001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Не менее плодотворна была научная деятельность Преосвященного Порфирия в Москве и не менее заслужила признательного внимания наших ученых обществ; так 27 Апреля 1878 г. он был избран действительным членом общества истории и древностей Российских при Московском университете; 21 Мая – общества древнерусского искусства при Московском публичном музее; 25 июня – почетным членом церковно-археологического музея при Киевской духовной академии; 2 Мая 1879 г. – действительным, а 31 марта 1881 г. – почетным членом Императорского Русского Археологического общества; 26 Апреля – действительным членом общества любителей церковного пения. При своем открытии, 21 Мая 1882 г., Императорское Православное Палестинское общество не могло не вспомнить первого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и избрало преосвященного Порфирия в почетные члены, а 1 Октября того же года Московская и 23 Февраля 1883 г. – Казанская духовные академии почтили его тем же званием. Преосвященный епископ Порфирий скончался 19 Апреля 1885 г. 5 Для выяснения некоторых родственных отношений Порфирия, о которых упоминается в его записках, приводится здесь родословная таблица рода Успенских, составленная по поручению Преосвященного, его родственником Андреем Николаевским в 1866 г. При кончине Преосвященного оставались в живых лишь его младшая сестра Серафима Александровна и племянница Юлия Александровна Берноволокова 8), с дочерью Марией 14). 1. Александр Матвеевич р. 1772 г. – ум. 1827 г.; жена его Дарья Степановна, р. 1776 г. – ум. 1865 г. I колено. Любовь Александровна, р. 1802 г. – ум. 1845 г., за Александром Лапшиным, ум. 1855 г. Константин Александрович, в монашестве Порфирий, р. 1804 г. – ум. 1885 г. Серафима Александровна, за Андреем Николаевским. II колено. Петр Александрович Лапшин, жена его Агния. Геннадий Александрович Лапшин, жена его Павла. Николай Александрович Лапшин, жена его NN. Юлия Александровна Лапшина, за первым мужем Александром Демидовым, за вторым – Берноволоковым.… III колено.

https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/knig...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Казанская духовная семинария получила лицензию на ведение образовательной деятельности по направлению «Теология» Соответствующая информация размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки православная духовная семинария получила лицензию на ведение образовательной деятельности по программам ФГОС 48.03.01 «Теология» (бакалавриат) и ФГОС 48.04.01 «Теология» (магистратура), дополнительного профессионального образования. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. «В жизни нашей духовной школы произошло важное событие – мы получили право на осуществление образовательной деятельности по программам бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования. Это стало возможным благодаря всесторонней поддержке семинарии митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом, слаженной работе администрации, а также консультативной помощи и помощи в подготовке документов Учебного комитета нашей Церкви. Данное событие является значимым шагом в развитии семинарии и к дальнейшему получению государственной аккредитации», – прокомментировал ректор духовной школы протоиерей Владимир Самойленко. Казанская духовная семинария будет осуществлять набор студентов в 2022/23 учебном году на соответствующие образовательные программы с возможностью последующего выхода на государственную аккредитацию, - сообщается на сайте семинарии. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2022. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2022

http://sedmitza.ru/text/10092237.html

КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Казанская Духовная Семинария История семинарии берет свое начало с возникновения в 1723 году Казанской архиерейской славяно-латинской школы. Поводом для создания послужили издания Регламента и Синодального указа от 1722 года, в которых излагалось следующее: всяк епископ в доме или при доме своем имел школу для детей священнических, или и прочих надежду священства От 6 декабря 1722 и 25 января 1723 года в Казань к митрополиту Казанскому Тихону III были присланы указы из Святейшего Синода, в которых повелевалось: поповых, дьяконовых и причетнических детей, которые от распложенных по душам денежных платежей уволены и в школах учится назначены, и на убылые места во священнослужители производимы быть определенны, учить славянского учения и писания в архиерейских школах, как в духовном регламенте показано; а к светским наукам, к которым светские командиры спрашивают, не отдавать, и для того учения присылается букварей 250, грамматиков 90 Исполняя эти указы, митрополит Тихон сразу же приступил к созданию духовной школы. К 19 марта 1723 года состав учащихся определялся пятидесяти двумя учениками, которые составили первый курс обучения архиерейской школы. Исключительное положение Казанской епархии , населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращенных иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников. Таким образом, с самого зарождения Казанская Духовная Школа готовила кадры преимущественно для миссионерского служения. В Казанскую славяно-латинскую школу поступали ученики, как правило, не грамотные, поэтому обучение предварялось букварем. После того, как воспитанники овладевали азбукой, им преподавалось толкование десятословия (десяти заповедей), молитвы Господней учения о блаженствах Евангельских и о семи церковных таинствах. Затем студенты обучались грамматическому учению, части поэзии и риторики, латинскому языку, математике и правилам хорошего А в свободное время, как замечает А. Благовещенский, студенты игрою на мусикийских инструментах и приготовляли комедийные акции для повсягоднего целебрования казанской

https://drevo-info.ru/articles/451.html

В 1932 году в квартиру, которую отец Николай снимал с семьей в Сергиевом Посаде, пришли с обыском. Агния Владимировна спросила сотрудников ОГПУ, что им нужно, они ответили – «литературу»; они переворошили вещи, перетрясли детские игрушки и, ничего не найдя, ушли. Агния Владимировна послала дочь Веру в Москву в Покровский храм, где служил отец Николай, предупредить, чтобы он не приезжал в эти дни, так как дома был обыск и его могут арестовать. Вера тут же собралась и поехала. Брат Веры, который был старше ее на шесть лет, прислуживал отцу в алтаре, и отец Николай, увидев дочь, послал его спросить, что случилось. Она сообщила, что домой приходили с обыском и могут арестовать отца. В течение недели отец Николай оставался жить в Москве и не приезжал к семье в Сергиев Посад. В 1933 году власти арестовали настоятеля Вознесенской церкви в Сергиевом Посаде, и протоиерей Николай подал прошение, чтобы его перевели в этот храм. Прихожане Покровского храма выразили неудовольствие, что священник оставляет приход, но отец Николай все же перешел служить в Вознесенский храм, потому что поездки из Посада в Москву становились для него все опаснее, так как он не имел никаких документов: в Москве в милиции требовали, чтобы он получал их по фактическому месту жительства, а в Посаде требовали документы с места его работы в Москве. В 1934 году протоиерей Николай был награжден митрой. Во все время своего служения отец Николай всегда говорил проповеди, зачастую мало учитывая враждебную Церкви позицию советской власти, и его супруга неоднократно просила его, чтобы он воздержался от проповедей, но не проповедовать отец Николай не мог; он постоянно читал духовную литературу и считал своим долгом донести слово правды и знания до своих прихожан.

https://fond.ru/kalendar/409/nikolay/

Уровень Казанской духовной семинарии при архиепископе Амвросии (Подобедове) был настолько высоким, что в 1797 году Казанская духовная семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание академии . В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус Академии только у трех высших духовных школ: Киевской , Московской и Санкт-Петербургской . В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав ее подотчетной Санкт-Петербургской духовной академии. В таком виде семинария просуществовала до 1867 года, когда, согласно новому уставу духовных учебных заведений, в учебный процесс были внесены некоторые изменения. Семинарские программы, страдавшие до этого многопредметностью, были значительно сокращены. В них были оставлены науки, относящиеся как к общему, так и специально-богословскому образованию, и расположены в более строгом порядке и последовательности. В основу общего образования полагалось изучение древних языков и математики. Из предметов специально-богословских усиленно преподавалось Священное Писание. Преподавание Священного Писания продолжалось в течение всего времени обучения в семинарии с целью объединить все семинарское образование и сообщить семинарии характер духовно-учебного заведения. Говоря об общих чертах дореволюционных семинарий после реформы 1818 года, следует отметить, что по своему статусу они были равны гимназиям, тогда как академии представляли из себя высшие духовные заведения. В 1842 была вновь открыта Казанская духовная академия , когда была осознана потребность в наличии высшего духовного учреждения, которое бы занималось подготовкой кадров для осуществления миссионерской деятельности среди местного населения. Академия просуществовала до 1921 г. С падением коммунистического режима вновь стал вопрос о создании духовной школы в казанском крае. К 1997 году для этой цели Казанским епархиальным управлением было подготовлено новое здание, где абитуриенты, сдав вступительные экзамены, составили первый курс открывшегося Казанского духовного училища .

https://drevo-info.ru/articles/451.html

Новооткрытая Казанская Академия от Московской получила тот учебный округ, для которого отныне она должна стать самостоятельным административным центром, и который до того времени находился в заведовании Академии Московской. Начиная свою ученую и учебную деятельность, Казанская Академия от Московской заимствовала на первых порах и почти все свои научные силы. Большая часть ее кафедр была занята московскими воспитанниками, которые не мало поработали над созиданием для новой академии ее лучших преданий и трудились в ней до тех пор, пока она сама не воспитала для себя талантов и деятелей в лице своих собственных питомцев. Вот почему Московская Академия с особенным родственным сочувствием приветствует теперь свою младшую Казанскую сестру, искренно радуясь тем высоким заслугам для церкви и духовного просвещения, какими она ознаменовала себя в минувшее пятидесятилетие». «Высоко ценит Московская Академия ученые исследования своих Казанских собратий по всем отраслям академической науки и, в особенности, по истории отечественной церкви и просвещения а также почтенные труды их по переводу и изданию соборных деяний, творений отцев и учителей церкви, многочисленных памятников древнерусской духовной письменности и по описанию принадлежащих Казанской Академии рукописных сокровищ». «Отдает она должную дань уважения трудам Казанской Академии по теоретическому и практическому изучению и обличению заблуждений русского раскола и сектантства». «Чтит она Казанскую Академию, поставленную в стране, обильно населенной последователями ислама и язычества, как надежный оплот православного христианства и миссионерский просветительский центр, воспитавший и воспитывающий многих самоотверженных деятелей для святого дела и широко распространяющий в этом отношении свой плодотворное влияние».

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolov/yubilej...

1 .IV.1921 г.». И прилагалось задержанное письмо епископа Анатолия: «Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России Ректора Казанской Духовной Академии Епископа Анатолия Представление Совет Казанской Духовной Академии, заслушав в заседании 24 января (6 февр.) 1921 г. предложение Преосвященного Ректора, Епископа Анатолия избрать на освободившуюся за смертью экстраординарного профессора протоиерея Н.Н.Писарева штатную экстраординатуру одного из сверхштатных экстраординарных профессоров и единогласно избрав на эту вакансию сверхштатного экстраординарного профессора по кафедре Древней Церковной Истории А.П.Касторского, ходатайствует пред Вашим Святейшеством, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом об утверждении сверхштатного экстраординарного профессора А.П.Касторского в должности штатного экстраординарного профессора Казанской Духовной Академии по кафедре Древней Церковной Истории. Вашего Святейшества нижайший послушник Епископ Анатолий 23 февр. (8 марта) 1921 г.». Приведенный ниже «Заключительный акт» дает нам возможность представить обстоятельства этого дела: «1921 года апреля 24 дня Уполномоченный 11го отделения Всетатчека рассмотрел дело за 765 о Казанской Духовной Академии. По агентурным сведениям Всетатчека стало известно, что Казанская Духовная Академия продолжает, вопреки всем декретам и распоряжениям Советской власти о прекращении существования всех духовных ученых заведений, существовать на прежних началах с прежним составом профессоров. Сведения эти получили подтверждение в сообщении 8го ликвидационного отдела Наркомюста Российской Республики от 8го сего апреля за 246/6752 на имя Наркомюста Татреспублики. Произведенным по этому поводу расследованием установлено следующее. Казанская Духовная Академия, возглавляемая ректором епископом Анатолием (Грисюком) , не была в свое время ликвидирована Губотнаробом (ныне Наркомпрос), и это обстоятельство ректор Академии истолковал как право на дальнейшее существование Духовной Академии на прежних основаниях, будто бы в порядке ликвидационном.

https://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisyuk/svjash...

Нужны были новые хлопоты и новые издержки. Не смотря на все неблагоприятные случаи, пр. Лука неослабно два раза хлопотал пред Св. Синодом о возобновении каменной семинарии и получил на ее поправку 1332 р. К осени 1754 г. на эти деньги, по словам историка казанской иерархии, Платона Любарского, «все погорелое в семинарии было возобновлено, и в ней построены две церкви – теплая и холодная». Таким образом, пр. Лука построил каменную семинарию и по желанию своему привел её в настоящий вид только чрез 16 лет. Но чрез 11 лет после окончательной перестройки, именно 1 августа 1765 г. при преосв. Вениамине Пуцек-Григоревиче погорели при каменном семинарском строении на церкви, библиотеке и на училищных покоях кровли, да внутри погорело деревянное строение. На полученную из коллегии экономии сумму пр. Вениамин исправил погоревшие кровли и вновь построил сгоревшее внутри деревянное здание. Во второй раз при преосвящ. Вениамине казанская семинария обще с городом испепелена была государственным злодеем Пугачевым в 1774 году. На время необходимых возобновлений семинарского корпуса после пугачевского разгрома, казанская семинария переведена была в здания новокрещенских школ; самый же семинарский корпус, за недостаточеством денег, поновлялся медленно и был отделан уже при преосвящ. казанском Амвросие Подобедове . При нем в 1789 году западная сторона здания семинарии, заключавшая в себе столовую, кухню и хлебную, развалившиеся до основания, выведена вновь о двух этажах, длиною на 22, а шириною на 6 сажен; внизу сделаны хлебная, поварная и столовая, а вверху огромная зала для публичных собраний. В 1793 году по воскресенской улице, на место развалившихся учительских покоев, построены новые, со всеми принадлежностями и с выгодою для хозяйства, длиною на 14 сажен, шириною на 6, в два этажа.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

Мария Николаевна на радио обычно сама монтировала плёнку. А тут ей сказали: с плёнкой будет работать оператор. И мало того, что он все паузы между словами, и посыпались одно за другим, как горох, так он ещё умудрился целую стихотворную строчку и стихотворение просто Мария Николаевна перебрала все корзины, но исчезнувшую строчку «…а сынка на всякий так и не нашла. -Сказать об этом Агнии Львовне, - вспоминает матушка, - духу не хватало. Так и слышала укоряющее: «Как же ты, Машенька, так непрофессионально работаешь!» Чего я только не напридумывала! Даже вышла на актёров, которые смогли бы сымитировать её голос. Не получилось. Агния Львовна, как чувствовала неладное, позвонила сама: «Ну как, всё ли в порядке?» Я собралась с духом трагическим признаюсь: «Агния беда». Она встревожилась: «Что такое, что случилось? Ну-ка, рассказывай» И я рассказала. «Какая же ты умница, что сказала правду», - радовалась поэтесса. Она быстро наговорила пропавшую строчку, и проблема разрешилась. Эти уроки честности, простоты, порядочности выдающейся поэтессы оттачивали мой характер». Часто, очень часто Львовна оказывалась рядом с Марией Николаевной, когда случались трудности в её радийной и помогала ей, как только Её смерть стала для Марии Николаевны невосполнимой потерей. Она побежала в Храм, что рядом с радиокомитетом, а это было очень опасно в то время, и отпела свою наставницу и большого друга. СТОНЕТ… Шёл 1989 год. Всё в жизни Марии Николаевны складывалось удачно: хорошие дети, замечательный муж, интересная работа. Казалось бы, живи себе и радуйся. И вдруг, в какой-то момент она чувствует, что нездорова: на работе ей кажется, что-то случилось дома, а дома – что-то произошло на работе. Одним словом, покоя нет измученной душе. Мария Николаевна побежала в поликлинику, сдала анализы. Всё в порядке у вас, всё в норме, успокаивали врачи, а она продолжала чахнуть. -И тут, - вспоминает сегодня матушка, - до меня дошло, что я должна креститься. Побежала к священнику отцу Фёдору Соколову, он меня и крестил с именем Как же мне стало легко, будто я снова родилась. Душа моя пела. И началась у меня совсем другая жизнь. Если раньше уставала на работе, чувствовала постоянный стресс, судорожность, работала И я поняла, что до крещения у меня болело не тело, а душа и умри я тогда, никто бы не понял отчего.

http://radonezh.ru/analytics/vybor-dlinoyu-v-zhizn...

ТАЙНА ПЕРЕТРУТ В Казанском приходе месте. Таланты каждого здесь будто — Как вышло, что добрых, пытливых, радостных, одаренных людей? они подбираются иконы Божией Матери прошлым. Оно способствует всему тому, что тайна живая. есть что остальное само собой решается, — считает отец Борис. Тайна обошлось трудного пастырского служения. После Борис проводил всё свое время, находился вечера. Он вовлечен своего прихода. Наверное, это единственный чтобы приход стал тем, чем призван стать: — Если после Литургии храма замок вешать, — считает отец Борис. — творческое делание, посредством которого учусь. Чему? душевную теплоту, открытость. Если это превращать уже Рождается оно может только серьезной простоты. Поделиться Короткая ссылка Код для вставки в блог Недалеко от Царского Села есть небольшой, на полтораста жителей, поселок Александровская. Места исторические и живописные. Уютные дома, ухоженные садики, на окраине протекает река Кузьминка. В допетровские времена она называлась Чёрной. Может, таковой и была, но теперь о ней говорят исключительно как о светлой. Ведь именно на её берегу 27 апреля 1826 года случилось чудесное явление иконы Божией Матери «Казанская», что привело к строительству одноименного храма. Приходская жизнь в поселке закипела два века назад, но по-настоящему забурлила, кажется, только в наши Недалеко от Царского Села есть небольшой, на полтораста жителей, поселок Александровская. Места исторические и живописные. Уютные дома, ухоженные садики, на окраине протекает река Кузьминка. В допетровские времена она называлась Чёрной. Может, таковой и была, но теперь о ней говорят исключительно как о светлой. Ведь именно на её берегу 27 апреля 1826 года случилось чудесное явление иконы Божией Матери «Казанская», что привело к строительству одноименного храма. Приходская жизнь в поселке закипела два века назад, но по-настоящему забурлила, кажется, только в наши

http://aquaviva.ru/journal/?jid=167493

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010