Евсевий является историографом эпохи Константина Великого ; но именно благодаря его искусству наводить свет и тени мы до сих пор не знаем много важного о жизни императора и о процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. О том и другом вместо портрета он оставил нам икону. Его «Жизнь Константина» служит предметом горячих споров. Многие исследователи обвиняют его в фальсификации документов. Авторитетный современный богослов и историк церкви протопресв. Иоанн Мейендорф характеризует Евсевия как «придворного епископа» при императоре Константине. Еще в большей мере, чем «Жизнь Константина», вызывает сомнения в правдивости и его «Церковная история». По оценке Баура, Евсевий, благодаря своему сочинению «Церковная история» для христианской церковной истории является тем же, чем был Геродот для истории всеобщей. Ранке считает «историю» Евсевия сочинением образцовым и для нашего времени, особенно хваля ее за прагматизм, при помощи которого автор устанавливает связь между давно прошедшим и настоящим. Главное достижение Евсевия — создание жанра церковной историографии. Тем самым он положил начало одному из ведущих направлений в средневековом историописании. Его дело было продолжено целой плеядой историков — Сократом Схоластиком , Эрмием Созоменом , Феодоритом Кирским , Евагрием Схоластиком , Бедой Достопочтенным , Адамом Бременским , Ордериком Виталием и многими другими. Евсевия Кесарийского или Евсевия Памфила, о котором эта статья, в тоже время активное участие в арианской смуте принимал епископ Евсевий Никомидийский, этих двух епископов легко спутать друг с другом. Pamphili, т.е. Евсевий друг Памфила сегодня разбиение текстов Библии на главы и стихи, тогда еще не существовало. тексты, которые называются библейскими комментариями Евсевия, в реальности являются более поздними выписками из катен. Редакция текста от: 02.04.2013 11:07:24 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТШАЛЬК предыдущая статья Т. 12 , С. 220-221 опубликовано: 7 июня 2011г. ГОТШАЛЬК [нем. Gottschalk; лат. Gotescalcus, Godescalcus] 7 или 14 июня 1066), мч., кн., правитель племенного союза поморских славян вагров, ободритов и полабов (Вендская держава); кн. ободритов (с 1031, фактически с 1043/44), организатор повторного Крещения полабских славян в сер. 40-х — 60-х гг. XI в. Сын «плохого христианина» (male christianus) кн. Удо-Прибигнева, внук одного из первых слав. крестителей бодричей — кн. Мстивоя — и дат. кор. Харальда I Синезубого. Основные источники о жизни Г.— «История епископов Гамбургской Церкви», написанная сочувствующим ему современником Адамом Бременским , и более поздняя, представляющая противоположную т. зр. на деятельность Г. «Славянская хроника» Гельмольда . В юности Г. получил воспитание в обители свт. Михаила в Люнебурге «у Готского епископа Готшалька, заботящегося об этом убежище» ( Adamus Bremensis. Gesta. II 64). Его отец за приверженность к христианству был изгнан с княжения ободритами-язычниками (1018). После известия о гибели «по причине своей жестокости» кн. Удо от рук саксон. перебежчика Г. ушел из обители и отрекся от христианства. Вернувшись на родину, князь с помощью вендов поднял восстание против саксонцев и Немецкой Церкви. Это нашло поддержку в Дании, правители к-рой боролись с герцогами из рода Биллунгов за влияние на полабских славян. Во время восстания были разрушены храмы и прекращен сбор дани в пользу Церкви на территории полабских славян, к-рые по-прежнему придерживались язычества. Изгнанию подверглось не только саксон. духовенство, но и все нем. переселенцы. В результате действий Г., как отмечает Гельмольд, «ничего не осталось в области гользатов, штурмаров и тех, которые называются дитмаршами», за исключением крепостей Эзего (нынеи Бокельдебург (или Бекельнбург) ( Helmoldus. Cronica. I 19). Однако после поражения, нанесенного в 1031 г. войскам Г. герц. Барнхардом II Саксонским (1011–1059) из рода Биллунгов, князь попал в плен, где вновь обратился в христ. веру. Герцог принудил Г. к формальному союзу, после чего отпустил его. Князь, не веря посулам саксонцев, к-рые противопоставили ему кн. Ратибора, отправился ко двору родственника по матери дат. кор. Кнуда I Великого и вместе с ним отплыл в Англию. |
Власть Харальда была ослаблена из-за разрыва союза с ярлом Хоконом из Хладира, правителем Норвегии, а также из-за попыток Харальда продолжить распространение христианства в Вестфолле и во всей Зап. Норвегии. Раненный в бою Харальд бежал к тестю, правителю вендов Мстивою, и вскоре умер. Его тело было доставлено в Роскилле и погребено в основанной им церкви. Адам Бременский объяснял восстание Свена против Харальда языческой реакцией на христианизацию страны (Ibid. II 27), хотя Свен был крещен еще в младенчестве (с именем Оттон, в честь имп. Оттона I). После восшествия на престол он чеканил монету с изображением креста, а в 90-х гг. X в. построил церкви в Лунде и Роскилле. Позднее Свен, не признав притязаний Гамбургско-Бременского архиеп-ства, оказывал поддержку Церкви в Англии, что, вероятно, было расценено Адамом Бременским как отступление от христианства. На рубеже X и XI вв. кор. Свен Вилобородый заложил основы «империи», включавшей наряду с дат. территориями значительную часть Англии и Юж. Норвегию. В 994-995 гг. король осаждал Лондон, дат. войско неоднократно опустошало побережье Уэссекса, а в 1003 г. начались регулярные нападения датчан на Центр. Англию. В это же время усилилось противостояние Д. и Норвегии, где в нач. XI в. Свен Вилобородый установил свое господство. Ок. 1000 г. вместе со швед. конунгом Олафом Шётконунгом и норвеж. ярлом Эйриком Свен нанес поражение кор. Норвегии Олафу I Трюгвесону , попытки к-рого объединить страну и распространить христианство вызвали недовольство знати. После гибели Олафа в битве при Свёльде (1000) ярл Эйрик стал править Норвегией от имени Свена. После смерти Свена в Д. ему наследовал сын, кор. Харальд II (1014-1018), в Англии войско Свена объявило королем др. его сына, Кнуда I Великого, вскоре ставшего единовластным королем Англии (1016). |
Самым ранним из этих произведений считается «Книга о Мецских епископах» (Liber de episcopis Mettensibus), составленная Павлом Диаконом предположительно между 783 и 785 гг. В XII в. она была положена в основу «Деяний Мецских епископов», к-рые дополнялись до XVI в. (см.: Hari A. l histoire des de Metz au Moyen Les «gesta episcoporum» messins de la fin du VIIIe а la fin du XIVe Diss. Metz, 2010. 2 vol.). «Деяния Осерских епископов» (Gesta pontificum Autissiodorensium), созданные в 70-х гг. IX в., дополнялись до кон. XVII в. В сер. X в. под влиянием L. P. каноник Флодоард написал «Историю Реймсской Церкви». На герм. землях самым известным сочинением в этом жанре стали «Деяния епископов Гамбургской Церкви», составленные в 70-х гг. XI в. каноником Адамом Бременским . Среди монастырских исторических произведений выделяются «Деяния Фонтенельских аббатов», или «Деяния святых отцов из Фонтенеля» (1-я пол. IX в.), и «История монастыря св. Галла» (Casus Sancti Galli), написанная в Санкт-Галлене мон. Ратбертом после 884 г. и впосл. дополнявшаяся разными авторами до нач. XIII в. Начиная с IX в. подобные сочинения были созданы при мн. епископских кафедрах и в крупных мон-рях Франции и Германии. Среди итал. «деяний» наиболее известна «Книга понтификов Равеннской Церкви», составленная пресв. и аббатом Агнеллом, вероятно, в 30-40-х гг. IX в. (о влиянии L. P. на сочинение Агнелла см.: Agnellus of Ravenna. The Book of Pontiffs of the Church of Ravenna / Transl. D. M. Deliyannis. Wash., 2004. P. 20-29; Agnelli Ravennatis Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis / Ed. D. M. Deliyannis. Turnhout, 2006. P. 34-39. (CCCM; 199)). Между сер. |
Сына или два Господа, ибо с тем, кто очевидно есть по существу Сын и Господь, имеет неразлучное единение тот, кто воспринят ради нашего спасения… Итак, мы говорим, что (есть) единый Сын и Господь Иисус Христос, им же вся быша, прежде всего имея при этом в мысли Бога Слова, Сына Божия по существу и Господа, но присоединяя затем сюда мыслью и воспринятое Иисуса из Назарета, которого Бог помазал духом и силой, как участвующего при своем единении с Богом Словом, в сыновстве и господствовании, который называется и вторым Адамом, по блаженному ап. Павлу, как имеющий одинаковую с Адамом природу, но показавший нам будущее состояние и возвышающийся над ним (первым Адамом) так, как должен возвышаться подаятель благ будущего состояния над положившими начало настоящему бедственному состоянию, соответственно этому он и называется вторым Адамом, как проявивший второе состояние так как начатком первого состояния, смертного и страстного и исполненного многих скорбей, был Адам, которому и мы уподобляемся (по условиям настоящей жизни). Второе же состояние показал Владыка Христос, Который, явившись с небес, имеет всех нас возвести в общение с Собой. Ибо, говорит Он, первый человек от земли перстен, второй человек Господь с небесе , т. е. имеет оттуда явиться для возведения всех нас к подражанию Ему… В сем–то видимом и созерцаемом всеми имеющим в будущем подвергнуться суду и произведет свой суд пребывающая невидимой божественная природа (Деян. 17, 30 и сл.)… Таково учение церковных догматов, и всякий мыслящий противное сему, да будет анафема». Брат Феодора Полихронт, бывший (ок. 428 г.) епископом в Апамее, известен был лишь как ученый экзегет в духе Антиохийской школы и не вступал, по–видимому, в область догматики, хотя и разделял догматические предположения Феодора (несмотря на защиту Bardenhewefa, 1879. Ср.: |
Когда укрепляет апостолов, говоря: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» ( ), это есть сокровенное и твердое утешение Божества. А когда отрекается умереть, это есть болезнь тела. Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти. 25) «Аз есмь, – говорит, – путь» для спасаемых, «и живот» для мертвых, «и истина» для убегающих лжи ( ). Глаголя «сущим во тме, открыйтеся» (Иса. 49, 9), «Аз есмь свет миру» ( ). Ибо во Адама, нареченного Иисусом, облекшись с Адамовыми немощами, кроме греха, – Им привел к Отцу погибшую овцу, «яко овча на заколение веден, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Иса. 53, 7). О Нем пишет Павел: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за нас и за грехи наши» ( ). И в другом месте говорит апостол: «человеком смерть бысть, и человеком жизнь. Якоже бо о Адаме вси умираем, такожде о Христе вси оживем» ( ). И еще в другом месте пишет: «первый человек от земли, перстен: вторый человек... с небесе» ( ). Посему именем Адама первого обозначает первозданного в мире, а именем Адама второго – Человека, разумеемого в Спасителе, Который называется Сыном человеческим, овчатем, лозою виноградною, хлебом, древом, зерном пшеничным и подобными сим именами; именуется же и Адамом , хотя великое различие между Адамом вторым и Адамом первым. Ибо один произошел из земли, а другой, сый Отчее Слово, «плоть бысть» ( ), не перестав быть Словом оттого, что понес на Себе плоть, как и золото не теряет славы, будучи заключено в чуждом влагалище. 26) Когда же учитель наш говорит: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... |
Тем не менее в настоящий момент, рискуя упростить подлинное положение дел, мы останемся в рамках этих двух школ: аллегорезирующей с одной стороны и основанной на типологии с другой. Движение к вечному единству с Богом Что есть типология? Изначально типология предполагает, что исторические события устроены Богом для того, чтобы составить некую историю спасения, движение помимо времени и пространства, которое ведет к вечному общению с Богом. Типология открывает нам Божественную икономию, деятельность Бога ко спасению мира. В типологии следует доискиваться двойной перспективы, одновременно вертикальной и горизонтальной. Во-первых, в том, что касается горизонтального измерения, когда дело идет о типологии, мы говорим о типосе, или фигуре. – слово, которое использует апостол Павел, чтобы говорить о первом Адаме. завершает его, или исполняет. В данном случае в Рим.5 Христос назван новым Адамом: Адам есть типос, антитипосом которого является Иисус Христос . Типологическое рассмотрение обнаруживает в совокупности текстов связи между Ветхим и Новым Заветами. Чтобы заключить одним кратким определением, типос есть некий пророческий образ, относящийся к будущей реальности, являющейся его свершением. Лучше всего это объяснить на нескольких примерах. Помимо типологии между Адамом и Христом, новым, или последним Адамом, принадлежащей апостолу Павлу, существует пример ветхозаветного образа Моисея. Моисей восходит на гору Синай, предстает в безмолвии перед Богом и обретает в Богоявлении скрижали закона, десять заповедей, которые образуют основу Торы, закона иудейского. Моисей спускается и передает в руки народа Израилева откровение в виде закона, который определяет не только какую-то норму поведения, но и вообще смысл существования иудеев между собой и с Богом. Апостол Матфей, быть может, более, чем другие авторы Нового Завета, являет нам образ Христа, каковой есть антитипос образа Моисея, типоса подателя закона, Христос в начале Мф.5 восходит на другую гору, в Палестине. |
Подчеркнем тем не менее, что введение этой иерархии как механизма жизнедеятельности семьи оказалась нужна лишь после грехопадения когда появилось непослушание, способное, в силу своей деструктивности, разрушить семью, созданную Богом. До грехопадения этой необходимости, повидимому, не было. И впрямь, обычно приоритет мужа в семье выводится из того факта, что сначала был сотворен Адам, а потом лишь Ева. Но если иметь в виду, что, как отмечено выше, последовательность изложения этих событий не означает разделения акта сотворения человека на две части, то из самих формулировок, так или иначе касающихся первоначальной божественной версии семьи, трудно отчетливо вывести положение о верховенстве мужа, поскольку здесь есть противоречивые определения. По крайней мере, из вердикта «человек [...] прилепится к жене своей» можно сделать вывод даже о зависимости мужа; между тем, из определения «помощник», данного жене («сотворим ему помощника»), можно прийти и к обратному выводу о первенстве мужа и подчиненности жены. Хотя возможно предположить, что Бог всё же предусматривал за Адамом право направлять жену но непременно наставлениями, переданными ему Богом: ведь Господь и первый свой закон (запрещение есть с древа) провозгласил лишь Адаму с тем, чтобы назидание это было передано Еве уже устами ее мужа. Подчиненность жены была закреплена в Едеме хотя бы тем обстоятельством, что мужу имя было дано Самим Богом, а жене Адамом: «И нарек Адам имя жене своей: Ева» ( ). Напомним, что наречение Адамом имен всем прочим существам, созданным Богом, было знаком его, адамовой, власти над ними: словом «владычествуйте» предварялось поручение Бога Адаму дать названия всем тварям. Вообще в Библии наречение имени знак власти. Ведь, казалось бы, совершенно не значительно переименование Аврама в Авраама («Не будешь ты называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам» ) и Сары в Сарру («Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра» ). Но тем самым Бог устанавливает Свою власть над прародителями народа, которому предстояло стать Его, Господним народом. |
Торговые выгоды привлекли на Готланд множество купцов из всех стран Европы. Этот остров со своим главным городом Висби с течением времени явился главным посредником русской торговли с европейской, при чем готландцы извлекали столь значительные барыши, что у бременских купцов явилась мысль завести самим торговые сношения с русскими без всяких посредников. Снарядили корабль и с товарами отправили его к ливонским берегам. Корабль пристал к устью Двины и бременским мореходцам удалось завязать торговые сношения с ливами и русскими. Торговля быстро росла, немецкие купцы построили себе амбары, учредили купеческие конторы к общей выгоде – и своей и русских, и оставайся они при своих купеческих делах, Ливония, конечно, не только бы ничего не проиграла, напротив много-бы выиграла. Но этого не произошло: торговые выгоды пробудили алчность бременского архиепископа и вот около 1184 г. впервые в усть-двинской земле появился монах для проповеди ливонским язычникам христианства. С дозволения православного полоцкого князя (это очень удивительно, но, безусловно, верно) началась проповедь католичества, а с нею и изменение хода всех дел в Ливонии. «Божьи дворяне» и «честные бискупы» утвердились среди эсто-латышских народцев, силою обратили их в католичество, вытеснили русских из их ливонских городков и поселков, и из Ливонии сделали не государство (какое государство могли они основать на клочке русской государственной области?), не монархию и не республику, а просто немецкую колонию, которая бы их кормила и поила. Утверждение в Ливонии «божиих дворян» и «честных бискупов» извратило естественный ход событий в Ливонии, задержало на целые столетия то, что должно было совершиться и что ясно намечалось уже до их прихода, а вместе с тем внесло в Ливонию смуту, раздор, войны, кровопролития. |
Стоит отметить, что параллель между разрушением шеола и Иерихоном встречается за пределами сирийской традиции. Например, она отображена в армянском апокрифе, повествующем об истории Иисуса, сына Навина: «Подобно тому, как Иисус [Навин] разрушил Иерихон и заклял его строителей, Иисус [Христос] разрушил наш удел шеола и заклял всякого, кто вновь будет Michael Armenian Apocrypha Relating to Biblical Heroes. Atlanta, SBL-PRESS. 2019. Если говорить о смертности человеческого естества, довольно примечательным является сопоставление в тексте гомилии Христа и Адама, особенно в рассуждениях Иакова Саругского о том, что века спустя будет названо первородным грехом. Схожесть между Христом и Адамом мар Иаков усматривает в Воплощении, а именно в том, что плоть Господа Иисуса Христа, согласно автору, была такая же, как и у Адама до грехопадения в гомилии «На Великую Пятницу»): «И воплотился в нём [в Адаме]… и, будучи Богом, стал по плоти вторым Адамом» «и воплотился в нём [в Адаме], и принял его плоть, и произошёл от него» Homiliae Selectae Mar-Jacobi Sarugensis. Ed. Parisiis, 1906. 555. Пытаясь держаться в рамках этого сопоставления, автор «концептуально» нивелирует роль Пресвятой Богородицы в деле спасения, так как связывает Воплощение непосредственно с Адамом, а не ведёт его «от Марии Девы». В то же время противопоставление Христа и Адама развивается Иаковом Саругским в контексте Рим. 5:12: до грехопадения Адам был свободным человеком, свободнорождённым Адам, раб Его, был свободнорожденным). Смерть, которая является печатью рабства, входит в Адама после совершения им первого греха, характерно именуемого мар Иаковом «глупостью» Христос сходит в шеол как свободнорождённый второй в Своём роде после Адама. Аллюзия на слова Господа Иисуса Христа, обращённые к ученикам: И сказал им: когда Я посылал вас без мешка, и без сумы, и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Они отвечали: ни в чём. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу (Лк. 22:35–37). |
|