Этим же временем в Liber Pontificalis датировано очередное увещательное послание Григория II к имп. Льву III, которое не сохранилось. Последним деянием папы было утверждение архиепископом Доруверна (совр. Кентербери, Великобритания) Татвина и дарование ему в январе 731 года паллия (послание об утверждении привилегий св. Татвина, возможно, принадлежит папе Григорию III). Папа Григорий II скончался 11 февраля 731 года. Погребен в одной из крипт собора св. Петра. Учение папы Григория II о почитании икон, изложенное в посланиях к свт. Герману Константинопольскому и имп. Льву III Исавру, было одобрено VII Вселенским Собором . Память Григория II впервые появляется в некоторых рукописях Мартиролога свт. Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.), под 13 февраля день погребения). Ряд поздних манускриптов (XIV-XV вв.) нидерландского происхождения, содержащих Мартиролог Узуарда с дополнениями, помещают день его памяти под 12 февраля . Ц. Бароний в соответствии с указанием Liber Pontificalis поместил его память в Римском Мартирологе под 11 февраля . В основном Григория II почитали в Риме, однако в средние века почитание папы распространилось у бенедиктинцев . Это отражено в иконографии Григория II: на одной из фресок главной церкви аббатства Монте-Кассино он изображен вместе с папами, вышедшими из среды бенедиктинского монашества, чьи понтификаты относились к более позднему времени. Жизнеописание Григория II в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти . Оно было известно уже Павлу Диакону , который использовал из него сведения о взаимоотношениях Григория II и лангобардов. В X веке каноником Реймсской церкви Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму О триумфах Христа в Италии . Детали некоторых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Григория II. Сведения о просвещении германцев содержатся в двух Житиях св. Вонифатия , в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. |
Антиохийский еп. Александр использовал дружественные отношения с Иннокентием I для укрепления положения своей кафедры на Востоке. Иннокентий I утверждал, что юрисдикция Антиохийской Церкви распространяется на диоцез Восток, включавший 15 провинций от Синайского полуострова до Киликии, понимая первенство Антиохийского епископа как право утверждать избрание не только митрополитов, но и всех епископов в любой провинции диоцеза Восток. Т. о. Иннокентий I отверг притязания епархий острова Кипр на автономию, которая, по его мнению, была оправданной только в период господства в Антиохии ариан. В порядке скрытой полемики с Константинополем Иннокентий I объяснял особый статус Антиохии не столько значимостью города, сколько древностью местной Церкви: в Антиохии находилась первая кафедра ап. Петра и проходил один из апостольских Соборов. По мнению Иннокентия I, Антиохия уступала Риму потому, что была одним из мест проповеди апостолов, тогда как в Риме их проповедь завершилась. При Иннокентии I на средства знатной матроны Вестины в Риме была основана церковь св. мучеников Гервасия и Протасия (впосл. Сан-Витале), именовавшаяся также титул Вестины . В Liber Pontificalis содержится подробное описание пожертвований, сделанных Вестиной для церкви, строителями которой были пресвитеры Урсицин и Леопард и диакон Ливиан. Пресвитеры Леопард и Павлин восстановили пригородную базилику св. Агнессы, которая с этого времени была приписана к титулу Вестины . Иннокентий I скончался 12 марта 417 года, согласно Мартирологу Иеронима. По Liber Pontificalis, дата кончины 28 июля, однако она не соотносится с общим расчетом хронологии его понтификата. В ряде рукописей Мартиролога память Иннокентия I значится 14 марта (возможно, дата погребения). В Малмсберийском и Зальцбургском итинерариях (VII-VIII вв.) сохранились сведения о захоронении Иннокентия I в катакомбах Понтиана, однако др. сведения об Иннокентии I в итинерариях являются ошибочными. Память Иннокентия I под 28 июля содержится в каролингских исторических мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда), а также в Перечне святых Петра Наталиса (XIV в.- Petr. Natal. CatSS. VI 149) и в Римском мартирологе (XVI в.). Других свидетельств почитания Иннокентия I в средние века не сохранилось. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ предыдущая статья Т. 1 , С. 364-365 опубликовано: 1 апреля 2008г. Содержание АКАКИЙ [Агафангел] 251), свт., исп. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта), еп. Мелитинский [Антиохийский?]. Согласно житию, А. ревностно проповедовал христианство среди язычников, за что был схвачен в гонение имп. Деция . Представ в оковах перед проконсулом Маркианом, он исповедал Христа, рассказал об истинном Боге и обличил идолопоклонство проконсула. Тот приказал предать А. пыткам и бросить в тюрьму, сообщив о случившемся императору; в ответ он получил повеление отпустить епископа. Выйдя из тюрьмы, святитель мирно почил спустя нек-рое время. Ссылаясь на лат. мартирологи (в частности, Адона Вьеннского ), исследователи Т. Рюинар и А. Гарнак считали А. епископом Антиохии Писидийской, в то время как греч. синаксари называют его епископом г. Мелитины в М. Армении, иногда смешивая его с одноименным святым V в. (пам. 17 апр.). Гимнография Память А. и обретения его мощей зафиксирована в визант. агиографических и литургических памятниках VIII-XIII вв. под 15 сент. и в последние дни марта. На слав. язык память обретения мощей А. переведена в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в.; в XVI в. она внесена под 15 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40). В Типиконе Великой ц. (IX–X в.) указаны эти памяти 30 марта и 15 сент. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 34-35; 260-261). Студийский устав имеет одну память - 29 марта. В греч. печатной афинской Минее содержатся Стишные Прологи по 6-й песне канона утрени на память мученической кончины святого (31 марта) и обретения его мощей (15 сент.). В слав. печатной служебной Минее издания МП указаны обе памяти (мучения и обретения мощей) под теми же числами, что и в греч. Минее. Служба А. неизвестна. Иконография Изображение А. под 15 сент. имеется в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 252v. 3-я четв. XI в.). Ист.: BHG, N 2005-2006; Ruinart. Acta. P. 199-202; ActaSS. Mart. 1736. T. 3. Col. 903 sq.; Laty ev. Menol. С. 298-300; SynCP. P. 564-566. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 409, 429, 433, 452; Т. 2. С. 92, 93, 283; Т. 3. С. 144-145; Weber J. De actis S. Acacii. Lipsiae, 1913. P. 52-54; AnBoll. 1914. T. 33. P. 346 sq.; EC. T. 1. P. 157; Halkin F. Un de Patmos (Ms. 254) et ses // AnBoll. 1954. T. 72. P. 27; 19; DHGE. T. 1. Col. 236-237. Иконогр.: Менолог. С. 194. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР предыдущая статья Т. 1 , С. 486-487 опубликовано: 12 декабря 2007г. АЛЕКСАНДР ок. 296), мч. Бергамский (пам. зап. 26 авг., 5 мая - перенесение мощей). Согласно мартирологу Адона Вьеннского , опиравшегося на более ранние источники, А. был воином-знаменосцем в Фиванском легионе, к-рым командовал св. Маврикий . О его мученичестве сообщают житие кон. V в., опубликованное в 1480 г. Момбрицием; акты 1-й четв. VI в., изданные болландистами ; версия жития лангобардского или каролингского времени, изданная Грациоли. За отказ участвовать в жертвоприношении А. был арестован, но бежал из тюрьмы. По вторичном заключении он был обезглавлен в Плотакко близ Бергамо (Сев. Италия) в правление имп. Максимиана . Похоронен за городом бергамской матроной св. Гратой . Мощи А. были, вероятно, перенесены в Бергамо, где с IV в. известна церковь, во имя его освященная. Почитание А. получило распространение к 585 г., когда кор. лангобардов Автари посвятил ему храм. А.- главный покровитель Бергамо. Ист.: BHL, N 275-277; Mombritius B. Sanctuarium sive Vitae Sanctorum. P., 19102. T. 1. P. 51 sq.; ActaSS. Aug. T. 5. P. 798-808; PL. 135. Col. 735-738. Лит.: Savio R. P. La des SS. Alexandre, Carpophore et autres martyrs // AnBoll. T. 21. 1902. P. 29-39; Dufourcq A. sur les Gesta martyrum romains. P., 1907. T. 2: Le mouvement lerinien. P. 162-165, 204; idem. Alexandre (9) // DHGE. T. 2. Col. 175-176; LTK3. Bd. 1. Sp. 313. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ предыдущая статья Т. 12 , С. 554-555 опубликовано: 7 июля 2011г. ГРИГОРИЙ (нач. IV в.), мч. (пам. зап. 24 дек.) в г. Сполетий (совр. Сполето, Италия). «Мученичество» Г. принято датировать 2-й пол. V - нач. VI в. Согласно этому памятнику, Г. был пресвитером, пострадал в гонение императоров Диоклетиана и Максимиана . Будучи схвачен и приведен к судье Флакку, исповедал себя христианином, за что подвергся пыткам: его били палками по спине и животу, а затем жгли на решетке для жарки. При этом произошло землетрясение, и в одном из кварталов Сполетия рухнул языческий храм, задавив 300 язычников, совершавших там жертвоприношение. Позднее мученика в оковах бросили в темницу, где он сподобился посещения ангела. На следующий день Флакк приказал опять пытать Г., но, не сумев склонить его к отречению, повелел некоему Тиркану отвести мученика в амфитеатр и обезглавить. После казни на арену были выпущены голодные звери, чтобы растерзать тело Г., однако животные не прикоснулись к нему. Благочестивая матрона Абунданция забрала тело мученика, дав Тиркану взятку, и погребла его за городской стеной. Память Г. впервые фиксируется в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.), откуда она перешла в Мартиролог Узуарда и Римский Мартиролог. В X в. Флодоард Реймсский в соч. «О победах Христа в Италии» (De triumphis Christi apud Italiam. 8. 12) создал стихотворную версию «Мученичества» Г., также известно краткое поэтическое переложение этого памятника, сделанное Винцентием из Бове (XIII в.). «Мученичество» Г. представляет собой пересказ сюжета, общего для житий мн. др. мучеников. Одна из лат. версий «Мученичества св. Георгия Победоносца» (BHL, N 3387) почти дословно повторяет «Мученичество» Г.: изменено лишь имя святого, время и место страдания. Почитание Г. больше распространено в Германии, поскольку в X в. его мощи были перенесены в Кёльн архиеп. этого города свт. Бруно . Известна икона Г. на титульном листе Кёльнского Миссала, изданного в 1626 г., где, как и на витраже XIII в. в Кёльнском соборе, Г. изображен в пресвитерском облачении, с книгой и пальмовой ветвью в одной руке и с мечом - в другой. Ист.: BHL, N 367; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam // PL. 135. Col. 737-740; Surius L. De probatis vitis sanctorum. Coloniae, 1618. T. 12. P. 307-308. Лит.: Caraffa Ph. Gregorio di Spoleto // BiblSS. Vol. 7. Col. 212-213. Д. В. З. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ предыдущая статья Т. 17 , С. 160 опубликовано: 27 февраля 2013г. ЕВЛОГИЙ [греч. лат. Eulogius] 364-378), мч. К-польский (пам. зап. 3 июля). Согласно Римскому Мартирологу, пострадал с др. мучениками в К-поле при имп. Валенте (364-378). Кард. Цезарь Бароний, внесший имена этих мучеников в Римский Мартиролог, указал, что основанием для этого послужил бывший у него некий греч. месяцеслов. Однако ни в одном из известных в наст. время визант. календарей этих святых нет. Напротив, имя Е. присутствует во мн. зап. мартирологах. В Мартирологе блж. Иеронима под 3 июля оно повторяется трижды в различных дружинах (группах) мучеников. Относительно 2 из них нет топографических указаний, местом страдания 3-го назван К-поль. Имя Е. упоминается здесь с др. мучениками, из к-рых вмц. Евфимия (пам. 11 июля) и мч. Акакий (пам. 10 мая) особо почитались в К-поле. Проч. имена, фигурирующие в этой дружине,- Аммоний, Фома, Трифон, Менелай, Кериал, Ираклий и Е.- остаются неизвестными. Имя Фома скорее всего появилось под влиянием памяти «ап. Фомы в Эдессе», к-рая также значится в Иеронимовом Мартирологе под 3 июля. Имена Трифон, Менелай и Ираклий, так же как и Е., повторяются и в 2 др. дружинах. По предположению И. Делеэ, имя Ираклий появилось в результате искажения названия города Ираклия (видимо, Гераклея Фракийская близ К-поля, древний Перинф). В таком случае Е. не связан с почитаемыми К-польскими святыми Евфимией и Акакием, а является местным Ираклийским мучеником, чья память впосл. была забыта в Византии. Это подтверждается и данными из каролингских мартирологов, упоминающих Е. только как мученика, пострадавшего в К-поле, не давая о нем других сведений. Так, его память находится в Древнем (Малом) Римском Мартирологе (PL. 123. Col. 161), у Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 295), Узуарда (PL. 124. Col. 221), а также у Флора Лугдунского. Неясно, на каких основаниях Вандальберт Прюмский называет Е. епископом. Видимо, это связано с поэтической формой его календаря, где он объединил Е. с Анатолием, еп. Лаодикийским, чья память празднуется в этот же день. Ист.: ActaSS. Iul. T. 1. P. 638; MartHieron. P. 349-350; MartRom. P. 267-268. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. C. 673, 710; Janin R. Euloge (1) // DHGE. T. 15. Col. 1388; Burchi P. Eulogio e compagni // BiblSS. Vol. 5. Col. 218. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. 28 , С. 575 опубликовано: 25 октября 2016г. ИУСТ (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 6 мая), еп. г. Вьенна (ныне Вьен, Франция). Об И. как о 5-м Вьеннском епископе упоминается в «Хронике» (Chronicon siue Breuiarium chronicorum de sex mundi aetatibus) Адона Вьеннского (сер. IX в.) и в «Книге епископов Вьеннской Церкви» (Liber episcopalis Viennensis ecclesiae), составленной в 1068 г. архиеп. Леодегарием на основании «Хроники Адона». По мнению Л. Дюшена, сведения об И. были заимствованы Адоном Вьеннским и Леодегарием из перечней Вьеннских епископов, но оба автора, возводившие основание епископской кафедры во Вьенне ко временам апостолов, неверно датировали деятельность И. Согласно «Хронике» Адона Вьеннского, И. занял кафедру в годы правления рим. имп. Адриана (117-138) и после длительного изгнания принял мученическую кончину при имп. Марке Аврелии (161-180), одновременно с Лугдунскими (Лионскими) мучениками. Леодегарий упоминает также о посланиях, якобы направленных И. Римским епископом (папой) Пием I (142 или 146 - 157 или 161). Речь идет о составленном при Леодегарии (ок. 1060) «Вьеннском собрании» папских декреталий, где наряду с подлинными посланиями, адресованными Вьеннским епископам (в V в.), представлены подложные декреталии (во II в.) с целью подтвердить древность и авторитет Вьеннской кафедры. Датировка епископского служения И. основана на том, что он был преемником 4-го Вьеннского еп. Вера, подпись к-рого сохранилась в актах Арелатского Собора 314 г. Т. о., И. скорее всего занимал кафедру в 1-й пол. IV в. Почитание И. не получило широкого распространения, память святого не была внесена в Мартиролог Адона Вьеннского и отсутствует в Римском Мартирологе (XVI в.). Ист.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 99-100; Ado Viennensis. Chronicon sive Breviarium chronicorum de sex mundi aetatibus de Adamo usque ad annum 869 // PL. 123. Col. 182-183; Liber episcopalis Viennensis ecclesiae // Duchesne. Fastes. T. 1. P. 179-180, 204; Epistulae Viennenses spuriae // MGH. Ep. T. 3. P. 87. Лит.: Platelle H. Giusto, vescovo di Vienne // BiblSS. Vol. 7. Col. 37-38; Aubert R. Juste, de Vienne // DHGE. T. 28. Col. 650-651. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТУЛИН предыдущая статья Т. 32 , С. 98 опубликовано: 6 января 2018г. КАТУЛИН [лат. Catulinus] 303), сщмч. (пам. зап. 15 июля), диак. в Карфагене. В Мартирологе блж. Иеронима (италийская редакция - 1-я пол. V в.) имя К. упоминается под 15 июля вместе с именами др. мучеников - Ианнуария, Флорентия, Полунтаны, Иулии и Иусты. Все они указаны как погребенные в базилике св. Фавсты в Карфагене. В комментариях к этому сообщению говорится, что название базилики указано с ошибкой: речь должна идти о ц. св. Фавста, достаточно широко известной из различных источников (в частности, в ней неоднократно произносил проповеди блж. Августин ). Нет сведений о том, имелась ли связь между К. и остальными мучениками кроме общего места захоронения. Эта же заметка о К. приведена в Мартирологе свт. Адона Вьеннского и Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.), откуда она перешла в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.). В Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) К. фигурирует без дружины. Св. Поссидий , еп. Каламский, указывал, что блж. Августин произнес проповедь в похвалу К., однако этот текст не сохранился. В один день с К. (15 июля) пострадали некоторые др. мученики, в частности сщмч. Феликс , еп. Тибиуки, чьи мощи также покоились в ц. св. Фавста. И. Делеэ, проанализировав текст Мученичества епископа, пришел к выводу, что К. и др. мученики, чьи мощи хранились в базилике св. Фавста, пострадали в 303 г. (начало гонений на христиан при имп. Диоклетиане (284-305)). Ист.: ActaSS. Iul. T. 4. P. 27-28; MartHieron. P. 375; MartRom. P. 289; Possidius Calamensis. Indiculus Librorum, Tractatum et Epistolorum St. Augustini Hipponensis episcopi. 9 // PL. 46. Col. 19; Kalendarium Antiquissimum Ecclesiae Carthaginensis // PL. 13. Col. 1222; Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 303; MartUsuard // PL. 124. Col. 261-262. Лит.: Delehaye H. La Passion de S. de Thibiuca // AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 265-266; MartHieron. Comment. P. 377; Ferron J. Catulin // DHGE. T. 12. Col. 2-3; Salsano M. Catulino // BiblSS. Vol. 3. Col. 1052. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ, ПАТРИЦИЯ И МОДЕСТА предыдущая статья Т. 42 , С. 614 опубликовано: 21 декабря 2020г. МАКЕДОНИЙ, ПАТРИЦИЯ И МОДЕСТА [Лат. Macedonius, Patricia et Modesta], мученики Никомидийские (пам. зап. 13 марта). В Иеронимовом Мартирологе под 13 марта упоминается пресв. М., его супруга П., их дочь Модеста, а также пресв. Кион (или Кирион), Сатурнин, Ианнуар(ий), Сальв(ий), Петроний, Модестин, Зосима, пресв. Евстак (или Евстас) и супруга его Вассила, а также диак. Еппод (или Еппепод) и еще 2 мученика, пострадавшие в Никомидии. Под этим же числом в Сирийском Мартирологе 411 г. отмечена память пресв. Модеста и 21 пострадавшего с ним (Un Martyrologe et douze Syriaques / F. Nau. P., 1912. P. 14. (PO; 10. Fasc. 1)). По мнению болландистов, предположение о том, что в данном случае в обоих Мартирологах речь идет об одних и тех же святых, не имеет достаточных оснований (MartHieron. Comment. P. 141). В Мартирологе Беды Достопочтенного (1-я пол. VIII в.) и в зап. «исторических» Мартирологах IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда) под 13 марта упоминаются только М., его супруга и дочь. Петр Наталис в «Перечне святых» (XIV в.) дополнил память М., П. и Модесты из Мартиролога Адона заметкой о мучениках из Никеи в Вифинии, почитаемых в тот же день, о которых сказано, что они были сожжены заживо ( Petr. Natal. CatSS. III 198). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память 3 Никомидийских мучеников. В современной редакции Римского Мартиролога ошибочно указывается, что святые пострадали в Вифинии (MartRom (Vat.). P. 178). Ист.: MartHieron. P. 141; MartRom. P. 95; ActaSS. Mart. T. 2. P. 260; Dubois J. Le Martyrologe d Usuard. Brux., 1965. P. 193. (SH; 40); Dubois J., Renaud G. pratique des martyrologes de de l anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 49; iidem. Le martyrologe d Adon: Ses deux familles, ses trois recentions. P., 1984. P. 105. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 620, 652; Quentin H. Les martyrologes hist. du Moyen P., 1908. P. 50, 110, 421, 481; Sauget J.-M. Macedonio, Patrizia e Modesta // BiblSS. Vol. 8. Col. 444-445. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ И АММОНИЙ предыдущая статья Т. 46 , С. 229 опубликовано: 4 ноября 2021г. МОДЕСТ И АММОНИЙ [Лат. Modestus et Ammonius ], мученики Александрийские (пам. зап. 12 февр.). В некоторых списках Иеронимова Мартиролога под 12 февр. упоминаются М. и А. (иногда вместе с мч. Дамианом и эпитетом - «младенцы» (infantes)), местом кончины к-рых названа Африка или Александрия (MartHieron. P. 89; MartHieron. Comment. P. 89-90). По мнению И. Делеэ , топографическое указание «в Александрии» относится лишь к А., т. к. мученик с именем М., пострадавший в Египте, не известен по к.-л. др. источникам (MartRom. Comment. P. 60). Под 9 февр. в Иеронимовом Мартирологе содержится память мучеников Александра и Аммония, пострадавших в г. Суэн (Suenus) на Кипре (MartHieron. P. 82). Поскольку ни город с таким названием, ни мученики с такими именами не упоминаются в др. агиографических текстах, имя Александр, возможно, является искажением названия Александрия, обозначающего место мученической кончины Аммония; в таком случае следует отождествить этого Аммония с А. (MartHieron. Comment. P. 83; MartRom. Comment. P. 55). В IX в. Флор Лионский составил на основе Иеронимова Мартиролога краткую заметку о М. и А. и поместил ее под 12 февр., указав, что мученики были младенцами и пострадали в Александрии (et apud Alexandriam Modesti et Ammonii infantum). Память святых под тем же числом перешла в более поздние зап. «исторические» Мартирологи ( Адона Вьеннского, Узуарда и др.) и в 80-х гг. XVI в. была внесена кард. Ц. Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. P. 59). В совр. редакции Римского Мартиролога память М. и А. под 12 февр. не зафиксирована. Ист.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 580-581; MartUsuard. 1965. P. 179; Dubois J., Renaud G. pratique des martyrologes de de l Anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 33; Ado V. Le martyrologe: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 84. Лит.: Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen P., 1908. P. 328, 418, 481; Sauget J.-M. Modesto e Ammonio // BiblSS. Vol. 9. Col. 527-528. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый |
|