Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Aдaм первочеловек, прав. Описания иконы Адам первочеловек, прав. - житие Адам Ветхий (память в неделю св. отец и в неделю св. праотец) Имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян. XVII, 26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле (Быт. I, 26, 30). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного, именно, от дерева познания добра и зла, — под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворилс[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2002.] Богородица с деисусом и ветхозаветными святыми на полях (фрагмент). Солдатов А.Н. (Иконописная школа) Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Черниговский Елецкий женский монастырь. Украина. Файл 3471.jpg: Размер: 1088x1084, 1.18 MPix, 252 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (354) , (9) . |
Все это, сколь ни кажется утопическим, в плане рациональном хотя бы допустимо, как допустим, к примеру, прогресс в области медицины и связанное с ним сокращение физических страданий. Но, быть может, именно тогда, когда в разуме и воображении мы уже построили всеобщее счастье, становится очевидно, что зло, подлинное зло, глубже всего этого и корень его иррационален. Недаром библейский рассказ о происхождении зла первое обнаружение его связывает не с недостатками мироустройства, а с раем. Ибо, согласно Книге Бытия, именно в раю, т. е. в полноте радости и блаженства, первочеловек Адам захотел... о, не зла как такового, конечно, а того, что привело к грехопадению, в котором христианская вера всегда видела проявление глубинной сущности зла. Чего же захотел первочеловек Адам? Упрощая, можно сказать, что захотел он жизни для себя и только с собою; власти, ничем не ограниченной; смысла, им самим созданного. Устами Бога-Творца Библия говорит об этом так: Адам захотел быть как Бог (Быт 2 :22). Жизнь дана была человеку затем, чтобы смысл ее лежал вне его — в любви, самоотдаче, служении и радости от них. Но именно этот смысл человек отверг и продолжает отвергать в теориях и идеологиях, сулящих ему как будто всецелое и окончательное счастье. Ибо все эти теории и идеологии сходятся в том, что счастье есть полное удовлетворение внешних нужд и потребностей человека. А что если именно тут настоящий, глубинный источник зла? Что если тут, в этом безостановочном самоутверждении человека и человечества настоящая причина того страдания, которым так очевидно переполнена вся наша жизнь? Что если в этом сведении всей жизни к одному стремлению — не страдать — и коренится само страдание? Так подходим мы к той тайне зла, которая, сколько бы ни отвергал ее человек, неизменно присутствует в бытии мира. |
наиважнейший этап устроения мира – именование или наречение имён творения – Богом доверен человеку. Согласно библейскому повествованию, Адам, по Божественному промыслу, именует окружающий его сотворённый Богом мир животных и птиц: «И созда Богъ еще земли вся селныя и вся птицы небесныя, и я ко Адаму что наречетъ я: и всяко еже аще нарече Адамъ душу живу, cie имя ему. И нарече Адамъ имена скотомъ, и птицамъ небеснымъ, и земнымъ… (Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2, 19 – 20). По существу здесь мы встречаемся с библейским описанием того, что позднее в восточно-христианском богословии будет определено как синергия – совместное, согласованное действие)– соединение божественной и человеческой энергий в подлинно творческом взаимодействии. (Православное догматическое учение о синергии утверждает необходимость соработничества, сообразованности, согласованного взаимодействия между Божественной энергией как благодатью и энергией (волей) человека в деле спасения, соединения человека с Богом) .И эта первая синергия является не только словотворческим, но и богослужебным действом. Отметим, что акт наречения имён происходит, согласно библейскому тексту, до грехопадения Адама. Первозданный, целостный и неповреждённый в своей божественной природе Адам первочеловек творения – обладает даром творческих прозрений, открыт божественным энергиям и в этой открытости Откровения свободно именует низшую тварь. Безусловно, творение и именование мира принадлежит последней волне космогенеза и антропогенеза» . Однако именно на этом этапе человек обретает способность свободно творить, способность творческого взаимодействия с Богом. Одним из аспектов этого божественного дара является языкотворчество и словотворчество – наречение имён, изречение имён и говорение на языках. |
И потом они посмотрели друг на друга и, как говорит Книга Бытия, увидели, что они наги ( Быт.3:1–7 ). Прежде Адам и Ева не замечали своей наготы, потому что, как мы знаем из той же Книги Бытия, они были сотворены единой личностью в двух лицах и не воспринимали друг друга в различии, в противопоставлении. Когда Адам увидел Еву, он сказал: «Я – он, она – она, я – это я, она – это я как бы в женском роде» ( Быт.2:23–25 ). Он видел в ней не чужого человека, а самого себя, явленного в неописуемой красоте. Только после падения они стали смотреть друг на друга как на отличного от себя, не я, и замечать наготу. И тогда Бог говорит: «Адам, где ты?» И Адам отвечает: «Я услышал, как Ты ходил в саду, и скрылся, потому что я наг». «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева познания?» «Жена, которую Ты мне дал, предложила мне попробовать» ( Быт.3:9–12 ). И комментарий обычно дается такой: Ева соблазнилась, вкусила от плода дерева познания, поделилась с Адамом, и они обнаружили, что наги, другими словами, чужие друг другу, что их общность разрушена, единства больше нет. И, представ перед Богом, они испугались. И, будучи призван к ответу, Адам сказал: «Я стал таким из-за жены, которую Ты мне дал, это – Твоя вина». И вот это, я считаю, мы можем продумать заново. Я не утверждаю, что прав, просто предлагаю вам другое видение, которое родилось из текста святого Иринея. Ева вкусила от плода и стала воспринимать мир не так, как Бог видит Свое творение. Она увидела тварный мир тварным зрением и предлагает тот же плод Адаму, и он тоже теперь видит мир не в Божественном свете, а в полумраке, который на них спустился. |
Симеон. Из последней сцены мы видим, что в грехопадении виноваты и Адам, и жена его, (Адам в итоге повел себя гораздо хуже), и когда говорится, что грех вошел в нас через жену, подразумевается не особая ее вина, а механизм проникновения первородной испорченности. Ввиду того, что в идеале «Адам и жена его» – это и есть полноценный человек (имя Ева появляется уже после грехопадения и означает начало разобщенности), некоторые комментаторы аллегорически толкуют Адама как ум и Еву как сердце человека; т. о. первородный грех сначала поразил чувствительную сторону души, а затем уже разумную («вне Бога разум становится подобным животному и бесам» – свт. Григорий Палама ). Вообще говоря, в Библии и христианстве Адам – это не только первый человек или первое человечество. Слово Адам также означает «человек вообще», «генотип человека». Западно-христианской формулировке – «все грешат из-за вины Адама» – св. ап. Павел противопоставляет «генетический» взгляд: «в нем (в Адаме) все согрешили» ( ). Т. е. мы грешим «в Адаме», «вместе с Адамом », «как Адам». Мы все – это первый, или ветхий Адам. Понятие первородного греха описывает всеобщую испорченность человеческого рода, падшесть его, потенциальную греховность; отцы Церкви называют это «удобопреклонностью ко греху». (Но сия удобопреклонность не означает фатальной неизбежности совершения греха.) Дальнейшее повествование 3 гл. касается проклятия змея, осуждения людей и изгнания их из рая. Но то, что называется изгнанием, является результатом уже осуществившейся по вине человека потери рая в смысле духовном. Непослушание, нераскаянность и богоотвержение после грехопадения привели к тому, что прежняя жизнь с Богом была уничтожена. |
36 Адам баласынын душмандары — 37 Атасын же энесин Менден артык адам Мага жарабайт. Баласын же кызын Менден артык адам Мага жарабайт. 38 Ошондой эле айкаш жыгачын Мени ээрчиген адам да Мага жарабайт. 39 аяган адам аны сактамак турсун жоготуп алат, ал эми ким Мен жоготсо, ал аны кайрадан табат. Чыныгы сыйлык 40 Ким силерди кабыл алса, Мени кабыл алганы, ал эми ким Мени кабыл алса, Мени Жибергенди кабыл алганы. 41 Пайгамбарды пайгамбар катары кабыл алган адам, пайгамбарга бериле турган сыйлыкты алат. Кудайдын каалоосу менен жашаган адамды Кудайдын каалоосу менен жашаган адам катары кабыл алган адам, Кудайдын каалоосундай жашаган адамга бериле турган сыйлыкты алат. 42 Шакирттеримдин кичинесин Менин шакиртим катары кабыл алып, бир чыны муздак суу берсе, анда, силерге чын айтам, ал адам сыйлыгын алат. 11 1 Ыйса он эки шакиртине насаат-буйруктарын айтып ал жерден кетти да, Галилеянын шаарларына таалим берип, Жакшы Кабарды жар салууга Ыйса жана Жакыя 2 Ал эми Жакыя болсо Машаяктын кылган иштери тууралуу отурган жеринен кабардар болду. Ошондо ал шакирттерин Ыйсага жиберип: 3 «Келе турган Куткаруучу же башканы керекпи?»— деп суратты. 4 Ыйса аларга: — Баргыла, Жакыяга айтып бергиле: 5 сокурлардын буту шал болгондор басып, пес оорулуулар айыгып, угуп, кайра тирилип, жакырларга Жакшы Кабар тарап жатат. 6 Ушул кылгандарымды туруп, Менин ким экенимен шек санабаган адам бактылуу, — деп жооп берди. 7 Жакыя жиберген адамдар кеткенде, Ыйса элге Жакыя тууралуу мындай деди: — Ээн талаага эмнени эле? Шамал термелткен камыштыбы? 8 Айткылачы, деги эмнени деп эле? Кооз кийимчен адамдыбы? Кооз кийимчендер ал жакта эмес, тигине, алар падыша сарайларда. 9 Анда эмнени Пайгамбардыбы? Ооба! Силерге айтып коёюн: ал пайгамбардан да улуу. 10 Ыйык Жазууларда Кудай: «Мына, Сенин кабарчымды жиберемин, ал Сенден мурда барып, басар даярдайт»,— деп ушул адам айткан. |
III 27). Природные процессы суть отображение внутрибожественной жизни в особом предметном языке, то, что Б. называет «signatura rerum» (обозначение вещей). Этой идее соответствует язык самого Б., перегруженный алхимической символикой, произвольными этимологиями, эмблематическими фигурами и чувственными аналогиями. Первосотворенная природа как совершенное откровение Божества есть органическое единство, в к-ром темные качества Божественной сущности вечно остаются в латентном состоянии и просветляются и смягчаются любовью (ibid. III 27). Однако в отличие от пантеистических мистиков эпохи Возрождения Б. подчеркивает не только единство, но и раздвоение между Богом и природой, являющееся следствием космической катастрофы - падения Люцифера . Произволением Люцифера Божественный гнев был пробужден к действию, и движение «качеств» в природе приобрело характер непримиримой распри (Aurora. XVII 5-6). Первая воля Бога и первое откровение Его внутренней сущности, первое творение, по Б., было разрушено падением диавола, вслед. чего сделалось необходимым второе творение, имеющее своим результатом сотворение первочеловека Адама . В основе антропологических воззрений Б. лежит представление о первочеловеке как микрокосме: «Небо, земля, звезды и элементы - все в человеке, даже Троица Божественности, и нельзя назвать ничего, что не было бы в человеке» (Vom dreifachen Leben des Menschen. VI 49). Человек - образ соединения внутрибожественных принципов и в этом смысле образ Божий. Именно в человеке, во взаимном познании Богом человека как Своего отображения и человеком Бога как своего прообраза и происходит откровение (Von den drei Prinzipien. XIV 57). В соответствии с учением о signatura rerum Б. истолковывает человеческую телесность. Первочеловек Адам, согласно Б., имел, подобно ангелам, совершенное тело, «силовое тело», пребывающее в органическом единстве с природой и потому лишенное органов (у Адама не было ни желудка, ни детородных органов, ни легких). |
8 Хожайыны ис ушын Себеби бул адамлары арасында балаларынан 9 сизлерге бул пайдаланып дос бул олар сизлерди 10 Кишкене исте исенимли адам исте де исенимли болады, ал кишкене исте адам исте де болмайды. 11 Солай етип, егер сизлер бул ким сизлерге исенип тапсырады? 12 Егер сизлер тийисли ким сизлерге береди? 13 бир хызметши еки хызмет ете алмайды. ол жек екиншисин ямаса болып, екиншисине итибарсыз Сизлер бирдей хызмет ете алмайсызлар. 14 парисейлер еситип, Ийсаны 15 Ийса былай деди: – Сизлер адамлар алдында биледи. Адамлар деп алдында жеркенишли. 16 дейин Мухаддес Нызам болды. Сол баслап, Хош Хабар киятыр бир адам салып 17 Мухаддес Нызамнан бир аспан болып 18 менен ажырасып, бир адам неке болады. адам да неке болады. Тиленши Лазар бай тымсал 19 – кийимлер кийип, зыяпатлар бир бай адам болыпты. 20 алдында денесин жара Лазар атлы бир тиленши жатады екен. 21 Ол дастурханынан менен етипти. Ийтлер де келип, жараларын жалап кетеди екен. 22 келгенде тиленши болып, периштелер оны жанына алып барыпты. Бай адам да болып, оны жерлепти. 23 Бай отында азап шегип атырып, басын алыста Ибрайымды Лазарды 24 Ол «Ибрайым ата, ете Лазарды жибер, ол ушын басып, тилиме тамызсын. Себеби мен бул от ишинде атырман», – депти. 25 Ибрайым «Балам, сен тек ал умытпа. Енди болса, ол бул жерде жубаныш ал сен 26 сизлер менен бул жерден сизлерге алмайды ол жерден де бизлерге ким алмайды», – депти. 27 Сонда бай адам: «Ата, олай болса, сеннен Лазарды жибер. 28 бес бар. Олар да бул азап жерге ушын ол барып, оларды ескертсин», – депти. 29 Ибрайым «Оларда Оларды – депти. 30 Ал бай адам: Ибрайым ата! егер тирилип барса, етеди», – депти. 31 Сонда Ибрайым «Егер менен тирилсе де, исенбейди», – деп берипти. |
Так вещает Триодь: «Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, горы ужасошася, холми вострепеташа, егда рай заключися, исходя Адам рукама бия в лице, глаголаше: помилуй мя, падшаго». 210 И вот под этим омраченным солнцем, окровавленными звездами и месяцем во тьме физической и душевной, средь трепещущей и содрогающейся природы сидит в отчаянии и неописуемых душевных муках Адам. Образно выражает это песнь, говоря о биении себя в лицо: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу, рыдая, плакаше» 211 . «Седе Адам тогда и плакася прямо сладости рая, рукама бия лице и глаголаше: Милостиве, помилуй мя, падшаго». «Видев Адам Ангела изринувша и затворивша благословеннаго сада дверь, вздохнув вельми и глаголаше: Милостиве, помилуй мя, падшаго». «Споболи, раю, стяжанием обнищавшему, и шумом твоих листвий, умом Содетеля, да не затворит тя: Милостиве, помилуй мя, падшаго». «Рай вседобродетельный, всесвятый, всебогатый, Адама ради насажденный и ради Евы заключенный, умоли Бога о падшем: Милостиве, помилуй мя, падшаго» 212 . Этим воплем наполняется вся служба Недели сырной, как бы рефреном проходит он через все песнопения и побуждает и нас в молитвенном и сокрушенном шепоте вторить за изгнанным праотцом: «Милостиве, помилуй нас, падших». Изгоняется Адам из рая прикосновением к древу, становится у райских врат Херувим с огненным оружием, и человечество мучительно осуждено ожидать избавления и вселения в рай Древом Крестным. «Древом Адам бысть рая изселен, Древом же Крестным разбойник в рай вселися». 213 Человечество подготовляется к подвигу Мессии Христа, подготовляется к подвигу креста и крестоношения, Церковный песнописец любовно и старательно ищет и собирает во всех событиях ветхозаветной жизни Израиля различные предчувствия и более или менее ясные предображения крестного образа. |
Но первый человек греховный путь прошел до конца. «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Ему, как говорит в одной из своих проповедей преп. Симеон Новый Богослов, следовало так ответить своему Создателю: «Ей, Владыко, истинно согрешил я, преступив твою заповедь… Помилуй мя, Боже, и прости». Адам внешне говорит правду, но на самом деле он вместо раскаяния отвечает неблагодарностью и двойным обвинением: жены, которая его так рушится брачное единство, Бога, который ее так Адам впервые доходит до сатанизма. Жена на аналогичный Божий вопрос ссылается на змея: «змей обольстил меня, и я ела». (3, 9-14). «О нечувствие окамененное! И ты, Ева, после того, как согласилась беседовать со змием, предпочла … заповеди Господа совет его и почла его (змия) более истинным, чем заповедь горестно восклицает преп. Симеон. Из последней сцены мы видим, что в грехопадении виноваты и Адам, и жена его, (Адам в итоге повел себя гораздо хуже), и когда говорится, что грех вошел в нас через жену, подразумевается не особая ее вина, а механизм проникновения первородной испорченности. Ввиду того, что в идеале «Адам и жена это и есть полноценный человек (имя Ева появляется уже после грехопадения и означает начало разобщенности), некоторые комментаторы аллегорически толкуют Адама как ум и Еву как сердце человека; первородный грех сначала поразил чувствительную сторону души, а затем уже разумную («вне Бога разум становится подобным животному и свт. Григорий Палама). Вообще говоря, в Библии и христианстве это не только первый человек или первое человечество. Слово Адам также означает «человек вообще», «генотип человека». Западно-христианской «все грешат из-за вины св. ап. Павел противопоставляет «генетический» взгляд: «в нем (в Адаме) все согрешили» (Рим. |
|