КОНСИСТОРИЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСИСТОРИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 36 , С. 664 опубликовано: 30 июля 2019г. КОНСИСТОРИЯ - см. Духовная консистория . Рубрики: История Христианства Ключевые слова: История христианства. Основные понятия Консистория - см. Духовная консистория См.также: АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВЕРНЫЕ те из христиан, кто уже принял Крещение (в противоположность оглашаемым) ВЛАДЫКА властитель, верховный правитель, государь; в церковном словоупотреблении обозначает священнослужителя ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
— Но ведь экуменизм смысле возник — Именно. позапрошлого столетия некоторые миссионеров стали называть по-английски ecumenical, т. е. всемирными. состоялась весьма внушительная Всемирная миссионерская конференция участники призвали Церкви сотрудничать Они обратили внимание что только треть планеты именуют себя христианами. Стремление охватить проповедью Евангелия всю вселенную получило после этой конференции название «экуменическое говоря, никакого экуменизма как учения, вероучения, говорить только христианской миссии, проповеди Евангелия. уж случилось, что появилось «изм», которым всех пугают как ересью. Важно двухтысячелетней истории христианства. Сложились различные традиции жизни христианских богословские школы, различные конфессии. Эти различия могут быть мы помним атеистов других религий, естественно осознать необходимость единого фронта, сплоченности учеников Христа христианской миссии. особых психологических качеств: открытости, доверия, смирения, осторожности суждений, мудрости и, дара любви. Приходится признать тот факт, что мы темпераменту, уровню интеллекта, мы относимся типам, почему признать наличие противостояния либералов творческих личностей ЧТО ПОЛЕЗНО быть противостоянием внутри одной Православной Церкви? «конфликт» между фундаменталистами происходит того, что такое деле традиция? — Я только что упомянул оппозицию либералов творчески конфликт двух установок, различных конфликт вероучительных позиций, убеждений, отношений системам. Пожалуй, действительно можно подойти через Фундаментализм претендует основам, полагая, форм, правил, «буквы» гарантирует эту верность. Его представители, считают себя традиционалистами, полагая, что это Однако слово «традиция», как слово динамическое явление, процесс передачи культуры. Это процесс, богочеловеческий плодов предыдущей эпохи их эпохой наступившей. традиции. Основная развилка, эти два типа, — это отношение Убеждение что Церкви нельзя изменений — позиция фундаменталистов, характерна для тех, кто допускает изменения собой разумеющимися, поскольку это ответственность со-работника образа Божия, человек сотворен, призванного Неизменны Священное Писание, догматы, для изменения быть обновляемы язык, мелодии, одежды, обряды, административное устройство все элементы церковной культуры, конкретными условиями взаимодействия церковной общины пребывает. |
В состав Греции входит небольшая автономия, которую иногда именуют «монашеской республикой». Речь идет о полуострове, также называемом Святой Горой Афон. Что это за территориальное образование? В чем его уникальность? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний — митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви. — Владыко, Вам неоднократно приходилось бывать на Афоне. В какой части Греции он находится и какова его протяженность? — Это крайняя восточная оконечность полуострова Халкидики на территории современной Греции. Протяженность Афонского полуострова с северо-запада на юго-восток — около 60 км, ширина — от 7 до 19 км. На юго-восточной окраине возвышается Гора Афон, высота которой — более 2000 метров. С основной частью Халкидики полуостров соединен узким перешейком, который отделяет Афон от остальной части Греции. Здесь расположено 20 монастырей: в них живут православные монахи разных национальностей. Также могут существовать скиты, келии или другие более мелкие монашеские учреждения. Афон имеет уникальный статус. После того как в 1912 г. он вошел в состав современного греческого государства, была выработана «Уставная хартия»: она утверждена в 1926 г. и действует до сих пор. В этом документе подробно описано административное устройство полуострова. Его особый статус закреплен в специальной статье Конституции Греции. — Кто управляет полуостровом? — На Афоне сосуществуют две администрации: гражданская и монастырская. Гражданское управление осуществляет губернатор, подчиняющийся Министерству иностранных дел Греции. Он назначается, как правило, из числа профессоров богословского факультета Фессалоникийского университета. В его ведении находятся полиция, отдел регистрации иностранных граждан и таможня. Что же касается монастырского управления, то оно строится на принципах соборности. Здесь нет единоличного правителя, власть которого возвышалась бы над всеми монахами. Все органы управления предполагают равное участие в них всех монастырей. Поэтому Афон и называют «монашеской республикой». Высший орган — собрание настоятелей всех 20 афонских монастырей, которые собираются дважды в год. Исполнительная власть принадлежит Священному Киноту (Протату) — это постоянно действующий орган, в который входят представители всех афонских монастырей. Высшие административные органы Афона располагаются в поселке Карея в самом центре Святой Горы. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ предыдущая статья Т. 1 , С. 303-307 опубликовано: 22 апреля 2008г. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Вселенская Церковь в первые 2 столетия состояла из общин, возглавляемых епископами . Образование поместных Церквей, объединяющих неск. епископий и возглавляемых первыми епископами, относится к эпохе не ранее III в. Исторически первой формой объединения неск. епископий в одну поместную Церковь явились Церкви провинций (греч. Римской империи. Первый епископ Церкви отдельной провинции носил титул митрополита . Митрополиты были епископами первенствующих, столичных городов провинции, такой город именовался «город-мать» (греч. отсюда и «митрополит»). Под председательством митрополитов проходили епископские Соборы. В 34-м Апостольском правиле, к-рое гласит: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу...» - по сути дела подразумеваются митрополиты. В названии многих провинций воспроизводилось имя народа, населявшего провинцию до ее завоевания Римом и потом в большинстве случаев ассимилированного, напр. Галатия , Фригия , Лидия . Иоанн Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии». 9-е прав. Антиох. Собора , содержательно почти идентичное 34-му Апостольскому, вместо первого епископа говорит уже о епископе митрополии. Поскольку на территории митрополии, или «епархии», находилось неск. епископий (епархий - в нашем понимании), то значение греч. слова «епархия» соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, митрополичьему округу (в наст. время такие округа существуют в Румынской Церкви ). В пределах Римской империи в IV в. существовало не менее 200 провинций и, следов., примерно столько же митрополичьих округов, по сути дела автокефальных поместных Церквей. Своеобразие устройства Африканской (Карфагенской) Церкви заключалось в том, что в ее провинциях, митрополичьих округах, первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии . |
делением империи (см. ст. Византия ). В кон. IV в. митрополии были объединены в более крупные церковные области, первых епископов к-рых стали называть экзархами, но чаще архиепископами, поместные Церкви, возглавляемые ими,- экзархатами или «великими областями». Процесс укрупнения поместных Церквей на этой стадии не закончился, экзархаты оказались неустойчивыми образованиями. Исключительное положение К-поля привело к его церковному возвышению (см. ст. Административное устройство православной Церкви ). Ко времени IV Вселенского Собора окончательно сложился диптих (список) Церквей, включавший Римскую, К-польскую, Александрийскую, Антиохийскую, Иерусалимскую Церкви. В таком порядке 5 первых престолов перечислены в 36-м прав. Трулльского Собора. Предстоятели этих Церквей со временем стали титуловаться патриархами (см. в ст. Вселенский VI Собор , разд. «Трулльский Собор»). Права патриархов, согласно канонам, в главном аналогичны правам автокефальных митрополитов, но круг их более широкий. В визант. эпоху и потом, пока существовали внутри Патриархатов области, возглавляемые митрополитами, в юрисдикции к-рых находились правящие епископы,- а такие митрополиты сохранились в наст. время только в Румынской Православной Церкви, где они возглавляют митрополичьи округа ,- патриархам принадлежало право утверждать митрополитов, избранных провинциальными Соборами, и рукополагать их. В отличие от митрополитов патриархи имеют право ставропигии , т. е., посылая свой патриарший крест при основании храма или мон-ря, они могут изъять этот храм или мон-рь из юрисдикции местного епископа. По толкованию Феодора Вальсамона на Ап. 31, право ставропигии, не упомянутое в канонах, покоится на «долговременном церковном неписаном обычае, который с незапамятных времен и поныне имеет в Церкви силу правил». |
Олега Обышко, 2006). Относительно отношения РПЦЗ к церкви в России см. Андрей Псарев, «Стремясь к единству: экклезиология РПЦЗ в отношении Московского Патриархата (1927–2007 гг.)», Greek Orthodox Theological Review 52 , 1-4 (2007). С. 121-43; Андрей Кострюков, Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью (М., Изд-во ПСТГУ, 2011); и Русская Зарубежная Церковь в 1939-1964 гг. Административное устройство и отношение с Церковью в Отечестве (М., Изд-во ПСТГУ, 2015). В РПЦ ситуация была другая. Митрополит Евлогий представлял русскую церковь на подготовительной конференции движения «Жизнь и деятельность» в Женеве в августе 1920 года. В 1927 году митрополит Евлогий и протоиерей Сергей Булгаков участвовали в конференции движения «Вера и порядок» в Лозанне. Рассказ митрополита Евлогия об этом см. в Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского) (М., «Московский рабочий», 1994. С. 537-538). О конференции в Оксфорде, см. Грэм Смит [Graeme Smith], Oxford 1937: The Universal Christian Council for Life and Work Conference (New York: Peter Lang, 2004). О конференции в Эдинбурге см. The Edinburgh Conference on Faith and Order: Report of the Committee Appointed by the Archbishops of Canterbury and York (London: Press and Publication Board of the Church Assembly, 1939). Стоит отметить эволюцию взглядов наиболее заметного представителя «охранительной» позиции на Соборе 1938 года. На Первом Всезарубежном соборе в Сремских Карловцах в 1921 году в докладе миссионерского отдела, который возглавлял епископ Лубенский Серафим (Соболев), была так разъяснена задача православной миссии за границей: «Выявление пред духовным взором инославного и иноверного населения заграницы немерцающего света Православия, чистоты и истины его догматов и величавой красоты его обрядов». |
Что надо знать о православном церковном этикете. Иеромонах Аристарх (Лоханов). [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте Православное чтение : Zavet.Ru ] ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ЦЕРКОВНОМ ЭТИКЕТЕ Иеромонах Аристарх (Лоханов) [ к оглавлению ] В МОНАСТЫРЕ любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил. Духовно-административное устройство монастыря монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией. необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников. место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований). |
04 июня 2022 г. Сети богословия Тема недели: Паломничество: смысл, история, современность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Борьба местоблюстителя митрополита Стефана Яворского за сохранение института патриаршества в контексте полемики о власти во Вселенской Церкви В статье предлагается исторический анализ периода упразднения патриаршества в Русской Православной Церкви; особое внимание уделяется стараниям иерархов удержать Церковь от поглощения государственной машиной. Статья Институт патриаршества, окончательно сформировавшийся в эпоху Вселенских соборов, определил административное устройство Православной Церкви на многие века вперед. Столетия церковной истории испытали его «на прочность», и многие факты позволяют оценить значение и ценность патриаршества. Богословие и история помогают нам понять, как же на практике сосуществуют два, казалось бы, противоположных феномена — единоначалие и соборность. Однако для Русской Православной Церкви этот вопрос особенно актуален — только в ее истории произошел уникальный прецедент замены патриаршества на синодальное правление, длившееся два века. Множество свидетельств сохранили драматизм судьбоносного Собора 1917-1918 гг., восстановившего власть патриарха, но не следует забывать и о трагических событиях, повлекших ее упразднение. Эпоха церковных реформ Петра I, не в последнюю очередь благодаря своей противоречивости, получила значительное освещение в исторических исследованиях XIX и XX веков. Возможно, главным проявлением этой неоднозначности стало упразднение патриаршества после смерти патриарха Адриана 16 октября 1700 года и учреждение в 1721 году Духовной Коллегии, вошедшей в историю как Святейший Правительствующий Синод. Ученые и богословы по-разному оценивали как принцип синодального правления, так и саму синодальную эпоху, однако все они признают определяющее значение принципа верховной административной власти в Церкви для традиции в широком смысле этого слова. Оказалось, что патриаршество явилось краеугольным камнем, на который опираются решения многих важнейших вопросов церковной жизни. Эти вопросы суть следующие: первенство во Вселенской Церкви (как оно тогда воспринималось в России), значение института патриаршества, соотношение единоначалия и соборности, церковно-государственные отношения. Выявить связи между этими явлениями на примере событий в России в начале XVIII века является главной задачей этого краткого очерка. |
Думать над тем, как лучше устроить церковно-административное единство православных в США, должны не только члены нашего комитета, но и все епископы, священники и миряне в Америке. Нужно чаще вместе служить, встречаться и обсуждать общие проблемы, вместе выступать за наши традиционные православные ценности и отстаивать их в современном мире. Такое узнавание друг друга, постоянное движение навстречу друг другу приведет к тому, что и административно мы будем действовать как единая Православная Церковь в США. — Какими принципами, по Вашему мнению, необходимо руководствоваться при создании административного единства Церкви? — Прежде всего, мы должны следовать принципам православной экклезиологии, уважать местные традиции и культурные особенности всех православных в Америке. Прежде чем говорить о географической организации православных в США, моделях административного устройства и, тем более, о назначении или перемещении епископов, нужно присмотреться и понять, как организовано административное устройство православных в других странах. А уже проанализировав разные модели церковного устройства, взять наиболее подходящее за образцы административного устройства единой Православной Церкви в США. — Насколько я принимаю, административно единая Американская Церковь должна быть признана автокефальной, не так ли? — Я считаю, что это должно быть нашей конечной целью. Было бы пустой тратой времени и сил думать об ином окончательном решении американской ситуации. — На сегодняшний день уже представлены различные мнения и даже модели единой Православной Церкви в США. Какие из них кажутся Вам наиболее функциональными и более близки Вашему пониманию вопроса? — Думаю, что сейчас еще слишком рано говорить о воплощении какой-либо из предложенных моделей. На мой взгляд, говоря о Православной Церкви в США, мы должны иметь ввиду создание единой Церкви, состоящей из нескольких митрополий (церковных провинций), в состав каждой из которых входило бы несколько епархий во главе с правящим архиереем. Все епископы будут входить в Священный Синод Поместной Православной Церкви в США. В компетенции Священного Синода будет право осуществлять надзор за организацией и деятельностью всех православных в стране. |
Сортировать по Исключить новости Дмитрий Ребров Выпускник гуманитарного факультета (специальность теология) ТулГУ. Корреспондент журнала «Нескучный сад», сайта Милосердие.Ру. Интересы: социальная тематика, религия, христианство. Что значит поссориться с Богом? Поэтому и пришлось рубить на каменных скрижалях «не убей», «не укради». Для кого были созданы заповеди? Для духовных мертвецов, таких, как мы с вами Рублевскую «Троицу» не привезут в Лавру? В редакцию журнала «Нескучный сад» пришел вопрос: «Привезут все-таки рублевскую «Троицу» в Троице-Сергиеву Лавру на праздник, как это собирались сделать ранее или нет?» За ответом мы обратились в Отдел древнерусского искусства Третьяковской Галереи, где хранится «Троица» и пресс-службу Русской Православной Церкви Вечно юная и вечно древняя. Как меняется Церковь? Административное устройство, формы богослужения, язык, богословская терминология -- если бы христианин третьего века чудом попал в наше время, он вряд ли бы узнал Православную Церковь. Епископы носят царские митры, высятся крестово-купольные храмы. Незнакомый богослужебный устав, епархии размером в несколько Греций, церковные награды, синоды, отделы и епархиальные комиссии. Причем если кто-то и говорит о реформах, его слова вызывают отпор! Как же Церковь умудряется меняться? Апостолы краснокожих Гватемала -- маленькая страна в сердце Центральной Америки, граничащая с Мексикой и Гондурасом. Здесь, за тысячи километров от Старого Света, возник очаг православия. Под омофором Антиохийского Патриарха православные монахини воспитывают более сотни индейских сирот Свет в конце тупика Дом ребенка -- детский дом -- психоневрологический интернат -- кладбище… Такова обычная биография человека с задержкой физического или умственного развития в России. До сих пор некоторые специалисты считают, что интегрировать тяжелых инвалидов в общество невозможно. Потому их лучше не развивать вовсе: чем меньше они чувствуют и понимают, тем меньше страдают. Хотя во всем цивилизованном мире уже давно придерживаются другой точки зрения. В поисках решения этой чрезвычайно тяжелой социальной проблемы корреспонденты «НС» поехали в один из лучших московских интернатов для умственно отсталых детей -- 8 Что значит быть святым? Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости». Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, просто святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит -- быть святым? На наши вопросы ответил профессор МДА, известный апологет и богослов Алексей ОСИПОВ Давайте дружить! 2003—2022. Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Републикация материалов сайта в печатных изданиях возможна только разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может редакции. |
|