001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Список статей по запросу «Агриппы» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Агриппы» найдены статьи: АГРИППА мч. (пам. греч. 18 февр.) - см. Агапит, Синадский АГРИППА I ИРОД (10 до Р. Х.- 44 по Р. Х.), правитель Иудеи (41 - 44 по Р.Х.) АГРИППА II ИРОД (27 по Р.Х. - 92 по Р.Х.), последний иудейский правитель (53-92 по Р. Х.) АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АФРОДИСИЙ, АКРИС, АГРИППА, САВИН, ГРИЗ, ЛУКИЙ, КИРИЛЛА, МАКСИМ, ГАЙ, КРЕДУЛЛА ( IV в.), мученики Александрийские (пам. зап. 13 мая) ИРОД I АГРИППА см. Агриппа I Ирод ИРОД II АГРИППА см. Агриппа II Ирод Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Агриппы.html

В противоположность гностическому дуализму необходимо было прежде всего оправдать веру в единого Бога, Который свободным творческим актом призвал к бытию весь мир, как духовный, так и материальный, и утвердить догмат о действительном воплощении Сына Божия и искуплении Им человека со всеми необходимыми предположениями и последствиями этой истины христианского вероучения. -В связи с этим необходимо было раскрыть и осветить источники познания церковной догмы и отличительные признаки Откровенной истины: против гностицизма не только утвержден авторитет и достоинство писаний Ветхого и Нового Завета, но и, в особенности, раскрыт кафолический принцип Предания, и доказано, что ересь противоречит апостольскому Преданию и является отпадением от вселенской веры христианства. Эта борьба в большей степени, чем нападки язычников и иудеев, способствовала развитию церковного богословия: она заставила защитников церковного учения глубже проникнуть в содержание и основание веры и расширила их собственную точку зрения; в спорах начал формироваться язык церковного богословия и в первый раз почувствовалась необходимость придать ему больше устойчивости, точности и определенности. Древнейшие антигностики до Иринея Есть данные, что против гностицизма выступали некоторые из апологетов и для этой цели писали специальные произведения. Так, Иустин обнародовал произведение, направленное против всех бывших до него ересей и, может быть, особый трактат против ереси а в своем сочинении «О воскресении» выступил с опровержением, главным образом гностических Мильтиад писал против гностиков, ближайшим против валентиниан. Феофил Антиохийский оставил трактаты «Против ереси Гермогена» и «Против Маркиона». Но эти произведения не сохранились. Исключительно или преимущественно против гностицизма, насколько известно, вели литературную борьбу следующие писатели: 10) Агриппа Кастор.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114393

АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 241-242 242-243 АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский 243-244 244-245 245-246 246-247 247-248 АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) 248-250 АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) 250-251 251-252 АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости 252-253 АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах 253-254 254-255 255-256 АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека 256-257 257-258 258-259 259-260 АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии 260-261 261-262 262-263 АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) 263-264 264-265 АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях 265-266 266-267 267-268 270-271 АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой 271-272 АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Вслед за сочинениями апогетическими следуют писания, так называемые ересеологические, т. е. имеющие целью опровержение ересей, которые; как известно, явились среди христиан чуть ли не с первого же века по Р. Х. Мы видим, что вместе с борьбой внешней, с борьбой против язычества, христианству всё время приходилось бороться с врагами внутренними, с язычество старалось извне одолеть христиан при помощи материальной силы, ересь изнутри старалась поколебать чистоту Христова учения. Эта борьба представляла очень серьёзное значение для церковной истории. Уже со времён апостолов, в их мужей апостольских мы находим намёк на апостольскую борьбу с ересями, но указания тут пока сами стараются не столько опровергнуть известную ересь, сколько выяснить положения христианского учения (может быть, этот способ самый лучший). Но в половине II-ro века появились так называемые иноческие ереси, получившееся из смешения христианских понятий с учениями древней вследствие попытки примерить языческие начала с христианскими. Когда эти учения стали развиваться, тогда одновременно полемического характера, направленные против этой ереси, основу целому ряду ересеологических писаний. Первые сочинения такого рода относятся к царствованию Адриана. Против ереси писали тогда Агриппа, Кастор, Родоп, Аполлинарий другие. Сочинения их до нас не дошли; сохранились лишь отрывки у Евсевия. Первая попытка сделать полное обозрение ересей, появлявшихся в христианской церкви со второй половины второй половины II-ro века принадлежит уже упомянутому нами Иустину Философу . Труд его, носивший название до нас тоже, к сожалению, не дошёл. В немецкой литературе была, правда, попытка восстановить на основании позднейших ересеологических сочинений содержание исчезнувшего памятника; но попытка эта имеет лишь предположительный характер.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivancov_Plato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ предыдущая статья Т. 2 , С. 173-174 опубликовано: 18 августа 2008г. АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (III в.), христ. писатель. Евсевий Кесарийский (ок. 260 - ок. 340) в письме к Карпиану упоминал о том, что его «каноны», или таблицы для поиска параллельных мест в Четвероевангелии, восходят к труду А. А., составившего на основе Евангелия от Матфея синопсис 4 евангелистов - «Диатессарон», одноименный с сочинением Татиана Сирийского. Этот труд был переведен на латынь Виктором , еп. Капуанским (? 544). Евсевий также упоминал некоего А. А., к-рый, согласно Порфирию , был христианином и учителем Оригена , но затем уклонился в язычество. Евсевий с этим решительно не соглашался и настаивал на том, что А. А. «до последнего часа держался чистого и совершенного любомудрия», о чем свидетельствуют его труды, к-рые широко его прославили, напр. его кн. «О согласии Моисея с Иисусом» (Евсевий. Церк. ист. VI 19. 1, 9-10). Это сочинение, впрочем, как и др., связанные с именем А. А., не сохранилось. Замечание Евсевия о существовании А. А. (по Порфирию) дало основание нек-рым исследователям отождествлять упомянутого А. А. с Аммонием Саккосом (175-242). Однако речь, вероятнее всего, должна идти об Аммонии, еп. Тмуитском (в Н. Египте), ученике и друге Оригена, к-рый также известен как критик богословских взглядов Дионисия Великого , еп. Александрийского (? 264/65), в к-рых он усматривал субординационизм . Ист.: Harnack. Geschichte. Bd. 1. S. 406-407; Salaville S. Ammonius (6) // DHGE. T. 2. Col. 1314-1317; Eusebii Epistola ad Carpianum // Nestle-Aland. NTG. S. 73-74. Лит.: Zahn Th. Der Exeget Ammonius // ZKG. 1920. Bd. 38. S. 1-22; Bardenhewer. Bd. 2. S. 198-202; Altaner. Patrologie. S. 517. Рубрики: Ключевые слова: КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов

http://pravenc.ru/text/114524.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППА КАСТОР предыдущая статья Т. 1 , С. 271 опубликовано: 3 апреля 2008г. АГРИППА КАСТОР [греч. христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана (117-138), первым выступивший против гностического учения Василида . Несохранившееся сочинение А. К. представляло собой, по словам Евсевия Кесарийского , называющего его «знаменитейшим автором» (Церк. ист. IV 7. 6), «уничтожающее изобличение и опровержение» 24 книг толкований, составленных Василидом на Евангелие. Из кратких сообщений Евсевия и блж. Иеронима (De vir. ill. 21) неясно, каким именно образом А. К. критиковал знаменитого гностика. Согласно Клименту Александрийскому (Строматы. VII 17), Василид в стремлении обосновать преемственную связь своих идей с проповедью Христа утверждал, что придерживается учения ап. Матфия , и называл своим наставником некоего Главкия, переводчика ап. Петра . Вполне возможно, что А. К. сделал акцент на опровержении этих притязаний, демонстрируя несовместимость доктрины Василида с христианством. Согласно Евсевию, он уличил Василида в том, что тот выдумал несуществующих пророков Варкавву, Варкофа и др., «чьи варварские имена призваны поражать легковерных». А. К. обвинил Василида в допущении вкушения идоложертвенного во время гонений - этот тезис вытекает из взглядов Василида в изложении свт. Иринея Лионского (Против ересей. I 24): согласно им, вместо Христа был распят простой человек, ради к-рого нелепо терпеть мученичество. Нелепым он называет и «пифагорейское» требование пятилетнего молчания для желавших присоединиться к секте Василида. По блж. Иерониму, А. К. утверждал, что в качестве верховного бога Василид почитал абрасакс (что указывает на позднюю стадию Василидова учения, подвергшегося влиянию идей Валентина ). Блж. Феодорит Кирский (Haer. fab. comp. I 4) передает, что А. К. опроверг также учение сына Василида Исидора , аргументы против к-рого остаются неизвестными. Лит.: Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. Ч. 1. С. 18-44: Обозрение источников для истории древнейших сект; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 202-204; Bareille G. Agrippa Castor // DTC. T. 1; Grant R. M. Gnostic Origins and the Basilidians of Irenaeus // VChr. 1959. T. 13. О. П. Смирнова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63396.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРТАНЕС КЕРТОГ предыдущая статья Т. 9 , С. 535 опубликовано: 20 июля 2010г. ВРТАНЕС КЕРТОГ [Кертол; арм. (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви. В 604-607 гг., после смерти католикоса Мовсеса II Еливардеци (574-604), В. К. был Местоблюстителем престола католикоса в Двине. Главное его соч. «Относительно иконоборцев» направлено против распространившейся в этот период в Армении ереси иконоборчества. Н. Акинян полагает, что и «Послание Давиду, епископу Мец-Колманка» в составе «Истории Армении» Мовсеса Каганкатваци, осуждающее иконоборцев, также принадлежит В. К., а не Ованнесу Майраванеци . В. К. написал краткую историю строительства храма, посвященного мц. Рипсиме, содержащую сведения об изображениях на фресках сщмч. Григория Просветителя , св. дев Рипсимии , Гаиании и др. мучеников. В. К. был знатоком греч. языка и эрудитом в области греч. богословской лит-ры. Стиль его сочинений отличался возвышенностью и изысканностью, за что В. К. и получил прозвание Керт (стихотворец, грамматик, литератор). Отстаивая офиц. позицию Армянской Церкви, не признавшей Халкидонского Собора, В. К. участвовал в богословских диспутах с духовенством Грузии, Албании Кавказской (Алуанка) и Сюника, в событиях армяно-груз. схизмы в нач. VII в. В «Истории Армении» еп. Ухтанеса и в «Книге посланий» сохранилась переписка В. К. с Католикосом Грузии Кирионом I и еп. Моисеем Цуртавским. Лит.: Дурьян Е. Критические исследования. Иерусалим, 1935. С. 299-308 (на арм. яз.); Акинян Н. Св. Маштоц вардапет. Вена, 1949. С. 274-283 (на арм. яз.); Петросян Е. Христология Армянской Церкви. Эчмиадзин, 1995. С. 30, 33-34, 40 (на арм. яз.); N. L et le grand schisme d Orient. Louvain, 1999. P. 306-307, 320-321, 345-347, 379-380, 501-505, 521-523, 531-532. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов)

http://pravenc.ru/text/155452.html

В XVI в. «Шестоднев» Г. П. был включен в ВМЧ. В историю визант. стиха Г. П. вошел как разработчик классического двенадцатисложника, представлявшего собой переход от античной квантитативной метрики к средневек. акцентированной. Правда, нек-рые стихи Г. П. содержат не только 12, но и 13-15 слогов, однако именно с его именем связывается окончательное утверждение в визант. поэзии средневек. просодических норм. Нек-рые произведения Г. П. сохранились в рукописной традиции и изданы под именами др. авторов (напр., Мануила Фила). Михаил Пселл в XI в. приравнивал лучшие из произведений Г. П. к шедеврам Еврипида. Соч.: «Шестоднев» Георгия Писида в славяно-рус. переводе 1385 г. / Изд. И. А. Шляпкин. СПб., 1882 [др.-рус. пер.]; Carmina inedita / Hrsg. L. Sternbach // Wiener Studien. 1891. Bd. 13. S. 1-63; 1892. Bd. 14. S. 51-68; Studia philologica in Georgium Pisidam / Ed. L. Sternbach. Warsz., 1900; L encomio di S. Anastasio martire persiano / Ed. A. Pertusi // AnBoll. 1958. Vol. 76. P. 5-63; Poemi. 1. Panegirici epici / Ed. A. Pertusi // Studia Patristica et Byzantina. 1959. Vol. 7. Лит.: Георгий Писидийский и его поэма о миротворении в славяно-русском переводе 1385 г. СПб., 1890; Bianchi G. Sulla cultura astronomica di Giorgio di Pisidia // Aevum. Mil., 1966. Vol. 40. P. 35-52; Speck P. zum Bellum Avaricum. 1980; Frendo J. D. C. The Poetic Achievement of George of Pisidia // Maistor. L., 1984. P. 159-188; Van Dieten J. -L. Zum Bellum Avaricum des Georgios Pisides // ByzF. 1985. Bd. 9. S. 149-178; Romano R. Teoria e prassi d. versificazione: il dodecasillabo nei Panegirici epici di Giorgio Pisidia // BZ. 1985. Bd. 78. S. 1-22; Dyck A. R. Michael Psellus: the Essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius. Vienna, 1986. М. В. Бибиков Рубрики: Ключевые слова: АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/164421.html

N 4. P. 786-810; Jordan M. Controversy of the «Correctoria» and the Limits of Metaphysics // Ibid. 1982. Vol. 57. N 2. P. 292-314; Coleman J. Dominium in XIIIth- and XIVth-Cent. Political Thought and its XVIIth-Cent. Heirs: John of Paris and Locke // Political Studies. Sheffield, 1985. Vol. 33. P. 73-100; idem. The Dominical Political Theory of John of Paris in its Context // The Church and Sovereignty c. 590-1918: Essays in Honour of M. Wilks / Ed. D. Wood. Oxf., 1991. P. 187-223; idem. The Intellectual Milieu of John of Paris, O. P. // Das Publicum Politische Theorie im 14. Jh. / Hrsg. v. J. Miethke. 1992. S. 173-206; Bielefeld H. Von d. Universalherrschaft zur autonomen // ZSRG.K. 1987. Bd. 73. S. 70-130; Miethke J. Die der politischen Ordnung im Spatmittelalter: Theorien des 14. Jh. (Aegidius Romanus, Johannes Quidort, Wilhelm von Ockham) // Historia philosophiae medii aevi: Stud. z. Geschichte d. Philosophie d. Mittelalters: FS K. Flasch. / Hrsg. B. Mojsisch, O. Pluta. Amst.; Phil., 1991. Bd. 2. S. 643-674; idem. De potestate papae: Die Amtskompetenz im Wiederstreit d. Politischen Theorie von Thomas von Aquin bis Wilhelm von Ockam. 2000. S. 115-126; idem. Johannes Quidort v. Paris, «De regia potestate et papali»: Anlas, Charakter und Technik einer Streitschrift // Prague Papers on History of International Relations. Prague, 2000. P. 15-31; Ubl K., Vinx L. Kirche, Arbeit u. Eigentum bei Johannes Quidort von Paris // Text, Schrift, Codex / Hrsg. Ch. Egger, H. Weigl. W.; 2000. А. К. Гладков, Н. Л. Рубрики: Ключевые слова: АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)

http://pravenc.ru/text/471424.html

Татиан III. 1. Литературная деятельность Татиана. Oratio ad graecos ( III. 2. Место и время написания Апологии Татиана III. 3. Важнейшие положения Богословия Татиана III. 4. Литературные особенности Апологии Татиана III. 5. «Диатессарон» III. 6. Несохранившиеся произведения Татиана IV. Афинагор философ IV. 1. «Прошение о Христианах»: время происхождения и содержание Апологии IV. 2. О воскресении мертвых ( IV. 3. Автор «Прошения о Христианах» и трактата «О воскресении мертвых» IV. 4. Характеристика Афинагора как писателя и богослова V. Феофил Антиохийский V. 1. Древние известия о литературной деятельности Феофила V. 2. Три книги к Автолику V. 3. Другие произведения Феофила, не сохранившиеся до нашего времени V. 4. Характеристика Феофила Антиохийского как писателя и богослова VI. Послание к Диогнету а) Содержание Послания к Диогнету б) Вопрос о подлинности 11-й и 12-й глав в) Вопрос об авторе Послания и времени его происхождения г) Богословский и литературный характер Послания VII. Ермий философ VIII. Минуций Феликс VIII. 1. Содержание Апологии VIII. 2. Автор Апологии VIII. 3. Время жизни автора «Октавия»; время происхождения этой Апологии и отношение ее к «Апологетику» Тертуллиана VIII. 4. Сочинение «De Fato» VIII. 5. Литературный и богословский характер «Октавия» Часть II. Антигностическая письменность II века Введение. Общий характер и существенные пункты гностического учения и вытекающие отсюда задачи церковных писателей антигностиков I. Древнейшие антингостики до Иринея: Мильтиад, Агриппа Кастор, Родон, Филипп Гортинский, Модест, Музан, Игизипп II. Святой Ириней, епископ Лионский II. 1. Сведения о жизни святого Иринея II. 2. Литературная деятельность святого Иринея II. 3. «Обличение и опровержение лжеименного знания»: содержание произведения, время происхождения; источники сведений о гностицизме II. 4. «Доказательство Апостольской проповеди»: заглавие произведения, адресат, время происхождения, цель написания, содержание, замечания о значении его, как новооткрытого произведения II. 5. Основные положения Богословского учения святого Иринея II. 6. Учение святого Иринея о Боге II. 7. Учение святого Иринея о человеке II. 8. Учение о Евхаристии II. 9. Эсхатология святого Иринея Период третий Введение.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagarda/polnyj-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010