Господь воспринял нашу природу без греха, но унаследовал от нас вину за наши беззакония вплоть до смерти и умер за наши грехи (Ibid. 14-15). Плоть Спасителя была той же природы, что и плоть Его Матери и остальных людей, т. е. такая, какую Сам Бог создал для первого человека из земли и какую создает для др. людей, к-рых творит через размножение от самих себя (Ibid. 14-15). Но плоть Христа была зачата и рождена без греха и обладала единственным в своем роде превосходством (excellentia singularis), ибо она с самого своего зачатия принадлежала божественному Лицу (divina persona) и имела необыкновенное начало своего рождения, поскольку Бог Слово так стал плотью, что Единородный и предвечный Бог был одним Лицом со Своей плотью (Ibid. 16). Развивая мысль блж. Августина, свт. Фульгенций говорит, что поскольку зачатие всех людей не может произойти без сладострастного вожделения (sine libidine), постольку всякое зачатие не может быть без греха, ведь грех потомству передает не само продолжение рода (propagatio), но вожделение (libido). И чтобы устранить этот грех из человеческого рода, Бог был зачат новым, небывалым образом (novo more): Он воплотился от Матери-Девы, зачавшей без вожделения и без соединения с мужем (Ibid. 16-17). Уже в самом факте непорочного зачатия Господа свт. Фульгенций видит спасительное событие для всего человечества и утверждает, что уже в этот момент через Христа, Которого произвела неоскверненная утроба Св. Девы, был смыт грех, к-рый наследуют все люди при рождении (Ibid. 17). По свт. Фульгенцию, Единородный Бог совлек с Себя грех человеческого зачатия и рождения и, когда был зачат, воспринял от Девы истинную плоть, а когда родился, сохранил девственность Матери неповрежденной (Ibid. 17). Т. о., как грех, так и наказание за грех, к-рые через преступление обольщенной женщины вошли в мир, через рождение от непорочной Девы были устранены из мира. И поскольку в происхождении рода человеческого через жену, к-рая сотворена от одного только мужа, произошло то, что мы остаемся связанными узами смерти, то божественная благость привела к искуплению человеческий род (in redemptione humani generis) т. о., чтобы через Мужа, Который рожден от одной только Жены, людям была возвращена жизнь (Ibid. 18). |
dabit legem nostrae resurctioni), он упорно цепляется здесь, в гл. 23, за закон отверстого тела (... ipsa patefacti lege). В соответствии с этим законом, Тертуллиан убежден, что процесс родов не мог не превратить Марию из девы в жену. Вот его собственные слова: У нас, однако, нет ничего сомнительного или обращенного к двоякому толкованию, которое могло бы обратиться против делающих его: свет есть свет, а тьма — тьма, и да — это да, а нет — это нет, и что больше этого, то от лукавого. Родила та, которая родила; и если, как Дева, она зачала, то в деторождении своем сделалась Женой. Ибо она стала Женой по самому закону отверстого тела, в котором не имело значения, была ли сила мужчины впущена или выпущена: тот же пол выполнял распечатывание этого тела. 31 Защищая качество плоти Христа, Тертуллиан сосредоточился на защите рождения Христа от Девы как наиболее эффективного средства, подчеркнуть спасительную новизну Его рождения. Хотя Христос был зачат Девой, Его рождение превратило Марию из Девы в Жену. Только благодаря этому слова Ис. 7:14 могут быть истолкованы непротиворечиво: «Вот, Дева забеременеет во чреве и родит сына». Восходящий к старому пророчеству, новый знак рождения Христа предвещает, что творение будет восстановлено до прежней славы через девственное возрождение Поскольку рождение Христа само по себе является signum contradicibile, противоречивым знамением, Тертуллиан больше не нуждается в языке парадокса, чтобы описать его. Ввиду того что значение рождения Христа чревато противоречиями, оно бросает вызов парадоксам человеческого языка, наделяя его новой убедительностью. Заключение Для Тертуллиана смысл Воплощения не в том, что Божественное Слово приходит, чтобы приостановить обычное функционирование человеческого тела, будучи рождено необыкновенным образом. |
Именуем Св. Деву в собственном смысле Богородицею не потому, будто от Нее родился Господь и Спаситель наш Своим Божеством; – и кто подумает, будто естество Божеское вечное, никогда не изменяющееся, может рождено быть от Девы? – а потому, что Бог Слово и Господь наш родился от Нее по Своему человеческому естеству. Но известно, что человеческое естество Господа и Бога нашего Иисуса Христа, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем Божеством Его, – соделалось собственным Божескому Лицу Его, так что уже и все состояния, свойственные человеческому естеству, становятся собственными Божескому Лицу Его. Потому и состояние зачатия Его во утробе Девы и, по прошествии определенного времени чревоношения, рождение, равно как младенчество, возрастание и другие состояния и действия человеческие принадлежат собственно Тому, Кто есть истинный Бог , истинно явившийся во плоти. Следовательно, хотя Сын Божий заимствовал от Св. Девы не Божеское естество, а воспринятое Им в единство Своей Божеской Ипостаси человеческое естество; но, как родившая Бога во плоти, Она собственно есть Богородица, и называется сим именем в собственном смысле, без всякой несообразности с понятиями о Божестве. Так учит св. Церков в кратком ответе на вопросы «В каком разуме Св. Дева Мария наречена Богородицею?» «Хотя Иисус Христос родился от Нея не по Божеству Своему, Которое вечно, а по человечеству; но Она достойно наречена Богородицею в том разуме, что Родившийся от Нее в самом рождении от Нее был, как и всегда есть, не простой человек, но вместе и истинный Бог» 10 . «Святую Деву мы (как сказано в другом изложении Веры) называем Богородицею в собственном и истинном смысле. Так как Родившийся от Нее есть истинный Бог, то и Родившая Бога истинного, из Нее воплотившегося, есть истинная Богородица. Мы говорим, что от Нее родился Бог, не потому, чтобы Божество Слова получило от Нее начало бытия, но потому, что само Слово Божие, прежде век не во времени от Отца родившееся и безначально и вечно со Отцем и Духом пребывающее, в последние дни – для нашего спасения – вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, – и не просто Бога, но Бога во плоти» 11 . |
Все это братъ оный святый, въ томъ месте, где мы остановились, будетъ делать самъ собою и служить и каждый изъ находящихся въ томъ месте, будетъ служить вместе съ нимъ во всемъ, необходимомъ для Женщина отроковица или имеющая мужа въ то да не будетъ тамъ, хоть богата она, хоть возрастна, ли то раба, или язычница; но только одни мужчины съ мужчинами. Если же увидимъ, что надобно стать и молиться за женщинъ и говорить слова и сзываемъ братьевъ и всехъ сестеръ святыхъ и девъ и всехъ женщинъ, находящихся тамъ, со всякою и чтобы пришли для истиннаго. И между нами говорить говорятъ и увещаваютъ ихъ речами, которыя Богъ далъ имъ. И тогда молимся, и приветствуемъ мужчины мужчинъ: жены же и девы окутываютъ руки своими одеждами, также и мы бодренно и со всякою благоговейно поднявши очи горе, и со всякимъ окутываемъ своею одеждою нашу десницу, и тогда придутъ жены и девы) и приветствуютъ нашу десницу, окутанную . Тогда идемъ, куда дастъ намъ Господь. Глава III. если придемъ въ такое место, где нетъ святаго брата девственника), но все ведутъ жизнь супружескую (sunt socii), и примутъ брата, пришедшаго къ все тамъ да служатъ ему и заботятся о немъ во всемъ, тщательно и благосклонно; а оный братъ, какъ равный, да принимаетъ услуги ихъ, какъ равный. И да скажетъ оный братъ находящимся въ томъ месте людямъ, ведущимъ жизнь супружескую: мы святые съ женщинами ни едимъ, ни пьемъ, и не служатъ намъ женщины или девы, и ногъ не умываютъ намъ женщины, ни помазываютъ насъ, и не обращаются съ нами женщины, и мы не спимъ, где спятъ женщины, чтобы намъ быть безупречными во всемъ и не быть кому либо въ или соблазнъ, но, исполняя все это, быть безъ соблазна всякому человеку. |
Но Единородный Сын Слово прежде век соделалось человеком. Этот же, следовательно, и есть истинный Бог и жизнь вечная. Известно, что Святая Дева услышала глаголющего к ней ангела, как свидетельствует об этом евангелист Лука, г. 1, ст. 28–35. Зачав Господа, отправилась к Елисавете, родственнице своей; от этой-то Елисаветы вдруг услышала: «Откуда мне сие, что удостоилась того, что пришла ко мне Матерь Господа моего?» Вот эта Дева и служительница Господа называется и Матерью. Ибо называется она служительницей Господа потому, что Слово родилось прежде веков, Единородный равен Отцу. Матерью же она называется потому, что в ее утробе, по наитию Святого Духа и Ее тела соделался человек. Не одно и то же слуга и мать, потому что как Единородный, существующий Бог от вечности родился из Ее утробы человеком непостижимой тайной, то она и соделалась служительницей и человека и Матерью Слова, принявшего на Себя плоть. Не прежде зачато тело в утробе Матери, а потом пришло божество в Его тело, в один и тот же момент Слово снизошло в утробу и Слово сохранило свойство Своей природы, соделавшись телом, и совершенный человек, т. е. вследствие действительной истинно плоти и разумной души родился из утробы Девы Единородный Сын Божий; потому он и называется помазанным паче причастник Его, по слову псалмопевца, пс. 44, ст. 8. Итак, Он помазан елеем, т. е. даром Святого Духа, но преимущественно помазан перед причастниками Его, – это значит, что все мы существуем сперва грешными, а потом освящаемся помазанием Святого Духа. Сам же Бог, существующий прежде веков, зачатый человек во утробе Девы от Святого Духа на конец веков, где зачат, тут же и помазан от Святого Духа; а не прежде зачат, а потом помазан, но одно и то же было зачаться от Святого Духа во чреве Девы и быть помазанным Святым Духом. |
10) 15-й стих: приведутся царю девы в след ея, искренния ея приведутся тебе 106 . – Несомненно, что эти подруги царицы – невесты, те же самые девы, которые в 10-м стихе псалма называются дщерями царей. Уже потому одному нельзя согласиться со многими толковниками, будто девы в след невесты только сопровождали ее или вели к жениху. При том выражения Евр. подлинника: подруги ея и приведутся к тебе указывают даже равноправность близких невесте дев в отношении к Царю – жениху, и они, следовательно, могут и должны сочетаться любовию с Ним. Отсюда возникает непреодолимое затруднение для тех, кто считает 41-й псалом брачною песнию, – одновременно жениться на нескольких женах никогда и нигде не было не только обычаем, но даже и необычайным исключением. – Итак, вот новое, неоспоримое доказательство не собственного смысла 44-го псалма. Впрочем, увериться в Мессианском именно значении нашего псалма помогает здесь еще то, что настоящий стих – 15-й – и параллельный ему, тесно связанный с ним, 11-й никак не позволяют видеть в псалме какой-либо брачной песни, или похвального стихотворения на случай бракосочетания, особенно 11-й стих, – он только тогда может иметь смысл, когда лицо, которому делается увещание в Нем, будет почитаться невестою только, а не молодою супругою Царя, к чему довольно ясно ведет и обещание изложенное в 17-м стихе. – Выставленное непреодолимое затруднение 15-го стиха совершенно исчезает и даже немыслимо при уверении в одинаково Мессианском прямом значении его, на ряду с другими стихами. – Искренние или подруги невесты-царицы, хотя и стоящие ниже ее, но все-таки равноправные по отношению к Жениху и любви его, очевидио – образное представление всех народов языческих, которые в царстве Мессии должны иметь и действительно имеют совершенно одинаковые права, хотя народ Израильский, особоизбранный Богом и вступивший в завет с Ним прежде всех народов, и имеет внешнее известное преимущество пред языками. |
Сии созерцания Божеского величия Пророк выражает кратко, но сильно и решительно. В 7-ой главе Исаия изрекает пророчество о чудесном рождении Мессии от Девы, с указанием на Божеское достоинство сего необычайного Сына, в наименовании Его Еммануилом. В 9-ой главе Пророк, как бы продолжая изображение Божественности Сына, имеющего воплотиться от Девы, называет Его прямо Богом крепким, Отцем вечности и другими именами, столь же выразительно свидетельствующими о Божественности лица Еммануила. 1) Самый образ зачатия и рождения Еммануила дает разуметь, что Пророк (в гл. 7. ст. 14.) представляет Мессию высшим всякого сына человеческого, так как рождение от Девы выше разума и законов естества человеческого. Се Дева (в подлин. Еврей. алма – сокровенная, чистая, целомудренная дева) во чреве зачнет, и родит Сына, – так говорил Пророк к народу иудейскому, для того, чтобы возвещением о таком знамении от Бога уверить народ в неизменном к нему благоволении Божием (ст. 14.). Потом произносит имя, которым нарекут сего Сына: и нарекут имя ему: Еммануил (ст. тот же). Имя Еммануил с еврейск. языка толкуется: с нами Бог! Сие имя, не составляя (так называемого в грамматиках) собственного имени младенца, – ибо тот же Пророк приписывает Ему и многие другие (имена гл. 9. ст. 6.), – употреблено у Пророка для означения как благоволения Божия к людям, имеющего открыться чрез сего Сына, так и соединения в его лице Божеского естества с человеческим. При таких твердых свидетельствах Евангелия, подтверждающих изъяснение пророчества Исаиина в смысле предсказания о Божественном лице Спасителя, нет нужды входить в спор, с теми, кои, по своему ослеплению, стараются закрыть светлую сторону в словах Пророка измышленным противоречием христианскому оных изъяснению будто бы исторических обстоятельств, современных пророчеству (Абен-Эзра, Гроций и другие 7 ). Заметим только то, что в сих исторических обстоятельствах, можно находить новое подтверждение истинному объяснению пророчества. |
Канон 1 Ирмос: На Кресте Твое божественное умаление провидя, / Аввакум в изумлении взывал: / «Ты пресек, Благой, могущество властителей, / приобщаясь к находящимся во аде, / как всесильный!» Твоим во ад Божественным нисхождением / мертвым жизнь явилась, Христе Боже: / ибо Ты, Благой, врагов заключил в узы в преисподней / и путь Небесный людям открыл. Не истлело лежавшее во гробе / пречистое тело Искупителя, / но как сильный Ты сокрушил, Христе, засовы ада / и воскрес во славе в третий Канон отцам Отцов начаток: Авраама, Исаака и Иакова почтим, / ибо от их семени воссиял Христос, / воплотившись от Девы, как Всесильный. Прообразуя будущее сошествие Христово, / Даниил зверей подобными овцам всем ясно показал: / ибо провидел он грядущее, как пророк Божий. Ядом не привлеченные греха, / от пламени избавлены были дети: / ибо, будучи драгоценнее золота поистине, / они в печи заблуждения не расплавились. Богородичен: Громогласно ожидание народов провозглашается / и спасение мipy – сверхъестественно Рожденный / от Тебя, Пречистая, Досточтимая; / Его сегодня воспевает полк отцов. Канон предпразднства Ирмос: Отрасль от корня Иессеева: Отрасль от корня Иессеева / Ты, Дева, произрастила, / произведя Цвет неувядаемый – всех Создателя, / цветами украшающего, как Бог, / всю землю, Ему взывающую: / «Слава силе Твоей, Господи!» Чтобы меня, ограбленного злым вкушением / и разумом поскользнувшегося, / и тварям неразумным уподобившегося вновь Себе приобрести, / пришел Ты, Слово Божие, став младенцем / и положен был в ясли животных неразумных. / Слава силе Твоей, Господи! Богородичен: Из горы тенистой – Девы, воплощающимся / Аввакум Тебя провидел, Иисусе, / сокрушающего горы злые и холмы / и уничтожению предающего высокомерие лукавого / и демонов возношения. Катавасия: Отрасль от корня Иессеева / и цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи! |
Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: 1-я – Божия, всесовершенная и всеспасительная; 2-я – собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная; 3-я – бесовская – вполне пагубная. И вот эта-то третья – вражеская воля – и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая – собственная воля наша научает нас в услаждении нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же – воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для Духа Святого… Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха. пришедшего во полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевши, что угосают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище – жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допускавшие к Жениху, – смерть человеческая; девы мудрые и юродивые – души христианские; елей – не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятого Духа Божия, претворяющего оное от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, – в храм Божества, пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших. |
Сначала они вовлекают в сферу своего влияния братства, создавшиеся для борьбы с ересью (Милицию Иисуса Христа) и основывают новые, им аналогичные (Милицию Блаженной Девы). Потом около этих аристократических по своему составу ассоциаций они организуют терциариев по образцу францисканских и, наконец, обособляют последних в отдельные братства. Все доминиканские организации мирян отличаются характерным для «ордена братьев-проповедников» боевым характером. В уставы братств проникают предписания всячески бороться с ересью и всеми силами защищать права и привилегии Церкви от посягательств коммун. К концу XIII века эти новые задачи, навязываемые терциариям, появляются и во францисканских организациях. Некоторые терциарские братства присоединяют к общим всем религиозным организациям мирян чертам ещё и другие, более специальные. Так возникает много братств на основе совместного чествования и культа Девы Марии. Это типично для многих доминиканских организаций, но не только для них. Культ Девы Марии довольно рано вызвал целый ряд братств, славословящих Её (Laudesi), частью подпавших потом под влияние доминиканцев, в одном случае и под францисканское влияние; из одного такого флорентийского братства (Societas laudantium В. Virginis) вышли основанные семью богатыми горожанами и утверждённые Александром IV сервиты (Ordo Servorum В. Mariae Virginis). Внешнею особенностью таких братств являлись совершаемые ими торжественные процессии и распеваемые братьями гимны (laudes) в честь Богоматери. Ещё своеобразнее появившиеся в самом конце XIII века братства бичующихся остаток большого флагеллантского движения 1260 года. В них выступает элемент еремитского покаяния – самобичевание. мирян входят в историю монашества, потому что представляют собою форму ослабленной аскезы. Они отражают своими идеалами те или иные стороны религиозной жизни эпохи, сближаясь со старыми орденами, как терциарии, возникавшие под кровом некоторых монастырей, с францисканцами или доминиканцами, с еремитами. |
|