001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Св. пр. Захария пророчествовал вместе со свят. прор. Аггеем. Св. Аггей начал пророчествовать в шестой месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Елюль), а св. Захария–в восьмой (Мархесван, иначе, Вул, соответствует, частью, октябрю и ноябрю), следовательно, только двумя месяцами позднее. Пророк указывает на время, в которое пророчествовал, может быть, для того, чтобы сделать известным время возвращения Иудеев из плена Вавилонского, и дать знать, что тогда не было царя в Иудее. Кроме сего, св. Захария своими словами доказывает истинность пророков, предсказывавших плен Иудеев и возвращение их из плена. И, так как Иудеи уже пользовались свободой, то св. Аггей и Захария указывают на год царствования Дария: «ибо в сей год, говорит блаж. Феодорит, исполнился 70 летний срок запустения города». Ст. 2. Прогневася на гневом С евр.: Прогневался Господь на отцов ваших великим гневом. Так начинает свое пророчество свят. Захария. Здесь пророк разумеет гнев Божий, выразившийся в наказаниях Иудеев и плене Вавилонском. Напоминая Иудеям об этом наказании, пророк имеет целью сильнее подействовать на них своею проповедью, отвратить от земного, нечистого и обратить их к Единому Господу. Великим гневом прогневался Бог на отцов ваших, говорит св. пророк, страшно наказал Он их пленом Вавилонским, томил их в тяжких работах у ненавистных Халдеев. Ст. 3, 4. и к ко мне, и к (ст. 4) И не от путий и от и не и не С евр.: И ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф; (ст. 4) Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь.

https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyankov/tolkov...

Душа вышла из ада «В руки Твои предаю дух мой» Мессия пришел исполнить волю Божию О предателе Мессия — Бог О предателе Восшел на высоту, пленил плен «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Описание славы Мессии О неверии иудеев Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека «Не умру, но жив буду». Мессия — камень, отвергнутый строителями Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исайя Мессии подобно горе 6:9-10 Неверие иудеев 7:14 Рождение от Девы 9:1–2 Проповедь Мессии в Галилее 9:6–7 Мессия — Бог крепкий, Отец вечности 11:1 -10 На Нем — Дух Господень, о Церкви 12:3 О радости и благодати 25-27 гл. Хвалебная песнь Мессии 28:16 Он — краеугольный камень 35:5–7 Исцелит всевозможные болезни 42:1–4 О кротости Отрока Господня 43:16–28 призвание язычников, 44:3 Излияние благодати Св. Духа 49:6 Мессия — свет народам 50:4-11 О поругании Мессии 53 гл. О страданиях и воскресении Мессии 54:1–5 О призвании язычников в Царство 55:3 О вечном завете 60:1–5 Его Царство — Новый Иерусалим 61:1–2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль 2:28–32 О дарах Св. Духа Прор. Осия 1:9 и 2:23 Призвание язычников 6:1–2 Воскресение на третий день 13:14 Уничтожение смерти Прор. Амос 8:9 О восстановлении скинии Давида Помрачение солнца Прор. Михей 5:2 О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия 23:5 Мессия — праведный Царь 31:15 Избиение младенцев в Вифлееме 31:31–34 Установление Нового Завета Варух 3:36–38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль 34:23–24 Мессия — Пастырь 36:24–27 Закон Божий написан на сердцах 37:23 Мессия — Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил 2:34–44 Мессианское Царство подобно горе 7:13–14 Видение Сына Человеческого 9:24–27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей 2:6–7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум 3:11 О вере Прор. Захария 3:8–9 Грехи людей изгладятся в один день 6:12 Мессия — Священник 9:9-11 Вход Мессии в Иерусалим 11:12 О тридцати серебряниках 12:10–13:1 О распятии Мессии, о Св. Духе 14:5–9 Тьма во время распятия и о благодати

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69096

(Вар. 3:36–38). К сожалению, во времена вавилонского плена еврейский оригинал книги пророка Варуха был утерян, из-за чего греческий перевод его книги попал в список неканонических книг. По этой причине среди инославных библеистов пророчество Варуха не пользуется заслуживаемым авторитетом. Предсказания «Малых» Пророков Из малых пророков о Мессии писали Осия, Иоиль Амос и Михей — современники прор. Исайи, жившие лет за 700 до а также пророки Аггей, Захария и Малахия, жившие после вавилонского плена, в 6-м и 5-м столетии до При этих трех последних пророках строился второй ветхозаветный храм в Иерусалиме, на месте разрушенного Соломонова храма. Книгой пророка Малахии заканчивается ветхозаветное Писание. Пророк Михей записал широко известное пророчество о Вифлееме, которое цитировали иудейские книжники, когда царь Ирод спросил их, где должен родиться Христос. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных» (Михей 5:2). Здесь пророк Михей говорит о том, что, хотя Вифлеем является одним из самых незначительных городов Иудеи, он удостоится стать местом рождения Мессии, действительное происхождение Которого уходит в вечность. Вечное бытие, как мы знаем, есть отличительное свойство Божьего Существа. Поэтому это пророчество свидетельствует о вечности и, следовательно, о единосущности Мессии с Богом Отцом (вспомним, что Исайя называл Мессию «Отцом вечности» (Ис. 9:6–7). Следующие предсказания Захарии и Амоса относятся к последним дням земной жизни Мессии. Пророчество Захария говорит о радостном въезде Мессии, сидящего на ослице, в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь (дочь) Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной… Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих из рва, в котором нет воды»

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69096

Примечание: Параллельное видение мы находим в Апокалипсисе, где «Ветхий Днями» именуется «Сидящим на престоле», а воплотившийся Сын Божий именуется «Агнцем и Львом из колена Иудина» ( главы). Предсказания «Малых» Пророков Кроме книг «великих» пророков, к которым относятся книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, среди ветхозаветных священных книг находятся еще 12 книг т.н. «малых» пророков. Малыми эти пророки называются потому, что их книги сравнительно малы размером, имея всего лишь несколько глав. Из малых пророков писали о Мессии Осия, Иоиль Амос и Михей – современники прор. Исаии, жившие лет за 700 до Р. Хр., а также пророки Аггей, Захария и Малахия, жившие после вавилонского плена, в 6-м и 5-м столетии до Р. Хр. При этих трех последних пророках строился второй ветхозаветный храм в Иерусалиме, на месте разрушенного Соломонова храма. Книгой пророка Малахии заканчивается ветхозаветное Писание. Пророк Михей записал широко известное пророчество о Вифлееме, которое цитировали иудейские книжники, когда царь Ирод спросил их, где должен родиться Христос. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Здесь пророк Михей говорит о том, что, хотя Вифлеем является одним из самых незначительных городов Иудеи, он удостоится стать местом рождения Мессии, действительное происхождение Которого уходит в вечность. Вечное бытие, как мы знаем, есть отличительное свойство Божьего Существа. Поэтому это пророчество свидетельствует о вечности и, следовательно, о единосущности Мессии с Богом Отцом (вспомним, что Исаия называл Мессию «Отцом вечности») ( Ис.9:6–7 ). Следующие предсказания Захарии и Амоса относятся к последним дням земной жизни Мессии. Пророчество Захария говорит о радостном въезде Мессии, сидящего на ослице, в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь (дочь) Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной... Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих из рва, в котором нет воды» ( Зах.9:9–11 ).

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/vetkh...

«Мое серебро и Мое злато....» – слова, призванные ободрить унывающих строителей второго храма. Слава этого храма будет не во множестве золотых и серебряных украшений, как храма Соломонова, а в том, что в нем будет проповедовать Свое учение Мессия – «и на месте сем Я дам мир». «Мир» – следует понимать как в политическом, так и духовном смысле. Прежде всего иудеи мечтали и ждали мира политического, ибо устали от постоянной вражды с соседними народами. О мире, как нравственной категории, проповедовал Христос. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( ), мир души и совести примиренной с Богом. Апостол Павел, убеждая христиан быть достойными членами Церкви Христовой, прообразом которой был в Ветхом Завете Иерусалимский храм, приводит в Послании к Евреям (3, 3) пророчества Аггея. За богослужением книга пророка Аггея не употребляется. Книга пророка Захарии 1. Личность и служение пророка Пророк Захария (евр. «память Господа»), современник пророка Аггея, происходил из священнического рода, был сыном Варахии и внуком Адды, возвратившегося из плена вместе с Заровавелем ( ; ). На пророческое служение он выступил двумя месяцами позже Аггея, в 8 месяц второго года царствования Дария Гистаспа (1, 1), т.е. в 520 году до Р.Хр. Подобно Иеремии Захария начал пророчествовать в юношеском возрасте (2, 4). Также, как и его современник Аггей, прор. Захария воодушевлял строителей второго Иерусалимского храма обетованиями божественной помощи и покровительства. Первый период пророческого служения, непосредственно связанный с восстановлением храма, можно обозначить 520–515 гг. до Р.Хр. Предание говорит, что умер Захария в глубокой старости членом Великой Синагоги. Свв. отцы называют Захарию Серповидец, очевидно, за таинственные видения, которых он сподобился. Память пророка Захарии празднуется церковью 8/21 февраля. 2. Состав и содержание книги Книга пророка Захарии состоит из 14 глав и, подобно книге прор. Иезекииля, заключает в себе много символических видений, трудных для истолкования. Она может быть разделена на три части: символическую (1–6 глл.), историческую (7–8 глл.); две эти части относятся ко времени построения храма, т.е. 520–515 гг. Третья часть – пророческая (8–14 глл.), хронологических указаний в ней нет.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjatie-o-proro...

Большая часть населения городов была уведена в изгнание в Вавилон. Некоторые иудеи бежали в Египет, куда с ними ушел и Иеремия. Он верил, что Бог после испытаний даст людям Новый Завет вместо старого, который они не сохранили. Плена. В изгнании ветхозаветная Церковь не утратила своей веры и с покаянием оглядывалась на свое прошлое. В этом ей помогли пророки, среди которых был и священник Иезекииль (ум. ок. В изгнании Тора приняла нынешнюю свою форму, были собраны многие псалмы. Около 450 года пробудилась надежда на освобождение: Вавилону стал угрожать персидский царь Кир. В это время писал и проповедовал один из величайших пророков Ветхого Завета. Его имя осталось неизвестным, а писания включены в Кн. пр. Исайи, вероятно, потому, что пророк был последователем Исайевой школы. В библейской науке этот благовестник спасения, певец страждущего Служителя Господня (Мессии), называется Второисайей. Ему принадлежат Ис 40–55. Главы 56–66, по-видимому, написаны им же, но после возвращения из плена в 538 году. Второисайе и его кругу приписывают также Ис 13–14; 21,1-10; 34–35. После взятия Вавилона персами иудеи получили разрешение вернуться на родину. Возвратилась лишь часть народа, во главе которого стояли первосвященник Иошуа (Иисус) и князь Зоровавель. В 520 году пророки Аггей и Захария выступили с призывом восстановить сожженный халдеями Храм. Он был отстроен заново в 515 году, но надежды на независимость и возрождение не оправдались. Духовная жизнь народа в разоренной стране пришла в упадок. Об этом свидетельствует Кн. прор. Малахии В 445 году в Иерусалим прибыл чиновник персидского царя иудей Неемия. Он восстановил стены города и попытался возродить жизнь ветхозаветной Общины. Ему препятствовали самаряне (остатки населения Северного царства, смешавшегося с переселенцами из восточных стран).

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67514

«Вот мы ныне рабы (так Ездра молился Господу Богу), на той земле, которую Ты дал отцам нашим, дабы питаться ее плодами и ее добром; вот мы рабствуем. И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими, и скотом нашим они (Персы) владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении». ( ). Очень вероятно, что такое жалкое положение породило в Иудеях равнодушие к построению храма. Это равнодушие порицал и пророк Аггей ( ) Нужны были особенные двигатели, мужи сильные, которые бы побудили Иудейский народ продолжать строение храма. Такие люди и явились, именно, св. пр. Аггей и Захария. Оба они, своими Боговдохновенными речами, весьма сильно действовали на народ, и на его начальников, так сильно, что, среди безотрадного своего положения, они перестали много думать о своих нуждах, и с усердием принялись строить храм. «Старейшины Иудейские, говорит Ездра, строили (храм) и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка, и Захарии, сына Адды; и построили и окончили, по воле Бога Израилева, и по воле Кира, и Дария, и Артарксеркса, царей персидских» ( ). Храм был кончен постройкой в шестой год царствования Дария Гистаспа, далеко не в том великолепии, с каким был построен храм Соломонов. И потому, при освящении храма, старцы из Иудеев горько плакали, припоминая великолепие Соломонова храма ( ). Содержание книги. Книгу св. прор. Захарии можно разделить на две части: главы 1–8 и 9–14, из которых – одна писана прозой, а другая – мерной речью. В первой части содержится – вступление (1–6), в котором пророк убеждает Иудеев обратиться к Богу, памятуя наказание пленом. Потом пророк изображает восемь видений, ему бывших.

https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyankov/tolkov...

Три первые видения, показанные св. прор. Захарии, изображали судьбу церкви Божией на земле, вообще, четвертое же, и следующие видения, изображают эту судьбу – в частности, в подробностях. Пророк Божий видит иерея великого, т. е. первосвященника Иисуса, надобно полагать, сына Иоседекова, того самого, которого св. Захария и св. Аггей побуждали строить храм ( ; Сн. ). Первосвященник, в видении, стоял пред лицем Ангела Господня, – пред Ангелом Иеговы, а так называется Сам Сын Божий, Ангел завета; по правую руку Ангела, как обвинитель (см. ), стоял сатана, который, как враг церкви Божией, явился на суд Божий для того, дабы воспрепятствовать 30 первосвященнику построить храм Божий, восстановить Богослужение, жертвоприношения и т. п. А, для достижения сей цели, сатана обвиняет первосвященника Иисуса, может быть, в том, что он дозволил сыновьям своим жениться на язычницах из иноплеменных, что было противно закону (см. , сн. ; ) 31 , но, вероятнее, что сатана, в лице первосвященника Иисуса, обвинял весь народ Иудейский в разных беззакониях, представлял его недостойным того, чтобы строился храм у такого народа, и были восстановлены Богослужение и царство. «Дьявол, – поясняет св. Ефрем Сирин , – наносил вред Иудеям, со всех сторон окружая, и угнетая их врагами. Как, в лице волхвов, противился он Аарону отцу (т. е. предку) Иисуса, так противится теперь (перво)священнику, сыну (потомку) Ааронову, и строит ему козни, стараясь очернить имя святого Божия». – По мнению бл. Феодорита, «дьявол крайне противился первосвященнику Иисусу, когда последний ходатайствовал пред Богом за народ». Ст. 2. И рече Господь к диаволу, да запретит Господь тебе, диаволе, и да запретит Господь тебе избравый Иерусалима: не се ли сие яко главня исторжена из огня?

https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyankov/tolkov...

Между тем храм был необходим; ибо с ним соединены были все лучшие, священные интересы Иудейского народа. Это была сокровищница священных преданий, установлений, образов и гаданий; это была школа, где Иудеи воспитывались, учились и приготовлялись к принятию Спасителя мира. Св. Аггей говорит, что Господь Бог наказывал Иудеев за нерадение к храму, вразумлял их разными бедствиями. Но этих вразумлений Иудеи не понимали, или не хотели понимать, оставались беспечными по-прежнему. Потому, Бог послал вразумить их Св. прор. Аггея и побудить их к дальнейшей постройке храма. Это была главная цель посольства сего пророка. Св. пророк с ревностью принялся за дело, ему порученное. Четыре раза он получал откровения свыше, и четыре раза своими Боговдохновенными речами возбуждал, оживлял усердие народа к созиданию храма. Речи эти не оставались бесплодными, они глубоко пали на сердца народа и его начальников; ибо все признали во Св. Аггее во истину пророка Божия. «Пророк Аггей, говорится в книге Ездры, и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их» ( 1Ездр.5:1–2 ). К тому же и время наступило благоприятное. Царь Персидский Дарий, вступивший (521 г. до Р. X.) на престол после Лже-Смердиса, не только не препятствовал постройке Иерусалимского храма, но сам помогал этой постройке, поощрял строящих после того, как в Екбатане (в Мидии), в царском дворце найдена была памятная запись, что царь Кир, действительно, дозволил строить храм ( 1Ездр.6:1–3 ). Тогда и Дарий дал повеление областеначальникам не только не останавливать работ по созиданию Иерусалимского храма, но и содействовать этим работам выдачею нужных вещей из царского имущества и подати, всего, что нужно для принесения жертв; «чтобы Иудеи, говорилось в царском указе Дария, приносили жертву приятную Богу небесному, и молились о жизни царя и сыновей его» (ст.10), и притом это повеление о выдаче всех нужных вещей для постройки храма и жертвоприношений дано было с такою строгостью, что того, кто осмелится изменить и нарушить царский указ, должно было предать смерти и дом его обратить в развалины (ст.11).

https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyankov/tolkov...

«И Бог , которого имя там (в храме) обитает, присовокуплял Дарий в своем указе, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтобы изменить это ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление, да будет оно в точности исполняемо» (ст.12). Таким образом, благодаря милостивому содействию и покровительству царя Дария, пророческим речам св. Аггея и Захарии, мудрой распорядительности Зоровавеля и первосвященника Иисуса, постройка храма была кончена к третьему дню месяца Адара (12 месяц церковного года соответствует Февралю и Марту), в шестой год царствования царя Дария (ок. 517 г. до Р. X.), к великой радости народа, всех строивших и начальствовавших над постройкою. Тогда было совершено и освящение храма (ст.15. 16). Так. Обр. Св. прор. Аггей с честию кончил свое пророческое посольство, исполнил в точности повеление Божие. Требовалось создать храм Божий – и он создан. Дальнейшие дела сего пророка Божия не известны. Книга Св. прор. Аггея содержит только две главы. В первой пророк от имени Божия укоряет Иудеев за то, что они, занимаясь своими житейскими делами, забыли о постройке храма, и показывает, что Бог за такую небрежность о храме наказывал их засухою, бесплодием, скудостью во другими бедствиями. Народ устрашился, познав карающую руку Божию, и приступил к построению храма. Вторая глава содержит три речи пророка, по особым откровениям свыше, в разное время сказанные. Первая сказана была спустя 24 дня после, прежде и сначала сказанной. Пророк возбуждает и оживляет усердие к построению храма извещением, что Сам Дух Божий присутствует среди строивших и Он поможет им, и что после потрясений неба и земли слава второго храма будет гораздо сильнее, более, чем слава первого храма.

https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyankov/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010