И на это именно и соблазнился человек: он захотел знать, что – добро и что – зло. И он создал добро и зло, потому что зло в том и заключается, чтобы отпасть от любви. Он захотел узнать, что такое быть и не быть, но он мог это познать, только утвердившись навсегда через любовь, вкоренившись до глубин своего бытия в Божественной любви. И вот в этом мире мы живем. Рассказ о рае в каком-то отношении, конечно, иносказание, потому что это мир, который погиб, мир, к которому у нас нет доступа; мы не знаем, что такое быть безгрешной, невинной тварью. И на языке падшего мира можно только образами, картинно, подобиями указывать на то, что было и чего никто больше никогда не увидит и не познает. Мы видим, как Адам жил – как друг Божий, мы видим, что, когда Адам созрел, достиг какой-то степени мудрости и ведения через свою приобщенность Богу, Бог привел к нему все твари, и Адам каждой твари дал имя ( ) – не кличку, а то имя, которое выражало самую природу, самую тайну этого существа. Бог как бы предупреждал Адама: смотри, смотри, – ты видишь тварь насквозь, ты ее понимаешь, потому что ты со Мной делишь Мое ведение, поскольку ты можешь при твоей еще неполной зрелости его разделить, глубины твари перед тобой раскрыты. И когда Адам вгляделся во всю тварь, он себя в ней не увидел, потому что, хотя он взят от земли, хотя он является своей плотью и душевным своим бытием частью этого мироздания, вещественного и душевного, но в нем тоже есть искра от Бога, дыхание Божие, которое Господь вдунул в него ( ), сделав из него небывалую тварь – человека. Адам познал, что он один, и Бог навел на него глубокий сон, отделил от него некую часть, и перед ним встала Ева ( ). Святой Иоанн Златоуст говорит о том, как вначале в человеке были заложены все возможности и как постепенно, по мере того, как он созревал, в нем начали проявляться не совместимые в одном существе и мужские, и женские свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Мировой опыт показывает: вражда, экстремизм, ненависть к людям другой национальности и другой веры не имеют религиозного оправдания, сказал Святейший Патриарх Кирилл. «Святые отцы подчеркивали важнейшую роль воспитания во всей дальнейшей жизни человека. Цель это раскрытие данного Богом нравственного идеала, достижение человеком совершенства. Образовательный процесс без то же самое, что тело без души. Бессмысленны усилия педагогов, не радеющих о воспитании продолжил он. «Школа должна перестать быть местом, куда иные родители просто боятся отдавать детей! Еще апостол Иаков предостерегал первых христиан: Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак. 3. 1). Не работа, а именно служение педагога должно пользоваться в обществе почетом и быть закрыто от людей некомпетентных и черствых подчеркнул Его Святейшество. По убеждению Предстоятеля Русской Церкви, в формировании современного человека участвует не только школа. Так, очень часто определяющее влияние имеют средства массовой информации: «Дай Бог, чтобы чувство социальной ответственности, особенно перед юными согражданами, изменило духовный климат в наших газетах и журналах, в интернете, на радио, а на телевидении». Членами президиума Государственного совета России являются губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов; губернатор, председатель правительства Чукотского автономного округа Р.В. Копин; губернатор Ивановского области М.А. Мень; президент республики Бурятия В.В. Наговицын; президент республики Адыгея А.К. Тхакушинов; губернатор, председатель правительства Ханты-Мансийского автономного Югры А.В. Филипенко. Членами Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России являются Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент; председатель Учебного комитета Московского Патриархата, ректор Московских Духовных школ архиепископ Верейский Евгений; руководитель Администрации Президента России С.Е.

http://patriarchia.ru/db/text/580564.htm...

Кааба. С. 123). Согласно мусульм. традиции, в Мекке Адам с сыном Сифом воздвиг 1-е святилище в истории человечества - К. «Воистину, первый дом, сооруженный для богослужения людей, тот, что находится в Бакке» (Коран III 96). К. земная имела прообразом К. небесную, к-рая названа в Коране «обитаемым домом» (LII 4), т. к. ежедневно его посещают 70 тыс. ангелов. Пробыв в доме сутки и совершив там богослужение, они покидают его и больше не возвращаются. И так будет совершаться до скончания веков (Мусульманская свящ. история. С. 38). Изгнанный из рая Адам попросил у Аллаха разрешение построить подобие «обитаемого дома» на земле, и тот послал ангелов, к-рые указали место, находившееся точно под домом небесным,- Мекку. Для строительства К. Адам принес камни с 5 гор: Синайской, Ливанской, Оливковой (библейская Елеонская, или Масличная), Джуди (гора, на к-рую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег (Коран XI 44)) и Хиры (гора, где Мухаммад получил 1-е откровение). Аллах послал Адаму «райский яхонт», сначала он был белым, но от прикосновений мн. грешников почернел и сейчас известен как Черный камень. По окончании строительства ангелы научили Адама обрядам паломничества (манасик), сходным с теми, к-рые совершают мусульмане во время хаджа. По преданию, этот камень вначале был ангелом-хранителем Адама, а когда тот согрешил, то ангел вместе с Адамом был низвергнут на землю и превратился в камень. В Судный день ангел перестанет быть камнем и будет свидетелем тех, кто совершили хадж (т. е. прикасались к нему) (Мусульманская свящ. история. С. 331). Во время потопа камень был поднят ангелами на небеса и сохранен или, по др. версии, спрятан архангелом Джибрилом (ср. Гавриил) на горе Абу-Кубайс близ Мекки.

http://pravenc.ru/text/1319730.html

бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный , – как бы разъясняет и подробнее говорит песнопевец. – это по-славянски то есть то, что сад что растет и вырастает. по-славянски, и есть – это Христос. Божественным Он назван потому, что Он не человеком это Чрево Пресвятой Богородицы названо Раем потому, что как из земли вырастает дерево, так из чрева – плоть. Из райской земли – Древо Жизни, – из чрева Богородицы – человеческая Плоть Богочеловека Христа. Рай бо Оноя чрево явися мысленный… Рай назван потому, что он – втайне, он явлен не для всех людей. Бог Потому и другими словами это значит что значит Этот Рай является духовно-мысленным, но он не менее славен, чем первый Рай. Первый Рай был не только для себя, он был и образом или второго, Который сейчас – в вертепе. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад, от Негоже ядше, живи будем, не якоже Адам у мрем… Вот Оно, Райское Древо Жизни, от вкушения плодов Которого человек мог стать безсмертным – Христос Бог наш, Который отдал Себя за нас, Который делает нас общниками Себя, Своего безсмертия, Своего Божества. – Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите – поет Святая Церковь. В Божественной Евхаристии мы вкушаем Его Пречистое Тело и Святую Кровь. Об этом и говорит Песнотворец: Негоже ядши живи будем, не якоже Адам Адам согрешил и стал смертным, потому что сделанный грех рождает смерть (Рим. 7, 5). Там где грех – там и смерть. Человек, который грешит, – отступает от Бога. А жизнь существует только в Боге и кому Бог ее дает. И человек отступает от Жизни – от Бога, потому и умирает. Так умер Адам. Но мы уже не умираем так, как Адам. Грехи наши взял на Себя наш Спаситель. Он умер за нас. Воскрес – для нас. И приобщает нас к Себе, питая нас Своим Телом и Пречистой Кровию. – Мою Плоть и пияй Мою Кровь – во Мне пребывает, и Аз в (Ин. 6, 56). Мою Плоть и пияй Мою Кровь – имеет Жизнь (Ин. 6, 54). И всех нас, каждого из нас воскресит Он, как неотъемлемую часть Своего Таинственного Божественного Тела.

http://pravmir.ru/gotovisya-vifleeme/

Последний из пророков – Иоанн Креститель был первым из апостолов: он предсказывал о Христе и он же засвидетельствовал о Нем, когда Христос пришел. Иоанн Креститель стоит на рубеже двух эпох, завершая одну и открывая другую: в его лице произошла встреча Ветхого Завета с Новым. В годы, непосредственно предшествовавшие рождению Христа, ожидание Мессии было всеобщим. «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все», – говорит в Евангелии простая женщина-самарянка ( ). Не только в израильском народе, но и среди язычников многие жили мечтой о «золотом веке». Римский поэт Вергилий (I век до Р.Х.) в четвертой эклоге своей «Энеиды» возвестил о таинственном Младенце, рождение Которого означает начало новой благословенной эры спасения. Накануне пришествия в мир Спасителя человечество томилось в предчувствии и предвкушении этого пришествия, с которым связывали надежду на спасение. ХРИСТОС – НОВЫЙ АДАМ В центре всего новозаветного благовестия лежит тайна воплощения Сына Божия. Первозданный Адам не сумел выполнить поставленную перед ним задачу – путем духовно-нравственного совершенствования достичь обожения и привести к Богу видимый мир. После нарушения заповеди и отпадения от сладости рая путь к обожению оказался для него закрытым. Но все то, чего не сумел исполнить первый человек, выполнил за него воплотившийся Бог – Слово, ставшее плотью, – Господь Иисус Христос . Он Сам прошел тот путь к человеку, по которому человек должен был идти к Нему. И если для человека это был путь восхождения, то для Бога – путь смиренного снисхождения, обнищания и истощания. Апостол Павел назвал Христа вторым Адамом , противопоставив Его первому Адаму: «Первый человек – из земли, перстный, второй человек – Господь с неба» ( ). Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что Адам был прообразом Христа по контрасту: «Адам есть образ Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Догматическое и прообразовательное значение сотворения Евы из ребра Адама Производя Адама от обезьяны-матери, эволюционизм таким же видит и происхождение Евы 65 . Однако святые отцы (например, свв. Мефодий Патарский , Иоанн Златоуст , Симеон Новый Богослов , Николай Кавасила , Димитрий Ростовский ) сотворение Евы из ребра Адама созерцают как прообраз Воплощения Сына Божия от Девы Марии. Так, прп. Симеон Новый Богослов объясняет: «Как тогда, при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену, таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий начаток от замеси естества нашего… и это человеческое естество несмесно сочетал с Своим существом, и сделал его Своим собственным, так что Сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным человеком. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой, Приснодевы и Богородицы Марии, заимствовал девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно: как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтоб и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию» 66 . О том же убедительно пишет свт. Димитрий Ростовский со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста : «Как в создании Адама из земли, так и в создании Евы из ребра заключалось прообразование Христова воплощения от Пречистой Девы, что прекрасно изъясняет святой Златоуст, говоря следующее: Адам помимо жены жену произвел, так и Дева без мужа родила Мужа, за Еву отдавая мужам долг; целым остался Адам по изъятии плотского ребра, нетленной осталась и Дева после происхождения от Нее (Слово на Рождество Христово)» 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Господи хотя Тя убити. Но приидете пророки и приидете праведници. Исайя. Иеремее ругающеся аду. отвещаста глаголюще. о немощный дияволе. Давиде глаголи. кто от нас на ны изнесе(т) речь. на живый свет ко Владыце Христу. Тогда Давид рече ясным гласом. Исайя. Еремей. Арон. Езекей. Соломон. Адам. Авраам. Исак. Иаков. Самоил. Данил, и вся. 17 пророк. послушайте гласа моего. Тогда услышав, первозданный, Адам. вопияше биюще в перси своя и в лице руками и глаголаше. Лазорю друже Господень. изнеси на мя речь на живый свет ко Владыце Христу. на се ли мя еси Господи создал. кратко мне во свете твоем жити. да сего ли ти ради Господи землю наплодих человекы. да мене жаль ли Ти Господи. или не жаль. аз бо Господи согреших в делех своих. но того Господи жаль еже Твоим созданием. ад. посмехаетца. и поругаетца. аще аз Адам 399 , а се Твои изволници 400 Авраам. с сыном своим. Исаком. Иаковом внуком. в работе седя(т). во преисподнем аде. сниди Господи. Авраама ради. или ти Господи. и Авраам согрешил. а се твой пророк Моисей провел жидове въскъвозе Чермное море, и глаголав с Тобою на Синайстеи горе в купине. лицем к лицу. и той ти Господи с нами во аде. или ти Господи. и Моисей согреших. а се Господи Твой пророк Исайя. из чрева матери. но вознесен на небеса и той сниде во чрево матерьне 401 и ты Господи сниде во чрево девице святыя Богородицы. а той ти Господи с нами во аде. или ти Господи Исайя что согрешил. и се Твой великий пророк Данил сын Езекея пророка поразил тело златое в Вавилоне. и вверьжен ко львом в ров. а тот Господи с нами во аде. или ти Господи. и Данил что согрешил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Так у Буслаева в списке Беседы без заглавия из Синод. Цветника 1665 г. мы читаем: «Колико Адам был в раю? часов 10 . В других списках Беседы ответ несколько иной: так у Пыпина, III, 169 11 : «I. р. Колико пребысть Адам в раю? В. р. От 6-го часа до 9-го» у Вяземского, Нам. др. п. 1880 I стр. 90 и 112. «Вопрос: Много ли Адам был в раю? Ответ от 6-го часа до 9-го, а иные написали больше». Хотя ответ этот не сходен с рукописью, но он еще больше не сходен с ответом к Антиоху. В «Начертании от различных богословесных книг, сиречь снискательно от глубочайшего сокровенна разума богомудрыми отцы» (Алфавит Солов. Библ. 16. См. Архангел, ук. соч. стр. 145) на подобный вопрос дается такой ответ: «Овии рекут до преступления в раю быти Адаму 40 дней, овии 7 днии, по преступлены же 6 часов, еже и Христос страдаше на кресте». Второй вопрос и ответ так повреждены, что восстановить их с точностью мы затрудняемся 12 . В конце ответа говорится, что Бог создал человека в восполнение отпадшего ангельского чина. Мысль эта заимствована из апокрифа. См. Порфирьев Апокр. сказания, стр. 245, изд. Ак. Наук. Но в Беседе ничего подобного нам не встречалось. Заметим, что мы имеет в виду только напечатанные списки. Третий вопрос: «Кто прежде всех на земле наименовал Бога Богом»? имеется и в Беседе. Напр. в «Устроении словес Василия и Григория Феолога и Иоанна» по рук. XV в. Рум. музея и XVII в. Сол. библ. цитованном Архангельским (ук. с. стр. 177 и 201) читаем; «Кто первее Бога нарече на земли? О. Сотона рече Евзе, что ти Бог рече ясти> . Подобный вопрос и ответ находим у Афанасия (Е 45-й) и в х (Е 73).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Каков Христос, Глава наша, такими будем и мы. Он Сын Божий пребывает теперь в прославленном Теле одесную Бога Отца, не как дух только, а облеченный тою плотию, в которой обитает полнота Божества. И мы в царстве славы, после своего воскресения, будем тоже тело и дух, наши тела будут, правда, духовны и прославлены, но все же они будут телами. Эта вера Церкви основывается на том догмате, что Иисус Христос есть наш второй Адам и что в Нем получили спасение не только души наши, но и тела людей. Эта мысль заслуживает особого внимания, и мы должны остановиться на ней подробнее. Бог в Своем предвечном совете определил, чтобы род человеческий произошел от одного родоначальника. Адам был тем источником, из которого истекала вся река человеческих существ. Он был корнем, из которого долженствовало произрасти все дерево человеческой жизни. По Божественному установлению Адам должен был передать свое человеческое естество, каково бы оно ни было, своему потомству: если бы он не согрешил и продолжал жить свято, он передал бы ему святое естество, но так как он согрешил, то необходимо, чтобы он передал ему естество греховное. По своей свободной воле Адам вкусил запрещенного плода и впал в грех еще до рождения им детей, так что когда он родил детей, он передал им не безгрешное естество, которое было у него первоначально, но греховное, которое он получил с момента грехопадения. Итак, источник бытия сделался зараженным в самом своем начале, корень человеческого естества сделался отравленным ранее, чем хоть одна ветвь или почка произросла от него. Таким образом, когда от Адама произошли дети, то они были подобием его. – «Я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Это подтверждается и опытом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Особо о состоянии Адама в раю Кавасила не говорит, предполагая, очевидно, что это современникам его хорошо было известно из творений Отцов Древней Церкви. Он больше говорит о несовершенстве первого Адама по сравнению со Вторым – Христом. Сравнивая обоих, он утверждает принцип, что «не ветхий для Нового, но Новый Адам для ветхого служит образцом» 322 . Ветхий же был только предварением Христа. «Естество человеческое от начала было для Нового Человека, и ум и желание приготовлены для него» 323 . Далее Кавасила развивает мысль, что все душевные чувства мы получили, чтобы жить во Христе. Он сравнивает Адама и Христа: «Послушание требовалось от ветхого Адама, а оказал его Новый, притом даже до смерти, смерти же крестной; закон принял тот Адам, а сохранил Этот. Первый оказался преступником, не совершенно имея то, что надлежало иметь человеку, так как закон не превышает природы, и преступник его справедливо подлежит наказанию, Второй же был совершенен во всем: Если, – говорит Он, – заповеди Мои соблюдете ( ). Ветхий Адам вел несовершенную жизнь, Новый соделался Отцом совершеннейшей нетленной жизни. Природа человеческая от начала предназначена к нетлению и достигла его в Теле Спасителя, Которое Он воскресил из мертвых в бессмертную жизнь и сделался Вождем бессмертия» 324 . Хотя Кавасила почти всюду говорит об Адаме после грехопадения, но по сделанной им отрицательной характеристике падшего Адама и некоторым другим замечаниям можно судить и о его состоянии до падения. Адам до преступления заповеди был нетленен, имел правое душевное чувство, волю, свободную от греха, был здрав душой и телом и пребывал в послушании Богу 325 . Кавасила определяет сущность человеческой добродетели в общении с Богом волею, а сущность зла в противном состоянии 326 , и «любовь как добродетель воли» 327 . Адамово падение поэтому состояло в нарушении любви и послушания воле Божией 328 . «С некоторого времени Адам поверил лукавому и презрел Благого Владыку и извратил душевное чувство [волю, познавательные способности]. С того времени и душа погубила свое здоровье и благосостояние, отчего и тело пришло в разногласие с душой [расстроилось]» 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010    011