001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Страхом и плачем приготовляли себя к роковому смертному часу все святые: они понимали значение этого часа для человека. Когда наступило время кончины преподобного Агафона, он пребыл три дня в глубоком внимании себе, не беседуя ни с кем. Братия спросили его: «Авва Агафон, где ты?» «Я предстою суду Христову», – отвечал он. Братия сказали: «Неужели и ты, отец, боишься?» Он отвечал: «Я старался по силе моей сохранять заповеди Божии, но я – человек и откуда знаю, были ли угодны дела мои Богу?» Братия спросили: «Неужели ты не уповаешь на жительство твое, которое было сообразно воле Божией?» «Не могу уповать, – отвечал он, – потому что ин суд человеческий и ин суд Божий». Они хотели еще спросить его, но он сказал им: «Окажите мне любовь, теперь не говорите со мною, потому что я не свободен». И он скончался с радостью. «Мы видели его веселящимся, – передавали ученики его, – как бы он встречал и приветствовал дорогих друзей». Этот угодник Божий во всем строго, постоянно наблюдал за собой и говаривал, что без тщательнейшего наблюдения над собой человеку невозможно достичь преуспеяния (Патерик Скитский). Таков путь ко спасению. Святые Божии, непрестанно рассматривая себя, непрестанно находили в себе новые недостатки и, находя их, более и более погружались в покаяние, которое очищало и усовершало их для неба. Напротив того, лютая рассеянность и многопопечительность непременно соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою. «Многие обольщают себя, – говорит блаженный Феофилакт, – суетным упованием, думают, что получат Царство Небесное, и присоединяют себя к лику возлежащих на высоте добродетелей, высоко мечтая о себе в сердце своем… Много званых, потому что Бог призывает многих, паче же всех, но мало избранных, мало спасаемых, мало достойных избрания Божия.

https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Mordasov/pomos...

Однажды авва Агафон шел по дороге с учениками своими. Один из них нашел на дороге небольшую связку зеленого мелкого гороха, и сказал старцу: Отец! если ты благословишь, я возьму это . Старец внимательно посмотрел на него, и как бы удивляясь, спросил: Разве ты положил тут эту связку? Брат отвечал: Нет . Старец сказал: Как же ты хочешь взять то, чего не положил? (82, 59-60). Сказал некоторый старец: Когда попустится искушение человеку, то со всех сторон умножаются напасти, чтобы он впал в малодушие и ропот . При этом старец рассказал следующую повесть. Некоторый брат безмолвствовал в келлии, и нашло на него искушение: никто не хотел принимать его к себе в келлию. Если кто встречался с ним,- отворачивался и на приветствие не отвечал приветствием. Если он нуждался в хлебе,- никто не давал ему. Когда возвращались братия с жатвы, никто не приглашал его, как это было в обычае, к трапезе. Однажды он пришел с жатвы и не было у него ни одного хлеба в келлии; но брат принес - как приносил во всех подобных случаях - благодарение Богу. Бог, видя терпение его, отнял искушение,- и вот кто-то постучался в дверь. Это был неизвестный человек из Египта, он привел верблюда, навьюченного хлебами. Брат, увидя это, заплакал и сказал: Господи! недостоин я потерпеть и малой напасти . По прошествии искушения братия сделались приветливыми к нему и в келлиях, и в церкви, и стали его приглашать к себе, как раньше (82, 485-486). Некий брат был борим в течение девяти лет помышлениями о том, чтобы выйти из иноческого общежития. Он ежедневно брал рогожу, на которой спал, очтобы уйти. Когда наступал вечер, он говорил: Завтра уйду отсюда . При наступлении же утра он говорил помышлениям: Постараюсь пробыть здесь еще один день ради Господа . Когда исполнилось девять лет, как он откладывал день за днем свой уход, Господь снял искушение его. Отечник (82, 493). Некий искушаемый брат пришел к старцу и открыл ему искушения, которые терпел. И говорит ему старец: Да не приведут тебя в отчаяние находящие на тебя искушения. Видя душу, восходящую и приближающуюся к Богу, враги негодуют, иссушаемые завистью. Но невозможно, чтобы в искушениях не пришел на помощь Бог и святые Ангелы Его. Ты только не переставай призывать Его с глубоким смирением. Итак, если тебе случится что-нибудь такое, вспомни о присутствии Бога - Помощника нашего, нашу немощь, жестокость врага, и получишь помощь Божию . Скитский Патерик (72, 274).

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/120

Когда я начал исполнять их, то пришел в изнеможение, а брань сугубо возросла в теле моем». Скитский старец, услышав это, опечалился, сказал ему: «Отцы, как сильные, правильно заповедали тебе поступить так. Но, если хочешь, послушай моего смирения и, оставив исполнение этих подвигов, принимай умеренное количество пищи в свое время, совершай умеренное правило и возложи на Господа всю печаль твою: Он победит врага, борющего тебя. Собственным же подвигом не возможешь получить победы на этой брани». брат начал вести себя по совету скитского старца; по прошествии немногих дней он почувствовал облегчение от болезни, и брань отступила от 827 ]. Известный по особенному дару духовного рассуждения инок Скита, преподобный Агафон, был спрошен о блудной страсти. Он отвечал спросившему: «Поди, повергни силу твою в прах пред Богом, и обретешь 828 ]. Подобный ответ по этому предмету давали и другие великие Отцы. Вполне правильно и верно! Если изменить естество может только Бог, то сознание повреждения, произведенного в естестве первородным грехом, и смиренное моление о исцелении и обновлении естества Творцом его есть сильнейшее, действительнейшее оружие в борьбе с естеством. Оружие это ослабляется упованием на себя, к чему ведет излишний и несоразмерный с силами телесный подвиг. Преподобный Кассиан Римлянин замечает, что «страсть вожделения по необходимости борет душу до того времени, доколе душа не познает, что борьба эта превыше сил ее, доколе не познает, что невозможно ей получить победы собственным трудом и если не будет помощи и покрова от 829 ]. Этот святой Отец провел значительное время посреди скитских Отцов и был напоен их учением. Беседуя о чистоте, мы находим существенно нужным обратиться с убогим словом к неведению нашего времени, столько гордящегося ведением, и подать руку помощи тем, которые утопают и томятся в смущении, унынии и печали по причине неведения своего.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=71598

Судьба личности в вечности во многом зависит от того, как она относится к собственной смерти и готовится к ней. Истинное христианское отношение к смерти заключает в себе элементы как страха, так и неуверенности, – именно тех эмоций, которые хочет упразднить оккультизм. Однако в христианском отношении нет ничего от низкого страха, который могут испытывать умирающие без надежды на вечную жизнь; христианин с умиротворенной совестью приближается к смерти спокойно и, по Божией милости, даже с определенной уверенностью. Посмотрим же на христианскую смерть нескольких великих святых египетских подвижников V века. «Когда наступило время кончины преподобного Агафона, он пребыл три дня в глубоком внимании к себе, не беседуя ни с кем. Братия спросили его: «Авва Агафон, где ты?» «Я предстою суду Христову», – отвечал он. Братия сказали: «Неужели и ты, отец, боишься?» Он отвечал: «Я старался по силе моей сохранить заповеди Божии, но я – человек, и откуда знаю, были ли угодны дела мои Богу». Братия спросили: «Неужели ты не уповаешь на жительство твое, которое было сообразно воле Божией?» «Не могу уповать, – отвечал он, – потому что ин суд человечий и ин суд Божий». Они хотели еще спросить его, но он сказал им: «Окажите мне любовь, теперь не говорите со мной, потому что я не свободен». И он скончался с радостию. «Мы видели его веселящимся, – передавали его ученики, – как бы он встречал и приветствовал дорогих друзей» (Патерик Скитский; см. у епископа Игнатия, т. 3, стр. 107). Даже великие святые, умирающие при явных знамениях Божией милости, сохраняют трезвенное смирение в отношении своего спасения. «Когда настало время умирать великому Сисою, просветилось лице его, и он сказал сидевшим у него отцам: «Вот пришел авва Антоний».

https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/dusha-posl...

«Ино же есть деание безмолвиа, и ино общаго жития», как писал в своих «Главах» святой старец 82 . «Молитва усты» (т.е. молитвы, которые поют и читают – по определению преподобного Нила Сорского ) 83 и «телесное делание» (поклоны), строго определенные на каждый день, составляли, главным образом, молитвенное делание волоколамского инока. Обычно монах Иосифо-Волоколамского монастыря вычитывал в келье четыре кафизмы, два канона, повечерню малую (часть вечернего богослужения, совершаемого по вечери, то есть после ужина) и полунощницу (молитвы, читающиеся в полночь), совершал поклоны с молитвой Богородице (ГИМ. Щук. собр., 212, л. 211 об. – 212). Скитский инок также читал повечерню, полунощницу, псалмы, клал поклоны. Но основное внимание всего келейного правила монаха скита сосредоточивалось на «умной молитве», на достижении безмолвия – исихии, когда «не молитвою молится ум», – пишет преподобный Нил в своих «Главах», – но превыше молитвы бывает; и в обретении лучшаго молитва оставляется, в изступлении бывает, и ни хотениа имать чего» 84 . «Молитва усты», по учению святых отцов, является только необходимой и долгой подготовкой к «умной молитве». «Святый же Агафон рече: телесное делание лист точию; внутреннее же, сиречь умное, плод есть» 85 . Именно об этой «умной», внутренней молитве, как о высшем монашеском делании, писал в своих «Главах» преподобный Нил Сорский . «Жительство Ниловы пустыни», записанное Плешковым, так рассказывает о келейном пребывании скитских иноков: после захода солнца «седи в келлии безмолствуя и собрав си ум держи молитву имей же с нею и память смертную память суда Божиа и воздаяния благим же и злым делом имея во всем себе грешнейша всех и бесов сквернейша и по сех како хощеши мучен быти».

https://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/nil-sorskij...

Святии верховьнии велиции Апостоли, избраннии Божии, Петре и Павле, Иоанне, Иякове, Аньдрею, Филиппе, Матфею, Луко, Марко, Фомо, Варфоломие, Иякове Алфеев, Иуда Ияковлю, Симоне Зилот, Варнава, Ияков, брат Господень, Прохор, Стефан Архидиякон, Тимофей: подвигнете с собою все седмьдесят ученик Христовых и молитеся за мя грешнаго и непотребнаго раба своего к милостивому Владыце и Господу Исусу Христу. Святии страстотерпци и велиции мученицы и исповедницы и безсребренници и чюдотворци и младенци Георгие, Дмитрие, Тирон, Никито, Стратилат, Гурие, Самоне, Авиве, Прокопие, Евстратие, Меркурие, Арефо, Мино, Акакие, Андрею Стратилат, Христофоре, Прове, Тараше, святии 40 [четыредесять] мученик в Севастии, Александре, Сергие и Вакше, Борисе, Глебе, княже, Феодоре, воеводо Трифоне, Нестере, Флоре, Лавре, балгарин, еже есть святое детя, Козмо, Дамиане, Ермолае, Пантелеймоне, Кире, Иоане, Кириче трилетный, Мамонте, Саво Готфине, Галактионе, Хрисанфе, Стратонниче, Василиско, Кондрате, Димитрие, иже в Даоде и вси святии мученици, лик страстотерпець, помолитеся Богу за мя лукаваго и лживаго к Богу и человеком, помилуйте мя грешнаго раба своего, избавите мя греховныя скорби. Святии Святители и учители вселенней, столпи неподвижимии, утвержениа церковная: Деонисие Ареопагите, Иерофие, Игнатие, Лазаре, Климянтие, Василей Кесарийский, Григорей Богослов, Иоанне Златоуст , Силиверсте, Спиридоне, Григорие Митиленский, Петре Александрьский, Григорие Арменьский, Кирил Александрьский, Афонасей, Евстафие, Антиох, Анфиме, Амъфилохие, Григорие чюдотворче, Поликарпе, Ипполит папа Римский, Леонтий Ростовьский, Иона Митрополит новый чудотворець – подвигните с собою вся святыя Святители и весь лик богоносных отец, молите Бога Спаса за мя недостойнаго и лениваго, разрешите мя от грех моих великых и тяжкых. Святии преподобнии Отци и постници и велицыи пустынници, земнии ангели и небеснии человецы Антоние, Феодосие, Феодоре Студийской, Пимине, Сисое, Арсение, Иоанне Колов, Венедикте, Максиме, Ефреме, Ануфрие, Макарие Египтянин, Павле Фивской, Даниле Скитский, Паисие Священный, Павел подруг его, Макарие Александрийский , Павле простый, Агафон, Висарионе, Пахоме, Пафнутие, Авраямие, Василие Новый, Григорие ученик его, Акакие, иже в Лествице, Архип, Агриколае, Ефросине, Филимоне отшельниче, Антоние, Феодосие Печерьский, Варламе Новгородский, со всеми преподобными снемшася подвигнитеся, молитеся за мене грешьнаго и худаго смиренаго многыми грехы.

https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovskij/molitv...

АГАФОН ЕГИПЕТСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Прп. Агафон Скитский Агафон Скитский, Египетский (+ ок. 435 ), преподобный Память 2 марта , 8 января (Греч. ) Подвизался в Скитской пустыне в Египте . Многочисленные свидетельства его мудрости и добродетели приводятся в Апофтегмата патрум . Из этого же источника известно, что у него был брат Авраам, подвизавшийся вместе с ним в Египетской пустыни. Около 394 года, когда в пустыню явился св. Арсений Великий , прп. Агафон уже имел учеников, двое из них известны по именам Александр и Зоил. Преподобный Агафон отличался необыкновенным смирением , считая себя грешнейшим из людей. Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему: Ты ли отец Агафон? Видите перед собой грешного раба Божия , - ответил преподобный. Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный , - продолжали иноки. Совершенная правда , - согласился святой. - Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других . И это правда , - подтвердил святой Агафон. Сверх того говорят, что ты еретик? - не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: Напрасно, я не еретик . Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией . Преподобный Агафон ко всем людям относился с необыкновенной любовью и добротой. Как-то раз святой шел на рынок продавать глиняные сосуды и встретил прокаженного, лежащего на дороге, который попросил донести его до города и положить рядом с собой на рынке. Агафон исполнил эту просьбу. Через некоторое время прокаженный потребовал купить ему пирог на деньги, вырученные за только что проданный сосуд. Так повторялось несколько раз, пока святой не продал все сосуды и прокаженный не попросил вернуть его на прежнее место. Когда святой исполнил и это, прокаженный сказал: Благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле! - и после этого исчез. То был ангел, посланный для испытания святого.

https://drevo-info.ru/articles/12422.html

Я исповедал это отцам. Они возложили на меня различные подвиги, заимствуя их из жизнеописаний святых отцов. Когда я начал исполнять их, то пришел в изнеможение, а брань сугубо возросла в теле моем». Скитский старец, услышав это, опечалился и сказал ему: «Отцы, как сильные, правильно заповедали тебе поступить так. Но, если хочешь, послушай моего смирения и, оставив исполнение этих подвигов, принимай умеренное количество пищи в свое время, совершай умеренное правило и возложи на Господа всю печаль твою; Он победит врага, борющего тебя. Собственным же подвигом не возможешь получить победы на этой брани». Боримый брат начал вести себя по совету скитского старца; по прошествии немногих дней он почувствовал облегчение от болезни, и брань отступила от него». Известный по собственному дару духовного рассуждения инок Скита, преподобный Агафон, был спрошен о блудной страсти. Он отвечал спросившему: «Поди, повергни силу твою в прах пред Богом, и обретешь покой». Подобный ответ по этому предмету давали и другие великие отцы. Вполне правильно и верно! Если измерить естество может только Бог, то сознание повреждения, произведенного в естестве первородным грехом, и смиренное моление о исцелении и обновлении естества Творцом его есть сильнейшее, действительнейшее оружие в борьбе с естеством. Оружие это ослабляется упованием на себя, к чему ведет излишний и несоразмерный с силами телесный подвиг. Преподобный Кассиан Римлянин замечает, что «страсть вожделения по необходимости борет душу до того времени, доколе душа не познает, что борьба эта превыше сил ее, доколе не познает, что невозможно ей получить победы собственным трудом и усилием, если не будет помощи и покрова от Господа». Весьма многие, желающие проводить благочестивую жизнь, приходят в совершенное недоумение, когда в них восстанут помыслы и ощущения плотского вожделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/pr...

В Отечнике читается следующая повесть: благочестивый муж в Египте оставил жену и детей, отрекся мира, и удалился в пустыню. На него восстала сильная брань от блудного беса, приносившего ему воспоминание жены его. Он исповедал это Отцам. Они, видя, что он подвижник, и исполняет все, заповедуемое ему, возложили на него сугубый подвиг, заимствовав его из различных жизнеописаний святых Отцов. От этого подвига он так ослабел, что слег в постель. По смотрению Божию пришел туда старец из Скита. В Египетском Ските – так называлась бесплодная и дикая пустыня, находившаяся в недальнем расстоянии от Александрии – жительствовали преподобные иноки, особенно обиловавшие благодатными дарами и даром духовного рассуждения. Скитянин посетил болящего, и спросил его: Авва! отчего ты болен? Он отвечал: Я из женатых, недавно пришел в эту пустыню, и враг навел на меня брань по поводу жены моей. Я исповедал это Отцам. Они возложили на меня различные подвиги, заимствовав их из жизнеописаний святых Отцов. Когда я начал исполнять их, то пришел в изнеможение, а брань сугубо возросла в теле моем. Скитский старец, услышав это, печалился, сказал ему: Отцы, как сильные, правильно заповедали тебе поступить так. Но, если хочешь, послушай моего смирения, и, оставив исполнение этих подвигов, принимай умеренное количество пищи в свое время, совершай умеренное правило и возложи на Господа всю печаль твою: Он победит врага, борющего тебя. Собственным же подвигом не возможешь получить победы на этой брани. Боримый брат начал вести себя по совету скитского старца: по прошествии немногих дней он почувствовал облегчение от болезни, и брань отступила от 383 . Известный по особенному дару духовного рассуждения инок Скита, преподобный Агафон, был спрошен о блудной страсти.

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/t...

И все-таки разница молитвенного правила общежительных и скитских монахов оставалась существенной. Ино же есть деание безмолвиа, и ино общаго жития , как писал в своих Главах святой старец Молитва усты (т.е. молитвы, которые поют и читают - по определению преподобного Нила Сорского) и телесное делание (поклоны), строго определенные на каждый день, составляли, главным образом, молитвенное делание волоколамского инока. Обычно монах Иосифо-Волоколамского монастыря вычитывал в келье четыре кафизмы, два канона, повечерню малую (часть вечернего богослужения, совершаемого по вечери, то есть после ужина) и полунощницу (молитвы, читающиеся в полночь), совершал поклоны с молитвой Богородице (ГИМ. Щук. собр., 212, л. 211 об. - 212). Скитский инок также читал повечерню, полунощницу, псалмы, клал поклоны. Но основное внимание всего келейного правила монаха скита сосредоточивалось на умной молитве , на достижении безмолвия - исихии, когда не молитвою молится ум , - пишет преподобный Нил в своих Главах , - но превыше молитвы бывает; и в обретении лучшаго молитва оставляется, в изступлении бывает, и ни хотениа имать чего Молитва усты , по учению святых отцов, является только необходимой и долгой подготовкой к умной молитве . Святый же Агафон рече: телесное делание лист точию; внутреннее же, сиречь умное, плодъ есть Именно об этой умной , внутренней молитве, как о высшем монашеском делании, писал в своих Главах преподобный Нил Сорский. Жительство Ниловы пустыни , записанное Плешковым, так рассказывает о келейном пребывании скитских иноков: после захода солнца седи в келлии безмолствуя и собрав си ум держи молитву имей же с нею и память смертную память суда Божиа и воздаяния благим же и злым делом имея во всем себе грешнейша всех и бесов сквернейша и по сех како хощеши мучен быти . Если придут слезы умиления, то необходимо постараться держать молитву - час, а потом перейти к молитвенному деланию - пению вечерних молитв (повечерицу), после этого вновь держать молитву - уже чистую, без всякого размышления, даже душеполезного, без помысла и мечтания - елика ти сила со всякою бодростию полчаса (ГИМ. Щук. собр., 212, л. 207 - 207 об.).

http://sedmitza.ru/text/443550.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010