De Trinit. 1). Неточность приведенных формулировок Боэция и различные подходы к вопросу об И., встречающиеся в его трактатах, послужили поводом к последующим продолжительным дискуссиям. В модифицированном виде позиция Боэция составила костяк совокупности теорий И., которые Грасия объединяет под общим наименованием «стандартная теория» ( Gracia J. J. E. The Legacy of the Early Middle Ages // Individuation in Scholasticism. 1994. P. 26). Этой теории, имевшей ярко выраженный метафизический характер, придерживались такие теологи раннего средневековья, как Иоанн Скот Эриугена (? 877), Одо , еп. Камбре (XI-XII вв.), Ансельм Кентерберийский (? 1109), Аделард Батский (? после 1146), Вильгельм из Шампо (? 1121/22), Тьерри Шартрский (XII в.), Иоанн Солсберийский (? 1180) и др. Все эти авторы интерпретировали индивидуальность преимущественно через идею различия и считали принципом И. либо акциденции (одну особую или определенный набор), либо совокупность всех свойств и характеристик вещи, включая неакцидентальные, т. е. субстанциальные (Ibidem). Вопрос об И. у этого круга авторов часто сливался с вопросом о различимости индивидов и об их отличии друг от друга, тем самым теряя процессуальное измерение. Серьезным изменениям «стандартная теория» была подвергнута в сочинениях Гильберта Порретанского (? 1154), к-рый, однако, не во всем отошел от ее метафизических принципов. Отказавшись от представлений о том, что И. зависит от набора акциденций, Гильберт разработал оригинальное учение, согласно которому каждая вещь обладает уникальным набором свойств, образующих ее единичное «полное качество», или «полную форму». Именно единичность совокупности свойств вещи и задает ее индивидуальность. Начало новому этапу споров об И. на лат.

http://pravenc.ru/text/389565.html

ЛИРА НИКОЛАЙ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИРА НИКОЛАЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 41 , С. 123 опубликовано: 6 июля 2020г. ЛИРА НИКОЛАЙ - см. Николай де Лира . Рубрики: Католические богословы Ключевые слова: Богословы католические Лира Николай - см. Николай де Лира См.также: АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик АДЕЛАРД БАТСКИЙ (ок.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения АЙЛЕРАН МУДРЫЙ 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.) АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (1125 или 1130 – 1203), западноевр. средневек. поэт и богослов, цистерцианец Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2110546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕЛАРД БАТСКИЙ предыдущая статья Т. 1 , С. 297 опубликовано: 15 апреля 2008г. АДЕЛАРД БАТСКИЙ [лат. Athelardus Bathensis] (ок. 1070 - после 1146), средневек. философ и богослов англ. происхождения. Прошел курс свободных искусств ( artes liberales ) в школах Нормандии, Тура, Лана (Франция); известность и авторитет получил благодаря знанию «арабских наук», с к-рыми познакомился во время пребывания в Салерно (Юж. Италия), на Сицилии и в Антиохии (Сирия). Именно это побудило его добиваться введения античной натурфилософии с араб. комментариями в европ. систему образования. А. Б. оказал большое влияние на труды Шартрской школы , а также на лит. деятельность Германа Каринтийского, Роберта Честерского, Даниила Морли, переводивших в XII в. с араб. на лат. сочинения античных авторов. Творчество А. Б. представляет собой одну из ранних попыток сочетания богословия и натурфилософии в решении вопроса об универсалиях . В его сочинениях «Questiones naturales» (Вопрошания о природе) и «De eodem et diverso» (О том же самом и об ином) опыт и умозрение выступают в качестве 2 равнозначных взаимодополняющих методов. Разум ставится выше авторитетов. А. Б. перевел на лат. неск. математических и астрономических трактатов, таблицы аль- Хорезми , «Начала» Евклида , оставил собственное сочинение об астролябии. Соч.: Willner H. Des Adelard von Bath Traktat «De eodem et diverso». 1903. Лит.: Haskins Ch. H. Studies in the History of Medieval Science. Camb., 1924; Thorndike L. A history of Magic and Experimental Science. N. Y., 1958. Vol. 2. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской

http://pravenc.ru/text/63500.html

М., 2011. Т. 2. Кн. 1. С. 78-80; Mandosio J.-M. Le De magia naturali de Jacques d Magie, alchimie et cabale // Les muses Kabbale, alchimie et la Renaissance: Actes de la en hommage F. Secret, 18 oct. 2005. Gen., 2013. P. 37-79; Oosterhoff R. J. «Idiotae», Mathematics, and Artisans: The Untutored Mind and the Discovery of Nature in the Fabrist Circle // Intellectual History Review. 2014. Vol. 24. N 3. P. 301-319; idem. Jacques d // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2015. [Электр. ресурс: plato.stanford.edu/entries/lefevre-etaples/]. Д. В. Смирнов Рубрики: История богословия. Персоналии богословов (см. также Патрология ) История зарубежной философии. Персоналии Деятели Римско-католической Церкви История толкования Священного Писания (по периодам). Реформация и протестантская Ортодоксия Ключевые слова: Переводчики Богословы католические Деятели Римско-католической Церкви Философы французские Экзегеты католические Лефевр Д Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан 1536), католический философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель французского позднеренессансного гумманизма См.также: АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик АДЕЛАРД БАТСКИЙ (ок.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения АЙЛЕРАН МУДРЫЙ 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.) АЛЬЦОГ Иоганн Баптист (1808-1878), нем. католич. теолог и историк Церкви АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ (ок.1050-1117), католич. богослов и экзегет, возглавл. Ланскую школу схоластики АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

В каком-бы дурном виде ни представлялись королевой эти конференции, во всяком случае. он, архиепископ, а также епископы: Лондонский, Винчестерский, Батский, Лнчфильдский, Глочестерский, Линкольнский, Чичестерский, Экзетерский и Ст. Давидский, убеждены в их полезности. Вследствие этих именно конференций, священики становятся более сведущими в Священном Писании и способными назидать свою паству; они отвращаются от праздности и бесполезных развлечений; подозреваемые в неправомыслии изобличаются и возвращаются на путь истинный; слабейшие силою соревнования побуждаются к усиленному труду; миряне лишаются повода упрекать духовенство в праздности; создается духовенство ученое, самый опасный враг заблуждениям папизма. Еще недавно не находилось более трёх человек, способных проповедовать при кресте св. Павла, а теперь. их уже до тридцати. Если-же и бывают злоупотребления на конференциях, то частные случаи, конечно. не причина, чтобы уничтожать самое учреждение. В виду всего этого, архиепископ с полным смирением, но решительно заявляет, что совесть не дозволяет ему исполнить волю королевы, что он не может согласиться на уничтожение конференций, считая это оскорблением Богу и памятуя слова апостола, что власть «даде нам Господь в создание, а не на разорение» «ничтоже бо можем на истину, но по истине». (2кор. X. 8; XIII, 8) Послание свое архиепископ заключает просьбою к королеве, чтобы она не простирала слишком далеко свою власть в дела церковные; но вопросы вероучения и дисциплины предоставляла ведению епископов и богословов, подобно тому как вопросы права она решает не сама, но передает к рассмотрению своих судей, подражая в этом случае благочестивым христианским императорам, начиная с Константина Великого . Если-же ей приходится касаться и дел церковных, то при этом пусть она соблюдает гораздо большую осмотрительность, чем при решении обычных дел государственного управления.

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolov/tserkov...

Многолетняя богословская, проповедническая, литературная, пастырская, социальная деятельность и героизм англо-католиков на фронтах принесли свои плоды. После войны англо-католики – это уже не оппозиционное меньшинство, которому надо думать только о выживании. Отныне они будут занимать все более прочное положение в Церкви. «До Первой Мировой войны ни один из тех, кого называли ритуалистами, не вошел в число епископата. Но начиная с 1920 г. существовала явная тенденция назначить епископами нескольких англо-католиков» . В период с 1920 по 1950 гг. в Англии епархиальными епископами стали англо-католики Майкл Фёрс Сент-Олбанский (1920), Уолтер Фрир Трурский (1923), Альфред Э. Дж. Роулинсон Дербийский (1936), Кеннет Кёрк Оксфордский (1937), Френсис Андерхилл Батский и Уэльский (1937), Эдуард Уинн Илийский (1941), Ноуэл Хадсон Ньюкаслский (1941), Джон Уанд Батский и Уэльский (1943), Роберт Мортимер Эксетерский (1949). Кроме того, определенное число епископов, прямо не причислявших себя к англо-католикам, были близки к традициям Высокой Церкви или по меньшей мере не сочувствовали В межвоенные десятилетия процесс быстрого подъема Высокой Церкви нашел отражение в проведении англо-католиками нескольких крупных мероприятий – конгрессов. Первоначально идею провести национальное собрание представителей кафолической традиции высказал простой приходской священник Ч.Р. Дикин, а главным организатором выступил также приходской священник Маркус Атли, оба из Лондона. Первый конгресс состоялся в столице Англии в 1920 г.; все последующие встречи также проходили в Лондоне. На его открытии Атли, бывший председателем исполкома собрания, заявил: «Цель конгресса – показать миру, что кафолическая позиция и есть истинное и настоящее понимание сути английской религии, и объяснить, что английские католики не желают, чтобы их подталкивали ни в сторону Рима, ни в раскол.

http://bogoslov.ru/article/6021690

Аделард был известен множеством прихваченных в разное время по ошибке чужих зонтов. «Для Доры Сумникс - в память о долгой переписке с любовью от Бильбо» - на вместительной корзине для бумаг. Дора приходилась сестрой Дрого и была старейшей родственницей Бильбо и Фродо. В свои девяносто девять она имела только одну страсть - писать пространные письма, начиняя их добрыми советами. «Милу Кротту - вдруг да понадобится - от Б. С.» - на золотом пере с чернильницей. Мил сроду не ответил ни на одно письмо. «Ангелике на пользу от дядюшки Бильбо» - на хорошеньком зеркальце. Она была младшей из Сумниксов и день-деньской могла разглядывать в зеркале свою миленькую мордашку. «Для коллекции Хуго Помочь-Лямкинсу от пожертвователя» - на пустой книжной полке. Хьюго обожал брать книги, но отдавал только в крайнем случае. «Лобелии Дерикуль-Сумникс в подарок» - на коробке с серебряными ложками. Бильбо не без основания подозревал, что она перетаскала немало ложек из буфета Засумок во время его предыдущего путешествия. И Лобелия знала о его подозрениях. Однако она стойко вынесла оскорбление и унесла ложки. Таких подарков было множество - всех не перечислишь. За долгую жизнь в доме скопилась куча ненужных вещей. Это весьма свойственно и другим хоббитским жилищам, они все почему-то быстро захламляются. Потому-то, давний обычай - дарить подарки на собственный день рождения - так уважают. Подарки, конечно, не всегда новые. Бывает, один-два маттома забытого назначения кочуют по всей округе, переходя из рук в руки, но у Бильбо такого не случалось. Он всегда все дарил по первому разу и хранил полученное от других. Теперь, после памятного дня рождения, усадьба стала выглядеть почище.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69094

В эту первичную эру, жизнь на Земле проявлялась только в, сравнительно, низших формах. Множество моллюсков, которые живут в морях (моря тогда покрывали гораздо большую часть поверхности, чем теперь), каковы: Calymene Blumenbachi, orthoceras regulare, calceola sandolina, Praductus cora, были тогда особые ганоидные рыбы, не похожие на ныне существующие, каковы osteolepis (из девонских отложений); растительность состояла, главным образом, из тайнобрачных (лепидодендроны, сигиллярии, достигавшие высоты 15–29 сажень, офеноптерис, пекоптерис; теперь у нас представителями тайнобрачных служат скромные папоротники, мхи и т. п.); затем были односеменодольные (подобные теперешним пальмам) и голосеменные (теперь к голосеменным принадлежат хвойные смолистые). За этой первичной эрой последовала вторичная. Она обнимает систему триасовую (теснейшим образом примыкает к пермской, некоторые называют ее отложения пикилийской группой пермской системы), юрскую (разделяется на этажи: ретийский, хеттангийский, синемурийский, шармутьенский, тоарскийский, байосийский, батский, калловийский, оксфордский, рауарассийский, секванский, кимериджский, портланский, это – этажи трех подотделов юрской системы масавского, или интрогорского, среднеюрского и верхнеюрского), наконец, эта эра оканчивается системой меловой, которая подразделяется на нижне- и верхнемеловую (этажи: 1) неокомийский, баремийский, антийский, и альбийский; 2) кеноманинский, туронский, сенонийский, данский). В эту эру жизнь вступает в новую высшую фазу развития. Морская жизнь характеризуется развитием аммонитов (моллюски со спиралеобразными раковинами), являются и белемниты (моллюски продолговатой формы строения). На суше являются пресмыкающиеся: хиротериум, оставивший отпечаток своих лап на вечные времена на песчанике, динозавры (пресмыкающиеся, весьма родственные птицам), ихтиозавры, плезиозавры (саврии, крайне длинного строения), археоптерикс (птица с зубами, очень похожая на ящерицу), птеродактилос (летающая ящерица, очень похожая на птицу).

https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagolev/iz-chte...

Несомненно он имел великий дар подхода к душе. Не было ни малейшего упрёка. С великим тактом и осторожностью он поднимал какую бы то ни было тему. Не говорил ничего лишнего, кроме того, что в точности должно было помочь данной душе в определённом случае. (2) Когда мы пели в церкви, то брат который петь не умел, обычно читал Апостол. Однажды в Воскресенье я сам взял книгу и прочитал положенный отрывок. В тот самый момент, когда я начинал читать, меня вдруг пронзила мысль: «Ну, что это! Зачем ты вызвался читать Апостол? Его мог прочитать и Костас, как обычно. Слишком уж ты ретив…». После окончания Литургии мы обычно собирались в одной из комнат пить кофе. С большим почтением и теплотой нас обслуживала сестра старца, Хариклия. Старец заходил ненадолго, а потом шёл исповедовать всех желающих. В тот раз, когда мы уже уходили, он проводил меня до двора и там уже сказал: «Ну, отец Георгий («отец» он произнёс в шутку), сегодня ты был уж слишком ретив, … не дал Костасу прочесть Апостол». На кладезе Иакова Помню одну из последних Литургий, перед тем как Старец совершенно ослеп. Была Неделя о Самарянке и, когда он вышел читать Евангелие (это было ), лицо его светилось и голос изменился. Это его чтение произвело на всех сильнейшее впечатление, тронуло всех. Старец, казалось, отделился от всего земного и, в самом конце, удержался за колонну царских врат, чтобы не упасть. После Литургии мы подошли к нему и сказали: «Старче, какое прекрасное евангельское чтение сегодня было!». Он же, прикрыв глаза и еле заметно улыбнувшись, ответил: «я там был…» Все умилились. Получается, что в момент чтения он был перенесен духом во дни Христа, присутствовал у колодца Иакова и наблюдал за происходящим. Видел Господа и св. Фотинью 22 . Музыкальные предпочтения В Каллисью часто приходили два священника, о. Ириней (ныне митр. Батский), и о. Илья Аунт (ныне митр. Бейрутский), который был родом из Ливана и пел на клиросе по-арабски. Лицо Старца во время службы светилось и источало покой. Он любил всенощные бдения и живо переживал службу. Запомнилось его благоговение и умиление на молитве. Возгласы он произносил естественно: не медленно, и не быстро, не завышал и не понижал голос. Никогда не спешил. Произносил слова всегда чисто и со смирением. Очень любил пение.

https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/p...