001    002    003    004    005    006    007    008    009   010  
11 Шо саялы да Аллагь Оьзю чакъыргъан яшавгъа сиз лайыкълы болсун деп, гьар заман дуа этебиз. О сизин гьар рагьмулу хыялыгъызны ва иманыгъыздан чыгъагъан гьар ишигизни Оьзюню къудраты булан тамамласын деп тилейбиз. 12 Шоллукъда, сиз Раббибиз Исаны атын макътавлу этежексиз ва сизин ишлеригизден таба О да Аллагьыбызны ва Оьзюню рагьмусу булан макътавлу болажакъ. 2 Иса къайтып гележек гюнден алда болажакъ агьвалатлар 1-2 Гьали буса Раббибиз Иса Месигьни къайтып гелмеклигини ва биз Ону къаршылама нечик жыйылажагъыбызны гьакъында айтайыкъ. Биз тилейбиз сизге, къардашлар, адашып, адап къалмагъыз! Эгер де ким буса да бирев биз Аллагьны атындан таба сёйлей эди, Раббибиз къайтып гелеген гюн етишди деп неде уьйрете эди, неде кагъыз яза эди деп билдире буса, огъар инанмагъыз. 3 Вёрегиз, сизин бирев де къайдагъы затлар булан алдатып къоймасын. Аллагьгъа къаршы уллу башгётеривню заманы гелмей туруп ва жагьаннемге дуван этилген яманлыкъ этежек адам белгили болмай туруп, шо гюн гелмежек. 4 О адам аллагь деп айтылагъан ва оьзюне сужда этеген бары да затлагъа къаршы чыгъажакъ ва олардан оьзюн оьр салажакъ. О Аллагьны ибадатханасында да ерлешип, оьзюн Аллагьман деп де билдирежек. 5 Унутгъанмысыз, сизин яныгъызда болгъанда, мен сизге шону гьакъында айтгъан эдим чи? 6 О адамны белгили болмакълыгъын не зат токътатып турагъанын гьали сиз билесиз: ону заманы гьали де гелмеген. 7 Амма сырлы яманлыкъ гьаракат этип тура ва шону токътатып турагъан адам бир якъгъа тайгъанча, о шолай этип туражакъ. 8 Шо заман яманлыкъ этежек адам оьзю ачыкъ болажакъ. Амма Раббибиз Иса авзундан чыкъгъан бир тынышы булан ону оьлтюрежек. Оьзюню макътавлукъда гелмеклиги булан ону ёкъ этежек. 9 Яманлыкъ этежек адам иблисге хас болгъан ишлер булан гележек. О гьар тюрлю гюч булан ялгъан аламатлар ва муъжизатлар гёрсетежек. 10 Дагъытылывну ёлуна тюшген инсанланы о къайдагъы яман ялгъанлар булан алдатажакъ. Оьзюнден таба къутгъарылма болагъан гьакъ гертиликни сюймегени саялы, олар ёкъ этилежеклер. 11 Шо себепден ялгъангъа инансын деп, Аллагь оланы адашдырмагъа къояжакъ. 12 Натижада, гьакъ гертиликге инанмай, яманлыкъдан къанып къалгъанлагъа айыплап дуван этилежек.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523745

«Юридическое» толкование Первородного греха и его последствий, которое говорит о «наказании потомков за грех отцов», не только бессмысленно, но и кощунственно. Ведь даже человек с его несовершенным чувством правды понимает, что подобное наказание безмерно жестоко и противоречит евангельскому откровению о Боге. Ничего не может здесь разрешить и ссылка на наследственность. Ведь привлекать природные механизмы для понимания духовной не меньшее кощунство. Итак, пусть от Бога отпали один, два, сто почему их отпадение должно переживаться миллиардами их потомков как свое собственное? Зачем первым преступникам дана была такая безмерная власть над человечеством, что из-за них его неотвратимо постигла болезнь греха и трагедия богооставленности? Какое отношение имеем мы к ним, чтобы нести на себе последствия их падения? Из этого тупика нет выхода, если принимать библейское учение в грубо юридическом и буквальном смысле. Но все меняется, если мы обратимся от буквы к духу и постараемся уяснить, что стоит в Писании за именем «Адам». Под влиянием изобразительного искусства представление об Адаме обычно связывается с первым человеческим существом, обитавшим в прекрасном райском саду. Но искусство в данном случае лишь внешне воспроизводит библейскую символику, не раскрывая ее смысла. В Библии же «Адам» обозначает нечто гораздо большее. Прежде всего слово это в качестве собственного имени употреблено священными писателями только четыре раза, в прочих же случаях оно имеет нарицательное значение и буквально переводится «человек». В Книге Бытия (1,26) слово «Адам» явно имеет множественный собирательный смысл, который преобладает и в других частях 18 ]. Адам мыслится не столько как отдельная личность, сколько как олицетворение всего человечества. Подобное сведение группы к одной фигуре вообще свойственно библейскому способу мышления. В Писании много раз говорится об Иакове, Мицраиме, Ассуре как о лицах, хотя в действительности речь идет о народах. Философское осмысление ветхозаветного «Адама» впервые предложил Филон Александрийский, который говорил о нем как о духовном существе, включающем все человечество. В каббале «Адам Кадмон», Ветхий «идея», целостный принцип человеческого 19 ].

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=70864

И посему Иисус Христос мог быть вторым Адамом , мог сообщить человечеству или части его Свое безгрешное чистое естество, которое сделалось источником новой жизни, разрушившим смерть, унаследованную от растленного грехом естества первого Адама не естественным путем, а совершенно сверхестественно. Если это так, то естество Господа нашего Иисуса Христа должно быть таково, чтобы оно могло быть сообщено людям, могло, так сказать, быть разлитым среди «братий Христа». Что естество Иисуса Христа по воскресении обладало именно этим свойством, мы находим ясное тому подтверждение в 1Кор.15:45 : «Первый человек Адам стал душею живущею, а последний Адам есть дух животворящий» (т. е. сообщающий, дарующий жизнь). Что же разумеется под словами «дух животворящий»? Конечно, не только то, что Иисус Христос сообщает людям веру и знание истин христианского учения; если бы только это, то Иисус Христос не был бы вторым Адамом . Адам сообщил своим потомкам не только знание веры, но и свое естество. Тот же св. ап. Павел дает вполне определенное разъяснение этих слов. Иисус Христос имел плоть во всех отношениях подобную нашей, кроме греховной скверны. Эта плоть была пригвождена ко кресту, по воскресении ученики осязали ее, потому что Сам Иисус Христос предложил им осязать Его и при этом сказал: «дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ) Каким же образом Иисус Христос, как второй Адам, сделался «духом» и не просто духом, но духом животворящим Это значит, что Тело Его по всемогуществу Божию получило не только свойства духа, но что вся Его богочеловеческая природа сделалась разливающею жизнь – животворящею. Что таков смысл рассматриваемого текста, видно из того, что он следует за словами: «есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:44 ). Ап. Павел говорит о той перемене, которая произойдет с нашими воскресшими телами.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodnicyn/o-vo...

Адам же оказался в атмосфере прекрасной и безгрешной. В Библии говорится, что каждый раз после очередного периода творения, который мы называем днем, Бог оставался доволен: «…и увидел Бог, что это хорошо». По-церковнославянски это звучит: «Добро зело». Но потом происходят удивительные вещи. Поместив Адама в этот прекрасный мир, Бог вдруг говорит: «Нехорошо быть человеку одному». Все замечательно, а вот это нет. И Бог принимает решение «сотворить ему помощника». Совершается еще один акт творения, тоже мистический, когда Адам лишается себя в какой-то части, и от этой его части становится другой человек, другого пола, другого измерения – Ева, жена, женщина, жизнь. Очнувшись, Адам смотрит на Еву и произносит удивительные слова, по сути ставшие первым в мире признанием в любви: «Вот плоть от плоти моей и кость от костей моих». Много позже Булат Окуджава напишет свой знаменитый «Арбатский романс», в котором есть такие строки: Поверьте, эта дама из моего ребра, И без меня она уже не может. Что же произошло тогда в Эдеме? Казалось бы, Адам частично утратил себя. Он уже не существует как тот первоначальный человек, сотворенный Богом во всей полноте своих сил и качеств. Но рядом с ним появляется другое существо, женщина. И полнота обретается, когда они соединяются вместе. Когда говорят: «Да будут двое – плоть едина», речь идет ведь не только о физическом единении супругов, а о таком союзе, когда душевное взаимопроникновение людей делает их единым существом. Собственно говоря, вот это и есть семья. …Признаюсь я, что двое мы с тобой, Хотя в любви мы существо одно. Я не хочу, чтоб мой порок любой На честь твою ложился, как пятно. Пусть нас в любви одна связует нить, Но в жизни горечь разная у нас.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminskij/chelov...

Вот, например, многие толкуют, что когда в Библии говорится, «вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной», что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная от персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как, батюшка, святой апостол Павел утверждает: «Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии Господа нашего Иисуса Христа». И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святаго, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы не имущим внутрь себя Духа Святаго, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святаго внутрь себя не имущим. Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и «Адам бысть в душу живу», то есть совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную. Адам сотворен был до того не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522552

И самый Адам, хотя, по словам апостола, и не был подобно Еве обманут: И Адам не прельстися ( ), а все же стал соучастником Евы и вкусил запрещенного плода, думая, что и тяжкое его преступление Творец простит ему легко, как об этом пишет блаженный Августин , как говорит и другой богослов Церкви: «Согрешил Адам, полагаясь на милость Божию», т.е. согрешил Адам, думая, будто благость Божия не накажет его, как угрожала наказать. И какого еще большего подтверждения пожелал бы ты, брат? Или не знаешь, что диавол осмелился искушать даже Господа нашего Иисуса Христа, надеясь и Его одолеть теми же средствами, какие не раз употреблял с успехом на погибель многих? Потому-то лукавый и советовал Иисусу Христу броситься с кровли храма, заверяя, что Ангелы тотчас поддержат Его и с Ним не случится никакого зла, благо Господь Бог заповедал Ангелам беречь всех рабов Его: Верзися низу: писано бо есть, яко Ангелом Своим заповесть о Тебе (сохранити Тя), и на руках возмут Тя, да не когда преткнеши о камень ногу Твою ( ). Нечего, значит, удивляться, если враг таким благовидным предлогом так часто искушает христиан, побуждая их впадать во всякое беззаконие и к одному греху прибавлять тысячу других, в той уверенности и надежде, что они будут исповедоваться и что духовные отцы, как ангелы мира, простят им и не дадут им погибнуть во аде. Вот разве что удивительно: как христиане не замечают столь явного и осязательного обмана диавольского? Как выказывают такую неблагодарность к Богу, что исповедь и покаяние ставят в оправдание грехов своих, а милосердие и благость Божию, эти источники спасения, обращают в предлог к своему падению и погибели? Как ядовитое зелие умножает яд даже живительной росою неба, так и эти несчастные самую сладчайшую и спасительную Кровь Иисуса Христа употребляют на погибель свою.

https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vrachevstvo-...

Вместе с сим должно сказать, что доколе люди не размножились на земле, само провидение Божие особенно пеклось о продолжении жизни человеческой, устраняя от них разрушительное действие стихий. Но обратимся к прародителям нашим, и спросим, над чем проведена жизнь их, столь долговременная? Судя по нынешнему, в такое продолжительное время сколько можно бы наделать разных дел, открыть законов природы, изобрести и усовершенствовать искусств, основать городов и селений, проложить путей и взаимных сообщений, придумать разных удобств к жизни? Но об Адаме ничего подобного не говорится. И чтобы мы не подумали, что это одно молчание священного бытописателя о предметах, его не занимавших, между тем как на самом деле Адамом было сделано многое в гражданском и житейском отношении, Моисей определительно указывает впоследствии на начало всех важнейших изобретений, называя по имени виновника каждого. Так, о Каине сказано, что он бе зиждяй град (Быт. 4; 17); следовательно, отец Каинов, Адам, не созидал городов, а жил в куще. Так, Иавалу приписывается умножение и усовершение средств и удобств жизни пастушеской (Быт. 4; 20); следовательно, Адам не заботился много о сем удобстве. Так, Фовел назван ковачь меди и железа (Быт. 4; 22); следовательно, Адам не расторгал недр земных для извлечения из них металлов. О Иувале говорится, что сей бяше показавши цевницу и гусли (Быт. 4: 21); следовательно, Адам не думал о том, чтобы забавлять себя и потомков своих бряцанием на струнах и органах. Что значит сия, по-нашему, как бы недеятельность первого прародителя нашего? То ли, что в нем не было способности на подобные изобретения, и что силы ума человеческого развились для сего уже после, в потомках его? Но в том, кто был создан по образу Божию, без сомнения, более находилось способности на все истинно благое, нежели в тех, кои произошли уже от него, можно сказать, не столько по образу Божию, сколько по виду самого Адама, падшего и обезображенного грехом.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=123933

И поэтому, говоря об Адаме, говоря о некоторых других личностях после него, приходится принимать во внимание, что язык этих повествований – это язык нашего времени, а сами события для нас непостижимы. Мы не знаем, что значит вдруг из небытия быть вызванным Богом к бытию, причем не актом насилия, не просто волей Божией, а любовью Божией, говорящей нам: приди, восстань из несуществования! Приди – Я Себя отдаю тебе всей любовью Своей, всей лаской, всей заботой, но вместе с этим Я тебя оставляю свободным. Ты можешь Меня выбрать, ты можешь от Меня отвернуться. Я даю тебе возможность быть и возможность жить, но как ты будешь жить, кем ты будешь – зависит исключительно от твоего решения, от твоего безумия или от твоей мудрости. Слово «Адам» значит «глина», «земля», «почва». Бог как бы создает Адама из самой сущности творения. В истории Ветхого Завета Адам не является неким завершением всех тварей, которые до него существовали или были созданы. Нет, Бог возвращается к самым основам вещества и из него творит человека, который благодаря этому принадлежит всецело ко всему тварному, к самой последней былинке, к самой малюсенькой песчинке – или к самой лучезарной звезде. Адам создан, призван жить любовью Божией, которая себя ему открывает. И тут, по слову митрополита Московского Филарета, он стоит как бы на хрустальном мосту между двумя безднами. Одна – бездна небытия, откуда его вызвало творческое слово Божие, с другой стороны – над ним ширится, раскрывается до ужаса бездна Божественной жизни. И Адам может пасть, но никогда не сможет вернуться к небытию – он будет как бы бесконечно падать, либо, наоборот, может открыться, рискнуть тем, что уже есть, для того, чтобы приобрести все, что ему может дать Бог.

https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/slov...

И, в–четвертых, чтобы показать, что во всяком случае, небрежение от ради последнего зла, несмешение со к лучшему. Что случилось с Фараоном, с Навуходоносором, с Иудой, что они были преданы погибели по причине их неизменного зла. «Отвращу ибо лицо Свое от них, и покажу, что им будет сказал Бог языком Моисея. Навуходоносор, который был вразумлен таким поучением, воспрянул от пьянства; его не отметает отвергший его Бог, но снова дает ему царство, украсив порфирой и венцом. Ответ. Я согласен, что сорок дней, и я высказал прежде, и думаю, что это разумно. Такому правилу следует и святой лик Церкви, когда один раз в течение года он оставляет тяжелую пищу и постится, чтобы обрести правое райское отечество, желая вечной жизни. Во всем искупил нашего прадеда от долга Спаситель: Адам преслушался, и за то Спаситель был послушлив, даже до креста и смерти. Адам был искушаем Евой, и в конце концов подчинился ее искушениям, вкусив запрещенного. А Спаситель, искушаемый, постится, перемеривая сорок райских дней нашего прадеда Адама, вместо обилия воздавая скудость. Адам хотел стать богом, но не смог, и сгубил то, что у него было, став из бессмертного смертным; был осужден, лишен блаженства. А Спаситель его ради стал Человеком, оставаясь Богом и не меняя природы, не меняясь от Божества. Адам был изгнан из рая на чуждые места, полные страданий. Спаситель ради него приходит с неба и принимает его образ жизни. Вместо неприступного света, вселяется в темную без света гробницу. Вместо мыслящих, разумных и живых Ангелов, вокруг Него стоят неразумные животные. Носимый всеми Ангельскими силами носим на руке Святой Пречистой Приснодевы, как всякое человеческое естество. Вместо сидения на в стойле вместо Ангельского пения и хвалы Он получает пение от детей еврейских, вопиющих: «Благословен грядущий во имя Господне».

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=68614

9 Булай да айтып, Иса Галилеяда къала. 10 Инилери байрамгъа гетгенде, Иса да онда бара, тек ачыкъ-ачыкъдан тюгюл, яшыртгъынлай бара. 11 Ягьудилени башчылары Ону байрамда излеп айланалар. «Къайдадыр шо Адам?» – деп ахтарып-сорап туралар олар. 12 Халкъны арасында Ону гьакъында хыйлы эришивлюклер де юрюле. «О яхшы Адам», – дей бирлери. «Тюгюл, О халкъны алдата», – дей башгъалары. 13 Амма ягьудилени башчыларындан къоркъуп, Ону гьакъында бирев де ачыкъдан сёйлемей. 14 Байрам орталашып турагъанда, ибадатханагъа барып, Иса онда халкъгъа Аллагьны каламын англатмагъа башлай. 15 – Бу Адам о затлар булан бир де машгъул болмагъан чы. Мунча затны къайдан биле? – деп тамашалыкъ эте ягьудилер. 16 Иса олагъа булай жавап бере: – Мен уьйретеген затлар Менден тюгюл, Мени Йибергенден геле. 17 Эгер бирев Аллагь сюеген затны этмеге сюйсе, Мен уьйретеген затлар Аллагьдан гелгенми, ёгъесе олар Менден Оьзюмденми – шону билежек. 18 Оьзюнден сёйлейген оьзюне макътавлукъ ахтарыр. Оьзюн Йибергенге макътав гелтирмеге сюеген гьакъ юрекден айланыр. Ону юрегинде ялгъан ёкъдур. 19 Сизге Къанунну Муса бермедими? Амма сизин гьеч биригиз де Къанунну кютмейсиз! Мени не учун оьлтюрмеге сюесиз? 20 – Сен жинлисен. Сени оьлтюрмеге сюеген кимдир? – деп сорай халкъ. 21 Иса олагъа булай жавап бере: – Мен бир аламат иш гёрсетдим, сиз буса барыгъыз да тамаша болдугъуз. 22 Муса сизге уланларыгъызны сюннет этмекни буюргъан. (Тек сюннет этмек Мусадан тюгюл, ата-бабаларыбыздан.) Сиз буса яшланы бир-бирде сонгугюнлер де сюннет этесиз. 23 Мусаны буйругъун бузмайбыз деп, сонгугюнлер де яшланы сюннетлейген болгъан сонг, сонгугюн Мен адамны къаркъарасын сав этген деп, сиз Магъа не учун къазапланасыз? 24 Тыш гёрюнюшюне къарап, дуван этмегиз, дуваныгъыз адилли болсун! 25 Бу заман ерусалимлилерден бирлери: – Башчылар оьлтюрмек учун ахтарып айланагъан Адам Бу сама тюгюлмю? 26 Къарагъыз чы, адамлар булан О ачыкъдан сёйлей, Огъар буса бирев де бир зат да айтмай. Балики, Ону Месигь экенин башчылар гертиден де билгендир? 27 Амма биз Бу Адам къайдан экенин билебиз. Месигь гелгенде буса, О къайдан гелгенни бирев де билмей къалажакъ, – деп сёйлемеге башлайлар.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523745

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010