Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 30.01.1881, с. Руда, Жидачовский у.- 29.04.1956, Филадельфия, США), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский. Род. в Вост. Галиции (Австро-Венгрия) в семье правосл. священника, принадлежавшего к старинному роду. Согласно семейной хронике, его предки переселились в Галицию в XVIII в. из тех мест, что позже вошли в состав Екатеринославской губ. Мать - Модеста Львовна Конашевич - происходила из семьи потомков гетмана Запорожской Сечи Петра Конашевича-Сагайдачного, восстановившего правосл. иерархию в Юго-Зап. Руси. А. окончил народное уч-ще и курс гимназии в г. Бережаны в 1900 г. В гимназии вел тайный литературно-просветительный кружок по изучению рус. истории и лит-ры, что было запрещено в Австрии. Получив аттестат зрелости, поступил в Львовский ун-т на богословский фак-т, затем перешел на юридический. В 1903 г. выехал в Сев. Америку, где принимал участие в общественной жизни карпаторосской эмиграции, писал и публиковал статьи в рус. газ. «Правда», редактором к-рой стал вскоре после приезда, пел в архиерейском хоре, встречался с архиеп. Алеутским и Североамериканским Тихоном (Белавиным) , прот. Александром Хотовицким и свящ. Александром Немоловским (позже архиепископ), под влиянием к-рых решил принять духовный сан. В 1905 г. возвратился на родину для завершения обучения в Львовском ун-те. В 1912 г., окончив его, переехал в США. 14 сент. 1912 г. еп. Аляскинским Александром (Немоловским) А. был рукоположен во диакона, 17 сент.- во пресвитера и приписан к Свято-Михайловской ц. в Филадельфии с целью организации при ней прихода. Продолжил пастырское служение в Ньюарке (шт. Нью-Джерси), а затем в Нью-Йорке. В 1914 г. А. назначен настоятелем ц. Воскресения Христова в Нью-Йорке. Одновременно преподавал в ДС в Тенафлае (Нью-Джерси), состоял членом Учебного комитета епархии, был редактором газ. «Cbim» и секретарем об-ва «Ревнитель Православия».

http://pravenc.ru/text/63458.html

Согласно ему, Американская митрополия находилась в подчинении Архиерейскому Синоду РПЦЗ в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой полную самостоятельность во внутрицерковных делах. Собор также принял важное решение об учреждении в М. о. духовных учебных заведений, к-рые должны были заменить прежнюю епархиальную семинарию в Тенафлае (шт. Нью-Джерси), прекратившую работу из-за недостатка средств в 1923 г. В 1938 г. были открыты Владимирская ДС в Нью-Йорке и пастырское уч-ще (впосл. ДС) в мон-ре Тихона Задонского в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Согласно решениям Питтсбургского Собора 1936 г., произошло разделение М. о. на епархии. Фактически в объединенной митрополии сохранялось обособление приходов М. о. и РПЦЗ. Бывш. епархии РПЦЗ продолжали существовать на одной территории с новоучрежденными епархиями митрополии. Архиеп. Тихон сохранил свою кафедру в Сан-Франциско, но титуловался теперь Западноамериканским и Сиэтлским, архиеп. Виктор стал главой Восточноамериканской и Нью-Джерсийской епархии с епархиальным центром в Нью-Йорке. Приходы параллельно существовавшей Нью-Йоркской епархии находились под непосредственным управлением митр. Феофила, сохранившего за собой и управление Сан-Францисской епархией. Правящими епархиальными архиереями стали прежние викарии - епископы Чикагский Леонтий (Туркевич ; впосл. митрополит), Детройтский Арсений (Чаговец), Аляскинский Алексий (Пантелеев ; впосл. архиепископ), Питтсбургский Вениамин (Басалыга ; впосл. архиепископ), Монреальский и Восточноканадский Иероним (Чернов ; впосл. архиепископ), Эдмонтонский и Западноканадский Иоасаф (Скородумов ; впосл. архиепископ). Перешедший в 1935 г. в юрисдикцию Американской митрополии еп. Адам (Филипповский-Филипенко; с 1936 архиепископ) возглавил внетерриториальную Филадельфийскую и Карпаторусскую епархию. В Нью-Йорке была учреждена викарная Бруклинская кафедра, к-рую занял Макарий (Ильинский ; впосл. митрополит). На Бруклинского викария было возложено руководство Владимирской ДС, ставшей главным богословским центром митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦЗ расположена на территории Канады. Кафедральный город - Монреаль. Правящий архиерей - еп. Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков). До 1917 г. правосл. приходы на территории Канады входили в состав Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ . В 1905 г. по представлению Североамериканского еп. свт. Тихона (Беллавина ; впосл. патриарх Московский и всея России) была открыта Канадская миссия. 6 июля 1916 г. на основе миссии было учреждено Канадское викариатство Североамериканской епархии во главе с еп. Александром (Немоловским ; впосл. митрополит), ранее возглавлявшим Аляскинское викариатство . С 1917 г. еп. Александр пребывал в Нью-Йорке, временно управляя всей Североамериканской епархией, в 1919 г. стал ее правящим архиереем, оставив Канадскую викарную кафедру вакантной. Гавриил (Чемодаков), архиеп. Монреальский и Канадский. Фотография. 2012 г. Гавриил (Чемодаков), архиеп. Монреальский и Канадский. Фотография. 2012 г. 24 окт. 1922 г. во епископа Канадского был хиротонисан благочинный православных приходов в Канаде архим. Адам (Филипповский-Филипенко ; впосл. архиепископ). Хиротония, к-рую провели руководитель миссии среди бывших униатов-карпатороссов в Сев. Америке Питтсбургский еп. Стефан (Дзюбай) и Моравско-Силезский еп. Сербской Православной Церкви сщмч. Горазд (Павлик) , была совершена без согласия митр. Платона (Рождественского) , избранного Всеамериканским церковным Собором главой объявленного автономным Митрополичьего округа в Сев. Америке и утвержденного в должности Архиерейским Собором РПЦЗ. 10 февр. 1924 г. митр. Платон назначил на викарную Канадскую кафедру с титулом «епископ Виннипегский» Аполлинария (Кошевого ; впосл. архиепископ). 14 дек. того же года еп. Аполлинарий был переведен на викарную Сан-Францисскую кафедру. 6 июня 1926 г. по просьбе канадской паствы и по представлению митр. Платона в Белграде во епископа Виннипегского и Канады был хиротонисан архим. Арсений (Чаговец), бывший в 1908-1910 гг. благочинным приходов в Канаде. С прибытием в Виннипег (пров. Манитоба) еп. Арсения церковная жизнь в Канаде активизировалась, начал издаваться ж. «Канадийский православный миссионер».

http://pravenc.ru/text/1470185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ Иерархи Северо-Американской митрополии. В центре — митр. Феофил (Пашковский). Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в. Иерархи Северо-Американской митрополии. В центре — митр. Феофил (Пашковский). Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в. РПЦ, неканонично провозглашенный самоуправляемым в 1924 г., с 1970 г.- автокефальная Православная Церковь в Америке (ПЦА). В нач. ХХ в. в США и Канаде существовала Алеутская и Североамериканская епархия Русской Православной Церкви (офиц. название с 1907 - Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской) с кафедральным центром в Нью-Йорке (с 1905). Значительную часть приходов епархии составляли национальные общины украинцев и русинов из числа бывш. униатов, греков, сербов, румын, болгар, албанцев, сиро-арабов и др. В епархии были учреждены территориальные Аляскинское и Канадское, а также внетерриториальные карпаторусское (русинское) Питтсбургское и сиро-арабское Бруклинское вик-ства. С отъездом на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Алеутского и Североамериканского архиеп. Евдокима (Мещерского) Североамериканская епархия РПЦ лишилась правящего архиерея, которого временно замещал викарный Канадский еп. Александр (Немоловский ; впосл. митрополит). После прихода в окт. 1917 г. в России к власти большевиков связь Североамериканской епархии с высшей церковной властью была затруднена. Одновременно начался процесс обособления от единой правосл. епархии РПЦ в Сев. Америке национальных общин, образовывавших епархии др. Поместных Церквей или неканоничные религ. объединения. В условиях вынужденного самостоятельного существования без поддержки из России в февр. 1919 г. в Кливленде (шт. Огайо) состоялся II Всеамериканский Собор , избравший еп. Александра правящим архиереем Североамериканской епархии РПЦ. 7 сент. 1920 г. это избрание было утверждено патриархом Московским и всея России свт. Тихоном (Беллавиным) , который возвел еп. Александра в сан архиепископа. С апр. 1921 г. в США находился в качестве патриаршего представителя Херсонский и Одесский митр. Платон (Рождественский) , эмигрировавший из России в 1920 г. 27 апр. 1922 г. он был назначен патриархом Тихоном и Синодом РПЦ временно управляющим Североамериканской епархией (по некоторым сведениям, этот указ митр. Платон не получил (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 451)). 20 июня того же года архиеп. Александр передал митр. Платону управление епархией, после чего выехал из США. Права митр. Платона на управление епархией оспаривал викарный Питтсбургский еп. Стефан (Дзюбай), который в окт. 1922 г. самовольно хиротонисал еп. Адама (Филипповского-Филипенко ; впосл. архиепископ) для Канадской викарной кафедры. Еп. Стефан впосл. потерял поддержку своей паствы и перешел в католичество, а еп. Адам продолжал окормлять часть украинских и русинских общин в США и Канаде.

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Иванченко Михаил Иванович; 21.11.1884, Харьковская губ.- 1.06.1984, Пайн-Буш, шт. Нью-Йорк, США), архиеп. Бруклинский. В 1910-1914 гг. учился на математическом фак-те Харьковского ун-та. По окончании ун-та получил назначение на учительскую должность в муж. гимназию г. Уфы, где одновременно управлял церковным архиерейским хором. По некоторым сведениям, после 1917 г. принял священство от Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) . В 1927 г. переехал в Харьков, где занимался научной работой при математической кафедре ун-та, а затем в звании профессора в течение 12 лет возглавлял кафедру математики в Харьковском электротехническом ин-те. За это время он написал ряд работ по специальности. В 1941 г. во время нем. оккупации возвратился к пастырской деятельности. В 1942 г. получил приход в пос. Котельва в Полтавской епархии от «митрополита всея Левобережныя Украины» неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Ф. Булдовского . В мае 1943 г., потеряв жену и 2 сыновей, погибших во время военных действий, принял монашество в Киеве с именем Досифей. Возведен в сан архимандрита. Служил в приходах Львова и Криницы. 17 нояб. 1944 г. участвовал в совещании епископов УАПЦ в г. Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) как представитель Полтавской епархии. Конец войны застал Д. в Германии, где в 1945 г. в Гейдельберге он основал правосл. приход. Вышел из состава УАПЦ и вернулся в РПЦ (обстоятельства перехода неизвестны). С 1951 г. служил в приходах Экзархата РПЦ в США: в Лопезе (шт. Пенсильвания), в Балтиморе, в Филадельфии, в Сан-Франциско. В февр. 1955 г. был определен к епископскому служению, при этом, согласно указу, хиротония должна была быть совершена не раньше смерти архиеп. Адама (Филипповского-Филипенко) . 25 дек. 1958 г. назначен настоятелем Свято-Николаевского кафедрального собора в г. Нью-Йорке. 9 мая 1959 г. в этом соборе хиротонисан Канадским архиеп. Пантелеимоном (Рудыком), Агафоникским еп.

http://pravenc.ru/text/180335.html

Один из наиболее спокойных князей, некто кн. Волконский в «письме в редакцию» (С.-Петерб. Ведом.: 301), между прочим, писал , что «и противники г. Стаховича говорили не по существу (верно только отчасти), а пустились в острые, обидчивые пререкания» и защитники г. Стаховича тоже: «г. Стахович-де православный; г. Стахович крестится, садясь за стол; г. Стахович любит Дузе» 32 -можно подумать, что речь идет о каком-нибудь изобретателе, или иной «знаменитости», интересующей публику: встает, выпивает чашку кофе, гуляет, садится за работу. Кому это нужно и что общего с вопросом? Вполне соглашаемся с кн. Волконским! Соглашаемся с последним и в том, что «несправедливо требовать 33 от человека, чтобы он веровал так, а не иначе и нельзя подвергать человека уголовной каре, за то, что он верит, как ему верится 34 , а не как ему приказано; что «нельзя путем насильственных мер заставить, человека уверовать и вообще нельзя приказать не заблуждаться и нельзя, получив такое приказание, исполнить» 35 ! Но заметим , как далеки эти рассуждения кн. Волконского от речей г. Стаховича и как близки и даже тожественны они с речами г.г. миссионеров! В той же газете отозвались и два отставных военных: ген-лейт. И. Филипенко и подполковн. И. Сергеенко. Первый, бросив нисколько крайне дерзких и неосновательных обвинений по адресу миссионеров, в существе дела подтвердил несколько мыслей последних, именно: что «Божественный Основатель христианства не допускал гонений на еретиков» за их чисто-религиозные заблуждения и даже «не порицал» их «а незнание и заблуждение», а только говорил: «заблуждаетесь, не зная Писания». Но когда нужно было, тот же Христос «прибегал к энергичным порицаниям» лицемеров: «порождения ехидны, змеи, безумные» – говорил Он им . И вдруг из этих несомненно прекрасных рассуждений г. Филипенко делает следующий, довольно таки неожиданный и нелогичный вывод: «истина заключается в том , что Россия вступила в период религиозной эволюции, какую в последний раз пережила Европа в XVI-м стол.!!... Остается нам спросить г. Филипенко, какую же, форму религии предлагает он России принять вместо православия – уж не штунду ли, за которую он так не прикровенно ратует 36 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Было страшно, когда принудительно отбирали детей у матерей. Их вывозили из зоны отчуждения куда-то в санатории. Жена наших не отдала. Дочке тогда было 10 лет, сыну – 14. Не отпустила. Мы же вообще не понимали, что происходит. Через несколько дней предприятия стали создавать штабы гражданской обороны, эвакуировать бухгалтерии, отделы кадров с их документацией и производственные службы. Моя жена работала на заводе «Юпитер», ее тоже включили в штаб, а чуть позже переправили в Ростов-на-Дону, на завод «Алмаз». Она с детьми уехала, я до июля участвовал в ликвидации последствий аварии. Сегодня и жена, и я – инвалиды 2-й группы. Детям инвалидность не дали. Сын дважды был на комиссии ВТЭК и ничего не добился. По российским законам до 18 лет им полагались выплаты, а после 18 лет они вроде как ни в чем не нуждаются и не имеют права на помощь. Про здоровье говорить не хочу. Нет его: дикие головные боли, совсем никакая иммунная система, сосуды в труху… Да понятно, что калеки мы. Если в Брянской области, особенно в юго-западной ее части, медики до сих пор фиксируют повышенный уровень заболеваемости раком щитовидной железы у детей, то прикиньте, какой букет диагнозов насобирали ликвидаторы и их дети. фото: Sean Gallup/Getty/theatlantic.com «Заставили подписать документ с 48-ю пунктами. За разглашение – расстрел» Александр Филипенко, 66 лет, в зоне отчуждения работал 3,5 месяца: Александр Филипенко – Как я узнал об аварии? Только-только вернулся домой из Волгодонска, из командировки, сидел за обеденным столом. (Я после службы в армии работал в Аксайском райпотребсоюзе, потом стал заместителем директора совхоза «Аксайский».) Стук в ворота – у нас частный дом. Выхожу – там два милиционера и майор из военкомата. Нате вам распоряжение командования, срочно выезжаем. Говорю: «Что за спешка? Дайте собраться, завтра сам прибуду в военкомат». Они взяли меня под локти и посадили в автобус. Привезли нас в военкомат, продержали там несколько часов, как заключенных, затем отправили к месту аварии, выгрузили три эшелона и приказали ставить палатки.

http://pravmir.ru/togda-myi-likvidiroval...

А. Филипенко утверждает, что «анализ требований к Украине, который озвучивает сегодня [т.е. в 2017 г., когда А. Филипенко делал данное заявление А.Г.] Россия и подконтрольные ей террористы из так называемых ДНР и ЛНР, указывает на их сходство и приводит к выводу, что они являются частью единого сценария» Т.е. украинский эксперт хочет видеть похожесть требований Приднестровья и Донбасса к своим бывшим политическим центрам как часть созданного Россией единого сценария, а не как разумное распространение похожих предложений для выхода из сложившейся похожей ситуации. Начавшийся ещё накануне распада СССР конфликт Приднестровья и Молдавии и потеря Украиной территорий в середине 2010-х гг. вряд ли можно назвать звеньями одной цепи, которая создаётся в Кремле в процессе «гибридной войны». Подобие сложившейся в Приднестровье и на Донбассе ситуации вызвало похожие механизмы защиты этих регионов от бывших политических центров. В.А. Ющенко (источник: Президент Украины Л.Д. Кучма формально поддержал меморандум Д.Н. Козака. Но «Оранжевая революция» 2004 – 2005 гг. на Украине изменила ситуацию. Новый украинский президент В.А. Ющенко объявил о стремлении Украины стать региональным лидером от Варшавы до Тбилиси и начал предлагать свои взгляды на решение молдавско-приднестровского вопроса Это решение заключалось в демилитаризации, замене миротворческой миссии военными и гражданскими наблюдателями. Но что делать с располагающейся в Приднестровье Оперативной группой российских войск (ОГРВ) В.А. Ющенко умолчал. Также ничего не говорилось о федерализации Молдавии, мнение Тирасполя не учитывалось, но Приднестровье могло отделиться от Молдавии, если та присоединялась к другому государству Молдавский парламент в целом поддержал этот план, правда, добавил туда предложения по ликвидации приднестровских спецслужб и выводе ОГРВ. Россия же отнеслась к плану в целом критически, указав, что решать конфликт не учитывая мнение одной из сторон не слишком конструктивно В ноябре 2005 г. в ответ на обращение президентов Украины и Молдавии была создана Европейская миссия по приграничной помощи Украине и Молдавии (EUBAM), которая должна способствовать модернизации контроля на украинско-молдавской границе, а также показала «политическую волю руководства обеих стран к сближению с Евросоюзом, стала конкретным воплощением идей евроинтеграции» В конце концов появился формат 2+5 (или 5+2) но он практически сразу показал свою неэффективность.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/26/ukrain...

Здесь, конечно, указаны только наиболее важные труды по истории раскола и старообрядчества, так как только перечисление всех даже только значительных работ по этому вопросу потребовало бы отдельный том: уже перед революцией 1917 года число книг и статей о старообрядчестве превышало десяток тысяч. Все же, многие стороны этого печального разрыва в русском православии, как уже было отмечено выше, до сих пор не вполне ясны, и историкам придется немало поработать над их выяснением. В настоящей книге автор преследовал сравнительно ограниченные цели: как можно более детально определить корни церковного конфликта XVII века, проследить нарастание напряжения между окормлением церкви и государства, и сторонниками старого обряда и, наконец, выяснить связь между дониконовскими движениями в русском православии и позднейшим разделением старообрядчества на поповство и беспоповство. Поскольку это было возможно, автор старался в этой книге избежать употребления слова " раскол». В обычной русской терминологии это слово стало одиозным и несправедливым в отношении старообрядчества. Раскол не был отколом от церкви значительной части ее духовенства и мирян, а подлинным внутренним разрывом в самой церкви, значительно обеднившим русское православие, в котором были виноваты не одна, а обе стороны: и упорные, и отказывавшиеся видеть последствия своей настойчивости насадители нового обряда, и слишком ретивые и, к сожалению, часто тоже очень упрямые и односторонние защитники старого. Работа над этим исследованием была в значительной степени облегчена, благодаря поддержке двух организаций: Гарвардского университета, в частности его центра по изучению России, и Фонда имени Гугенхайма в Нью-Йорке. Исследователь приносит руководителям обоих этих организаций свою глубокую благодарность. Кроме того, он выражает свою признательность всем лицам и библиотекам, которые облегчили его работу; особенно много ему помог профессор Дм. Ив. Чижевский, с которым автор обсуждал немало проблем, затронутых в этой книге. Доктор В. И. Малышев сообщил автору ряд рукописных материалов из хранилища Пушкинского Дома (Института русской литературы АН), а А. Филипенко немало потрудилась над перепиской не всегда разборчивой рукописи, за что автор выражает им свою признательность. Эту книгу он с благодарностью и любовью посвящает своей жене, в течение многих лет помогавшей ему в работе над " Русским старообрядчеством».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

  разделы   рассылка Мониторинг СМИ  распечатать Артем Филипенок Госдума снова занялась борьбой с экстремизмом Источник:  Pocciя Нападение 20-летнего москвича Александра Копцева на столичную синагогу, казалось бы, должно было сплотить страну перед угрозой нарастания экстремистской волны. Однако даже в Государственной думе столичная трагедия привела к межфракционным распрям. Депутаты ищут виновных Уже спустя два часа после жуткого нападения подозреваемого Александра Копцева на синагогу на московской улице Большая Бронная стало ясно, что это преступление не останется безнаказанным. С требованием к российским властям дать официальную оценку происшедшего обратился главный раввин России Берл Лазар. Удивительно, впрочем, что это обращение в принципе потребовалось. Во всем мире нападения на религиозные заведения обязательно подвергаются немедленному осуждению официальными властями. Реакция Генеральной прокуратуры России и МИД РФ последовала практически незамедлительно. Для Государственной думы этот вопрос стал первым в повестке дня. Естественно, что депутаты резко осудили нападение на синагогу, однако без дискуссии в данном вопросе не обошлось. Закономерный в данном случае вопрос " кто виноват? " был задан представителем фракции " Единая Россия " Андреем Исаевым. Попытавшись охватить проблему в целом, депутат Госдумы напомнил о скандально известном письме в Генпрокуратуру, в котором предлагалось решить вопрос " о запрете религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских " . Стоит напомнить, что речь идет о скандальном обращении представителей фракций " Родина " и КПРФ в Генеральную прокуратуру, в котором предлагалось запретить вышеупомянутые организации " в целях защиты Отечества и личной самообороны " . Поскольку это письмо, подписанное в том числе печально известным своими антисемитскими высказываниями Альбертом Макашовым, последовало в дни мероприятий, посвященных памяти узников нацистского концлагеря в Освенциме, оно, естественно, вызвало громкую реакцию в обществе.Руководитель фракции " Родина " в Государственной думе Дмитрий Рогозин вынужден был " открещиваться " от обращения депутатов своей фракции, назвав его их личным делом.

http://religare.ru/2_25048.html

  001     002    003    004    005    006