001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
- Понятно, что крещенскую воду мы берем все в храме, но еще и говорят, что вся вода бывает освящена - и которая из крана идет, и которая в неосвященной полынье, и в ручейке. Как правильно называть эту водичку? о.Амвросий: Когда в храме освящают воду, она называется Великая Агиасма, по-гречески - святая вода. Православные берут ее домой, окропляют жилище и вокруг жилища, потому что где окропляется святой водой - демонические силы исчезают и не могут приносить зла людям. Ну а та вода, которая в реках, она тоже освящается. Я вот был в Сибири, там православные люди, а храмов нет. «А как же вы здесь живете?» - спросил их. Отвечают: «Бывает, когда приходит Крещение, и освящается вода в реке, мы набираем несколько трехлитровых банок, и они у нас стоят весь год, и мы людям раздаем». Так что это вода сохраняется. Это вода тоже святая. А в храме вода - Великая Агиасма. о.Елеазар: Да, поэтому то, что совершается в таинстве благодати, невидимо. А молитвы мы совершаем видимо. И для нас имеет большое значение то, что мы не просто зачерпнули воду в реке, которая освящена, а что мы еще постояли. о.Амвросий: Потрудились. о.Елеазар: Потрудились, чтобы Господь именно на эту воду послал особую благодать. - Как вы относитесь к молитве задержания? о.Амвросий: Православные христиане, когда собираются вместе и о чем-то молятся - они просят Господа, а Господь говорил: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них». Молиться всегда полезно. Молитва творит чудеса. - Зачем нужна «Скорая помощь» около источников при погружении верующих на Крещение? о.Амвросий: Некоторые говорят люди, неверующие, которые еще не пришли к Богу: «А зачем вы на храмах ставите громоотвод?».

http://radonezh.ru/text/zachem-nuzhna-skoraya-pomo...

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 7 , С. 380 опубликовано: 8 ноября 2009г. ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ - см. ст. Ектения . Рубрики: Литургика Литургика. Основные понятия Ключевые слова: Литургика. Основные понятия Великая ектения - см. ст. Ектения См.также: АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/150057.html

Протоиерей Игорь Фомин: Да, это вода считается особенной в воспоминание того момента, как мы слышим в церковных песнопениях, что Господь, входя в воду Иордана, освятил все водное естество. И в воспоминание этого чуда мы, конечно, тоже совершаем великое освящение воды. Там совершенно особый чин, он очень красивый, но те, кто был сегодня утром в храме или кто завтра будет в храме, после Литургии увидят, как это все совершается. По-другому эта вода называется великая агиасма, то есть великая святыня. Ее употребляют не каждый день и относятся к ней с благоговением, употребляют тогда, когда не могут пойти в храм, причаститься, берут артос, освященный хлеб после Пасхи, кусочек артоса и воду натощак пьют, при болезни, при невозможности причаститься в силу каких-то физических особенностей. Мы видим и свидетельствуем, что через крещенскую воду Господь дает верующим в него особую благодать, способную воскрешать человека к жизни духовной. Мне кажется, что это такой важный момент. То есть когда человек причащается Тела и Крови Христовой, когда причащается великой агиасме, артоса, у него открывается второе духовное дыхание. У него рождаются силы, зрение, слух духовные, с помощью которых он может увидеть правильное шествование по этой земле. Это причем не только механическое освящение твоего естества, это внутреннее благоговейное отношение к святыне дает тебе силы благочестиво жить здесь на земле. Алла Митрофанова: Отец Игорь, все равно не очень понятно, может быть, от воды эти прекрасные свойства проистекает, от Господа Нашего, от нашей веры? Протоиерей Игорь Фомин: Эти плоды проистекают... Господь, освящая воду, преподает эту воду людям верующим, благочестивым, мы же знаем, что можно причаститься в суд и в осуждение себе.

https://foma.ru/vse-o-kreshhenskoj-vode.html

А мы говорим: «Мы не ставили, это пожарная команда сказала поставить, и поставили». Так что и здесь «Скорая помощь», если приехала - а вдруг кому-то плохо, то она поможет. Всякое бывает. о.Елеазар: Есть два типа людей, которые приходят окунаться на прорубь. Первый тип людей – пришли с благоговением, с молитвой, отдавая себе отчет, что сейчас они окунаются в святую воду, ради православного обычая, для освящения тела, для укрепления духа. И окунаются. И второй тип людей - которые выпьют хорошо, совершенно не понимая, что они сейчас будут делать в воде. Идут с криками, с бутылками окунаться в прорубь. Естественно, кто-то поскользнется, а кто-то не увидит, что полынья уже затянулась льдом, и прыгает головой вперед. Естественно, кто-то начинает показывать, что он морж и долго плавает, и потом его уже синего вытаскивают из проруби. Это второй тип людей. И на них благодать, конечно, распространяется. Но они ведут себя, как сказано в Евангелии, «не искушай Господа Бога твоего». Христу же тоже дьявол сказал: «Сбросься с крыла храма, и ангелы тебя понесут». А Христос ответил: «Написано – не искушай Господа Бога Твоего». Поэтому «Скорая» увозит тех, кто пришли туда не для освящения, а просто ради забавы, покрасоваться. о.Амвросий: Когда я был в Почаевской Лавре, там есть колодец, Иов Почаевский еще копал. И вот такой был момент, когда в 12 часов ночи пришли к колодцу братья, открыли его и увидели, что там какие-то звездочки летали, касались земли и вода сразу как вскипала. Господь освятил воду. - Вечером в сочельник Богоявления вода такая же, как и на само Крещение? Великая Агиасма? о.Амвросий: Да, конечно. - А еще с прошлого года вода остается, как с ней поступать? о.Амвросий: Ею можно цветы полить или допить, если немножко.

http://radonezh.ru/text/zachem-nuzhna-skoraya-pomo...

К сожалению, вокруг святой воды собрано небывалое количество разных суеверий. Я не знаю, откуда берутся утверждения типа «надо обязательно взять воду в семи церквях» или «надо обязательно набрать воды и восемнадцатого, и девятнадцатого – это вот крещенская вода, а то богоявленская…». Да, по нашей традиции, Великое освящение воды совершается дважды – в канун и в самый день Крещения. На самом деле, это абсолютно одинаковый чин и абсолютно одинаковая вода, но вокруг них сложилось такое вот «народное богословие». Я не хотел бы это осуждать. Можно понять сложившуюся ситуацию, и мы стараемся ее исправить. Думаю, если будет продолжаться нормальная церковная жизнь, будут открываться храмы, проводиться катехизация, если будут издаваться книги и люди будут их читать, постепенно исчезнут очень многие негативные вещи. Это зависит от работы Церкви и от готовности людей ее услышать. — Владыка, Вы сказали, что агиасмавеликая святыня. Как с ней обращаться? — С Крещенской водой надо обращаться благоговейно, есть такое понятие. Как его объяснить? Мой добрый друг, недавно почивший митрополит Неврокопский Нафанаил рассказывал мне о своем детстве в болгарском селе. У них в селе был очень благоговейный священник. Когда он приходил причащать его бабушку к ним домой, он приносил с собой Дарохранительницу с Дарами, требник, Евангелие, крест. Все это было завернуто в чистую ткань. И на ребенка произвело очень большое впечатление, как благоговейно этот священник крестился, целовал те священные предметы, которые он доставал из сумки и раскладывал. А люди так же благоговейно относились к священнику. Когда ему подавали воды умыть руки перед совершением Таинства, то эту воду потом выливали не куда-то на землю, а только в очаг на угли, чтобы она никем не попиралась.

https://pravoslavie.ru/89721.html

13 мая 1922 года Астраханский университет был закрыт (Curriculum vitae, ГПБ, фонд 253, картон 1-й), и Алексей Афанасьевич вернулся в Петроград. Его старые друзья по научной деятельности в области Византологии академик Ф. И. Успенский, проф. И. И. Соколов и др. пригласили его к участию в работах Русско-византийской комиссии при Академии Наук. Алексей Афанасьевич был избран также действительным членом Славянской комиссии Академии Наук (1923 г.). Вероятно, после революции им был написан библиографический труд «Библиотека Апостольского Престола и каталоги ее манускриптов». 115 Тогда же он вернулся и к академической деятельности. Другая часть рукописей Дмитриевского – в Рукописном отделении Гос. Публичной б-ки им. Салтыкова-Щедрина. Осенью 1923 года Алексей Афанасьевич был приглашен читать лекции по Литургике на Богословских курсах центрального городского района в Петрограде – единственном православном среднем духовном учебном заведении, функционировавшем после того, как весной того же года перестал существовать Православный Богословский институт (учрежденный 4 декабря 1919 г.). В середине 1925 года это среднее богословское учебное заведение было реорганизовано в Высшие Богословские курсы. 116 Курсы существовали до сентября 1928 года. Все это время, в течение 5 лет, Алексей Афанасьевич читал лекции по Литургике. Кандидатские сочинения в ленинградский период научно-педагогической деятельности А. А. Дмитриевского ему писали: 1) окончивший Петроградский Богословский институт в 1923 году Н. Успенский – на тему «Происхождение чина агрипнии, или всенощного бдения, и его составные части» и 2) окончивший Высшие Богословские курсы в 1926 году быв. студент Петротрадского Богословского института А. Базунов – на тему «Чин богоявленского водоосвящения (великая агиасма)». Кроме того, Алексей Афанасьевич рецензировал две магистерских диссертации: прот. В. Рыбакова «Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность» и прот. А. Голосова «Церковная жизнь на Руси в половине XV11 века и изображение ее в записках Павла Алеппекого». По первой из названных диссертаций А. А. Дмитриевский выступал первым оппонентом на магистерском коллоквиуме.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitrievskij/zh...

Александр Александрович Вишневский родился в семье потомственных врачей в Москве. Его дед Александр Васильевич Вишневский был военным хирургом, изобретателем знаменитой лечебной мази, основателем Московского института хирургии, отец — Александр Александрович Вишневский, главный хирург Советской армии, генерал-полковник медицинской службы. В 1963 году он окончил Первый Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию по особенностям клеевого соединения мягких тканей в хирургии. Изучал возможности применения лазеров в хирургии. В 1973 году защитил докторскую диссертацию «Возможности использования оптических квантовых генераторов в хирургии». В 1981 году в составе группы стал лауреатом Государственной премии СССР за создание, разработку и внедрение в клиническую практику новых лазерных хирургических средств и новых лазерных методов хирургического лечения в абдоминальной, гнойной и пластической хирургии. С 1974 года он руководил отделением торакальной хирургии. В 1977 году предложил аппарат для наложения линейного скобочного шва на органы и ткани, который стал прототипом ряда аппаратов для линейного шва в эндоскопической хирургии. Исследовал возможности хирургического лечения при эмфиземе лёгких, первым в СССР выполнил редукцию объёма лёгочной ткани при диффузной эмфиземе лёгких. Первым в России приступил к выполнению пластических операций по коррекции объёма молочной железы силиконовыми имплантатами и реконструкции молочных желёз при врожденных пороках и после радикальных онкологических операций. Павел Васильевич Уржумцев (1925 год — 23 июня 2013 год), сотрудник Издательства Московской Патриархии и Издательского Совета Русской Православной Церкви, переводчик, писатель, богослов Фото: drevo-info.ru Родился в городе Ишиме. В 1940 году вместе с родителями переехал в Казахстан. Начал церковную службу в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты. Там был иподиаконом. В 1949 году поступил в Саратовскую Духовную семинарию. В 1953 окончил семинарию и в том же году поступил в Ленинградскую Духовную академию. В 1957 году выпустил свою первую работу «Великая агиасма (происхождение обряда и значение его в свете содержания водосвятных молитв по евхологионам IX–X веков)», за которую ему присвоили степень кандидата богословия. Переводил с древних языков, был редактором различных общецерковных изданий. Участвовал в создании официального календаря Русской Православной Церкви. Был заместителем Главного редактора Издательства Московской Патриархии. Георгий Ильич Глебов (22.04.1913 — 30.06.2013), участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943)

https://www.pravmir.ru/2013-poteri-goda/

— Где у вас иорданская вода? — кричала пятая. — Иорданская! А какой-то дед ветхозаветных времен бубнил, что «по-нашему, истинно-православному это Великая агиасма и вод освящается И так далее. Очередь страждущих заявить о себе была велика. За свечным ящиком сидела старушка в очках с огромными стеклами, и было видно, что она еле сдерживается. Позже я узнаю, что это легендарная Татьяна Сергеевна — гроза прихожан, захожан, сотрудников храма, всех других людей, приходских кошек, птиц, мышей, тараканов и даже батюшек. Да просто — ГРОЗА. Казалось, что при ее приближении даже свечи становятся ровнее. — Бабуля, мне бы прибавления ума! — со знанием дела обратилась я к ней, отодвинув всех этих специалистов по водам. Это, видимо, и стало для Татьяны Сергеевны последней каплей. В эту же секунду я узнала о себе все. И о моем уме, и о способах его прибавления, и о своей никчемной жизни. И о том, куда мне теперь идти со всеми этими бесценными знаниями. Слышала это не только я, но и все находящиеся в храме. Татьяна Сергеевна была не только грозной, но и Краснея, бледнея, задыхаясь от возмущения и обтекая святой водой, которую мне кто-то дал отхлебнуть для успокоения, я выскочила на улицу. И отныне и навеки зареклась посещать подобные «заведения». Когда, по прошествии времени, я начала регулярно ходить в храм (о чудо!), мы с Татьяной Сергеевной сначала были врагами. Тот свой богоявленский позор я ей долго не могла простить. А она, видимо, не могла простить мне сам факт моего Потом мы подружились, но это отдельная история. И дружили до самой ее смерти. Прошли годы, а я все еще по ней тоскую. И тот день нашего странного знакомства на Крещение я буду помнить всегда. Страшный За что я еще люблю этот день — за огромное количество совершенно разных людей, которые наводняют храмы. Церковные и нет, случайные и не очень, кто понимает значение этого праздника и кому вода нужна «чисто подлечиться». Но всех их привел сюда Христос, я уверена. Даже если сами они этого пока не осознают.

https://www.pravmir.ru/a-davajte-ya-sam-vam-vody-n...

Сортировать по Исключить новости Прости нас Бог, а не прорубь! Уже привычным и традиционным за последние несколько лет для якутян стало освящение воды в проруби. Впервые чин Великой Агиасмы на реке Лене совершил покойный епископ Зосима (Давыдов) в 2005 году. Тогда оно прошло спокойно, и едва ли нашлось несколько сотен смельчаков на весь город, чтобы в лютый мороз войти в эти воды. 17 января, 2011 Уже привычным и традиционным за последние несколько лет для якутян стало освящение воды в проруби. Впервые чин Великой Агиасмы на реке Лене совершил покойный епископ Зосима (Давыдов) в 2005 году. Тогда оно прошло спокойно, и едва ли нашлось несколько сотен смельчаков на весь город, чтобы в лютый мороз войти в эти воды. 19 января весь православный мир празднует Богоявление, т.е. Крещение Господне. Исключением не является и огромная по площади (1/5 часть всей России, 2/3 площади Западной Европы) территория республики Саха (Якутия). Согласно церковному уставу во всех храмах Якутии будет совершаться Великое освящение воды, так называемая Великая Агиасма. Всем известно, что этот праздник непосредственно связан с водой. Именно поэтому тысячи людей, начиная с 18 января, захватив пустую посуду, устремляются в храмы, чтобы побольше зачерпнуть божественной благодати и понести её домой. К сожалению, для многих наших современников благодать измеряется литрами. Лишь немногие к крещенской воде относятся подобающе – хранят её трепетно в течение года и потребляют с благоговением и молитвой. Уже привычным и традиционным за последние несколько лет для якутян стало освящение воды в проруби. Впервые чин Великой Агиасмы на реке Лене совершил покойный епископ Зосима (Давыдов) в 2005 году. Тогда оно прошло спокойно, и едва ли нашлось несколько сотен смельчаков на весь город, чтобы в лютый мороз войти в эти воды. Нынче уже в шестой раз будет совершаться освящение Крещенской купели на Лене. Теперь об этом знает весь город и его округа. На р. Лене Подготовку столь серьезного и опасного мероприятия в Якутске и районах республики всегда берет на себя МЧС. Делаются замеры толщины льда, расчищается площадка, спецтехникой выпиливается крестообразная прорубь. Порой лед может достигать двухметровой толщины, а под ним еще 4 метра воды. Поэтому изготавливается специальная огромная металлическая люлька, которую обшивают досками и потом монтируют в лед для безопасности купающихся.

https://www.pravmir.ru/prosti-nas-bog-a-ne-prorub/

Наш храм всегда красив. Ранним утром лучи восходящего солнца делают его золотым, а тихой деревенской ночью над ним плывёт загадочный и величественный Млечный Путь, как бы делящий надвое глубокое чёрное небо, полное мохнатых звёзд… Стелется утренний туман над Добшей… Пока ещё поют петухи, пока мычат коровы и тарахтит за околицей трактор, пока ещё есть кому слушать соловьёв, заливающихся в черемуховой пене, и бегать босиком по нагретому солнышком мелководью, разгоняя шустрых мальков, я говорю: живи, Русская Деревня, я не хочу, чтобы ты умирала!» Шприцы наркоманов и видимый признак неоставленности Богом Зимой – Правда ли, что села, где церкви сохранялись, сохранили и тот старый добрый русский православный характер, основательность, без которых нам сейчас так сложно? Правда ли, что глубинка без Бога превращается в трясину со всеми страшными атрибутами – пьянством, развратом, разбоем и т.п.? – Ох, без Бога всё превращается в трясину: и город, и деревня, и глубинка, и казовый конец… Ох, без Бога всё превращается трясину: и город, и деревня, и глубинка, и казовый конец – Батюшка, простите, а что это за «казовый конец» такой? – К а зовый конец – наиболее выгодная, показная сторона чего-либо. Когда раньше купцы продавали сукно «штуками», то внутрь заворачивали худший, а снаружи, соответственно, оставался лучший, который и показывали покупателю, к а зовый конец. В нашей округе три храма, примерно одного времени постройки (конец XVIII века): один не был разрушен, только разграблен, осквернен и закрыт в хрущевские гонения, два других сильно пострадали, наш – особенно сильно. Просмотрите на фото руин, с чего мы начинали… Для меня нынешнее состояние храма, частично восстановленного, было, есть и будет оставаться Чудом. В тот период, когда все храмы бездействовали, в одной благочестивой семье свято хранилась Великая Агиасма – крещенская вода. Пользовались и доливали простой водой. И так до тех пор, пока не возобновилось богослужение и снова состоялось Великое освящение воды. Те, кто веру имел, не терял ее. Я знавал их. Это были Дубы! Корни нашего православного народа! И то, что храмы были закрыты, не повлияло на них. Многие из них сейчас уже отошли в вечность. Но ведь стали-то они такими, с русским характером, когда храмы еще не закрыли, значит – влияет! А теперь храмы снова открыли, и на смену им пришли другие! Значит – не все потеряно!

https://pravoslavie.ru/104003.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010