Вместе с тем на учение о Д. оказал серьезное влияние философский платонизм лат. отцов Церкви и церковных писателей предшествующего периода. Поэтому в сочинениях мыслителей X-XII вв. доминировало восходящее к Платону представление о том, что Д. человека в нек-ром смысле и есть сам человек. Слова Гуго Сен-Викторского о том, что «душа есть наиболее могущественная часть человека, или, вернее, сам человек» ( Hugo Vict. De sacr. I 4. 2), обусловлены именно этой традицией. В рамках той же традиции часто считалось, что единение Д. с телом не носит сущностного характера, иначе говоря, что Д. и тело суть 2 различные субстанции, а не 2 составляющие единой субстанции - человека. Сочинений, посвященных собственно Д., в этот период было написано сравнительно немного. Важнейшие среди них: «De origine animae» (О происхождении души) Вильгельма из Шампо , «De natura corporis et animae» (О природе тела и души) Вильгельма из Сен-Тьерри , «De unione corporis et spiritus» (О единстве тела и духа) Гуго Сен-Викторского, «Epistola de anima» (Послание о душе) Исаака из Стеллы, «De spiritu et anima» (О духе и душе) Алхера Клервоского. Отдельные элементы учения о Д. обнаруживаются практически во всех крупных энциклопедических и богословских сочинениях этого периода, из которых наиболее важными являются: «De philosophia mundi» (О философии мира) Вильгельма из Конша , «De sacramentis» (О таинствах) Гуго Сен-Викторского, «Sententiae» (Сентенции) Петра Ломбардского и Роберта Пуллена, «Quaestiones naturales» (Естественные вопросы) Аделарда Батского , «Metalogicon» (Металогикон) Иоанна Солсберийского , и др. Сущность и природа Д. Ангел хранит душу и тело спящего человека. Икона. 1-я четв.

http://pravenc.ru/text/180712.html

И я вполне верю, что способностей много» ( Ioannes Saresberiensis. Metalogicus. IV 9 // PL. 199. Col. 922). Особое место в структуре способностей Д. занимает свободное решение (liberum arbitrium). Само по себе оно не является отдельной способностью Д., поскольку есть «свободная возможность и склонность разумной воли» ( Petr. Lomb. Sent. II 5. 2 // PL. 192. Col. 661) или «способность воли и разума, посредством которой при помощи благодати избирается благо, а в отсутствие благодати избирается зло» ( Petrus Pictaviensis. Sententiae. II 22 // PL. 211. Col. 1031). По мысли Петра Пиктавийского, «свободное решение заключено в двух [способностях души]: в воле и в разуме. «Свободным» решение называется постольку, поскольку относится к воле, ведь воля свободна и ее нельзя принудить… «Решение» же относится к разуму, ведь разум распознает то, чего затем желает воля. Воля - госпожа, а разум - слуга, показывающий ей верный путь» (Ibidem). Наряду с августинианским тройственным делением способностей Д. в этот период использовалось и др. тройственное деление, восходящее к Платону: «Создатель Бог украсил душу тремя силами (vires), т. е. разумом (ratio), гневом (ira) и вожделением (concupiscentia)» ( Robertus Pullus. Sententiae. II 11 // PL. 186. Col. 734). «У души есть разумная, гневная и вожделеющая [способности] - как бы некая ее троица» ( Isaac de Stella. Ep. de anima // PL. 194. Col. 1877). При этом под «гневом», или «гневностью», понималась способность Д. противостоять неприятному и вредоносному, а под «вожделением» - стремление Д. к приятному и полезному (Ibid. Col. 1878). Эта трихотомия обнаруживается у многих авторов: Ансельма Ланского, Аделарда Батского, Петра Ломбардского, Гуго Сен-Викторского, Алана Лилльского и др. Ее часто пытались сочетать с трихотомией Августина, в результате чего иногда возникали довольно оригинальные теоретические построения.

http://pravenc.ru/text/180712.html

B., 1997. Bd. 7. S. 9-29), и вскоре ему была посвящена одна из церквей греко-лат. монастыря святых Бонифация и Алексия на Тибрском о-ве в Риме. Один из итал. графов обратился к папе Бенедикту VIII (1012-1024) c просьбой разрешить строительство церкви в честь мон. Симеона 1016), подвизавшегося в мон-ре Полироне близ Мантуи. Папа ответил: «Считайте его святым» (tractate eum ut sanctum). Эта К. является одной из самых «быстрых» - она произошла спустя 1-2 месяца после смерти подвижника ( Benedicti VIII, papae. Requisistis iudicium. [Anno 1017-1024] // ActaSS. Iul. T. 6. P. 320; Jaff . RPR. N 4055). Папа Иоанн XIX (1024-1032) разрешил в 1026 г. совершить обретение мощей Аделарда, аббата Корби 826), внука майордома франков Карла Мартелла (715-741). Основной причиной К. Аделарда стали чудеса, совершавшиеся на его гробнице. Папа Иоанн XIX, вероятно, утвердил почитание Бонония, аббата Санта-Мария-ди-Лучедио 1026), местная К. которого выразилась в том, что по приказанию Альбериха, еп. г. Верчелли, на могиле Бонония был воздвигнут алтарь. Папа Бенедикт IX (1032-1044) разрешил ок. 1032 г. обретение мощей св. Ромуальда Равеннского 1027), бенедиктинца-отшельника, основателя конгрегации камальдулов, сыгравшей важную роль в реформировании зап. монашества. Адальберт, еп. Пражский. Реликварий. Ок. 1500 г. (Национальная галерея, Прага) Адальберт, еп. Пражский. Реликварий. Ок. 1500 г. (Национальная галерея, Прага) В Римский Мартиролог имя св. Ромуальда было внесено лишь в XVI в., до этого он почитался местно ( Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Lib. I. Cap. 8 // Benedicti XIV Opera. 1747. T. 1. P. 62-63). Более важным с исторической т. зр. является акт о К. Симеона 1035), затворника Трирского.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

P., 1979. P. 70, 84, 106). Опосредованно (гл. обр. через Кассиана) нравственно-аскетическое и мистическое богословие Е. П. отразилось на учении свт. Григория I Великого ( Evans G. R. The Thought of Gregory the Great. Camb., 19876. P. 105-111). На греч. Востоке в VI в. определенное влияние Е. П. прослеживается у прп. Варсонофия Великого и аввы Дорофея Газского, а в VII в.- у прп. Иоанна Лествичника (учение о 8 главных грехах, добродетелях, бесстрастии, духовном ведении) и особенно у прп. Максима Исповедника, сделавшего решительный шаг в переосмыслении и воцерковлении оригенизма ( Сидоров. 1994. С. 58-63; Guillaumont A. et C. 1960. Col. 1742). Сочинения Е. П. были основным источником аскетического богословия прп. Максима, в к-ром встречаются такие евагриевские темы, как различие между деятельной и созерцательной жизнью, 3 этапа духовной жизни (деятельное любомудрие - естественное созерцание - мистическое богословие), связь между силами души, пороками и добродетелями, учение о борьбе со страстями, о бесстрастии, о познании логосов творения, промысла и суда, о любви и ведении, о молитве и созерцании Св. Троицы и др. ( Viller. 1930. P. 156-184, 239-268, 331-336; Dalmais. 1966. S. 356-362). В VII-XI вв. в Византии преимущественно под влиянием сочинений Е. П. возник особый род аскетической лит-ры - т. н. центурии, или сотницы, начиная со знаменитых «Сотниц о любви» прп. Максима Исповедника, во многом представляющих собой парафраз сотниц Е. П., продолжаясь в сотницах аввы Фалассия , Исихия Иерусалимского (или Батского), Феодора Эдесского , Илии Экдика , и кончая «Главами практическими и богословскими» и «Главами созерцательными и богословскими» прп.

http://pravenc.ru/text/180865.html