askeetiikka аскетика f askeetti подвижник (аскет, пустынник) m askeettinen аскетический отцы-пустынники pl autokefaalinen автокефальный autokefalia автокефалия f autonomia автономия f autonominen автономный autuaallinen благодатный autuas блаженный m autuuden lauseet Заповеди блаженств pl autuus блаженство n, благодать f avioero развод m avioliiton mysteerio Таинство Брака n avioliitto брак m avioliittokruunut венцы pl avioliittoon vihkiminen бракосочетание n aviottomuus безбрачие n avuksihuutaminen моление (прошение, взывание о помощи) n avuksihuutopsalmit «Господи воззвах» (вечерний псалом) m avuksihuutostikiirat стихиры на «Господи воззвах» pl стихиры на «Господи воззвах» pl B baptismi баптизм m baptisterio баптистерий m (крещальня, крестилка f) Basileios Suuren liturgia Литургия f св. Василия Великого basilika базилика f Biblia Библия f brokadi парча f Bulgarian patriarkaatti Болгарский патриархат m Bysantin taide византийское искусство n bysantologia византология (византинистика) f bysanttilainen kirkkolaulu византийское церковное пение n bysanttilainen riitus византийский обряд m C caesaropapismi цезарепапизм m D deisis деисис (деисус, деисусный ряд) m деисис (деисус, деисусный ряд) m dekalogi десять заповедей demestinen laulu демественное пение n demoni бес (демон) m demoninen демонический denominaatio деноминация f deuterokanoninen второканонический diakoni диакон (дьякон) m diakonia диакония f diakonien ovet диаконские двери pl diakonissa диаконисса (дьяконисса) f diaspora диаспора f dikiri дикирий m dikotomia дихотомия f diptyykki диптих m diskos дискос m dogma догматы pl dogmatiikka догматика f dogmi догмат m dogmistikiira догматик m doksologia славословие (доксология) f, возглас m E предтеча m edesmennyt покойный efesolaiset эфесяне (ефесяне) pl ehtoollinen причастие (причащение, приобщение n), вечеря f причастие (причащение, приобщение Святых Даров) n Ehtoollisen asettaminen Тайная вечеря f, Установление n Таинства Евхаристии |
Завтра собираюсь на несколько дней съездить на Байкал, по которому уже успел соскучиться. В этот раз исследуем западную часть, а точнее, загадочный остров Ольхон, куда не успел попасть в прошлом году. Вечером вновь утрамбовываю рюкзак, изучая карту завтрашнего маршрута. День десятый. 9.07 Рано утром Альберт Владимирович отвез меня до выездного ДПС на Усть-Ордынск. Погода пасмурная, что отнюдь не наводит на радостные размышления, но на Ольхоне побывать очень уж хочется. Из всех водителей, с которыми ехал, запомнился один дедушка, он ехал вместе с другом до Оёка, интересную мысль они мне подбросили, которую, кстати сказать, я после и воплотил в жизнь. «А что ты просто так ездишь, ты на телевидение хоть зайди, все же интересней». Дали примерный адрес телевидения в Иркутске, но очень серьезно я тогда эту идею не воспринял и продолжил спокойно свое путешествие. Усть-Ордынский Бурятский АО (85 rus) – образован в 1937 году в составе Иркутской области. Население 143 тыс. жителей. Центр – поселок городского типа Усть-Ордынский. Потом подвозил меня парень из Шелехова, он вез в деревню трех девушек, ехали в тесноте, но не в обиде, очень даже здорово, на прощанье заехали в кафе, где я был накормлен позами. Позы – это местное блюдо, представляющее собой большой пельмень с вкусным бульоном внутри, есть его надо руками. Высадили меня в пос. Байяндай, здесь поворот на Еланцы, откуда уже не очень далеко до Байкала и парома. Дорога далее превращается в грунтовку, но хорошего качества. Машины здесь очень редки, чаще всего ездят отдыхающие. Такие машины легко узнать – они до крыши (а иногда и выше) забиты людьми, матрасами, палатками и надувными лодками. Раз в двое суток из Иркутска и обратно ходит автобус. |
В XI в. одна за др. возникли 3 школы: кагьюпа , кадампа и сакьяпа , названные школами «новых переводов». Они попеременно главенствовали в духовной жизни Тибета, имея собственные «вотчины» в виде мон-рей, к-рые содержали представители определенных тибет. родов. Схоластические споры привели к образованию подшкол, и в этом духовном соперничестве победила школа гелугпа , выросшая из кадампы. Создатель гелуг Цзонхава (1357-1419) смог укрепить монашескую дисциплину по хинаянскому уставу, ввести строгий целибат (чему далеко не всегда следовали др. школы), учредить культ будды Майтреи, были построены мон-ри и храмы и т. д. Особое значение приобрел детально разработанный в школе институт «воплощенцев» - живых богов тибет. религии, являвшихся воплощениями будд, небесных бодхисаттв, великих учителей и святых прошлых времен. После естественной смерти одного из них происходил отбор кандидатов (детей 4-6 лет), из к-рых при участии оракула выбирали следующего. С XVI в. так стали назначать и высших иерархов гелугпы - далай-лам, являвшихся «воплощенцами» бодхисаттвы Авалокитешвары. Они при поддержке сначала монг. ханов, затем китайско-маньчжурских властей объявлялись фактически властителями автономного Тибета. Власть далай-ламы признали и др. школы страны, ибо все разделяли и практиковали веру в «воплощенцев». Позднее далай-ламы играли видную роль в назначении др. «воплощенцев» настоятелями и святыми отдельных мон-рей. До 50-х гг. XX в. каждая тибет. семья посылала как минимум одного сына в монахи. Соотношение монахов и мирян-мужчин составляло примерно 1:7. С 1959 г. Тибет перестал быть независимым гос-вом (в наст. время Тибетский автономный р-н (ТАР) Китая). Далай-лама XIV, правительство и парламент в изгнании пребывают в Индии, так же как и большое количество монахов. |
Татары, марийцы, удмурты исконно населяют Вятскую землю. А вот бурятский народ исторически сформировался и проживает в районе озера Байкал. Какие животные вятской породы прославили свой край во всем мире? а) Козы б) Коровы в) Овцы г) Лошади А правильный ответ — лошади. Сильные и выносливые, быстрые и умные тягловые лошадки вятской породы были выведены в Вятской губернии в XVII веке. Вяткам не страшен суровый климат, они способны скакать галопом даже в плохую погоду и по очень плохим дорогам и перевозить тяжести на дальние расстояния. А правильный ответ — лошади. Сильные и выносливые, быстрые и умные тягловые лошадки вятской породы были выведены в Вятской губернии в XVII веке. Вяткам не страшен суровый климат, они способны скакать галопом даже в плохую погоду и по очень плохим дорогам и перевозить тяжести на дальние расстояния. А правильный ответ — лошади. Сильные и выносливые, быстрые и умные тягловые лошадки вятской породы были выведены в Вятской губернии в XVII веке. Вяткам не страшен суровый климат, они способны скакать галопом даже в плохую погоду и по очень плохим дорогам и перевозить тяжести на дальние расстояния. Сильные и выносливые, быстрые и умные тягловые лошадки вятской породы были выведены в Вятской губернии в XVII веке. Вяткам не страшен суровый климат, они способны скакать галопом даже в плохую погоду и по очень плохим дорогам и перевозить тяжести на дальние расстояния. Сколько человек вмещал ушкуй — судно вятских пиратов? а) 2–5 ушкуйников б) 20–30 ушкуйников в) 80–100 ушкуйников г) До двухсот ушкуйников Ушкуй — легкое парусно-гребное плоскодонное речное судно, известное на Руси с XII по XV век. Делали его из сосны, длиной ушкуй был от 12 до 14 метров, шириной — около 2,5 метров, борта поднимались на высоту около метра, осадка составляла примерно полметра. На судне помещалось 20–30 ушкуйников — разбойников, которые ходили по рекам, грабили города и селения и наводили страх на жителей берегов Камы, Волги и других близких рек. Столицей ушкуйников одно время называли Хлынов (одно из названий Вятки). |
Архиерейский суд над архиереем же он уподобляет евангельскому образу царства сатаны, «разделившагося на ся»; «а что их судити патриарху, подобно сему, еже глаголет Господь: аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть. Якоже Бог Един судит всем, тако и всеобдержай царь. И аще Бог изволит и великий государь тое их гордость сломит и под свою высокую руку и под суд подклонит, то все благочестие исправится. Они бо ради «свободного» жития законы превращают и уставы преданные им прелагают и от веры отступают, а православие с еретичеством До таких Геркулесовых столбов договаривается секретарь партии, создавшей Уложение В докладе Трофимова прямо поименованы наиболее откровенные и владевшие мыслью и словом наличные архиереи: Корнилий архиепископ Тобольский, Лаврентий митрополит Казанский, Илларион архиепископ Рязанский, Симеон Сибирский. Известен такими же взглядами «свободного архиерея» еще до Никона, при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Филарете, Киприан митрополит Новгородский. Он называл себя «государем-митрополитом». Воевал с царскими чиновниками в делах своего епархиального и хозяйственного управления. Не исполнял некоторых и царских и даже патриарших указов. Победив Никона авторитетом восточных патриархов, царь Алексей последовательно решил смирить этот автономный дух именем тех же авторитетов. От царя заблаговременно написано было вопрошание к патриархам о взаимоотношениях властей царской и патриаршей, с просьбой иметь их точно формулированный ответ. Над вопросом и ответом немало, вероятно, поработала и царская, и греческая сторона с ее переводчиками и консультантами. Поэтому пространно мотивированные ответы патриархов на этот большой принципиальный вопрос сверх ожидания являются глубоко продуманными и довольно удачно формулированными. |
Они были зверски убиты или пропали без вести, что одно и то же. Международная и албанская гражданская власти очень часто отключает косовским сербам электроэнергию, объясняя эту меру нехваткой энергии и неоплатой счетов. Однако, когда Сербия заявила, что она бесплатно будет поставлять в автономный край Косово необходимое количество энергии, и даже сверх того, международная и гражданская албанская власти ответили отказом. Таким образом, косовские сербы не только не могут работать и зарабатывать, но и лишены возможности беспрепятственно получать помощь от собственного государства. Все это показывает, что на Косово воцарилось откровенное беззаконие. Слово бедность слишком мягко, чтобы определить нынешнее состояние моего народа в его исторической колыбели. Не просто о богатстве, но и даже о самом среднем уровне жизни сербы давно забыли, все это привилегия албанцев. Вдохновленные западной поддержкой и оправданием совершенных ими преступлений, албанцы, за время трехдневных беспорядков, несмотря на присутствие на территории Косово НАТО, весной 2004 года убили 12 сербов, ранили 120, выгнали 4000, в основном из многих сербских анклавов в глубине Косова, до основания разрушили еще 35 сербских церквей и монастырей, 1000 сербских домов и несколько сербских сёл. После замалчивания этого откровенного геноцида и культуроцида над сербами, западные политики и албанские вожди, вместо того, чтобы постыдиться своих злодеяний, повели еще более открытую политику отделения сербского края Косово от государства Сербии. Главным лицемерным квазиаргументом такой америко-албанской политики является пресловутое создание стабильности на Балканах по америко-албанскому рецепту и излечение албанской национал-шовинистической фрустрации созданием еще одного албанкого государства. |
«Человечество, которое мы наблюдаем, и которое и есть мы, есть человечество сломленное. Оно сломлено прежде всего в каждом из нас (...). Мы «кверх ногами», и нет центра, который бы все это умиротворил. Разделенные внутри самих себя, мы разделены и между собой...» 32 . Этот разделенный в самом себе человек оказывается в современном мире «мерой всех вещей», и это его возвышение, как отмечает протоиерей А.Шмеман , парадоксальным образом сочетается с умалением самого человека, с искажением его призвания и божественного замысла о нем. Эпоха антропоцентрична, а человек, ее центр, – мелок и ничтожен. Автономный человек современной, т. е. гуманистической культуры отказался от уподобления своему Первообразу, не принял образа Славы, явленного в униженном теле Христа. И вот с отречения от этого образа неизреченной славы началась наша (...) цивилизация, началась с того, что по богословской аналогии следовало бы назвать вторым грехопадением 33 . Урезав свое человечество, человек нарушил иерархию бытия и тем самым извратил и свою роль по отношению к окружающему миру, подчинив себя, вместо божественной воли, той материальной природе, над которой он призван господствовать. Отказавшись от Бога Творца, человек, объявив творцом себя, творит себе других богов, более жадных на человеческие жертвы, чем были боги языческие. В плане духовном явное и скрытое богоборчество вызывает реакцию веры, распад и разложение – поиски единства, фальшь – тяготение к подлинности. В этом мире разложения, когда ставится вопрос, как можно верить, в кого и во что, для чего верить, человек ищет смысла своего существования. И здесь опять «удивительное совпадение» между судьбами Православной Церкви и судьбами православной иконы. |
Согласно этому учению, Истина постигается не в сотрудничестве человека и Бога, но навязывается и пассивно принимается. Автономный человеческий труд как метод постижения Истины, независимый от самой Истины, изменчив и относителен. Как противоположное этому понимание пассивизирует Истину, делает ее пассивным объектом, приписывая человеку как субъекту весь динамизм в постижении Истины, такой взгляд пассивизирует человека, лишая его богоданного динамизма и дара радостного сотрудничества с Истиной. Обе эти позиции коренятся в недостаточном или уже утраченном чувстве реальности общения и близости человека и Бога, человека и Истины. По традиционному Евангельскому пониманию, проверенному и подтвержденному многовековым опытом Церкви, вопрос метода и церковной методики, так же как и вопрос отношения Истины и способа, которым она принимается и передается, раз и навсегда решен словами Самого Господа Иисуса Христа: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Ими Господь свидетельствует о Себе не только как об Истине и Жизни, но и как о единственном Пути, Который ведет к Истине и полноте Жизни. Путь, истина и жизнь; в Нем они – единая и единосущная реальность, триединая и неразделимая тайна. Что подразумевается под тем, что Христос есть путь? – Это означает, что Он как путь являет нам Свой образ жизни среди нас и для нас, Свое богочеловеческое дело, Свою богочеловеческую практику и то, как она осуществлялась и, осуществившись – навсегда осталась среди нас как мера нашей жизни, как наш путь. Усваивая этот Его образ жизни, мы находим Путь, которым – и только им – мы может придти к Отцу (ср. Ин.14:6 ). И так же как Он как Истина есть мера всякой истины, так же Он и как Путь есть внутренняя мера и критерий всей человеческой жизни и деятельности и методики этой деятельности. |
Начнем с конструкции Гартмана 4 , представляющей, с одной стороны, наибольшее осложнение общего гносеологического принципа иными психологическими мотивами, а с другой, наиболее расходящейся с действительным историческим процессом. Согласно общей теории развития, и Гартман видит сущность религиозного процесса в последовательном и закономерном переходе религиозного сознания от зачаточного и неустойчивого натурализма к развитому и устойчивому супранатурализму. Но движущею силою процесса он признает не стремление религиозного сознания сменять несовершенные гносеологические формы более совершенными, вплоть до совершеннейшей включительно, а последовательное выступление в нем все более и более чистых, в этическом смысле (то есть практических), мотивов постановки божества или веры в Него. На низших ступенях человек ищет в Божестве лишь исполнителя своих природных, грубо-чувственных желаний. На высших же он вступает в свободный (автономный) союз с Ним, чтобы в Нем найти основу для развития сверхприродных, духовных начал своей жизни. Между этими двумя крайними ступенями процесса лежит ряд переходных моментов, представляющих последовательную градацию просветления природного богосознания в духовное. Этот процесс сам Гартман схематизирует в следующей наглядной форме: А. Натурализм Пробуждение религиозного сознания II. Натуралистический генотеизм Человекоподобное одухотворение генотеизма: Эстетическое просветление (Verfeinerung) генотеизма (греки) Утилитарная секуляризация генотеизма (римляне) Трагико-этическое углубление генотеизма (германцы) Теологическая систематизация генотеизма: Натуралистический монизм (египтяне) Полу натурализм (персы) Результат натурализма (его недостаточность, недостаточность эвдемонизма, двоякий выход к супранатурализму) В. Супранатурализм Абстрактный монизм или идеалистическая религия искупления: Акосмизм в браманизме Абсолютный иллюзионизм в буддизме Теизм: Первоначальный монотеизм (у евреев) Религия закона или гетерономии (мозаизм, иудейская религия, попытки реформы религии закона в ессействе, новейшем иудействе, исламе и проч.) |
Детски искреннее чутье этой души не обмануло ее. С Петром пришло на Русь и воцарилось на ней совершенно иное просвещение, идущее от иного корня, имеющее иное основание. Там целью было небо, здесь – земля. Там законодателем был Бог , здесь – автономный человек с его мощью научного разума. Там критерием поведения было мистическое начало греха, здесь – хотя и уточенная, но, в конце концов, утилитарная мораль общежития. Петр сделал России прививку великих переживаний Возрождения и Гуманизма, и она блестяще удалась. Через 50 лет мы имели русскую Академию Наук в лице Ломоносова, а через 100 лет – Пушкина. Пушкин, как зачарованный близнец, как двойник солнца, всем существом был устремлен к Петру. Он выявил этим свое мистическое сродство с прометеевским, человеческим, только человеческим гением Петра. Пушкин был величайшим из птенцов гнезда Петрова, адекватным порождением его неосознанной гуманистической религии. Петр мечтал дать России европейскую интеллигенцию, и он дал ее в лице Пушкина. В Пушкине свершились все приобретения Возрождения и века Просвещения. Он стал непререкаемым и неотменяемым доказательством европейской природы и европейского призвания русского гения. Что все это, как не знакомые нам существенные черты воспитанной древнерусским Православием русской национальной души? Это ее аскетизм, смирение, сострадательная любовь и искание града -нездешнего в своеобразном преломлении сквозь новое внерелигиозное. светское европейское мировоззрение. Она вырвалась из под спуда, эта тысячелетняя оправославленная русская душа и запечатлела своим трагически мистическим, почти апокалиптическим тоном всю новую русскую культуру, чем и привлекает к себе подсознательно внимание всего мира, как что то необычайное. |
|