001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Так назывались строгие последователи монофизитства, учившие, что тело Иисуса Христа было нетленно, что Он чувствовал голод, жажду и т.п. или по видимому, или по самопроизвольному хотению, а не по природе. Автортодокеты разделялись еще на актиститов, признававших тело Иисуса несотворенным, и ктисголартов, признававших тело Спасителя сотворенным. См. Гайниты . Агноэты, или Фемистиане Так называлась партия умеренных монофизитов, во главе которой стоял дьякон Фемистий, учивший, что Иисус Христос не знал всего. Адамантовых секта Адамантовых секта произошла от беспоповщинского поморского толка. Основной принцип поморского толка это наступление в мире царства антихриста. Но поморцы, проповедуя о наступлении царства антихристова и признавая необходимость сопротивляться ему, не проводили, однако ж, своего учения в жизнь. Признавая такое суровое учение, они, однако же, не гнушались благами мира и пользовались всем тем, что, по их мнению, было изображением антихриста, на чем была его печать и чего, следовательно, они должны были избегать. Так, разъезжая по делам торговым, они не отказывались от паспортов, брали деньги и различные документы с казенной печатью и государственным гербом. Строгие же ревнители поморского толка не могли не признавать это изменою вере, потому что, по их мнению, на всех этих предметах, в виде государственного герба, была изображена печать антихристова; вследствие этого они восстали против поморцев и образовали особую секту. Во главе недовольных стал пастух или скотник Выговского скита, которого обыкновенно и считают основателем этой секты, называя и сам толк этот Пастуховым. Такое название дано секте поморянами, вероятно, в насмешку. Сами же сектанты называют себя «адамантовыми», т.е. твердыми последователями старой веры и противниками всех нововведений, которые носят на себе печать антихриста и служат для обольщения верных сынов церкви, т.е.

https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgakov/nastoln...

Мир, согласно манихейству, есть воплощение зла. секта в раннем христианстве, возникшая в середине во Фригии. Названа по имени Монтана, бывшего жреца Кибелы, по обращении в христианство провозгласившего себя «параклетом» (утешителем). В предвидении скорого «конца света» и второго пришествия монтанизм проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры, отвергал авторитет епископов. Осужденный церковью монтанизм в сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тертуллиан. Отдельные монтанистские общины просуществовали до Имеется в виду учение агноитов, или монофизитской секты, основанной в александрийским диаконом Фемистием. Фемистиане утверждали, что Иисус Христос, подобно всем людям, был ограничен в знании и вообще в душевных свойствах и способностях. Учение это в было повторено ересью адопциан. В. В. Болотов (Визан. Временник XIV, 1, его имя произносить «Ираклона» сирской формы уменьшительного имени от Имеется в виду Констанс II (641-668). Почти загадочна непоследовательность официальных редакторов, что в письме папы к Тарасию они сохранили это пугающее с императором Никифором Карл вел переговоры о признании его законным соимператором. Лишь в произошел сговор. На византийском троне был уже Рангаве. Византийские послы прибыли в Аахен и привезли Карлу титул василевса. По византийскому пониманию, это значило уподобление Карла позиции западного императора в единой Римской империи, которая как бы одна простиралась от Армении до Атлантического океана. Эти части мнимо единой империи были на деле уже разными мирами, жившими своей особой жизнью. Но все-таки именно с не только подпочвенно реально, но и формально существует Западная Римская империя, как и Восточная Римская империя, увы, уже не единая.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69771

Ибо по подлежащему обе они [природа и ипостась] составляют одно, почему пользующиеся этими словами часто отождествляют их, как мы немного выше показали. Поэтому если как ипостась, так и природа, соединившаяся с Словом, не существовали прежде соединения с Ним, то по той же самой причине, по которой они признают одну ипостась Христову, пусть признают, что и природа Его одна. Ибо если те не различаются в соединении, то и в этом не будут различаться. 84 . Афтартодокиты: происходят от Юлиана Галикарнасского и Гайяна Александрийского; называются и гайянитами. Во всем остальном они согласны с севирианами; отличаются же от них в том, что те говорят, что различие природ при соединении их во Христе было призрачным; а эти учат, что тело Христа с самого своего образования было нетленным. И что Господь претерпел страдания, они исповедуют, я имею в виду голод, и жажду, и утомление; но утверждают, что Он претерпел их не таким же образом, как мы. Ибо мы переносим страдания по естественной необходимости, Христос же, по их словам, переносил их добровольно и не был рабом законов естества. 85 . Агноиты, они же фемистиане: безбожно утверждают, что Христос не знал дня суда, и приписывают Ему страх. Они составляют секту феодосиан, ибо Фемистий, который был у них ересиархом, признавал во Христе единую сложную природу. 86 . Варсануфиты, они же и семидалиты: согласны с гайянитами и феодосианами, но имеют нечто и сверх того. Они примешивают пшеничную муку к дарам, принесенным будто бы Диоскором, и, коснувшись кончиком пальца, отведывают муки и принимают это вместо тайн, так как евхаристии они вообще не совершают.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/o_100_er...

Итак, из псалмов иные вовсе не надписаны; другие имеют у нас в надписании имя Пророка, но не имеют у Евреев; у иных надписанием служит просто имя Давида; а у других вместе с сим именем надписывается нечто и другое, или «хвала» (90) и (144), или «песнь» (75), или «псалом» (3), или «разума» (31), или «молитва» (16), или «исхода скинии» (28), или «обновления» (29), или «изступления» (30), или «в воспоминание» (69), или «во исповедание» (99), или «отроку Господню» (35), или «Идифуму» (38), или «Емаву Израелитянину» (87). В других псалмах делается надписание из некоторого сочетания сих имен или речений, одно к другому приписанных: так надписание делается из сочетания поставленных при имени Давида речений: «песнь псалма» (65), или «псалом песни» (67), или «песнь», или «псалом», или «в песнех псалом» (66), или «в песнех разума» (53), или «молитва Давиду (85), или «молитва нищаго» (101), или «хвала песни» (92) и других тому подобных речений. Опять и с сим вместе в других псалмах надписывается нечто иное. Всего чаще пишется: «в конец»; но с сим речением надписываются вместе и другие различные по виду и смыслу: так, например, пишется: или «о имущих изменитися» (68), или «о тайных» (45), или «о наследствующем» (5), или «о осмей» (11), или «о точилех» (8), или о «заступлении утреннем» (21), или о «Маелефе» (52), или «о людех, от святых удаленных» (55), или «да не растлиши» (74), или «в столпописание» (59), или то и другое вместе (56 и 58), или «о Соломоне» (71), или «песнь о возлюбленнем» (44), или «о тайных сына» (9), или «во исповедание» (99); или какое–нибудь историческое обстоятельство, например: когда «был в вертепе» (141), или «внегда посла Саул, еже умертвити его» (58), или «внегда быша в пустыни» (62), или «о словесех Хусиевых» (7), или «внегда измени лице свое пред Авимелехом» (33), или «внегда приити Зифеем» (53), или «внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу» (51), или во дни, когда «избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули» (17), или «внегда возвратися Иоав, и порази дебрь солей, дванадесять тысящь» (59), или «внегда внити к нему Нафану Пророку, егда вниде к Вирсавии» (50).

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=68911

Не называл ли еси християнина еретиком, или язычником, или раскольником? 3 дни, 90 поклонов на день. Не называл ли еси или не предал ли християнина бесу словом или дияволом кого не называл ли еси, или скверным, или проклятым и отлученым? Называющий человека дияволом безчестит самого Создателя Владыку. Не хулил ли словом твари Божия, дождя, или снегу, или прочия воздушныя твари? 3 недели по 90 поклонов на день, или 15 дней (Л. 27 об.) по 100 поклонов на день. Сквернословием матерным или иным каким студными и богопротивными словами не бранился ли? Не давал 74 ли в рости денег, или жыта какого, или иного чего в лихву? Духовным 5 лет по 100 поклонов, а собранное раздать, общежительным 1 лето, поклонов 50, а прочим от Божия церкви отриновени и с ним в доме их не ясти. Не порадовался ли братскому падению? 2 лета. Не сложил ли какой лжы на брата своего или клеветы, и тем не привел ли еси в каковое безчестие или во оскуду? 2 лета по 18 поклонов. Не посмеялся ли еси слепу, или глуху, или нему, или хрому, или больну? 2 лета по 100 поклонов на день. Не сожегл ли еси по злобе чьего дому, и гумна, и стогу со пшеницею или сена, или лесу или не вытравил ли в полях чего и лугов сенных? 10 лет и по 200 поклонов на день. В пожарах не грабил (Л. 28) ли какого имения или не ограбил ли кого на пути? Вчетверо отдай. Не обманул ли еси кого в чем и не обмерял ли, или не обвесил ли, или подменил, или не похвалил ли что худое вместо добраго, или не взял ли излишне и весьма дорого? 4 лета сухоясти с поклоны.

https://azbyka.ru/otechnik/sekty/dva-staroobrjadch...

заключением в тюрьме. Если сие оскорбление или насилие над личностью учинено во время совершения священнослужителем службы Божьей или духовной требы, то виновный наказывается: За заключением в исправительном доме на срок не свыше трёх лет; за заключением в исправительном доме. Богохуление. кощунство, бесчинство. Ст. 73. Виновный в возложении хулы на славимого в единосущной Троице Бога, на Пречистую Владычицу нашу Богородицу к Приснодеву Марию, на Бесплотные Силы Небесные или на Святых Угодников Божиих; в поругании действием или в поношении Святых Таинств, Святого Креста, Святых мощей, Святых икон или других предметов, почитаемых православною или иною христианскою церковью священными (прил. II); в поношении Священного Писания или Церкви Православной и её догматов, или вообще веры христианской, за сие богохуление или оскорбление святыни наказывается, если оно учинено: отправлении общественного богослужения или в церкви: срочною каторгою или ссылкой на поселение; 2) часовне или христианском молитвенном доме, или публично, или в распространённых или публично выставленных произведении печати, письме или изображении: ссылкой на поселение: целью произвести соблазн между присутствовавшими: заключением в исправительном доме на срок не свыше трёх лет, или заключением в крепости на срок не свыше трёх лет. Если же богохуление или оскорбление святыни учинено хотя и при условиях, сею статьёй указанных, но по неразумию, невежеству или в состоянии опьянения, то виновный наказывается: арестом. Ст. 74. Виновный: поношении установлений или обрядов Церкви Православной или вообще христианства; поругании действием или в поношением предметов, употреблением при православном или ином христианском богослужении о священных (прил. III): непристойной насмешке над священными предметами, или предметами верований, в статье 73 поименованными. За сие кощунство наказывается: если оно учинено: отправлении общественного богослужения или в церкви:

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vvedenskij/de...

невнесении по небрежности в таковые книгу или запись надлежащих сведений; внесении по небрежности в таковые книгу или запись неверных сведений; неисполнении установленных законом или обязательным постановлением правил о порядке ведения или хранения таковых книг или записей, а равно о представлении оных своевременно в подлежащие места, наказываются: денежною пению не свыше трёхсот рублей. в убийстве: лица христианского вероисповедания, состоящего в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, при совершении им службы Божьей или духовной требы; наказывается: каторгою без срока или на срок не ниже десяти лет. в причинении телесного повреждения: лицу христианского вероисповедания, состоящему в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, при совершении им службы Божией или духовной требы; наказывается: каторгою на срок не свыше десяти лет, если повреждение весьма тяжкое; заключением в исправительном доме на срок не ниже трёх лет, если повреждение тяжкое; заключением в исправительном доме, если повреждение лёгкое. в умышленной угрозе лишить жизни или свободы угрожаемое лицо или члена его семьи, или учинить насильственное на их личность посягательство, или произвести поджог, взрыв или потопление их имущества, если такая угроза могла вызвать у угрожаемого опасения её осуществимости, наказывается: арестом на срок не свыше трёх месяцев или денежною пению не свыше трёхсот рублей. Если означенная угроза была выражена на письме или направлена против: лица христианского вероисповедания, состоящего в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, при совершении им службы Божией или духовной требы; то виновный наказывается: арестом. 532. Виновный в оскорблении: лица христианского вероисповедания, состоящего в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, при совершении им службы Божией или духовной требы; наказывается:

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vvedenskij/de...

Все богословие Лебединского расположено в шестидесяти осьми главах. Предмет богословия Лебединский определяет точно так же, как и Прокопович: «Богословие есть наука о сознании и почитании Бога, сообщенное словом Божиим для его славы и нашего спасения». Богословие Лебединский разделяет на два разряда: на истинное и ложное. Истинное богословие делится на первообразное или оригинальное, которое есть познание, какое Бог имеет в себе самом и о себе самом и на богословие начертательное которое есть познание о Боге, сообщенное Им существам разумным. Богословие начертательное есть случайное (accidentalis) в противоположность богословию первообразному, которое есть существенное (essenmialis).Haчepmameльhoe богословие разделяется еще на богословие или viatorum и богословие patriae или comprehensorum. Первое есть богословие людей, странствующих в этом мире и несовершенно познающих Бога. Второе есть богословие блаженных, познающих непосредственно и совершенно Бога. Первое определение богословия пути (viae) объясняется словами апостола Павла ( 2Кор.5:6–7 ); второе определение богословия отечества (patriae) объясняется словами того же апостола ( 1Кор.13:12 ). Богословие viatorum в состоянии после падения бывает или естественное, или сверхъестественное и откровенное. Богословие откровенное, по способу изложения, бывает или экзегетическим или позитивным, или дидактическим и систематическим, или моральным, или полемическим, или историческим. К богословию экзегетическому Лебединский относит и богословие гомилетическое, к богословию дидактическому – катихизическое, к богословию моральному – казуальное. Ложное богословие, которое Лебединский называет иначе мифологиею, бывает или Ethnica или Turcica или Iudaica, или Samaritana, или Haeretica, или Schismatica, или Syncretistica; о каждой из них автор говорит кратко.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

Не заставлял ли каких баб шептать, или цыганок шепты деяти, или водою наговорною вспрыскивать человека или животину (Л. 25 об.) какую, или иному кому на то совету не дал ли? 3 лета по 100 поклонов на день. Не веруеши ли в чехание, или в стречю, или в полаз, или переходу? 15 дней по 100 поклонов на день. Не веровал ли еси во птичей грай и всякаго животна рыканию? Не расказываеши ли сновидения и не толкуеши ли их своих или чюжых? 15 дней по 100 поклонов на день. Не ходил ли еси к волхвом и к себе и ко иному кому в дом не приводил ли еси или не ел ли еси с ним из единаго сосуда? 5 лет или 3 лета по 100 поклонов на день. Не плакался ли кто на тя за каковую обиду? Не умерл ли каковый человек из сродников, знаемых тебе, некрещен или без покаяния твоим небрежением и нерадением? 40 дней. Не обидел ли и не оскорбил ли еси в чем сироты, или вдовицы, или иного кого? 13 дней. Не удержал ли еси надолзе наемничи мзды, или не уял ли что от дого (Л. 26) ворнаго числа, или не платил ли вместо денег чем другим, ему не угодным, или не отсылал ли взять з должника своего, а он его изнурял и отдачею замедлял? Не томил ли еси раба или рабыни гладом и наготою или иною коею нуждою? И аще християне, давал ли им время на исправление правила и округи? Не посылал ли их в воскресныя дни и в праздники на работу, или сам не работал ли еси, или не торговал ли, или животину не отдавал ли в праздники кому на работу? Отлучают.

https://azbyka.ru/otechnik/sekty/dva-staroobrjadch...

(Анкир., 1) идоложертвовавшим, но потом возобновившим подвиг веры присвоенную им честь иметь, но престать им от всякого священного служения, от возношения Хлеба и провозглашения молений. Если же которые из епископов усмотрят в таких некий труд или смирение нечто более дать или отъять: да будет это в их власти. (Анкир., 2) Убийство: Если кто из клира в сваре кого ударением убиет, да будет извержен за продерзость свою. Если же мирянин это сотворит, да будет отлучен. (Апост., 66) В том числе совершённое в состоянии самозащиты: Разбойников взаимно поражающие, если не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Таин, если же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: Все, взявшие меч, мечом погибнут ( ). (Васил., 55) 35 Блуд, прелюбодеяние, воровство, преступление клятвы: Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмстиши дважды за едино (см.: ). Так же и прочие причетники. (Апост., 25) Пресвитер, если оженится, да извержен будет от своего чина. Если же блуд или прелюбодейство сотворит, да будет совсем изгнан от общения в разряд кающихся. (Неокес., 1) Лихоимство: Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен. (Апост., 44) Епископ, или пресвитер, или диакон, взимающий лихвы, или так именуемые сотые, или да престанет, или да будет извержен. (Трулл., 10) 2 жизни духовных лиц должно быть также устранено все, что может послужить соблазном для мирян. Так, каноны запрещают им пьянство и азартные игры: Епископ, или пресвитер, или диакон, преданный, или да престанет, или да будет извержен. (Апост., 42) Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так

https://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanonicheskie-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010