ВОДА СВЯТАЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОДА СВЯТАЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 9 , С. 139 опубликовано: 17 июня 2010г. ВОДА СВЯТАЯ - см. статьи Агиасма , Вода , Водоосвящение . Рубрики: Литургика Ключевые слова: Литургика. Основные понятия Вода святая - см. статьи Агиасма, Вода, Водоосвящение См.также: АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Прокурорами Левокумского, Нефтекумского районов, Пятигорска и Кисловодска, Георгиевским межрайонным прокурором отозваны протесты, принесенные на отдельные положения уставов казачьих организаций края, которыми устанавливалась возможность участия в них лишь лиц православного вероисповедания , - говорится в сообщении. Ранее сообщалось, что члены фракции КПРФ в Госдуме направили коллективный депутатский запрос генпрокурору Юрию Чайке, в котором выразили несогласие с действиями одного из прокуроров Ставропольского края, усмотревшего признаки экстремизма в уставе казачьего сообщества. Прокурор Левокумского района Ставропольского края С.Юников предписал необходимость внести некоторые изменения в устав регионального общества Терского казачьего войска, усмотрев в нем нарушения, которые якобы нарушают требования закона О противодействии экстремистской деятельности , - говорилось в депутатском запросе. Как отметили его авторы, региональный прокурор называет экстремизмом положения казачьего устава, из которых следует, что членами общества и кандидатами на должность атамана могут являться граждане православного вероисповедания . По мнению депутатов, такая квалификация прокурором положения устава является неправомерной. Казаки исторически являются носителями и защитниками традиционных для русского государствообразующего народа ценностей служения государства и исповедания православия. В истории нет примеров, чтобы казачество формировалось из представителей, исповедующих иудаизм, буддизм или другие религии , - подчеркивалось в запросе. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Настоятель Ватопедского монастыря арестован и вывезен с Афона 27.12.2011 Настоятель афонского Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем (Кутсу) арестован и вывезен с территории Святой горы, сообщил Интерфаксу во вторник представитель обители. О том, куда именно сотрудники греческих правоохранительных органов вывезли отца Ефрема, нам неизвестно , - сказал собеседник агентства. Ранее во вторник председатель православного общества Радонеж Евгений Никифоров, хорошо знакомый с ситуацией в обители, сообщил Интерфакс-Религия , что отец Ефрем согласился последовать судебному решению о своем аресте. |
Первое основание Афонской школы положено в 1749 г. Она возникла по мысли игумена Афонского Ватопедского монастыря Неофита. Он построил вблизи монастыря на холме школу, наставником которой сделался другой Неофит, по прозванию Кавсокаливит, принимавший горячее участие в осуществлении мысли Ватопедского игумена. Учитель школы, Кавсокаливит, родился в Пелопоннесе, учился сначала в Константинополе, а потом на острове Патмос у известного уже нам тамошнего наставника Герасима Византийца; закончил же он свое образование под руководством знаменитого Евгения Булгариса в Яннинской школе. Затем он поселился на Афоне в Кавсокаливитском скиту (от которого и получил свое прозвание), принял монашество и стал преподавать грамматику некоторым из молодых монахов. Отсюда уже он перешел на должность наставника Ватопедской школы. 122 школа эта едва ли получила бы известность, если бы стечение особенно благоприятных обстоятельств не возвысило ее значение. Константинопольскому патриарху Кириллу V (1748–1757) пришла счастливая мысль перестроить уже существовавшую Ватопедскую школу, дать ей лучших наставников, расширить курс преподавания в ней до уровня высшего учебного заведения. Остается невыясненным, что ближайшим образом побудило патриарха взяться за это благое дело, ибо от этого патриарха при множестве его нравственных недостатков трудно было ожидать благих начинаний. 123 думают, что на этот путь направил патриарха знаменитый ученый Евгений Булгарис, 124 утверждать это со всей положительностью нельзя. Нашлись добрые люди как среди иерархов, так и в особенности среди богатых мирян, пожертвовавшие нужные на устроение училища деньги, — и училище явилось. 125 здание было перестроено, и школа получила наименование академии. 126 места для высшей школы, а именно на Афоне, можно признать удачным: Св. Гора богата материальными средствами, имела много книжных сокровищниц, давала необходимые для научной деятельности мир и тишину. |
Порфирия, как историка Афона, обстояло далеко не так блестяще. из откровенных его дневников мы узнаем, что святогорцы не дозволили ему работать в архиве Карейского протата, главного и единственного хранилища важнейших документов исторического прошлого св. Горы (первое путешествие по Афону, ч. II, отд. II, стр. 296 – 298), не пустили его в архив Ватопедского монастыря (там же стр. 99), не много показали ему «архивных дееписаний» Кутлумушцы (там же стр. 233) и т.д. Следовательно, выражаясь образным языком нашего автора, преосвящ. Порфирий в «разливанном святогорском море» весьма часто «закидывал свои научные мрежи» не на глубины его, а по сему и «тони» его нередко бывали скудны, с однообразною и мелкою рыбкою...Не удивительно потому, что от «надписей и деловых памятей» преосвящ. Порфирий за сведениями по истории Афона должен был обращаться «к устным рассказам и преданиям» (стр. 422, 424) старожилов на Афоне и вместо библиотек святогорских, полных рукописей и старопечатных изданий, черпал сои сведения об издательской и учено-литературной деятельности святогорцев из малонадежного и ныне совершенно устаревшего источника – из книги А. Врето: « ( 1845 г.). Одним словом, и в методе изложения, и в подборе источников преосвящ. Порфирий не далеко ушел от старых книжников летописцев. Хронологические расчисления преосвящ. Порфирия (стр. 148) хотя и отличаются иногда оригинальностью и своеобразностью выкладок, но едва ли могут быть признаны близкими к истине. От этих замечаний общего характера мы перейдем к самому содержанию настоящей книги и рассмотрим все параграфы и отделы её, в порядке чередования их, отмечая в них достоинства и недостатки, насколько это возможно сделать в краткой критико-библиографической заметке. |
393) XVI века 197 Парижский (добав. гр. 177) XVII века 198 . В ряде же евхологионов указывается возглас «Благословен Бог наш», например, Афинской национальной библиотеки 662 XII (XIV?) века 199 , Ватопедского монастыря 133(744) века 200 , Святогробского метоха в Константинополе 8(182) века 201 , Парижском (гр. 326) XV-XVI веков 202 , Афоно-Пан-телеимоновского монастыря 435 XVI века 203 Московского исторического музея XV века (Синод, гр. 262) 204 . В Афоно-Есфигменском евхологионе 120 1602 года указан возглас «Благословенно царство», но тут же замечено, что «другие же говорят Бог наш всегда 205 . В рукописи Афинской национальной библиотеки 758 1602 года начало литургии Преждеосвященных возгласом «Благословен Бог наш» обосновывается тем, что этот возглас соответствует нашему уничижению, подобному надломленной масличной ветке. В Синайской рукописи 966 XIII века указано после возгласа «Благословенно царство» читать Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а по «Приидите, поклонимся» и затем 103-й псалом 206 . В ерминии же Псевдо-Студита начало литургии излагается так: «Священник, облачившись в священные одежды, произнесши Трисвятое и тропарь дню, прибавив к этому трижды милостив буди мне грешному», читает молитву над кадилом, становится пред божественной трапезой и, кадя крестообразно, не возглашает царство», так как этот возглас служит как бы знаком победы и нелицеприятного дерзновения, но (произносит) возглас Бог наш», который является символом смирения и носит характер настойчивой мольбы» 207 . О чтении во время 103-го псалма светильничных молитв в «Чине Божественныя литургии Преждеосвященных» сказано: «Священник же глаголет молитвы светильничныя, сиречь вечерния, с четвертыя молитвы, зане три первыя во ектени-ах глаголются». |
Все антипросопы имеют в сущности одинаковые права и голоса на заседаниях синаксиса и в решении дел. Преимущества и так называемые прономии, которыми владеют некоторые монастыри, имеют лишь формальное и уставное значение, нисколько не влияя на ход и решение протатских дел. По букве уставов, прономиями пользуются старейшие из двадцати афонских монастырей, а именно: Великая лавра святого Афанасия, монастыри: Ватопедский, Иверский, Хиландарский и Дионисиатский; эти монастыри составляют так называемую пентаду, из антипросопов коей и избирается председатель синаксиса, в отмеченной последовательности. Но при этом предпочтение всегда отдается антипросопу лавры, если он присутствует на заседании, – и председательство переходит к ватопедскому представителю лишь в том случае, если лаврский представитель отсутствует, а равным образом, только в отсутствие лаврского и ватопедского антипросопов председателем может быть антипросоп иверский и т.д. Когда на заседании нет ни одного из антипросопов пяти главных монастырей, то председательство могут взять на себя антипросопы и непрономиальных монастырей, но опять соблюдая чин и преемство, издревле установленные между монастырями общим уставом Афона. Срок служения монастырских антипросопов в протате продолжается один год, начиная с 1-го июня. В звание антипросопов избираются лица доброй нравственности, в почтенном возрасте, обладающие церковными познаниями, хорошо знающие греческий язык, опытные, сведущие и вообще способные управлять монастырскими делами. Протат заседает три раза в неделю, решает дела большинством голосов, причем, в случае равенства, перевес дается голосом председателя; решение записывается в протокол, составленный на греческом языке, и подписывается всеми участниками заседания; отдельное мнение только тогда заносится в протокол, если оно поддержано тремя антипросопами. |
Дайте нам пожить спокойно. Неужели мы мало пожертвовали жизней! Я считала, что войны даются Богом, как средство для вразумления народа. Почему мы опять будем проливать кровь?!! Неужели мы хуже всех этих европейцев и американцев, которые совсем опустились в разврат, раз нам опять угрожают войной с большими потерями?!! Andrew Os 20 января 2016, 22:35 Дорогие братья и сестры, о чем здесь можно спорить? Есть пророчества трех выдающихся отцев - св. Космы Этолийского, прп. Паисия Святогорца, и геронты Иосифа Ватопедского. Каждое из них все более полно раскрывает предстоящие обстоятельства, и они их описывали не потому, что сами хотят этого, а потому, что Господь им дает видеть то, что будет. Причем здесь греки, которые хотят или не хотят получить Константинополь, или хотя или не хотят русские войны. Так сложатся все обстоятельства, что случится то, что должно. Пока есть время, нужно усиленно молиться, проводить больше времени с семьей и родными. Ну и помнить, что все происходит по воле Божьей и для спасения человеков. Tigran 11 января 2016, 09:58 nechego turkam delat na istoricheskix Armyanskix territiriyax, pora pokinut araratskuyu dolinu! Svyataya gora Ararat (bibliya) eto duxovniy centr vozrajdeniya mira, jizni, Xristianstva!!! Татьяна 9 января 2016, 23:51 Турки должны понести наказание за свое варварство по отношению ко многим народам. Есть одна точная болгарская поговорка: Бог забавит, но не забравит. На русский она переводится так: Бог помедлит, но не забудет. Наверное пришло время расплаты! Но как бы хотелось, что бы этим бичем божьим для Турции была бы не Россия! Владимир 8 декабря 2015, 14:35 Человечество в таком грехе погрязло, что стало хуже Содомлян и Гоморры. |
Зрители не только слышат его голос за кадром. В фильме мы видим, как актер записывает в студии текст, как у него наворачиваются слезы, он повторяет фразу сначала… Бережно осуществлялся и монтаж беседы со схиигуменом Серафимом: он запинается, задумывается, очень искренне делясь своими воспоминаниями и впечатлениями. Все это дает ощущение простоты и подлинности и даже создает эффект участия. К тому же, картина не теряет целостность художественного образа в отечественном кинематографе в последние десятилетия это редкость. Ленту отличает блестящая режиссерская и операторская работа Антона Алексеева. (Зрители уже знакомы с ним по фильму «Се человек», посвященному святому Иоанну Кронштадскому.) Видеоряд сопровождают песнопения в исполнении хора Ватопедского монастыря Афона и музыка Специально для фильма написал музыку петербургский композитор Владислав Панченко. старца настолько многогранна, что уместить ее в фильме невозможно. Но мы попытались к ней говорит продюсер картины Наталья Родоманова. В первой части фильма рассказывается о духовном поиске тогда еще Сергея Сахарова. Потрясения Первой мировой войны, в которую он служил младшим офицером, трагедия революции, аресты, эмиграция во Францию… «Среди бессмысленного ужаса войны мой дух нуждался в вечности. Она стояла передо мной и стучала в двери моей души, замкнувшейся от страха в самой звучат слова будущего подвижника. Этот период его жизни был наполнен поиском смысла в восточных религиях. Спустя семь лет будущий архимандрит напишет, что восточная медитация — «преступление перед любовью Бога, который соблаговолил прийти ко мне». Вторая часть рассказывает о времени, которое обретает вертикаль, соприкасаясь с вечностью. Будучи хорошо образованным, причастным художественной богеме парижской жизни, Сергей уезжает на Афон, где вскоре принимает монашеский постриг с именем Софроний. |
Вообще, проф. А. А. Дмитриевский является одним из самых деятельных и талантливых тружеников в областях церковной археологии и литургики и его труды в этих областях носят печать солидной эрудиции. В последнее время внимание людей науки обращает на себя капитальный труд Алексея Афанасьевича по изучению православного Востока, под заглавием: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (вышло в свет два огромных тома: в 1895 г. т. I – типика, в 1901 г. – евхологии, и имеется научного материала ещё на несколько томов). Этот труд профессора есть плод широких и тщательных изысканий, произведенных им во время неоднократных путешествий его по Востоку, какие предприняты были им сперва по командировке от Киевской Духовной Академии, а потом и более по собственному почину, по преимуществу в вакционные месяцы. Некоторые из этих путешествий заняли и более продолжительное время. Поприщем изысканий проф. А. А. Дмитриевского были библиотека Афона, Афин, Патмоса, Халки, Иерусалима, Синая, Каира, а также – Вены, Рима, других мест Италии. Главною целью его было изыскание и описание рукописных памятников, относящихся к истории церковного устава или типикона. Комиссия, рассматривавшая собранные профессором и представленные им по возвращении из командировки научные материалы, донесла Совету Киевской Духовной Академии, что «они содержат описание 120 греческих евхологиев, почти 100 греческих типиконов, более 250 разных других литургических греческих рукописей и до 60 рукописей такого же содержания южнославянских, найденных им в книгохранилищах на востоке. При этом почти все рукописи Синайской, лавр св. Афанасия Афонского и Саввы освященного, библиотеки Святогробской в Константинополе и монастырей на Афоне: Ватопедского, Пантелеймоновского и Евсигменского, – не только подробно описаны, но и в виду действительно научной важности содержащихся в них чинов и молитвословий, после сличения их с изданиями Гоара, др., приведены в обширных извлечениях. |
Такое несправедливое обвинение высказывает преосвящ. Порфирий положительно против афоно-ватопедского апокрисария Дорофея, по поводу весьма сомнительной грамоты папы Евгения 1439 г. (стр. 182–183). Дело в том, что за покровительством к папам обращались нередко не одни только святогорцы, но и иноки других праволславных восточных монастырей, как, например, Синая, др., и римские первосвященники охотно давали им грамоты с индульгенциями для тех, кто посещает эти монастыри и благотворительствуют им, однако же заключать отсюда, что православные монастыри достигали желаемого путем измены православию и принятия унии, как это делает преосвящ. Порфирий по отношению к афоно-ватопедскому монастырю (стр. 181), а патер Ванутелли по отношению к Патмосскому Иоанно-Богословскому монастырю (P. Vanutelli, Un quinto sguardo oriente. Patmos. Roma 1884 an. pag. 89), нет решительно никаких оснований. В годины своих несчастий православные монастыри просили помощи и защиты всюду и у всех сильных мира: и у пап, и у западных императоров и королей, и у гроссмейстеров католических военно-религиозных орденов, не давая в замен никаких обещаний своим случайным благодетелям. Подавленный массою «деловых памятей и надписей», касающихся материальной или хозяйственной стороны жизни святогорских иноков, и уделив им более всего внимания, преосвящ. Порфирий довольно бледно очертил внутреннюю духовную сторону их жизни. По причине, вполне понятной, он не мог пройти молчанием такие выдающиеся явления религиозной жизни афонитов, как, например, споры их о Фаворском свете, о поминовении усопших в субботу и в воскресенье и о других, как выражается автор, «свободных умственных веяниях» (стр. 379), потому что эти споры сильно занимали умы святогорских насельников и долго волновали их. К сожалению, в «Истории Афона» остались мало выясненными причины появления этих толков и брожений и даже не исчерпан с достаточной полнотой и обстоятельностью тот фактический материал, который был известен нашему автору по рукописям святогорских библиотек. |
|