Мысль преподобного Симеона иная: нам нужен Христос, поскольку мы имеем повреждённую грехом ветхую Адамову природу. 5. Учение об «Адамовых осколках» Библейский Адам был создан как венец Божьего творения. Понимая это, епископ Василий (Родзянко) начало эволюции относит не к Адаму в Раю, а к моменту грехопадения, отождествляемому с «Big Но что же произошло с Адамом? Каким образом он оказался включённым в процесс вселенской эволюции от «Большого взрыва» до высших форм органической и духовной жизни? Епископ Василий в своей книге даёт следующий ответ: Адам «раскололся». Такое выражение оказывается возможным, если полагать, будто Адам – «наименование всей совокупности человечества – все-Адам (с приставкой » кол « древних еврейских толкований)» 1225 . Но Церковь не знает такого толкования. Такую трактовку никак нельзя рассматривать как православную и истинную. Правда здесь лишь в том, что такое учение об Адаме Кадмоне, совокупном вселенском человеке, действительно содержится в талмудическом иудаизме и является характерной чертой учения еврейской Каббалы. Лев Александрович Тихомиров в этой связи отмечает: «Позднейший толкователь Каббалы, Исаак Лория, полагает, что вместе с Адамом было создано множество душ, которые составляли коллективно одну душу, так что падение Адама было общим грехом всех душ. В этом виде Каббала сходна с Гермесом Трисмегистом, в учении которого, впрочем, нет коллективной души, а есть лишь коллективное падение» 1226 . Приведём любопытное свидетельство Дмитрия Щедровицкого. «Согласно учению Каббалы, все души были некогда соединены в Адаме: он и принимается как прообраз человечества, совокупность всех человеческих душ. Падение Адама каббалисты уподобляют выпадению из рук Творца зеркала, в котором отражался Лик Божий, почему Адам и называется «созданным по образу и подобию» Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Рождались у Адама с Евой и другие дети, судя по всему, их было достаточно много. Уже о Каине, который после убийства брата ушел скитаться, сказано, что он построил город (Быт 4:17). Очевидно, в нем было как минимум несколько десятков жителей. Где именно жили Адам и Ева? Об этом в Священном Писании ничего не сказано. Кроме того, после Потопа очертания земли, скорее всего, сильно изменились, так что указание конкретного места вряд ли много дало бы нам. Правда, в Церкви сохранилось предание, что погребен Адам был на том же месте, где тысячи лет спустя будет распят Господь Иисус Христос, — его череп, согласно этому преданию, лежит в основании Голгофы. До сих пор его иногда изображают в нижней части Креста Господня. Но никакой возможности удостовериться в том, что Адам в самом деле был погребен на Голгофе, конечно, нет. Сколько лет прожили Адам и Ева? Адам после изгнания из рая прожил еще целых 930 лет (Быт 5:5) и застал семь или восемь поколений Восемь — если держаться хронологии согласно еврейскому оригиналу книги Бытия. Семь — согласно счету лет в Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, выполненном в Египте на рубеже III и II века до Р. Х. — Прим. ред. своих потомков. До рождения Ноя он не дожил всего несколько десятков лет. Так что, можно сказать, перед Адамом прошла почти вся история допотопного человечества. Он увидел, к какой трагедии привел его разрыв с Богом: в каждом из его потомков жила склонность ко греху. И, конечно, Адам и Ева передавали детям, внукам, правнукам и всем дальнейшим поколениям людей свою память о Боге — уникальный опыт, которого не было больше ни у кого. Школа Мартина «Труд Адама Сколько лет прожила Ева, Библия не сообщает: первые главы книги Бытие прослеживают жизнь людей только по мужской линии.

http://foma.ru/chto-my-znaem-o-zhizni-ad...

Употребленное здесь греческое слово eqnh (слав. «языки») в христианском контексте чаще всего означает «язычников». При таком понимании в приведенном тексте можно усмотреть отзвук учения Климента Александрийского о том, что проповедь Христа в аду распространялась и на язычников. Впрочем, определенно утверждать, что автор текста вкладывал в свои слова именно такой смысл, мы не беремся. Во всех приведенных текстах речь идет о спасении (воскрешении) Христом того или иного класса умерших, будь то «верные», «благочестивые», или, наоборот, «согрешившие» и «падшие». Однако гораздо чаще в Октоихе подчеркивается универсальный характер крестной смерти и воскресения Спасителя. Говорится, в частности, о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама (или Адама и Еву), причем Адам понимается не столько как конкретная личность, сколько как символ всего падшего человечества. Следовательно, освобождение его от уз ада знаменует собой обновление всего человеческого рода 574 : Царь сый небесе и земли непостижиме, волею распялся еси за человеколюбие. егоже ад срет доле огорчися, и праведных души приемше возрадовася; Адам же, видев Тя Зиждителя в преисподних, воскресе... 575 Будучи Царем неба и земли, Ты добровольно, по любви к людям, претерпел распятие – Ты, Которого встретив долу, ад огорчился, и Которого приняв, души праведных возрадовались; Адам же, увидев Тебя, Создателя, в преисподней, воскрес... Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе: Адам же ликует Владыко, Ева ныне от уз избавляема радуется... 576 Будучи Богом, Ты воскрес из гроба в славе, и человечество воспевает Тебя как Бога, а смерть исчезла; Адам ликует, Владыко, и Ева ныне, избавляемая от уз, радуется... Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева , вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея 577 . Сегодня Ты, Милостивый, воскрес из гроба и вывел нас из врат смерти; сегодня Адам ликует, и Ева радуется, вместе же [с ними] пророки и патриархи непрестанно воспевают божественную державу власти Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава VI. Христос. Новый Адам В центре всего новозаветного благовестия лежит тайна воплощения Сына Божия. Первозданный Адам не сумел выполнить поставленную перед ним задачу – путем духовно-нравственного совершенствования достичь обожения и привести к Богу видимый мир. После нарушения заповеди и отпадения от сладости рая путь к обожению оказался для него закрытым. Но все то, чего не сумел исполнить первый человек, выполнил за него воплотившийся Бог – Слово, ставшее плотью, – Господь Иисус Христос . Он Сам прошел тот путь к человеку, по которому человек должен был идти к Нему. И если для человека это был путь восхождения, то для Бога – путь смиренного снисхождения, обнищания и истощания (kenosis). Апостол Павел назвал Христа вторым Адамом , противопоставив Его первому Адаму: «Первый человек – из земли, перстный, второй человек – Господь с неба» ( ). Это противопоставление развито Святыми Отцами, которые подчеркивают, что Адам был прообразом Христа по контрасту: «Адам есть образ Христа... – говорит святитель Иоанн Златоуст . – Как тот для тех, кто от него (произошел), хотя они и не ели от дерева, сделался причиной смерти, введенной через вкушение, так и Христос для тех, кто от Него (родился), хотя они и не сделали добро, стал подателем праведности, которую даровал всем нам через крест». 109 Святитель Григорий Богослов в деталях противопоставляет страдания Христа грехопадению Адама: «За каждый наш долг воздано особо... Для этого дерево – за дерево, и за руку – руки, за невоздержанно простертую – мужественно распростертые, за своевольную – пригвожденные (ко кресту), за изгнавшую Адама – соединяющие воедино концы мира. Для этого вознесение (на крест) – за падение, желчь – за вкушение (запретного плода)...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Была только вода. Вода и вода. Вода под твердью небесной и вода над нею (ср. Быт.1:7 ). И Дух Божий носился над водами ( Быт.1:2 ). Дух и ветер. И явился из воды камень – вершина скалы. Началась история земли. Теперь уже была не только вода. Отныне земля и вода, вода и земля. Появилась береговая линия, где последняя морская волна послушно откатывается назад, где кончается вода и начинается земля. Береговая линия, где кончается земля и начинаются воды. В солнечных лучах сверкал Купол Скалы. Скалы, от которой земля повела отсчет своим дням и ночам. Нулевой километр планеты, откуда пошли все расстояния и километры. От этой скалы пошла есть земля. Это произошло здесь. А потом Бог от земли и из нее сотворил человека. Его стали звать Адам, ведь «адам» на праязыке означает «земля». И создал Господь [Ягве] Бог человека [адама] из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек [земля] душою живою ( ). Потом в восточных отсюда пределах в Едеме Бог насадил Сад сладости (Ган Эден), Эдемский сад и поселил туда человека, которого создал (см. Быт.2:15 ). Эдемский сад – это место, где текут реки Тигр и Евфрат. А откуда же Бог «взял человека»? Где Он его создал? Предание Святой Земли и ее мудрецы говорят, что именно здесь. Здесь, от земли этой горы-скалы, первой прорвавшейся из океанической глубины. Внутри этой скалы есть большая полость, пещера. Некоторые полагают, что в ней и жил Адам по изгнании за грех свой из рая сладости, из Эдемского сада. Дальше от Купола Скалы мы видим другой, серый купол. Он венчает собой храм Гроба Господня. Под ним другая скала – Голгофа, Лобное место. По иудейскому преданию, именно под этой скалой, в глубине ее Адам нашел место своего последнего упокоения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом, они высказали свою боязнь и слагали свою вину — Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание — проклятие Божие , постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змия (Быт. III, 15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене — Ева (евр. Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет. Адам , говорит апостол, есть образ будущего (имеющего прийти, т. е. Господа Иисуса Христа) (Рим. V, 14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (I Кор. XV, 47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (I Кор. XV, 22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор 15. 47), но и «образом будущего» (Рим 5. 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор 15. 47).

http://pravmir.ru/biblejskie-obrazy-v-is...

Очевидно также, что на таком антихристианском основании, как учение Дарвина (со всеми его многочисленными модификациями), построить теорию «православного эволюционизма» невозможно. Не удалось строительство этой вавилонской башни эволюционизма и А.В.Гоманькову. 10. О догматическом содержании спора между эволюционистами и креационистами Рассмотренная статья А.В. Гоманькова затрагивает несколько тем, которые различно решаются у эволюционистов и креационистов. В Сборнике приведены эти и некоторые другие догматические вопросы, которые имеют различное решение у эволюционистов и креационистов. 1. Существовал ли Адам как историческое лицо, ответственное за личное деяние — преступление Божией заповеди или первое грехопадение? (Так писал пророк Божий Моисей. Верим ли мы в Духа Святаго, « глаголавшаго пророки »?) 2. Был ли Адам сотворен из праха земного или из какого-либо другого животного вида? Имел ли вообще первый человек Адам каких-либо «предков»? (Ключевой вопрос библейской антропологии.) 3. Имел ли тех же «предков» Господь Иисус Христос? Единосущно ли Его человеческое тело телу прочих животных? Текла ли в Его жилах кровь Адамовых «предков»? Чему, в этой связи, причащаемся мы в таинстве Святой Евхаристии? (Христология, литургика, учение о таинственном пресуществлении.) 4. Пролил ли свою божественную кровь Спаситель только за людей, или за прочую тварь? Допустимо ли далеких Адамовых «родственников» крестить и причащать? (Сотериология, учение о таинствах.) 5. Был ли первый человек Адам создан бессмертным? (Учение Катехизиса о спасении от греха, проклятия и смерти.) 6. Была ли Ева сотворена из части (ребра) Адама, или она является существом «другой крови»? (Ключевой вопрос мариологии, имеющий связь с Непорочным Зачатием и Нетленным Рождеством Христа.) 7. Существовала ли смерть в природе до грехопадения Адама и Евы? (Христология, сотериология.) 8. Эволюционировали ли одни виды в другие, или они были созданы изначально по роду их ? (Считать ли Бога Творцом всего видимого и невидимого?)

http://pravoslavie.ru/43713.html

Человек может утратить образ Божий, перестать быть отражением, но потенциальная возможность обрести его всегда остается. В трактате «О сотворении человека» обсуждается судьба Адама. Святой Григорий придерживался библейского понимания человека. Имя Адам – общее, собирательное, в переводе с еврейского означающее просто человек. Адам не отдельная личность, а все человечество. Точно так же слова «сотворил... небо и землю» следует понимать в универсальном смысле: они относятся ко всему миру, а не к двум предметам. В таком контексте имя Адам допускает и христологическое понимание. Адам как «образ Божий» есть все человечество, предназначенное к единству и согласию. История Адама, таким образом, предвосхищает Христа – нового Адама, в котором это единство осуществилось путем основания Церкви, понимаемой как новое Творение. Во Христе исполнился, полностью реализовался образ Божий. В то же время Он – глава Церкви. Составляя Его тело, мы можем совместным усилием вновь обрести полноту утраченного образа. Вопросы пола обсуждаются у Григория Нисского в контексте оригеновской доктрины о двух Творениях. В предвидении греха Бог сотворил человека двуполым, но до грехопадения различие между мужчиной и женщиной не было реализовано. Только после злополучного инцидента с плодом Бог дал Адаму и Еве «одежды кожаные», аллегорически трактуемые как половое влечение. Нужно сказать, что проблемы пола волновали римских граждан в той же степени, в какой они волнуют людей в наше время. Римская империя находилась в упадке, и падение западной столицы было не за горами. Это было время интеллектуальной утонченности и декаданса – духовного и нравственного. Как водится, реакцией явился преувеличенный пуританизм в христианской его форме – монашестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Сам он напечатал свою защиту православия: «Нова мяра старой вяры» В моде было проповедническое красноречие дурного тона. Люди, века прожившие в бессловесном молчании, как бы обрадовались, что словесный аппарат вдруг стал им послушен, и забавлялись игрой слов. Ставший ректором киевской коллегии после И. Гизеля и Л. Барановича, Иоанникий Голятовский издал под заглавием «Ключ большой сборник своих проповедей и в дополнение к ним теорию Гомилетики: «Наука о сложении казаний» Во славу Пр. Богородицы он издал собрание 445 рассказов о чудесах, связанных с ее именем: «Небо новое с новыми звездами сотворенное» (Львов, Писал И. Голятовский полемически и против латинян, и против униатов и даже против иудеев. К концу жизни он приехал в Чернигов к своему старшему другу и покровителю, архиеп. Л. Барановичу, был им назначен настоятелем монастыря, где и скончался в Адам был из семьи золотых дел мастера в Кенигсберге. Свою целожизненную учебу начал в местном университете, называвшемся Академией. Уже здесь от лютеранских профессоров философии и богословия Адам усвоил историко-критический метод при изучении христианских догматов. Пробыв несколько лет в Иене и изучая св.-отеческую литературу по несовершенным еще старым патрологическим изданиям, он узнал о богатстве св.-отеческих текстов, и печатных и рукописных, находимых в Англии. Адам переселился в Оксфорд и там, расширяя свои патрологические поиски, убедился в отрыве латинского Запада от догматического наследия восточных, греческих отцов и их понимания троичного догмата. Собрав обширный материал в Англии, Адам пришел и Париж и итальянские библиотеки уже со сложившимся самому принять православие. Греческая церковь в ту пору, в половине сама раздиралась догматическими спорами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

так же Мф. парал.). г) Но «Адам, не сделав ничего ни худого, ни доброго, был удостоен чести тотчас по сотворении, – ибо как он мог сделать что-либо, не существуя?» 140 и, следовательно, не сам по себе, а ради чего-то грядущего от него, – ради имевшего произойти от него потомства и из этого потомства Одного Великого Потомка, – Его грядущего Первообраза, «ибо слова: вся покорил под нозе Его, относятся более к Нему, нежели к нам 141 . Адам был первенцем и праотцом рода человеческого, ибо Бог от одной крови произвел весь род человеческий» ( ), почему он и называется именно «первым человеком» ( ). Последний Адам есть так же первенец благодатного мира ( Ев. 2:10,12), как и, будучи первенец из умерших ( ), в воскресении сделался залогом нашего будущего воскресения и для царства славы в вечную жизнь 142 . – Вместе с тем, как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа сверхъестественное, благодатное возрождение ( – срав. 1:12–13; др. г. и др. дал. д., ; 143 ). Далее св. апостол проводит соотношение и между потомством перстного т. е. Адама и потомством небесного т. е. – Христа ( ). И, таким образом, «Адам есть естественно глава всего человечества, которое составляет одно с ним по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатью соделался новой, всемогущей главой человеков, которых соединяет с Собой посредством веры», по исповеданию нашей православной церкви, (смотр. Простр. Кат. 4 чл. Симв. вер. стр. 54 144 ). Наконец, первозданного человека Господь поместил в раю, среди которого росло дерево жизни ( ), которого плодами питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен» 145 . Св. тайновидец Иоанн, под раем разумея царство небесное, под вкушением от древа жизни ( 22:12,14) разумеет таинственное общение верующих в царстве славы со Христом, Который Сам называет Себя жизнью и источником жизни ( , срав. 1, 4, 5, 26 и 10:10,28 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010    011