Нек-рое время спустя сбылось предсказание святого: когда начались гонения на черноризцев, Болеслав внезапно умер, а поднявшийся мятеж на Польской земле стал причиной гибели знатной вдовы. Оправившись от ран, М. У. вернулся на Русь. Последние 10 лет жизни он провел в Киево-Печерском мон-ре. Агиограф сообщает о том, что святой был удостоен дара исцелять от плотских страстей и искушений уже при жизни. Прп. Моисей приходит в Киево-Печерский мон-рь. Фрагмент ксилографии «Прп. Моисей Угрин». Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) Время возвращения на Русь, поселения в обители и преставления М. У. является предметом дискуссии. Прп. Поликарп пишет о том, что святой пришел «в дьни святаго Антониа и скончася о Господе в добре исповедании, пребыв в манастыри лет 10, а в пленении страдав в узах 5 лет, 6-е лето за чистоту» ( Абрамович. 1991. С. 148). В Берсеневском списке (Арсеньевская ред., 1406), древнейшей дошедшей до нас рукописи Киево-Печерского патерика, вместо «6-е лето» читается «6 лет». Используя это указание, а также датированные известия ПВЛ о вступлении Болеслава в Киев (1018) и о его кончине (1030; в действительности ум. в 1025), составитель Кассиановской II редакции Патерика (1462) приурочил приход М. У. к Антонию к следующему после освобождения, 1031 г. На основании этой даты редакторы печатного Патерика (1661) определили время преставления святого - 1041 г. (1031+10). Эти датировки подверг критике митр. Макарий (Булгаков) , который отметил тот факт, что М. У. не мог прийти в Печерский мон-рь «прежде 1054 г.», когда вокруг прп. Антония только начали собираться первые последователи ( Макарий. История РЦ. С. 151). Шахматов полагал, что виновником данного хронологического противоречия было «тенденциозное» Житие прп. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААКИЙ предыдущая статья Т. 27 , С. 26-30 опубликовано: 10 февраля 2013г. Содержание ИСААКИЙ (Чернь; после 1088, Киево-Печерский мон-рь), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших), пещерник. Источники Прп. Исаакий Киево-Печерский, пещерник. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский, пещерник. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Сведения об И. содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», к-рое читается в «Повести временных лет» (ПВЛ) под 6582 (1074) г. (нач.: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий») и в Киево-Печерском патерике . В некоторых списках патерика повествование об И. выделено в самостоятельный рассказ - «Слово о святем Исакии печернице» (Древнерусские патерики. 1999. С. 77). Летописный вариант рассказа об И. является первоначальным: сравнение 2 версий показывает, что сказание было извлечено из ПВЛ и внесено в Киево-Печерский патерик без серьезных изменений (см.: Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности прп. Нестора // ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 171). Есть основания полагать, что краткий рассказ об И. находился в не дошедшем до нас Житии прп. Антония Киево-Печерского 2-й пол. XI в. В рассказе Киево-Печерского патерика «О блаженем Агапите лечци» агиограф Поликарп , обращаясь к киево-печерскому игум. |
В Великую Субботу его привели на арену. Народ стал вопить от восторга ненависти. Проконсул начал допрос епископа: «Ты ли Поликарп?» Когда старец признал себя Поликарпом, проконсул обратился к нему с положенными словами увещевания: «Пожалей свой почтенный возраст и не доводи дело до своей погибели: поклянись гением кесаря, одумайся, скажи: смерть безбожным». Поликарп отказался, хотя консул, по существу, сознательно предложил ему уловку: епископ мог бы сказать «смерть безбожным», вкладывая в эти слова свой смысл. «Поклянись гением кесаря, - предложил консул, - и похули Христа». «86 лет я служу Ему, - отвечал Поликарп, - и никакой обиды не претерпел от Него. Как же я могу похулить Царя моего, Который спас меня?» Проконсул продолжал склонять Поликарпа к отречению, предлагая самую мягкую его форму; он даже не требовал жертвоприношения: «Поклянись же гением кесаря, и я отпущу тебя». Св. Поликарп ответил прямо: «Напрасно ты делаешь вид, что не понимаешь меня, предлагая поклясться гением кесаря. Если ты не хочешь понять меня, то я скажу тебе явно: я христианин. А если желаешь узнать, что такое христианин, то назначь особый день и выслушай меня». Проконсул взглянул на толпу и сказал: «Убеди народ». «Лишь тебе, - ответил епископ, - я оказываю честь говорить с тобою, уважая в тебе представителя Богом поставленной власти, а этих я не считаю достойными, чтобы оправдываться перед ними». От убеждений проконсул, как полагалось по правилам ведения процесса, перешел к угрозам. «У меня есть звери, - сказал он, - и я отдам им тебя, если ты не отречешься. А если зверей не боишься, то я сожгу тебя». Поликарп ответил, что огонь временный, который через несколько часов погаснет, не страшен по сравнению с огнем вечным. «Что ты медлишь? Делай, что тебе угодно». Тогда проконсул приказал объявить через глашатая: «Поликарп признал себя христианином». Услышав это, толпа разразилась криками ярости: «Поликарп - учитель нечестия, отец христиан; он отвергает наших богов». К язычникам присоединились и иудеи, находившиеся в тот праздничный день в цирке. |
III, 3: 4 ) и Тертуллиан (Прескрипц., 32). Когда Игнатий Богоносец , отправленный на казнь в Рим, был на остановке в Смирне, то, встретившись с Поликарпом, как-то особо к нему проникся. Не известно были ли они знакомы до этого момента. Возможно, Поликарп видел Игнатия, когда тот приезжал для бесед с Иоанном и там они могли познакомиться. Но на момент встречи Игнатия и Поликарпа, последнему шел уже 37 год, а Игнатий был намного его старше. В Послании к Поликарпу, Игнатий дает ему очень высокую характеристику. Называет его человеком непорочным, с которым бы желал всегда наслаждаться совместной радостью о Боге (Полик.1). Провидя будущее величие, которое Бог предназначил для Поликарпа, Игнатий говорит своему молодому соепископу: «Как нужны ветры кормчим, или пристань – обуреваемому, так нужен ты настоящему времени – для того, чтобы [помочь] достигнуть Бога» (Полик.2). Ему Игнатий поручает написать послания ближайшим Церквам, так как сам Игнатий, по причине внезапного отплытия из Троады в Неаполь не успевает их написать (Полик. 8). Через 45 лет, Поликарп действительно становится одним из главных духовных лидеров христианства в Асии. Из уст язычников мы узнаем, что современники, как язычники, так и христиане, считали Поликарпа учителем Асии, отцом христиан ( , о Поликарп, по словам язычников, многих научил не поклонятся богам и не приносить им жертв (Муч. Полик. 12:2). От Поликарпа сохранилось одно послание к Филадельфийской Церкви, написанное ок. 107 или 108 г. Во время своей старости, Поликарп был очень уважаемым и почитаемым учителем, к нему стекались многие, желавшие услышать учение из уст человека видевшего Апостолов. Некоторые ученые считают, что учениками Поликарпа были Мелитон, еп. Сардский, Клавдий Аполлинарий, еп. Иерапольский, Поликтат, еп. Ефесский 112 . Некоторые предполагают, что тем пресвитером, который обратил к христианству св. Иустина Философа был Поликарп 113 . |
Когда привели святого Поликарпа, народ поднял сильный шум. Начался допрос. Проконсул спросил: «Ты ли Поликарп?» Получив утвердительный ответ, начал располагать его к отречению и говорил: «Постыдись своей старости» и многое тому подобное, что обычно говорят они в таких «клянись гением кесаря, одумайся, скажи: «Смерть безбожникам»». Тогда Поликарп, бросив строгий взгляд на весь народ, бывший на стадионе, показал на него рукою и со вздохом, обратив глаза к небу, сказал: «Смерть безбожникам». Проконсул, конечно, понял, что значили этот взгляд и эти слова и вздох в устах святого Поликарпа, но предложил: «Клянись, и я отпущу тебя, хули Христа». На что Поликарп ответил: «Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и Он ничем меня не обидел: как мне хулить своего Царя и Спасителя?» Святой Поликарп такими словами достаточно явно исповедал себя христианином, но проконсул делал вид, что ничего еще определенного не сказано: может быть, он хотел спасти святого или прельщался надеждой заставить отречься такого видного христианина. Даже когда святой Поликарп на возобновленное предложение клясться гением кесаря произнес слова, после которых по закону подлежал казни: «Если ты тщеславишься тем, что заставишь меня клясться «гением кесаря», как ты выражаешься, и притворяешься, будто не знаешь, кто я, то слушай решительное мое показание: христианин. Когда хочешь узнать учение назначь день и проконсул не спешил выносить приговор, давая понять святому, что не он, а народ хочет его смерти: «Убеди народ». удостаиваю своей сказал святой потому, что нас учили воздавать должную честь поставленным от Бога властям, если она (эта воздаваемая С. М.) не вредит нам; а народ не признаю достойным того, чтобы защищаться перед ним. меня есть звери, если не переменишь своих мыслей, я брошу тебя им. их; мы не меняем лучшего на худшее: хорошо менять только зло на добро. |
К Иак., гл. 13–14. Ориген был, как известно, катехетом в Александрии еще раньше, чем стал пресвитером). Древнейшее свидетельство такой катехизаторской деятельности пресвитеров доставляет приведенное выше место из Послания к Тимофею. Нет нужды доказывать, что эти пресвитеры-учители, обучающие оглашенных, не могут быть поставлены на одну ступень с поучающими общину «дидаскалами» (см. выше, 5). Обучение оглашенных проистекает из дара любви (см. выше, 9), а не из особенного дара учительства. Сюда относится в особенности известное место из Послания Поликарпа к Филиппийцам, 5, 3: «Должно покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу» (ср. 6, 1: пресвитеры вообще несут заботу о справедливости в суде и о нуждающихся в помощи). Что в числе пресвитеров подразумевается и епископ, об этом можно заключить уже из упоминания диаконов, которые везде являются прежде всего служителями епископа. Безразлично, предполагает ли Поликарп филиппийскую общину в данное время лишенной епископа, или нет (пресвитер Валент, забывший свой сан и растративший дары любви, таким образом, несомненно занимавший епископскую должность, низложен общиной, 11, 1–4), потому что данное место своим увещанием «покоряться пресвитерам и диаконам» имеет характер всеобщности. Так как Послание Поликарпа уже определенно (хотя воззрения на этот пункт, как известно, разделились) предполагает монархический епископат (Поликарп является во вступлении в качестве епископа: «Поликарп и находящиеся с ним пресвитеры...», ср.: Игнатий. К Филад.: «с епископом и с находящимися с ним пресвитерами». С другой стороны, в качестве филиппийского епископа выступает, как уже замечено, «пресвитер» Валент, только названный просто пресвитером, как низложенный с епископства), то отсюда необходимо следует, что Поликарп в числе пресвитеров подразумевает также и епископа. |
Стоит, однако, сопоставить старшую редакцию легенды с ее последующей переработкой, как позднейших агиографических памятников предстанет как явление стиля, поскольку позднейшего агиографа невозможно подозреватьв том, что он, пользуясь более ранним образцом, мог не знать или запамятовать какие-нибудь подробности, в нем отраженные. Действительно, сличение древнейшей редакции жития Василия Нового (X в.) с ее переработкой автором XII-XIII вв. обнаруживает, что позднейший агиограф отказался от бытового фона ряда сцен, а также от определения времени и места действия, таким путем придавая своему варианту легенды обобщенность, суммарность или, иначе сказать, – все частное, единичное, особенное агиограф XII-XIII вв. исключил. В подобном аспекте младшие этнографы и в других случаях перерабатывали свои оригиналы. Меняется и место, отводимое в повествовании рассказчику. Принадлежностью житийной легенды и частой особенностью других видов благочестивой повествовательной литературы первого периода была фигура рассказчика-очевидца или лица, от ближайших свидетелей событий получившего передаваемые им сведения. Наличие в повествовании фигуры автора не ограничивалось тем, что служило порукой истинности рассказываемого; он в большей или меньшей мере выступал участником происходящего и обычно объективировал себя, сообщая ряд предусмотренных трафаретом агиографических сведений. Сюда относятся кроме имен родителей, родины, места в церковной иерархии, а иногда и других анкетных данных заявления о своей ничтожности, неучености или несоответствии задаче, за которую агиограф принужден взяться по просьбе какого-нибудь уважаемого лица либо потому, что умолчание о великих подвигах святого – больший грех , чем неискусная попытка о них поведать, сообщения о связях с прославляемым подвижником, а если их не было, с тем лицом, которое служило источником информации. |
Поликарп подробно излагает в своем Послании причины, побудившие филиппийцев отрешить Валента от его служения: «Я сильно опечалился из–за Валента, который некогда был сделан у вас пресвитером, так как он забыл данное ему место. Поэтому умоляю вас: берегитесь любостяжания и будьте чисты и правдивы. Воздержитесь от всякого порока. Кто сам не может воздержаться от этого, как он будет проповедовать о том другому? Кто предается любостяжанию, тот оскверняется идолослужением и достоин считаться в роду язычников… Итак, я весьма скорблю, братия, о Валенте и его жене: дай Бог им истинно покаяться» . Невольно остается впечатление, что Поликарп как будто хочет показать, что Валент порочно исполнял свое служение, а потому не может быть причислен к тем, о которых говорит Климент. Кто был Валент? Сам Поликарп называет его пресвитером. Этим ответом исчерпан был бы вопрос, если бы в самом Послании упоминалось о епископе. Между тем как раз в Послании говорится только о пресвитерах и диаконах. Это умолчание Поликарпа о епископах (тогда как ап. Павел в своем Послании к тем же филиппийцам говорит о епископах и диаконах) приводит нас к заключению, что непосредственно после мученической смерти Игнатия Богоносца в Риме выделение епископов только еще начиналось. К этому надо прибавить, что и Поликарп себя самого в Послании не называет епископом, хотя ясно выделяет себя от остальных пресвитеров: . Умолчание Поликарпа о епископе не означает, что его не было в Филиппийской церкви, а что он еще включен в коллегию пресвитеров как их предстоятель и мог быть обозначен общим преемником для всех членов коллегии пресвитеров, как и все пресвитеры могли быть названы епископами. |
Впервые усматривается связь между именем Нестора и летописью в сказаниях Поликарпа. В сказании о Никите затворнике в числе прочих преподобных отцов, пришедших к Никите в его пещеру и отогнавших от него бесов, назван Нестор иже написа летописец (Берсен. сп. и Кассиановския редакции). В конце своего сказания об Агапите Поликарп, сравнивая свой труд с предшествующими описаниями житий печерских угодников, говорит: «якоже блаженный Нестор в летописци написа о блаженных отцех, о Дамиане, Иеремии и Матфеи и Исакии» (Румянц. 305). Вслед за Костомаровым думаю, что Поликарп не имел основания называт Несторовой Повесть временных лет и что следовательно «летописец», написанный Нестором, – это Печерская летопись. Итак, Поликарп нашел в Печерской летописи жития Дамиана, Иеремии, Матфея и Исакия; что эти жития действительно читались в Печерской летописи, мы заключили выше на основании данных Повести временных лет. Отсюда следует, что Поликарп был знаком с Печерской летописью и что те места, которые он приводит из «летописца», не определяемого при этом ближе, заимствованы им именно из Печерской летописи. Приведу места, где он ссылается на летопись. В сказании о Моисее Угрине мы читаем: «в едину оубо нощь Болеслав напрасно оумре и бысть мятеж велик в всей лятьскои земли, и въставше людие избиша епископы своа я боляры своа, яко же и в летописци поведает, тогда и сию жену оубиша...» (Румянц. 305; Берсен. сп. и т. д.). Конечно, это известие тожественно с тем, что мы читаем под 1030 годом в Лавр. и других списках Повести временных лет: «в се же время умре Болеслав Великий в Лясех, и бысть мятеж в земли Лядьске; вставше людье избиша епископы, и попы, в бояры своя, и бысть в них мятеж». |
— Ты презираешь зверей? Так я заставлю тебя смириться посредством огня, если не переменишь мыслей. — Ты грозишь мне огнем, горящим временно, потому что ты не знаешь об огне будущего и вечного мучения, который уготован нечестивым. Делай, что хочешь.Говоря это и многое другое, Поликарп исполнился дерзновения (или крепости) и радости; лицо его сияло благодатию. Он не только не смутился от допроса, а, напротив, привел в смущение проконсула. Допрос кончился. Проконсул послал глашатая три раза возгласить на стадионе: «Поликарп объявил себя христианином». Тотчас толпа язычников и евреев, живших в Смирне, с неукротимой яростью громогласно закричала: «Он учитель Азии, отец христиан; истребитель наших богов; это он научил не приносить жертвы и не кланяться и стала требовать от азиарха Филиппа Триллиона (распорядителя общественными зрелищами), чтобы он выпустил льва на Поликарпа. Филипп отвечал, что сделать этого не может, так как бой со зверями кончился. Тогда народ единодушно завопил: «Сжечь Поликарпа живым». Исполнилось пророчество Поликарпа. «Народ немедленно набрал дров и хворосту из мастерских и бань, чему с особым усердием содействовали, по своему обыкновению, иудеи. Когда костер был готов, Поликарп снял с себя все одежды и, развязав пояс, старался сам и чего прежде не делывал, потому что верные всегда наперерыв спешили коснуться его кожи, помочь ему разуться. Да и прежде, чем он дожил до седин, он всячески уважаем был за добрую гласит описание. Его хотели пригвоздить, но он сказал: «Оставьте меня так. Дающий мне силы переносить огонь даст силы и без ваших гвоздей оставаться на костре неподвижным». Его привязали. Святой Поликарп благодарил Бога, что удостоился «получить часть в числе мучеников в чаше Христа». |
|