АГНИЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГНИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 1 , С. 259 опубликовано: 1 апреля 2008г. АГНИЯ [Агнесса; греч. - непорочная], мц. (пам. греч. 14 янв.); известно лишь, что она скончалась в темнице. Возможно, ее следует отождествлять со св. Агнией Римской . Лит.: 9. А. И. М. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Мученицы Греческих Православных Церквей Агния, мученица (пам. греч. 14 янв.) См.также: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня) АНТОНИНА мц. Никомидийская (пам. греч. 9 янв.) АНФИСА (V в.), мц. Римская (пам. 8 дек.) АНФИСА НОВАЯ мц. (пам. 27 авг.) АНФИЯ мц. (пам. греч. 7, 12 окт.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
P. 409. N 18). В 1347-1353 гг. митрополию И. Ф. возглавлял свт. Филофей Коккин (впосл. патриарх К-польский). Во время его архиерейства в окт.-нояб. 1351 г. И. Ф. была захвачена генуэзцами. Ираклийский митр. Антоний (1409-1440) был членом византийской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439), на к-ром он занимал непримиримую антилат. позицию, однако был вынужден подписать решения Собора об объединении Римской и К-польской Церквей, но отрекся от них после возвращения в К-поль и удалился в Цурул. И. Ф. в числе немногих городов оставалась под властью Византии до момента ее падения; захвачена турками в 1453 г. В период османского господства христианская община И. Ф. переживала упадок, хотя ее митрополиты по-прежнему играли важную роль в иерархии и в Свящ. Синоде К-польской Церкви. Подпись Ираклийского митр. Дионисия , известного мелурга, стоит на акте К-польского Собора 1593 г. об учреждении Московского Патриархата ( Фонкич Б. Л. Греч. рукописи и документы в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 382, 397). В 1700 г. в И. Ф. в заброшенной башне тремя монахинями - Агнией, Татианой и Паисией была обретена визант. икона Божией Матери и помещена в ц. Пресв. Богородицы Фанеромени (подворье афонского Иверского мон-ря). При тур. правлении в связи с сокращением христ. населения произошло слияние нек-рых епископий, подчиненных Ираклийской митрополии: в XV в. их стало 6 ( Darrouz s. Notitiae. P. 420. N 21), а в XVII в. осталось 5. В 1702 г. митрополия И. Ф. была объединена с Редестской, кафедра до 1923 г. находилась в Редесте. Упадок И. Ф. отразился и на ее греч. названии - в употребление вошла уменьшительная форма Ираклица. |
Хотя и позднейшие средневековые богословы неизменно повторяли его и даже ставили на первом месте, но рядом с ним они высказывали и другие мнения: предполагали, что апостол под отступлением разумел отпадение церквей от Римской церкви, или дал указание и на политическое отложение народов от Римской империи и на церковное отпадение их от Римской церкви. Понятно, почему произошло такое видоизменение в объяснении слова отступление. Как ни сильно укоренилось мнение, что под отступлением должно разуметь отпадение народов от Римской империи, тем не менее умаление ее, распадение и разрушение, и отложение от нее народов было совершившимся фактом, для всех очевидным; а это не могло не поколебать доверия к установившемуся пониманию слова отступление. Привычка, сила предания, авторитет прежних богословов, продолжавшееся уважение к Риму и распространенное мнение, что под четвертым зверем, из которого возникает антихрист, должно разуметь Римскую империю, как последнее всемирное царство – все это побуждало богословов удержать старое мнение, что отступление означает отпадение народов от Римской империи; а, с другой стороны, разрушение Римской империи, за которым явление антихриста не последовало, заставляло отказаться от этого мнения. Находясь под давлением этих двух диаметрально противоположных требований позднейшие средневековые богословы не имели решимости склониться окончательно ни на ту, ни на другую сторону, а избрали средний путь. Они не отвергли совсем старого мнения, а только перестали считать его почти единственным и безусловно верным: наряду с ним они поставили другие мнения, не отдавая старому мнению предпочтения пред новыми. А иные из них стали думать, что новые мнения не исключают старого, что пред пришествием антихриста одновременно произойдут и политическое отложение народов от Римской империи, и отпадение церквей от повиновения Римской церкви и от единства веры с ней, и отступление людей от веры в Бога, и что у апостола все это выражено в одном слове отступление. |
Но если христианство , по преданию, было проповедано почти одновременно в Риме и в пределах России; то утверждение христианства, проповеданного апостолами, совершилось не одновременно в Римской империи и в пределах России. В Римской империи христианство утвердилось после первой апостольской проповеди; напротив, вследствие неподготовленности народов, живших в пределах нынешней России, к усвоению христианского вероучения и вследствие частых политических переворотов, христианство могло утвердиться у русских славян только в IX – X в. в. Период времени от 866 года по 988 г. был временем борьбы христианства с язычеством в России, – временем, которое представляет аналогию с периодом борьбы христианства с язычеством в Римской империи (от 34 по 313 г. по Рождеству Христову). Естественно, что эта аналогия не может быть проведена во всех подробностях уже и потому, что в 122-летний период не могли совершиться такие события, которые могли бы представить во всех частностях соответствие всем событиям, совершившимся в Римской империи в течение 279 лет. При том национальный характер римлян и славян и их быт были настолько различны, что противодейстие христианству со стороны язычества не могло быть одинаково в Римской империи и России. Языческая религия в Риме была государственным институтом, существовавшм в течение многих столетий от начала Рима до эпохи его всемирного могущества. Это совместное непрерывное существование религии и государства подавало повод к заключению о необходимой причинной связи между ними, и в эту ошибку впадали даже просвещеннейшие из римлян. Языческая мифология римлян получила законченную форму и, сделавшись предметом философских толкований, получила ту мнимую состоятельность, которая обольщала многих образованных язычников. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папа Франциск обсудил реформу Римской курии с главами ее дикастерий Полностью предложения по реформе Римской курии еще не сформированы ВАТИКАН. Папа Франциск встретился 24 ноября с наиболее высокопоставленными чиновниками администрации Ватикана, чтобы обсудить новые предложения по перестройке Римской курии. Собрание было созвано, чтобы проинформировать куриальных чиновников о предложениях, которые ранее были обсуждены Советом кардиналов, и предоставить возможность действующим лидерам Римской курии прокомментировать планы ее реформирования. Встреча продолжалась в течение трех часов. Фактически все префекты ватиканских конгрегаций и президенты папских советов приняли участие в собрании, сообщил священник-иезуит Федерико Ломбарди, директор ватиканской пресс-службы. Епископ Марчелло Семераро, секретарь Совета кардиналов, открыл обсуждение, обрисовав в общих чертах изменения, которые были предложены в структуру ныне действующих ватиканских служб. Ни одно из этих предложений не было обнародовано, но широко распространен слух о том, что многие существующие в настоящее время ватиканские куриальные структуры будут объединены, чтобы сформировать более оптимизированную бюрократию Святого престола. Ломбарди сказал, что полностью предложения по реформе Римской курии еще не сформированы. Совет кардиналов возобновит обсуждения предложений по реформе куриальных служб на следующей встрече, которая намечена на 9 - 11 декабря этого года. В конечном счете Папа Римский, как ожидают, опубликует новую апостольскую конституцию, преобразующую ватиканские службы. Последние изменения в структуру Римской курии были внесены Папой Иоанном Павлом II в 1988 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2022. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2022 |
Древнейшие литургические особенности, живые памятники старины были безжалостно принесены в жертву принципу унификации всей церковной жизни. Римская литургия является единственной формой евхаристического богослужения для латинского христианства. Пропагандируемый Римом «восточный обряд» есть поэтому почти парадокс, нужный только для миссионерских целей. Папы в течение истории не только упразднили западные поместные обряды, но и в самой собственной Римской мессе своей властью уничтожили то, что имело место в древности, a именно эпиклезу. Это вполне подтверждается мнениями всего католического ученого мира. Вот что говорят западные ученые об эпиклезе, как в поместных литургиях Запада, так и в самой Римской мессе. Не может наука не признать факта существования эпиклезы когда-то и в Римской литургии. «В Римской мессе нет эпиклезы в прямом смысле этого слова, но это не означает, что ее никогда не говорит о. 556 ] Бесспорным доказательством является письмо Папы Геласия I (конец к Елпидию Веронскому, в котором сказано, что на Литургии «consecrationem coelestis Spiritus Invocatus adveniet» [(при) освящении Небесный Дух приходит по 557 ] Существование эпиклезы в Литургии времен Папы Геласия признали ученые литургисты о. 558 ] 559 ] 560 ] Римская говорит о. была греческой до половины 561 ] Пение «Kyrie eleyson» [Господи, помилуй (греч. в лат. транскрипции)] является остатком этого греческого прошлого. Батиффоль так говорит о прошлом Римской литургии: «Канон Римской литургии имеет свою историю только начиная с и исторический метод не знает ничего, кроме истории. Что этот римский канон имел и свою предысторию, это ясно, но мы ее не 562 ] Другой ученый-литургист, немецкий бенедектинец Odo Casel, высказывает такое суждение: «Эпиклеза в настоящем смысле этого слова принадлежит к существенным признакам и к самому ядру первохристианской литургии… Да, Рим, по-видимому, из протеста против восточной переоценки значения эпиклезы более или менее вытеснил эту древнюю молитву из своей литургии. |
Фото (фрагмент): dodo71/pixabay.com Офицеры Римской армии были активными участниками раннехристианской общины в Мегиддо Приблизительное время чтения: 2 мин. Активными участниками раннехристианской общины в Мегиддо на территории Древнего Израиля были офицеры Римской армии, к такому выводы пришли археологи после расшифровки надписей на древней мозаике с изображением Иисуса Христа. Данная мозаика была обнаружена под одним из снесенных зданий тюрьмы Мегиддо еще во время раскопок в 2004-2008 годах под руководством израильского доктора археологии Йотама Теппера. Именно под тюрьмой был обнаружен храм, который специалисты Службы древностей Израиля считают древнейшим христианским храмом, сообщает сайт «Седмица.ru» со ссылкой на Christian Headlines. «Это сооружение мы считаем древнейшим христианским храмом в мире. Он, по всей видимости, свидетельствует о первых на этой земле еще до того, как оно стало официальной религией в империи», – говорится в сообщении Службы древностей Израиля. Как считают археологи, мозаика с изображением Христа украшала пол молитвенного зала храма. Полную расшифровку древнегреческих надписей на мозаике сделала доктор Лия Де Синь. В отчете Службы древностей Израиля уточняется содержание надписей: надпись в северной части мозаики свидетельствует, что она была создана на пожертвование офицера Римской армии; надпись в восточной части славит «четырех верных мирянок»; надпись в западной части возносит хвалы «боголюбивой женщине, накрывшей стол во славу Господа Иисуса Христа». «Здесь мы обнаружили трогательные археологические свидетельства деятельности ранней христианской общины. Активными членами этой общины были офицеры Римской армии в период, предшествовавший признанию христианства официальной религией империи. Собранные материальные свидетельства и данные позволяют нам глубже понять историю возникновения и развития христианской религии до императора Константина, а также историю распространения новой веры в Римской армии в восточной части империи в целом и в Земле Израильской в частности», – говорится в отчете. |
Вполне аналогичною вышеупомянутому значению cardo является бесспорно апостольская кафедра в лице римского первосвященника, как главный и средоточный пункт для церквей, и в таком смысле в V веке папа Геласий называл себя episcopus ordinarius cardinalis pontifex. В том жесмысле этот терминприлагается в римской кафедре во многих западных сочинениях 5 напр. в подложном послании св. Афанасия к папеФеликсу II, у лже-Исидора, Генриха еп. реймскаго, в древнем стихотворении о римской курии, у Отто Фризинга, также в послании папы Льва IX (1048–1054 г.) кпатриарху константинопольскому Михаилу и др. Особенновыразительным в данном отношении является одно место из последнего документа, где п. Лев, авторизуя полную независимость римской церкви от вселенской инеподсудность верховной кафедры, сравниваемой с cargo, говорит со всею определенностью, что «клирики апостольской кафедры потому и называются кардиналами, что ближе других прилегают к тому cardo, через которыйвсеприводится в движение»…Таким образом название «кардинал» здесь официально in sensueminenmiycboяemcя лицами, находящимися в непосредственных и ближайших вообще отношениях к римской кафедре или точнее к ее представителю, как cardo для всех рим.-католических церквей, и вследствие этого пользующимся, без сомнения, некоторыми особенными правами и преимуществами пред другими духовными лицами. В ряду разнообразных определений названия «кардинал» нельзя не признать сейчас упомянутое довольно правильным и точным, так как оно соответствует значению этого слова и исходит от лица в данном отношении компетентного. Если же так, то название это в первоначальное время его появления в римской церкви с удобством можно было прилагать и действительно во II веке прилагалось к ближайшим к папе лицам-сочленам римской священной коллегии, называемой «пресвитериум», которые и обозначались как cardinales или presbyteri et diaconi cardinis nostri для особенного отличия их и предпочтительно пред другими названиями (таковы hanp.presbymeri et diaconi nostri или ecclesiae nostrae, gradus majorum ecclesiae, clerici ordinis majoris, ordinarii, clerici nobiles или nobiliores и т.под). |
Протесты реформаторов против коррупции и злоупотреблений папской власти и Римской курии, их горячие обличения внутреннего разложения римской иерархии, соблазн в народе, вызываемый вопиющим упадком нравственной духовной жизни приходского духовенства и монашества в Римско–Католической Церкви того все эти обвинения и народное негодование были по существу справедливы, необходимы и оправданны. Было более чем достаточно причин требовать радикальных реформ в Церкви. Естественно, это вызвало отчаянное сопротивление папства, Римской курии и иерархии. Концилиарное движение, стремящееся к реформе внутренней жизни и разложившейся системы управления в Римской Церкви, было подавлено, и попытки даже робких реформ и улучшений были отклонены. Тогда реформаторы пошли на разрыв с Римом, с иерархией и церковной властью. Порвав всяческие отношения с иерархией, они порвали их и со всей прежней системой управления, которую считали порочной и противоречащей простоте и чистоте апостольских времен. Желая покончить со злоупотреблениями и пороками римской системы, реформаторы, к сожалению, порвали, по существу, и с Апостольским Преданием Древней Церкви, с апостольским преемством иерархии и епископата, а значит, лишились канонически поставленного и рукоположенного священства, что дало возможность сомневаться в действительности таинств и благодати в таких новых общинах. Оправдывая свой радикальный разрыв с канонами веры и традиции Римской Церкви того времени ссылками и апелляциями к текстам и авторитету учения Священного Писания (особенно Нового Евангелий, деяний и посланий Апостольских), реформаторы стали воспринимать, понимать и толковать Священное Писание своим разумением, невзирая на то, что Священное Писание дано и принято Церковью, которая является верной хранительницей и авторитетной толковательницей Божественного Откровения в Священном Писании и Священном Предании, и что Апостольское Предание воспринято мужами апостольскими, святыми отцами и учителями Древней Церкви как незыблемая и обязывающая всех верующих основа и органическая часть Соборной Истины Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, столпа и утверждения Истины, не имущей скверны и порока или нечто от таковых, которой дано Господом право вязать и решить, учить и право править Слово Христовой Истины. |
Было сознано, что еще до ватиканского собора в римской церкви явилось много учений, не согласных с учением церкви неразделенной. Отсюда и завязываются сношения старокатоликов не только с другими существующими на западе вероисповедными организмами, но и с С.-Петербургским Отделом Общества любителей духовного просвещения. Было бы странно, в самом деле, если бы старокатолики, отказавшись подчиниться ватиканским декретам и таким образом отделившись от римской церкви и папства, не вспомнили об утрехтской общине, об англиканской церкви, даже о протестантстве вообще. Все это – отпадение ветви той же римской церкви, которая вследствие ватиканских декретов должна была понести новые потери в лице старокатоликов. Одной этой причины было достаточно, чтобы установить между прежними вероисповедными отпрысками римской церкви и старокатолицизмом взаимное тяготение. Надобно заметить при этом, что старокатолики, возвышая свой протест против ватиканских декретов и отделяясь от папства, проникнуты были сознанием тех ошибок, которые допущены были прежними реформаторами римской церкви. Им казалось, что Провидение налагает на них миссию пропагандировать сознание этих ошибок в тех вероисповедных обществах, которые образовались на западе ранее, чтобы таким образом вдохнуть в них новую жизнь. Тенденция эта находила себе отклик на всем западе вследствие того, что религиозная жизнь во всех вероисповедных обществах здесь давно уже и в корне потрясена и расшатана, и всюду развилась жажда религиозного обновления. В данном случае к старокатоликам со всех сторон отнеслись не только с интересом, как явлению новому, но и с надеждами, как движению здоровому и животворному, способному произвести величайший переворот во всем христианском мире. Этим и объясняется, что янсенистский епископ немедленно вступил в общение со старокатоликами и рукоположил одного из вождей старокатолицизма Рейнкенса во епископа. |
|