001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
В первой части работы анализируется типология Адам – Христос. В первом разделе речь идет об Адаме и его деянии. Предметом первой главы являются выражения, которыми свт. Кирилл описывает грехопадение. Автор напоминает, что святитель не философ и что его выражения часто являются не техническими терминами, но скорее метафорами. При этом субъект падения у святителя выражен то индивидуально (Адам), то коллективно (человеческая природа). Во второй главе перечисляются следствия грехопадения: наказание – проклятие физические – смерть и тление нравственные – склонность ко греху, духовные – потеря Святого Духа, Которого Адам получил в раю ( Быт.2:7 ). В третьей главе исследуется вопрос репрезентативности человечества в Адаме. Согласно автору, свт. Кирилл имеет тенденцию связывать биологический язык (Адам как корень и предок) с темой смерти, а символический язык (Адам как образ человеческой природы) с темой греха. Тем не менее Адам для свт. Кирилла – не абстрактное понятие или всеобщий человек, но конкретное лицо. Титулы Адама у святителя – «корень» «начаток» «начало» – указывают на идею представления в нем всего человечества. Во втором разделе первой части монографии речь идет о деле второго Адама, Христа. В четвертой главе говорится о новом начале и рекапитуляции во Христе. Согласно свт. Кириллу, причиной воплощения Христа является рекапитуляция (возглавление, Еф.1:10 ), имеющее три уровня: нравственный (осудить грех), физический (умертвить смерть) и духовный (возвратить Святого Духа). Однако симметрия между двумя Адамами неабсолютная, поскольку Адам – человек, тогда как Христос – воплощенное Слово Божие. В пятой главе рассматривается способ передачи Христом спасения людям. Свт. Кирилл применяет ко Христу те же титулы, что и для Адама. Одни из них (Второй Адам, Начало, Дверь, Путь) относятся к Слову, тогда как другие (Начаток) более к Человечеству. Таким образом, согласно автору, свт. Кирилл использует в своих трудах две сотериологии – восходящую (поведение Христа как Человека дарует спасение) и нисходящую (восприятие человеческого Богом дарует спасение), с превалированием последней, поскольку спасение понимается как продолжение творческо го деяния Бога.

https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/...

Все это Апостол изгоняет словами: «в приличном Обещавающымся благочестию. Бывает и так, что на словах посвящают себя благочестию, а на деле отрекаются от него. Затем, так как слово делы может иметь разное значение, Апостол прибавил – благими. 1Тим.2:11–15 . Жена в безмолвии да учится со всяким покорением. Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии. Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева: и Адам не прельстися: жена же прельстившися, в преступлении бысть: спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием! Верно слово. Апостол требует не только того, чтобы женщины в молитвенное собрание являлись в приличной одежде, но и того, чтобы оне пребывали там в молчании и со всякою покорностию. Молчанием оне обнаружат свою покорность. Жене же учити не повелеваю. Этим Апостол отнял у женщин всякий повод к разговорам. Он повелел им молчать, чтобы оне не начали разговаривать под благовидным предлогом учения. Пусть не учат, говорит Апостол, не только о житейских, но и о духовных предметах. Конечно, он не позволяет женщинам учить в церкви, но не запрещает им учить другим способом. По крайней мере он повелевает им учить детей, как об этом будет сказано несколько ниже. Ниже владети мужем. Самое учение есть уже властвование над мужем. Адам бо прежде ( ) создан бысть. Так как Адам создан был прежде жены, то жена не должна властвовать над мужем, а должна покоряться ему. И Адам не прельстися. Если сравнить прельщение Адама с прельщением жены, то это – не было даже прельщением. Большое различие быть обольщенной змеем и взять от жены древесный плод и вкусить. Поэтому Адам, оправдываясь, не говорит, что он был прельщен, а: жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от древа, и ядох ( Быт.3:12 ), как бы желая показать этим, что он не пал, так как послушался своей помощницы.

https://azbyka.ru/otechnik/Ikumenij_Trikkskij/past...

Великий же и божественный Златоуст, сугубу некую силу древу оному имети глаголет; и на земли глаголет раю быти, и умну ему, и чувственну любопремудрствует, якоже бе Адам; и оба посреде тли и нетления; вкупе и писание соблюдая; и ниже паки пребываяй при писмени». Перевод на современный язык: «В шестой день Адам был создан рукою Божиею, удостоившись и образа, через вдуновение. И, приняв заповедь, благополучно пребывал в Раю до шестого часа; после же, преступив заповедь, был изгнан оттуда. Филон Иудей говорил, что Адам пребывал в Раю сто лет, иные же, из-за почтения к седмерице, полагают, что семь дней или же лет. И подобно тому как он в шестом часу руки простер и коснулся плода, так и Новый Адам – Христос в шестом часу шестого дня простер длани на кресте, избавляя его (Адама) от пагубы. Между тлением и нетлением он был создан, чтобы стяжал то, что сам изберет своим произволением. Богу было ведь возможно сотворить его и неспособным ко греху, но (он был создан свободным) – чтобы обнаружилось его произволение. Посему дает заповедь: от всех насаждений вкушать, от сего же – нет, равно как через все творение Божественную силу познавать, естество же Божие не исследовать никоим образом. Григорий Богослов мудро рассуждает о том, что за древеса то были, о Божественном замысле, и о садах и Боговидении. А именно, он говорит, что Бог повелел Адаму печься о всех иных стихиях и свойствах, и помышлять умом, и посему прославлять Бога, ибо это истинная пища, как и попечение о своем естестве. О Боге же – Кто есть по естеству, и где и как все от не сущего произвел, – ничего не выведывать.

https://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos/pravosla...

Спаситель Иисус Христос – новый Адам В теме Христос – новый Адам святой Ириней находит много параллелей, получивших дальнейшее развитие в святоотеческой письменности и особенно в церковных богослужебных текстах. Адам был сотворен от девственной земли, Христос рожден от Девы. Через «непослушную деву человек был поражен и смертию умер», «также чрез Деву, Которая повиновалась Слову Божию, получил жизнь» . Адам появился без семени мужа, и Христос родился без земного отца . Адам нарушил заповедь Божию, Христос уничтожил преступление Адама соблюдением заповеди Закона . Адам был пленен сатаной, а Господь освободил человека от власти диавола . Адамом вошла в человека смерть, а Христом – победа над смертью . Адам стал началом умирающих, а Христос – живущих . В Адаме «дыхание жизни от Бога, соединившись с созданием, одушевило человека и показало его разумным существом», а во Христе «Слово Отца и Дух Божий, соединившись с древним существом Адамова создания, сделало человека живым и совершенным, вмещающим совершенного Отца» . Отличие нового Адама от Адама ветхого заключалось в том, что человеческая природа Христа не была сотворена заново из земли, подобно природе первого человека, а произошла от Девы Марии. Но без этого отличия Боговоплощение теряло бы спасительные для падшего человечества последствия: «Для чего же Бог не взял опять персти, но произвел создание от Марии? Для того чтобы не было другого создания, и не иное было то создание, которое требовало спасения, но чтобы тот же самый (Адам) был восстановлен, с соблюдением сходства (в происхождении)» . По в и дению святого Иринея, род человеческий, происшедший от умерщвленного грехом Адама и поэтому пребывающий в состоянии смерти, оживляется, присоединяясь к искупленной от греха и смерти и обоженной человеческой природе Христа, в чем и заключается наше спасение. Термин «искупление» у святого Иринея не имеет юридического смысла, но он используется для указания на избавление, освобождение человека от состояния падения: «А Искупителем Он назван потому, что Он сделался причиною спасения для тех, которые тогда освобождены были Им от всяческих болезней и от смерти» . Это искупленное от греха и смерти, обоженное и объединенное во Христе человечество именуется Церковью и, по определению святого Иринея, «есть собрание Божие, которое Бог, то есть Сам Сын, собрал чрез Себя Самого» .

https://pravoslavie.ru/80848.html

Цель сотворения человека раскрывается в Коране следующим образом: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (LI 56). В Коране также говорится об ответственности, которая была возложена только на человека, сотворенного для служения и поклонения Аллаху: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее» (XXX 72). После сотворения Адама Аллах потребовал, чтобы ангелы поклонились ему. Ангелы возмутились тому, что существа, созданные из света, должны поклониться существу, созданному из глины. Тогда Аллах сообщил Адаму имена всех вещей и предложил ангелам также назвать эти имена. Ангелы не смогли этого сделать, Адам же назвал все имена, и ангелы поклонились ему. Аллах поселил Адама с женой в раю, где они питались плодами из райского сада. Плоды с одного дерева Аллах им есть запретил. Однако Иблис (Шайтан) убедил первых людей, что, попробовав эти плоды, они станут подобны ангелам и будут жить вечно. Люди нарушили запрет Аллаха и были изгнаны из рая на землю. Адам раскаялся в содеянном и упросил Аллаха не оставлять его своим покровительством. Аллах смягчился, заключенный прежде договор с Адамом был сохранен, поэтому, несмотря на совершенный грех, Адам считается не только первым человеком, но и первым праведником и пророком. Послекоранические предания сообщают, что, когда Адама и Хавву низвергли с небес, он оказался на о-ве Шри-Ланка, а она - в Джидде (Хиджаз). 100 лет они бродили в поисках друг друга и встретились около Мекки - в долине Арафат. В Мекке Адам построил 1-е здание Каабы. С неба ему был послан прозрачный камень, на к-ром он сидел. Позднее камень этот почернел из-за человеческих грехов и стал главной мекканской святыней (Там же. С. 37).

http://pravenc.ru/text/674977.html

Семь вещей, по представлению талмудистов, были сотворены Богом прежде творения мира: закон Моисея, покаяние, рай, геенна, престол славы, святилище и имя Мессии (Песахим, f. 54: а). Впрочем, относительно геенны говорится, что самое пространство её было сотворено до творения мира, наполняющей же ее огонь быль создан во второй день творения. Так как в этот день быль создан огонь геенны, то, по мнению талмудистов, вследствие этого в рассказе бытописателя о творении второго дня не прибавлено слов: «и увидел Бог, что это хорошо», ( ) (Песахим 54: а). Десять вещей были сотворены в вечер субботы, между сумерек: отверстие земли, для поглощения нечестивых, отверстие колодца (Агари), уста ослицы (Валаама), радуга, манна, жезл (Аарона, прозябший), Шомир (волшебный червь), письмена, искусство писания и скрижали (Моисея). Некоторые добавляют, что в то же время были сотворены злые духи, гроб Моисея, овен Авраама, а по некоторым также клещи (Пирке Абот, 5:6, ср. Песахим, f. 54: b). Интересно представление талмудистов относительно творения первого человека. Здесь ими выражена мысль о тесной органической связи мужчины и женщины. Адам, первый человек, по представлению талмудистов, быль сотворён так, что в нём была дана и Ева. Выражение Бытия (2:22), о сотворении Евы из ребра Адама, талмудистами понимается различно. По мнению р. Раба Адам был сотворён двуликим, и под ребром разумеется одно из его лиц, а именно: заднее лицо, из которого и была создана Ева; а по мнению р. Самуила Адам имел хвост, из которого и была создана Ева (Берах, f. 61: а). Адам был сотворён Богом по образу ангелов и столь огромным, что достигал от одного конца мира до другого, с земли до тверди небесной; когда же согрешил, то Святый положил На него свою руку, и таким образом умалил его (Хагига, 12: а, Сангедрин, f. 38: b). Человек, по своей природе, состоит из тела и души.

https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/o-talmude...

Беседа XVIII «И нарече Адам имя жене своей 113 Жизнь, яко та мати всех живущих. И сотвори[т] Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог 114 : се, Адам бысть яко един от Нас» ( Быт.3:20–22 ). 1. Видели вы вчера человеколюбие Судьи? Видели исследование исполненное благости? Видели разность наказаний – как наказан коварный обольститель, как наказание, наложенное на обольщенных, показывает великое человеколюбие Божие? Видели, как полезно было нам присутствовать в судилище и видеть, как производилось исследование? Мы узнали, сколь многих и великих благ лишили себя Адам и Ева преступлением данной им заповеди, лишившись той неизреченной славы и жизни, которая была почти ничем не хуже ангельской. Мы увидели снисходительность Владыки, узнали, какое великое зло – беспечность, как она лишает нас и тех благ, которыми мы уже пользовались, и подвергает великому стыду. Поэтому, умоляю, будем бдительны, и пусть падение их (первых людей) послужит для нас врачеством, и их беспечность пусть будет для нас побуждением к осторожности, потому что совершающие после этого те же грехи подлежат большему наказанию, так как они не захотели вразумиться примерами. И действительно, потомки, согрешающие подобно первым людям, подвергаются неодинаковому с ними наказанию. В этом можно тотчас удостовериться из слов мудрого учителя вселенной, т.е. блаженного Павла, который говорит: «Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут» ( Рим.2:12 ). Эти слова значат: жившие до закона и живущие после закона не одинаково будут судимы; согрешающие после дарования закона подвергнутся тягчайшим наказаниям. «Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут», т.е.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/...

VI, 8)? Видишь, что надобно заботиться о том только, чтобы тело не было нагим, чтобы оно было только прикрыто, и отнюдь не заботиться о разнообразии одеяния. Но перейдем к тому, что следует далее. И рече Бог: се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое, и ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть (Быт. III, 22, 23). Смотри опять на Божие снисхождение. И рече, говорит Писание, Господь Бог се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. Видишь, какия простыя слова? Все это будем понимать богоприлично. Этими словами (Писание) хочет напомнить нам о том обмане, которым диавол чрез змия обольстил (первых людей). Диавол сказал им, что аще снесте, будете яко бози (ст. 5), и они, надеясь сравняться с Богом, дерзнули вкусить; поэтому и Бог, желая вразумить их, привести в сознание греха и показать, как велико их прослушание и чрезмерно обольщение, говорит: се Адам бысть, яко един от нас. Эти слова выражают большое посрамление, могущее поразить преступника. Потому ты, говорит Бог, пренебрег моею заповедию, что возмечтал быть равным Богу? Вот ты сделался тем, чем надеялся быть, или -лучше - не тем, чем надеялся быть, а чем заслужил быть, се Адам бысть, яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. Это и говорил им чрез змея диавол - обольститель, - что отверзутся очи ваши и будете, яко бози, видяще доброе и лукавое (ст. 5). И ныне да не когда прострет руку и коснется древа жизни, и снест, и жив будет во век. Усматривай отсюда человеколюбие Господа.

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/936

Здесь мы впервые сталкиваемся с проявлением поэтического творчества в жизни человека. Это первый гимн Любви. Адам воспевает Еву и те отношения, которые складываются между ними, воспевает чудо общения на равных, которое подарит ему жена. Адам взглянул на жену и увидел, что она имеет самобытность, она существо полноценное, до конца значительное, и связана с живым Богом неповторимым образом, как и он сам. Адам видит и осознает, что Ева — это как бы он в женском роде, а Ева видит в Адаме, что это она, но в мужском «исполнении». Таким образом, после появления Евы мужская и женская природа начинают проявляться как половая полярность. Отсюда следует, что сам пол далеко не функция человеческого организма. Пол — это свойство всего человека, каждой клетки его тела; свойство, но не суть. Через физиологическое различие Адам и Ева становятся неидентичными друг другу. У них появляется не только личностная разница, но инаковость. Они будто действительно происходят с разных планет: «с Марса и Венеры», оставаясь при этом детьми одной «солнечной системы». Иначе говоря, сыны Адама и дочери Евы не две цивилизации (на уровне человеческой природы и человеческого достоинства — мужчина и женщина — это два абсолютно одинаковых существа), но они два разных образа существования. Половое различие для них не становится болью. Animus и anima, мужское и женское измерение бытия дает им обоим возможность осознать себя всецелым человеком, не обкрадывает их, а наделяет возможностью еще сильнее и глубже чувствовать мир и друг друга, еще глубже понимать себя. Тут мы впервые в библейском тексте встречаемся с мыслью, что только вместе Адам и Ева составляют полноту человеческого счастья. Вместо заключения Итак, наше пресловутое природное несходство далеко не ошибка, совсем не прихоть и даже не причуда. Эта различность, как показано в Библии, не что иное, как потребность бытия, осознанная опытом первого человека. И Адам, и Ева, сотворенные по любви Бога, были призваны к вечному совершенствованию, к восполнению одним того, чего недостает другому. Каждый из них обладал уникальной природой и индивидуальными качествами.

http://www.zavet.ru/a/page_brak_0.html

Второй шаг — творение Богом человека, свободного существа, призванного стать богом по благодати. Необходимо ответить на вопрос, каким образом можно получить божественное достоинство по благодати? Если провести аналогию, то одним из вариантов приобретения княжеского, дворянского и других подобных титулов является усыновление. Но усыновить можно только подобного себе. Человек может усыновить человека, пусть и не равного себе по развитию или статусу, но человека, а не кошку или лошадь. Так и Бог может усыновить только подобного себе (Ср. Пс. 81;6. Ин. 10;34). Таким образом, для того, чтобы человек мог получить божественное усыновление, он должен быть максимально уподоблен Богу. И мы видим, что Господь творит человека не просто как некое разумное существо, Он творит человека по своему «образу и подобию» (см. Быт. 1;26). Обратим внимание на свойства, которыми обладал первый человек. Во-первых, Адам, подобно Богу, был существом свободным. Нет, это не та мнимая «свобода», о которой может заявить современный, связанный по рукам и ногам страстями и грехами человек. На фоне последующих родов Адам обладал истинной свободой. Никто и ничто не довлело над его волей, он ведал Истину и имел возможность беспрепятственно следовать Бог поселил первого человека в Раю и сделал Адаму предупреждение о смерти как следствии его возможного преслушания. « И заповедал Господь Бог человеку, говоря от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16,17). На основании этого Божьего определения мы можем сделать вывод о том, что Адам имел еще одно присущее Богу свойство — бессмертие. Возможно, Адам имел бессмертие как данность, а возможно, это следствие вкушения им плодов от древа жизни. Каково из этих суждений верно, не так важно, главное то, что Адам качеством бессмертия до грехопадения обладал . Если мы попробуем рассмотреть самое высокое качество Божие — Любовь, то увидим, что и это качество было спроецировано Богом на человека на максимально возможном уровне. Адам и Ева являются одной плотью во всех отношениях — и в физическом, так как Ева сотворена из плоти Адама, и в духовном по благословению Божиему: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Поэтому и любить своего ближнего, то есть Еву, Адам мог лишь как самого себя. До грехопадения других вариантов отношений между людьми просто не было.

http://bogoslov.ru/article/5824367

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010