Житие и страдание святой мученицы Агнии девы Память 21 января Святая мученица Агния родилась в Древнем Риме и была воспитана родителями в христианской вере. На тринадцатом году жизни она временною смертью избавилась от смерти вечной и обрела нескончаемую жизнь, так как возлюбила единого Подателя жизни и привязалась к Нему от юности. Она была юна годами, но стара совершенным разумом, – юна телом, но единою души ее была мудрость (Прем.Сол.4:9), прекрасна лицом, но еще прекраснее глубиною веры. Воспламененная любовью к Сладчайшему Иисусу, родившемуся от Пречистой Девы, она обручилась с Ним своим девством, и кроме Него, никого другого не хотела иметь своим женихом. Благородная по происхождению и прекрасная лицом, она своею красотою настолько привязала к себе очи и сердце одного юноши, сына областеначальника Симфрония, что, когда он увидел ее возвращавшуюся из женской школы, тотчас воспламенился любовью к ней, а затем, расспросив о ней и узнав дом ее родителей, начал посылать к ней обильные дары, обещая еще больше, и прося, чтобы она согласилась стать его невестою и сочеталась с ним браком. Святая Агния отвергла все эти дары, как бы сор, нисколько их не ценя; о себе же она говорила, что она обручена лучшему Жениху и имеет от него лучшие и более ценные дары: будучи невестою Его, она не может оставить его и изменить своей преданности и любви к Нему. Но этот юноша со дня на день воспламенялся все большею любовью к ней и признавал себя почетнейшим и более достойным, сравнительно со всеми другими благородными юношами. Полагая же, что девица желает от него лучших даров, он приготовил в большем количестве и более ценные камни и жемчуг, драгоценные сосуды и одежды, и сам принес их к ней, умоляя то лично, то чрез знакомых, друзей и соседей, чтобы она никого не предпочитала ему. |
А если убедились, то и сами живите между собой так же, чтобы и вам сделаться угодными Богу, и вам привлечь к себе Его милость и любовь. Чтобы утвердиться в таком житии, чаще беседуйте между собой о том, как угодно Богу миролюбие; всякий раздор и несогласие старайтесь уничтожать в самом начале и приучайте себя к кротости и незлобию, смирению и терпению, неосуждению и отхождению от зла. Когда навыкнете этим добродетелям, тогда, несомненно, и в мире утвердитесь; а когда в мире утвердитесь, тогда и постоянно будут царствовать между вами согласие и любовь. При этих же добродетелях и благословение Божие над вами всегда будёт почивать, и Ангелы Божии – между вами пребывать, и будут ваши семьи прекрасным примером спасения и благоденствия, миром достигнутых. Аминь. К девам. Из житий святой мученицы Агнии девы (21 января cm. ст./З февраля н. cm .) и святой преподобномученицы Евгении (24 декабря cm. ст./б января н. cm .) К вам ныне, девы, посвятившие себя Господу, будет слово наше, и это слово должно быть для вас словом отрады и утешения, ибо мы ныне самим делом покажем вам, что девы, свято здесь, на земле, пожившие, получают от Бога великую награду на Небесах и поселяются в Небесном Царствии Его вместе со святыми и с Ангелами. И хотим укрепить вас в мысли о том, что и вы в свое время будете на Небесах со святыми девами, если здесь, на земле, и девство свое соблюдете, и в святости и благочестии дни свои проведете. Слушайте же, что обо всем этом сейчас расскажем вам. Когда скончалась святая мученица Агния, родители постоянно были на могиле ее, где горько плакали по возлюбленной дочери своей. Но вот в одну из ночей они увидели лики девиц, мимо них шедших, светло украшенных златоткаными одеждами и Небесной славой сиявших. |
Житие и страдание святой мученицы Агнии девы Святая мученица Агния родилась в древнем Риме и была воспитана родителями в христианской вере. На тринадцатом году жизни она временною смертью избавилась от смерти вечной и обрела нескончаемую жизнь, так как возлюбила единого Подателя жизни и привязалась к Нему от юности. Она была юна годами, но стара совершенным юна телом, но единою души ее была мудрость (Прем.Сол.4:9), прекрасна лицом, но еще прекраснее глубиною веры. Воспламененная любовью к Сладчайшему Иисусу, родившемуся от Пречистой Девы, она обручилась с Ним своим девством, и кроме Него, никого другого не хотела иметь своим женихом. Благородная по происхождению и прекрасная лицом, она своею красотою настолько привязала к себе очи и сердце одного юноши, сына областоначальника Симфрония, что, когда он увидел ее возвращавшуюся из женской школы, тотчас воспламенился любовью к ней, а затем, расспросив о ней и узнав дом ее родителей, начал посылать к ней обильные дары, обещая еще больше, и прося, чтобы она согласилась стать его невестою и сочеталась с ним браком. Святая Агния отвергла все эти дары, как бы сор, нисколько их не ценя; о себе же она говорила, что она обручена лучшему Жениху и имеет от него лучшие и более ценные дары: будучи невестою Его, она не может оставить его и изменить своей преданности и любви к Нему. Но этот юноша со дня на день воспламенялся все большею любовью к ней и признавал себя почетнейшим и более достойным, сравнительно со всеми другими благородными юношами. Полагая же, что девица желает от него лучших даров, он приготовил в большем количестве и более ценные камни и жемчуг, драгоценные сосуды и одежды, и сам принес их к ней, умоляя то лично, то чрез знакомых, друзей и соседей, чтобы она никого не предпочитала ему. |
В катакомбе Демитиллы имеется изображение, относящееся ко второму веку, представляющее Иисуса Христа сидящим на троне и благословляющим хлебы, чудесно размноженные. Вокруг Него стоят Апостолы, которые и получают хлебы. В катакомбе Протекстаты (относятся также ко второму веку) находится храм первых христиан Рима, представляющий большую комнату, все стены которой и потолок заняты разнообразными картинами из жизни Спасителя, изображённого здесь Добрым Пастырем. А в катакомбе Агнии мы находим изображение Богоматери с предвечным Младенцем. Пресвятая Богородица нарисована здесь в виде молодой женщины, сидящей с распростёртыми руками, а на Её коленях Младенец – Иисус Христос. По бокам изображение букв «X. Р.», т.е. Христос. Это изображение относится тоже ко второму веку. Множество имеется изображений, относящихся и к третьему веку, но мы их перечислять не будем, ибо сила доказательства не в этом; достаточно и вышеприведённых, чтобы утвердительно ответить на вопрос – был ли Христос? Пусть неверующие в существование Иисуса Христа сами походят по катакомбам, изучат их, вникнут в дух той эпохи, которая создавала эти подземелья, и они тогда не станут отрицать существование Христа, ибо каждая стена, комната и коридор катакомб свидетельствуют о том, что христиане не только были убеждены в том, что Иисус Христос жил, но и всем своим существом чувствовали Его Божество и благодетельные дары Его голгофской смерти. Есть ещё и другой памятник, не менее красноречивый и убедительный, о котором можно сказать лишь: «Прииди и виждь». Это Святая земля – Палестина. Здесь чуть ли не каждое селение чем-либо напоминает Великого Учителя, Мессию и Спасителя. Здесь Вифлеем – колыбель христианства, с пещерой, в которой родился Христос и яслями, в которые Он был положен. Латинская надпись золотыми буквами, врезанными в пол, гласит: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Громадное количество лампад задумчиво, тихо, усердно и робко горит в этом мировом святилище. Здесь небо, раскрывшееся для сонма ангелов, с умиляющей вестью освобождения и счастья; здесь пастухи, пришедшие на поклонение к яслям. Здесь с безграничным усердием склоняющиеся перед Младенцем волхвы со своими сокровищами. Здесь с грубой соломы улыбающийся миру Божественный Младенец – Иисус, со взором, сулящим прощение, успокоение, блаженство... |
36. Славные слова – но это слова, славная твердость – но это твердость мужа, славное письмо – но это письмо философа. А у нас даже юные девы в готовности к смерти устремили к небу величественную поступь добродетелей. Что скажу о Фекле, 244 об Агнии, 245 о Пелагии, 246 которые, точно благородные побеги лоз, поспешили к смерти как к бессмертию? 247 Посреди львов ликовала дева и бестрепетно взирала на ревущих зверей. 37. И чтобы сравнить наши деяния с деяниями индийских гимнософистов: чем тот хвалился на словах, святой Лаврентий испытал на деле, когда его сжигали заживо и, еще живой в огне, он сказал: «Поверни и ешь!» 248 – ничуть не уступая потомкам Авраама и маккавейским юношам, из которых одни в огне воспевали, другие, когда их сжигали, не молили о пощаде, но дразнили гонителей, чтобы те еще более распалились. 249 Итак, мудрец свободен. 38. А что возвышеннее поступка святой Пелагии, которая, окруженная преследователями, еще до того, как показаться им на глаза, говорила: «По доброй воле я умираю, никто не коснется меня рукой, 250 никто не осквернит дерзким взглядом, вместе с собой я унесу девический стыд, с собой – неприкосновенную скромность, разбойники не найдут поживы для своей дерзости». Пелагия следует за Христом, никто не отнимет свободы, никто не увидит пленной свободную веру, выдающееся целомудрие и вместилище мудрости. Рабское останется здесь, нет ему иного применения. Итак велика свобода благочестивого девства, которое, в окружении толп преследователей, посреди величайших опасностей не потерпело ни малейшего ущерба ни для своей чистоты, ни для жизни. 39. Но несвободен тот, кто во власти гнева, ибо он склоняется под ярмо греха, ведь человек гневливый вырыл грех ( ), а всякий, делающий грех, есть раб греха ( ). Но несвободен тот, кто рабствует алчности, ибо не может он владеть своим сосудом. 251 Несвободен тот, кто, рабствуя страстям и удовольствиям, уносится по волнам заблуждений. Несвободен тот, кто согбен от низкопоклонства, ведь он рабствует чужой власти. Но тот свободен, кто может сказать: Все мне позволительно, [но не все мне полезно; все мне позволительно], но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи ( ). Тот свободен, кто говорит: Для чего нашей свободе быть судимой неверной совестью ( )? |
Рыба, в частности, служила образом Христа потому, что в греческом наименовании ее «ИХФИС» находятся первые буквы греческих пяти слов («Иисус», «Христос», «Феу», «Ийос», «Сотир»), на русском языке означающих: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Рыба служила, в то же время, символом Христа, крещающего водою и дающего плоть Свою в пищу, т.е. напоминала о таинствах крещения и причащения. В катакомбах открыты также изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, образ благовещения Пресвятой Девы Марии, многочисленные изображения ветхозаветных праведников и библейских событий (Авраама, Моисея, пророка Илии, пророков Ионы, Даниила) и новозаветных святых (св. Иоанна Предтечи, св. Иосифа Обручника, св. мученицы Агнии и др.). Все эти изображения имели религиозное значение и не были лишь простыми украшениями: они находились в тех местах, куда христиане собирались для совершения богослужения и для принесения бескровной евхаристической жертвы. Во время иконоборчества (в VIII-м веке) высказано было много обвинений и упреков в адрес Церкви, благословившей и бережно сохранявшей обычай употребления и почитания святых икон. Говорили, что иконопочитанием нарушается, якобы, вторая заповедь Десятословия ( «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу…» – ), что поклонение иконам может превращаться в суеверное почитание неодушевленных предметов и т.п. 7-й Вселенский собор тщательно опроверг все такого рода обвинения и, основываясь на Священном Писании и Священном Предании, утвердил догмат об иконопочитании. Вот его текст: «Храним не нововводно все Писанием или без Писания установленные для нас церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию евангельской проповеди согласное и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова и к подобной пользе… Последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолической Церкви … со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честнаго и животворящего креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камней и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. |
Но это — удел мужей святых. О, если бы, хотя немного Иисус призрел на меня, лежащего под этой, еще неплодной, смоковницей (Иоан. 1:48)! Тогда, по истечении трехлетия, принесла бы плоды и наша смоковница (Лук. 13, 6 и след.). Но откуда же столько надежды у грешников? О если бы, по крайней мере, этот Евангельский насадитель Господней лозы, уже отдавший, может быть, приказание срубить нашу смоковницу, оставил ее еще и на этот год, дабы окопать и удобрить ее корзиною навоза: не восстановит ли он ее беспомощную, хотя при помощи земли, и не возбудит ли ее, тощую, при помощи навоза. Блаженны те, которые привязывают коней своих к всенародной лозе и масличному дереву (Быт. 49:9) и посвящают, таким образом, труд свой свету и радости; меня же еще доселе отеняет смоковница, т. е. привлекательный зуд мирских удовольствий, — (смоковница) низкая для возвышенного, хрупкая для труда, изнеженная для работы, бесплодная в отношении плода. Может быть, кто-нибудь недоумевает, почему же я не могу говорить, а осмеливаюсь писать. Но если мы припомним то, что читали в Евангельских писаниях (Лук. 1:63—64), и то, (что видели) в священнических действиях, и при этом возьмем себе за образец святого пророка Захарию, то увидим, что бывает (нечто такое), что не сможет выразить голос и изобразить перо. Впрочем, если имя: «Иоанн» возвратило голос отцу, то не следует отчаиваться и мне, что, при своей немоте, могу получить голос и я, если буду говорить о Христе: хотя род Его, по пророческому слову, «кто изъяснит»? (Ис. 53:8). И вот, как раб, я буду прославлять род Господень; ведь непорочный Господь избрал Себе непорочный род даже в этом теле, полном нечистот человеческой бренности. Глава вторая очень удачно вышло, что приходится говорить о девах как раз сегодня, в день рождения девы, и начинать книгу с ее прославления. День рождения девы — и мы последуем ее непорочности. День рождения мученицы — и мы принесем жертвы. День рождения святой Агнии — и пусть дивятся мужи, не отчаиваются отроки, изумляются жены и подражают ей девы. И что именно мы можем сказать достойного о той, у которой даже имя не свободно от света прославления? (Ее достоинства): обет, превышающий (законы) возраста, добродетель, возвышающаяся над природой! Как мне кажется, она даже имя носила не человеческое, а скорее — изречение пророка, которым он предуказал то, что с ней имело случиться. |
Вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ея. Аще даст муж все имение свое за любовь, уничижением уничижат его. Всеми царствиями мира искушаше лукавый Тя, Иисусе. Ты же уничижением уничижи его – не даждь, Господи, водам многих обольщений и богатств угасити любовь мою к Тебе, Спасе мой! Слава: Виноград бысть Соломону во Вееламоне, еже есть «Господь множества». Ты же еси, Иисусе, воистину Господь многих возлюбльших Тя и грядущих во след Тебе, ныне же вопиющих: Тысяща – дний полнота и деяний и слез – да будет Соломону – Царю мира, Господу и Богу. И ныне: Пречистая дево, взывает ныне Сын Твой и Бог: Седяй в вертоградех, и друзие внемлющии гласу Твоему: глас Твой внуши Мне. Тя, Мати Моя, славит всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, во очию моею Ты еси аки обретающая мир – глас Твой внуши Мне! Христе Иисусе, Небесный Женише души моея, прииди и спаси мя. Бежи, Брате мой, и уподобися серне или юнцу еленей на горы ароматов. Песни канона по содержанию соответствуют восьми главам книги Песнь Песней. Первая песнь – первой главе, третья – второй главе, четвертая песнь – третьей главе, и так далее. Девятая песнь соответствует восьмой главе. Ирмосы по содержанию соответствуют как библейским песням, так и соответствующей главе из Песни Песней Соломона. Цитируемые из Песни Песней слова и изречения выделены как из славянского перевода, так и синодального русского. Цитаты грамматически (падежи, спряжения и прочее) приведены в согласие с текстом канона. Иногда допускается некий перифраз. Мне ведом Цветок чудесный Меж тайных дебрей и скал, но тот лишь его отыщет, Кто хорошо искал... Конец и Богу слава! 83 В православном месяцеслове память св. мученицы Агнии-девы 21 января. |
Из Новозаветной истории можно видеть следующие изображения: поклонение волхвов; Иисус Христос – между апостолами Петром и Павлом, четырьмя евангелистами, двенадцатью апостолами; Крещение Господне; чудеса Господа: умножение хлебов, исцеление слепого, расслабленного, воскрешение Лазаря; Тайная Вечеря и в позднее время – Распятие Господне. Замечательно, что глава Иисуса Христа всегда изображается с брадою и длинными власами, так, как это принято в Православной Церкви. Найдены изображения Пресвятой Девы. Бозио издал три рисунка, изображающие Божию Матерь с Предвечным Младенцем, которые он относит к древнему времени. У г. Перре есть рисунок, напоминающий изображение Знамения Пресвятой Богородицы, относимый Марчи к концу II века. Кроме изображений лиц, упоминаемых в Священном Писании , часто можно видеть в катакомбах изображения святых и, особенно, мучеников, с распростертыми и поднятыми горе руками, и «агапы», или вечери любви. Эти изображения иногда воспроизведены с помощью мозаики и отличаются высокою художественною отделкою и богатством цветов. Для образца мы представляем снимок с мозаики, сделанный по заказу папы Гонория I, вероятно византийскими художниками, и относимой к 626 году. Это – образ святой Агнессы (Агнии), мученицы, по имени которой названа одна из обширнейших катакомб (см. выше ее план). Мы видим на святой бармы и омофор – знаки высшей благодати, белую (обычно) мантию – знак непорочного девства, птицу феникс – символ воскресения, пламя у ног – символ страданий, а в руках – свиток, повествующий о ее мучениях. Жалко, что мы не можем передать этого изображения во всем разно образии и живописи красок (см.: рис. 4). Наряду со священными изображениями, в катакомбах очень часто встречаются изображения символические или просто служащие для украшения. Последние заимствуются большею частью из природы, как например: гирлянды зелени, цветов, корзины. Из символов были любимы: голубь – знак чистоты и невинности христианской души, корабль, изображавший человеческую жизнь и Церковь , обуреваемую, но не потопляемую; якорь, означающий надежду и силу, твердость и опору; лира – образ христианского учения, услаждающего душу; масличная ветвь – знак мира; венец, пальма, оливковая ветвь – знаки победы, торжества. Климент Александрийский , писатель III века, говорил, что христиане еще в его время употребляли на печатях разные символы: голубя, рыбу, лиру и якорь. |
Память 18 Января Житие Святого Отца Нашего Афанасия, Архиепископа Александрийского Память 19 Января Житие Преподобного Отца Нашего Макария Египетского Житие Преподобного Отца Нашего Макария Александрийского Память Святой Мученицы Евфрасии Память Святого Арсения, Архиепископа Керкирского Память 20 Января Житие Преподобного Отца Нашего Евфимия Великого Память Святых Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия И Василида Память Святых Мучеников Инны, Пинны И Риммы Память 21 Января Житие Преподобного Отца Нашего Максима Исповедника Страдание Святого Мученика Неофита Житие И Страдание Святой Мученицы Агнии Девы Память Святых Мучеников Валериана, Кандида, Евгения И Акилы Память 22 Января Житие Святого Апостола Тимофея Житие И Страдание Святого Преподобномученика Анастасия Персянина Память Святых Мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода И Прочих, Числом 377, С Ними Пострадавших Память 23 Января Житие И Страдание Святого Священномученика Климента, Епископа Анкирского, И Святого Мученика Агафангела И Прочих С Ними Житие Святого Павлина Милостивого, Епископа Ноланского Житие Преподобного Отца Нашего Геннадия Костромского Память Преподобного Мавсимы Сирина Память Преподобного Саламана Молчальника Воспоминание VI Вселенского Собора Память 24 Января Житие Преподобной Матери Нашей Ксении, В Мире Евсевии Память Святых Мучеников Вавилы Сицилийского И Учеников Его Тимофея И Агапия Память Преподобного Македония Пустынника Память 25 Января Житие Святого Отца Нашего Григория Богослова, Патриарха Константинопольского Память Святой Мученицы Фелицаты И Семи Сыновей Ее Память Преподобного Поплия Память Преподобного Мара Певца Память 26 Января Житие Преподобных Ксенофонта И Марии И Сыновей Их Иоанна И Аркадия Память Преподобного Симеона Ветхого Память Святых Мучеников Анании Пресвитера, Петра Темничного Ключаря И С Ним Семи Воинов Память Святого Иосифа Солунского Память 27 Сентября Перенесение Мощей Святого Отца Нашего Иоанна Златоустого Память 28 Января Житие Преподобного Отца Нашего Ефрема Сирина |
|