27:31). И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа (Ин. 19:17). Посмотрим здесь прилежнее, откуда Он вышел и что нес. Из города за город вышел, из места поругания и страдания на место большего поругания и страдания вышел. Что несет перед очами Божиими и ангельскими поруганный и уязвленный Сын Божий? Крест Свой, на котором следует Ему пригвоздиться и вознестись. И на Кресте грехи всего мира несет Агнец Божий, на Которого указывая, Предтеча говорил: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). На этом древе несет Агнец Божий мои и твои, о человек, грехи, которые нас могли погрузить на дно адово. Ибо этого тяжкого бремени не только воздух, но и земля не может выдержать, но на дно адово погружает несущего, если не возьмет этого бремени Сей Непорочный и Пречистый Агнец. Поэтому Агнец Божий взял их на Себя, и несет их вместо нас, чтоб нас от них избавить. Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды, – проповедует апостол (1 Петр. 2:24). И Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат (Евр. 13:12). Пойдем и мы за Христом, и последуем Ему, несущему Свой Крест, отягченный нашими грехами, и так взойдем на Голгофу, и увидим, что там с Заступником нашим делается. Здесь нам опять страшное представляется зрелище! Видим, что там распяли Его и двух разбойников с Ним – ради большего поношения. Одного по правую, другого по левую сторону распяли, посреди же них – Иисуса. Когда пришли, – говорит евангелист, – на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону (Лк. |
Для включения этого тропаря в контекст, проанализируем предыдущий тропарь: Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен, совершен речеся . В этом тропаре можно видеть сходную типологию Пасхального Агнца, а также - параллель между божественным и человеческим - то же, что и в интересующем нас втором тропаре. Рассмотрим символ благословенный венец Христос (2 тропарь 4 песни). Он обладает как экклесиологическим значением, так и символикой мученичества: в древнем грузинском гимнографическом сборнике Иадгари, отражающем Иерусалимское богослужение V-VIII века, Христос именуется венцом Церкви и мучеников . Следует также вспомнить, что Христос был увенчан терновым венцом. Поэтому данный символ определенно относится к страданиям Христа и служит определенным мостом между символом агнца и солнца правды. Обратим внимание на ритуальные детали связанные с агнцем, явно взятые из Пятикнижия (Исход 12, 9-10 и др.): агнец - непорочный ( V), единолетний ( V), агнец именуется Пасхой. Типология агнца достаточно ясна: это - очистительное жертвоприношение, - Пасха чистительная ( поэтому очистительный огнь должен присутствовать в подтексте тропаря. Это можно видеть в символе Солнца Правды: понимание - праведности также включает в себя хранение Моисеева закона, поэтому можно видеть возможную связь между очистительным огнем, в котором должны быть сожжены остатки пасхального агнца и Солнцем Правды, синонимичному очистительной Пасхе. Кроме того, сравнение Агнец и Солнце само по себе ведет к параллелизму - плоть и огонь . Автор не настаивает на стопроцентной вероятности своего объяснения текста. тем не менее, по его мнению оно - наиболее логично. |
«Господь предаде Его грех ради наших», вопиет Пророк ( ). «Предан бысть за прегрешения наши», проповедует нам Апостол Его ( ). «Неведевшаго греха по нас грех сотвори Бог, да мы будем правда Божия о Нем», тойжде Апостол открывает нам ( ) (3:44). Христос, взяв крест, понес ГРЕХИ наши Что несет пред очесами Божиими и ангельскими поруганный и уязвленный Сын Божий? «Крест Свой», на котором следует Ему пригвоздитися и вознестися; и на кресте всего мира грехи несет Агнец Божий, на Котораго указуя, Предтеча глаголет: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( ). На сем древе мои и твои, о человече, грехи положенные несет Агнец Божий, которые нас имели погрузить во дно адово. Ибо сего тяжкого БРЕМЕНЕ не токмо воздух, но и земля не может держать, но во дно АДОВО носящаго погружает, аще не возьмет его Сей непорочный и пречистый Агнец. Сего ради Агнец Божий взял их на Себе, и вместо нас несет их, да мы от них избудем. «Той грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо, да, от грех избывше, правдою поживем», проповедует Апостол ( ) (3:45). Христос терпит страдания, да нас освободит от греха Мы за свои грехи достойны были связаны быть узами адскими, и от диавола и аггелов его на суд Божий вестися и принять по делом нашим; но Иисус, Сын Божий, неправедно связан был, да наши растерзает узы, якоже с Давидом благодарно поем Ему: «растерзал еси узы моя, Тебе пожру жертву хвалы» ( и 8). Сию благодать подал и служителям Своим: «елика аще разрешите на земли, будут разрешени на небесех» ( ) (3:40). Христос много претерпел ради грехов человеческих Видим в святом Евангелии, что Христос Господь наш много поношения и хуления, живучи на земли, неповинно претерпел, и претерпел от Своих людей; со всякою кротостию претерпел. |
Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа». ( Пс.25:6–12 ). Проскомидия Священник и диакон, облачившись и умыв руки, приготовляют св. сосуды. На жертвенник полагаются пять просфор и вино, растворенное с водою. Приступая к жертвеннику, делают пред ним три поклона со словами: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня». Священник, воздевая руки, произносит тропарь великой пятницы: «Спасатель наш, Ты искупил нас от клятвы закона ( Галат.3:13 ) бесценной Твоею Кровию; Ты, пригвожденный ко Кресту и проболенный копием, даровал бессмертие людям. Слава Тебе». Диакон: «Благослови, владыка». Священник крестообразно благословляет дары вместе с сосудами, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Диакон: Аминь». Священник берет левою рукою просфору, а правою копие, которым три раза изображает знак креста над печатью просфоры, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа, Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа». Режет хлеб с четырех сторон печати. Водружая копие с правой стороны произносит: «Как овца, веден был Он на заклание». С левой: «И как Агнец непорочный, пред стригущим его безгласный, так Он не отверзал Уст Своих». В верхней части: «От уз и суда Он был взят». И в нижней: «Но род Его кто изъяснит». ( Ис.53:7–8 ). Диакон стоит справа и, поднимая пред каждым действием из них орарь, повторяет: «Господу помолимся». После обрезания просфоры священником, говорит: «Возьми владыка». Священник, вынимая вырезанную часть просфоры, именуемую «Агнец», говорит: «Ибо Он отторгнут от земли живых» ( ); и вынутая часть полагается на дискосе печатью вниз. Диакон: «Принеси в жертву, владыка». Священник, надрезая крестообразно »Агнец«, произносит: «Приносится в жертву Агнец Божий, который берет на Себя грех мира, за жизнь мира и спасения». |
Сортировать по Исключить новости Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит Общее дело. Водружая копьё в правую сторону печати, иерей произносит слова пророка Исаии: «яко овча на заколение ведеся» ; (т.е., «как овечка ведётся на заклание»); водрузив копьё потом в левую сторону, произносит: «и яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих» ; (т.е., «как непорочный ягнёнок, безгласный перед стригущим его, молчит»); водружая после этого копьё в верхнюю сторону печати, произносит: «во смирении Его суд Его взятся» ; (т.е. «со смирением переносит Свой приговор»); водрузив копьё потом в нижнюю часть, произносит слова пророка, задумавшегося над происхождением осуждённого Агнца: «Род же Его кто исповесть?»; (т.е., «кто знает Его происхождение?»). И приподъемлет копьём вырезанную середину хлеба, произнося: «яко вземлется от земли живот Его ; (т.е., «как возьмётся с земли жизнь Его»); и положив потом хлеб печатью вниз, а вынутой частью вверх (на подобие агнца, приносимого в жертву), иерей крестовидно прорезает, во знамение крестной смерти Его, на нём знак жертвоприношения, по которому потом хлеб будет разделен, произнося: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение». (Т.е., «Приносится в жертву Агнец Божий, взявший на Себя грех мира, за жизнь и спасение мира»). И, повернув печатью вверх, кладёт на дискос и водружает копьё в правый бок, напоминая, вместе с заколением жертвы, прободение ребра Спасителя, совершенное копьём стоявшего у креста воина, и произносит: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его». (Т.е., «Один из воинов пробил копьём Ему бок, и оттуда сразу же пошла кровь и вода; и видевший засвидетельствовал об этом, и истинно есть свидетельство его»). И слова эти служат вместе с тем знаком диакону ко влитию в святую чашу вина и воды. Диакон, до тех пор смотревший благоговейно на всё совершаемое иереем, то напоминая ему о начинании священнодействия, то произнося внутри самого себя: «Господу помолимся!» при всяком его действии, испросив у иерея благословения, вливает ковшик вина и немного воды в чашу, соединив их вместе. |
9:25—28; разрядка везде наша. — иг. Ф.). каждый день в воспоминание этого спасительного страдания в церквах всего мира возносится Бескровная Жертва, и самая «страшная трапеза посреди святилища являет гроб Христов и таинство страдания, в котором совершена всемирная и живая жертва: здесь Спаситель и почивает, как Бог, и закалается, как человек». всяк день, яко овча на заколение ведеся и яко Агнец непорочный, прямо стригущаго его безгласен: тако не отверзает уст своих, — жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение. в нашем сердце сокрушается Тело Пречистое римским копьем, когда мы вспоминаем, как «един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде Кровь и вода» (Ин. 19:34). видим мы это глазами того, кто, «видевый, свидетельствова, и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19:35). когда в Божественной литургии зазвучат Христовы слова: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (См.: Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19; 1 Кор. 11:24), а потом: Пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов (См.: Мф. 26:27—28; Мк. 14:24; Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25), — вспомни, душа моя, о том, что Тело Свое принес Христос, чтобы «обновить» тебя, снять с тебя «ветхого человека с делами его, облечь же в нового, обновленного духом, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Кол. 3:9; Еф. 4:22—24); Кровь же Свою — чтобы «омыть» тебя от тяготы греховной, растлевающей тебя «в обольстительных похотях» (Еф. 4:22). когда в Великий четверток услышишь Евангельские слова: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46; Мф. 27:50; Мк. 15:37), — подумай о том, что «дух» Свой «предал» Господь твой Иисус Христос, чтобы ты, душа, смогла быть от мира сего даже и «до третьего неба», в самый «рай» — туда, где «на престоле» сидит «Сидящий, Живущий во веки веков» (Апок. |
А в другом смысле этот же закон не светел. Светел Моисеев закон по букве и по словам, ясно написанным, но этот же закон не светел по знаменованию и скрытому в словах смыслу. Когда закон совершенно ясен и по и по внешнему смыслу, тогда он просвещает очи и становится светильником для духовного шествия. Возьмем, например, эту заповедь: Не убий. Эта заповедь светла по букве и по словам, ясно написанным, ибо явственно запрещает убийство. Однако она не светла по знаменательности, сокровенной в словах, поскольку эта заповедь говорит не только об убийстве, по букве и ясным словам, но и о гневе, по скрытому смыслу, о знает не каждый. Поэтому Христос толкует эту заповедь: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам (то есть явственно, если прежде было сказано сокровенно), что всякий, гневающийся на брата своего подлежит суду ( ). Если этот закон так понят, тогда он становится светильником, ибо по подобию светильника направляет человека в его делах, как уже говорилось. Приведем и другой пример. Есть заповедь чиноправления о Пасхальном 8 десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по (...) мужеского пола, однолетний ( ), и так далее. Этот закон по букве и по ясным словам светел, но по тайному смыслу, содержащемуся в этих словах, он не светел, так как из этих слов нельзя ясно понять, что агнец является образом Христа, Который, как непорочный агнец, был заклан за нас. Когда заповедь становится понятной в обоих смыслах, тогда она просвещает и вразумляет человека в и усердии к Богу. Из вышесказанного легко толковать слова Давида. Когда он говорит: Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим, то смысл Моисеева закона определяется не по букве, не по внешним словам, но по внутреннему и таинственному испытанию. |
Также, взяв фелонь и благословив, целует [ее и возлагает на себя] со словами: Священники Твои, Господи, облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Затем, отойдя к жертвеннику, омывают руки со словами: Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих. Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей. Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою, у которых в руках – беззакония, десница их полна неправедной мзды. Я же в беззлобии моём ходил, избавь меня, Господи, и помилуй меня. Нога моя стала на прямом пути; в собраниях благословлю Тебя, Господи. Проскомидия И совершив три поклона перед жертвенником со словами: Боже, очисти меня, грешного и помилуй меня. (3) [Целуют священные сосуды, произнося тропарь]: Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию: / ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, / Ты людям источил бессмертие. / Спаситель наш, слава Тебе! Затем диакон возглашает: Благослови, владыка. И начинает священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Аминь. И берет священник в левую руку просфору, а правой трижды начертывает копием крест над печатью просфоры со словами: В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. (3) И надрезает копием правую сторону печати со словами: Как овца на заклание Он был приведен. [Надрезая] левую [сторону печати]: И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. [Надрезая] верхнюю сторону печати: В унижении Его в правосудии Ему было отказано. [Надрезая] нижнюю сторону [печати]: Но род Его кто изъяснит? Диакон же, взирая благоговейно на это тайнодействие, возглашает при каждом надрезании: Господу помолимся, держа и орарь в руке. Затем возглашает: Подними, владыка. Священник же, вонзив святое копие снизу с правой стороны просфоры, приподнимает агнец, говоря: Ибо отторгается от земли жизнь Его. |
Ныне рассуди, христианин, что есть сам по себе человек без Христа, если ни помыслить, ни хотеть, ни делать чего богоугодного не может без благодати Его, как и Сам сказал Христос: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5), – он как розга иссохшая, которая только к сожжению годна. А так человек не иное что перед Богом, как мерзость и смрад, от которого святейшие Его отвращаются очи, а посему не иному чему подлежит, как проклятию, осуждению и мучению вечному. В это зло и бедствие Адам нас ввергнул своим грехопадением, но Христос, Сын Божий пришел в мир от всего того зла нас избавить. Он, явившись во плоти, сделался ходатаем и стал посредником между Богом, прогневанным нашими грехами, и людьми, Его прогневавшими. Закон Божий и волю Божию исполнил совершенно, так что не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22). Грехи мира на Себя взял, чтобы, как Агнец непорочный, очистить их. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, – показывал на Него всему миру Предтеча святой (Ин. 1:29). Не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). И Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2:2), и прочее. Взяв наши грехи на Себя, взял и казнь, за грехи нам должную, ибо грехи без казни не бывают. Господь возложил на Него грехи всех нас. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5-6). Мы достойны были вечного от лица Божия отвержения, осуждения и в аду с дьяволом и злыми его ангелами мучения как отступники и разорители Святого Его закона, но Христос, Сын Божий, Царь славы и Господь наш, эту нашу казнь взял на Себя, и за нас, рабов Своих непотребных, так ужасно хулим, осмеян, обесчещен, поруган, уязвлен, мучим, и такою поносного смертью умер, а так от вечного наказания, которого мы достойны, избавил нас, и Божие благословение, милость, благодать и вечную жизнь, которой мы недостойны, у Небесного Своего Отца заслужил нам. Так Он стал для нас совершеннейшим врачевством против всякого нашего бедствия и окаянства, и живым и известнейшим источником всякого истинного блаженства. |
К. Закон опять от плотских примеров возводит нас к восприятию невидимого и как бы на какой деке духовного созерцания написует чувственное. Люди, сведущие в этом, утверждают, что если зачатое в утробе будет мужеского пола, то оно овидотворяется лишь по истечении сорока дней; если же женского пола, то медленнее достигает этого, как немощное и бессильное. И оно нуждается, утверждают они, для явного овидотворения своего в числе дней вдвое большем сорока, то есть в восьмидесяти. Итак, родившая дитя мужеского пола нечиста сорок дней, а мать дитяти женского пола пребывала в осквернении и нечистоте целых восемьдесят числом дней, то есть до определенного образования плода в утробе и достижения им человеческого вида. Для очищения же, по определению закона, закалались агнец и горлица пред дверьми святой скинии, при посредничестве жреца и совершении им жертвы. Кроме того мужеский пол должно было и обрезывать, по определению закона, именно в восьмой день. Таков буквальный смысл. Мы же, восходя к духовному созерцанию, скажем теперь, каким образом родившая нас для тления и нечистоты природа отогнала скверну и избегла нечистоты и осуждения со стороны закона; ибо уже долгое время она проводила в отлучении, то есть от лица Божия. А время это было то, которое предшествовало явлению Христа и в которое царствовала смерть, от Адама до Моисея, и многообразный грех владычествовал над живущими на земле. Когда же в восьмой день, то есть после времени закона и после древнего оного субботствования, мы обрезаны были обрезанием нерукотворным» ( ) чрез Духа и приняли образ Христа (ср. ), соделавшись общниками Его «Божественного... естества» ( ): тогда уже мы отгнали вину, тогда исчезла также и нечистота и удалилась всякая наша скверна. Ибо мы рождаемся уже не для тления, по причине преступления в Адаме, но для жизни и нетления, по причине оправдания во Христе, так как Он потерпел за нас заклание, как агнец непорочный и истинный, как горлица Божественная и мысленная; потому что не иным способом мы спасены. Разве это не так? |
|