Возрождение квадривиума связано с централизованным введением в IX в. учебника Марциана Капеллы в систему школьного, в основном монастырского, образования, а также с влиянием Иоганна Скота Эриугены в школах Лана и Осера. В X-XI вв. A. l. развиваются в монастырских и соборных школах благодаря деятельности Аббона из Флёри, Фульберта Шартрского, Герберта Аурилакского. О высоком уровне преподавания A. l. в Зап. Европе в нач. XII в. свидетельствует сб. «Heptateuchon» - «семиоружие», т. е. 7 дисциплин) Тьерри Шартрского, построенный по принципу хрестоматии, куда вошли 45 основных учебных текстов, в т. ч. новый перевод «Элементов» Евклида , выполненный Аделардом Батским , перевод трудов Птолемея, сделанный Германом Каринтийским. В соч. Гуго Сен-Викторского «Дидаскаликон» (греч. учебное пособие, XII в.,- теоретическое введение к свободным искусствам) они предстают как 1-я часть более широкого образования, заканчивающегося философией и богословием. Аллегория логики. Гравюра. 1509 г. Аллегория логики. Гравюра. 1509 г. В XIII в. в связи с большим количеством переводов, более полным знакомством с наследием Аристотеля и развитием опытного знания повышается роль A. l. в системе образования. В Парижском ун-те преподаватели и студенты A. l. составили фак-т искусств, к-рый стал основой для медицинского, юридического или богословского образования. О значении фак-та искусств свидетельствует тот факт, что именно он избирал ректора ун-та, и в то же время утверждается идея, что, для того чтобы стать настоящим ученым, богословом или медиком, уже недостаточно традиц. курсов тривиума и квадривиума, им должно сопутствовать опытное постижение природы. В единстве A. l. и философии выразилась идея энциклопедического знания, объединяющего разум и веру, светскую науку и богословие. |
Так же авторы доклада рекомендовали учредить постоянный Совет по евангелизации. Не смотря на то, что Церковная Ассамблея отказалась создать подобный совет, во многих епархиях была введена должность епархиального миссионера, открыты миссионерские школы для духовенства и мирян. Со стороны англо-католиков главным вдохновителем стал епископ Лондонский Джон Уильям Чарльз Уанд. Он родился 25 января 1885 г. в Грантеме, окончил местную школу имени Короля Эдуарда VI и в 1904 г. поступил в Сенд-Эдмунд-холл (Оксфорд). В 1909 г. Уанд был рукоположен и назначен младшим священником на приход в рабочем районе Ньюкасла, где получил первый опыт миссионерской работы. В 1911 г. он женился и переехал в Ланкастер, а в 1919 г. после капелланской службы в армии получил место викария в Церкви святого Марка в Солсбери. В 1925 г. Уанд был избран членом Ориел-колледжа (Оксфорд) и стал его деканом (настоятелем домовой церкви). В Оксфорде он совмещал служение священника с административной, преподавательской и научной деятельностью, написал ряд трудов. В 1933 г. Уанд отправился в Австралию, чтобы занять кафедру архиепископа Брисбенского, главы церковной провинции штата Квинсленд, где он остался в памяти, как строитель множества церквей. Уанд вернулся в Англию через десять лет, будучи назначен епископом Батским и Уэллским. Его интронизация состоялась в ноябре 1943 г., но уже в июне 1945 г. Джон Уанд был переведен на Лондонскую кафедру. Из 701 церкви его новой епархии 91 была разрушена до основания, а все остальные серьезно повреждены, церковное образование и социальная работа нарушены, духовенства не хватало. В мае 1948 г. в Роял-Алберт-холле прошло собрание клира и мирян в основном (но не исключительно) англо-католической традиции, на котором было принято решение организовать большую миссию к послевоенной Англии, в особенности к ее столице. |
Бельгия), и др. лиц. (Дунстан свидетельствовал более 200 грамот англосакс. королей - от Эдмунда (939-946) до Этельреда (978-1016).) Отдельные упоминания о святителе содержатся также в Англосаксонской хронике. Самое раннее из Житий св Дунстана (S. Dunstani Vita auctore B) было составлено ок. 1000 г. клириком, вероятно лично знавшим святителя и обозначившим себя как «прелат B., сакс по рождению». Эпизоды с участием Дунстана содержатся в Житиях его сподвижников по реформаторской деятельности - св. Освальда, архиеп. Йоркского (составлено Бюрхтфертом) и св. Этельвольда, еп. Винчестерского (составлено Эльфриком). В Житии свт. Освальда приведен адресованный Дунстану акростих, сочиненный еще при жизни последнего ученым и агиографом Аббоном из Флёри. Аббон ссылался на св. Дунстана и обращался к нему в предисловии к Житию св. Эдмунда. Второе Житие свт. Дунстана было создано предположительно в 1010-1012 гг. Аделардом, мон. из мон-ря св. Петра в Генте. Оно послужило основой для следующего по времени Жития (Vita et Miracula S. Dunstani), составленного агиографом, регентом хора кафедрального собора в Кентербери Осберном (кон. XI в.). Сочинение Осберна изобиловало историческими неточностями и в 1110-х гг. было переработано его преемником на посту регента, другом Ансельма Кентерберийского Эдмером. В 1120-х гг. англ. хронист и историк Уильям из Малмсбери создал свой вариант Жития на основе Жития, составленного «прелатом В.», и сведений, собранных в процессе работы над соч. «О древностях Гластонберийской Церкви». Дунстан неоднократно упоминается в др. сочинении Уильяма - «Деяниях английских королей». Сокращенная версия Жития святителя на среднеанглийском языке включена в собрание Житий и чтений на церковные праздники, составленное в 1270-1280 гг. предположительно в Вустере (т. н. Южноанглийский легендарий). |
Сохранились адресованные Д. письма Римских пап Иоанна XII и Иоанна XIII , Видона, настоятеля мон-ря св. Петра в Генте (совр. Бельгия), и др. лиц. (Д. свидетельствовал более 200 грамот англосакс. королей - от Эадмунда (939-946) до Этельреда (978-1016).) Отдельные упоминания о святителе содержатся также в Англосаксонской хронике. Самое раннее из Житий Д. (S. Dunstani Vita auctore B) было составлено ок. 1000 г. клириком, вероятно лично знавшим святителя и обозначившим себя как «прелат B., сакс по рождению». Эпизоды с участием Д. содержатся в Житиях его сподвижников по реформаторской деятельности - св. Освальда, архиеп. Йоркского (составлено Бюрхтфертом), и св. Этельвольда, еп. Уинчестерского (составлено Эльфриком). В Житии свт. Освальда приведен адресованный Д. акростих, сочиненный еще при жизни последнего ученым и агиографом Аббоном из Флёри . Аббон ссылался на Д. и обращался к нему в предисловии к Житию св. Эадмунда. 2-е Житие Д. было создано предположительно в 1010-1012 гг. Аделардом, мон. из мон-ря св. Петра в Генте. Оно послужило основой для следующего по времени Жития (Vita et Miracula S. Dunstani), составленного агиографом, регентом хора кафедрального собора в Кентербери Осберном (кон. XI в.). Сочинение Осберна изобиловало историческими неточностями и в 10-х гг. XII в. было переработано его преемником на посту регента, другом Ансельма Кентерберийского Эадмером. В 20-х гг. XII в. англ. хронист и историк Уильям из Малмсбери создал свой вариант Жития на основе Жития, составленного «прелатом В.», и сведений, собранных в процессе работы над соч. «О древностях Гластонберийской Церкви». Д. неоднократно упоминается в др. сочинении Уильяма - «Деяниях английских королей». Сокращенная версия Жития святителя на среднеанглийском языке включена в собрание Житий и чтений на церковные праздники, составленное в 1270-1280 гг. предположительно в Вустере (т. н. Южноанглийский легендарий). В XIV в. в Исландии мон. Арни, сын Лаврентия, написал на исл. языке «Сагу о Дунстане». Самое позднее из лат. Житий Д. было создано на основе сочинения Осберна богословом и историком мон.-августинцем Джоном Капгрейвом 1464). |
|