«На кого воззрю, как не на кроткого и смиренного сердцем.» Уничижать себя, сознавать свое ничтожество перед Господом, Творцом всех и всего. «Если он меня не любит, то и я не буду его любить», – это бесовское слово. Пусть он тебя не любит, а ты побеждай его ненависть любовью. Любовью истинной и страхом Божиим побеждай страсть ненависти. «Человек смотрит на лицо, а Господь – на сердце.» «Бог глаголет уму наставлениями, а сердцу – вдохновениями». 11.11.1958 г. Отдание Пасхи «Проси у Бога чистоты сердца и прощения грехов, сокрушаясь в покаянии о содеянном и считая себя хуже всех. И придет Сам Господь к тебе и ты ощутишь такую радость в сердце, о которой не знает мир. Делай по Богу и для Бога, а не для людей, которых люби, но беги. «Взыщите Бога и жива будет душа ваша.» Нужно хранить чистоту совести и стяжать непорочное сердце. А отсюда и дела наши, и поступки должны соответствовать заповедям Христовым, чтобы не сказали о нас: «А еще христианами зовутся, а еще молятся, а что делают?» Нужно чистоту и непорочную совесть хранить, чтобы враг не поживился от нас самым малейшим даже, чтобы совесть не упрекала за жизнь нашу, тогда будет мир и радость на сердце.» Не датировано. «Дух Святой, приими нас, как мать в объятия Свои. Прииди и вселися в ны, и сотвори обитель в сердцах наших. Очистим ум, сердце и душу от нечистых помыслов, чувств, желаний, ото всего, что оскверняет нас. Помоги нам, Господи, Своею благодатию, без нее мы сами собой не можем спастися и сохранитися. Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе! «Утверди на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое.» Не датировано. Карагандинские старицы Схимонахиня Агния Схимонахиня Агния (Александра Васильевна Стародубцева) родилась 15 апреля 1884 года. |
Матушка обладала даром прозорливости и исцеления. Она была очень послушной батюшке. Однажды послал ее ночевать к Степаниде. Стучится: «Пустите переночевать!». «Нет у нас места», – отвечают, и не пустили. Была зима. Раз у нее благословение ночевать у Степаниды, замерзнет, но не уйдет. Легла на пороге у двери. Утром хозяева встают, открывают дверь, а она не отворяется. Ночью снег шел, и матушку занесло. Она вскочила, отряхивается: «Ой, простите, я помешала вам». Батюшка нарочно ее послал, чтобы уязвить жестокосердие этих людей. Мать Анастасия умерла 13 апреля 1977 года, будучи пострижена в схиму. Схимонахиня Агния (Александра Васильевна Стародубцева). Родилась 15 апреля 1884 года. Родители ее умерли рано и Александра, оставив гимназию, уходит в Знамено-Сухотинскую обитель, где находилась знаменитая иконописная школа. Мать Агния была духовной дочерью старца Варсонофия Оптинского и до закрытия Оптиной Пустыни каждый год видела преп. Севастиана. «Она говорила, что о. Севастиан в молодости был очень красивым, с каким-то особенно светлым лицом, был приветливым, ласковым с посетителями и старался для всех все сделать. Старец Варсонофий называл его благодатным. Старец Иосиф очень любил его и говорил: «Он нежной души». Много скорбей пришлось претерпеть матушке, и в 1952 году о. Севастиан пригласил ее в Караганду, писать иконы для молитвенного дома. Первая икона, написанная ею – образ «Господь Вседержитель» для иконостаса, который был выполнен в одном размере с афонским образом Божией Матери «Скоропослушницы», заказанным переселенцами из Белоруссии, первыми насельниками Большой Михайловки. Пока она писала эту икону, Батюшка стоял за ее спиной и, когда работа была уже на исходе, в какой-то момент сказал: «Все, хватит, больше ни мазка». |
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 1877-1964), схиархим. АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ) АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский АВРААМИЙ (Чурилин Адриан Алексеевич; 1875-1938), еп. Пензенский и Саранский АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГГЕЕВ Константин Маркович (1896-1921), прот. АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АГНИЯ (Чижикова Александра Петровна; 1901-1984), схим. |
Сортировать по Исключить новости рода Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 Март. Небо в тучах, но на сердце неизъяснимая радость. То ли от сознания того, что все это создано всемогущей Десницею Бога, Коему от всей души приносишь благодарение за великую к нам, грешным, милость и Которому пытаешься послужить, то ли от близости к нам угодников Божиих. Одни еще живы и возносят о нас молитвы, другие не так давно оставили этот мир, но также любовно заботятся о нас, нерадивых и немощных, испрашивая у Всемилостивого Спаса продления нам земной жизни для исправления нашего и покаяния… Схимонахиня Агния скончалась в 1976 году, 17 марта, но память о ней до сих пор свежа у людей, знавших ее и живших с нею рядом. Из их рассказов и воспоминаний и сложилось это небольшое повествование. Александра Васильевна Стародубцева (так звали в миру схимонахиню Агнию) родилась 15 апреля 1884 года, по всей вероятности, в Тамбове. Родилась она слепой, и родители повезли ее в Воронеж, где по их молитвам дитя получило исцеление у мощей святителя Митрофана: девочка прозрела. Осиротела Александра рано. Сначала умер отец, а когда девочке было 14 лет, скончалась и мать, и она осталась со старшей сестрой Екатериной и с младшим братом Михаилом. Но жить с ними ей пришлось недолго. Вскоре Александра, оставив гимназию, упросила родных отвезти ее в женскую Знамено-Сухотинскую обитель, которая располагалась в тридцати верстах от Тамбова, где действовала знаменитая иконописная школа. Монастырь в это время представлял собой прекрасно обустроенный городок со стройными белокаменными храмами с золотыми крестами, опоясанный кирпичной стеной, как белым широким поясом. Обитель была открыта по ходатайству в 1850 году; очень быстро в монастыре были возведены две каменные церкви: Знаменская и Иверская. Домовая деревянная церковь дополняла монастырский ансамбль. Тамбовская землевладелица Екатерина Михайловна Болдырева выстроила для иконописной мастерской просторный каменный двухэтажный дом и снабдила его необходимым оборудованием и пособиями. В течение четырех лет тамбовский художник С. И. Криволуцкий обучал монастырских сестер анатомии, перспективе, рисунку с натуры; они писали на дереве, полотне, цинке, умело расписывали стены храмов. Работы монастырских послушниц, выполненные в радостно-золотистых тонах, пользовались большой популярностью в крае. |
В Знамено-Сухотинской обители Александра Стародубцева прожила двадцать один год, обучаясь искусству иконописи, была пострижена в рясофор с именем Агния. В то же время ежегодно в отпуск она вместе с матушкой Надеждой ездила в Оптину пустынь, где окормлялась у старца Варсонофия, будучи его духовной дочерью. Известно, как трогательно-любовно относился оптинский старец к своим чадам, но вместе с тем был и строг, особенно на исповеди. Уже много лет спустя матушка Агния рассказывала своей послушнице Марии Стакановой, как однажды, поисповедавшись у батюшки Варсонофия, она вдруг услышала от него: — Ты все сказала? — Да, все, батюшка. — Нет, еще не все, еще есть грешок немалый. — Да уж какой грех еще есть, я все Вам сказала и не знаю за собой ничего. — Ничего, говоришь? А помнишь, у вас на огороде, в самом конце, было гнездо птичье, а ты его разорила? — Да, батюшка, было это. — Ну, вот видишь, а это большой грех — разорять гнезда… Там же, в Оптиной пустыни, матушка Агния познакомилась и с отцом Севастианом, который в то время нес послушание келейника сначала у иеромонаха Иосифа, а после его кончины — у старца Нектария. Пройдет много-много лет, и это знакомство перерастет в тесное духовное родство. А пока — грянул трагический 1917 год: революция, разруха, закрытие и разграбление монастырей, репрессии и убийства духовенства, монашествующих. В марте 1929 года было принято решение разобрать здания Знамено-Сухотинского монастыря и использовать кирпич для строительства клуба пригородного завода (ныне город Котовск). И матушка Агния вместе с монахиней Надеждой вынуждены были переехать на новое место жительства в Воронежскую область, в город Новохоперск, расположенный на высоком берегу реки Хопер и опоясанный заповедным лесом. Но, несмотря на живописность и красоту провинциального города, жить в нем пришлось в постоянной скорби и гонениях. Вот что писала матушка Агния в своем дневнике в этот период: помоги пережить все находящее, дай мне силы и терпение. Теперь мне нужна мудрость, чтобы самой решать серьезные вопросы… 1929 год, февраля 18 |
КИРИЛЛ УЛАНОВ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ УЛАНОВ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 34 , С. 623 опубликовано: 14 декабря 2018г. КИРИЛЛ УЛАНОВ - см. Улановы , иконописцы 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в. Рубрики: Отечественные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Иконописцы русские Кирилл Уланов - см. Улановы, иконописцы 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в. См.также: АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в. АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Список статей по запросу «Агния» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Агния» найдены статьи: АГНИЯ мц. (пам. греч. 14 янв.) АГНИЯ мц. Английская (пам. зап. 28 авг.), святая дева АГНИЯ мц. К-польская (пам. греч. 20 янв.) - см. Фирс и Агния АГНИЯ III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.) АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АГНИЯ (Толстая Анна Андреевна; 1793-1860), игум. Знаменского Вознесенского мон-ря в Осташкове АГНИЯ (Ушакова Ирина Дмитриевна; 1777–1860), игум. псковского Старого Вознесенского мон-ря АГНИЯ (Чижикова Александра Петровна; 1901-1984), схим. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
АФАНАСЬЕВ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСЬЕВ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 4 , С. 74 опубликовано: 4 марта 2009г. АФАНАСЬЕВ Артемий, иконописец вотчины Кий-Островского Крестного мон-ря . В 1661 г. работал для Крестного мон-ря вместе с Михаилом Алексеевым и Иваном Никоновым . По заказу архим. Сергия (1670-1672) они исполнили образ «Честнаго Животворящаго Креста Господня в чудесах» (1671); на следующий год «на своем хлебе» А. писал 4 иконы «Животворящаго Креста Господня». В 1684 г. А. Алексеев вместе с сыновьями написал иконы для новой ц. Успения Божией Матери Пертоминского Крестиморовского мон-ря. Лит.: Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. С. 37-38, 85. Т. М. Кольцова Рубрики: Иконописцы и реставраторы Отечественные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Афанасьев Артемий ( XVII в.), иконописец Иконописцы русские См.также: АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в. АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Хотя я старался не вникать в чужие дела,но слышал разговор, что командир роты беспартийный. И вот, он меня как-то раз останавливает и спрашивает: – Ты почему в комсомол не вступаешь? А я его тоже спрашиваю: – Товарищ старший лейтенант, а вы,почему в партию не вступаете? Он рукой махнул: – Ай, ну ее! – И я – ну его! Он: – Иди отсюда! – говорит. И я пошел. Только когда нас провожали на демобилизацию, снова поменялся командир части, и этот новый командир идет вдоль строя, всех приветствует. Подошел ко мне (а с ним были замполит), и спрашивает: – А почему у вас комсомольского значка нет? – Товарищ полковник, – отвечаю, – я не комсомолец. – Как не комсомолец?! Смотрит на замполита, тот оправдывается: – Проморгали как-то! Командир приказывает: – Как приедешь домой – сразу в военкомат и срочно вступай в комсомол!» Я под козырек: – Слушаюсь товарищ полковник! И вот, вступаю до сих пор. IV Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня общаться с такими людьми, как преподобный Севастиан Карагандинский, как схимонахиня Анастасия (Шевеленко), монахиня Агния (Стародубцева) и другие матушки, которые жили при Михайловской церкви. Мне неизвестны доподлинно молитвенные подвиги наших старцев. Но когда бы я ни пришел в храм, я всегда встречал там этих людей.Матушка Агния, правда, в последние годы своей жизни, была прикована к постели тяжелой болезнью. А протоиерей Александр Кривоносов и мать Анастасия, сколько мне помниться, всегда были в храме. схимонахиня Анастасия (Шевеленко) Мать Анастасия еще при жизни преподобного Севастиана принимала больше участие в жизни нашей семьи. Когда у кого-то из моих сестренок и братишек был экзамен, все бежали к матушке: «Матушка, помолитесь!»Матушка помолится – все проходило прекрасно. Молитва матушек была для нас очень серьезной поддержкой. Мать Анастасию мы знали как сподвижницу старца Севастиана, поэтому, после смерти Батюшки, обращались к ней за советами и с просьбой святых молитв. Матушка всегда с большим вниманием и любовью откликалась на все наши обращения. |
«Сколько прекрасного она сделала за всю свою жизнь…» Схимонахиня Агния (Стародубцева) Анна Фейгина Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви 135 лет назад, 15 апреля 1884 года родилась подвижница благочестия, талантливый иконописец, духовное чадо преподобного Варсонофия Оптинского и преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (Фомина) старица Агния, в миру Александра Васильевна Стародубцева. Девочка родилась слепой, и благочестивые родители с верой и упованием повезли ее к мощам святителя Митрофана Воронежского, где она и получила исцеление. Рано оставшись сиротой, Сашенька упросила своих родных отвезти ее в Знаменский Сухотинский женский монастырь, который славился в то время своей иконописной школой. Юная подвижница всем сердцем хотела научиться писать иконы. В Знаменском Сухотинском монастыре послушница Александра после искуса была пострижена в рясофор с именем Агния и подвизалась в обители 21 год (до самого ее закрытия в 1919 году), обучаясь иконописному искусству и проходя различные послушания. Ежегодно посещая Оптину пустынь, приезжая для исповеди и духовного совета к своему духовному отцу старцу Варсонофию (Плиханкову), Александра впервые встретилась там и познакомилась с будущим старцем Севастианом, в то время еще послушником Стефаном, келейником оптинского старца Иосифа (Литовкина). В ноябре 1919 года Знаменно-Сухотинской монастырь был преобразован в трудовую общину, которая просуществовала десять лет. В 1929 году по благословению иеромонаха Севастиана, ставшего после кончины старца Варсонофия ее духовником, инокиня Агния с монахиней Надеждой, также бывшей насельницей обители, переехали в город Новохоперск Воронежской области. Как и монахини из других закрытых монастырей, Агния была вынуждена часто переезжать с места на место, чтобы не привлекать к себе внимание ОГПУ. В 1930 году она проживала в Среднем Карачане, в Алферовке и других селах, находящихся вблизи Новохоперска. Тяжело переживая разлуку с родной обителью, она записала в своем дневнике 18 февраля 1929 года: «Господи, помоги пережить все находящее, дай мне сил и терпения. Теперь мне нужна мудрость, чтобы самой решать серьезные вопросы, оставаясь одной на чужой стороне». |
|