Скан Patrologia Latina 147 PL 148: Григорий VII (папа римский); Климент III (антипапа); Гебхард (архиепископ Зальцбургский); графиня Матильда; Бернальд Констанцский; акты Майнцского собора (1071); Стефан (епископ Хальберштадтский) Скан Patrologia Latina 148 PL 149: Аномимные «Деяния понтификов Камбре» (1091—1179), «Хроника замка св. Андрея в Камбре»; Годефред из Ставло; Самуэль Морохиниан; Осберн Кентерберийский; Бартоломей (аббат Майорис); Бернард из Бесалу; Анастасий Клюнийский; Ансельмо ди Лукка; Удальрик (монах Клюни); Гийом Жюмьежский; Виктор III (папа римский); Гийом из Апулии; Гауфрид Малатерра; Сурита Иероним; Вильгельм I (герцог Нормандии); Дуранд (аббат Троарский); Гвитмунд (архиепископ Аверсанский); Эбрард Ваттенский Скан Patrologia Latina 149 PL 150: Ланфранк; анонимная «Хроника аббатов Бека» (1034—1467); Херлуин Бекский; Гийом (аббат Бекский); Бозо (аббат Бекский); Теобальд (архиепископ Кентерберийский); Летард (аббат Бекский); Августин Кентерберийский; Боницо (епископ Сутри и Пьяченцы); Вильгельм (аббат Мецский); Вильгельм (аббат Гиршау); Хериманн (епископ Мецский); Теодорик, монах св. Уэна в Руане; Гвидо (аббат Фарфенский); Арибо (схоластик); Генрих Помпозиан; Роберт (аббат Тумбалены); Герард II (епископ Камбре); Рейнальд I (архиепископ Реймса); Иоанн Коттон; Фульк (аббат Корвейский); Гиллеберт (аббат Элнонский); Гийом (аббат Клюзи); Дуранд (епископ Клермон-Феррана); Хемминг Вустерский; Радбод (епископ Турне); Агано (епископ Отёнский); Ольдарик (препозит); Бернард (епископ Лодевский); Фулькой (субдиакон Мо); Константин Африканец из Кассино; Деусдедит (кардинал); Гийом, архидиакон из Пуатье; Иоанн Гарландский; Руфин (епископ) Скан Patrologia Latina 150 PL 151: Урбан II (папа римский); Вальканд Медиани; Гудин из Лизьё; Видо (монах); Раймунд Арналли; Альвало; Анселл (схоластик); Бернелин; анонимные трактаты о музыке; Откер Регенсбургский; ряд анонимных сочинений, в том числе стихотворных; грамоты Радульфа Бургундского, Генриха I Французского, Конрада II, Генриха III, Генриха IV; церковные законы Этельреда II, Канута Английского, Макбета Шотландского, Эдуарда III Английского, Стефана I Венгерского; законы о нравах Бржетислава Богемского; Ангильберт (архиепископ Миланский); Андрей Бергамский; Пётр Библиотекарь; анонимный «Панегирик императору Беренгарию»; королева Матильда; письмо половца |
дитя, хочешь ли ты к — спросила Дама, и на его решительное ответила, что тогда он должен оставить всю тщету детских забав. С того времени отрок сразу посерьезнел, усердно принялся за чтение и учение и настолько резко отдалился от сверстников, что они были поражены происшедшей с ним перемене (святитель Римберт пишет, что его учителя уже с детства посещало и много иных видений, о которых тот запрещал рассказывать до того, как оставит этот мир). Еще не достигнув тринадцатого года жизни, юноша надел монашеское одеяние бенедиктинцев. Вскоре его настигло известие о кончине глубоко почитаемого им императора Карла Великого, наступившей 28 января 814 г. Ансгарий вспомнил о словах Божией Матери и стал усердно трудиться в молитве, бдении и уединении. И здесь его посетило уже второе видение, когда в ночь на Пятидесятницу он пережил временное разлучение с телом и облачение своей души в новое, нетленное тело. В сопровождении апостолов Петра и Иоанна он провел три дня (длившихся более тысячелетия) в кромешной тьме, страхе и созерцании адских мучений, а затем, с ними же, лицезрел обители святых и престолы 24 праведников, которые будут судить мир (Откр 4:4). Все святые славили Всевышнего, а затем Ансгарий услышал небесный глас, призывавший его к мученическому подвигу на земле. После этого видения он понял значение сказанного апостолом Павлом о том, что видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим (1 Кор 2:9). Откровение и испугало и укрепило юного подвижника, который начал с того времени готовиться к мученическому венцу. В 822 г. в Вестфалии был учрежден с миссионерскими целями Корвейский монастырь, считавшийся филиалом Корби; Ансгарий переехал туда вместе с многими другими в должности учителя и проповедника (под началом настоятеля отца Адальгарда) и вскоре достиг на этом благочестивом поприще больших успехов. |
На это послание патриарха Фотия, которое сообщено было папе Николаю первому, Запад не замедлил ответом. Николай рассылает с своей стороны окружное же послание к архиепископам и епископам французским и немецким; в этом послании он вызывает их на борьбу с Востоком. Он требует, чтобы архиепископы с подчиненными им епископами собирали поместные соборы для отражения нападок патриарха Фотия на церковь Западную и чтобы решения этих соборов в возможно скором времени высылались в Рим. Папа призывает их к единодушному отпору, замечая, что ничего так не боится видимый и невидимый враг, как единодушия Запада. Николай сожалеет, что по тесным обстоятельствам времени, он не может собрать вокруг себя всех епископов для совещания с ними и утешает себя мыслью, что они и в отдалении сделают тоже, что они сделали бы вблизи его. С особенною ревностью отозвался на папский призыв Гинкмар, архиепископ Реймский; он прочел папское послание многим епископам в присутствии самого императора Карла Лысого и старался дать ему самое широкое распространение. Воззвание папское к Западу, поддерживаемое такими лицами, как Гинкмар, имело полный успех. Явились борцы за Латинскую церковь , которые своими сочинениями старались отразить нападки церкви Восточной на Западную. Таковыми борцами были полемисты: Эней, епископ Парижский и Ратрамн монах Корвейский 591 . Эней, епископ Парижский (+ 871 г.), процветал в царствование императора западной империи Карла Лысого. Он был избран в сан епископа Парижского столько же по желанию императора Карла, сколько и по единодушному желанию клира и монахов в Париже. До избрания своего в епископы, он был профессором в знаменитой школе Палатинской, устроенной Карлом Великим 592 . Его сочинение, направленное против особенностей догматического учения греков, и против особенностей церковно-обрядовых греческой церкви, насколько они выяснились в послании Фотия, озаглавляется: против (Liber adversus Graecos) 593 . Какой дух господствует в этом сочинении Энея, с этим хорошо можно познакомиться уже во вступлении к оному. |
Скан Patrologia Latina 136 PL 137: Виго (декан); Хельперик, монах Санкт-Галленский; Бернер (аббат Гумоларский); Этельвольд (епископ Винчестерский); Видукинд Корвейский; Иоанн, аббат св. Арнульфа в Меце; Одо Ошский; Бенедикт VII (папа римский); Иоанн XIV (папа римский); Теодерик (епископ Мецский); Гецо (аббат Дертонский); Дунстан (архиепископ Кентерберийский); Адальберон (архиепископ Реймса); Фолькуин (аббат Лоббе); Эркембальд (епископ Страсбургский); Адсон из Монтье-ан-Дер; Аймард (аббат Клюнийский); Майол IV (аббат Клюнийский); Летальд из Сен-Месмен-де-Миси; Иоанн XV (папа римский); Гвидо II (епископ Ле Пюи); Адальберт (епископ Пражский); Григорий V (папа римский); Конрад Кельт; Хросвита Гандерсгеймская Скан Patrologia Latina 137 PL 138: Рихер Реймсский; Герард Суассонский; Альбуин (отшельник); Теральд; Амблалард (аббат Солиньякский); ряд анонимных сочинений о епископах и монахах (X век); «Церковные законы» королей Альфреда Великого, Эдуарда I, Хивел Дда, Эдмунда, Эдгара; материалы собора в Грателеане (928); документы Лондонского собора (970—972); анонимные «Законы пресвитеров Нортумбрии» (X век); капитулярии императоров франков (802—923); акты Оттона I, Оттона II, Оттона III; галликанские мессы; многие литании; старая алеманнская литургия; древние календари и мартирологи; латинская месса и монашеские документы (X век) Скан Patrologia Latina 138 PL 139: Бенедикт (монах); Сильвестр II (папа римский); Пурхард из Райхенау; Гоцперт (аббат Тегернзее); Тиепальд (аббат Тегернзее); Аббо из Флёри; Альберт, аббат Сен-Месмен-де-Миси; Рорико Муассакский; Эмуэн из Флёри; Иоанн Диакон Венецианец; Херигер Лоббский; Ноткер (епископ Льежский); Титмар (епископ Мерзебургский) Скан Patrologia Latina 139 PL 140: Император Генрих II Святой; Тангмар Хильдесхаймский; Альперт Мецский; Бурхард (епископ Вормсский); Адельбольд (епископ Утрехтский); Ромуальд (аббат Камальдуленский) Скан Patrologia Latina 140 PL 141: Адемар Ангулемский; Бернард Анжерский; Фульберт (епископ Шартрский); Гвидон Аретинский; анонимные Хильдесхаймские и Кведлинбургские анналы и анналы Ламберта Херсфельдского; Дудон Сен-Кантенский; Гослен (архиепископ Буржский); Адальберон (епископ Лана); Гийом V (герцог Аквитанский); Гийом (аббат); Гийом (аббат Сен-Пьер-сюр-Див); король Роберт II; Мегинфрид Магдебургский; Арнольд Эммерамский; Эбал (епископ Реймсский); Иоанн XIX (папа римский); Годехард (епископ Хильдесхаймский); Катваллон (аббат Ротский); Фроумунд из Тегернзее; Эберхард (аббат Тегернзее); Перингер (аббат Тегернзее); Эллингер (аббат Тегернзее); Удальрик (аббат Тегернзее); Годескальк; Ледуин (аббат Арраса); Отельбольд (аббат Гента); Бенедикт IX (папа римский); Хериберт (епископ Айхштетский); Ангельранн (аббат Сен-Рикье); Роберт (епископ Лондонский); Гарсия из Кухи; Доминик (патриарх Градо и Аквилеи) |
Бенедикт Анианский БЕНЕДИКТ Анианский – знатный вестгот, оказавший большое влияние на развитие монашества на западе (род. в Лангедоке, в 750 г.; ум. в Суде, 12 февраля 821 г.); сын графа магелонского, был воспитан при дворе Карла Великого, которого сопровождал в его походе в Италию, в 774 г.; но при этом случае, спасши своего брата от утопления при переправе чрез Тичино, сделал обет отречься от мира, переменил свое имя Витица на имя Бенедикта, удалился в монастырь св. Секвана в диоцезе лангрском, и сделался монахом. Предназначенный природой к величию, в какую бы сферу жизни ни вступал, он отдался монашескому подвигу с редким в то время рвением, и стал предаваться самому суровому аскетизму. Но все его подвиги самоотречения и самобичевания не произвели никакого впечатления, и только возбудили к нему презрение и насмешки; тогда он понял, что для того, чтобы достигнуть каких-нибудь важных плодов, нужно возвысить и очистить самый образ монашества. В 779 г. он оставил монастырь св. Секвана, и основал образцовый монастырь в одном из отцовских имений в Лангедоке, на реке Аниане. Его способности к организации и управлению оказались необычайными. Он восстановил и усилил устав своего великого прообраза, Бенедикта нурсийского , его уставу подчинились не только его собственные монахи, но и все монастырские учреждения страны, и он сделался одним из ближайших советников Людовика Благочестивого, сына Карла Великого, короля аквитанского. Вместе с Алкуином он принимал участие в переговорах с адоптионистами, и таким образом вошел в личное соприкосновение с самим Карлом Великим. Его мечты приближались к осуществлению. У него была мысль сделать из монахов деятельных членов общества, составной элемент цивилизации, носителей науки и учености церкви; но при осуществлении этой мысли ему пришлось бороться не только с низким состоянием самого монашества, но также и с явным противодействием со стороны враждебной ему партии, во главе которой стали Адальгар и Вала. Тем не менее, когда на престол восшел Людовиг Благочестивый, для Бенедикта представилась полная возможность для осуществления его планов. Он был приглашен к основанию и управлению монастыря Юды, близ Аахена, чтобы постоянно находиться в близком общении со двором, был назначен главным начальником всех монастырей государства и на большом соборе аахенском (в 817 г.) ему удалось дать монастырям вполне определенное положение в государстве, причем в то же время он произвел крупные преобразования в их внутренней жизни. Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ предыдущая статья Т. 8 опубликовано: 26 апреля 2010г. ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ [лат. Widukindus Corbeiensis; древнесаксон. Widukind, Witikind] (ок. 925 - после 973), бенедиктинский монах, агиограф и историограф; один из представителей т. н. Оттоновского возрождения. Происходил из высшей саксон. знати. Ок. 940 г. попал в мон-рь Корвей в Вестфалии, где получил прекрасное для того времени образование. Был знаком с историческими сочинениями Григория Турского , Плутарха и Светония, Горация, Вергилия и др. В. К., автор ряда не сохранившихся до наст. времени агиографических произведений, упоминает о них в соч. «Rerum Gestarum Saxonicarum libri III» (Деяния саксов в 3 книгах). «Деяния саксов» наряду с хроникой Титмара Мерзебургского занимает одно из главных мест в историографии X в. Свое сочинение В. К. адресовал дочери Оттона I Великого Матильде, аббатисе Кведлинбурга. Историческое повествование начато В. К. ок. 967-968 гг. и доведено до года смерти герм. имп. Оттона I Великого (973). В отечественной историографии этот факт отчасти подвергается сомнению. Полагают, что В. К. принадлежит описание истории до 968 г., а остальная часть «Деяний саксов» была написана неизвестным автором. В кн. I В. К. освещает раннюю историю саксон. народа и время правления саксон. герц., а затем герм. кор. Генриха I. В книгах II и III описаны деяния и подвиги Оттона I. Особое внимание автор уделил его борьбе с врагами из королевской семьи и саксон. знати. Исследователи отмечали плохую осведомленность В. К. в том, что касалось деятельности Оттона I за пределами Германии. В доказательство приводилось отсутствие в соответствующем месте упоминания о коронации Оттона I имп. короной в 962 г. Краткий рассказ об этом событии появляется лишь в связи с Оттоном II. По всей видимости, В. К. был вхож через архиеп. Вильгельма Майнцского в аристократические круги и выражал интересы определенной прослойки саксон. магнатов. Скорее всего о таком глобальном событии, как имперская коронация Оттона I, хронист был осведомлен, но, выражая интересы тех слоев духовенства, к-рые поддерживали политику продвижения на восток, он специально принизил значение итал. направления внешней политики Оттона I. В. К. подчеркивал вселенский характер власти императора, изображая Оттона I владыкой не только всей Европы, но и Азии и Африки, он понимал империю как сублимированную королевскую власть, не требующую санкции Рима. |
Опорным пунктом миссионерской и колонизаторской деятельности Г. П. стал основанный в слав. землях бург Майсен, на завоеванных территориях восстания обложенных данью славян жестоко подавлялись герм. знатью (напр., восстание долечан и вильцев в 929). В 934 г. король после похода на данов восстановил Датскую марку и крестил дат. кор. Кнуда 940), затем крещение данов было отдано в ведение архиеп-ства Гамбург-Бремен. Г. П. безуспешно пытался усилить свое влияние в Италии. Кор. Рудольф II Бургундский передал ему наконечник Свящ. копья (т. н. копье св. Маврикия), полученный в 922 г. от итал. князей, что символически означало передачу власти над Италией и отказ от притязания на нее Бургундии. Взамен Г. П. признал власть Бургундии над областями между Юрой и р. Ройс. Но реальной властью в Италии Г. П. не обладал. Собираясь в поход в Италию предположительно для имп. коронации, Г. П. заболел в Кведлинбурге. Там он созвал народное собрание, на к-ром поставил сына Оттона «во главе братьев и всей державы франков» ( Видукинд. I 41). Г. П. в 936 г. был похоронен в крипте ц. св. Серватия в Кведлинбурге, впосл. его останки были утрачены. Ист.: Fortsetzung der Chronik Reginos / Hrsg. F. Kurze. Hannover, 1890. (MGH. Script. Rer. Germ; 50). S. 158-159; Thietmar von Merseburg. Chronik / Hrsg. v. W. Trillmich. Darmstadt, 1957. S. 6-14, 20-26, 30-34, 54, 158, 308, 476. (AQDGM; 9); Reg. Imp.: Haus, 919-1024. Abt. 1: Die Regesten des Keiserreichs unter Heinrich I und Otto I, 919-973 / Bearb. v. E. v. Ottenthal. Hildesheim, 1967r; Видукинд Корвейский. Деяния саксов / Под ред. Г. Э. Санчука. М., 1975; Synode von Erfurt 932, Breviarium canonum / Hrsg. |
В 2014 г. ансамбль К. получил статус объекта культурного наследия ЮНЕСКО. Книжное собрание Евангелиарий из Вернигероде. Скрипторий мон-ря Корвей. 3-я четв. X в. (New York. Pierpont Morgan Lib. 755. Fol. 16v) Евангелиарий из Вернигероде. Скрипторий мон-ря Корвей. 3-я четв. X в. (New York. Pierpont Morgan Lib. 755. Fol. 16v) По всей видимости, уже в IX в. в К. появилась б-ка, основой к-рой могли быть рукописи, привезенные из Корби. Аббатство стало центром лит. деятельности. Так, ок. 876 г. мон. Агий написал Житие св. Хатумоды 874), которая возглавляла общину канонисс в Гандерсхайме, что свидетельствует о связи мон-ря с жен. аристократическими каноникатами. Отождествление с Агием анонимного автора, по всей видимости, жившего в К. и известного как Саксон Поэт, перу к-рого принадлежит «Хроника деяний императора Карла Великого» (Annales de gestis Caroli Magni imperatoris libri V), не имеет достаточных оснований. Мон. Видукинд Корвейский после 973) был автором неск. несохранившихся агиографических произведений, а также одного из важнейших памятников историографии X в. - соч. «Деяния саксов» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III), в к-ром описана история саксон. народа до смерти имп. Оттона I Великого в 973 г. Произведение было посвящено дочери императора, аббатисе Кведлинбурга Матильде 999). В «Деяниях саксов» Видукинд доказывает легитимность династии Оттонов и подчеркивает универсальный характер власти Оттона I. Особое место в сочинении занимает описание борьбы саксов с соседними народами. Аббату Бовону II (900-916) принадлежит комментарий к сочинению Боэция «Об утешении философией» (De consolatione Philosophiae). В К. хранился единственный дошедший до наст. времени манускрипт с текстом первых 6 книг «Анналов» рим. историка Тацита (Laurent. |
кор. Генриха I Птицелова (919-936). Впосл. Генриху I удалось получить К. с. от Рудольфа II в обмен на земли в Швабии и крупную денежную выплату. Видукинд Корвейский утверждал, что К. с. находилось во владении герм. короля уже при Конраде I (911-918), но это свидетельство скорее всего ошибочно ( Hofmeister. 1908; Schramm. 1955). Согласно Лиутпранду, со времени Генриха I К. с. хранилось в Германии и рассматривалось как символ власти королей и императоров. Однако описанный историком предмет не полностью соответствует реликвиям, хранящимся в Вене и Кракове: на наконечнике, имевшем «в середине... отверстия по обеим его сторонам», были закреплены 2 св. гвоздя, сложенные в форме креста ( Лиутпранд Кремонский. Антаподосис: Книга об Оттоне: Отчет о посольстве в К-поль / Изд. подгот., пер.: И. В. Дьяконов. М., 2006. С. 84-85). С XI в. происхождение К. с. связывалось со св. Маврикием. Исследователи вслед за А. Бракманном полагают, что новая атрибуция утвердилась вслед. попытки устранить память об итал. происхождении инсигнии и, напротив, связать реликвию с почитанием св. Маврикия как покровителя герм. королей и императоров (почитание св. Маврикия получило широкое распространение в герм. землях при кор. Оттоне I Великом (936-973; император с 962)) ( Brackmann. 1937; Idem. 1943). Позднее высказывалось также мнение об идентичности К. с. и копья Лонгина, но оно не получило признания. В трудах авторов X-XI вв. К. с. рассматривалось как важный атрибут имп. власти наравне с короной; оно символизировало власть императора как старшего христ. правителя и как защитника Церкви, а также власть над отдельными регионами империи - Бургундией, Германией или Италией. |
Майнца Херигер. «Мне достаточно того,- сказал [Г. П.],- что вы по соизволению милости Божией и по своему милосердию провозгласили меня королем и определили меня перед моими знатными [людьми]. А помазание и корона пусть будут уделом лучших, мы же полагаем, что мы недостойны такой почести» ( Видукинд. I 26). Возможно, тем самым Г. П. пытался продемонстрировать независимость королевской власти от Церкви и лично от Херигера, с к-рым король вел спор из-за земель, принадлежавших Майнцскому архиеп-ству. Видукинд Корвейский , сообщая о том, что «войско провозгласило его отцом отечества, повелителем и императором» ( Видукинд. I 39), вероятно, проводит мысль об одинаковом характере власти, полученной Г. П., и власти каролингских императоров. Г. П. так и не был увенчан имп. короной, и имел ли он подобное намерение, точно неизвестно. Реликварий Генриха I Птицелова. X–XI вв. (сокровищница собора св. Серватия, Кведлинбург) Реликварий Генриха I Птицелова. X–XI вв. (сокровищница собора св. Серватия, Кведлинбург) В отличие от Саксонии, Тюрингии и Франконии в Швабии и Баварии Г. П. добился лишь номинального признания своей власти и впосл. перешел от политики уступок местным герцогам к их подчинению. После смерти герц. Бурхарда I Швабского (926) под давлением Г. П. новым герцогом Швабии стал его ставленник франконец Герман из династии Конрадинов. В 925 г. Г. П. присоединил к Германскому королевству в качестве герц-ства отпавшую в 911 г. Лотарингию. В 928 г. он передал ее Гизельберту, сыну гр. Регинара, перед этим решив в его пользу вопрос о Льежском еп-стве, на к-рое претендовал франц. кор. Карл III (с ним был заключен мирный договор в 921). |
|