димитрий Ростовский в переложении Метафрастова «Мученичества Анфима» добавил их имена в список, что стало основанием для внесения в календарь РПЦ памяти Г. и Д. под 3 сент. вместе со сщмч. Анфимом, но в более ранних греко-слав. памятниках их память приходится на 28 или 30 дек. (как исключение, еще на 3 дек.) и на 30 сент. Почитание в Западной Церкви В визант. источниках ничего не говорится о мощах Г. и Д., но к IX в. на Западе сформировалось мнение, что мощи Г. были перенесены из Никомидии в Рим и погребены на Лабиканской дороге, откуда с сер. VIII в. их частицы увозили в разные страны Европы, гл. обр. на север Франции и Германии. Впервые о перенесении мощей Г. в Рим сообщается в Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.), где под 9 сент. отмечена память не только Г., но и Д. Под 12 марта из всей дружины Никомидийских мучеников из Мартиролога блж. Иеронима оставлен только мч. Петр Никомидийский. В Мартирологе Адона Вьеннского под 9 сент. есть подробное сказание о Г. и Д., основанное на «Церковной истории» Евсевия Кесарийского в переводе Руфина Аквилейского, но сообщается, что их подвергли тем пыткам, к-рые перенес мч. Петр, видимо на основании текста Руфина Аквилейского. Говоря о перенесении мощей Г. в Рим, Адон Вьеннский допускает неточность, называя местом его погребения Латинскую дорогу. Он считает 9 сент. днем кончины мучеников, что опущено в Мартирологе Узуарда, к-рый во всем остальном следует за Адоном Вьеннским.

http://pravenc.ru/text/Горгоний и ...

части города, на правом берегу Соны. Средневек. здание было разрушено при строительстве неороманского храма (40-е гг. XIX в.), но есть основания считать, что в V-VI вв. там существовала базилика. В средние века ц. Сен-Пьер-де-Вез была отправным пунктом ежегодной процессии в честь Л. м. (см. ниже). По мнению Рено, в VIII в. из-за нападений провансальских сарацинов прах мучеников перенесли в ц. Сен-Низье, расположенную ближе к центру города. После этого ц. Сен-Пьер-де-Вез утратила связь с почитанием Л. м. ( Reynaud. 2012; Idem. 2014. P. 252-254). Однако в сер. IX в. Адон Вьеннский утверждал, что прах Л. м. покоился в ц. Апостолов, тогда как ц. Сен-Низье по крайней мере с нач. IX в. именовалась в честь св. Ницетия. Сохранились данные о др. храме, освященном во имя апостолов: согласно интерполированной версии письма архиеп. Лейдрада (797/8-816), расположенный к северу от города монастырь Иль-Барб был «издавна освящен в честь святого апостола Андрея и всех апостолов», но впосл. его назвали в честь св. Мартина (MGH. Epp. T. 4. P. 543; PL. 104. Col. 1026-1027; см.: Rubellin. 2003. P. 267). В мартирологе Адона Вьеннского впервые упоминается о торжественном праздновании памяти Л. м. 2 июня, которое называли «день чудес» (ex antiquorum traditione ipsam diem miraculorum appellant), впосл.- «праздник чудес» (лат. festum Miraculorum; франц. fête des Merveilles). По словам Адона, в этот день горожане устраивали процессию «вниз по реке» в ц. Апостолов, где совершалась праздничная месса. Неизвестно, когда возник этот обычай (возможно, в IX в.- Rubellin. 2003. P. 163-164). Согласно более поздним описаниям, в «праздник чудес» совершалось шествие по местам, связанным с почитанием Л. м. Каноники кафедрального собора, коллегиальных церквей св. Павла и св. Иуста, а также монахи из аббатств Иль-Барб и Эне собирались в ц. Сен-Пьер-де-Вез. Там они садились в подготовленные речные суда и с песнопениями отправлялись вниз по течению Соны в мон-рь Эне, где лобзали камень св. Потина (согласно авторам XVII в., в тюрьме епископ использовал этот камень вместо подушки; см.: Dumas.

http://pravenc.ru/text/Лугдунские ...

Г. как святого распространилось быстро в Паризиях и в целом в Сев. Галлии, особенно к северу от р. Лигер. Память Г. появилась в Галльском списке Мартиролога Иеронима, созданном спустя всего 20 лет после смерти Г. Память святого значится уже во всех древнейших списках Мартиролога VIII в. (Бернском, Эхтернахском, Вайсенбургском). Краткие заметки о Г. приводят в Мартирологах Рабан Мавр (под 27 мая), Флор Лионский , Адон , архиеп. Вьеннский, Узуард , более пространные сведения поместил Ноткер Заика . Зап. Церковь причислила к лику святых и родителей Г. - Елевферия (пам. зап. 1 нояб.) и Евсевию (пам. зап. 28 дек.). Их захоронения в IX в. находились в ц. святых Викентия и Г. в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, о чем сообщает мон. обители Аббон, еще не называя их святыми ( Abbo. De bello Parisiaco//PL. 132. Col. 725, 739). Неизвестно, когда их останки были перенесены в аббатство. Возможно, это было сделано еще при жизни Г. Почитание Г. в Сев. Галлии соперничало с почитанием св. Германа, еп. Автиссиодурского (Осерского). Кроме того, в латиноязычной кельт. агиографии Г., еп. Паризиев, были приписаны факты из жизни др. св. Германа - первого епископа о-ва Мэн. В частности, Г. приписывалось воспитание, обучение и рукоположение св. Бриока , почитаемого в Арморике (совр. Бретань). Др. учеником Г. считается св. Ильтут (Vita Samsonis. 1, 8), также армориканский бритт, скончавшийся в 537 г., когда Г. еще не был епископом. Святые Ильтут и Бриок являются старшими современниками Г. и соответственно не могли быть его учениками. В Арморике наблюдается тенденция к смешению св. Германа Автиссиодурского с Г., неизвестным на Британских о-вах. Почитание Г. всегда носило «франко-галльский» характер и почти не представлено за пределами совр. Франции (гл. обр. севера) и Бельгии. В 754 г. аббат Лантфред по инициативе кор. Пипина Короткого в присутствии мн. епископов, короля и 2 его сыновей, Карла (буд. имп. Карл Великий ) и Карломана , открыл мощи Г. Впосл. они были помещены в главной церкви аббатства св. Викентия, названной во имя Г. Сохранилось анонимное повествование об этом событии, якобы составленное со слов кор. Карла Великого. К этому сочинению, известному в 2 редакциях, добавлены чудеса, происходившие при открытии мощей (BHL, N 3472-3475). Сохранилось анонимное стихотворное переложение рассказа об открытии мощей.

http://pravenc.ru/text/164735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I еп. Антиохийский (ок. 280/1 - ок. 302/3). Еп. Евсевий Кесарийский (нач. IV в.) ( Euseb. Hist. eccl. VII 32) называл К. своим современником, преемником еп. Тимея (ок. 274 - ок. 279) на кафедре Антиохии и предшественником еп. Тиранна (304-314). Согласно хронике патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.), К. был 19-м епископом Антиохии, в то время как Евсевий считал К. 18-м (не учитывая св. ап. Петра). Патриарх Никифор, а также визант. хронист Георгий Синкелл (кон. VIII в.) согласны в том, что К. занимал кафедру 15 лет. Синкелл считал, что К. занял кафедру в 1-й год правления имп. Кара, т. е. в кон. 282 или 283 г. Евсевий датирует начало епископства К. 2297 г. от Авраама, 1-м годом 265-й олимпиады и 4-м годом правления имп. Проба, т. е. 280/1 г. Дата кончины К. в хронике Синкелла отсутствует; у Евсевия она приходится на 2316 г. от Авраама, 2-й год 270-й олимпиады и 18-й год правления имп. Диоклетиана, т. е. 302/3 г. Т. о., по Евсевию, К. занимал кафедру 22 года, а не 15 лет. Сведения Евсевия следует считать более достоверными. Евсевий сообщает, что во время епископства К. в Антиохии жил ученый пресв. Дорофей, знаток древнеевр. языка и толкователь Свящ. Писания, с к-рым Евсевий позже был лично знаком, видимо, когда тот переехал в Тир. Почитание К. неизвестно на Востоке и в Византии. Однако его память под 22 июля указана в Римском Мартирологе по недоразумению, допущенному составителем Мартиролога кард. Цезарем Баронием (XVI в.). Под 22 июля в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) указаны память святых Кирилла, Андрея и др. мучеников в Антиохии. Эти же имена присутствуют в сир. гомилии IV в. «Похвала всем Антиохийским мученикам» (BHO, N 700), приписываемой еп. Евсевию Кесарийскому. Однако ни в том ни в др. памятнике не говорится, что этот мученик Кирилл был епископом Антиохии. Наконец, кард. Ц. Бароний отождествил К. с неким «епископом из Антиохии», который упоминается под именем Quirillus в легендарном мученичестве «Четырех увенчанных» мучеников Сирмийских (BHL, N 1836). Оба этих отождествления невозможно принять: нет оснований предполагать, что К. оставил Антиохию и направился в Сирмий в Паннонии (ныне Сремска-Митровица, Сербия). Кроме того, Адон Вьеннский (IX в.), составивший подробный пересказ страданий Сирмийских мучеников (под 9 нояб.), ничего не говорит об антиохийском происхождении еп. Кирилла, крестившего этих мучеников. Напротив, из рассказа Адона скорее следует, что это был местный Иллирийский епископ, до этого долго содержавшийся в темнице. Т. о., кто бы ни был этот епископ, а также Антиохийский мученик, упомянутый в Мартирологе блж. Иеронима, очевидно, что они оба отличны от К. (ActaSS. Iul. T. 5. P. 235-237).

http://pravenc.ru/text/1840381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЗИДЕРИЙ [лат. Desiderius] († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция). Сведения о Д. встречаются в 5 посланиях папы Римского Григория I Великого с 596 по 601 г., 3 из к-рых адресованы Д. О святом говорится в 1-й ч. «Хроники Фредегара» (сер. VII в.) и в Житии св. Колумбана, составленном Ионой из Боббио ок. 643 г. Также до наст. времени сохранилось 5 редакций Жития Д., 2 из к-рых, возможно, были созданы ранее Жития св. Колумбана. 1-я редакция (Vita I) составлена вестгот. кор. Сисебутом (612-620). 2-я редакция Жития принадлежит анонимному вьеннскому клирику, к-рый довел рассказ до перенесения мощей Д. во Вьенну; в работе над Житием он, вероятно, использовал рассказы современников Д., лично знавших святого. Ок. 870 г. свт. Адон , архиеп. Вьеннский, создал 3-е Житие Д., значительно сократив и переработав 2-ю редакцию Жития. 4-я редакция, опубликованная в 1685 г. болландистом Г. Хенскенсом (ActaSS. Maii. T. 5. P. 251-255),- компиляция, также составленная на основе 2-го Жития. Краткое Житие Д., в основе которого также лежит 2-я редакция, дополненная легендарными сведениями, было написано в сер. XV в. итал. гуманистом Б. Момбрицио ( Mombritius B. Sanctuarium. P., 1910. T. 1. P. 220-221). Согласно житийной традиции, Д. род. в г. Августодун (совр. Отён) в знатной семье, принадлежавшей к потомкам галло-рим. аристократии. С юных лет Д. жил во Вьенне, у его родителей были земельные владения в окрестностях города. При Вьеннском архиеп. Намации († 559) и его преемниках занимал низшие церковные должности. Архиеп. Вер († после 586) возвел Д. в сан архидиакона. Согласно Сисебуту, Д. неоднократно предлагали различные епископские кафедры, но он уклонялся от этой чести. После смерти Вера клир и народ избрали Д. на архиепископскую кафедру. Д. заботился о Церкви, стремился поднять нравственный уровень духовенства и мирян.

http://pravenc.ru/text/171577.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРМОЛАЙ, ЕРМИПП И ЕРМОКРАТ [греч. Ερμλαος, Ερμιππος, Ερμοκρτης] († ок. 305), священномученики Никомидийские (пам. 26 июля). Сведения о них содержатся в Мученичестве вмч. Пантелеимона (пам. 27 июля). В Императорском Минологии 1034-1041 гг. помещено краткое сказание, согласно к-рому Ермолай был пресвитером, а Ермипп и Ермократ - клириками Никомидийской Церкви (согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.) и Минологию имп. Василия II ( кон. X - нач. XI в.) также пресвитерами). Во время гонения на христиан, когда по приказу имп. Максимиана (286-305) в храме в Никомидии были сожжены 20 тыс. мучеников (пам. 28 дек.), Ермолай, Ермипп и Ермократ спрятались в некоем доме, но не оставили молитвы и проповедовали язычникам, среди к-рых был юноша Пантолеон (вмч. Пантелеимон), принявший крещение. Представ пред императором, Пантелеимон исповедовал Христа и, не умея лгать, объявил место, где скрывался его наставник Ермолай. На суде Ермолай, Ермипп и Ермократ объявили себя христианами и обличили заблуждения язычников. В подтверждение их слов случилось землетрясение, к-рое разрушило идолов. Узнав об этом, имп. Максимиан приказал отрубить головы Ермолаю, Ермиппу и Ермократу. В латинском Мученичестве Ермолая (BHL, N 3858) Ермипп и Ермократ лишь упомянуты как пострадавшие вместе с ним. В Мартирологе блж. Иеронима память Ермолая, Ермиппа и Ермократа не отмечена. В зап. мартирологах сер. VIII в. под 26 июля упоминается только пресв. Ермолай. В IX в. Адон , архиеп. Вьеннский, добавил, что Ермолай обратил к вере вмч. Пантелеимона, а Узуард внес в свой Мартиролог имена Ермиппа и Ермократа, назвав их братьями. В Римском Мартирологе память 3 мучеников отмечена под 27 июля вместе с памятью вмч. Пантелеимона. Впосл. часть мощей Ермолая была перенесена из Никомидии в Венецию в ц. св. Симеона. В 1503 г. др. часть мощей Ермолая была положена под алтарем ц. св. Петра в Беневенто (Юж. Италия). После того как в 1697 г. эта церковь рухнула, мощи были помещены в кафедральном соборе. Празднование в честь Ермолая 7 февр. совершалось в Беневенто до 1949 г., когда оно было отменено.

http://pravenc.ru/text/190207.html

Д. упоминается под 7 авг. в Мартирологе блж. Иеронима, где именуется епископом и исповедником (confessor), т. е. святым (немучеником). Память Д. и 4 формы величания святого содержатся в Геласия Сакраментарии (VII-VIII вв.). В списке Аррецийских епископов (XI в.), составленном на основе древних диптихов, имя Д. находится на 2-м месте и следует за именем свт. Сатира. Однако о последующих епископах Арреция, вплоть до 20-го по имени Майориан, присутствовавшего на Римском Соборе 680 г., сведений нет, поэтому с точностью установить время пребывания Д. на кафедре невозможно. Вероятно, Д. занимал кафедру ок. сер. IV в. и был преемником свт. Сатира, основавшего Аррецийское еп-ство при имп. Константине I Великом (правил в Италии в 312-337). Д. мог быть рукоположен во епископский сан Римским папой Юлием I (337-352). Однако Д. не был мучеником, хотя, возможно, сталкивался с сопротивлением язычников во время проповеди христианства. О чуде восстановления Д. разбитого потира упоминает свт. Григорий I Великий ( Greg. Magn. Dial. I 7), вероятно почерпнувший сведения из преданий. К кон. VIII в. в Риме на Авентинском холме существовал мон-рь, посвященный Д. (LP. Vol. 2. P. 24). К IX в. житийные сведения о мученической кончине Д. получили всеобщее распространение. Как мученик Д. упоминается в мраморном неаполитанском календаре (1-я пол. IX в.) и в Мартирологе Флора Лионского . Св. Адон , архиеп. Вьеннский, подробно пересказывает в Мартирологе Мученичество Д. Кард. Цезарь Бароний также включил Д. в Римский Мартиролог как мученика. В XI в. Петр Дамиани составил проповедь о жизни Д. и 2 гимна в честь святителя. Сохранилась поддельная грамота, датированная 370 г. (составлена в 1275), в к-рой сообщается о дарении рим. трибуном Зиновием Д. и его преемникам обширных земельных угодий в Тусции. Упоминание имени Д. в грамоте свидетельствует о его широком почитании в Италии в XIII в. Первоначально захоронение Д. находилось к западу от города, впосл. над могилой святителя был построен храм, ставший кафедральным собором Арреция. В 1203 г. Римский папа Иннокентий III повелел перенести епископскую кафедру внутрь городских стен. Во исполнение папского указа в 1278 г. началось строительство нового собора, куда были перенесены мощи Д. В наст. время мощи святителя хранятся за главным алтарем собора в Ареццо в скульптурной мраморной гробнице работы Джованни Фетти и Бетто ди Франческо (XIV в.).

http://pravenc.ru/text/178914.html

Память мучеников содержится в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.): под 22 апр.- Е., под 24 апр.- «страдания Александра с иными, числом 34, и освящение крипты, где покоятся их тела». По мнению Делеэ, эти 34 мученика, по ошибке названные вместе с А., в действительности были 37 приближенными пресв. Александрийского сщмч. Феоны, память к-рого отмечена под тем же числом. Свт. Григорий Турский в соч. «О славе исповедников» (кон. VI в.) упоминает об обуви Е., почитавшейся в Лугдуне как святыня, и об исцелениях больных у гробницы мученика ( Greg. Turon. Glor. conf. 49). В соч. «О славе мучеников» он упоминает о сщмч. Иринее , погребенном под алтарем в крипте базилики св. Иоанна. По сторонам алтаря находились гробницы Е. и А., от к-рых совершались исцеления ( Idem. Glor. mart. 49). В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 24 апр. содержатся краткие сведения о смерти Е. и А., заимствованные из Мученичества. Свт. Адон Вьеннский в Мартирологе (2-я пол. IX в.) приводит 2 дня памяти мучеников, 22 и 24 апр., а также сообщает, что «они похоронены на холме, возвышающемся над городом, по обе стороны алтаря в крипте прекрасного древнего зодчества». В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) повторено ошибочное упоминание о 34 мучениках, заимствованное из Мартиролога блж. Иеронима. В XVI в. кард. Цезарь Бароний на основании Мартиролога Узуарда включил память мучеников в Римский Мартиролог, отождествив их товарищей с др. лугдунскими мучениками, сведения о к-рых содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. В наст. время в Лионе, на месте погребения мучеников, находится ц. св. Иринея (Сент-Ирене). Храм расположен на территории обширного некрополя, существовавшего с I в. по Р. Х. Вероятно, в кон. V в., при свт. Патиенте, над могилой сщмч. Иринея была построена базилика, к-рую упоминает Григорий Турский. Сохранившаяся крипта датируется IX-X вв. Возможно, она была возведена в 868 г. по инициативе архиеп. Ремигия I. В 1562 г. храм был разорен гугенотами, мощи святых утрачены. По сведениям Аморе, сохранившиеся части мощей Е. и А. находились в ц. св. Иуста (Сен-Жю) в Лионе. В наст. время они хранятся в реликварии Лугдунских мучеников в крипте ц. св. Иринея.

http://pravenc.ru/text/190031.html

Освидетельствование мощей Е. было произведено 16 февр. 1597 г., когда они находились в бывш. кафедральной ц. ап. Иоанна Богослова, в к-рую были перенесены 13 авг. 1298 г. по благословению папы Иннокентия III местным еп. Аденульфом в присутствии 2 кардиналов и архиеп. Компостельского Петра. Сохранилось сказание об этом событии, где причиной перенесения мощей названо разорение храма за городской стеной сицилийским кор. Роджером. В кон. XIII - нач. XIV в. на месте древней церкви в Урбаниане возник бенедиктинский мон-рь, разоренный в 1499 г., во время восстания Ринальдо Альфано. В 1562 г. под полом разоренной церкви была найдена урна с мощами мц. Анфии, к-рую также передали ц. ап. Иоанна Богослова. Тем не менее сведения Реатской редакции о том, что мощи мучеников находились в Реате изначально, нельзя признать достоверными; они могли быть перенесены туда не ранее кон. VIII в. В рим. итинерариях VII - нач. VIII в. в качестве места погребения Е. называют катакомбы «ad clivum cucumeris» на Соляной дороге под Римом. Рака с мощами сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского в ц. сщмч. Елевферия в Афинах Рака с мощами сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского в ц. сщмч. Елевферия в Афинах В Римском Мартирологе Е. назван мучеником из г. Мессана (ныне Мессина) на о-ве Сицилия. Эта ошибка восходит к Мартирологу Флора, к-рый, пересказывая Эканскую редакцию Мученичества Е., указал местом почитания Е. г. Мессана в Апулии. Ту же ошибку повторили Адон Вьеннский и Флор Лионский. В XVII в. из-за этого на Сицилии стали местно почитать Е., однако упоминаний о наличии там его мощей не зафиксировано. Подобной ошибке обязано возникновение почитания Е. в хорват. г. Пореч (итал. Паренцо), причем указывалось, что мощи Е. якобы были перенесены туда из Аквилеи. Эта легенда опирается на ошибочное написание «Аквилея» вместо «Апулия» в Мартирологах Рабана Мавра (PL. 111. Col. 140) и Ноткера Заики (PL. 131. Col. 166). При этом последний, хотя и заимствовал у Адона неверное название города (Мессана), правильно именует Е. епископом Аквилейским. Рабан и Ноткер сообщают, что после мученической кончины мощи Е. и Анфии были перенесены в г. Аквилея, где Е. был епископом, и там захоронены.

http://pravenc.ru/text/189703.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010