001     002    003    004    005    006    007
БОЛЬШОЙ КАТЕХИЗИС расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛЬШОЙ КАТЕХИЗИС предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 5 , С. 677 опубликовано: 11 августа 2009г. БОЛЬШОЙ КАТЕХИЗИС изложение веры в вопросах и ответах, XVI-XVII вв.- см. ст. Катехизисы Лютера . Рубрики: Лютеранство Ключевые слова: Лютеранство, одно из направлений в протестантизме, получившее название от имени Мартина Лютера Большой катехизис, изложение веры в вопросах и ответах, XVI–XVII вв. - см. Катехизисы Лютера См.также: АГРИКОЛА Иоганн (1492- 1566), ученик, последователь и толкователь М. Лютера; экзегет, проповедник АГРИКОЛА Микаэль (ок. 1510-1557), финский реформатор, последователь М. Лютера АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства АЛЬТХАУС Пауль (1888-1966), нем. протестант. теолог, представитель неолютеранства Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/149717.html

Как и в ряде др. стран Европы, Ренессанс в Г. под влиянием местных условий имел заметную специфику. В Г. в отличие от Италии ренессансная культура оказалась в большей мере связана с наследием средних веков, что проявилось, напр., в исторических трудах и политической мысли, сказавшись в особом интересе к средневек. империи, а в изобразительном искусстве выразилось в сохранении в ренессансных образах нек-рых характерных примет готики. Отношение к средневековью было, однако, дифференцированным и не помешало нем. гуманизму вступить в пору его расцвета в конфликт со сторонниками схоластики. Типичным для нем. Ренессанса оказался повышенный интерес к реформе Церкви и общества, к-рую надеялись осуществить на основе новой образованности и нравственного совершенствования человека. Религиозно-нравственная окраска нем. гуманизма не раз констатировалась исследователями, как и доминирующие педагогические и филологические устремления, а также его национально-патриотическая настроенность, достигавшая порой гипертрофированных масштабов. Особенностью нем. гуманизма стал и большой интерес к естественным наукам, математике, географии, к-рый дополнял гуманитарные и лит. занятия. Крупнейшими нем. гуманистами-педагогами старшего поколения были выходец из Нидерландов Р. Агрикола (ок. 1443-1485), учившийся в Италии и преподававший в ун-те Гейдельберга, и Я. Вимпфелинг (1450-1528) из Шлеттштадта. Агрикола энергично пропагандировал комплекс гуманистических наук, а свой главный философский труд посвятил проблемам диалектики, сочетания логики и риторики. Он стремился наметить метод изучения многообразия мира. Вимпфелинг был автором педагогических сочинений и учебных планов, ориентированных на сближение образования и воспитания с запросами практической жизни, на синтез католич. веры и знания античной классики. Он вел полемику в защиту гуманистической образованности от нападок невежественных монахов и пропагандировал культ всего «отечественного». Поэт К. Цельтис (1459-1508), мастер любовной лирики, был сторонником широкой светской образованности, связи гуманитарных наук и математических дисциплин, поклонником античной культуры. В Вене и др. городах, где он вел научную и преподавательскую работу, он основывал гуманистические сообщества, выступал с идеями политической централизации Г. Цельтис выдвинул программу коллективной работы нем. гуманистов по изучению и публикации источников, освещающих природные и этнографические особенности Г., ее достопримечательности, историю различных областей. Программа позже была реализована лишь в малой части.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Поэтому из его деяний описывались лишь те, к-рые раскрывали его характер. Напротив, в историческом повествовании разного рода мелкие подробности жизни считались недостойными упоминания. Биографии не только были развлекательным жанром, но иногда имели политическую направленность. Самый известный пример - «Катон» Цицерона, в опровержение которого Юлий Цезарь написал «Анти-Катона», а потом к заочной полемике со своими вариантами жизнеописания Марка Порция Катона Младшего присоединились Брут, Авл Гирций, имп. Август Октавиан, Тразея Пет; при этом Плутарх, писавший позже других, сумел в своем «Катоне Младшем» избежать всякой идеологии. Для сравнения с евангельскими повествованиями чаще всего используются биографии «святых мудрецов» («Воспоминания о Сократе» Ксенофонта, «Жизнь Аполлония Тианского» Филострата, «Жизнь Плотина» Порфирия, «Жизнь Пифагора» Ямвлиха; 3 последних, как более поздние произведения, могли быть написаны под влиянием Евангелий), биографии политических деятелей («Жизнь двенадцати цезарей» Светония, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Агрикола» Тацита и др.), а также «Беседы Эпиктета» Арриана и «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского (максимально полный перечень греко-рим. биографических сочинений в хронологическом порядке см.: Berger. 1984. S. 1232-1236). Новый всплеск интереса к этой теме был связан с работами Ч. Толберта ( Talbert. 1977), теория к-рого в свою очередь многим обязана повороту в библеистике, происшедшему в результате развития метода анализа редакций и тех подходов к решению синоптической проблемы, к-рыми занимались Х. Кёстер и Дж. М. Робинсон (анализ траекторий развития раннехрист. предания). Острие критики Толберта было направлено на позицию сторонников метода анализа форм, преимущественно против Бультмана и его тезисов об отличиях Евангелий от греко-рим.

http://pravenc.ru/text/347622.html

Дары обыкновенно считают триумфами начальников, и эти дары также служат триумфами: ведь победы мучеников составляют триумф Христа, вождя нашего. Впрочем, не сюда направлял я путь свой; и только по вашей просьбе я вынужден был принести с собою то, что было приготовлено для других, и тем самым явиться к вам не без некотораго достояния. И вот таким образом скудость мою, которая не могла бы оправдать ваших ожиданий, с избытком восполнит мученик. мученика – Агрикола; у него Виталий раньше был слугой, а теперь он – друг и соучастник его по мученическому венцу. Чтобы предварительно осмотреть место, слуга вышел наперед; за ним в полной уверенности, что место окажется уже приготовленным верой раба, последовал господин. И, конечно, мы восхваляем (в господине) не чужия заслуги; ведь мученичество раба есть (плод) научения господина. Этот научил, а тот исполнил. В то же время ничуть не умаляется и заслуга раба. В самом деле разве можно умалять то, что даровал Христос? Прекрасно уже и то одно, что чрез служение человеку раб научился, как угождать Христу; в то же время и господин приобрел сугубую похвалу: в отношении к рабу – за учительство, а в отношении к себе – за мученичество. И вот состязаясь между собою в добродетелях, они удостоились затем быть равными. Господин послал раба на мученичество первым, а раб увлек господина за собой. (внешнее) положение человека ничуть не является препятствием к его прославлению; не знатность рода, а вера дарует заслуженную награду. Раб ли, свободный ли – мы все составляем во Христе едино: и каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал ( то я ни у кого не буду искать помощи: венец вашей непорочности даст мне изобилие всякой помоши.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67702

Однажды во Флоренции, пребывая в доме Де–цента, он воскресил умершего мальчика. Молва о подвижнических деяниях епископа Амвросия переросла в громкую славу и привлекла к нему многих последователей. Из далекой Персии явились к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину–Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, угрожавшего Медиолану, просила святителя наставить ее в христианской вере. Амвросий в письме к ней столь убедительно изложил основополагающие догматы Церкви, что не только сама Фритигильда уверовала в Спасителя и крестилась, но она также обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей. Современный итальянский исследователь Джакомо Биффи (см. 129) привлекает внимание к одному весьма знаменательному эпизоду на последнем отрезке жизненного пути святителя Амвросия, который датирован 4 ноября В этот день в Болонье, по приглашению местного епископа (вероятней всего, им был друг Амвросия Евсевий) совершилось обретение мощей мучеников Агриколы и Виталия. Событие это совершилось на еврейском кладбище Болоньи, с участием местных евреев. Это позволяет предположить о том, что сами мученики (или, по крайней мере, один из Агрикола) были по происхождению евреями. Что объясняет, в свою очередь, и вид их казни: они были распяты, а крест предназначался тем, кто не имел римского гражданства. Амвросий поэтически описывает духовное единение двух болонских христианской и иудейской, они словно чередуются в антифонном пении, вознося хвалы убиенным: «Иудеи, узрев мучеников, говорили: «Мы увидели цветы на земле». Христиане восклицали: «Настало время жатвы»; ныне жнец «получает награду свою; другие посеяли, а мы собираем плоды мученичества.» И снова иудеи, заслышав голоса ликующей Церкви, говорили между собой: «Воркование горлицы слышится на нашей («Увещание о девственности», 8; цит. по: 129, с. 54). «Этот текст выделяется своей особой сердечностью по отношению к подчеркивает Джакомо Мы процитировали его с живым сочувствием. Нам дорога возможность при воспоминании о том, что случилось тысячу шестьсот лет назад, выразить здесь наше уважение и приязнь к еврейской общине, живущей в Болонье ныне» (там же).

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67702

Реформация расколола гуманистическое движение, поражение Крестьянской войны упрочило власть князей, надежды на политическую консолидацию страны в обстановке межконфессиональных споров и конфликтов оказались иллюзиями, и все это отразилось на судьбе гуманизма в Г. Утратив политические аспекты программы, как и ненадолго завоеванную автономию в борьбе за ренессансную светскую культуру, гуманистическое движение сменилось эрудитскими занятиями отдельных гуманистов под контролем католич. и протестант. властей в качестве преподавателей в школах и ун-тах, придворных служащих, кабинетных ученых. Гуманизм как самостоятельное направление в нем. культуре постепенно утрачивал позиции. Католич. и протестант. Церкви будут использовать культурные достижения Ренессанса преимущественно филологического и педагогического характера, стремясь поставить их на службу собственным целям. Характерным примером стремления «согласовать» гуманизм и новые конфессиональные интересы может служить деятельность знатока Аристотеля, Цицерона и др. античных классиков проф. греч. языка в Виттенбергском ун-те Ф. Меланхтона (1497-1560). По планам этого педагога, теоретика и организатора образования, были реформированы 8 ун-тов и основан ряд лат. школ. Его идеи повлияли на развитие образования также и в католич. землях. Гуманистическая настроенность Меланхтона сказалась и на его попытках смягчить междуцерковные противоречия, не раз приводившие его к конфликтам со сторонниками строгой лютеран. ортодоксии. Развитие ренессансной культуры было тесно связано в Г. с достижениями естествознания, к-рые в XVI в. определялись гл. обр. ориентацией на свободное от схоластики накопление и систематизацию опыта. Достижения гуманизма стали одним из истоков формирования натурфилософской мысли, к-рую, однако, уже не удовлетворяли ссылки на авторитеты, даже античные, если их суждения расходились с новыми опытными знаниями. Гуманист Агриппа Неттесгеймский в 30-х гг. XVI в. подверг критике старые и новые авторитеты за недостоверность их идей и утверждал возможность познания скрытых сил природы на основе естественной магии. Врач и разносторонне образованный человек Г. Агрикола (1494-1555) создал компендиум знаний того времени о горном деле, минералогии и геологии. Крупнейшим нем. систематизатором ботанических знаний стал Л. Фукс (1501-1566), работе к-рого придали наглядность 500 иллюстраций. На закате нем. Ренессанса значительный вклад в развитие новой астрономии внес приверженец гелиоцентрической теории Коперника И. Кеплер (1571-1630).

http://pravenc.ru/text/164803.html

С такими жанрами, как биография, дело обстоит совершенно иначе. Будучи по своей теме биографией, произведение всегда может быть по своим формальным признакам полноценным образцом какого-то иного жанра, и это ни в какой мере не свидетельствует ни о каком жанровом кризисе, а напротив, соответствует норме. Такие ранние биографии, как «Эвагор» Исократа и «Агесилай» Ксенофонта, являются образчиками эпидейктического красноречия в жанре энкомия, «похвального слова»; «Агрикола» Тацита — специально надгробное похвальное слово. Биографии афинских трагических поэтов, а возможно, и другие части объемистого биографического сборника, созданного в пору раннего эллинизма перипатетиком Сатиром, имели, как это весьма неожиданно выяснилось из папирусной находки начала века , форму диалогов. Биография может, не переставая быть биографией, быть энкоми- ем, диалогом и еще много чем другим. Это совсем не гибридная, промежуточная форма, в которой собственные признаки осложнены и оттеснены наплывом чуждых признаков, причем ни те ни другие не могут проявить себя вполне последовательно. Ничего гибридного в «Аге- силае» или «Агриколе» нет, это вполне биография и вполне энкомий, одно другому не противоречит и не мешает — просто признаки биографии относятся к уровню темы, а признаки эпидейктического красноречия — к уровням стиля и оценочной установки . Два жанра не просто проницаемы друг для друга, но для их взаимопроницаемости не имеется никаких препятствий. Но это значит, что такие жанры уже не «сущности» и аналогии из области биологических видов к ним неприложи- мы. Тут невозможна недвусмысленная, раз и навсегда установленная классификация, потому что неясно, что брать за единицу классификации, где вид, а где разновидность — в отличие от той же трагедии, идентичности которой не устраняют различия между разновидностями. Мы можем назвать «жанром» идиллию, можем назвать «жанром» буколику; некоторые из идиллий принадлежат сфере буколики, некоторые — нет, но буколика, разумеется, не разновидность идиллии хотя бы потому, что буколическая топика может разрабатываться вне идиллии, например в эпиграммах или в прозе «Дафниса и Хлои». Термин «буколика» опять-таки характеризует иной уровень признаков текста, чем термин «идиллия».

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106387

Однажды во Флоренции, пребывая в доме Де-цента, он воскресил умершего мальчика. Молва о подвижнических деяниях епископа Амвросия переросла в громкую славу и привлекла к нему многих последователей. Из далекой Персии явились к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину- Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, угрожавшего Медиолану, просила святителя наставить ее в христианской вере. Амвросий в письме к ней (396 г.) столь убедительно изложил основополагающие догматы Церкви, что не только сама Фритигильда уверовала в Спасителя и крестилась, но она также обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей. Современный итальянский исследователь Джакомо Биффи (см. 129) привлекает внимание к одному весьма знаменательному эпизоду на последнем отрезке жизненного пути святителя Амвросия, который датирован 4 ноября 393 г. В этот день в Болонье, по приглашению местного епископа (вероятней всего, им был друг Амвросия Евсевий) совершилось обретение мощей мучеников Агриколы и Виталия. Событие это совершилось на еврейском кладбище Болоньи, с участием местных евреев. Это позволяет предположить о том, что сами мученики (или, по крайней мере, один из них – Агрикола) были по происхождению евреями. Что объясняет, в свою очередь, и вид их казни: они были распяты, а крест предназначался тем, кто не имел римского гражданства. Амвросий поэтически описывает духовное единение двух болонских общин – христианской и иудейской, они словно чередуются в антифонном пении, вознося хвалы убиенным: узрев мучеников, говорили: «Мы увидели цветы на земле». Христиане восклицали: «Настало время жатвы»; ныне жнец «получает награду свою; другие посеяли, а мы собираем плоды мученичества.» И снова иудеи, заслышав голоса ликующей Церкви, говорили между собой: «Воркование горлицы слышится на нашей земле о 8; цит. по: 129, с. 54). «Этот текст выделяется своей особой сердечностью по отношению к Синагоге, – подчеркивает Джакомо Биффи. – Мы процитировали его с живым сочувствием. Нам дорога возможность при воспоминании о том, что случилось тысячу шестьсот лет назад, выразить здесь наше уважение и приязнь к еврейской общине, живущей в Болонье ныне» (там же).

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/a...

Ибо авторитет Священного Писания выше, нежели все уловки человеческого ума». 18 Глосса Бридиферта: «Природа светил настолько огненна, что они сгорели бы, если бы воды не умеряли их жара, И как солнце уничтожило бы землю, если бы не было воды внутри ее и снаружи, так же и твердь была бы уничтожена огнем того же солнца и других, находящихся в ней (тверди) светил, если бы над нею не было вод». 19 Остров Туле; полусказочный остров; для латинской поэзии «дальняя Туле» — то же самое, что «край света». Самое точное из древних описаний местоположения этого острова принадлежит греческому путешественнику конца IV в. до н. э. Пифею; сам он до него не доплыл, но по слухам рассказывает, что остров находится в 6 днях плавания к северу от северной оконечности Британии, или в 1 дне пути к северу от «замерзшего моря». Кроме того, он расположен по другую сторону полярного круга, где день и ночь длятся по очереди по полгода (см.: Страбон, География, 1,63; Плиний, Естественная история, 2,186 и 4,104). Пифей же добрался только до такого места, где самая короткая ночь длилась 2—3 часа и откуда «варвары показали ему место, где спит солнце» (Гемин, 6,9), т, е. достиг, скорее всего, Фарерских островов или Норвегии. С конца I в. н. э. Туле идентифицируется римскими мореплавателями то с Шотландскими островами (Тацит. Агрикола. 10), то со Скандинавским полуостровом (Прокопий. Войны с готами. 2,14). 20 Имеется в виду собственно небо, т. е, верхняя, или наружная, граница небесной, или космической, сферы (в отличие от «тверди», лежащей значительно ниже, она называется обычно небесным «сводом»), К этому небосводу прикреплены так называемые «неподвижные звезды» («sidera fixa» — букв. «прибитые или пригвожденные») в отличие от расположенных ниже «подвижных», «бродячих» или «блуждающих» звезд (греч. planhtai — планеты, лат. «stellae errantes»). 21 Утренняя звезда; греч. «Фосфор» (букв. «Светоносец»), лат. перевод «Люцифер», рус. пер. «Денница». Вечерняя звезда: греч. «Геспер», лат. «Веспер». 22 Скифия обозначает вообще весь крайний северо-восток Европы, от Борисфена — Днепра, до Рифейских — Уральских гор, «Скифия и Египет» здесь значит просто «крайний север и крайний юг», в то время как Италия — «средняя полоса». 23

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67838

пасторов, возглавлявших примерно две трети лютеран. приходов Германии. Принятие Формулы Согласия означало окончательное церковное отделение лютеранства от кальвинизма, а также формирование «лютеранства большинства». Однако и в Германии, и за ее пределами оставались лютеран. общины, по тем или иным причинам не желавшие принимать Формулу Согласия; напр., Формула Согласия была отвергнута в Дании, т. к. дат. король опасался, что обсуждение тонких богословских вопросов может привести к спорам и расколам. Несмотря на сложности, связанные с ее рецепцией, Формула Согласия стала важнейшим вероучительным документом Л., подводящим итог всех внутрилютеран. богословских дискуссий XVI в., к-рым в лютеран. лит-ре были присвоены фиксированные названия. Антиномистский спор начался с дискуссии в Торгау между Меланхтоном и И. Агриколой в 1527 г.; в 1537-1540 гг. в Виттенберге против мнений Агриколы выступили Лютер и Меланхтон. Агрикола переселился в Берлин, где продолжал проповедовать прежнее учение до конца жизни. Поскольку у него было достаточное число последователей, опровержение его взглядов для составителей Формулы Согласия имело не только историческое, но и принципиальное богословское значение. Поддерживая позицию, ранее занятую Лютером и Меланхтоном, лютеран. теологи отвергли антиномистские (т. е. направленные против проповеди нравственного закона) идеи Агриколы, подчеркнув, что проповедь Евангелия и проповедь закона, т. е. заключенного в Десяти заповедях нравственного учения, различны по природе и по содержанию, однако закон остается «непреложной волей Божией», поэтому он не только должен применяться по отношению к «неверующим, нехристианам и нераскаявшимся людям» для понуждения их к покаянию, но также должен использоваться «для назидания и наставления христиан и истинных верующих» (см.: Form.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

  001     002    003    004    005    006    007