Древнехристианская символика довольно проста для того, чтобы не понять, что в виде дракона представлен здесь ветхозаветный змии, новозаветный дьявол, побежденный крестом. Изображение креста, как символа спасения и победы, с змием внизу, весьма естественно составляло одну из первых задач христианского искусства. Припомним для примера небольшой резной камень первых веков христианства, в коем нижний конец монограммного креста обвит змием, обращенным, с одной стороны, главою, с другой — хвостом к двум стоящим по обе стороны креста голубям, которые, без сомнения, олицетворяют праотцев, искушаемых сатаной и спасаемых крестом, что объясняет римская надпись внизу креста, под чертой — salvus — спасение. Не забудем, наконец, и змия, попираемого хоругвью Константина Великого. Это первый, настоящий образец торжества креста над дьяволом и христианства над язычеством. На Афоне, как видно из этого, чрез полторы тысячи лет, сохранились и были свежи предания о первых простых символах христианства, и только в XVII веке они уступили влиянию затейливого романтизма. С этого времени дракон совершенно исчезает в подножии креста: его место занимает другой символ, который делается господствующим, необходимым символом на каждом кресте — это так называемая Адамова голова. Но мы решительно не понимаем значения головы Адамовой в подножии креста, несмотря на подписи, часто придающие это значение в подножии древних века крестов лежащему черепу. И на все объяснения наших старообрядцев, заимствованные из апокрифической литературы, из древних Палей, в которых рассказывается известный сон Адама в раю, обагренного кровью Спасителя, не принимаем этого черепа за Адамову голову, а считаем его просто символом смерти, который, без сомнения, и имели в виду художники на первых памятниках этого рода. |
А мы на Ново-Благословенное потрусили, через всю Москву. Тихое совсем кладбище, все кресты под накрышкой, «голубцами», как избушки. Люди все ходят чинно, все бородатые, в долгих кафтанах, а женщины все в шалях, в платочках черных, а девицы в беленьких платочках, как птички чистенькие. И у всех сытовая кутья, «черная», из пареной пшеницы. И многие с лестовками, а то и с курильницами-ладанницами, окуривают могилки. И все такие-то строгие по виду. А свечки не белены, а бурые, медвяные, пчела живая. Так нам понравилось, очень уж все порядливо… даже и пожалели мы, что не по старинной вере. А уж батюшки нам так-то истово-благолепно, и пели «смертию смерть поправ», а по-старинному, «смертию на смерть наступи»! А напев у это вот «смертию на смерть ну, будто хороводное-веселое, как в деревне. стародревнее то пение, апостольское. Апостолы так пели. Поклонились прабабушке Устинии. Могилка у ней зеленая-травяная, камня она не пожелала, а Крест только. А у дедушки камень, а на камне «адамова голова» с костями, смотреть жуть. Помянули их, какие правильные были люди, повоздыхали над ними, поскучали под вербушкой, Горкин тут и схватился: вербочку-то забыли дома! А мы нарочно свяченую вербу в бутылку тогда поставили, в Вербное Воскресенье: вот на Радуницу и посадим у дедушки в головах, а Мартыну посадим на Даниловском. И верба уж белые корешки дала, и листочки уж и забыли! А это от расстройства, Горкин еще с Егорьева Дня расстроился: бывает так, навалится и навалится тоска. Только утром «Галочка» порадовала маленько, а после еще тоска, и на кладбище даже не хотелось Горкин уж мне потом поведал. |
клеть - хранилище различного домашнего имущества, кладовая комната возле жилых помещений дома. колымага - закрытый возок шатрового типа с кожаными шторами коробья - разного вида сундуки с замками и под печатью коровай - большой круглый подовый хлеб из пшеничной муки, символизировал солнечный круг; ритуальное кушанье на свадьбе кортель - теплый летник, подбитый мехом и покрытый легкой шелковой тканью (без кружев и пуговиц) корцы - ковши, выдолбленные из дерева, служили мерой жита косяк - кусок штучного товара (ткани) в рулоне; одна заправка в ткацком стане, см. постав косячная осетрина - соленая тёшка красной рыбы котломы - сдобное печенье кроеное - лакомства, которые раздаривались на свадьбе (пряники, орехи и пр.) крошни - плетеные корзины (обычно заплечные) кружок - рыба, нарезанная кусками ксени, ксенимасы - икра кузьминские яблоки - древнерусский сорт красных яблок кумган - металлический узкогорлый сосуд с крышкой и с ручкой кундупцы, кундумцы - вареники с говядиной в подливке кутук - уголок Лал - благородная шпинель, драгоценный камень, по цвету близкий к рубину леваши, левашники - сдобные пирожки с ягодами или вареньем летник - легкая женская одежда, которую носили под верхним платьем лодога - одна из пород сига лубье - тонкая дранка (см. дор) лысина - конский налобник в сбруе лысты - голень, икра ноги лядвеи - ляжки мазуни - сладкая масса из редьки с патокой с добавлением пряностей малакия - онанизм малариуз (в других списках - балагиус) - черный гранат мандрагора - в русских травниках адамова голова, сонное зелье медведно - выделанные медвежьи шкуры, служили полостью в санях меженина - недостаток чего-либо (чаще всего - хлеба из-за засухи или неурожая) межситка - простая мука, остающаяся после промалывания пшеничных зерен мерник - ведро или ковш известного объема; обычно в них сытили меды миндери - жесткие тюфяки или подушки, набитые мочалом или волосом михирь - мужской половой орган монисто - ожерелье из бус или монет ( вздержка ), одевалось на шею мушорма, мушерма - братина с носком и с рукояткой |
Далее отметим следующие памятники: 1) Четырехконечный кипарисовый крест весьма тонкой резьбы, с миниатюрными фигурами, XVIII в.: на одной стороне изображения: Благовещение, Введение в храм Богородицы, Крещение Христа, Сретение, Исцеление слепого, Неверие Фомы. На другой стороне: Преображение, Воскрешение Лазаря, Положение в гроб, Жены у Гроба, Сошествие Христа в ад. Более интересна, прекрасной работы серебряная оправа, украшенная ленточной филигранью, равно подставка и ручка. Выс. 12 см, перекр. 6 см, толщ. 1 см. 2) Большой четырехконечный серебряный крест в значительной части своей позолоченный. Фон насечкой оставлен не позолоченным; в нем рельефом цветочный орнамент, образующий собою и род медальонов, в которые вставлены другие выпуклые же медальоны - уже финифтяные. Громадное подножие овальной формы имеет также орнамент в виде цветочных разводов и особых медальонов, нижняя часть подножия украшена рельефным цветочным орнаментом, тянущимся гирляндой вокруг его и четырьмя херувимскими головками. На самом кресте с одной и другой стороны по пяти медальонов финифтяных, из коих средние больше, а остальные малые. На средних изображено - Распятие Христа и Воскресение по западным образцам, прекрасной работы, а на малых: Бичевание, Возложение тернового венца, Снятие со креста, Жена мироносица, Христос и два апостола на пути в Эммаус, Несение Креста, Неверие Фомы. На подножии: Тайная вечеря, Целование Иуды, Моление о чаше, Положение в гроб. Светлые краски, прекрасные формы фигур. Выдающийся памятник ювелирного искусства пол. XVIII в. На ручке креста выгравированы следующие надписи: «Весу в нем 15 ф. 12 л. 1724 год. мца декабря сооружися крт сей коштом преосвященного Митрофана Тверскаго». Высота с подножием 82 см, выс. Креста 44 см, перекр. 36, толщ. 3 шир. 6 см. 3) Серебряный позолоченный восьмиконечный крест, украшенный на передней стороне финифтяной пластинкой с изображением Распятия Христа, совершенно по западному образцу, в терновом венце, с закрытыми глазами. Вверху финифтью же надпись на трех языках: еврейском, греческом, латинском; внизу финифтью Адамова голова. Ниже по рукоятке рельефом колонна с петухом, копье и губка. На задней стороне в трех медальонах орудия страстей. Крест работы 1785 г. Длина - 30 см, перекр. 16 см, шир. 3 см, толщ. 1 см. |
колымага – закрытый возок шатрового типа с кожаными шторами коробья – разного вида сундуки с замками и под печатью коровай – большой круглый подовый хлеб из пшеничной муки, символизировал солнечный круг; ритуальное кушанье на свадьбе кортель – теплый летник, подбитый мехом и покрытый легкой шелковой тканью (без кружев и пуговиц) корцы – ковши, выдолбленные из дерева, служили мерой жита косяк – кусок штучного товара (ткани) в рулоне; одна заправка в ткацком стане, см. постав косячная осетрина – соленая тёшка красной рыбы котломы – сдобное печенье кроеное – лакомства, которые раздаривались на свадьбе (пряники, орехи и пр.) крошни – плетеные корзины (обычно заплечные) кружок – рыба, нарезанная кусками ксени, ксенимасы – икра кузьминские яблоки – древнерусский сорт красных яблок кумган – металлический узкогорлый сосуд с крышкой и с ручкой кундупцы, кундумцы – вареники с говядиной в подливке кутук – уголок Лал – благородная шпинель, драгоценный камень, по цвету близкий к рубину леваши, левашники – сдобные пирожки с ягодами или вареньем летник – легкая женская одежда, которую носили под верхним платьем лодога – одна из пород сига лубье – тонкая дранка (см. дор) лысина – конский налобник в сбруе лысты – голень, икра ноги лядвеи – ляжки мазуни – сладкая масса из редьки с патокой с добавлением пряностей малакия – онанизм малариуз (в других списках – балагиус) – черный гранат мандрагора – в русских травниках адамова голова, сонное зелье медведно – выделанные медвежьи шкуры, служили полостью в санях меженина – недостаток чего-либо (чаще всего – хлеба из-за засухи или неурожая) межситка – простая мука, остающаяся после промалывания пшеничных зерен мерник – ведро или ковш известного объема; обычно в них сытили меды миндери – жесткие тюфяки или подушки, набитые мочалом или волосом михирь – мужской половой орган монисто – ожерелье из бус или монет («вздержка»), одевалось на шею мушорма, мушерма – братина с носком и с рукояткой мыльня – баня нагольные шубы – не покрытые тканью, состоящие из одного меха |
Кроме того, 43953–54; 1906. Две доски чугунные литые, овальной формы с отверстиями для подвески. На той и другой восьмиконечные кресты. На них вверху Бог , два ангела, посреди распятие, по бокам солнце померкшее, луна и надпись: Твоему поклоняемся Владыко и святое воскресение твое внизу адамова голова, по бокам Матерь Божия и Мария Магдалина, с другой стороны Иоанн Богослов. Изображение крестов подходит к Московским XVI века. Доски весят 12 фунтов. 38661; 1900. Посох железный, оканчивающийся копьем и секирами, навершье, – восьмиконечный крест. Это экземпляр тех самых с которыми по свидетельству указа 1636 года Патриарха Иоасафа, дрались мнимые подвижники веригоносцы. Из числа разрозненных вериг обращает на себя внимание 42347; 1904 – громадный, охватывающий всю грудь, четырехконечный железный древней формы кованый крест с загнутыми внутрь средними концами. У закругленных концов, очевидно неудавшихся перекрестьев, прикованы ушки. От верхнего идет протертая кольчатая цепь к такой же, как и крест, массивной доске, неправильной треугольной формы. На кресте три дырочки очевидно от отставшего еще добавочного креста. Вес – 14 фунтов. 41676–77; 1903. Два креста медных четырехконечных, одинаковых с ушками от цепей, с изображением на каждом восьмиконечного креста и надписью: ИС. ХР., заглавным прописным шрифтом Александровского времени. По форме напоминают Мальтийские. Есть еще небольшой железный кованый равносторонний крест, в средине которого вместо ожидаемой религиозной надписи или изречения красуется выбитое клеймо, очевидно мастера, – В заключение нельзя не указать на трудность и в некоторых случаях невозможность определить время происхождения только что описанных вещей. С одной стороны кузнечное искусство, еще и до сих пор пользующееся приемами XVI века и мало считающееся, не в пример прочим ремеслам, с прогрессивным движением своего дела, не выработало новых образцов при обработке железа, с другой – религиозное воззрение заказчика, боявшегося всякого новшества и требовавшего потому сделать вериги непременно по старому и притом определенному образцу известных уже вериг прославленных подвижников, служит высказанной причине. |
Престол над вместилищем Креста Христова принадлежит грекам, а вправо от него есть еще два престола, принадлежащие католикам. На Голгофе более всего потрясает душу колоссальное распятие, стоящее за греческим престолом. Набожные поклонники, пришедшие с верою на Голгофу, плачут пред упомянутым распятием вслух всего народа, но мне кажется, что и самый закоренелый грешник, если только не потухла в нем и последняя искра веры в Распятого здесь нашего Искупителя, должен, хоть сколько-нибудь тронуться пред этим распятием. По ту и по другую сторону греческого престола показывают те места, где стояли кресты разбойников, распятых с невинно страдавшим I. Христом. Судя по этим местам, можно думать, что распятый Господь был на кресте обращен лицом к западу. Близ того места, где стоял крест праведного разбойника, находится греческий жертвенник. Против католического престола указывают на то место, где Спасителя нашего пригвождали ко кресту. Внизу под Голгофою в приделе Иоанна Предтечи за престолом в стенке есть небольшое углубление, где постоянно теплится одна лампада. Говорят, что в этом углублении была похоронена Адамова голова, перевезенная сюда после потопа из города Хеврона. Отсюда мы пошли в соборную греческую церковь, которая занимает центр этого обширного храма. Некоторые даже говорят, что церковь эта построена на самой средине земли: ибо находящийся в ней на помосте круглый камень, малообразованными считается за пуп земли. Другие указывают на этот же самый камень, как на такой, который означает то Место, на котором стояла Богоматерь, когда Божественного ее Сына полагали в гроб. В алтаре мы прикладывались к частицам святых мощей: руке Святителя Василия Великого и стопе равноапостольной Марии Магдалины. Из этой церкви повели нас за часовню Гроба Господня и там, отворив в капитальной стене этого же Храма дверь, показывали ту пещеру, в которой были погребены Иосиф и Никодим, погребавшие пречистое тело Спасителя. |
Григорий Богослов . Древнее предание, записанное святыми отцами и учителями Церкви, говорит, что на Голгофе было погребено тело праотца нашего Адама. Вот почему под крестом Господа изображена глава Адамова: якоже о Адаме вси умирают, тако о Христе вси оживут. Самое слово Голгофа значит голова, череп. Итак, Божественный Врач, второй Адам, вознесен был на древо там, где лежал больной первый Адам. Смерть побеждена на том месте, на котором низвела она в прах первого Адама. Приговор смертный, произнесенный правосудием Божиим против всех нас, уничтожен нашим Спасителем на том самом месте, где он исполнен был над первым грешником. Кровь Господа, истекшая с водою из Его пречистого ребра, омыла мёртвые останки первозданного Адама и была для него Крещением, очищением скверны греховной. Дивны пути Промысла Божия в нашем спасении!.. Тр. Лист. 985. Когда будем находиться в опасности, научимся из примера Спасителя перед неправедным судом – ничего не говорить, дабы не возбудить большего шума и не сделаться виновным большего осуждения, когда не слушают наших оправданий. Арх. Феофилакт. Болг. Христианин не обязан искать крестов, но когда они сретят его, должен идти на них необинуяся. Иннокентий Арх. Херс. 10-го апреля Господь, по замечанию святого Киприана для того вопроси у Отца: вскую мя еси оставил? дабы мы вопросили самих себя и познали грехи свои. Ибо, преданный на страдание, для чего оставлен Господь? Дабы нам не быть оставленным Богом. Оставлен для искупления нас от грехов и вечной смерти, оставлен для показания величия любви к роду человеческому, оставлен для доказательства правосудия и милосердия Божия, для привлечения нашего сердца к Нему, для примера всем страдальцам. Да сподобимся принять тело Иисусово в Таинстве Причащения и положить оное во гробе, иссечённом из камня, т. е. в душе твердо памятующей и не забывающей Бога. |
240 . (327). На покрове светло-малинового бархата, на жёлтой китайке, с крестом из серебряного позумента, при кресте изображено Видение Божией Матери преподобному Сергию, под крестом гора, Адамова голова и надпись в 3-х строках, шита серебро-золочёною канителью и шелками: Милостию Божиею в дом Святыя Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия чюдотворца сей воздух приложила Матрона Феодоровна жена Вепрева Васильева сына на паметь мужа своего Феодора по его родителех и по своему роду лета 7032 (1524). 241 . (328). На покрове из тёмно-гвоздичного атласа, с полями из зелёного атласа, на шёлковой вишнёвой подкладке, с крестом и двумя Ангелами над ним, в подножии креста с градом Иерусалимом и надписью: Лета 7065 (1557) сделан покров сей повелением благочестивого Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича, Государя всея Русии, при его благочестивой Царице Великой Княгини Анастасии, и при его благоверных чадех, при благородном Царевиче Иване и при благородной Царевне Евдокее, в 23-е лето царства его. 242 . (330). На покрове тёмно-коричневой камки с ликами преподобных Сергия и Никона Радонежских чудотворцев, на полях шиты слова серебро-золочёною канителью. Внизу три строки обведены серебро-золочёным галуном, в них надпись: Повелением благочестивого, и христолюбивого Царя Ивана Васильевича, женою Марьею, Государя Самодержца всея Русии и Великаго Князя Владимирскаго, Московскаго, Новгородскаго, Псковскаго, и Астраханскаго, и Тверскаго, Смоленскаго и иных, и при его Богом дарованных чадех: благоверном Царевиче Князе Иване Ивановиче и благоверном Царевиче Феодоре Ивановиче, лета 7073 (1565) зделан сей покров. Положил благоверный и христолюбивый Государь Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руси и благоверная христолюбивая Царица Великая Княгиня Ирина в дом Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия чюдотворца и Никона лета 7100 (1592). 243 . (331). На покрове, средина чёрного бархата в два полотнища, поля лазоревой камки на гранитуровой подкладке с восьмиконечным крестом и подножением из серебряного гаса, на полях серебро-золочёною канителью шита такая же, как в предыдущем 239, надпись: Приидите вси вернии… преставльшейся от нас рабе своей благоверной Царевне и Великой Княжне Ксеньи, во иноцех схимнице Ольге, Борисовне всея Руси со всеми святыми во царствии Твоем покой Господи. |
Это церковное представление оказало влияние и на самую иконографию, вызвав на миниатюрах крещения Христова фигуры драконов и чудовищ под водой. В лицевой псалтири Троицкой Лавры Симона Азарьина, 1634 года, замечательна в этом отношении иллюстрация слов псалма: Ты стерл еси главы змieb в воде, Ты сокрушил еси главу змieby ( ). Относящаяся сюда миниатюра представляет Крещение Христово в следующем виде. На вершине горы крест с копьем, губкой и другими аксессуарами распятия, под ним – голова Адамова; слева выдается из облака погрудное изображение Бога Отца; из уст его длинный луч света падает на Христа; внизу – под водой представлены схематически два змия с разинутой пастью и высунутыми остроконечными языками, между ними – голова беса; по сторонам – два ангела пронзают его копьями (л. 96). Эта иконографическая подробность и ее объяснение имеют, в свою очередь, основание в словах молитвы при крещении: «Ты и Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев» (л. 34). В связи с этим объясняется и легенда о Каине и о рукописании греховном в той форме, как она изложена в апокрифе, изданном покойным Тихонравовым. Двенадцать змиев стерегли это рукописание на дне Иордана, но когда Христос пришел креститься на Иордан, тогда главы змиевы стали в струях иорданских против Господа, и «сокруши змиевы главы в воде». – Другой пример подобного же синкретизма в обряде. На второй день праздника Рождества Христова византийские женщины имели обыкновение приносить хлебы в честь родившей Богоматери. Основой служит праздник в память родин Богородицы, или положенный 26 декабря в некоторых греческих месяцесловах (о нем же между прочим говорит 79 правило Трулльского собора). |
|