Таким образом, первородный грех вменяется двояко – всякий человек, обладающий природой падшего Адама, подлежит смерти и лишается Царства Небесного. Эта печальная реальность кажется многим несправедливой – почему из-за преступления одного человека, Адама, страдают его невинные потомки. В оправдание этой кажущейся несправедливости некоторые святые отцы указывают на общий закон природы, согласно которому от подобного всегда происходит подобное: от подверженного страстям рождается страстный, от грешника – грешник. Наиболее глубокое решение этого вопроса дает св. Апостол Павел, который пишет: «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием Одного сделаются праведными многие» ( ). Апостол не отвечает прямо на вопрос – справедливо или несправедливо то, что невинные люди страдают за преступление Адама. Он обращает внимание на другое. Христос Своим искупительным подвигом устранил всякий повод к недовольству. Чтобы достичь великой цели Промысла, нужно было спасти человека, спасти от тяжкого закона рождения с его последствиями, страстностью и тлением. Естественными средствами сделать это было невозможно. Это силен был совершить один только Бог. Лишь сообщение человечеству Божественной благодати, препобеждающей осуждение и немощь естества, могло даровать человеку спасение. Этот новый поток Божественной силы, как подчеркивает Апостол Павел, вошел и распространился в человечестве таким же путем, каким тление и смерть перешли от первого Адама. Как ветхий Адам, уклонившись от своего назначения, распространил на всех потомков своих плотское рождение, грех и тление, так Новый Адам, осуществив все, чего не достиг праотец, стал родоначальником нового человечества и распространил на него силу духовного безгрешного рождения, освободил его от греха, избавил от тления и приводит к конечной цели Промысла – обожению. |
Власть человека над новосозданным миром проявилась ярче всего, когда человек дал животным имена. Имя на древнем Востоке (да и не только на Востоке, и не только в древности) отнюдь не считалось случайным сочетанием звуков – знание подлинного имени указывало на понимание сущности его носителя. Именно после рассказа о назывании животных библейский автор помещает рассказ о сотворении Евы из ребра Адама. Первый рассказ о сотворении мужчины и женщины подчеркивает внутренне единство человечества, а второй, где Ева появляется из ребра Адама – объясняет первенство мужчины, которое в древности казалось незыблемым. Но и этот рассказ подчеркивает теснейшую связь двух полов – не безразличное равенство, как требует того современность, но единство вплоть до слияния: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и станут двое одной плотью». Самого первого человека зовут просто Человек – именно так переводится древнееврейское слово Адам. Это имя связано со словом адама, «почва», причем связь эту можно объяснить двояко. Человек создан «из праха земного», то есть, в отличие от Бога, принадлежит материальному миру. Но этот мир – не только источник его появления, но и точка приложения его творческих сил, без которых этот мир не может полноценно плодоносить: «…и не было человека (адам) для возделывания земли (адама)». Бог поселяет человека в Эдеме, райском саду, «чтобы возделывать и хранить его». Так человек был призван соучаствовать в творении мира – сберегать и приумножать созданное Богом. Кстати, нигде в Библии не говорится, чтобы Бог отнял у него эту привилегию… Вавилонские мифы, по возрасту намного превосходящие Ветхий Завет, тоже предлагают свою историю творения мира. |
4–5). Эти последние одежды ее не соответствовали ли ее светлой душе и ее доброму и чистому намерению? Конечно, соответствовали, как говорит Писание: «и сделавшись великолепною, призвала всевидца Бога и Спасителя» (Есф. 5:1), так что внешняя ее красота соответствовала ее внутренней, душевной красоте. Вспомним и Адама. Когда он в раю согрешил, то сделался из человека как бы диким зверем: зверем, ибо он похитил запрещенный плод; диким же потому, что он тогда начал бегать и укрываться, как зверь в пустыне. Такому его звериному расположению должна была соответствовать и звериная, кожаная одежда, чтобы внутренний нрав и внешняя одежда соответствовали друг другу. Так же понимает это св. Григорий Нисский (в жизни Моисея), который так говорит о сем: «Пусть употребляют кожи звериные те, которые внутри, звериным своим нравом, обезобразили душу». Пойми, почему ветхий Адам был в рубище, и почему новый Адам, Христос, повивается льняными пеленами. Лен, по свидетельству Григория и 21 ], является в Св. Писании образом почему в Ветхом Завете и священнические одежды были сделаны из льна, в знак непорочного и чистого служения священников. С этим согласен и блаж. Иероним, который, в послании к 22 ], говорит так: «Когда мы, приготовляясь к облечению себя во Христа, отлагаем кожаные одежды, тогда надеваем на себя одежду льняную, не имеющую в себе никакой скверны, но во всем чистую». Льняная одежда назначена как знак чистоты, но, о, как чист Христос Спаситель наш! «Неповинны руки и чист сердцем, греха не сотворит, и лесть не обретается в устах Его» (Пс. 23:4; Пс. 31:2). Он так чист, что самые чистые и светлые звезды угасают пред Его чистотою, согласно Писанию: «звезды нечисты есть перед Ним» (Иов 25:5). |
Как человек Он совершает то, что свойственно человеку, – ест, пьет, устает, страдает, молится и наконец умирает. Человеческий бунт и противление должны были быть искуплены послушанием совершенного человека; новый Адам (так Библия называет Христа) должен был устоять там, где ветхий Адам (и все мы) пали. Поэтому, отвергая искушения лукавого, Иисус действует как человек – как человек Он поклоняется Богу и как человек отвергает соблазн поклониться сатане. Приведу пример – помня о том, что любой пример ограничен. Представьте себе царского сына, который становится рядовым в армии своего отца, царя. По отношению к нему царь, с одной стороны, является отцом, с которым его связывают самые близкие отношения, с другой – главнокомандующим, приказам которого он повинуется так же, как и любой рядовой солдат. Таким образом, Иисус поклоняется и служит Богу как Человек. Разве Бог не мог даровать нам прощение грехов и вечную жизнь и без того, чтобы Христос умер за нас на Кресте? Ответ, который Писание дает на этот вопрос: «Нет, не мог». Есть вещи, которых Бог не может. Для Него нет физической невозможности – Он может создавать миры, творить чудеса и вообще делать все, что пожелает. Но для Бога существует нравственная невозможность – Бог , например, не может поступить неправосудно ( ), не может солгать ( ), не может отречься от Самого Себя ( ). Когда мы говорим, что такой-то человек не может, например, украсть, мы не имеем в виду, что его возможности в этом отношении ограниченны, – мы имеем в виду, что он никогда так не поступит. Бог не может ни принять, ни оправдать, ни проигнорировать грех – не в силу ограниченности Своих возможностей, но в силу Своей нравственной святости. |
На это силен был один только Бог . Лишь введение в человечество нового принципа — божественной силы, препобеждающей осуждение и немощь естества — могло даровать ему спасение . Этому новому принципу естественно было войти и распространиться в человечестве таким же путем, каким принцип тления и смерти перешел от первого Адама . Как ветхий Адам, уклонившись от своего назначения, распространил на всех потомков своих плотское рождение, грех и тление, — так Новый Адам, осуществивши все, чего не достиг праотец, должен был стать родоначальником нового человечества и распространить на него силу духовного безгрешного рождения, освободить его от греха и избавить от тления, привести к обожению . Все это он должен был, прежде всего, совершить в Себе, чтобы таким образом стать во главе спасаемых . Таким Адамом и стал Божественный Логос, чтобы спасти Свой образ (человека) и осуществить преестественно (через боговоплощение) великий»совет»Свой, не исполненный человеком . Лишь Он, Божественный Логос, Творец и Первообраз человека, соединявшийся уже с ним через первое вдуновение, мог во вторичном и лучшем (ипостасном) соединении с человеческим естеством , семенем которого явился Он Сам , стать Новым Адамом, чистым по рождению, сильным над грехом и тлением, и лишь Он мог связать с Собой, как родоначальником, все человечество, как члены тела Своего . Это была величайшая тайна боговоплощения ради нашего обожения, тайна, предопределенная в предвечном совете Божием . Это та тайна, в предведении которой было создано все тварное бытие , и человеку предопределено обожение . Она обнимает собой все промысла и суда на всем протяжении веков . Она — средоточие всего божеского и всего человеческого |
С этим единством напрашивается как сопоставление – образ Божий в человеке, который очевидно сохраняет силу и в «Человеке Иисусе Христе» ( ). Теперь возникает вопрос о значении этого единства и даже тожества образа Божия во Адаме и во Христе, в человеке и Богочеловеке. Как понимать его: в качестве ли изначального, онтологического человеческого свойства или же лишь полноту времен, после Боговоплощения получающего силу факта? На этот вопрос могут быть даны два разные ответа: в одном из них, который является притом даже преобладающим в богословской письменности, Боговоплощение, а следовательно, и самое богочеловечество, явилось нарочитым средством, лишь одним из возможных, для спасения человека от первородного греха; следовательно, самого по себе его могло бы и не быть. Между образом Божиим в человеке, данном ему по сотворении и принятом в Боговоплощении, нет прямого тожества, и Боговоплощения могло бы и не быть; в нем нет онтологической необходимости, в известном смысле основанием его является лишь падение Адама, нуждающегося в нарочитой Божественной помощи. В таком понимании возникает, конечно, различие между двумя понятиями образа Божия во Адаме до его падения и во Христе, в первом и втором Адаме. Значение этого различия, насколько нам известно, никто из утверждающих его богословов не пытался изъяснить, и мы сомневаемся, чтобы это было возможно. Второй же ответ на вопрос как раз противоположен, он заключается в признании тожества образа Божия в первом и втором Адаме: Адам как всечеловек, которым и «веки сотворены», есть одно и то же начало, лежащее в основе как миротворения, так и Боговоплощения. Если есть человек перстный и человек небесный ( ), Адам ветхий и новый, то этим не упраздняется единство их человечности. |
Есть история про некоего человека, который вообразил, что полностью очистился от греха, и ветхий Адам в нем совершенно умер. Кто-то из его знакомых внезапно вылил ему на голову ведро воды. Тот пришел в ярость от такой хамской выходки. вот видишь – сказал ему этот знакомый – ветхий Адам в тебе не умер. Он только немного задремал, и проснулся от ведра Хамские, возмутительные, кощунственные выходки Фемен, как внезапный резкий толчок, поднимают со дна душ, то, что там было накоплено. Или скорбь и печаль о таком горьком помрачении молодых женщин, которые могли бы вступить в брак, жить в любви, растить детей, но свернули на путь злобы и отчаяния, или, напротив, ярость и ненависть. И трагическая смерть Оксаны – это тоже такой резкий толчок, который выплескивает содержание человеческих сердец. И часто там оказывается вовсе не Евангелие. Там оказывается такое представление о Боге, которое является проекцией худших человеческих качеств. И нам очень важно напомнить себе и другим, что Евангелие – это не весть о том, что Бог хочет отправить грешников в ад. Это весть о том, что Бог непрестанно ищет спасти грешников от ада, куда они, в своем безумии и ослеплении, устремляются сами. Бог чтобы все люди спаслись и достигли познания (1Тим.2:4) Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был (Иез.18:23) Как говорит Господь Иисус, вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых (Матф.18:12-14). Смерть человека от собственной руки, в неверии, нераскаянии и отчаянии – это нечто абсолютно противное воле Бога. Выражать тут радость или хотя бы удовлетворение – значит сорадоваться бесам. Небеса радуются о спасении грешников; об их гибели радуются в аду. Люди, которые восклицают, или ей и и тому подобное, сопричисляют себя к аду, а не к раю. Если люди не поняли даже этого – значит, увы, Евангелие их еще не достигло. |
авт.) - пророчество «а ефод означает то событие, когда Христос стал перед архиереями и Каиафа сказал: «вы ничего не знаете, следует одному умереть за людей», а это говорил он смотря в ефод» по толкованию святителя Кирилла ветхозаветный ефод в иноческой одежде символизирует малая мантия, которую монах носит за спиной, «чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон» цепочки наперсника («золотые ободы») «принужденное изгнание из рая грешника» «ободы же знаменуют приведение Христа на царский сан, бывшее тогда, когда вели Его к Пилату связанного, говоря: «распни Его, поелику Он называет себя царем» «посему и монахам заповедано носить аналавы, т.е. плетеные перевязи в то время, когда они совершают дело послушания» подол (омет) Адам, который с высоты жизни сошел в преисподний мрак ада» «омет же – это Адам, которого Христос взял на Свои рамена и из ада возвел на небеса» «смотри, как Он тебя, - попавшего к разбойникам,- взимает на Себя, - тебя, которого не могли исцелить закон и пророки. По сему образу епископы носят омофор на плечах и полагают душу свою за людей, чрез учение извлекая их из ада греховного» кидар «головной покров, - это осенение Святого Духа» «кидар же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на него терновый венец» «почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос» Толкование святителем Кириллом Туровским одежд к одним из наиболее интересных примеров его экзегезы и красноречия. Вероятно, требованиями красоты слога была обусловлена некоторая усложненность толкования, его не совсем полная и систематически изложенная структура, например, не все части облачения первосвященника получили в толковании символическую связь с событиями грехопадения первых людей. |
Большим первенством обладает то, без чего не может обходиться первое [по порядку]. Если это ветхий человек, то с какого времени? С самого начала? Но Адам весь был новым, а из нового не бывает ветхого. Ведь с того времени, как было дано благословение , плоть и душа появляются вместе и одновременно, ибо семена их одновременно внедряются в утробу, как мы говорили об этом в сочинении «О . Одновременно их зачатие, одновременно и рождение. Эти два а двойственна, конечно, их субстанция, но никак не на деле представляет собою одного, ибо никто из них не раньше. Правильнее считать, что мы целиком или ветхие, или потому что неизвестно, как можно быть тем и другим одновременно. Однако апостол ясно показывает, что такое ветхий человек: Отложи ветхого человека по прежнему образу жизни (Эфес. а не по ветхости какой–нибудь субстанции. Он предписывает нам отложить не плоть, а дела, которые и в других местах называются плотскими (ср. Галат. 5:19), и обвиняет отнюдь не тела, о которых тут же замечает: Оставив ложь, говорите каждый ближнему своему, потому что мы участвуем друг в друге. Гневайтесь, но не согрешайте, солнце да не зайдет во гневе вашем. И не давайте места дьяволу. Кто крал, пусть уже не крадет, а лучше пусть работает, трудясь руками, чтобы мог уделять нуждающемуся. Никакое скверное слово да не изыдет из уст ваших, но лишь такое, которое наилучшее для воздвижения веры, дабы доставляло благодать слушающим. И не печальте Святого Духа Божьего, в Котором запечатлены вы в день искупления. Да удалятся от вас всякая скорбь, гнев, крик и злоречие со всякой злобою. Но будьте друг к другу добры, милосердны, прощайте друг другу, как и Господь простил вам во Христе (Эфес. |
Как мир был сотворен в шесть дней, точно так же под руководством естественного и писаного закона он пережил шесть периодов; равным образом как в каждый из шести дней было создано по одному новому творению, так в каждый из шести периодов происходило какое-нибудь выдающееся событие. Первый период Адама – и совершилось миротворение; второй период Ноя – и произошел потоп; третий период Авраама – и получило начало обрезание; четвертый период Моисея – и дан был закон; пятый период Соломона – и построен был храм; шестой период Ирода – и прекратилось Иудейское царство. В его-то время и родился Христос во исполнение пророчества Иакова: Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, приидут отложенная Ему, и Той чаяние языков ( ). Так и подобало, ибо, как в шестой день был создан человек, так в шестой период надлежало быть воссозданным тому же самому человеку. В шестой день создан ветхий человек, и в шестой период – Новый; ветхий – передавший смерть всем живущим, Новый – пришедший даровать жизнь всем умершим. Тот – отец по естественному рождению, этот – Отец по духовному возрождению; тогда и был создан человек по образу и подобию Божию, теперь воплощается Бог и бывает по подобию и зраку человеческому. Но тогда человек получил образ и подобие Божие только по причастию и благодати, теперь Бог получает зрак и подобие человека по естеству и по ипостаси. Но здесь, в рождении древнего и Нового Адама, человека и Бога, заключается предмет, достойный нашего созерцания. Когда был сотворен Адам, Бог сперва украсил небо всем светом звезд, землю – всем разнообразием цветов и растений; создал к тому же рай сладости и объявил Адама царем творения; когда же родился Христос, Единородный Сын и Слово Божие, Бог сперва определил этому быть ночью, в пещере и яслях; во-вторых, Тот, Кто родился, был Наследник царства Давида, Избавитель мира, Мессия, о Котором предрекали пророки и Которого столько веков страстно чаял израильский народ. |
|