лет, причем последняя тысяча лет - это мессианский период (нек-рые исследователи считают все эти элементы христ. интерполяциями - B ttrich. 1996). Антропология Человек, согласно Е. в. к.,- это венец творения, царь земного мира (2 Енох 30. 11-12; 58. 3), к-рый был сотворен по образу Божию (2 Енох 44. 1; 65. 2). Первый человек Адам по сути предстает микрокосмом (2 Енох 30. 8-14). Он был создан Богом из видимых и невидимых субстанций, «от смерти и жизни»; он поставлен «вторым ангелом, достойным, великим и славным», а также царем, к-рый должен был править миром с помощью премудрости Божией (2 Енох 30. 10-11). Бог дал человеку имя от 4 частей: «...от востока, от запада, от севера, от юга… и назвал его Адам» (2 Енох 30. 13-14). Имя Адам, возможно, понимается автором книги как криптограмма с греч. названий сторон света: ( Хачатурян. 2003. С. 315). Согласно 2 Енох 30. 15, Бог наделил человека свободной волей, указал путь света и путь тьмы, рассказал, что есть добро и зло. То, что Адам при этом не познал своей природы, «есть грех горький» (2 Енох 30. 16). Из ребра Адама была создана жена, через к-рую «к нему пришла смерть» (2 Енох 30. 17). Имя 1-й женщины Ева автор Е. в. к. понимает как «мать» (2 Енох 30. 18), что, возможно, объясняется игрой евр. слов - мать и - человек. Для Адама были отверсты небеса, чтобы он мог видеть ангелов, поющих торжественную песнь перед Богом (2 Енох 31. 2-3). Согласно 2 Енох 42. 3, земной рай был открыт до 3-го неба, где он соединялся с небесным раем. Хотя по замыслу Божию человек был призван царствовать над всем миром, он поддался искушению сатаны, к-рый соблазнил Еву.

http://pravenc.ru/text/189989.html

Вот как Библия описывает состояние Адама и Евы: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3; 8). Если раньше Адам ощущал Бога внутри себя, т.е. он был в Царствии Божием, то теперь Адам слышит, как Бог ходит по раю, т.е. ощущает Его извне, т.к. совершил грех и выгнал из себя Бога. Адам уже не в Царствии Божием, Бог уже не в нем. Этот библейский рассказ надо понимать не буквально, мол, Бог гуляет по саду, а Адам слышит Его шаги. Это все образный язык Библии, который через внешнее описание передает внутренне состояние Адама. Бог зовет Адама, а тот прячется от Него под кустом, не хочет с ним говорить. У людей была возможность вернуть Царство Божие, но для этого надо было осознать свою ошибку и принести Богу покаяние. Но на покаяние у них не хватило сил, и они стали вину перекладывать друг на друга. Ева стала во всем обвинять змея, Адам – Еву и даже косвенно Бога – «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3.12). После грехопадения достижение цели человеческого бытия – уподобление Богу невозможным. Сам по себе человек не может стать как Бог. В этом стремлении он должен опираться на силу Божественной благодати, должно быть взаимодействие человеческих усилий и помощи Божией. Это то, что греческие отцы называли словом синергия, т.е. сложение сил, соединение энергий Божественной и человеческой. Но поскольку грехом была оборвана связь с Богом, то люди стали опираться только на свои собственные силы. И как следствие этого, стали неспособны вернуть себе Царство Божие. Об этом свидетельствует вся Ветхозаветная история.

http://bogoslov.ru/article/5177484

Так прославляет Господь человека, что творит его подобным Себе». – «О, Адам, ведь мы дети твои. Скажи нам, скорбящим на земле, как унаследовать рай, чтобы и мы, подобно тебе, видели славу Господню. Душа наша скучает о Господе, ты же на небесах живешь и радуешься славе Господней. Молим тебя, – утеши нас». – «Что вопиете ко мне, дети мои? Господь любит вас и дал вам заповеди. Соблюдайте их, любите друг друга, и обрящете покой в Боге. Кайтесь на всякий час в прегрешениях своих, чтобы могли мы встретить Господа. Господь сказал: «Любящие Мя – люблю, и прославляющие Мя – прославлю». «О, Адам, молись за нас, детей твоих. От многих скорбей печальна душа наша». «О, Адам, отец наш, ты живешь на небесах и видишь Господа, сидящего во славе одесную Бога-Отца. Ты видишь Херувимов и Серафимов и всех Святых, и слышишь песни небесные, от сладости которых душа твоя забыла землю. Мы же печальны на земле и много скучаем о Боге. Мало в нас огня, чтобы пламенно любить Господа. Внуши нам, что должны мы делать, чтобы рай обрести?» Отвечает Адам: – «Не троньте меня, дети мои, ибо я от сладости любви Божией не могу вспомнить про землю». – «О, Адам, скучают души наши, и скорби отяготили нас. Скажи нам слово утешения. Пропой нам от песней, которые ты слышишь на небесах, дабы слышала их вся земля, и люди забыли горе свое... О, Адам, мы печальны зело». – «Не троньте меня. Время моих скорбей прошло. От красоты рая и сладости Духа Святого я не могу уже помнить землю. Но скажу вам: любит вас Господь, и вы живите в любви, будьте послушны властям, смиряйте свои сердца, и Дух Божий будет жить в вас. Он приходит в душу тихо, и дает ей мир, и свидетельствует спасение без слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Неужели Бог не хотел, чтобы Адам и Ева знали добро и зло, и поэтому наложил запрет? Это было бы крайне странным. Ведь Он в более поздние времена, когда на людей было наложено гораздо больше ограничений, и когда они были лишены той прозорливости, которою обладал Адам, не раз Сам повелевал людям своим знать добро и зло. Как же это знание могло быть запретным для Адама и Евы, свободно пользовавшихся в раю всеми благами? И неужели до вкушения плодов Адам не знал, что есть добро и что зло? Святитель Иоанн Златоуст с негодованием отвергает подобную точку зрения: «Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после уже вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо и что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем опять хулу на Создателя. Как Он давал и заповедь тому, кто не знал, что преступление (есть) зло? Это не так; напротив, он ясно знал это» . «Если мы теперь знаем это, и не только мы, но и скифы и варвары, то тем более знал это человек тогда, до грехопадения. Удостоенный таких преимуществ, каково (создание) по образу и подобию, и прочих благодеяний, он не мог быть лишен главного блага. Добра и зла не знают только те, которые по природе не имеют разума, а Адам обладал великою мудростью и мог распознавать то и другое» . «Итак, знавший столько, ужели, скажи мне, не знал, что добро и что зло? С чем же это будет сообразно? Если он [Адам] не знал до вкушения от древа, что добро и что зло, а узнал после вкушения, то, следовательно, грех был для него учителем мудрости, и змий был не обольстителем, а полезным советником, из зверя сделав его человеком.

http://bogoslov.ru/article/4712893

Православное чтение [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте Православное чтение : Zavet.Ru ] ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ. КАК ПРАВИЛЬНО ВЫЙТИ ЗАМУЖ? БЕСЕДЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ Авдеенко Е.А. [ Предисловие ] [ Часть I ] [ Часть II ] [ Часть III ] [ Часть IV ] [ Часть V ] ЧАСТЬ III Здесь я ненадолго прерву изложение своей беседы со школьниками Эта книжечка может попасть в руки взрослого человека, который интересуется основами христианской веры. Такому читателю, который готов с доверием отнестись в Священному Писанию, я бы посоветовал внимательно почитать первые главы Библии (книги Бытие ). Весь человеческий род произошел от первых людей, Адама и Евы. Перечитывая первые главы Библии, спросим себя, сколько раз Адам познавал Еву? Я имею в виду, сколько раз он ее совершенно по-новому полюблял? Сколько вообще есть главных родов любви мужа к жене? Адам трижды по-новому познавал жену. Первый раз это было так. Адам жил в раю, и ему было хорошо. Бог сказал: Не хорошо жить человеку одному... И навел Господь на Адама исступление . Это был не сон, не бессознательное состояние. Адам не уснул бесчувственно, а во вдохновении исступил из тела и видел, что происходит. В это время Господь раскрыл Адаму грудь, взял его ребро (кость, что ближе всего к сердцу), создал из этого ребра жену, закрыл то место плотью и привел женщину к Адаму. Когда Адам увидел жену, он признался ей в любви. Это первое признание в любви человека к человеку. Адам сказал: Вот, ято кость от костей моих и плоть от плоти моей. И после этого Адам ДАЛ ИМЯ новому человеку: ЖЕНА. По понятиям древних дать имя может только тот, кто знает, что он называет. Так Адам в первый раз познал свою жену. Это любовь первая, совершенная. В любви человек видит другого человека так: это другой человек, но в то же время это я сам... ЛЮБЯЩИЙ ЖЕНУ ЛЮБИТ САМОГО СЕБЯ. Так возникла первая Церковь Божья - муж и жена. Первая Церковь возникла в раю.

http://zavet.ru/pervozr3.htm

То есть он не был гермафродитом в том смысле, что он не был и мужчиной, и женщиной, – он был совокупностью всех тех возможностей, которые потом могли расцвести в полноте и женственности, и мужского состояния. Очень интересно видеть в Библии, что Адам был создан, жил, и в какой-то момент – именно не изначально – Бог привел к нему всех существующих животных, и Адам увидел, что он – единственное существо, которое не имеет себе как бы напарника. Он один, а у всех других существ есть женский и мужской пол. И вдруг Адам осознал себя одиноким. В этот момент Бог сказал (я выражаюсь словами Библии, но, конечно, Бог так не «говорил»): «Не хорошо быть человеку одному» ( ). И Бог, как говорится в наших переводах, «навел... на человека крепкий сон» ( ). Это выражение не всегда удовлетворительно, вернее, меня не удовлетворяет. Греческий текст употребляет гораздо более интересное выражение; греческий текст нам говорит, что Адам вошел в состояние экстаза, исступления. Вы меня, может быть, спросите, какая разница? Разница громадная; разница вот в чем. Уснуть – это потерять сознание и быть как бы ниже себя самого. Исступление, экстаз – это состояние, когда человек теряет себя, потому что перерастает себя, это состояние восторга по сравнению с состоянием уныния. И вот в этом состоянии восторга из него как бы рождается Ева . Первая их встреча замечательна. Они встречаются лицом к лицу, Адам смотрит на Еву и говорит: «Это плоть от плоти моей, это кость от костей моих, это я – и это она...» ( ). Еврейский текст в этом смысле гораздо более разителен тем, что там употреблены слова «иш» и «иша», мужская и женская форма того же самого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Даже больше. Сам Господь делает все для спасения человека. Сам Христос взял на Себя то самое проклятие смерти, которое принес Адам через непослушание и отпадение от Бога. Со Христом говорил он в райском саду, Христа он отрекся, вместо того, чтобы исповедаться Ему, Тому, Который обнаружил его состояние. Бог спросил: где И тот ответил: был гол и спрятался от Тебя, потому что И тут Господь, поняв, что сам Адам не в состоянии покаяться, Сам исповедует его. В переводе с греческого, тебе возвестил, что ты гол? Не ел ли ты с Адам должен был ответить, как учит Святая Церковь, — согрешил, беззаконовал пред Тобой — слова из Покаянного канона Андрея Критского. Адам не покаялся, что согрешил, а сказал, что это сделала жена, которую мне В конечном итоге он обвинил Бога. Не сознаемся ли мы все себе в подобном поведении? Если бы мы сказали подобные слова своему отцу по крови, то скорей всего получили бы пару пощечин, и спать нас отправили бы голодными. Но что делает Господь? Молчит! Не Тот ли Самый это Господь, Который молчит сейчас перед Своим созданием, человеком, и будет молчать перед Пилатом? Это Тот же Самый Господь и та же самая любовь. И молчит перед Адамом, и не оправдывается перед ним, как бы говоря: Господь, Тогда Господь берет ответственность на Себя и пытается говорить с женщиной. Женщина поддерживает мужчину. И я хочу сказать, что если бы Адам тогда покаялся… ведь сколькие из нас чувствовали, уходя с исповеди, хоть один раз в жизни, ощущение легкости и полета. Если хотя бы Ева покаялась и стала бы для Адама тем, кем стала через 5000 лет Матерь Божия, тогда бы она, Ева, действительно стала бы матерь жизни, и Адам спасся бы через нее. Или бы Адам покаялся и исповедал свой грех, он бы не оказался на этой земле, а остался бы в раю в ощущении этого полета. И если Адам обвинил Господа, как будто бы он прав, а Бог нет, то Господь возвестил Адаму, каковы последствия человеческой и Божией В любом случае, когда один прав, а другой виноват, результатом будет разрыв. Результатом стало изгнание Адама из рая, это было следствием его отказа от Господа. Адам наследовал проклятие смерти, из которого он уже не мог возвратиться к Богу.

http://pravmir.ru/filokaliya/

Далеко беднее этих даровитых ученых воспитанники той же киевской школы: Тарасий Земка, Иннокентий Гизель, Антоний Радзивиловский и Иоанн Максимович , архиепископ черниговский, страстный охотник до вирш. Наконец, никто столько не был достоин общего уважения и по своей судьбе, и по учености, и по заслугам православию, как Адам Зерников, к сожалению, едва замеченный в свое время. Рожденный и воспитанный в лютеранизме, слушавший в лучших университетах запада разные науки, Адам сам по себе почувствовал недовольство лютеранизмом, разделенным на секты и послушным произволу каждого учителя. Чтение книги Митрофана Критопула «Исповедание восточной Церкви» обратило сердце его к Церкви греческой; он стал читать греческих отцов и учителей, чтобы поверить правоту ее в споре с Римом об исхождении Святого Духа. Адам посетил Оксфорд и Кембридж и посвящал дни и ночи на чтение греческих рукописей; с той же целью был в Париже и Риме. Положив твердое намерение принять православие, он хотел с кем-нибудь отправиться в Москву; но чрез Вильну прибыл к Лазарю, архиепископу черниговскому, который принял его с радостью и поместил в своем доме. Объявив пастырю свое желание, Адам вместо простого отречения от лютеранства написал опровержение лютеранской вере. Затем гетман принял его в Батурине с честью, как хорошего инженера; но Адам отказался от светской чести и, приняв иночество, посвятил время собранию розысканий своих по библиотекам запада. Около 1682 г. окончил он трактат о происхождении Святого Духа от единого Отца. Это был труд, какого дотоле не было на самом востоке, труд образцовый, как по силе доказательств, так и по духу изложения, спокойному и отчетливому. Тем не менее, в точности неизвестно, когда скончался чудный Зерников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И вот эта в цирке увенчивается, а та в брачной комнате приобретает вечный позор. Какую пользу получили идолы с их ложным почитанием от обширности их храмов? И что теряют мученики от несовершенства их гробниц? Не посрамилось ли заблуждение и в великолепных храмах, а гробы мучеников не прославились ли в смирении? Итак, Церковь Бога живого сменила собою рай сладости. В том раю змей извивался и обольстил, в новом раю говорит Спаситель: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» ( ). В раю совершилось преступление, из-за которого Адаму закрыт был путь жизни, но душе, преданной добродетели, это нисколько не препятствует, что видно из того, что вне рая (человек) получает больше, чем было в раю. Адаму преграждается рай, а Петру вверяются ключи неба; Адам извергается из рая, а Павел восхищается до третьего неба. Адам устраняется от древа жизни, чтобы как-нибудь, по словам Бога, не прикоснулся он к древу жизни. Там жизнь подавляется и древо жизни удаляется от преступника заповеди; здесь воздвигается древо крестное и все желающие пожинают жизнь вечную. В раю после падения Адам, угрызаемый совестью, скрывается от Бога, а Тот, кто все испытует, привязывает его и говорит: «Адам, где ты» ( )? Ты не знаешь, где он? Ты спрашиваешь: «Адам, где ты»? Нет, очевидно, в обличение его беззакония говорит Бог: где ты? – вместо того, чтобы сказать: каково твое состояние? Доставило ли тебе равенство с Богом обман змея? Видишь ли ты, что ты наг? «Бог ты»? «Голос Твой услышал я ...и скрылся», отвечает Адам ( Быт.3:10 ). Он в раю скрывается от Бога, а апостолы говорят: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» ( ). Видишь, какое дерзновение вне рая? Видишь, какое посрамление в раю? В раю после грехопадения Бог одел Адама в кожаные одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Немногочисленные приходы Московской Патриархии в Америке были подчинены архиепископу Вениамину. Из викариев митрополита Платона с требованиями Москвы согласился епископ Антонин (Покровский), занимавшийся миссионерством на Аляске, а также епископ Адам (Филипповский), окормлявший капато-русские приходы. Правда, последний вскоре был запрещен в священнослужении архиепископом Вениамином, а карпато-русские приходы разошлись по другим юрисдикциям. В общей сложности в подчинении Московской Патриархии в Америке осталось около 25 приходов, причем практически все они были малолюдными. Большинство русских приходов в Америке находилось в ведении митрополита Платона (около 200 приходов) и в РПЦЗ (около 100 приходов). В 1933 г. начались попытки восстановления общения между Русской Зарубежной Церковью и Североамериканской митрополией. Назначенные в Америку архиереи РПЦЗ, архиепископы Виталий (Максименко) и Тихон (Троицкий), были лишены властных амбиций и искренне добивались примирения с митрополитом Платоном. Попытки были безуспешными, однако смерть митрополита Платона 20 апреля 1934 г. помогла единству. Новый глава Североамериканского округа митрополит Феофил (Пашковский) был готов к переговорам. Архиерейский Собор РПЦЗ 1934 г. снял прещения с иерархов Североамериканской митрополии. В 1935 г. Североамериканский округ и Русская Зарубежная Церковь объединились административно, причем Северной Америке были даны права широкой автономии. Это решение усилило Русскую Зарубежную Церковь , которая к концу 1930-х гг. была в более выгодном положении, чем Московская Патриархия. В ведении РПЦЗ (включая Североамериканскую митрополию) было более 500 приходов, 15 монастырей и 25 архиереев, большая часть которых управляла полноценными епархиями. Вскоре после объединения завершился земной путь главы РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого) . В воскресенье 2 августа 1936 г. митрополит отслужил свою последнюю литургию. 8 августа клирики Сербской и Русской Зарубежной Церквей совершили над старцем -митрополитом таинство Елеосвящения и причастили его Святых Таин. 10 августа митрополит Антоний причастился еще раз. Вечером стало понятно, что архипастырь умирает. Во время чтения отходной в 21 час 20 минут сердце митрополита Антония перестало биться. Первую панихиду по усопшему совершил патриарх Варнава. Он же возглавил отпевание митрополита. Первый глава РПЦЗ был погребен в Иверской часовне, в специальном склепе, который архипастырь указал как место своего упокоения еще при жизни. Русская церковная эмиграция 1936–1949 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010    011