Это происходило в Вифаваре — во многих древних рукописях стоит в Вифании, однако, по заключению Оригена на Ин 6:40), это ошибка: в ходе своих путешествий по Палестине Ориген не обнаружил никакой Вифании на Иордане, зато в Вифаваре существовало местное предание о том, что там крестил Иоанн. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира — несомненно, что здесь Иоанн Креститель говорит на языке ВЗ, однако остается не до конца ясным, какие именно ветхозаветные отрывки и реалии стоят за этими словами. Это может быть пасхальный агнец (Исх 12) или агнец у Исаии (Ис 53:7), который переведен в Септуагинте тем же словом см. еще заповедь о козле, уносящем в пустыню грехи сынов Израилевых (Лев 16:21–22). Самое частое из иудейских жертвоприношений — tamid, ежедневно закалаемый и сожигаемый агнец всесожжения, не имело искупительного характера, как не имел его и пасхальный агнец. Соединение ветхозаветного образа пасхального агнца с идеей искупительной жертвы происходит в таинстве Евхаристии, в котором Христос выступает как Агнец новозаветной Пасхи. Предположение о том, что в словах Крестителя об Иисусе соединяются два отдельных образа ВЗ, не может быть поколеблено предположением Ч. Додда 10 о том, что Агнец здесь выступает, как в Откр 14:1, не как искупительная жертва, а как апокалиптический вождь — Мессия, очищающий человеческий род от греха 11 . Посредством такого соединения Креститель указывает, что смерть Иисуса будет новым и лучшим жертвоприношением, очищающим грех не только еврейского народа, но и всего мира. Идея освобождения или очищения от греха многократно выступает в ВЗ: Исх 28:38; 34:7; Чис 14:18; 1 Цар 15:25; Пс 31:5; 84:3; Мих 7:8. |
Но что значит здесь выражение «чтобы можно было есть пасху»? Разве пасха еще не была совершена? Из синоптических Евангелий ясно видно, что Христос со Своими учениками пасху уже совершил (см. Мф. 26и параллельные места). Как же могло случиться, что иудеи, приведшие Христа к Пилату, не совершили еще пасху? На этот вопрос толкователи дают различные ответы. Одни (например, Lambert, The Passover. – Journal of Theological Studies, 1903) утверждают, что у иудеев не было точно установленного времени для совершения пасхи, и Христос совершил пасху в обычное время, тогда как представители иудейства, руководствуясь более точными, по их мнению, календарными исчислениями, справляли в тот год Пасху днем позже, чем простой народ. Профессор Хвольсон (Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа. – Христ. чтение 1875 и 1878 гг.) прибавляет к этому, что Христос поступил совершенно правильно, совершив пасху 13 нисана, потому что в год смерти Иисуса Христа 14 нисана совпало с пятницей, в которую нельзя было заколоть пасхального агнца вследствие столкновения ее с субботой. Поэтому заклание пасхального агнца было для всех евреев перенесено на 13-е, т.е. на вечер четверга. Но в законе было сказано, чтобы пасхальный агнец был вкушаем до утра и только; число этого утра не было указано, и Христос, как и многие другие евреи, вкусил агнца в тот же день, в какой этот агнец был заклан, именно 13-го, тогда как представители иудейства нашли более правильным вкусить агнца на другой день, т.е. 14-го вечером. Иные (в последнее время особенно Цан) стараются доказать, что в рассматриваемом стихе нет и речи о вкушении пасхального агнца. Выражение «есть пасху» означает будто бы вкушение жертвы, которая приносилась на другой день праздника Пасхи, 15-го числа (это т.н. «Хагига»), и вкушение опресноков (Kommentar 3. Evangelium des Johannes, S. 621 и сл.). Наконец, многие из новейших толкователей (например, Луази, Юлихер и др.) полагают, что Иоанн намеренно отступает здесь от правильной хронологии синоптиков, для того чтобы провести мысль о том, что наш пасхальный агнец – Христос. По изображению его Евангелия, Христос умирает в тот день и час, когда, по закону, был закалаем пасхальный агнец. |
По нашему юлианскому или календарю этот день приходится на разные числа. Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход: «Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх 23:15). В ирмосе первой песни одного из канонов, который поётся во время утрени, так повествуется об этом событии: «Яко посуху, пешешествовал Израиль по бездне стопами…» В этот день евреи выпекали пресный в знак того, что они спешили, покидая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квасной. Кроме того, это символ брожения, разложения; опреснок же, наоборот, символ чистоты, нетронутости разложением. Поэтому в иудейских семьях с глубокой древности и доныне за два дня до 13 числа месяца хозяин уничтожает закваску, чтобы в доме не осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском храме закалывался пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был упразднён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот, каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот пресный хлеб. Пасхальная трапеза на иврите называется словом седер (порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот; чаша солёной воды, символизирующая слезы, пролитые евреями в Египте, и вместе с солёные воды Красного моря, через которое «яко посуху» перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор горьких трав ( марор), напоминающий о горечи рабства; паста из яблок, фиников, веточек корицы и в память о тех кирпичах из соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши как символ четырёх обещаний Бога Своему народу: вывести его из-под ига, спасти, принять к Себе и быть его Богом. Главное в празднике Пасхи у циккарон (воспоминание). |
И Лука говорит: «[настал же день], в который надлежало закалать пасхального агнца» ( Лук.22:7 ). А пасхальный агнец закалался не в пятнадцатый день, который есть первый опресночный, но в четырнадцатый вечером. Сын же громов, и сущий таковым и наименованный ( Мк.3:17 ), по причине возвышенности и громогласности учения о Боге, говорит: «перед праздником пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мipa сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мipe, до конца возлюбил их» ( Ин.13:1 ). И во время вечери затем встаёт с вечери. И по окончании действа с умывальницей и умовением, после предречения о предательстве и указания на предателя, говорит: «сказал ему Иисус: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику» (ст.27–29). И после предания опять и допроса архиерейского говорит: «от Каиафы ведут Иисуса в преторию. Было же утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ). Видишь, о скольких вещах упоминает после вечери, и ещё не было пасхи; а пасха прежде опресноков, так как пасхальный агнец закалался вечером четырнадцатого дня, и с пятнадцатого начинались опресноки. Как же три Евангелиста, говоря, что вечеря была в первый день опресноков, не погрешают в истине? Не ясно ли, что первым днём опресноков нет необходимости считать тот, который был после вечери? Ибо первым что-нибудь одно другого бывает то по природе, то по достоинству, то по времени, то по числу или порядку; и не всегда первое по времени необходимо принимать и по числу за первое и считать вместе с далее лежащими или бывающими предметами, хотя бывает часто, что и первое по числу есть первое по времени, так как взаимно не обращается назад с другим. |
9 Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле (5, 9-10). Эта песнь отзывается многоголосым хором всех тварей, поющих гимны, восхваляющие Агнца: 12 Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. 13 ... Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (5, 12. 13). Опять-таки заметим несомненное сходство этих славословий с нашими евхаристическими молитвами, в которых также высказывается благодарение Богу за искупление и заключение Завета. Если первые славословия (4, 8. 11) адресованы Богу, Сидящему на престоле (в духе иудейской традиции), то последующие обращены к Агнцу, причем в схожих словах («Достоин...»). Сидящий прославляется как Творец, а как Искупитель. Таким образом, Агнец возводится на один уровень с Сидящим. Нельзя не заметить, каким потрясающим парадоксом, напрочь игнорирующим изобразительные возможности, выражена тайна Христа: Он одновременно именуется львом (во исполнение пророчества Быт. 49, 9-10) и видится Агнцем как бы закланным. еще одно любимое именование Христа в Откр. (встречается 28 раз ), восходящее, как всегда, к Ветхому Завету: это смиренный Агнец, которому уподобляется Слуга Господень (Ис. 53, 7), или пасхальный агнец (Исх. 12, 3-11; 19, 36; 5, 7). Его победа и могущество, что символизирует лев, явлены через Крестную жертву, символом которой является агнец. «Наименование Агнец выражает тот парадокс, который для нас привычен благодаря апостолу Павлу: Агнец побеждает, потому что Он силен в Своей немощи. Этот парадокс справедлив и для всех христиан: они были очевидно слабы в Римской империи того времени, но они сильны со Христом, и могут, как и Он, достичь победы в самом смирении и кротости» . Книга, которую никто не может раскрыть, кроме Агнца (Христа), есть Ветхий Завет или Священная история, смысл которой раскрывается только Христом и во Христе. Семь печатей и семь труб (6–11); видение избранных (7) |
. 5. . Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. ; . Во время вечери: так как после этой вечери Господь с учениками удалился в сад Гефсиманский, где ночью был взят, утром судим и около полудня распят, то, значит, эта вечеря была накануне Его смерти и, следовательно, это была та же вечеря, о которой говорят первые три евангелиста, как последней вечери Господа с учениками, на которой был вкушаем агнец пасхальный и было установлено таинство Евхаристии ( и далее; и далее; и далее). Это было в четверток 13 числа месяца Нисана (конец нашего марта), за сутки до законного времени вкушения агнца пасхального (14-го Нисана вечером). Господь совершил пасху за сутки ранее, потому что в законный день пасхальной вечери Он, как истинный пасхальный агнец, должен был быть и был принесён в жертву на кресте, обычай же позволял вкушать пасху, особенно пришедшим в Иерусалим из Галилеи, и ранее назначенного законом времени, чем и воспользовался Господь. – Евангелист, восполняя и в этом случае, как и в других, сказания первых трёх евангелистов и опуская описанное уже ими, не говорит ни о вкушении на этой вечери агнца пасхального, ни об установлении таинства Евхаристии, как уже об известном его читателям из первых Евангелий, а описывает только событие, опущенное ими, – умовение Господом ног учеников и речь в изъяснение сего действия Своего. – Когда диавол уже вложил и пр.: первые два евангелиста повествуют, что ещё накануне сего дня (в среду вечером), после вечери в Вифании, где Господь помазан был женою грешницею, Иуда условился с членами Синедриона предать им Господа ( и далее и прим.; и далее; ср. и прим.); следовательно, условие предательства уже состоялось, что евангелист и означает словами – диавол уже вложил в сердце Иуды предать Его (ср. |
И это непрестанно; так что безгрешность и бесстрастность есть нормальное наше состояние. У израильтян квасное истреблялось на семь лишь дней. У нас не так; но как Агнец наш всегда присущ, яко закланный, то нам надлежит все время быть без закваски страстей. Если б у Израиля, положим, агнец всегда стоял на столе, то никто у них не осмелился бы внести что-либо квасное в дом. В доме Агнец Божий всегда закланным общий всей Церкви, и всякому верующему; да не дерзнет же никто вносить в дом души своей что-либо грешное, или, чрез обнаружение того в делах, в дом Церкви Таково назначение христиан, таково обязательство их неотложное. Это и выражает святой Павел в словах: якоже есте безквасни. «Безквасность означает то, что верующему надобно быть свободным от всякого порока. Как иудей погибает, если у него найдена старая закваска, так будет и с нами, если в нас будет найден порок. Ибо если ходящих в сени закона постигает такое наказание, то нас не может не постигать гораздо большее. Если они так тщательно очищают свои дома от закваски, что осматривают даже мышиные норы, то тем более нам должно испытывать свою душу, чтобы извергнуть всякий нечистый помысел» (святой Златоуст). Стих 8. Темже да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины. У израильтян с пасхальным агнцем соединен был семидневный праздник. У нас Агнец пасхальный всегда присущ: следовательно, наше празднество должно быть непрерывно. И как во весь праздник израильтяне не вкушали ничего квасного и проводили время светло, облекаясь в светлые праздничные одежды, так должно нам, избегая всего греховного в словах, делах и помышлениях, и облекаясь в светлые и чистые добродетели и благодатные осенения и вселения, проводить все время жизни с того момента, как стали христианами, всегда держать себя духовно так, как держали себя израильтяне по плоти. |
Она сделала его государственным военным знаменем — и так это и оставалось отчасти вплоть до XX века. Но вот я слышу, как Некто говорит: Царство Мое не от мира сего (Ин 18:36). — Поучение колоссальной силы! Кто не хочет слышать, вынужден почувствовать! Крестовоздвиженье: я вижу, как воздвигают крест. На нем висит Человек. Пригвожденный. Жестокая картина! — Но также и зрелище бесконечного величия и верховной власти. Он висит там — и одновременно царствует. — И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин 12:32). — Так Он сказал. Так оно и есть. А в это же самое время, в этот же самый час в Иерусалимском храме начинается торжественное жертвоприношение. Ибо день этот — канун иудейской пасхи. Не просто канун одной из суббот, нет! Наступающая суббота — особенно большой праздник. Пасха пришлась в этом году на одну из суббот! И вот приносят в храм агнцев — каждая семья, каждый коллектив жильцов по одному. Священники их закалывают. Дома приготовят их к торжественной пасхальной трапезе — в память о ночи, в которую народ вышел из Египта, из рабства на свободу. Тогда они также закалывали в каждом доме по агнцу и стоя, с поспешностью ели жаркое перед отправлением в дорогу. Кровью агнца должны были они помазать оба дверных косяка и порог. Когда затем посланный Богом ангел смерти явился, чтобы истребить всех первенцев в земле Египетской, он проходил мимо домов, на дверях которых была кровь агнца, щадя их. Об этом вспоминают сегодня в каждом доме — и едят агнца, заколотого в храме (Исх 12:3–30). И именно в то время, когда перерезаются горла агнцев, пасхальных агнцев, — висит Он там, снаружи, перед городской стеной, на кресте — и испускает Свой Дух, как эти агнцы, предназначенные для пасхальной трапезы, — как пасхальный Агнец, как наш пасхальный Агнец! |
Тогда благое сделалось бы для людей злом. А отнятие от грешников древа жизни, за смертью духовною, обратилось в относительное благо, сокращая чрез смерть силу греха. Между вышесказанным о райской жизни прародителей и отношением христиан к Телу и Крови Христовым, прообразом коих был В.З. агнец, можно видеть соотношение, притом вполне нормальное, ибо Христос Искупитель, Голгофская жертва есть восстановитель райской жизни. И для христиан Кровь Христова, как очищение грехов, источник праведности, есть единственное средство к воссоединению с Богом, Источником вечной жизни. Для вошедшего уже в общение с Богом чрез веру благопотребно освящающее питание всего существа для духовного его роста телом Христовым ( 1Кор.6:7–8 ). Но к нему нужно приступать не иначе, как очистивши душу покаянием от грехов, ослабляющих связь с Богом, иначе приобщение будет не к пользе духовной, а в осуждение, к болезни и преждевременной смерти ( 1Кор.11:26–30 ). Об этом мы читаем в молитве по св. Причащении: «Тело Твое Святое, Господи И. Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов»; пред самым причащением: «Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря: огнь бо есть недостойные попаляяй. Божественное Тело и обожает, и питает... попали огнем невещественным грехи моя и насытитися еже в Тебе наслаждения, сподоби». При таком представлении дела с точки зрения Св. Писания и Церковного учения Пасхальный агнец является слабым отблеском райского отношения прародителей к Источникам вечной жизни и прообразом ее Искупительного Агнца, Христа. Реальное же восстановление райской жизни будет, когда «испразднится последний враг, смерть», когда Искупитель предаст Царство Отцу. В Нем будут пребывать убелившие ризы свои в Крови Агнчей, т. е. очищенные от грехов, и будут питаться плодами древа жизни, листья которого «для исцеления народов» ( Откр.22:2 ). Что касается остальных видов жертвы всесожжения, о грехе, мирно благодарственных, то они не имели прообразовательного искупительного значения, как пасхальный агнец, но сами как бы от него получали свою очистительную силу, являясь прообразами усвоения Искупления Христова, ибо здесь уже от приносящих жертвы требовалось соответственное внутреннее настроение, как это необходимо при новозаветных таинствах, благодатных средствах к усвоению спасения от Искупителя. |
Ибо евангелист Иоанн – а) прямо говорит, что прежде праздника Пасхи вечери бывшей ( ) и проч.; а пасхальный день, по обыкновенному счислению иудеев, начинался с вечера, и пасхальная вечеря открывала собою праздник ( ): след. вечеря Спасителя была в вечер, предшествовавший пасхальной вечери праздника, в тринадцатый день Нисана. б) Описывая вечерю сию, евангелист Иоанн свидетельствует, что когда Спаситель, по входе в Иуду сатаны, Сказал ему: друже, еже твориши, сотвори скоро, то некоторые из апостолов подумали, яко глаголет Иисус: купи, еже требуем на праздник ( ): ясно, что тогда иудеи готовились только праздновать пасху, а самого праздника сего еще не было; ибо в иудейский пасхальный вечер ученики Спасителя, знавшие, что закон воспрещал делать, продавать и покупать что-нибудь в вечер сей ( . . ), не могли придти к мысли, будто Учитель и Господь их давал тогда Иуде какое-нибудь из сих поручений. в) Описывая приведение Спасителя на суд Пилата, евангелист Иоанн замечает, что судьи не внидоша тогда в преторе, да не осквернятся, но да ядят пасху ( ), то есть пасхальный агнец, который надлежало снедать вечером ( . Слич. ): а это было уже на другой день после того, как Спаситель совершил вечерю, на которой установил Евхаристию. Наконец – г) изображая осуждение Спасителя на крестную смерть Пилатом, евангелист Иоанн повествует, что это случилось около шестого часа пятка пасхи ( : а пятком Пасхи был иудеев день (с 6 часа утра до 6 вечера), приготовительный к пасхе, в вечеру которого следовало совершать ее: каковым днем отнюдь не могла быть суббота, день покоя; а потом говорит, что иудеи в тот же пяток просили у Пилата дозволения снять распятых, и действительно сняли тело Спасителя ( ), без сомнения потому, что вечер пятка принадлежал у них субботе, и что след. |
|