Список статей по запросу «Калужской» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Калужской» найдены статьи: АГНИЯ КАЛУЖСКАЯ (Десятова; 1733-1796), игум. калужского Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря АМВРОСИЙ КАЛУЖСКИЙ (Иванов Василий; 1879-1978), старец, схиархим. КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Калужской митрополии Русской Православной Церкви КАЛУЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 2 сент., 12 окт.), чудотворная, главная святыня Калужской епархии КАЛУЖСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Русской Православной Церкви КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр. «КАЛУЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Калужской и Боровской епархии КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Калужской и Боровской епархии ЛАВРЕНТИЕВ КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Калужской и Боровской епархии Калужской митрополии) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Архим. Антоний предлагал направить его или др. «искусных священников» в Калугу для «уверения» сестер (ОДДС. Т. 1. Стб. 332-334). 16 сент. 1722 г. обитель возглавила игум. Екатерина. В XVIII в. К. м. служил местом ссылки за разные «вины». Так, в 1723 г. в К. м. («за блудное беззаконство» с дьячком Ф. Никифоровым) была направлена А. А. Воейкова, разведенная с лейб-гвардии Преображенского полка сержантом А. Д. Марковым (Там же. Т. 3. Стб. 406-408). К маю 1726 г. в К. м. проживали 31 монахиня и 15 белиц, в 1751 г.- игум. Ева и 30 монахинь, богослужения совершали 2 священника и диакон (Там же. Т. 31. Стб. 253-254). Во время русско-тур. войны насельницы К. м. служили сестрами милосердия и санитарками в Калужском госпитале. Ведомость 1904 г. упоминает о 32 штатных насельницах и 30 сверхштатных послушницах; по численности сестер К. м. уступал всем др. жен. обителям и общинам Калужской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 983. Л. 1-1 об.). Настоятельниц К. м. традиционно погребали в Лаврентиевом калужском монастыре . В частности, там была похоронена подвижница благочестия игум. Агния Калужская (Десятова; ? 14 марта 1796); в каменной часовне на ее могиле (на зап. стороне монастыря) служились панихиды, совершались исцеления. Во 2-й пол. XIX в. игумений стали хоронить в К. м., у стены Казанского храма, с южной стороны. Здесь находились могилы почитаемых настоятельниц: игум. Ангелины (Богаридис; 1828-1860), игум. Серафимы (Васильевой; 1862-1871), игум. Евгении (Ворошилкиной; 1871-1896) и др. У надгробных памятников постоянно горели лампады. Игум. Евгения значительно увеличила монастырский капитал, устроила в обители водопровод, приобрела новую церковную утварь и облачения, ввела стройное церковное пение, пригласив опытных регентов: сначала наставника Калужской ДС В. Г. Прозоровского, затем бывш. |
Апсида была 5-гранной. Соборный храм с юга, запада и севера окружали крытые галереи. С юга и севера они поворачивали от храма под прямым углом и оканчивались башенками. С запада галерея соединялась с колокольней, с юга через башню - с настоятельскими покоями. Каменная колокольня, возведенная в 30-х гг. XVIII в. в готическом стиле, имела 3 яруса: верхний и средний по углам были украшены тройными колоннами, а их карнизы на 4 сторонах - кокошниками. В 80-х гг. XVIII в. колокольня была надстроена и в ней устроены часы с боем. В 1733 г. началось возведение каменного 2-этажного настоятельского корпуса, ставшего в 1799 г. архиерейским. В нем помещались архиерейские покои, канцелярия, кельи для прислуги, трапезная, кухня. В 1776 г. с правой стороны к зданию пристроено помещение для духовного уч-ща, в 1-й пол. 20-х гг. XIX в. оно было сломано, вместо него устроена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В 1764-1765 гг. было выстроено одноэтажное кирпичное здание братских келий и уч-ща для детей штатных служителей в сев. части монастыря, позже надстроен 2-й бревенчатый этаж. Также в XVIII в. были возведены казначейские кельи и ряд др. каменных построек. На территории мон-ря находился источник с питьевой водой. Со всех сторон собор окружало монастырское кладбище, на к-ром покоился прах героев Отечественной войны 1812 г. ген.-лейтенанта К. Ф. Багговута, ген.-майора А. М. Всеволожского, сенатора и поэта Ю. А. Нелединского-Мелецкого, архитекторов Калуги П. Р. Никитина, И. Д. Ясныгина, Н. Ф. Соколова, представителей фамилий Билибиных, Демидовых, Золотарёвых, князей Оболенских, Прянишниковых, Сухозанетов, Унковских и др. На кладбище стояли 2 часовни: в одной был похоронен юродивый Ермил, живший в кон. XVII - нач. XVIII в. и в подвигах подражавший блж. Лаврентию, в другой - настоятельница калужского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря игум. Агния Калужская (Десятова ; 1796). Здесь служились панихиды, паломники брали песок с могил. Л. К. м. стал местом упокоения и др. настоятельниц калужского Казанского мон-ря. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поиск по ключевым словам Найдено по ключевому слову: «Игумении Русской Православной Церкви» ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНГЕЛИНА (Сергеева Анна Семеновна; 1867-1927), схиигум. АНТОНИЯ МОСКОВСКАЯ (Троилина Александра Николаевна; 1821-1897), игум. АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРСЕНИЯ (Клементьева Аполлинария Михайловна; 1794-1863), игум. Горицкого монастыря ЕКАТЕРИНА (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850 - 1925), игум. ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) АГНИЯ КАЛУЖСКАЯ (Десятова; 1733-1796), игум. калужского Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря АГНИЯ (Ушакова Ирина Дмитриевна; 1777–1860), игум. псковского Старого Вознесенского мон-ря ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря ВАРВАРА (Блохина Елизавета Дмитриевна; 1843- 1915), игум., первая настоятельница Пюхтицкого жен. мон-ря АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АПОЛЛИНАРИЯ КАШИНСКАЯ (в схиме Амвросия) (1825-1906), игумения ЕЛЕНА (Девочкина 1547), прп. Московская (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРГАРИТА (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866-1918), игум., прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. |
В 1932 году в квартиру, которую отец Николай снимал с семьей в Сергиевом Посаде, пришли с обыском. Агния Владимировна спросила сотрудников ОГПУ, что им нужно, они ответили – «литературу»; они переворошили вещи, перетрясли детские игрушки и, ничего не найдя, ушли. Агния Владимировна послала дочь Веру в Москву в Покровский храм, где служил отец Николай, предупредить, чтобы он не приезжал в эти дни, так как дома был обыск и его могут арестовать. Вера тут же собралась и поехала. Брат Веры, который был старше ее на шесть лет, прислуживал отцу в алтаре, и отец Николай, увидев дочь, послал его спросить, что случилось. Она сообщила, что домой приходили с обыском и могут арестовать отца. В течение недели отец Николай оставался жить в Москве и не приезжал к семье в Сергиев Посад. В 1933 году власти арестовали настоятеля Вознесенской церкви в Сергиевом Посаде, и протоиерей Николай подал прошение, чтобы его перевели в этот храм. Прихожане Покровского храма выразили неудовольствие, что священник оставляет приход, но отец Николай все же перешел служить в Вознесенский храм, потому что поездки из Посада в Москву становились для него все опаснее, так как он не имел никаких документов: в Москве в милиции требовали, чтобы он получал их по фактическому месту жительства, а в Посаде требовали документы с места его работы в Москве. В 1934 году протоиерей Николай был награжден митрой. Во все время своего служения отец Николай всегда говорил проповеди, зачастую мало учитывая враждебную Церкви позицию советской власти, и его супруга неоднократно просила его, чтобы он воздержался от проповедей, но не проповедовать отец Николай не мог; он постоянно читал духовную литературу и считал своим долгом донести слово правды и знания до своих прихожан. |
Таковы, по мнению А.Н.Толстого, неисповедимые «пути культуры» в русской провинции. Таруса . Улица Ленина (бывш . Калужская) Таруса. Улица Ленина (бывш. Калужская) Нынешний облик улиц Тарусы определяет в основном архитектура XIX—XX веков. Жители побогаче строили двухэтажные каменные дома с лавками в первых этажах поближе к площади, на центральной улице города (теперь ул. Ленина). Дома, среди которых нет каких-либо уникальных архитектурных памятников, стоят вплотную, единым фронтом. Скромные по своим художественным достоинствам, эти позднеклассические сооружения с приметами эклектики со временем утратили главный элемент своей выразительности — живописные вывески, своеобразные «железные книги» с именами «хозяев города» и целыми картинами-натюрмортами из хлеба, сахарных голов, фруктов, овощей, колбас, окороков, рыб и кулей с крупой. Вывески были обязательными атрибутами той части города, где шумела деловая жизнь, где можно было продать, купить, подрядиться, нанять, обсудить дела, посетовать на убытки и отметить выгодную сделку. Красочная и многоликая «декорация» улицы прекрасно гармонировала с цветными поясами городских обывателей и пёстрыми шалями разодетых тарусских красавиц. Таруса . Жилой дом . Первая половина XIX в. Ул . Ленина , 24 Жилые дома города утопают в зелени. Почти сплошь деревянные, они смотрят на улицу своими трех- или пятиоконными рублеными фасадами с крохотными светёлками или мезонинами и тоже имеют свои «вывески» — наличники, пазухи, подзоры. Вот строгие деревянные «рамы»— обрамления с резными солярными знаками, ромбами и филенчатыми ставнями — самые старые «вывески» (дома 9, 10 по Комсомольской ул.). Совсем рядом — деревянное резное кружево домов помоложе, конца XIX — начала XX века (дома 10 по ул. К. Маркса, 29 по ул. Ленина, 17 по ул. Пролетарской). |
Мария Николаевна на радио обычно сама монтировала плёнку. А тут ей сказали: с плёнкой будет работать оператор. И мало того, что он все паузы между словами, и посыпались одно за другим, как горох, так он ещё умудрился целую стихотворную строчку и стихотворение просто Мария Николаевна перебрала все корзины, но исчезнувшую строчку «…а сынка на всякий так и не нашла. -Сказать об этом Агнии Львовне, - вспоминает матушка, - духу не хватало. Так и слышала укоряющее: «Как же ты, Машенька, так непрофессионально работаешь!» Чего я только не напридумывала! Даже вышла на актёров, которые смогли бы сымитировать её голос. Не получилось. Агния Львовна, как чувствовала неладное, позвонила сама: «Ну как, всё ли в порядке?» Я собралась с духом трагическим признаюсь: «Агния беда». Она встревожилась: «Что такое, что случилось? Ну-ка, рассказывай» И я рассказала. «Какая же ты умница, что сказала правду», - радовалась поэтесса. Она быстро наговорила пропавшую строчку, и проблема разрешилась. Эти уроки честности, простоты, порядочности выдающейся поэтессы оттачивали мой характер». Часто, очень часто Львовна оказывалась рядом с Марией Николаевной, когда случались трудности в её радийной и помогала ей, как только Её смерть стала для Марии Николаевны невосполнимой потерей. Она побежала в Храм, что рядом с радиокомитетом, а это было очень опасно в то время, и отпела свою наставницу и большого друга. СТОНЕТ… Шёл 1989 год. Всё в жизни Марии Николаевны складывалось удачно: хорошие дети, замечательный муж, интересная работа. Казалось бы, живи себе и радуйся. И вдруг, в какой-то момент она чувствует, что нездорова: на работе ей кажется, что-то случилось дома, а дома – что-то произошло на работе. Одним словом, покоя нет измученной душе. Мария Николаевна побежала в поликлинику, сдала анализы. Всё в порядке у вас, всё в норме, успокаивали врачи, а она продолжала чахнуть. -И тут, - вспоминает сегодня матушка, - до меня дошло, что я должна креститься. Побежала к священнику отцу Фёдору Соколову, он меня и крестил с именем Как же мне стало легко, будто я снова родилась. Душа моя пела. И началась у меня совсем другая жизнь. Если раньше уставала на работе, чувствовала постоянный стресс, судорожность, работала И я поняла, что до крещения у меня болело не тело, а душа и умри я тогда, никто бы не понял отчего. |
Малороссийское поле (губернии Киевская, Подольская, Полтавская, Черниговская и Харьковская): общин и групп 20, членов общин 526, крещено 2. Средне-российское поле (губернии Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Ярославская, Костромская, Тверская, Московская, Владимирская, Нижегородская, Рязанская, Калужская, Смоленская, Витебская, Могилевская, Тульская, Орловская, Курская, Пензенская, Тамбовская и Воронежская): общин и групп 5, членов общин 74. В Сибирском унионном поле: Волжское поле (губернии Астраханская, Саратовская, Симбирская и часть Донской области, находящаяся к востоку от р. Дона): общин и групп – 11, членов общин 259. Приуральское поле (губернии Самарская, Оренбургская, Уфимская, Казанская, Вятская и Пермская): общин и групп 8, членов общин 195, крещено с 1 января по 31 марта 1911 г. – 1 ч. Западно-сибирское поле (Степной край, губернии Томская и Тобольская, области Уральская и Тургайская): общин и групп 14, членов общин 265. Туркестанское поле: общин и групп 4, членов общин 96. Восточносибирское поле: 1 община (в Харбине) и 22 члена; крещено с 1 января по 31 марта 1911 г. – 4 ч. Всего в «Российском унионе» к 1 апреля 1911 г. было: общин и групп адвентистов 7-го дня 111, членов общин 3107, крещено с 1 января по 31 марта 1911 г. – 89 ч. В Сибирском унионном поле к 1 апреля 1911 г. было: общин и групп 38, членов общин 837, крещено с 1 января по 31 марта 1911 г. – 5 ч. Итого к 1 апреля 1911 года в России было: общин и групп адвентистов 7-го дня – 149, членов общин 3944, крещено с 1 января по 31 марта 1911 года – 94. По отчету русского униона за 1910 г. 97 к 1 января 1911 г. в России было: общин и групп адвентистов 7-го дня – 146, членов общин 3952, крещено в 1910 г. 597, принято в общины 134. |
6. Временное управление Скопинской епархией поручить Преосвященному Рязанскому и Михайловскому Вениамину. 7. Преосвященным Песоченским и Юхновским (Калужская митрополия) быть архиепископу Вологодскому и Великоустюжскому Максимилиану. 8. Выразить благодарность Преосвященному Максимилиану за многолетние труды по управлению Вологодской епархией. 9. Преосвященным Вологодским и Великоустюжским быть епископу Шахтинскому и Миллеровскому Игнатию. 10. Епископом Шахтинским и Миллеровским избрать иеромонаха Симона (Морозова), клирика Шахтинской епархии. 11. Место наречения и хиротонии иеромонаха Симона (Морозова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 36 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Петропавловского и Булаевского Гурия о почислении его на покой по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископа Петропавловского и Булаевского Гурия почислить на покой по состоянию здоровья. 2. Выразить благодарность Преосвященному епископу Гурию за понесенные труды по управлению Петропавловской епархией и определить ему местом пребывания г. Москву. 3. Епископом Петропавловским и Булаевским избрать протоиерея Виктора Михейкина, клирика Петропавловской епархии. 4. Место наречения и хиротонии протоиерея Виктора Михейкина во епископа, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 37 СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященного Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского, и Преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Норильского, с предложением образовать новую епархию в Красноярском крае. |
В целом ряде епархий есть благотворительные столовые. Существуют единичные примеры создания богаделен (Вятская, Костромская, Красноярская, Орловская, Петрозаводская, Рязанская епархии), патронажных служб (Воронежская, Йошкар-Олинская, Калужская, Симферопольская и Тамбовская епархии). В некоторых местах открыты магазины для неимущих (Барнаульская, Екатеринбургская, Йошкар-Олинская, Кировоградская, Костромская, Красноярская и Чимкентская епархии). В Астраханской, Вятской, Омской, Санкт-Петербургской, Ставропольской и Тамбовской епархиях действуют благотворительные фонды и организации, соучредителями которых выступили Епархиальные управления или отдельные приходы. К сожалению, неудовлетворительными остаются межъепархиальные контакты в делах милосердия. Сотрудничество существует лишь в отдельных случаях, и основано оно главным образом на личных отношениях правящих архиереев. Речь идет о положительных примерах взаимодействия между Вятской, Костромской, Ярославской и Ивановской, Новгородской, Петрозаводской, Псковской и Санкт-Петербургской епархиями. Оптимистическими и вселяющими надежду являются благотворительные планы большинства епархий. Однако некоторые из них связывают будущее социального служения лишь с получением финансовой или иной поддержки от соответствующего Синодального отдела. Это не путь решения проблемы. Необходимо более активно привлекать к реализации благотворительных проектов местных спонсоров, а не ждать помощи сложа руки. В марте 1996 года я направил всем Преосвященным циркулярное письмо 880, в котором признавалось необходимым создание в каждой епархии специального отдела по церковной благотворительности для осуществления данного служения на общеепархиальном уровне. К сожалению, не все Преосвященные вняли этому призыву. Вместе с тем следует отметить как положительный момент наличие в 19 епархиях специальных комитетов, комиссий, фондов или отделов, занимающихся вопросами благотворительности и социального служения. |
|