XXI, 17); он говорил о будущем, как бы о совершившемся уже, выражая этим, что как бывшему невозможно не быть, так и его словам невозможно не сбыться. И Исаия, предвозвещая тоже самое, говорил: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен (Иса. III, 7). А Иоанн, увидев этого агнца, говорил: се агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. I. 29); это - тот агнец, говорит он, о котором предсказано. И обрати внимание, не просто сказано; агнец, но прибавлено: Божий. Так как был другой агнец - иудейский, то желая показать, что это агнец - Божий, Иоанн и сказал таким образом. Тот агнец приносился только за один народ, а этот принесен за всю вселенную; кровь того избавляла только иудеев от телеснаго наказания, а кровь этого стала общим очищением целой вселенной. Притом кровь иудейскаго агнца могла совершать то, что совершала, не по собственному свойству, но имела такую силу потому, что была прообразом этой крови. 6. Где же те, которые говорят, что и Христос называется Сыном и мы называемся сынами, и, основываясь на одинаковости названия, стараются низвести Его до нашего уничиженнаго состояния? Вот агнец и агнец - одно название, но безпредельное различие между тем и другим существом. Поэтому, как здесь ты не думаешь о равенстве, слыша одинаковое название, так точно и там, слыша названия сына и сына, не низводи Единороднаго до своего ничтожества. Впрочем для чего говорить об очевидном? Если бы молитва Его относилась к Божеству Его, то Он оказался бы опровергающим самого Себя, противоречащим и несогласным с самим Собою. Здесь Он говорит: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия, и колеблется и уклоняется от страдания (Матф. |
Это происходило в Вифаваре — во многих древних рукописях стоит в Вифании, однако, по заключению Оригена на Ин 6:40), это ошибка: в ходе своих путешествий по Палестине Ориген не обнаружил никакой Вифании на Иордане, зато в Вифаваре существовало местное предание о том, что там крестил Иоанн. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира — несомненно, что здесь Иоанн Креститель говорит на языке ВЗ, однако остается не до конца ясным, какие именно ветхозаветные отрывки и реалии стоят за этими словами. Это может быть пасхальный агнец (Исх 12) или агнец у Исаии (Ис 53:7), который переведен в Септуагинте тем же словом см. еще заповедь о козле, уносящем в пустыню грехи сынов Израилевых (Лев 16:21–22). Самое частое из иудейских жертвоприношений — tamid, ежедневно закалаемый и сожигаемый агнец всесожжения, не имело искупительного характера, как не имел его и пасхальный агнец. Соединение ветхозаветного образа пасхального агнца с идеей искупительной жертвы происходит в таинстве Евхаристии, в котором Христос выступает как Агнец новозаветной Пасхи. Предположение о том, что в словах Крестителя об Иисусе соединяются два отдельных образа ВЗ, не может быть поколеблено предположением Ч. Додда 10 о том, что Агнец здесь выступает, как в Откр 14:1, не как искупительная жертва, а как апокалиптический вождь — Мессия, очищающий человеческий род от греха 11 . Посредством такого соединения Креститель указывает, что смерть Иисуса будет новым и лучшим жертвоприношением, очищающим грех не только еврейского народа, но и всего мира. Идея освобождения или очищения от греха многократно выступает в ВЗ: Исх 28:38; 34:7; Чис 14:18; 1 Цар 15:25; Пс 31:5; 84:3; Мих 7:8. |
Для включения этого тропаря в контекст, проанализируем предыдущий тропарь: Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен, совершен речеся . В этом тропаре можно видеть сходную типологию Пасхального Агнца, а также - параллель между божественным и человеческим - то же, что и в интересующем нас втором тропаре. Рассмотрим символ благословенный венец Христос (2 тропарь 4 песни). Он обладает как экклесиологическим значением, так и символикой мученичества: в древнем грузинском гимнографическом сборнике Иадгари, отражающем Иерусалимское богослужение V-VIII века, Христос именуется венцом Церкви и мучеников . Следует также вспомнить, что Христос был увенчан терновым венцом. Поэтому данный символ определенно относится к страданиям Христа и служит определенным мостом между символом агнца и солнца правды. Обратим внимание на ритуальные детали связанные с агнцем, явно взятые из Пятикнижия (Исход 12, 9-10 и др.): агнец - непорочный ( V), единолетний ( V), агнец именуется Пасхой. Типология агнца достаточно ясна: это - очистительное жертвоприношение, - Пасха чистительная ( поэтому очистительный огнь должен присутствовать в подтексте тропаря. Это можно видеть в символе Солнца Правды: понимание - праведности также включает в себя хранение Моисеева закона, поэтому можно видеть возможную связь между очистительным огнем, в котором должны быть сожжены остатки пасхального агнца и Солнцем Правды, синонимичному очистительной Пасхе. Кроме того, сравнение Агнец и Солнце само по себе ведет к параллелизму - плоть и огонь . Автор не настаивает на стопроцентной вероятности своего объяснения текста. тем не менее, по его мнению оно - наиболее логично. |
«Господь предаде Его грех ради наших», вопиет Пророк ( ). «Предан бысть за прегрешения наши», проповедует нам Апостол Его ( ). «Неведевшаго греха по нас грех сотвори Бог, да мы будем правда Божия о Нем», тойжде Апостол открывает нам ( ) (3:44). Христос, взяв крест, понес ГРЕХИ наши Что несет пред очесами Божиими и ангельскими поруганный и уязвленный Сын Божий? «Крест Свой», на котором следует Ему пригвоздитися и вознестися; и на кресте всего мира грехи несет Агнец Божий, на Котораго указуя, Предтеча глаголет: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( ). На сем древе мои и твои, о человече, грехи положенные несет Агнец Божий, которые нас имели погрузить во дно адово. Ибо сего тяжкого БРЕМЕНЕ не токмо воздух, но и земля не может держать, но во дно АДОВО носящаго погружает, аще не возьмет его Сей непорочный и пречистый Агнец. Сего ради Агнец Божий взял их на Себе, и вместо нас несет их, да мы от них избудем. «Той грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо, да, от грех избывше, правдою поживем», проповедует Апостол ( ) (3:45). Христос терпит страдания, да нас освободит от греха Мы за свои грехи достойны были связаны быть узами адскими, и от диавола и аггелов его на суд Божий вестися и принять по делом нашим; но Иисус, Сын Божий, неправедно связан был, да наши растерзает узы, якоже с Давидом благодарно поем Ему: «растерзал еси узы моя, Тебе пожру жертву хвалы» ( и 8). Сию благодать подал и служителям Своим: «елика аще разрешите на земли, будут разрешени на небесех» ( ) (3:40). Христос много претерпел ради грехов человеческих Видим в святом Евангелии, что Христос Господь наш много поношения и хуления, живучи на земли, неповинно претерпел, и претерпел от Своих людей; со всякою кротостию претерпел. |
На верху просфор находится печать, на которой изображены крест и слова: Иисус Христос Ни–ка, что значит: побеждает, в воспоминание того, что Иисус Христос Своею крестною смертью победил власть диавола. Священник, взяв просфору левою рукою, берет правою копие и, делая им три раза крест над печатью просфоры, говорить: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Этими словами он указывает на повеление Спасителя совершать литургию в Его воспоминание. После этих слов он прорезывает просфору с правой стороны печати (по отношению к священнику это будет левая сторона) и говорит: «Яко овча на заколение ведеся», т. е., что Иисус Христос, прообразованный ветхозаветными жертвами, как агнец был приведен на заклание. Потом режет священник с левой стороны печати со словами: «и яко агнец непорочен прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст Своих», т. е. что как беспорочный ягненок безмолвен пред стригущим его, так Иисус Христос, распинаемый за грехи людей, не говорил ни слова в Свое оправдание. Затем, прорезывая просфору сверху и снизу печати, священник говорить: «Во смирении суд Его взятся, род же Его кто исповесть?» указывая этим на то, что Спаситель возвысился над людьми Своим смирением, а между тем никто не в состоянии ясно понять Его вечное рождение от Отца Небесного. Диакон же, во время этого таинственного священнодействия, каждый раз, как священник прорезываете, просфору, произносить: «Господу помолимся». Затем священник вынимает из просфоры вырезанную средину со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» и кладет на блюдо, называемое дискос. Эта вырезанная из просфоры часть называется агнцем, так как агнцы, приносившиеся в ветхом завете в жертву Господу, изображали собою Спасителя, Который, как агнец, был принесен в жертву за грехи всего мира. |
Да что говорить много? Иосиф посрамил египтянку, Господь унизил синагогу; Иосиф открылся братьям, Господь по воскресении явился ученикам. Иосиф, заключенный в темницу двумя евнухами, истолковал им сны, после чего один из них был съеден птицами, а другой возвратился в свое отечество; Господь, распятый посреди двух разбойников, неверного предал в пищу геенне, а верного сделал первым гражданином рая. [Иосиф послал отцу своему колесницы], Господь показал Отцу своему евангельскую колесницу, запряженную четырьмя животными; Иосиф был объявлен съеденным зверем, а потом провозглашен почти царем, и Господь был распят как человек и прославлен как Бог . А вот еще другое пророчество, относящееся к кресту: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» ( ). Какая высота? Кто восшедший? Какой плен? Что это такое – «дары человекам»? Высота – честный крест, как непостижимое таинство; восшедший – это Владыка Христос, потому что «Нисшедший, Он же есть и восшедший» ( ). Что же значит – «пленил плен»? Это значит: порабощенных греху Господь в пришествие Свое воссоздал благодатью, дав людям дары. Какие дары? Отпущение грехов, благодать усыновления, наследие царства, залог бессмертия и обетование сидения одесную. И кто свидетель этого? Сам Господь, говорящий: «и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( ), т.е., когда Я буду распят, тогда все уверуют в Меня. Еще более ясное свидетельство о кресте ты только что слышал, именно Исайя пророк восклицает: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ). Какое это «овца»? Какой агнец? Какое заклание? Какое стрижение? Кто это закалывающие и стригущие? Овца и агнец – Владыка Христос, прообразовательно: овца – в виду волны крещения, агнец – в виду жертвоприношения по плоти; заколение – это прободение ребра, исцеляющее ребро. |
I. Антиномии таинства спасения Итак, уясните себе, возлюбленные: это есть новое и древнее, вечное и преходящее, тленное и нетленное, смертное и бессмертное таинство Пасхи: древнее по Закону, новое же по смыслу, преходящее как образ, вечное как благодать, тленное как принесение в жертву овцы, нетленное как жизнь Господа, смертное как гроб в земле, бессмертное как воскресение из мертвых. Закон древнийнов же смысл, образ преходящийвечна благодать, тленна овцанетленен Господь, закланный как агнец, воскресший как Бог. Ибо «как агнец на заколение велся», но Он не был овцой, и как агнец безгласен, но Он не был агнцем. Ибо образ прошел и открылась истина. Ибо вместо агнца стал Бог, а вместо овцы – человек, в человеке же – Христос, Который и вобрал [в Себя] все. Итак, жертвоприношение овцы, празднование Пасхи и писания Закона сошлись во Христе Иисусе, ради Которого [было] все [то, что] произошло в древнем законе, и тем более в новом учении. Ибо Закон стал Логосом, старое – новым, соисходя из Сиона и Иерусалима, заповедь – благодатью, прообраз – истиной, агнец – Сыном, овца – человеком и человек – Богом: Ибо Он родился как Сын, был приведен как агнец, заклался как овца, был погребен как человек, воскрес из мертвых как Бог, будучи по природе и Богом и человеком. Он есть все: Закон, который судит, Слово, которое учит, Благодать, которая спасает, Отец, который рождает, Сын, который рождается, Овца, которая мучится, человек, который погребается, Бог, который воскресает. Сей есть Иисус Христос , «Ему же слава во веки. Аминь.» Сие есть таинство Пасхи,как написано в Законе, как было сказано ранее. II. Истолкование иудейской Пасхи Я поясню символы Писания: как Бог повелевает Моисею в Египте, когда желает фараона наказать бичом, а Израиля освободить от бича рукой Моисея. 1. Пересказ событий книги Исход «Вот,– говорит,– возьми овцу без пятна и без изъяна, и заколи ее вечером с сынами Израиля, ночью съешьте ее с поспешностью, но костей ее не сокрушайте. Сделай, – говорит, – так: в одну ночь съешьте ее вместе по коленам и родам, |
Такое же сходство между обоими писаниями и в изображении Христа вочеловечившегося и Его отношений к людям. По Евангелию Слово стало плотью ( ) и в Апокалипсисе Оно – Сын Человеческий; там Христос говорит, что спасение и след. Сам Он – Спаситель от Иудеев ( ), что Христос должен произойти от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид ( ), что Он, как победивший мир, Царь мира ( ),– здесь, в Апокалипсисе, Он лев из колена Иудина, корень Давидов, Победитель ( ) и Царь царствующих ( ). Что касается отношений Христа к человечеству, то и по Евангелию и по Апокалипсису Он есть в этом отношении: а) Спаситель мира и б) Судия вселенной. а) Первое название, какое усвояется в Евангелии воплотившемуся Слову, есть Агнец Бога, принявший на Себя грехи мира ( ), отдавший Себя за жизнь мира ( ), в своей смерти принесший Богу умилостивительную жертву за грехи всего мира ( ) и своею кровью омывший всякий грех ( ). Точно также и в Апокалипсисе Агнец есть главное и почти постоянное наименование Христа, наименование, употребляемое буквально в таком же смысле, как и в Евангелии. Апокалиптик, как и евангелист, говорит о Христе, что Он «возлюбил нас и омыл нас от грехов наших кровию своею» ( ), что Он «Агнец заклан был и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени» ( ), и иудеев ( ) и язычников ( ). Если далее в Евангелии Агнец называется по-гречески а в Апокалипсисе что также будто бы указывает на разных авторов, то это различие во 1-х касается не смысла, а выражения, и во 2-х вполне понятно в том и другом произведении. |
Такоже бы на божественный престол и на жертвенник ничего не возлагали, разве святого евангелия и живот во рящаго креста и священных сосуд и сударей и покровцов и воздухов и покровов и прочих освященных. Да в олтарь же бы простым людем и второбрачным входу не давали. А дьяки бы и пономари и проскурницы единобрачны были и житием непорочны, без всякого зазору, со благословением святительским или иерейским. Ответ от священных правил о жертвеннике и о кутейнике. Глава 13 В божественной службе толковой пишет. Олтарь есть престол божий и образ вифлиомскаго вертепа идеже родися Христос, паки олтарь образ есть вертепа, идеже погребен бысть Христос. Якоже и евангелист рече: и вертеп изсечен в камени ту положиша Исуса. В том бо пожреся Христос и приносе Отцу богу приношение тела своего. Агнец жрется принося в тайную жертву, иже агнец преобрази во Египте Моисеом при вечере, бо кровию агнчею губителя ангела отврати не умерети людем. Сице же при вечере заклася истинный агнец, вземляй грехи мира. Олтаря же малая оба полы разлучения ради праведных и грешных. Жертвенник есть за Голгофу гору на ней же источи кровь свою Христос за спасение всего мира, и в него вносится токмо священныя просвиры и вино и фимиян и божественныя книги и прочая священная, а от простого ничтоже не вносится. Другой пол олтаря кутейник зовется, и в него вносится о здравии коливо и канон и прочая и на самое воскресение Христово пасхи сыр яйца и иные яди, еже хрестьяном повелено ясти. Такоже и по отшедших душах в нем малые понахиды поют, и проносят кутью и канон и прочее брашно, еже церковником на потребу. А вселенские шесть понахид поют соборне среди церкви. Да и прочие соборные понахиды посреди церкви поют. |
Это означает, что никому из сотворенных существ недоступно ведение тайн Божиих. Эту недоступность усиливает еще выражение ниже зрети ю , то есть даже посмотреть в нее (ст. 1-3). Тайновидец много скорбел об этом, но был утешен одним из старцев, который сказал: Не плачь: вот Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ея . Лев здесь означает сильного , героя . Этим указывается на пророчество патриарха Иакова о Льве из колена Иудина , под которым разумелся Мессия – Христос (Быт. 49:9-10). Взглянув, Тайновидец увидел Агнца, как бы закланнаго, имеющаго семь рогов и семь очей . Этот Агнец, носивший на Себе следы того, что Он был принесен в жертву, есть, конечно, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1:29), то есть Господь наш Иисус Христос. Единственно Он оказался достоин раскрыть книгу судеб Божиих, ибо Он, как принесший Себя в жертву за грехи людей, Сам явился исполнителем определений Божиих о спасении человеческого рода. Дальнейшее вскрытие Им семи печатей книги и обозначает самое исполнение Божественных определений Единородным Сыном Божиим, как Спасителем человечества. Семь рогов – это символы Его крепости (Пс. 74:11), а семь очей означают, как тут же объяснено, седмь духов Божиих, посланных во всю землю , то есть семь даров Святого Духа, почивающих во Христе, как Помазаннике Божием, о чем говорили еще св. Пророк Исаия (11:2) и св. Пророк Захария (4 гл.). Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Агнец стоял посреди престола , то есть там, где и надлежало быть Сыну Божию – одесную Бога Отца (ст. 4-6). Агнец взял книгу из руки Сидящего на престоле, и тотчас же четыре животных – Серафим, и 24 старца, пав ниц, воздали Ему Божеское поклонение. |
|