001     002    003    004
Константине, который превратил «почитаемую пещеру в сверкающее украшение». Так возникла 1-я Кувуклия , состоявшая из 2 частей: 4-колонного портика на подиуме под 2-скатной кровлей и округло или многогранно отесанной скалы, облицованной мрамором, с 5 приставными ордерными колоннами. Верх был надстроен монолитным шатром и увенчан крестом. Вся композиция помещалась в центре гигантской ротонды, строительство которой завершилось к сер. IV в. Перекрытие ротонды пострадало при пожарах в 614 и 966 гг., а также при землетрясении в нач. IX в. Кувуклия была полностью разрушена в 1009 г. Облик раннего оформления Гроба Господня донесли описания паломников и многочисленные изображения на евлогиях сиро-палестинского происхождения, встречаемые на широком круге изделий. Первоначальное оформление Гроба Господня во многом повлияло на христ. иконографию и архитектуру, его продолжали воспроизводить и после того, как Кувуклия этого периода перестала существовать. 1009–1555 гг. В 1009 г. фатимидский халиф аль-Хаким приказал разрушить храм Воскресения Христова . Значительная часть храма была разобрана и более не восстанавливалась, особенно пострадал Гроб Господень. Однако полностью снести Гроб Господень не удалось. Внешняя стена ротонды Воскресения Христова устояла до внутренних и внешних карнизов почти по всему кольцу, а кладка перекрытий, обрушившись в храм, сохранила нижние части его стен и Гроб Господень. (особенно зап. половину и погребальную скамью). Бенедиктинский хронист Радульф Глабер (XI в.) сообщает, что подручные аль-Хакима применяли железные молоты, но не смогли разломать гробницу; хронист Адемар Шабанский (нач. XI в.) приводит свидетельство Рауля де Куэ, еп. Перигё, который вернулся из паломничества в 1010 г.: «Когда они убедились, что никаким образом не могут разрушить гробницу до основания, они попробовали устроить большой костер, но она, подобно адаманту, не покачнулась и осталась нетронутой».

https://drevo-info.ru/articles/12681.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕМАР ШАБАНСКИЙ предыдущая статья Т. 1 , С. 298 опубликовано: 16 апреля 2008г. АДЕМАР ШАБАНСКИЙ [лат. Ademarus Cabannensis] (ок. 988-1034, Иерусалим), средневек. западноевроп. хронист. Происходил из рода аквитанских землевладельцев; учился в школе при аббатстве св. Марциала в Лиможе. С 1010 г.- пресвитер и монах мон-ря Сен-Сибар в Ангулеме (Юго-Зап. Франция). А. Ш. был плодовитым церковным писателем (автором проповедей, гимнов и др.), но известность ему доставило сочинение по истории франков («Хроника»), пользовавшееся большой популярностью прежде всего в его родной Аквитании. Труд А. Ш. имеет значение для предыстории христианизации Руси, т. к. содержит экскурс о деятельности здесь лат. миссионеров, к-рую есть основания относить ко времени киевского кн. Ярополка Святославича . Долгое время этот отрывок считался интерполяцией XII в., но совр. исследователи (K. F. Werner ) склоняются к мнению об авторстве А. Ш. Соч.: Ademari Cabannensis Historia Francorum / Ed. G. Waitz // MGH, S. Hannover, 1841. T. 4; Ad mar de Chabannes. Chronique / Ed. J. Chavanon. P., 1897; Repertorium fontium historiae medii aevi. R., 1967. T. 2. P. 124-126 [библиогр.]. Лит.: Werner K. F. von Chabannes und die Historia pontificum et comitum Engolismensium // Deutsches Archiv Erforschung des Mittelalters. 1963. Jg. 19. S. 297-326; Назаренко А. В. Накануне Крещения: Ярополк Святославич и Оттон II (70-е гг. Х в.) // Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2000. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем

http://pravenc.ru/text/63526.html

Значительная часть храма была разобрана и более не восстанавливалась, особенно пострадал Г. Г. Однако полностью снести Г. Г. не удалось. Внешняя стена ротонды Воскресения Христова устояла до внутренних и внешних карнизов почти по всему кольцу, а кладка перекрытий, обрушившись в храм, сохранила нижние части его стен и Г. Г. (особенно зап. половину и погребальную скамью). Бенедиктинский хронист Радульф Глабер (XI в.) сообщает, что подручные аль-Хакима применяли железные молоты, но не смогли разломать гробницу; хронист Адемар Шабанский (нач. XI в.) приводит свидетельство Рауля де Куэ, еп. Перигё, к-рый вернулся из паломничества в 1010 г.: «Когда они убедились, что никаким образом не могут разрушить гробницу до основания, они попробовали устроить большой костер, но она, подобно адаманту, не покачнулась и осталась нетронутой». Часовня Гроба Господня в визант. период. Реконструкция Часовня Гроба Господня в визант. период. Реконструкция Голгофу и Г. Г. восстановили, и сразу возобновились посещения паломников: от периода с 940 по 1009 г. сохранилось 48 лит. памятников - хождений, описывающих св. места Иерусалима; заметного перерыва в хождениях не произошло в 1009-1010 гг.; паломники появлялись у Г. Г. в 1012 г. (ирл. св. Коломан), в периоды до 1019 г. (Адальгерий) и до 1022 г. (Жирод). Число и статус паломников, их щедрые пожертвования (до сотен золотых фунтов) предполагают, что комплекс Г. Г. уже в нач. 10-х гг. XI в. привели в порядок; через 18 лет (или ранее) вновь начались службы Пасхальной недели, включая литанию Св. Огня. Новое архитектурное оформление Г. Г. заняло почти столетие. Оно началось в 1012 г. по инициативе бедуинского эмира Муфарриджа ибн аль-Джарра; с 1014 по 1023/24 г. работы шли под рук.

http://pravenc.ru/text/168157.html

XI в. ( Титмар Мерзебургский , Адемар Шабанский , Житие блж. Ромуальда, написанное Петром Дамиани ), позволяют думать, что эта традиция приписывала А. определенную роль в обращении мужа. Во всяком случае и сама А., и пришедшие с нею «попы цесаричины» внесли вклад в первоначальную организацию церковной жизни в Киеве и на Руси вообще; источники говорят об участии А. в строительстве христ. храмов (Яхья) и церковно-законодательной деятельности мужа (Устав кн. Владимира). Но в целом о судьбе А. на Руси практически ничего не известно. У А. не было муж. потомства, хотя историки время от времени и пытались причислить к нему святых Бориса и Глеба вопреки прямым указаниям как летописи, так и «Сказания о святых Борисе и Глебе», что братья-страстотерпцы были «от болгарыне». А. была похоронена в Десятинной ц., и ее саркофаг, по свидетельствам очевидцев (Титмар Мерзебургский), стоял рядом с саркофагом св. Владимира «посреди храма» (in medio templi). Ист.: Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 23-24. (ЗИАН; Т. 14. Прил. 1); Ioannis Scylitzae synopsis historiarum / Rec. I. Thurn. Berolini et Novi Eboraci, 1973. P. 254, 336; ПСРЛ. Л., 1926-19282. Т. 1. Стб. 109-116, 129; СПб., 19082. Т. 2. Стб. 95-101, 114; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier / Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. Kap. VII. 72, 74. S. 486, 488; Древнерусские княжеские уставы XI-XIV вв. / Изд. Я. Н. Щапов. М., 1976; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 135-136, 140-141, 163-165, коммент. 46-47. Лит.: Poppe D. , Poppe А. о // Cultus et cognitio: Studia z kultury.

http://pravenc.ru/text/115590.html

Annales de gestis Caroli magni imperatoris // MGH. Poet. T. 4. P. 1-71) образ императора имеет уже легендарный, а не исторический характер. Во 2-й пол. XI в. образ К. В. приобретает черты идеального христ. государя, воина, противостоящего мусульманам (как, напр., в «Песни о Роланде»). В XI-XII вв. складывается миф о посещении К. В. Иерусалима. Адемар Шабанский писал о франк. императоре как о покровителе христиан Палестины ( Callahan D. F. Charlemagne, and the Destruction of the Church of Holy Sepulcher in Jerusalem in the Writings of Ademar of Chabannes // The Legend of Charlemagne in the Middle Ages. 2008. P. 41-57). В поэме 1-й пол. XII в. «Паломничество Карла Великого» (Le voyage de Charlemagne et Constantinople / P. Aebischer. Gen., 1965) повествуется о поездке императора и его 12 паладинов в Иерусалим и К-поль. Этому же посвящен трактат кон. XI в. «Описание того, как Карл Великий привез из Константинополя гвоздь и венец Христа» (Descriptio qualiter Karolus Magnus clavum et coronam Domini a Constantinopoli Aquis Grant detulerit // Rauschen G. Die Legende Karls des Grossen im 11. und 12. Jh. Lpz., 1890. S. 45-66). Легенда о т. н. крестовом походе К. В. в Иерусалим и К-поль нашла отражение в изобразительном цикле витражей собора Нотр-Дам в Шартре (нач. XIII в.) и в декоре ахенской раки К. В. (1215). Связь с Иерусалимом и обозначение испан. походов против мавров как крестовых способствовали формированию образа К. В.- покровителя крестоносного движения. В средневек. европ. лит-ре К. В. описывался как великий законодатель. В «Императорской хронике», написанной в XII в. в Регенсбурге, К. В. представлен справедливым правителем, уделявшим особое внимание составлению и исполнению законов.

http://pravenc.ru/text/1681075.html

монахи подверглись допросу, на к-ром они заявили, что следуют обычаям Римской Церкви. Об этом монахи сообщили Л., подчеркнув, что Символ веры с Filioque использовался при дворе Карла Великого (MGH. Epp. T. 5. P. 64-65). Из др. письма, отправленного Л. Карлу Великому в 809 г., известно, что понтифик получил послания не только от лат. монахов, но и от Иерусалимского патриарха Фомы, посвященное тому же вопросу (MGH. Epp. T. 5. P. 66-67). Однако подлинность этих посланий была поставлена под сомнение. Оба текста были изданы в 1715 г. Э. Балюзом по единственной рукописи (Berolin. Phillipps. 1664, 1-я пол. XI в.; в наст. время окончание ркп., где находились эти тексты, утрачено). Автором подделки несомненно является Адемар Шабанский, чьи сочинения также находятся в этом кодексе (см.: Callahan. 1992). Однако сам факт конфликта вокруг Символа веры нашел отражение в греч. Житии Михаила Синкелла. В нем утверждается, что Л. обратился к Иерусалимскому патриарху с просьбой помочь ему в борьбе с «нечестивыми» франк. священниками и монахами, к-рые сделали вставку в Символ веры. На Соборе, к-рый созвал патриарх, было решено послать в Рим Михаила Синкелла (Vita Michaelis Syncelli. 6 // The Life of Michael the Synkellos / Ed. M. Cunningham. Belfast, 1991. P. 54-59). Однако его посольство, видимо, не состоялось из-за нового витка иконоборческих споров. Если даже конфликт первоначально имел место на Востоке, дальнейшее и хорошо задокументированное его развитие происходило на Западе. В 809 г. по повелению Карла Великого в Ахене состоялся Собор, на к-ром ведущие франк. богословы представили доводы в пользу Filioque, собрав множество свидетельств из сочинений св. отцов (Das Konzil von Aachen, 809 / Hrsg.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Жившие здесь хорваты, народ, беспрестанно подвергавшийся жестокому утеснению со стороны своих соседей, занимали всю окрестную страну до исполинских гор и, как выше при описании времен домефодиевых было сказано, имели связи с закарпатскими славянами, которые с незапамятных времен исповедовали христианскую веру. Даже в польском языке видны следы этой тесной связи, только в нем и в наречии жителей Карнтии сохранились до сих пор носовые гласные буквы. В X веке, но словам Константина Багрянородного (гл. 30), хорваты, обитавшие по эту сторону Карпат, имели еще собственного князя (признававшего над собою власть германского императора Оттона I), составляя особенное государство, которого начало и конец нам совершенно неизвестны из истории. Другое владение составлял Краковский округ, 237 о котором, как о независимом от других польских уделов, говорит уже монах Адемар, современник польского князя Мечислава I. 238 С берегов Вислы, повествует Константин Багрянородный (стр. 84), сыновья знаменитейших фамилий являлись в Цареград и проходили там важнейшие должности; из числа их он упоминает о Михаиле Вышевите (Busebuci), который потом владычествовал в Иллирии. Хотя сих жителей берегов Вислы называет Константин Багрянородный некрещеными, а монах Адемар язычниками; однако, как выше объяснено, нельзя заключить по этим выражениям, будто бы они действительно не исповедовали христианской веры. У хорватов, по словам того же Константина Багрянородного, как у своих соседей, христиане искали спасения от насилий мадьяров, разорявших святополково княжество. Краков вместе с своим округом входил в состав мефодиевой епархии, а потом пражского епископства, почти в то же самое время, когда Константин Багрянородный писал свои сказания. В том самом году, то есть 968, когда польский князь Мечислав I принял римско-католического епископа (о чем ниже будет сказано пространнее), Силезия и Лузация присоединены к епархии миснийского епископства, 239 и именно те самые лузацкие и силезские округи, которые некогда находились в границах мефодиева архиепископства.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

Ночью, с западной стороны, огонь показывается на небе и, приведя всех в ужас, падает на турецкий лагерь, причем множество турок оказываются убитыми в своих палатках 185 . Пред началом битвы, епископ Адемарь, держа в правой руке святое копье обращается с краткой речью к крестоносцам, воодушевляя их на предстоящий подвиг. Он напоминает им о многих видениях, в которых Бог уже ясно свидетельствовал свою к ним милость, указывает им на небесное блаженство, ожидающее их в будущем, и, наконец, решительно предсказывает им в предстоящей битве явную божественная помощь. «Ободритесь, – говорит он им, и будьте благоразумны, ибо Господь пошлет легионы святых своих, которые отомстят за вас врагам вашим. Сегодня вы увидите их своими глазами, и когда придут они, не страшитесь их ужасного шума». Битва была тяжёлая. Несмотря на всю храбрость и стойкость христианских воинов, неприятель подавлял их своей многочисленностью. Турки слетелись в великом множестве, как навозные мухи, и сколько их не убивали, их становилось всё более. В это самое время, спускаясь с соседних гор, показалось многочисленное воинство одетых в белое воинов, знаменосцами и предводителями которых были, как говорят, св. Георгий, Маврикий и Димитрий. Епископ Адемар первый увидел это чудесное войско и закричал громким голосом: « О воины, вот идет помощь, которую обещал вам Бог!» 186 . Само собой разумеется, что христиане ободрились, среди турок распространился трепет и ужас, и победа крестоносцев была блестящая. Во время последнего приступа к стенам Иерусалима опять дело не обходится без сверхъестественного содействия. Мусульмане так упорно и искусно защищали свои укрепления, что все усилия осаждающих оказывались тщетными.

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolov/hristia...

II, 515: – – Это, наконец, народ, которого архипастырь именовался митрополитом Руси, нередко бывал в Константинополе и участвовал своими вкладами в византийской церковной литературе (например, Леонтий). Имя Руси, Русских не было, притом, для Византийцев одним из тех унаследованных от классической древности терминов, которые были обязательны для порядочного писателя, и которые, несмотря на свое первоначальное этнографическое значение, продолжали в течение веков прикладываться к известной стране, несмотря на многократную смену населения. Оно означало больше народ, чем страну, а теперь, в XI веке – народ очень хорошо известный. Не тот, кто пришел с севера, из страны, называемой Русью, был Русский, а тот, кто принадлежал к этому известному народу и говори известным языком. Но положим, что Византийцы имели какие-нибудь причины называть в XI веке Скандинавов Русскими. Остается все-таки вопрос, почему современный армянский свидетель говорит, что 6.000 Русских – народ Рузов, крестившийся в 988 году. Остается вопрос, почему Адемар, описывающий современные ему события – на основании известий, полученных, вероятно, от самых участников в южно-итальянских битвах, – употребляет выражение «gens Russorum», племя или народ Русский. Разве он мог не знать настоящего имени Датчан, Шведов и Норвежцев во времена Канута и святого Олафа? Мы предоставляем норманистам доказывать, что в 988 году в Киеве крестилась Русь скандинавская, а не славянская, и что эта Русь в XI столетии была большой народ, хорошо известный и на Западе, и на Востоке, но после как-то затерявшийся. Нас можно упрекнуть в том, что мы ставим вопросы там, где нет никакого вопроса. Скажут, что в настоящее время никто не думает утверждать, будто в XI веке под Русью и Русскими разумелись скандинавские Норманны, и что опровергать такое мнение значит воевать с призраками.

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasilevskij/var...

Да благоволят ученые решить этот спор и признать, мое ли или его мнение правильно. 8. История Войцаха Повествование о первобытной христианской церкви в Польше тесно соединяется с жизнью Войцеха, и потому скажем о нем несколько слов, пополняя то, что, по сему предмету, сообщили нам Фойхш 511 и г. Палацкий. 512 Раз только Войцех посетил Венгрию. Но, бодрствуя над успешным окончанием начатого им дела, он ревностно сносился с венгерским двором, касательно введенного там римско-католического вероисповедания часто отправлял туда своих посланников и, приставивши к венгерскому князю любимого своего священника Радло, 513 в роде стража, крепко заботился, чтобы сей князь остался верным Риму. Этот ученейший своего времени муж, которого отец и все семейство, живя на пограничье Силезии, очень были расположены к полякам, казался германцам самым удобным орудием к обращению Польши в римско-католическую веру. Адемар 514 намекает на то, говоря, что германский император, проживавшему у него Войцеху, представил необходимость отправиться к язычникам для проповеди слова божия, и что сей муж, нисколько не колеблясь, отправился в Польшу, где существовали до того времени языческие суеверия. Это случилось тогда, когда Войцех вторично возвращался из Рима, с целью, если бы ему не удалось удержаться в Богемии, пойти к языческим народам, для проповеди им божественного откровения. Получивши сведение, что в Венгрии распространение римско-католического вероисповедания идет самым успешным образом, и не видя никакой возможности покорить себе совершенно богемское духовенство и народ, и потом привести здесь в исполнение новые папские постановления, относительно духовной подчиненности, Войцех направил путь свой в Польшу, понимая, что, во время пребывания в сей стране, он более может споспешествовать пользам христианства, нежели враждуя с богемцами.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

  001     002    003    004