И эта тенденция во всей дальнейшей истории противостоит тенденции религиозной, в которой человек, поставив Бога в центре своей жизни и жертвенно служа ему, стремится восстановить утерянную близость (термин «религия» можно трактовать как «воссоединение», возобновление единства). Жена «взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и … сделали себе опоясания» (3:6–7) А до того «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (2:25). Адам вкушает то же, что и жена, ведь любовь еще не нарушена, они – как неразделенные сиамские близнецы. Итак, думали, что боги, но узнали, что наги. «Нагота» имеет весьма специфический смысл. Это ощущение собственной малости, ничтожества, незащищенности: всего лишь червь, всего лишь прах, всего лишь песчинка на окраине миров. Узнать о своей наготе – значит потерять ощущение благодати. До падения человек не знает об этой наготе и не боится, не знает о грехе и не стыдится, а падшему человеку состояния стыда и безблагодатности знакомы. Сделать себе «опоясания» – жалкая попытка прикрыть «наготу», компенсировать духовную потерю. Об этом же сказано и в (3:8): «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (близость Господа для автора, жившего в знойном климате Палестины, описана как желанная прохлада); и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». Это могли быть «древо науки», «древо искусства» и т. п.; так выражена попытка заглушить всё нарастающую душевную тревогу. «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты?». Вот удивительно, не человек Бога, а Бог взыскует человека! Змей действует нагло, обманывает, соблазняет, парализует волю тот, кто обещает свободу и не отступает, пока не добивается своего. |
Это духовное учение христианское сознание облекло в образную форму и нашло возможным и уместным полное сравнение Иисуса Христа с Адамом во всех отношениях, исключая грех. Что Иисус Христос пришёл поднять падшего Адама и возвратить его туда, откуда он ниспал, – эту мысль оно старалось представить временно и пространственно в чувственных контрастах. Ещё иудейское толкование трактовало землю, из которой создан Адам, как девственную 50 . И христианское толкование признаёт это и творению Адама противопоставляет рождение Иисуса Христа от Девы. Этим оправдывали, вопреки евионитским скептикам, веру в его чудесное рождение. «Как первозданный Адам, – говорит Ириней,– сотворён из невозделанной и ещё девственной земли (ибо Бог ещё не приводил её в движение) рукою, которая есть Слово Божие, так второй Адам 51 , Само Слово, произошло от Марии, которая была Девою». «Как чрез непослушание человека, которые впервые из нетронутой земли создан, все стали грешны, так чрез послушание человека, который впервые родился от Девы, все оправдались, или получили блаженство», – говорит он в другом месте 52 . Ту же мысль развивает против иудеев Тертуллиан . Она часто встречается и у позднейших отцов, так что «Adama» Гезихий 53 прямо переводит: «девственная земля». Этого мало. Адам был создан из чистой земли, но впал в грех и должен был снова быть очищен, и земля не только послужила к созданию Адама, но и должна была, по иудейскому толкованию, послужить к его восстановлению, или оправданию. В книге Бытия сказано о первом человеке: «И изгнал его Бог из рая возделывать землю, из которой он взят был» 54 . Это весьма остроумно перетолковано иудейскими толкователями применительно к догматическому воззрению. |
Поэтому прп. Максим Исповедник в диспуте с Пирром однозначно ответил о невозможности появления ещё одной воли от воли . В целом святые отцы всегда исходили из той мысли, что человеческое естество не изменилось после грехопадения. Оно вошло в противоестественное онтологическое состояние, то есть отличное от богоуставновленного. Так, прп. Иоанн Дамаскин замечает, что «зло не есть что-либо другое, кроме лишения блага и быстрого перехода от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно; ибо ничто не зло по природе. Ибо всё, что Бог сотворил, в таком виде, как оно произошло, — весьма прекрасно (см. Следовательно, оставаясь в таком виде, как оно и было сотворено, оно весьма прекрасно; а добровольно удаляясь от того, что согласно с естеством, и попадая в то, что противоестественно, оно оказывается во зле» . Это значит, что воля, как природная составляющая, осталась всё той же силой души, но уже с избирательным образом действия, охарактеризованным удобоприклонностью ко злу. Получилось, что дискурсивный волевой аспект в совокупности с ипостасной инаковостью атомизировал человеческое общество. Теперь каждый конкретный человек обладает своей природой на индивидуальном уровне. Единая человеческая природа как бы раскололась на части. Очевидно, что все изменения, которые претерпел Адам, касались исключительно его природной составляющей. По ипостаси Адам остался всё той же инаковостью, но уже с изменившимся онтологическим принципом. Ипостась стала удобоприклонна ко злу исключительно вследствие искажённого природного состояния. Это указывает на прямую онтологическую зависимость ипостаси от её природы. На этом основании можно рассмотреть состояния Адама следующим образом: а) Адам первозданный — это ипостась, обладавшая благим природным состоянием, в котором воля человека находилась в синергии с волей Бога; б) Адам падший — это ипостась, обладающая падшим природным состоянием, в котором воля человека расходится с волей Бога. В обоих случаях ипостасно Адам не Ипостась и личность Несмотря на филологическую схожесть понятий ипостаси, лица и личности, что отмечает отец Мефодий Зинковский, тем не менее последнее понятие имеет более позднее происхождение, в отличие от первых двух. |
К Библейской истории о Каине и Авеле присоединяется апокрифическое сказание об убиении и погребении Авеля (л. 61 об.–62 об.). «Каин не знал как убить Авеля, рассказывается в Палее. Тогда сатана велел ему взять камень и ударить им в главу. Он же вземь камень и уби брата своего». «И порадовася сатана, рече: ему сотворих испороды изгнану быти, и се уже в большее зло Далее, рассказывается, что Адам и Ева, не умея погребсти тела Авелева, плакали над его телом 30 лет, и тело его «не согни»; наконец, по повелению Божию, прилетели две горлицы; одна из них в глазах праотцов умерла, тогда другая, «ископавши яму, положила в неё умершую, – то видев, Адам и Ева, погребоста Авеля и устависта си плачь». Первоисточник этого апокрифического сказания, как и множества других апокрифов, находится в иудейских преданиях, из коих заимствована часть апокрифических сказаний в христианскую письменность 101 . В числе вопросов св. Афанасия Александрийского к Антиоху, мы встречаем, между прочим, и вопрос: «когда ещё никто не умирал, откуда научился Каин убить Авеля? Ответ: диавол во сне ему показал, каким образом умертвить брата» 102 . В главах раввина Елеазара находится описание погребения Авеля в следующих чертах: «Сидели Адам и жена его, плача и рыдая над ним, и не знали, что делать им с Авелем, поелику не умели ещё погребать. Тогда прилетел ворон, держа в когтях одного из своих товарищей, которого в глазах их зарыл в землю. Адам сказал: этот ворон, так и я Он взял труп Авеля, вырыл яму в земле и таким образом похоронил» 103 . То и другое сказание, т. е. об убиении и погребении Авеля, встречается и в магометанских сказаниях, что указывает на один источник – иудейские предания, из которых почерпали религиозные рассказы и магометане. |
А сегодняшний это год 1994 по Рождестве Христовом (с учетом того, что дата рождения Иисуса Христа была в свое время определена неправильно и следует сделать поправку на несколько лет. Но менять всю систему летосчисления не стали, и эта условная дата, 1-й год нашей считается датой рождения Христа). Итак, Новый Завет охватывает период протяженностью в 1994 года. А сколько лет прошло с того момента, когда началась история человечества? А она началась не с момента сотворения мира, а с момента его грехопадения. То, что было до грехопадения, это праистория. Мы не можем сказать, сколько времени длилось пребывание человека в Раю, хотя, вероятно, оно длилось мало. Но что такое «мало»? У Бога один день, как тысяча лет, и тысяча как один день. Адам ведь не был, физически и нравственно, человеком в том смысле физическом и нравственном, в каком знаем мы человека сейчас, после грехопадения. Тайна его бытия это тайна той жизни, когда человек был бессмертен и мог общаться с Богом. «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин 1:18), а Адам общался с Богом. Может быть, не лицом к лицу, но в той мере, в какой он мог воспринять благодать Божию и неизмеримое величие Его. И Адам был поставлен «владыкой твари». Но период его жизни до грехопадения неизвестен. История человека начинается с момента, когда «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» («и облек Господь их в ризы кожаные») (Быт. 3:21). Что такое «ризы кожаные»? Это наша кожа, которая заключает в себя нашу плоть, или это шкуры животных, убитых Адамом, надетые им на себя, чтобы согреться и скрыть наготу? С того момента, когда Адам, покидая Эдем, ступает на землю, начинается история человека. |
Адам, вкусив, тотчас познал наготу свою, то есть почувствовал себя лишенным Благодати Божией. «Так душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после... умер и телом, ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отделение от нее Святаго Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтоб он жил подобно Ангелам Божиим, кои, будучи всегда просвещаемы Духом Святым, пребывают неподвижными на зло. По этой потом причине и весь род человеческий соделался таким, каким стал чрез падение праотец Адам, – смертным, то есть смертным по душе и по телу» (Слово 1, 2). «Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и, когда от души отделяется Дух Святый, душа умирает» (Слово 4, 1). В теле, лишенном души, заводятся черви, в душе, лишенной благодати Духа, заводится зависть, лукавство, ложь, ненависть, жадность к деньгам, хищения, неразумная похоть, наговоры, пересуды, сварливость, высмеивание других, славолюбие, нарушение клятв и обещаний, богозабвение, дерзость, безстыдство и всякое другое зло (ср.: Слово 4, 1). Человек, созданный для Бога, чтоб жить с Богом и в Боге, стал жилищем страстей и всякой нечистоты. Не только растлилась физическая природа человека, сделавшись тленной, подверженной болезням, недомоганию, усталости, старости, но и нравственная его природа. Хочет человек сделать доброе и не может, часто поступает наоборот. Хочет не гневаться – гневается; хочет не пить – пьет. Человек стал рабом страстей, а диавол, соблазнивший человека, подчинил его себе, поработил. Человек теперь уже не чувствует Бога так, как чувствовал Его Адам до грехопадения; он не может ощущать Его, подобно Адаму. Человек может только стремиться к Богу, искать вновь соединения с Ним и желать опять возобновить утраченный союз. |
Это уже не «восполняющая бытие», не просто а та, которая родит детей, даст роду человеческому жизнь. Грех, согласно Библии, не только меняет социальные отношения мужа и жены — он порождает и их отчужденность друг от друга, ломает их природу, убивает в Еве ту, через которую Адам был призван расти. Адам отныне перестает быть тем, через которого Ева стремится к полноте. Теперь их задача — продлить род, то есть воплотить для начала хотя бы один из аспектов своих отношений. А подлинная человечность становится сложной перспективой, ведь отныне между мужчиной и женщиной возникает чуждость, страх, недоверие. Их некогда блаженная разность превращается в проблему, а отношения теряют глубинный смысл. Раньше они были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2:25), теперь же открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт 3:7). Но стыд появляется только там, где нет любви, где существует чуждость. Мы стыдимся именно того взгляда, который осознаем как чужой. Адам и Ева, выпав из тайны взаимной любви, обречены на одиночество и взаимное недоверие. Отныне все, что будет происходить в их мире, будет более похоже на битву, а не на восполнение бытия. «Другой» отныне — мой враг, чужой и странный. Как же здесь быть? Неужели этот страшный разрыв неизлечим, неужели он — хроническое заболевание? Евангелие со всей убедительностью заявляет обратное. Как в Ветхом Завете величайшим чудом, венцом и смыслом творения выступает брачная пара — Адам и Ева, так и в Новом Завете, свое первое чудо Христос совершает на брачном пиру (см. Ин 2:1-11). Очевидно, что язык Священного Писания полагает параллели между этими событиями. Бог не отвернулся от людей, не покинул и не оставил их навеки во взаимном одиночестве. Эта перспектива роста, возвращение людей к полноте бытия и общению по-прежнему осознается Библией как первостепенная. Ведь любовь есть дар Божий. И именно любовь должна преодолеть пропасть, возникшую между сынами Адама и дочерьми Евы. |
И благословил его Творец всех вещей, создавший этот день, к благословенно, и к освящению и к прославлению, пред всеми другими днями. Этот закон и свидетельство даны сынам Израилевым, как вечный закон для всех родов. Глава III И в шесть дней второй субботы (седмицы) мы по повелению Господа привели к Адаму всех зверей, и всякий скот, и всех птиц, и все. что движется на земле, и все, что движется в воде, по их родам и видам, именно – зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, все, что движется по земле, в четвертый, все, что движется в воде, в пятый день; и Адам дал им всем имена, и как он назвал их, так и было им имя. И в продолжение этих пяти дней Адам видел все это, самца и самку в каждом роде, что есть на земле, между тем как только он был одинок, и он не мог найти себе никого подобного, кто был бы ему помощником. И Господь сказал мне: «не хорошо быть человеку одному: создадим ему помощника, подобного ему». И Господь Бог наш навел на него усыпление, чтобы он заснул. И Он взял для жены одно из ребр его, как вещество для жены, и создал плоть вместо него; и Он создал жену и пробудил Адама от сна. И когда Адам пробудился, поднялся в шестой день, и взял ее к себе, и узнал ее и сказал ей: «это кость от моей кости, и плоть от моей плоти; она назовется моею женою; ибо от своего мужа, она взята. Посему муж и жена да будут одно, и посему он оставить отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей, и будут они одною плотию». И в первую седмицу был создан Адам и его жена 69 , и во вторую седмицу Он (Бог) поставил ее пред ним. |
I. Воскресением Своим Господь победил двух злейших врагов человеческой жизни и человеческого достоинства: смерть и грех. Сии два врага рода людского родились еще тогда, когда первый человек перестал быть родным Богу, преступив заповедь послушания Творцу своему. В Раю человек не знал ни смерти, ни греха, ни страха, ни стыда. Ибо, прилепившийся к Богу живому, человек не мог знать смерти; и, живущий в совершенном послушании Богу, он не мог знать греха. А где не ведают смерти, не ведают и страха; и где не ведают греха, не ведают и стыда от греха. Как только человек согрешил, нарушив спасительное послушание Богу, страх и стыд вошли в него; он почувствовал себя бесконечно удаленным от Бога и предугадал над собою косу смерти. Поэтому, когда Бог воззвал к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? - тот ответил: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт.3:9-10). Доселе глас Божий укреплял, радовал и оживотворял Адама; а ныне, после содеянного греха, тот же самый глас Божий расслабляет, страшит и умерщвляет его. Доселе Адам видел себя облаченным в ангельское одеяние бессмертия; а ныне он узрел себя грехом обнаженным, окраденным, униженным до скота и умаленным до карлика. Так ужасен, братия, малейший грех непослушания Богу. Убоявшись Бога, Адам скрылся между деревьями рая (Быт.3:8). Как домашняя кошка, когда одичает и убежит в лес, и начинает прятаться от хозяина и кормильца своего. У бессловесной твари, над коей Адам ранее был всемогущим господином, начал он искать защиты вне Защитника своего. Один грех с молниеносною скоростью повлек за собою другой, третий, сотый, тысячный, пока человек наконец не оскотинился и не заземлился телом и духом. Греховный путь, которым отправился Адам, вел его к земле и в землю. Отсюда и слова Божии: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:19), - выражают не только Божий суд, но и уже начавшийся и быстро развивающийся процесс человеческого заземления и распада. |
Однако предписания не были соблюдены, грех привел к краху гармонии, и Рай превратился в долину плача. Узы любви разорвались. Сначала человек прервал свое общение с Богом, затем со своим ближним, с природой, с самим собой. Мы видим это в действиях первых людей сразу после грехопадения. Что произошло с нашими прародителями? Они в шоке, любовь ушла, пришли стыд, страх, отчуждение. Человек уже живет в состоянии безумия, грех мучает его ужасно. И помните, что сделал Адам? Он услышал голос Божий и вместо того, чтобы пойти встретиться с Богом и поговорить с Ним как ребенок со своим отцом, что он сделал? Спрятался, убежал, постыдился, побоялся. Рай – это гармоничное и исполненное любви согласие с Господом, другими людьми и всем миром Человек потерял Рай как гармоничное и исполненное любви согласие с Господом, разрушил свои отношения с Богом и затем отношения со своим ближним. Помните, когда впервые Адам увидел Еву, то воскликнул в той первой любовной песне: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей»?! А когда он впал в грех, что он сказал Богу? – Я не виноват, а виновата Ева: она мне дала яблоко, поэтому и виновата! Разумеется, Ева, возразила: – Я не виновата, виноват змей! Так отношения разорвались. «Кость от костей моих» теперь «она». Эти отношения были разрушены, была нарушена гармония, но память о Рае осталась. Человек покинул Рай, стал жить напротив Рая, и ангел с огненным мечом охранял Рай, чтобы он не вошел в него. Разумеется, это символические выражения: то, что Адам смотрит на Рай, говорит о его живой памяти об этом месте. И что он делает? В песнопениях Сыропустной недели говорится, что Адам сел и заплакал, вспоминая Рай, и сказал: – Больше не буду я наслаждаться тобой. |
|