Григория почести , которые человек ищет в этой мертвой, животной, неразумной, вещественной плотяности , неизбежно скоротечны , и радости плоти , т.е. поблажки, утешения, - всегда преходящи , точнее же - смертны и потому - смертоносны. До облечения в кожаные ризы человек носил боготканное одеяние: свое душевно-телесное облачение, истканное благодатью, сплетенное со светом и славою Божества. Наши прародители были облечены славою свыше,... небесное осияние покрывало их лучше любой мантии Такова была одежда того, что по образу, - первозданной человеческой природы, запечатленной дыханием Божиим и устроенной богоподобно. Она сияла подобием божеству , которое составлялось не формой или цветом , а бесстрастием, благостью и нетлением - свойствами, по которым божественное созерцаемо как красота Первозданный человек, по утонченному выражению св. Григория Богослова, был наг, благодаря своей простоте Это означает, по прп. Максиму Исповеднику, что его тело не имело в себе никаких противоположностей, разрывающих его теперь на части и приводящих к тлению и распаду, но обладало иным, приличным ему, устроением, обусловленным простыми качествами, полностью согласованными между собою . Оно было чуждо истечений и потерь , свободно от непрестанных изменений, производимых преобладанием того или иного качества и потому было не лишено бессмертия по благодати Если понимать наготу как прозрачность, можно сказать, что тело Адамово было так просто, что оно было действительно прозрачно - открыто видимому творению без всякого сопротивления и свободно от всякого сопротивления со стороны мира: мир был подчинен ему. Человеческое тело, хотя имело свое особое устроение и известную самобытность в мире, тем не менее не было нисколько отделено от него. А человеческая душа была открыта ангельским силам и Богу. В ней не было сопротивления, и она с подобной же простотой общалась с ангельским духовным миром и с Духом Божиим. Тогда был, пишет св. Григорий Нисский, единый лик умных природ - ангелов и человеков - взирающий на Единого и поющий в согласии с Возглавляющим . Но грех разрушил вдохновенное согласие хора , разверзая под ногами первых людей, состоявших в лике ангельских сил , скользкую покатость иллюзий; и человек пал и смешался с прахом, отбежал к змию и оделся в мертвые кожи - стал трупом . Так было нарушено единство человека с ангелами Тогда же распалось и единство его с творением видимым. |
14 . Диакон несёт св. евангелие и подаёт его вождям верного народа, как божественный закон царя, а священник идёт позади и в своей одежде представляет все обстоятельства распятия, как предмет хвалы во смирении сердца. Потом певцы восходят на амвон и поют: возра дуемся тоже вместе с ними поют и стоящие внизу, образуя тем согласие ангелов и человеков…. 15 . По окончании антифонов тотчас поётся трисвятая песнь, возвещая божественную ипостась Сына, равно как и самого Отца и животворящего Духа…. 16 . После трисвятого архиерей восходит на сопрестолие, поддерживаемый диаконами, как ангелами, и вместе с ним восходят и иереи, подобно тому, как апостолы взошли вместе с Иисусом на гору преображения…… Сидение на со престолии знаменует, что Сын Божий ту плоть, которую носил, и то овча, которое взял на рамена, (что означается омофором), то есть, Адамово естество, вознёс превыше всякого начала, и силы, и господства, и принёс к Богу и Отцу. И как один (Сын Божий) обожил, а другое, то есть, воспринятое естество человеческое было обожжено: то, ради достоинства, принёсшего и чистоты принесённого, Бог и Отец принял его (Иисуса Христа) как жертву и приношение благоприятное за род человеческий. Или: архиерей и священники сидят на сопрестолии в сообразность с словами пророка Давида: тамо седоша престоли на ( ). А когда они стоят на сопрестолии, то архиерей, изображая пред народом божественное преображение, протянув руку, трижды осеняет священников крестным знамением, как Христос благословил своих учеников. 17 . По исполнении Триствятого священник благословляет народ, говоря: т. е. будьте в мире друг с другом, предстоя божественной трапезе…… После того, как (архиереи и священники) сядут, читается в связи с чтениями из ветхого и нового завета так называемый прокимен…. Вслед за сим выступает Павел, как некий началовождь и предлагает народу своё учение, или точнее, предлагается чтение Деяний и Посланий апостольских…. 18. |
Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную». святоотеческую мысль Вы приводите, так как считаете ее способной поддержать Ваше мнение о том, что человек был сначала зверем, а затем (позже по времени) получил образ и стал человеком. И впрямь Вы должны в это веровать, если Вы принимаете теорию эволюции, и я рад, что у Вас достаточно смелости, чтобы открыто выразить то, во что верят все эволюционисты», хотя они зачастую и скрывают это из опасения обидеть других православных, которые, по их мнению, весьма наивны, так как в своей «простоте» отказываются верить, что человек в действительности «произошел от обезьяны» или обезьяноподобного существа. вспомним слова свят. Григория Паламы, которые я уже приводил: один из Отцов говорит то же, что внешние, это согласие только словесное, а мысли совершенно Первые, по Павлу, имеют «ум Христов» (1Кор. 2:16), а вторые выражают в лучшем случае человеческое Какой человек в здравом уме и принадлежащий к Церкви может из этого вывести, что их учение от Бога?» (В защиту святых исихастов, Триада 1, 11). я должен Вам сказать, что Вы совершенно не поняли учения преподобного Серафима, который вовсе не учит тому, чему учит эволюционное учение. Это я Вам могу показать, цитируя как ясное учение других святых Отцов, так и самого св. Серафима. вначале я должен объяснить то, что рационалисту может показаться «противоречием» между учением преподобного Серафима и таковым других Отцов. Во-первых, нам следует себе, что, когда преподобный Серафим говорит о человеке как состоящем из «духа, души и тела», он не противоречит святым Отцам, которые говорят о природе человека как просто о «душе и теле»; он лишь проводит различие между разными аспектами души и говорит о них по отдельности, как и многие святые Отцы. |
с англ. Л. А. Успенской под ред. иерея Константина Польскова. (Рим. 5:12) У КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО И ФЕОДОРИТА тексты Нового Завета вызывают больший интерес у экзегетов и богословов, чем знаменитые два слова из Послания к Римлянам. Ибо они — единственные в Писании, где напрямую говорится о том, что называется передачей греха Адамова. Западе истолкование данного фрагмента было предопределено двумя факторами: латинским переводом, в котором передано сочетанием in quo, где относительное местоимение указывает на Адама; аргументацией блж. Августина в ходе его полемики с Пелагием и Юлианом Экланским. фактора впоследствии сказались на определении о первородном грехе, которое вынес Тридентский собор. образом, западный вариант экзегезы оказался, по существу, детерминирован спором блж. Августина с оппонентами по поводу проблемы крещения младенцев: коль скоро крещение принимается «во оставление грехов», требовалось понять, какой именно грех следует отпускать новорожденным. Ответ блж. Августина сводился к тому, что отпускать нужно первородный грех Адама, ибо все согрешили в Адаме. Востоке святоотеческая мысль рассматривала проблему Адамова греха и его последствий иначе. Как раз это мы и попытаемся уточнить в данной статье, ведь значение самой проблемы и ее догматическая подоплека поистине огромны. Сейчас мы ограничимся тем, что процитируем двух авторов V в., современников блж. Августина, полное согласие которых в вопросе о грехе Адама тем более поразительно, что они принадлежали к двум разным экзегетическим школам и оба участвовали в христологических спорах как оппоненты. Их сходство в истолковании отрывка Рим. 5указывает на то, что применительно к V в. мы имеем дело с единодушным пониманием Адамова греха и его последствий. Говоря в общем, оба отца считали, что от Адама наследуется не сам грех, но смерть. Грех Праотца привел к тому, что смертным сделалось все Адамово потомство: смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5:14). И в VI столетии проблема тленности тела Христова будет рассматриваться на Востоке именно в рамках такого понимания первородного греха (в частности, спор между Юлианом Галикарнасским и Севиром Антиохийским). |
БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 4 , С. 243 опубликовано: 28 марта 2009г. БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ См. Спасово согласие и Самокрещенство . Рубрики: Старообрядчество Ключевые слова: Старообрядчество Бабушкино согласие - см. Спасово согласие и Самокрещенство См.также: ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ см. Белокриницкая иерархия «АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель АНАСТАСИЙ (Кононов Антоний Федорович; 1894-1986), старообрядч. еп. Донской и Кавказский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
В 1-м параграфе канона 1101 провозглашён принцип простой презумпции того, что согласие врачующихся соответствует своему внешнему выражению. Согласие симулирует тот, кто внешне выражает его законным образом, но внутренне не согласен, отвергая позитивным актом воли либо сам брак (полная симуляция), либо его существенный элемент или свойство (частичная симуляция). 3.7.1. Отрицание самого брака Налицо полная симуляция: – когда брачующийся, законным образом выражая согласие, внутренне отвергает сам брак, считая обряд венчания пустой формальностью, не имеющей последствий; – когда брачующийся, законным образом выражая согласие, желает заключить брак, но исключительно из посторонних соображений: например, для того, чтобы получить право на эмиграцию в какую-либо страну или на богатое наследство. Сущность полной симуляции состоит в том факте, что целью заключения брака является не сам брак, а что-либо иное. 3.7.2. Отрицание одного из существенных элементов брака Существенными элементами, отличными от существенных свойств брака, являются «благо потомства» и «благо супругов» – существенные цели, к которым по природе своей направляется брак (кан. 1055, 1). Существенными элементами являются также верность и достоинство брака как таинства. 3.7.2.1 Отрицание порождения потомства. Для того, чтобы брачное согласие было действительным, не требуется, чтобы брачующийся позитивным актом воли принимал обязанность порождения потомства: достаточно того, чтобы он позитивным актом воли не отвергал эту обязанность. Для того, чтобы доказать наличие позитивного акта воли, делающего согласие недействительным, к моменту заключения брака, необходимо, чтобы это отвержение обязанности порождения потомства было сделано абсолютно и навсегда. Временное отвержение обязанности порождения потомства не является мотивом, лишающим брачное согласие его силы, по той простой причине, что в этом случае остаётся в наличии существенная цель брака: естественная предрасположенность (ordinatio naturalis) к порождению потомства (кан. 1055, 1). |
2. Если причина разлучения исчезла, то брачное сожительство в любом случае должно быть восстановлено, если только церковная власть не распорядится иначе. 1154 Если разлучение супругов состоялось, всегда необходимо вовремя позаботиться о должном воспитании и образовании детей. 1155 Невинный супруг может снова допустить другого супруга к супружеской жизни, и это будет похвально; в этом случае он отказывается от права на разлучение. Глава X. О конвалидации брака (Caput X. De matrimonii convalidatione) Art. 1. De convalidatione simplisi Разд. 1. О простой конвалидации 1156 1. Для конвалндации брака, недействительного по наличию отменяющего препятствия, необходимо, чтобы это препятствие перестало существовать или подверглось диспенсации и согласие было возобновлено по крайней мере той стороной, которая знала о существовании препятствия. 2. Это возобновление требуется по церковному праву для действительности конвалндации даже в том случае, если обе стороны изначально выразили согласие и не отказывались от него. 1157 Возобновление согласия должно представлять собою новый акт волеизъявления относительно вступления в брак, о несостоятельности которого возобновляющая сторона изначально знает или предполагает. 1158 1. Если препятствие публично, то согласие подлежит возобновлению по канонической форме с обеих сторон, причём остаются в силе положения кан. 1127, 2. 2. Если препятствие недоказуемо, то достаточно, чтобы согласие было возобновлено частным образом и тайно той стороной, которая знает о существовании препятствия, лишь бы другая сторона сохранила, прежнее согласие, или обеими сторонами, если о существовании препятствия было известно обеим. 1159 1. Брак, несостоятельный по дефекту согласия, конвалидируется, если та сторона, которая не давала согласия, теперь даст его, лишь бы прежнее согласие другой стороны сохранилось. 2. Если изъян согласия недоказуем, то достаточно, чтобы та сторона, которая не давала согласия, выразила его частным образом и тайно. 3. Если изъян согласия доказуем, то необходимо, чтобы согласие было дано по канонической форме. |
Это опасно. Он сделал нервный глоток, и адамово яблоко заходило вверх и вниз под кожей его птичьей шеи. правда, сказала Айда, глядя на худенькую шестнадцатилетнюю фигурку, затянутую в черное хлопчатобумажное платье, слыша, как – динь-динь-динь – звякал стакан на подносе, который несла нетвердая но для кого – это другой вопрос. на сказал Здесь не так уж тепло. Он был без нижней сорочки, без галстука; ему было холодновато в рубашке без рукавов и блейзере. должна повторила Айда. не стал бы ни во что вмешиваться, Айда. Какое тебе до него дело? него никому нет дела, вот в чем ответила Айда. Она погрузилась в самые глубины своего сознания, в область воспоминаний, инстинктов, надежд, и вынесла из всего Этого единственную философию, которой она Я люблю честную сказала она. Произнеся эти слова, она воодушевилась и добавила с жестким прямодушием: – Око за око. Фил. Поможешь мне? Адамово яблоко снова заходило. Солнце скрылось. Порыв сквозного ветра метнулся через вращающуюся дверь, и мистер Коркери почувствовал его на своей костлявой груди. знаю, что привело тебя к этой сказал но я за закон и порядок. Я буду с Собственная отвага ударила ему в голову. Он положил руку ей на Для тебя я готов на все, Айда. того, что она здесь говорила, остается только сказала Айда. же? в полицию. Айда влетела в полицейский участок. Она улыбнулась одному, помахала рукой другому, хотя в жизни не встречалась ни с кем из них. Она была весела и решительна и в своем возбуждении увлекла за собой Фила. надо видеть сказала она сержанту, сидевшему за письменным столом. сейчас занят, мадам; по какому вопросу хотите вы его видеть? могу ответила Айда, усаживаясь возле вешалки с полицейскими Садись, Она улыбнулась всем уверенно, не Бары откроются только в шесть. До тех пор нам с Филом делать нечего. какому вопросу вы хотите видеть инспектора, мадам? под самым вашим ответила а вы называете это естественной смертью. |
Воскресный день накануне Великого поста имеет три наименования: Неделя сыропустная (или сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Неделей сыропустной (по аналогии с предыдущей мясопустной) этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу. Наименование «изгнание Адамово» употребляется в Типиконе и Триоди в связи с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощеное воскресенье» применяется в церковном обиходе (в богослужебных книгах не используется) в связи с тем, что в эту Неделю (как правило, вечером после великой вечерни) совершается Чин прощения. 1.5.1. Идейное содержание богослужения Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: 1) грехопадение Адама и его следствия, 2) вступление в Великий пост и 3) прощение ближних. Можно заметить, что в богослужении эти темы возникают поэтапно, сменяя одна другую: большую часть всенощного бдения господствует первая тема (изгнание Адама из рая), лишь в конце бдения в содержании хвалитных стихир на передний план выходит вторая тема (канун Великого поста), которая доминирует и на литургии (апостольское и евангельское чтения). Наконец, в начале евангельского чтения тезисно отмечена третья тема – прощение ближних. Такой плавный переход от одной темы к другой объясняется взаимосвязью обозначенных тем: грехопадение Адама воспоминается для того, чтобы подвигнуть нас к усердному покаянию и актуализировать в нас желание вернуться в тот рай, который мы потеряли; как раз это настроение и нужно человеку, вступающему на поприще поста. В свою очередь, молитвенным подвигам и другого рода усилиям должно предшествовать примирение с ближними, ибо сначала нужно примириться с человеком, а потом уже приносить дар – наши молитвы и добрые дела – Богу (см.: Мф. 5 :23–24). Нельзя не заметить, что наличие плавного перехода от одной темы к другой говорит о том, что все богослужение построено по четко продуманному плану, имеет единую композицию. Впрочем, эта черта свойственна не только богослужению Недели в целом, но и отдельным блокам песнопений – стихирам на «Господи, воззвах…» и канону, о чем будет сказано далее. |
Досточтимого господина, во Христе многовозлюбленного и желанного брата Марциана Августин приветствует о Господе. 1 . Я оторвал, или скорее похитил и как бы даже выкрал себя самого у множества своих занятий, чтобы написать тебе, старейшему моему другу, который, впрочем, стал мне другом только тогда, когда обрел я тебя во Христе. Ты, конечно, знаешь, как определил дружбу «красноречия славный создатель римского Туллий» (как его назвал некто 1 ). Он сказал, и в высшей степени верно сказал: «Дружба есть согласие в делах человеческих и Божественных при взаимном благожелательстве и любви» 2 . Ты же, дражайший мой, в делах человеческих имел со мною согласие в былые дни, когда я стремился наслаждаться ими так, как свойственно низкой толпе, и своим одобрением ты наставлял мои паруса к достижению того, чего мне теперь стыдно, и даже в первых рядах тогдашних моих почитателей надувал паруса моих вожделений ветром похвалы. При том по части дел Божественных, в которых мне тогда еще не воссияла истина, то есть со стороны гораздо более важной части своего определения, дружба наша хромала: только в человеческих, но не в Божественных делах было у нас согласие при взаимных благожелательстве и любви. 2 . И после того, как я отстал от тех страстей, ты, твердый в своем благорасположении, желал мне быть здоровым смертным здоровьем и счастливым тем земным благополучием, к которому обыкновенно стремится мир. Тем самым ты и тогда соблюдал благожелательное и дружеское согласие со мною. Поэтому какими словами могу я объяснить тебе свою радость теперь, когда тот, кто долгое время был мне другом, стал мне истинным другом! Ибо теперь прибавилось согласие и в Божественных делах, потому что ты, который проводил со мною в приятнейшем благоволении временную жизнь, присоединился ко мне в надежде жизни вечной. |
|