001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
слова истинного мудреца и боголюбивого мученика, которые он написал братьям своей епархии из тюрьмы накануне вынесения смертного приговора. Он рассказывал, чему был подвергнут, и одновременно убеждал братьев крепко держаться веры Христовой после его кончины, которая скоро последует. к чему слова? Зачем к рассказам о подвигах, совершаемых преподобными мучениками по всей вселенной, прибавлять рассказ еще о других подвигах, тем более, что речь пойдет о людях, с которыми обращались не по закону, общему для всех, а как с врагами? 11 Маленький фригийский городок, населенный христианами, окружили солдаты и сожгли его дотла вместе с детьми и женщинами, взывавшими к Богу Вседержителю, сожгли потому, что все жители города: сам градоправитель, военачальник с прочими магистратами и весь исповедали себя христианами и не послушались приказа поклониться кумирам. Адавкт, человек высокого звания, потомок знатного италийского рода, удостоенный от императоров всех этих так называемых почестей и общественных должностей, безупречно исполнявший обязанности управляющего хозяйством всей страны, прославился и своей правой верой, и исповеданием Христа, Сына Божия. Он украсился венцом мученика, выдержав подвиг за веру еще во время исполнения своей должности. 12 Зачем упоминать мне по именам остальных, пересчитывать множество людей или описывать многоразличные мучения дивных мучеников? Одних, как в Аравии, зарубили секирами; другим, как в Каппадокии, ломали ноги; иногда подвешивали головой вниз и разводили под ними слабый огонь: люди задыхались в дыму, поднимавшемся от горячих сучьев, как случилось в Месопотамии; а иногда, как в Александрии, им отрезали носы, уши, руки и уродовали другие члены и части тела. ли антиохийских мучеников, которых поджаривали на раскаленных решетках с расчетом не сразу их умертвить, а подольше мучить; другие предпочитали положить в огонь правую руку, чем прикоснуться к мерзкой жертве. Некоторые, избегая испытания и не дожидаясь, пока их схватят враги, бросались вниз с высоты дома: в сравнении с жестокостью безбожников такая смерть казалась счастливым жребием.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=73506

АДАВКТ ФРИГИЙСКИЙ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАВКТ ФРИГИЙСКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 1 , С. 278 опубликовано: 9 апреля 2008г. АДАВКТ ФРИГИЙСКИЙ [лат. Adauctus - приумноженный], мч. (пам. 4 окт.) - см. Давикт . Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Адавкт Фригийский, мученик (пам. 4 окт.) - см. Давикт См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63436.html

Апрель 19 Агафангел Римлянин, мч. Январь 23 Агафодор Агафодор, мч. Февраль 1 Агафодор Сардийский, мч. Октябрь 13 Агафодор Херсонесский, сщмч., епископ Март 7 Агафон Агафон Январь 22 Агафон Готфский, мч., царевич Март 26 Агафон Печерский Август 28 (Печер.(Д)) Февраль 20 Агафон Римский, папа Февраль 20 Агафон Скитский (египетский), пустынник Март 2 Агафон Фракийский, мч. Август 20 Агафоник Агафоник Никомидийский, Силиврийский, мч. Август 22 Агафопод Агафопод Солунский (Фессалоникийский), сщмч., диакон Апрель 5 Агафопус Агафопус Критский, мч. Декабрь 23 Аггей Аггей, пророк, из 12 малых пророков Декабрь 16 Аглаий Аглаий Севастийский, мч. Март 9 Агн Агн Готфский, мч. Март 26 Агриколай Агриколай, архиепископ, Кесарии Палестинской Сентябрь 29 Агриппа Агриппа, мч. Февраль 18 Агриппин Агриппин, епископ, Неапольский Ноябрь 9 Адавкт Адавкт см.: (Адавкт) Ефесский, Мелитинский, мч. Октябрь 4 Адам Адам, первочеловек Адам Синайский, прмч. Январь 14 Аделфий Аделфий Сентябрь 28 Адельфий Адельфий, епископ, Онифисский Февраль 23 Адриан Адриан, мч. Ноябрь 1 Адриан, мч. Август 26 Адриан, прп. Апрель 4 Адриан (Троицкий), сщмч., прот. Январь 26 (Новомуч.) Февраль 3 Адриан Ванейский, Кесарийский (Палестинский), мч. Февраль 3 Адриан Волоколамский, прп. Май 8 Адриан Коринфский, мч. Апрель 17 Адриан Монзенский, прп. Май 5 Адриан Никомидийский, мч. Август 26 Адриан Ондрусовский, прмч. Август 26 Май 17 Адриан Пошехонский, Ярославский, сщмч., игумен Май 23 (Ростов.) Март 5 Ноябрь 19 Адриан Угличский, прп. Август 26 Аетий Аетий Июнь 17 (апостол, евнух эфиопский, крещеный апостолом Филиппом) Аетий Амморейский (Фригийский), мч. Март 6 Аетий Севастийский, мч. Март 9 Аза Аза Исаврийский, мч. Ноябрь 19 Азадан Азадан Персидский, сщмч., диакон Апрель 10 Азария Азария, пророк Февраль 3 Азария Вавилонский, мч., отрок Декабрь 17 Азат Азат Гадиабский (Персидский), мч. Ноябрь 20 Азат Персидский, мч. Апрель 14 Апрель 17 Аифал Аифал Арбесский (Персидский), мч. Декабрь 11 Аифал Персидский, сщмч., диакон Ноябрь 3 Сентябрь 1 Акакий Акакий, мч. Март 4 Акакий, исповедник, епископ, Мелитинский Март 31 Акакий, мч., пресвитер Октябрь 24 Акакий Апамейский, Милетский, мч. Июль 28 Акакий Каппадокиянин, Византийский, мч., сотник Май 7 Акакий Латрийский, прп.

http://days.pravoslavie.ru/ABC/ma.htm

Агавва Исмаильтянин, Сирийский, прп.: Н. 22 Агапий – любовь [греч.] – Ватопедский (Афонский), прп.: Афон. – Газский, Кесарийский (Палестинский), мч.: Мр. 15 – Едесский, мч.: Ав. 21 – Кесарийский (Палестинский), мч.: Ав. 19 – Римский, мч.: С. 20 – Севастийский, мч.: Н. 3 – Сицилийский, прмч.: Ян. 24 Агапит – возлюбленный [греч.] – Маркушевский, прмч.: Волог. – прп. Евфросинии Александрийской, прп.: всех прп. – Печерский, врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах: Ин. 1 Печер.; Печер., ближ. – Римский, диакон, сщмч.: Ав. 10 – I Римский, папа: Ап. 17 – Синадский (Фригийский), еп., исп.: Ф. 18 – (Таубе), инок, исп.: Ил. 5 Новомуч. – прп. Саввы Освященного, прп.: всех прп. Агафангел – добрый вестник [греч.] – Есфигменский, прмч.: Афон. – (Преображенский), Ярославский, митрополит, исп.: Окт. 3 Новомуч.; Ростов.; Эст. – Римлянин, мч.: Ян. 23 Агафодор – благой дар [греч.] – Сардийский, мч.: Окт. 13 – Херсонесский, еп., сщмч.: Мр. 7 Крым. Агафон – добрый [греч.] – Печерский, в Дальних (Феодосиевых) пещерах: Ф. 20 Печер.; Печер., дальн. – Римский, папа: Ф. 20 – Скитский (Египетский), пустынник: Мр. 2 Агафоник Никомидийский, Силиврийский, мч.: Ав. 22 – благопобедитель [греч.] Агафопод Солунский (Фессалоникийский), диакон, сщмч.: Ап. 5 – доброногий [греч.] Агафопус Критский, мч.: Д. 23 – доброногий [греч.] Аггей пророк, из 12-ти малых пророков: Д. 16 – торжественный, праздничный [евр.] Аглаий Севастийский, мч.: Мр. 9 – блестящий, блистающий [греч.] Агн Готфский, мч.: Мр. 26 – агнец [лат.] Адавкт – см. Давикт Адам – красный человек, земля (почва) [евр.] – Св. праотец; Св. отец – Синайский, прмч.: Ян. 14 Син. Адриан – из Адрии (италийского города) или на Адриатическом море живущий – Ванейский, Кесарийский (Палестинский), мч.: Ф. 3 – Волоколамский, прп.: Моск. – Коринфский, мч.: Ап. 17 – Монзенский, прп.: Костр. – Никомидийский, мч.: Ав. 26 – Ондрусовский, прмч.: Ав. 26 Карел.; Новг.; Петерб. – Пошехонский, Ярославский, игумен, прмч.: Мр. 5; Н. 19 Ростов.

https://www.pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-imena...

Оно же главным образом было принято и Церковью христианской и было введено ею в употребление при богослужении. Поэтому нам надо обратить особенное внимание на пение греческое. Греческое пение тогдашней эпохи не было еще так развито, как теперь, оно находилось на очень низкой степени. Главная отличительная черта в его 56 характере – это отсутствие гармонии, т. е. сочетания различных голосов в пении. Вообще, греческое пение было в независимом положении: оно не имело даже своей самостоятельности. У греков не употреблялось одно пение, но пение под музыку, при этом самое пение имело значение только такта. В таком виде оно употреблялось при хоровых плясках, во время военных походов. Но, несмотря на свое низкое положение, греческое пение имело все-таки свою теорию. Основание этой теории составляли три гаммы: диатоническая – самая простая и естественная гамма, хроматическая – вялая и меланхолическая и энгармоническая – самая трудная из всех гамм. Кроме того, существовали еще лады. Их было 15. Главных ладов сначала было три: фригийский, лидийский и дорийский. Каждый из них начинался особой нотой: фригийский – «ре», лидийский – «ми», и дорийский – «фа».Это основные лады – Затем через повышение и понижение каждый из этих основных ладов разбился на три лада: фригийский – на фригийский, иперфригийский и ипофригийский; лидийский – на лидийский, иперлидийский и иполидийский; дорический [sic!] – на дорический, ипердорический и иподорический. Лады иперфригийский, иперлидийский и ипердорический произошли через повышение; ипофригийский, иполидийский и иподорический – через понижение. Повышение и понижение следовали квартами, т. е. через 4 ноты. Т. о. иперфригийский начинался с верхней «ля»; иперлидийский – «до»; ипердорический – «ре»; ипофригийский – нижней «ля»; иполидийский – «до»; иподорический – «ре» 57 . Таким образом образовалось 9 ладов.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasnoselcev/le...

Более известны греческие три гаммы: диатоническая (чрез тон), хроматическая и энгармоническая 66 . Кроме того, грекам были известны еще лады, которых было 15. Они-то и дали начало нашим гласам. Главных ладов у греков было три: дорийский, лидийский, фригийский. От этих произошли второстепенные лады чрез повышение и понижение. Первые (чрез повышение) обозначались приставкою к ним предлога ( дорийский, фригийский...), а вторые чрез прибавление предлога Так произошло 9 ладов. Затем явились ионийский и эолийский; от этих произошло еще по два; итого 15. Итак, лады эти указывали высоту строя; но дорийский напев отличался важностью, между тем как другие – более страстностью. О Пифагоре, например, говорится, что он застал молодого человека поющим по одному из страстных напевов – душа его так была настроена, что он готов был зажечь дом своей любовницы. Пифагор велел переменить тон, и он успокоился. Такова была музыка греков. Самый простейший лад – дорический. Какие же мелодии стали употреблять христиане – и на каком ладу? Бесспорно, что они стали употреблять особенно мелодии на дорийском ладу, который отличался важностью, силой чувств и простотой. Введение этого дорического лада немало также обусловливалось тем, что христиане Древней Церкви были неискусны в пении. Но не один только дорический лад приняли христиане – они заимствовали от греков все лады, только в меньшем размере. Это видно из свидетельств отцов Церкви II-ro и III-ro вв., тем более что при богослужении в первое время допускалась свобода. Кроме того, эти гаммы сохраняются и доныне. На первом ладу пение по преимуществу употреблялось до Климента Александрийского . Климент Алексан[дрийский] не уважал хроматического пения на 2-м ладу, потому что оно отличалось нежностью, а энгармонического потому, что оно, может быть, казалось для него очень трудным.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasnoselcev/le...

Именно это положение было сформулировано еще во II в. Климентом Александрийским : «Те, кто отрекся и освободился от Геликона и Киферона (горы в Греции, посвященные Аполлону, музам и связанные с другими языческими представлениями), пусть оставляют их и переселяются на Сионскую гору: ведь с нее сойдет закон и «из Иерусалима – слово Господне» (Исайя 2,3). Слово небесное, непобедимый в состязании Певец, венчаемый победным венком в том театре, имя которому – мироздание. Этот мой Эвном поет не Терпандров и не Капионов, не фригийский, не лидийский и не дорийский ном, но вечный напев новой гармонии, Божий ном. Это пение новое, левитическое» с.96]. В противовес этому «новому левитическому пению» музыка осознается и утверждается как явление, тождественное идолопоклонству: «Мне представляется, что этот самый фрикийский Орфей, да фиванский Амфион и метимнейский Арион (полумифические величайшие и основополагающие певцы Древней Греции) – все они были какими-то немужественными людьми, под предлогом музыки введшими умы людские в помрачение и наполнившими жизнь скверной; они первыми научили людей идолослужению» с.96]. Отречение от Геликона и переселение на гору Сион означает отречение от всех существующих музыкальных систем и построение системы богослужебного пения, а также замену теории музыки теорией богослужебного пения. Система древнегреческих ладов заменяется системой гласов, которые в свете последних научных открытий и вопреки устоявшемуся мнению совершенно не являются некоей перелицовкой древних звукорядов (дорийского, фригийского, лидийского и т.д.) на новый лад. «Гамма и лад не существовали изначально как необходимая база композиции, а являются абстракцией, возникшей позже,– пишет крупнейший исследователь византийского и раннехристианского церковного пения Э.Веллес.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

Послушно следуя старой избитой теории в вопросах происхождения и устройства осмогласия, Скабалланович не мог найти другого выхода из положения, кроме обращения к «западным теоретикам католической церковной музыки», строившим свои домыслы на основе той же древнегреческой системы. Что же могут дать нам, чадам Русской Православной Церкви, эти католические характеристики эллинских ладов, однородных с нашими гласами, по мнению профессора Скабаллановича? Характеристика, составленная Скабаллановичем на основании трудов западных исследователей, говорит сама за себя, поэтому для большей наглядности приводим ее полностью. «Первый глас более других прост, важен и величествен. Дорийский напев, лежащий в его основе, Платон и Аристотель предпочитают другим. Он употреблялся для торжественных громогласных гимнов, направленных к смягчению гнева богов. Этот лад считался «вождем» хорошей жизни. По Атенею, он практиковался для воспитания юношей. Пифагорийцы воодушевляли им себя глубоким утром. Птоломей сравнивает дорийский напев с Солнцем: он возвышен, лишен неги. Второй глас – лидийский напев, соответствует сангвиническому темпераменту: порождает кротость, благосклонность, приятность. Он усладителен, дышит удовольствием и употребляется при плясках. По Кассиодору, он отгоняет излишние заботы и отчаяние и утешает печальных. Лежащий в основе третьего гласа фригийский лад сравнивается с морем: он бурный, возбуждающий, вызывающий негодование; им одушевлялись в битве. Сильный и острый, глубоко захватывающий душу, он заключает большие скачки в своем движении и отвечает вкусу людей порывистых, стремительных, гневных, холериков; он ищет слов резких, воинственных. Платон и Аристотель предпочитали его, вместе с дорическим напевом, другим, но запрещали его юношам, ввиду его страстности.

https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev/znamenny...

И здесь опять, со всей очевидностью, выступает трихордный принцип. Даже не гексахордный, так как а) пунктуация внутри крюка ограничивается пределами трихорда, и б) опризначение ступеней внутри согласия предусматривает только три ступени. Кроме описанного выше построения церковного звукоряда, состоящего из четырех трихордов одинакового состава (1 тон – 1 тон) и разделенных друг от друга полутоном, известно еще и другое свойство этого звукоряда, тоже основанное на трихордном принципе. Так, в этом звукоряде обнаруживается еще цепь трихордов трех типов построения, различающихся положением полутона и тона внутри трихорда: 1) Трихорд типа A : 1 тон – 1 тон, «большое согласие», без полутона между составляющими трихорд звуками: напр.: фа – соль – ля (условно назовем это последование ионийской терцией). 2) Трихорд типа B : 1 тон – полутон, «малое согласие», с полутоном между 2-м и 3-м звуками: напр., ре – ми – фа (дорийския терция). 3) Трихорд типа C : полутон – тон, «укосненное согласие», с полутоном между 1-м и 2-м звуками, напр., ми – фа – соль (фригийская терция) 31 . Схематически мы можем представить это следующим образом: 32 (14) Как A, или B, B», или C, C», мы обозначаем однотипные трихорды, разнящиеся только по высотному положению их в выраженном нотами звукоряде. Мелодически же все трихорды типа A эквивалентны друг другу, как и трихорды типа B и типа C, независимо от их тесситуры. Изследуя эту цепь трихордов трех различных типов, мы устанавливаем: 3) Амбитус двух последующих трихордов (напр. A и B, B и C, C и – чистая кварта. 4) Два последующих трихорда образуют тетрахорд, характеризуемый строением нижнего трихорда: A+B – ионийский тетрахорд, B+C – дорийский тетрахорд, – фригийский тетрахорд.

https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhe...

Но так как различные музыкальные структуры оказывают различные воздействия на душу человека, то естественно, что среди этих структур могут быть выявлены более подходящие, менее подходящие и вообще не подходящие для воспитания. Различение или познание пользы и вреда музыкальных структур и является сутью учения об этосе. Так, из ладов у греков наиболее возвышенным, мужественным и нравственно совершенным почитался дорийский лад. Интересно отметить свидетельство Климента Александрийского , сообщающего, что «у евреев господствует дорийский лад». На преобладание дорийского лада в ветхозаветном пении указывают также упоминаемые труды 3. Идельсона. Фригийский лад почитался греками возбуждающим и пригодным для войны, лидийский – женственным, изнеживающим и расслабляющим, а потому непригодным для воспитания свободного человека. Соответственно каждому из других ладов приписывалось свойственное лишь ему одному этическое содержание и воздействие. Этической оценке подлежали не только лады и ритмы, но и инструменты. Так, Пифагор, употребляя лиру, «считал флейту чем-то распущенным, напыщенным и недостойным для звучания у свободного человека». Платон почитал инструментом, развращающим нравы, авлос. Вообще же Платон, проводящий учение об этосе наиболее последовательно и жестко, допускал в своем идеальном государстве употребление только двух ладов: дорийского – в мирное время, фригийского – во время войны. Отсюда напрашивается вывод о необходимости строгого духовного контроля над живой музыкальной практикой. Поющие и играющие на инструментах не должны следовать свободному полету вдохновения и своеволия, но руководствоваться соображениями духовной пользы, отбрасывать все развращающее, излишне возбуждающее и изнеживающее и придерживаться лишь того, что очищает, возвышает и приводит в гармонию, а это возможно только при наличии канона или свода специальных канонических правил.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010