001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Пещеры Пещеры ( ). Иудея вообще изобиловала пещерами, и они служили частью для временного жительства, а частью как места тайных убежищ, равно как и для погребения умерших ( ; ; ; ; ; ; ; ; ). Они служили особенно безопасным убежищем во время землетрясений, даже в новейшее время, как, напр., в 1837 г. Вероятно, для этой цели они служили и у евреев ( ). Столь известная пещера Махпелла служила местом погребения для Авраама и некоторых других патриархов. В долине Иосафатовой находится множество погребальных пещер, равным образом множество пещер находилось и в окрестностях оной. Многие из пещер Верхнего Египта были изящно украшены живописью и скульптурой. Древние египтяне отправляли свои религиозные празднества Изиды и Озириса в пещерах, равно как и поклонники солнца исполняли в пещерах свои идолопоклоннические обряды. Домами в Петре служили пещеры или естественные, или высеченные в скалах, которые и доселе еще возбуждают удивление путешественников. Некоторые из пещер палестинских были громадных размеров, так, напр., пещера Адолламская доставляла просторное убежище более чем для 400 человек ( ), пещера Энгедди – для 600 человек, которые не были даже замечены Саулом, когда он входил ( ). Многие из доселе существующих пещер в Палестине отличаются своей огромной величиной. В Свящ. Писании упоминается о многих замечательных пещерах, как, напр., Адолламская, Энгедди, Маккеда и др. Туземцы страны доселе показывают большую часть из них путешественникам. Пещера, в которую удалился Лот ( ), может быть, есть та самая, которую доселе можно видеть на юго-восточной оконечности Мертвого моря. Пещера Махпеллы находится ниже мечети Харама в Хевроне. В пустыне Энгедди доселе еще можно видеть множество пещер, по всей вероятности служивших тайным убежищем для Давида и его воинов, как и в настоящее время они служат притоном для различных преступников и разбойников; в пещерах приставали пастухи со стадами. В пещере Вифлеемской родился сам Господь Иисус Христос ( ). Во времена гонений здесь отправлялось Богослужение ( , ). Особенно во времена гонений на христиан пещеры были убежищем для верующих. Здесь возникло общество отшельников и пустынножителей; здесь основались потом знаменитейшие монастыри. Таковы были в Сирии, Египте, Палестине, на Синае и др. Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-ent...

Русский перевод пересмотренного и исправленного издания Библейского словаря, составленного Эриком Нюстремом в 1868 г. А Аароновы потомки Аваддон Авана и Фарфар (Парпар) Аварим Авва Аввакум Аввеи Аввим Август Августово рассмотрение Авдемелех Авденаго Авдий Авдон Аве-Ситтим Аведдар Авель-Беф-Маах Авель-Керамим Авель-Мехола Авелмехола Авель-Мицраим Авель или Хавель Авен Авен-Езер Авенир Авесса Авессалом Ави Авиам Авиафар или Эвиафар Авив Авигея Авизер 1 или Иезер Авилинея Авимелех Авинадав Авиноам Авирон Ависага Авитала Авихаиль Авишуй Авиуд Авия Авнан Аврам, Авраам Ав Авран Агав Агава Агаг Агарь Агаряне Аггей Аггифа Агнец Аголиав Агур Ад Ада Адам Адама Адар Адда Аддий Адер Адифаим Адма Адолламская пещера Адони-Везек Адонирам Адониседек Адония Адораим Адраазар Адрамелех Адрамит Адриа Адриэл Адуммим Азаил Азария Азека Беф-Азмавеф Азор Азот Аиалон Аин Аир Аист Акелдама Акила Акка Аккад Акравим Алебастр Александр Александрийцы Александрия Аллилуйя Алмодад Алмон, Аллемеф Алой Алтарь Алфей Альфа и омега Амадаф Амалик Амаликитяне Амаликова гора Аман Амана Амария Амаса Амасай Амасия Амвон Амврий Амелсар Амессай Амий Аминадав Аминь Амми Аммонитяне Амнон Амон Аморреяне Амос Амплий Амрам Амрафел Амфиполь Ана Анав или Анаф Анамеил Анамелех Анамим Ананий Анания Анания, Мисаил и Азария Анафема Анафоф Ангел Ангел Господень Андрей Андроник и Ония Анна Аннон Антипа Антипатрида Антиохия Антихрист Анхус Аод Апокрифический Аполлония Аполлос Апостол Аппиева площадь Апфика Ар и Ар-Моав Ара Аравия, Аравитяне Арад Арам Аран Арарат Арба Арвад Арвадены Аргов Ареопаг Арета Аримафея Ариох Аристарх Аристовул Ариэл Аркей Армагеддон Армения Арнон Ароэр Ароир Арпад Арса Артаксеркс Артем Арум Арфаксад Архангел Архелай Архи Архипп Архитянин Арюбов Ас, Аш. Аса Асаил Асаия Асардан Асасель Асаф Асенефа Асийские начальники Асинкрит Асир Асирово колено Асироф Асия Аскалон Аскеназ Аснафар Асор Асарские царства Ассуир Ассупим Асс Ассур Астароф Астарта Астинь Атах Атароф Атталия Афарим Афарсафхеи, Афарсахеи Афек Афин Афины Афни Ахав Ахаз Ахаик, Фортунат и Стефан Ахаия Ахан Ахзив Ахиил Ахикам Ахим Ахимаас Ахимаац Ахимелех Ахинадав Ахиноама Ахиноамь Ахио Ахисар Ахитофел Ахитув Ахия Ахор Ахса Ахсаф Ашан Ашбея Ашима Ашна Аштерофа Ашур

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/3953

— Раз уж вы так любите деревья, пускай эта ель станет для вас символом новой истиной веры — христианства. С тех пор германские племена называли елочку деревом Христа. Было ли все это на самом деле или же это всего лишь красивая легенда, сегодня уже и не узнаешь. Но встречать Рождество с елкой в Германии принято уже много столетий. А вот обычай наряжать елочку возник сначала лишь в одной из германских земель — Эльзасе. Почему только там? А потому, что лишь в Эльзасе елку ставили на пол. В остальных же германских областях на праздник деревце… подвешивали к потолку верхушкой вниз, словно красивую зеленую люстру. В общем-то ничего в этом плохого нет: и красиво, и елкой в доме пахнет. Одна беда — игрушки на такую елку уже не повесишь. И лишь жители Эльзаса никогда не знали этой проблемы. Елочку они ставили на пол у стены и вешали на ее пушистые лапы различные сладости и фрукты. Посмотрели соседи на эльзасцев, почесали в затылке и тоже перестали елку к потолку подвешивать. Начали ставить и наряжать. Так ведь намного красивее и удобнее! Звезда и пещера Еще одна рождественская традиция — делать вертеп. Правда, сохранилась она сегодня только в Церкви, но когда-то была очень распространена и в семейных праздниках. «Вертеп» по-славянски значит «пещера». Но какое отношение пещера имеет к Рождеству? Дело в том, что Иисус Христос родился как раз в пещере, где прятался от непогоды домашний скот — ослики, волы, овцы. Он родился, когда Его родители путешествовали в чужих краях и никто из жителей городка Вифлеем не захотел пустить их в свой дом. В пещере-вертепе мама спеленала Его и положила в ясли — так называется решетчатый ящик для сена.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525667

Они повернулись и прошли в темную арку. За ней оказалась пещера: большой зал с неровными сводами, освещенный несколькими факелами. Здесь уже собралось много зеленых воинов, и они продолжали входить по двое или по трое. Когда глаза хоббитов привыкли к тусклому освещению, они увидели, что пещера очень велика. В разных углах были сложены оружие и припасы. и наше убежище, - весело сказал Фарамир. - Оно не очень-то роскошно, но здесь вы переночуете в полной безопасности. Сухо, тепло, еда есть, а вот огня нет. Раньше пещера служила руслом для потока, но руки наших мастеров пустили его поверху и теперь здесь нет других путей, кроме тропы, по которой мы пришли, да еще тропы сквозь водопад к глубокому омуту с острыми камнями на дне. Теперь отдыхайте, ужин еще не готов. Хоббитов отвели в один из закутков пещеры, где было устроено подобие постели. Тем временем воины в пещере хлопотали, сноровисто расставляя разборные столы и посуду. Утварь была простая, без украшений, но изящная и добротная: тарелки, чаши, блюда из обливной глины или из самшитового дерева. Перед скамьей Фарамира стоял на столе серебряный кубок. Фарамир обходил своих людей, негромко расспрашивая входящих. Некоторые возвращались после преследования южан, другие, осматривавшие дорогу, вернулись позже. Они не видели врагов, не видели даже орков-лазутчиков. скажешь, Анборн? - обратился Фарамир к тому, кто вошел последним. не видел, - ответил тот. - Но кое-что заметил. Было это уже в сумерки, я мог, конечно, и ошибиться, может, это была и белка. Сэм навострил уши. Анборн продолжал: белка большая, черная и без хвоста. Я ее заметил издали, а когда подошел, она взлетела на дерево не хуже любой другой белки.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69097

Одно из первых портретных изображений ископаемого человека, сделанное им самим. Человеческая голова из Дольних Вестониц (Моравия, Чешская республика). Кость мамонта, около 25 тыс. лет назад. Хотя этот «портрет» относится и к верхнему палеолиту, но вглядываясь в черты лица изображенного кроманьонца мы не сможем не заметить печать ума и глубины на этом совершенно человеческом лице Но вглядимся в изображения внутренней пещеры. Они странны. Мы увидим существо с человеческим телом, но с четырьмя пальцами на руках и ногах и с птичьей головой. Существо это лежит навзничь, раскинув руки и вытянув ноги, подобно телу, положенному в могилу. Но художник почему-то изобразил у этого Умерший перед Великим Зубром. Живопись. Пещера Ляско ( Lascaux ) Монтиньяк (Дордонь, Франция). Пещера Ляско, названная «палеолитической Сикстинской капеллой» из-за исключительной красоты и многообразия находящихся на ее стенах живописных изображений двадцатитысячелетней давности (большинство специалистов относят живопись Ляско к Мадленской эпохе), была обнаружена совершенно случайно в сентябре 1940 г., когда четыре мальчика заинтересовались глубокой ямой, открывшейся под корнями вывороченного бурей дерева. Ныне эта пещера – всемирно прославленный музей. Но среди всех изображений, оставленных мадленскими художниками в Ляско, нет фрески более загадочной, чем знаменитая сцена «трагически закончившейся охоты» в «апсиде» второго зала пещеры. Ее исключительную значительность для древних посетителей Ляско признают практически все исследователи. Не является ли в действительности эта «охотничья сцена» древнейшим развернутым изображением посмертных представлений доисторического человека? На левой части фрески написан уходящий шерстистый носорог, отделенный от основного изображения тремя рядами по две точки в каждом. Носорог этот то ли реальный виновник гибели охотника, похороненного под изображением, то ли символическое изображение зла смерти. Характерно, что, в отличие от мамонта, зубра, тура и оленя, рога и кости носорога не использовались в захоронении мадленцев

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=73503

Хеврон, один из древнейших городов Обетованной земли, современный Мемфису и другим древним городам Египта, расположен на юг от Иерусалима, в расстоянии на 8 часов езды. Дорога к Хеврону идет чрез дикие, хотя и невысокие горы; местами видны остатки древних селений. Хеврон, именуемый местными жителями Эль – Халиль (любимец Бога), находится посреди самой богатой местности; заселен он турками, арабами и евреями. Город этот долго был местом жительства патриарха Авраама и его потомков. Когда Израильтяне прибыли в землю Ханаанскую, тогда Хеврон был завоеван Халевом у исполинов. Давид, владея одним коленом Иудиным в продолжении семи с половиною лет, имел в это время в Хевроне свою столицу. За полтора часа пути от города на открытом поле находится знаменательная древность, которую туземцы называют остатками дома Авраамова; это две стены, служившие, как можно полагать, основанием большому зданию; одна из этих степь имеет в длину 85 аршин, а другая около 100 аршин; камни, из коих сложены стены, длиною в 3 сажени, а некоторые и более. Эти стены, по преданию, остатки церкви, построенной царем Константином в равнине, где жил Авраам и где погребен был сей патриарх, жена его Сарра и внук Иаков. Предание это вполне согласно с библейским сказанием, что погребальная пещера Авраама была в поле, а не в Хевроне, который тогда уже существовал ( ). Соображая библейское сказание с преданием евреев о доме Авраама, можно безошибочно заключить, что под развалинами Константинова храма находится та пещера «Махпела», которую Авраам купил для погребения Сарры. Мусульмане чтят Хеврон наравне с Меккою и Мединою. В Хевроне есть большая, обращенная из церкви, турецкая мечеть, в которую турки христиан ни на каких условиях не пускают; под этой мечетью находится пещера, которую иные ошибочно называют «Махпелой»; в ней по преданию, погребены члены рода Авраамова: Исаак, Ревекка, Лия, Исав и дети его.

https://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/putevodit...

/ И, переселившись на небеса, умолите Его / мip умиротворить и спасти души наши. И ныне, предпразднства, глас тот же, Киприана: Вот, приблизилось время спасения нашего, / готовься, пещера: / Дева приближается, чтобы родить. / Вифлеем, земля Иудина, красуйся и веселись, / ибо из тебя воссиял Господь наш. / Услышьте, горы, и холмы, / и окрестности Иудеи, / ибо грядет Христос, / чтобы человека, которого создал, спасти, / как Человеколюбец. Если же 18 или 19 декабря: И ныне, Богородичен: О, чудо новое, высшее всех древних чудес! / Ибо кто знал матерь, без мужа родившую, / и во объятиях носившую все творение Объемлющего? / Божий замысел – это зачатие. / Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая, / и материнское дерзновение к Нему стяжавшая, / не переставай молиться о почитающих Тебя, / дабы Он умилостивился и спас души наши. На благословении хлебов, если служится всенощное бдение: Богородица Дева, радуйся: (2) И отцам, тропарь, глас 2 Велики веры свершения! / Во источнике пламени, как на воде отдохновения, / святые три отрока радовались. / И пророк Даниил львов пасущим как овец явился. / Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши! Если же 24 декабря: На благословении хлебов тропарь отцам: Велики веры свершения: дважды И тропарь предпразднства, глас 4 Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, / как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, / носящая во чреве Зачатого без семени. / Настало время родить, / и не было нигде места для ночлега; / но, как чертог приятный, / пещера Царице была показана. / Христос рождается, чтобы в нас восстановить / прежде падший Свой образ.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=76322

Кроме библейских рукописей была найдена и другая литература. Она позволяет глубже понять духовные процессы, происходившие в еврейское обществе той эпохи. Первое открытие было сделано случайно весной 1947 г. когда была обнаружена l-я пещера Кумрана с восемью высокими глиняными кувшинами с крышками, семь из которых оказались пустыми, а в восьмом находились три исписанных кожаных свитка, завёрнутые в льняную материю. Всего в 1-й пещере Кумрана было найдено семь древних свитков, в том числе три библейских. Затем в этом же районе были обнаружены ещё 10 пещер с древними рукописями. Из них самой богатой библейскими и небиблейскими манускриптами оказалась 4-я пещера Кумрана. В ней сохранились десятки тысяч фрагментов на пергаменте и папирусе, представляющие остатки около 400 различных произведений, причём треть из них составляли тексты ветхозаветных книг. В результате разнообразных методов исследования и датировки библейских манускриптов, взаимно дополняющих и проверяющих друг друга, было установлено, что в пещерах Кумрана рукописи были спрятаны в период первого антиримского восстания (66–73 гг.) Хранилище в вади Мураббаат было сделано позднее – во время второго антиримского восстания (132–135 гг.). В научной литературе Кумранские рукописи обозначаются латинской буквой Q, а рукописи из вади Мураббаат – Mur. Стоящая впереди буквы цифра – это номер пещеры, в которой найдена рукопись. Например, обозначение lQIsa а значит: из 1-й пещеры Кумрана первый свиток Исайи; lQIs b – второй свиток Исайи из 1-й пещеры Кумрана. Первые рукописи были куплены за 24 фунта стерлингов (около 100 долларов). Через несколько лет, когда стало известно, что это самые древние из сохранившихся библейских манускриптов, они были проданы за 250 000 долларов.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobykin/vvedeni...

Пещера эта неизменна и прочна, как мир, тогда как пагоды и святилища языческие, сколь бы величественными и дивными они ни были, подвержены воздействию времени и, пусть даже постоянно поддерживаются, все равно ветшают в дреме своей и являют признаки разрушения и смерти. А вот Вифлеемская пещера и сейчас такая же, какой была 2000 лет назад; она сохранилась так же, как Гималаи и Арарат. Ибо она – творение рук Божиих, а не человеческих. В этом праисконном храме Божием, который древнее всех остальных рукотворных храмов и прочнее всех, в этом загоне для овец и ягнят, явился Тот, Кто сильнее людей, сильнее мира и сильнее Хадеса и всех адских сил и всех зол. Явился, мой Теодул, Бог . Сын Божий, или Бог от Бога. Пусть умолкнет всякое свидетельство людское, и пусть замрет слово в устах моих, Теодул. Слушай, Теодул, Его свидетельство, Его слово: Я сошел с неба. Я пришел во имя Отца Моего. Пусть все почитают Сына, как почитают Отца. Не сам Я, но Я и Отец, Который Меня послал. О Мне свидетельствует Отец, Который меня послал. Я не принимаю свидетельства от человека. Отец, Который меня послал, свидетельствует о Мне. Не Сам по Себе я пришел, но есть Истинный, Кто Меня послал, Которого вы не знаете; Я знаю Его, Я от Него и Он Меня послал. Я не ищу воли Своей, но воли Отца, пославшего Меня. Посмотрите Писания, и Они свидетельствуют о Мне. Сын не может творить ничего Сам от Себя, но что видит, что Отец творит; ибо что Отец творит, то и Сын творит так. Не от Себя Я говорю. Как меня знает Отец, и Я знаю Отца. Пославший Меня со Мной есть. Я всегда творю то, что Ему угодно.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/steklj...

Чтобы познакомиться с этим последним родом памятников, приведу одно любопытное известие из жизни Саввы Освященного, передаваемое биографом его, Кириллом Скифопольским. Известно, что лавра Саввы Освященного находилась близ Иерусалима, и ее первые насельники, не имея правильного общежития, устраивали для себя скитки и монастыри поблизости главного центра, заправляемого Саввой, и селились группами. «В одну ночь блаженный Савва вышел из своей пещеры и направился к находившемуся недалеко потоку с пением псалмов. И вот на западном утесе ручья видит он огненный столп, опирающийся на землю, а вершиною касающийся неба. Подошедши к этому месту, он нашел здесь большую и удивительную пещеру, как бы самою природою обработанную в виде церкви: на восточной ее стене находится выступ с северной стороны отделение, похожее на диаконик, а с юга широкий вход, достаточно освещенный проникающими сюда солнечными лучами». Таким образом, пещера была обращена устьем к югу, на солнечную сторону — черта, которая замечается очень часто в пещерных жилищах и служила одним из условий пригодности самой пещеры. «Приведши в порядок и очистивши с Божьей помощью эту пещеру, он положил совершать в ней по субботам и воскресеньям обычное правило». Наши старинные паломники любили посещать эту пещеру, и вот как отзывается о ней игумен Даниил: есть к западу от потока «пещера дивна под скалою каменою, и в той пещере церкви Святыя Богородица, и ту пещеру показа Бог Святому Савве столпом огненным». Наши Киевские пещеры, Инкерманские в Крыму и Кавказские, обработанные в виде церквей, принадлежат к этому типу. Подражание в устройстве храмов типу обыкновенного человеческого жилья находит себе подтверждение в отзывах древних писателей о божницах и храмах у разных народов.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=90064

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010