001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Упоминание о воскресении Иисуса Христа, заставило Феста сделать упрек апостолу в безумии, до которого его будто бы доводят большая уверенность, но Павел сказал, что он в здравом уме, что воскресение Иисуса Христа произошло не в темном углу. Обращаясь снова к Агриппе, Павел спросил его: верит ли он пророкам. Агриппа отвечал, что Павел так убедительно говорит, что едва не сделал его христианином, на что Павел заметил, что он просил бы Бога, чтобы все присутствующие здесь сделались христианами, такими же как и он, кроме уз. Ирод с Вереникою засвидетельствовали перед Фестом, что Павлу можно было бы дать свободу, но так как он назвал кесаря, то и должен быть отправлен в Рим. 1 . Господь подкрепляет апостола в страданиях на свидетельство о нем надеждою, что Павел будет свидетельствовать также в Риме, то есть подкрепляет в страданиях обещанием новых страданий. Только у Господа возможно такое обещание своим рабам, только для избранников Божиих могли быть утешительны подобные надежды: потому что они не для себя живут и не сами по себе действуют, но живет и действует в них сила Божия, а с действиями и заслугами связаны высочайшие обетования о наградах небесных. В составленном против Павла заговоре иудеев, заклявшихся не есть до тех пор, пока не убьют его, достойно примечания не то, что нашлись и находятся такие фанатики, которые даже с заклятием себя готовы совершить преступление, как дело богоугодное и религиозное, а то, что этот заговор знают и одобряют члены высшего судилища иудейского и готовы содействовать его исполнению. До чего доводит озлобление и ослепление вождей народа в деле религии! Исполнение подобной безрассудной клятвы, как и неисполнение ее, не могло особенно затруднить заклявшихся, потому что те же первосвященники, которые охотно согласились принять в исполнении клятвы еще большее свободою могли дать разрешение от клятвы, когда видели, что она не исполнилась по независящим от них причинам. 2 . Упоминаемый здесь Агриппа назывался Иродом Агриппою, или Иродом Агриппою II. Он был сыном Ирода Агриппы I, и после смерти своего отца получил от императора Клавдия в управление Халхиду, а через 4 года – тетрархию Филиппа и Лисания с титулом царя (Древности 20,7,1), и был таким образом, поставлен царем из фамилии Иродов и иудеев. Вереника или Ференика находилась сначала в замужестве за своим дядей Иродом Халхидским, а после его смерти жила при брате своем Ироде Агриппе (Древности 20,7,3).

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisa...

Мф.21:12 . И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, «В храм Божий»: храм иерусалимский, в котором Бог Иегова благоволил особенно являть Свое присутствие, особенно во Святом Святых на кивоте завета. Это был так называемый второй храм Иерусалимский. Первый храм великолепный, выстроенный Соломоном, был разрушен вместе с Иерусалимом халдеями при Навуходоносоре (около 584 г. до Р. Хр.), когда и иудеи отведены были в 70-тилетний плен вавилонский. По возвращении из плена, при Зоровавеле, храм был вновь построен, но с меньшим великолепием сравнительно с первым храмом, так что старики, помнившие первый храм, взирая на второй, проливали слезы ( 1Ездр.3:8–12 ). Но и этот второй храм, при частых войнах иудеев, пред пришествием Христовым, приходил в упадок. Ирод великий, нетерпимый народом за жестокости, чтобы хотя несколько снискать расположение народа, предпринял украсить этот храм внутри и со вне; постройка собственно храма окончена была Иродом лет через 8–9; но пристройки храмовые были окончены уже при Ироде Агриппе 2-м, около 64 г. по Р. Хр. Возобновленный храм был не велик, но он окружен был множеством пристроек, так что ими занята была вся гора Мориа и даже потребовалось распространить ее искусственными насыпями с каменными и земляными постройками, основание которых находилось в окружавших гору долинах. Древнейшие сведения о храме Иродовом у Флавия и в Талмуде не вполне одинаковы. По соображении некоторых разностей, в общем его можно описать так: площадь (четвероугольная) храма с примыкающей к нему с северо-запада крепостью Антониевой была в окружности несколько более версты и обнесена была высокою стеною.

https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/tolkovanie...

Можно согласиться с теми, которые предполагают, что Павел во время своего воспитания в Иерусалиме в школе Гамалиила жил в доме Симона Киринейскаго, конечно, по родству, и потому считал жену его как бы своею второю материю. К этому дому, а стало быть, и к родству с Павлом мог принадлежать и упоминаемый в книге Деяний сын сестры Павловой. 3) Упоминаемый здесь Агриппа назывался Марком Агриппою, или Иродом Агриппою II-м. Он был сыном Ирода Агриппы I-ro, или Великаго, при дворе Римского Императора и после смерти своего отца получил от Императора Клавдия в управление Халкиду, а через 4 году тетрархию Филиппа и Лисания с титулом царя (Древн. 20:7,1), быв таким образом последним царём из фамилии Иродов у Иудеев. Вереника, или Ференика, была его сестрой и находилась сначала в замужестве за своим дядей Иродом Халкидским, а после его смерти жила при брате своём Ироде Агриппе (Древн. 20:7,3). Речь Апостола Павла перед Иродом Агриппой и Фестом была одною из сильнейших и замечательнейших речей. Апостол имел случай и притом вполне научно, доказать истинность содержимого и проповедуемого им учения, сущность которого он поставляет в покаянии и добрых делах . Апостол говорит, что он, как фарисей, как строгий Иудей, держится тех же верований, которыя сохраняют и все правоверные Иудеи ; это именно вера в Мессию, надежда на Его Пришествие . Исполнением этой надежды, упованием Христиан является Иисус Назорей, о Котором они учат, что хотя Он и умер, но был воскрешён Богом. «Я, – говорит Апостол, – сначала думал действовать против Иисуса Назорея, потому что считал невозможным воскресение мёртвых; но удостоившись видеть Воскресшого и получив от Него повеление проповедать близким и дальним, Иудеям и язычникам, я стал проповедовать, что Иисус есть Мессия». Главная цель проповеди Павловой о Христе: открыть всем глаза, чтобы все могли покаяться и получить прощение . Естественно, что он не мог не говорить о Воскресении Христа. Но Иудеи за эту-то проповедь и схватили его. помощию Божиею он продолжает свидетельствовать о Христе то же, что и всегда, то есть что Христос был первым воскресшим из мёртвых. И невероятного в Воскресении Христа ничего не было. Моисей и пророки говорили то же о Христе. Итак, кто верит пророкам, тот должен поверить и Христу или проповеди о Христе.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivanov/rukovo...

In Matth. 27), что именно Богородица упоминается среди жен-мироносиц у евангелиста Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), т. к. Иаков и Иосия - дети почившего Иосифа, обручника Ее, а также - «другой Марии» (Мф 27. 61; 28. 1). Ей и Марии Магдалине сначала явился ангел, возвестивший о Воскресении Христа, а затем и Сам восставший из гроба Господь (Мф 28. 1-10). О том, что «другая Мария» и Богородица - одно лицо, утверждается и в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи. Предание Церкви утверждает, что Богородица присутствовала и при Вознесении Господнем. Ее изображение всегда имеется на иконе этого Праздника. По Вознесении Христа Богородица находилась в Иерусалиме вместе с апостолами (Деян 1. 14) и ожидала исполнения обетования Своего Сына - схождения Св. Духа. По прошествии 40 дней после Вознесения на Богородицу и апостолов сошел Св. Дух в образе огненных языков - осуществилось чудо Пятидесятницы (Деян 2. 1-4). После сошествия Св. Духа Богородица прославилась среди христиан мн. Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Она была свидетельницей мученической смерти архидиак. Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину. После начавшихся при Ироде Агриппе преследований христиан и казни Иакова Богородица и апостолы оставили Иерусалим. Они бросили жребий, дабы узнать, кому и где следует проповедовать Евангельскую Истину. В удел Богородице для Ее проповеди досталась Иверия (Грузия). Она собиралась отправиться туда, но явившийся Ей ангел воспрепятствовал это сделать. Он возвестил Богородице, что Иверии надлежит просветиться Светом Христовым много позднее, а пока Она должна остаться в Иерусалиме, чтобы отправиться отсюда в иную, также требующую просвещения, землю.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Непосредственным результатом открытия гробницы был возросший престиж Макария и епископства Иерусалимского. Настаивая на разрушении языческих святилищ, Макарий рисковал не только своей карьерой и репутацией. Отрицательный результат его раскопок мог бы привести к политическому скандалу, вызвать еще большее озлобление язычников и подорвать престиж христианства и поддерживавшего христиан императора. От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном сооружение эпохи Крестовых походов. Сама же гробница была уничтожена в по приказу безумного халифа Хакима. В настоящее время церковь находится в пределах городских стен, хотя, согласно Евангелиям ( ), казнь и погребение Иисуса свершились вне города. Но современные стены Иерусалима были построены в при Сулеймане Великолепном (между 1537 и и они, возможно, не везде следовали направлению старых стен. Проведенные в британскими археологами раскопки у Дамасских ворот показали, что тот участок древней стены, который там находится, был заложен (и не достроен) в от Р.Х. при Ироде Агриппе, а где проходила более ранняя северная стена, существовавшая при Пилате, до сих пор неизвестно. Само же наличие на месте Храма Гроба Господня древнего еврейского кладбища говорит о том, что в первой половине весь этот участок находился за пределами города. Английский археолог Мартин Биддл, изучавший гробницу в течение последних нескольких лет (с 1986 по опубликовал подробный отчет о своей работе 78 . По его мнению, ничто не противоречит тому, что она могла быть местом погребения Иисуса. К тому времени, когда Ирод стал царем, первая и вторая стены уже существовали. Он укрепил их и воздвиг три большие башни в том месте, где они сходились, тем самым, защитив самые уязвимые места укреплений. Южнее их он воздвиг свой роскошный дворец. В том месте, где вторая стена подходила к ограде Храма, он перестроил крепость Маккавеев и назвал ее Антонией в честь Марка Антония. Иосиф Флавий сообщает, что замок Антония стоит над обрывом высотой 75 футов и что он имеет башни по всем четырем углам, причем юго-восточная башня достаточно высока для того, чтобы видеть все, происходящее в зоне Храма. В Антонии был расквартирован римский легион.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblej...

Поначалу люди принимали христианство благосклонно. Но вскоре христианам пришлось испытать на себе те же гонения, которым подвергался божественный Основатель Церкви, — лишь для того, чтобы вновь обратить их в благословение и стимул для роста. Начало гонениям положила секта скептиков–саддукеев, которых оскорбляло учение о воскресении Христа, стержень всей апостольской проповеди. Когда Стефан, один из семи диаконов Иерусалимской церкви, человек, исполненный веры и усердия, предтеча апостола Павла, смело обрушился с критикой на извращенный и одеревеневший дух иудаизма и провозгласил близкий конец Моисеевой эпохи, фарисеи объединились с саддукеями, чтобы сообща бороться с Евангелием. Так началось освобождение христианства из уз храмовой обрядовости иудаизма, с которым оно, по крайней мере внешне, все еще имело много общего. Самого Стефана ложно обвинили в том, что он хулил Моисея, и, после того как диакон произнес блистательную речь в свою защиту, его побили камнями (37 г. по P. X.). Таким образом, Стефан стал подобающим вождем для святого воинства мучеников, кровью которых еще предстояло напитать почву церковной жизни. Вскоре на мученической крови Стефана должен был возрасти великий апостол язычников — пока же этот человек был злейшим гонителем Стефана, а также очевидцем его стойкости и славы Христа, сиявшей на его лице. Мученическая смерть Стефана стала сигналом к началу повсеместных гонений, и христиане постепенно рассеялись по всей Палестине и прилегающим странам. Вскоре произошло обращение Корнилия из города Кесария, открывшее дверь для благовестил язычникам. Петр сыграл важную роль и в этом важнейшем событии. После семи относительно спокойных лет на Иерусалимскую церковь вновь обрушились гонения при царе Ироде Агриппе (44 г. по Р.Х.).

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=68371

Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной правитель Ирод не сделал и этого. Все казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим. Ирод Агриппа I, Ирод Агриппа II Еще один правитель, в 39 году н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести – и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, исключено для человека, исповедующего веру в Единого, а Агриппа считал себя именно таковым. Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 году. Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59 году.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525683

Это обстоятельство, а также колоссальные развалины древних построек в северо-западной части города, рядом с католическим монастырем во имя Спасителя, всего в сотне шагов от Дамасских ворот, не дает ни малейшего основания гипотезе 93 , что сегодняшняя северная стена в целом соответствует «третьей» стене Иосифа, т. е. той, постройка которой была начата при Ироде Агриппе. Мы стояли у Дамасских ворот, а по левую сторону от нас, на расстоянии около 10 минут к северу, находились те самые известные, пользующиеся большим почетом древние пещерные гробницы, называемые Царскими гробницами, вероятно идентичные гробницам семьи царя Ирода, упоминание о которых встречается в первые века христианства 94 . Они не видны издалека, так как скалы, в которых они находятся, не возвышаются над окружающей местностью. Намного ближе от нас, всего в паре сотен шагов в этом направлении, находился другой памятник, построенный в скале, который по своему первоначальному предназначению и последующим судьбам намного загадочнее, чем Царские гробницы; это так называемая пещера Иеремии. В ней с абсолютной точностью угадывается древняя каменоломня, откуда добывались камни для постройки городской стены и других сооружений. Точно так же вряд ли можно отрицать то, что она служила гробницей, отчего можно предположить, что здесь находится гробница царя Ирода или Александра I Янная. Позднее каменоломня, видимо, снова использовалась по своему первоначальному предназначению, что нанесло ущерб сохранности вероятно находившихся там надгробных монументов. Легенда, связывающая эту пещеру с именем пророка Иеремии, основывающаяся на его плаче, получила подтверждение уже во времена Крестовых походов. Проходят столетия, и мертвецы снова обретают здесь свои жилища: за благочестивыми христианами, о которых упоминается в XV веке, приходят мусульмане, которые до сегодняшних дней придерживаются этого обычая, хороня здесь покойников, главным образом над или позади высоких пещер, внутри скал, нередко украшенных изображениями на религиозные темы 95 .

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/veliki...

Непосредственным результатом открытия гробницы был возросший престиж Макария и епископства Иерусалимского. Настаивая на разрушении языческих святилищ, Макарий рисковал не только своей карьерой и репутацией. Отрицательный результат его раскопок мог бы привести к политическому скандалу, вызвать еще большее озлобление язычников и подорвать престиж христианства и поддерживавшего христиан императора. От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время мало что сохранилось. То, что можно видеть основном сооружение эпохи Крестовых походов. Сама же гробница была уничтожена в по приказу безумного халифа Хакима. В настоящее время церковь находится в пределах городских стен, хотя, согласно Евангелиям (Ин. 19:20), казнь и погребение Иисуса свершились вне города. Но современные стены Иерусалима были построены в при Сулеймане Великолепном (между 1537 и и они, возможно, не везде следовали направлению старых стен. Проведенные в британскими археологами раскопки у Дамасских ворот показали, что тот участок древней стены, который там находится, был заложен (и не достроен) в от Р.Х. при Ироде Агриппе, а где проходила более ранняя северная стена, существовавшая при Пилате, до сих пор неизвестно. Само же наличие на месте Храма Гроба Господня древнего еврейского кладбища говорит о том, что в первой половине весь этот участок находился за пределами города. Английский археолог Мартин Биддл, изучавший гробницу в течение последних нескольких лет (с 1986 по опубликовал подробный отчет о своей 78 ]. По его мнению, ничто не противоречит тому, что она могла быть местом погребения Иисуса. К тому времени, когда Ирод стал царем, первая и вторая стены уже существовали. Он укрепил их и воздвиг три большие башни в том месте, где они сходились, тем самым, защитив самые уязвимые места укреплений. Южнее их он воздвиг свой роскошный дворец. В том месте, где вторая стена подходила к ограде Храма, он перестроил крепость Маккавеев и назвал ее Антонией в честь Марка Антония. Иосиф Флавий сообщает, что замок Антония стоит над обрывом высотой 75 футов и что он имеет башни по всем четырем углам, причем юго-восточная башня достаточно высока для того, чтобы видеть все, происходящее в зоне Храма. В Антонии был расквартирован римский легион.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67735

Вместе с другими апостолами апостол Иаков устраивал Иерусалимскую церковь и, по всей вероятности, совсем не выходил из Иерусалима, где претерпел мученическую кончину в 44 г. при Ироде Агриппе. 4. Святой апостол Иоанн Богослов. Возлюбленный ученик Господа, присутствовал при крестных страданиях Спасителя и здесь получил от Него завещание заботиться о Пресвятой Деве Марии ( ). Выполняя завещание Господа Иисуса Христа, святой апостол Иоанн не оставлял Иерусалима до успения Божией Матери (15 августа 46 г.). Во время Апостольского собора в 50 г. апостол Иоанн был еще в Иерусалиме, а затем после того, как церкви в Малой Азии, по случаю заключения апостола Павла в Узы, лишились в 60 г. руководителя, апостол Иоанн прибыл на Малоазиатский полуостров. Апостол остался жить постоянно в Ефесе. Он заботился об устроении Церкви Божией здесь и в других малоазиатских городах (по всей вероятности, в тех, о которых упоминается в его Апокалипсисе). Во время гонения на христиан при императоре Домициане апостол Иоанн был отправлен проконсулом Азии в Рим на суд кесаря. Там он подвергся жестоким истязаниям, но, сохраняемый силой Божией, перенес их: яд, данный апостолу, не причинил ему вреда; когда его бросили в котел с кипящим маслом, он остался невредимым. Видя это, Домициан сослал его (93–96 гг.) на пустынный остров Патмос, куда ссылались только самые тяжкие преступники. Здесь апостол Иоанн удостоился чудесного Откровения от Бога о будущей судьбе Церкви Христовой, и записал его в особой книге – «Апокалипсис». Во время пребывания на Патмосе Иоанн просветил христианством всех жителей острова. По смерти Домициана в 96 г. апостол Иоанн возвращен был императором Нервою в Ефес.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010